Формы оперативного управления строительным производством. В строительстве существует две основные формы оперативного управления: управление по месячным планам-графикам и диспетчерское управление по недельно-суточным графикам.
В большинстве организаций оперативная работа ведется по месячным планам без детализации заданий в недельных и суточных графиках. Контроль выполнения плана производится по декадным отчетам управлений, участков и других подразделений треста. В таком же масштабе времени планируются поступление ресурсов и работа транспорта.
В этом случае оперативный контроль за ходом производства осуществляется лично руководителями строительных организаций выборочно или по сигналам с мест. В аппарате треста (в производственном отделе) и строительном управлении отдельным работникам ПТО поручают кураторство — наблюдение за отдельными участками производства.
Куратор должен вести наблюдение за отдельными участками производства. Куратор должен знать плановое задание подшефного подразделения и ход его выполнения. Свои обязанности он осуществляет, используя информацию с мест, а также путем личного посещения строительства. Обнаружив или получив сигнал об отклонении в ходе работ, куратор обязан принять меры.
Организация, планирование и управление в строительстве (1 пара) 18.10.2022
Такая система оперативного управления является начальным этапом диспетчеризации, ограниченным выполнением функций выборочного контроля и учета. Большинство возникающих вопросов в этом случае не находят оперативного разрешения. Другим существенным недостатком такой системы является отвлечение внимания руководителей всех рангов, включая высшее звено, на решение многочисленных, большей частью мелких и несложных текущих задач в ущерб выполнению своих основных функций.
Индустриализация, углубление специализации и рост темпов строительства требуют четкого и быстродействующего механизма оперативного регулирования хода производства. Этим положением определяются необходимость и значение диспетчерского управления.
Диспетчеризация — особая форма управления, предусматривающая обособление в отдельную централизованную службу функций оперативного руководства строительным производством и соответствующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.
Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обязанности, она должна строиться при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетентности и оснащенности.
Полномочность диспетчера на стройке должна выражаться в предоставлении ему полноты власти, необходимой для решения всех вопросов оперативного управления без вмешательства руководителя организации. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспетчера является назначение его заместителем главного инженера треста (управления) по оперативному управлению. Делегирование (передача) полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспетчерского руководства.
Организация управления в строительстве крупных комплексов
К диспетчерскому персоналу, особенно к главному диспетчеру, предъявляются высокие требования в смысле профессиональных и личных качеств. Первое необходимое условие — это безусловная компетентность. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель производственник, до этого выполнявший работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван. Диспетчер должен обладать организаторскими способностями, хорошей памятью и быстрой реакцией. Волевые качества — целеустремленность, настойчивость, решительность — должны сочетаться с безусловной корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.
Решающим фактором в диспетчеризации является оснащенность ее современными средствами коммуникаций и компьютерной техники. Применение стационарной и мобильной связи, а также электронной почты позволяет значительно повысить основное качество диспетчерской службы — оперативность.
Функции диспетчерской службы вытекают из основного содержания оперативно-диспетчерского управления строительством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:
сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения СМР, поступающей от организаций и подразделений, а также о допущенных отклонениях от графиков работ;
участие в рассмотрении недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;
контроль за выполнением недельно-суточных графиков всеми подрядными организациями, промышленными и транспортными предприятиями треста, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечение постоянного взаимодействия общестроительных специализированных и других организаций и подразделений, участвующих в строительстве;
оперативное регулирование хода производства, координации работ, решение текущих вопросов, передача исполнителям оперативных распоряжений руководства;
проведение ежедневных диспетчерских совещаний;
подготовка рапорта руководству о выполнении сменно — и не-дельно-суточных графиков.
Кроме того, диспетчерская служба подготавливает и участвует в оперативных совещаниях, проводимых руководством, контролирует диспетчерские службы подведомственных организаций, координирует действия производственных подразделений в аварийных ситуациях и т. д.
В состав системы диспетчеризации входят: сеть диспетчерских пунктов; диспетчерский персонал; оперативно-диспетчерская информация и документация; комплекс технических средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отображение оперативно-диспетчерской информации.
