Определите способ словообразования слова строительство

Бессловесный (бес), преуспевающий (пре), приберечь (при), воспеть (вос), безденежный (без), рассыпать (рас), испечь (ис), растолочь (рас), безвкусный (без).

219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфологическим способом. Выделите приставки.

Ты строишь планы, ты хлопочешь,

Ты рассчитаешь (рас) все по дням,

А жизнь захочет (за) — захохочет (за),

Ей смех и слезы пополам.

220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой.

рыбный от рыба — суффикс н

221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами.

голодание, заболевание — суффикс -ани-

снижение, учение, удивление — суффикс -ени-

братский, детский, светский — суффикс -ск-

ковровый, дворовый, сосновый — суффикс -ов-

задиристый, заливистый — суффикс -ист-

222. Обозначьте суффиксы в словах.

Зарядка — суффикс [к]

Заряженный — суффикс [яж] + суффикс [енн]

Открыто — без суффикса

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Кукушонок — суффикс [он] + суффикс [ок]

Разбрызгивать — суффикс [ива]

Кривизна — суффикс [изн]

Безоглядный — суффикс [н]

Росистый — суффикс [ист]

Живучесть — суффикс [уч] + суффикс [есть]

По-дружески — без суффикса

Безбоязненно — без суффикса

Ограниченность — суффикс [енн] + суффикс [ость]

Разведывать — суффикс [ыва]

223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже.

224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой.

225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения, происходят с производящей основой?

бежать — бег, дрожать — дрожь, грохотать-грохот, мутный- муть, хохотать- хохот, визжать- визг, лязгать — лязг, пищать — писк, густой — гуща, гладкий — гладь, носить — ноша, скучать — скука

226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний.

Раздеваться (ся), какой-то (то), раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться (ся), гнаться (ся).

227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

1) сложением слов; платье-костюм, кафе-клуб, зверосовхоз, скороспелый, железобетон, 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; кареглазый, газопровод, рыболов, змеелов, снегопад, громоотвод, самовар.3) сложением с использованием суффиксов; землеройка, Черноморский, картофелеуборочный, плодоовощной, соковарка, железнодорожник, 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; широкоплечий, 5) сложением частей основ МВТУ, АПН, ВТО, техпомощь (здесь часть основы ТЕХНИЧЕСК + слово)

Все способы словообразования

228. Определите, каким способом образованы следующие слова.

сварщик — суффиксальный от глагола сварить

гниль — бессуффиксальный от прилагательного гнилой

беспокойный — приставочно — суффиксальный от слова покой

железнодорожник — суффиксальный ( ик) от железнодорожный

подставка — суффиксальный (к) от глагола поставить

военрук — соединение частей слов

заграничный — приставочно — суффиксальный

229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме:

В упражнении нет подходящих слов

230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей основой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы.

Подземный — земля, глубь — глубокий, расшуметься — шуметь, высота — высь, поджарка — поджарить, пододеяльник — одеяло, безоблачный — облако, приглядеться — глядеть, выкупаться — выкупать, кофемолка — молоть + кофе, вездеход — ходить + везде, надкостница – кость.

Источник: dzotvet.ru

Как определить способ словообразования

Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.

Читайте также:  Как перевести деньги на эскроу счет при долевом строительстве без комиссии в Сбербанке

Как определить способ словообразования

  • Как определить способ словообразования
  • Как найти суффикс в слове
  • Как сделать словообразовательный разбор

Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.

Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.

Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.

Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.

При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».

В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).

Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».

Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».

Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».

При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» — эти существительные раньше были прилагательными.

Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.

Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».

Источник: www.kakprosto.ru

Рейтинг
Загрузка ...