Оперативно-диспетчерское управление осуществляется диспетчерским персоналом из специально оборудованных пунктов: главного диспетчерского пункта (ГДП) — в тресте (или в другой аналогичной по мощности структуре), диспетчерского пункта — в строительном управлении и управлении производственно- технологической комплектации, передвижного диспетчерского пункта (ПДП) — на строительных участках.
В районах строительства крупных промышленных комплексов и при застройке жилых массивов может создаваться объединенная диспетчерская служба.
Состав и количество диспетчерского персонала определяются штатным расписанием за счет установленной численности административно- управленческого аппарата. Диспетчерский персонал организации состоит из главного (старшего) диспетчера, сменных диспетчеров и дежурных операторов.
Эффективность применения диспетчеризации в строительстве
Эффективность диспетчерского управления в строительстве подтверждается сравнительным анализом работы объектов, где оперативное управление происходит по месячным планам без недельно-суточных графиков и диспетчеризации, со стройками, где диспетчеризация и планирование осуществляются по недельно-суточным графикам. При диспетчерском управлении улучшается оперативное руководство производством: линейный аппарат освобождается от вопросов обеспечения; сокращается время на орг.мероприятия, устраняются непроизводительные потери рабочего времени машин, транспорта и рабочих; сокращаются непроизводительные потери времени производственным персоналом на получение необходимых указаний и распоряжений от руководства; обеспечивается ритмичность и непрерывность суточного планирования.
Наблюдения и хронометраж работы производственного персонала показали явные преимущества диспетчеризации, что отражено в табл.1
Источник: www.stud24.ru
Совершенствование организационных форм управления строительным производством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидова Лейла Тажировна
Строительное производство имеет межотраслевой характер и предполагает участие различных партнеров. Рационализация методов управления строительным производством невозможна без поиска наиболее эффективных форм управления продвижением продукции к конечному потребителю, оптимального организационного построения производственных и технологических систем, а также развития экономического механизма распределения результатов совместной деятельности. В статье обосновывается необходимость совершенствования методов проектного управления , повышающих эффективность реализации функций проектирования и сооружения строительного объекта, а также соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня его качества с полной ответственностью перед заказчиком за выполнение инвестиционно-строительного проекта в срок.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамидова Лейла Тажировна
Информационное моделирование и инжиниринговые схемы организации управления как основа инновационного развития строительной отрасли
Использование ключевых компетенций как элемента внутрифирменного маркетинга подрядных строительных организации
IMPROVEMENT OF ORGANIZATION FORMS OF BUILDING ENTERPRISE MANAGEMENT
Building production has interbranch characteristic and takes into account different partners cooperation. Rationalization of building production management methods is impossible without searching for more effective forms of management of promotion of production to the final customer, optimal organization building of production and technological systems and development of economic mechanism of division of results of interaction. The necessity of improvement of methods of project management , which makes higher the effectiveness of realization of project functions and building of an object and foreknown level of its quality with full responsibility before the customer for fulfillment of an investment and building project in terms are described in the paper.
Текст научной работы на тему «Совершенствование организационных форм управления строительным производством»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Строительное производство имеет межотраслевой характер и предполагает участие различных партнеров. Рационализация методов управления строительным производством невозможна без поиска наиболее эффективных форм управления продвижением продукции к конечному потребителю, оптимального организационного построения производственных и технологических систем, а также развития экономического механизма распределения результатов совместной деятельности. В статье обосновывается необходимость совершенствования методов проектного управления, повышающих эффективность реализации функций проектирования и сооружения строительного объекта, а также соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня его качества с полной ответственностью перед заказчиком за выполнение инвестиционно-строительного проекта в срок.
IMPROVEMENT OF ORGANIZATION FORMS OF BUILDING ENTERPRISE MANAGEMENT
Building production has interbranch characteristic and takes into account different partners cooperation. Rationalization of building production management methods is impossible without searching for more effective forms of management of promotion of production to the final customer, optimal organization building of production and technological systems and development of economic mechanism of division of results of interaction. The necessity of improvement of methods of project management, which makes higher the effectiveness of realization of project functions and building of an object and foreknown level of its quality with full responsibility before the customer for fulfillment of an investment and building project in terms are described in the paper.
Ключевые слова: строительное производство, организационные формы, проектное управление.
Keywords: building production, organization forms, project management.
Строительство является важнейшим элементом инвестиционного процесса. Воспроизводственная и технологическая структуры инвестиций, продолжительность инвестиционного процесса, уровень удельных капитальных вложений являются факторами, определяющими эффективность строительного производства, с одной стороны. С другой стороны, методы строительства, его масштабы и темпы развития во многом определяют эффективность инвестиций в сопряженных со строительством отраслях экономики.
Процесс строительного производства характеризуется, прежде всего, длительностью выполняемых работ. Продолжительность производственных процессов в современных строительных мегапроектах, обусловленная сложностью и большими объемами выполняемых работ, оказывает значительное влияние на экономические показатели деятельности строительных организаций.
Специфика управления строительным производством обусловлена также межотраслевым (межфирменным) характером, даже в тех случаях, когда заказчики сами осуществляют функции подрядчика. Например, крупные промышленные фирмы и корпорации, имеющие строительные отделения, привлекают к реализации инвестиционных проектов проектные институты, консалтинговые фирмы, компании по архитектурному проектированию и дизайну.
Вышеуказанные обстоятельства требуют координированное и четкого взаимодействие всех участников строительного производства, использования механизмов, позволяющих оптимизировать сроки строительства.
Сокращение продолжительности инвестиционного процесса — важнейшая задача системы управления строительным производством. Пролонгирование временного интервала не только отодвигает окупаемость капиталовложений и получение прибыли, но и повышает риск ее снижения. Естественно, заказчик заинтересован в возможно более быстром вводе объектов в эксплуатацию, освоении мощностей, выпуске продукции и получении прибыли. Поэтому современные системы управления подчинены идее ускорения оборота капитала и интенсификации инвестиционного процесса, которые реализуются путем сокращения периода проектирования, совмещения во времени проектирования и строительства, организации бесперебойного обеспечения объектов строительства всеми необходимыми ресурсами и оборудованием, а также путем рациональной организации строительного производства и обеспечения оперативного контроля за соблюдением его сроков.
В экономически развитых странах при определенных особенностях, характерных для той или иной страны, существует три основных организационных системы управления проектно-строительными работами: традиционная (генподрядная), «проектирование-строительство» и «управление строительством».
Традиционный подход состоит в том, что заказчик поручает архитектурно-проектной фирме подготовку проекта и составление рабочих чертежей и спецификаций. Данная документация составляет основу контракта при сдаче подрядов с торгов. Получивший контракт подрядчик осуществляет строительные работы под контролем архитектора-проектировщика, выступающего в качестве представителя заказчика. Основным недостатком этого метода является длительный период до начала строительных работ, который требуется на подготовку проектной документации и сдачу подрядов.
Система «проектирование-строительство» объединяет основные стадии строительного процесса и совмещает во времени наиболее продолжительные этапы инвестиционного цикла — проектирование и строительство. Это эффек-
тивная система, она все больше находит применение в строительстве промышленных объектов. При такой системе управления основной подрядчик принимает на себя обязанности по выполнению таких работ, как проектирование, управление, строительство, монтаж оборудования, ввод объекта в эксплуатацию, т.е. те же работы, что и в случае выполнения их по комплексному подряду. Другими словами, в условиях организации управления строительством по системе «проектирование-строительство» фирма, берущая на себя ответственность за выполнение всего контракта, участвует в нем, начиная с процесса проектирования и заканчивая сдачей объекта заказчику.
Совмещение этапов проектирования и строительства в наиболее простой форме рассматривают как метод установления продуманных отношений между заказчиком, архитектором и подрядчиком для завершения строительства объекта в наиболее сжатые сроки.
В системе «проектирование-строительство» конкретная фирма (чаще всего проектно-строительная), действуя как генподрядчик, берет на себя функции проектирования и сооружения объекта и несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение проекта в срок, за соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня качества.
Если при генподрядной системе реализуется последовательность строительного процесса «проектирование — заключение контракта — строительство», то в системе «проектирование — строительство» осуществляется последовательность — «заключение контракта, проектирование, строительство».
Совмещение процессов проектирования и строительства обладает преимуществами по сравнению с традиционными методами проектирования и строительства. Применение данного подхода оправдано для российской практики строительства.
Основные преимущества «проектирование-строительство» перед традиционной:
❖ уменьшение числа конфликтных ситуаций между проектировщиками и строителями;
❖ повышение уровня взаимодействия между участниками строительства;
❖ улучшение использования знаний и опыта подрядчика в области организации строительства;
❖ устранение необходимости в предоставлении полной проектно-сметной документации, что особенно важно, т.к. это позволяет начинать строительство еще до того, как подготовлена вся проектно-сметная документация.
В то же время, совмещение стадий проектирования и строительства приводит к некоторому удорожанию работ за счет неточностей проекта и его изменений в ходе строительства, размер которых колеблется от 2,5 до 4%. Однако это компенсируется снижением себестоимости до 10-12% за счет сокращения объемов проектных работ, общего цикла проектирования и сроков строительства (экономия времени составляет от 12 до 30%).
Одна из разновидностей организационной формы «проектирование-строительство» — контракты на сдачу объекта «под ключ». Преимущества контрактной формы: фиксированная стоимость проекта, единая ответственность генподрядчика, снижение степени его зависимости от заказчика при реализации контракта. Согласно экспертным оценкам, заключение контрактов на сдачу объектов «под ключ» сокращает по отдельным объектам продолжительность строительства на 25%, что снижает и стоимость конечной продукции.
В последнее время применяют двухступенчатую процедуру подготовки контрактов на сдачу объектов «под ключ», при которой условия заказчика анализируются подрядчиком, который, в свою очередь, готовит встречные предложения. Это снижает возможный риск появления ошибок.
Систему «проектное управление строительством» начали внедрять в США в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века. Порядка 40% проект-но-строительных работ выполняется с использованием этой системы. Сущность ее в том, что управляющая фирма, не ведущая сама строительные работы, осуществляет одновременно контроль за стоимостью, сроками и качеством работ, обеспечивая выполнение требований, поставленных заказчиком. При этом фирмы, осуществляющие строительные работы, подчиняются не генеральному подрядчику, как в традиционной фирме, а непосредственно заказчику, представителем которого выступает управляющий строительством.
Функции по управлению строительством обычно возлагают на архитектурно-инжиниринговые фирмы, подрядные фирмы или независимые специализированные группы по управлению, имеющие опыт в строительстве. Например, в США эти организации объединены в Ассоциацию по управлению строительством, которая разрабатывает стандарты и принципы деятельности в этой области, типовые контракты, квалификационные требования и т.д. Управляющий строительством выступает как координатор деятельности всех участников строительства, обращая особое внимание на совмещение этапов проектирования и строительства.
Заказчик может оставить за собой в полном объеме выполнение функции контроля или возложить ответственность за ее выполнение на управляющего строительством.
Для управления ходом выполнения проекта создается проектная группа, которую возглавляет управляющий проектом. Он принимает решения, затрагивающие одновременно обе основные стадии строительного процесса.
Контроль за стоимостью строительства предусматривает подготовку соответствующего бюджета и обеспечение того, чтобы проектная документация укладывалась в рамки этого бюджета. При этом особое внимание уделяется эффективному использованию выделяемых средств. Управляющий строительством обычно анализирует стоимость работ на стадиях составления сметы, проектирования и подготовки проектной документации. Он наблюдает за проектными работами и консультирует проектировщика по вопросам стоимости. Заявки подрядчиков поступают к управляющему строительством
для анализа и предоставления заказчику на утверждение либо непосредственного заключения контракта.
В процессе строительных работ управляющий строительством контролирует расходы, осуществляет ежемесячные расчеты с подрядчиками, оценку вносимых в проект изменений, урегулирование исков и претензий, определение окончательной стоимости строительства.
Второй функцией управления строительством является контроль за сроками выполнения работ. Так, в США разработана и применяется автоматизированная система разработки сетевых графиков, которые включают строительные работы и сдачу готовых объектов.
Однако до разработки подробных графиков управляющий строительством подготавливает схематический план, в рамках которого эти графики составляются, а также план закупок материалов и оборудования. Поскольку управляющий строительством несет особую ответственность за соблюдение графиков, он следит, чтобы при проектировании соблюдались установленные подрядчиком сроки. В случаях отставания от графика управляющий выясняет причины этого и дает рекомендации по исправлению положения. При этом учитываются последствия изменения проекта в ходе строительства и другие задержки, в график строительства вносятся соответствующие коррективы.
Одним из аспектов контроля за сроками работ является составление графиков на основе стоимостного содержания. При таком подходе производится оценка выполняемых работ, а инспекции на местах дают возможность не только контролировать соблюдение сроков, но и определять стоимость выполненных работ для соответствующих расчетов с подрядчиками. На завершающей стадии строительства составляется график сдачи готовых объектов.
Контроль качества предусматривает анализ проектной документации, включая чертежи, спецификации с целью выявления их соответствия нормативам и требованиям. В ходе работ управляющий строительством следит за их выполнением и сигнализирует архитектору, несущему прямую ответственность за качество, о замеченных отклонениях. Он также организует испытания и инспекции.
Как было отмечено выше, строительное производство имеет межотраслевой характер и предполагает участие различных партнеров. Исходя из этого, процесс взаимодействия предприятий строительного комплекса в едином экономическом пространстве в настоящее время недостаточно обоснован. Не в полной мере определены факторы, влияющие на выбор того или иного способа отношений, не установлена область действия каждой модели интеграции интересов участников строительного комплекса, направленной на реализацию их экономических интересов. Вместе с тем рационализация методов управления строительным производством невозможна без поиска наиболее эффективных способов продвижения продукции к конечному потребителю, оптимального организационного построения технологических систем и развития экономического механизма распределения результатов совместной деятельности.
Множество способов межотраслевого взаимодействия и моделей инвестиционно-строительной интеграции предполагает задачу выбора способа сотрудничества предприятий. В настоящее время эта проблема решается эмпирическим путем стихийной адаптации форм взаимодействия и моделей интеграции в практике функционирования предприятий. Вследствие разнообразия условий хозяйствования невозможно выявить рациональный вид отношений для каждого конкретного случая.
В настоящее время достаточно хорошо типологизированы и описаны как формы взаимодействия отраслей строительного комплекса, так и модели инвестиционно-строительной интеграции (акционерные общества, ассоциации, финансово-строительные группы, холдинги, корпорации и др.). В процессе исследования выявлены основные факторы, влияющие на выбор формы взаимодействия участников строительного производства: интересы участников, уровень технологической увязки, уровень конкуренции рынка строительной продукции, специализация участников, количество технологических объектов взаимодействия, организационно-правовые принципы построения отношений, наличие инвестиционных или банковских структур. Предложенный перечень факторов не представляется бесспорным, однако ни нормативная, ни теоретическая экономическая литература однозначно не определяют перечень факторов и показателей, которые легли бы в основу алгоритма выбора формы взаимодействия участников строительного производства.
По нашему мнению, многие организационные структуры могут реализовать дополнительные организационные преимущества именно в силу компактности местоположения входящих в них предприятий в качестве доминирующего фактора.
— Договорной тип регламентации отношений обеспечивает высокое качество трансакционных операций только в случае развитости рыночных средств регулирования взаимоотношений. К таким инструментамможно отнести: достаточное количество торговых посредников на сырьевых рынках, развитость информационных и коммуникационных инфраструктур, наличие у предприятий специализированных служб и подразделений по реализации строительной продукции и закупке материально-технических ресурсов. Их действие приводит к высокой конкурентности рынка строительной продукции, а при его неразвитости качественное взаимодействие может достигаться за счет организационных факторов, путем реализации определенных моделей инвестиционно-строительной интеграции.
— Централизованная диверсификация характерна для государственной собственности.
— Интеграция небольшого количества предприятий с высоким уровнем технологической связанности может осуществляться посредством перекрестного владения пакетами акций (вплоть до контрольных), что позволит предприятиям участвовать в органах управления смежников. Вместе с тем возможность реализации этого варианта довольно незначительна и ограничена степенью технологической связанности предприятий. Низкая связанность
предприятий компенсируется большим количеством смежников, что весьма затрудняет участие предприятий в деятельности каждого из них. Поэтому реальное воздействие предприятий-смежников друг на друга возможно только в случае высокой технологической связанности.
— Преобразование строительного предприятия в производственный кооператив — одна из форм стратегического альянса между конкурирующими мелкими производителями, что обеспечит контроль за деятельностью остальных товаропроизводителей и распределение прибыли в их пользу. Кроме того, количество участников кооператива практически не ограничено, что делает эту организационно-правовую форму наиболее приемлемой при решении вопросов между большим количеством однородных поставщиков или потребителей строительной продукции.
Однако кооперативы имеют существенные недостатки в организации интеграционных процессов, трудности в управлении и функционировании, сложности в создании. Прежде всего, кооперативные формирования не могут обеспечить организационную целостность всей технологической цепи движения строительной продукции.
Законодательством четко не определена степень участия каждого члена производственного кооператива в органах его управления в зависимости от его деятельности. Поэтому возможна ситуация, при которой управление в кооперативе будет осуществляться по принципу: один член — один голос при принятии решений общим собранием. Это может привести к тому, что в одинаковой степени будут учитываться голоса крупных товаропроизводителей, принимающих наибольшее участие в деятельности кооператива, и мелких, принимающих в ней незначительное и случайное участие. В результате создаются предпосылки для дезорганизации управления крупным специализированным производством. Поэтому целесообразно, чтобы в уставе кооператива были предусмотрены положения об определении количества голосов каждого члена в зависимости от его вклада в деятельность предприятия.
В соответствии с родом производственной деятельности в качестве организаций могут выступать: домостроительные комбинаты; заводы железобетонных изделий и конструкций; проектно-строительные, подрядные и субподрядные строительно-монтажные организации.
В строительстве утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме работ, выполненных по договорам строительного подряда, достигла 84%. Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность организации, способа включения единоличных капиталов в общий капитал организации. Общественный сектор экономики — это государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные предприятия.
Оценивая в целом положительно тенденцию развития малого и среднего бизнеса в строительстве, необходимо заметить, что при существующих недостатках функционирования и трудностях создания этой модели взаимоотношений кооперативные формирования не способны полностью решить
проблему межотраслевых связей, поэтому закономерно появление и развитие других форм инвестиционно-строительной интеграции.
— Объединяющая структура в виде координирующей ассоциации может способствовать развитию внутренних договорных отношений между предприятиями разных отраслей. Однако ассоциация не обладает ни административными, ни экономическими средствами воздействия на предприятия, а «мягкие» способы обеспечения управляемости межотраслевыми отношениями быстро исчерпывают свои возможности.
Участие в деятельности ассоциации предприятий с разными взаимозависимыми интересами, а также неспособность ассоциации воздействовать на интегрированные предприятия значительно снижают эффективность ее работы. Отсюда можно сделать вывод: ассоциация как координирующий орган, лишенный средств управления предприятиями, может эффективно функционировать только тогда, когда в ее состав входят предприятия, имеющие одинаковые или разные, но не взаимозависимые интересы. Такая ассоциация может заниматься, например, вопросами сбыта продукции, ведением общих дел предприятий и т. д. Вместе с тем она не способна выполнять функции хозяйственного органа управления, не имея на это средств, а, следовательно, и регулировать межотраслевые отношения.
В исключительных случаях возможно полное слияние строительных и промышленных предприятий в одно юридическое лицо. Такая модель может быть реализована в пределах административно-территориального района или
локальной зоны при высоком уровне технологической связанности предприятий.
— Главная особенность финансово-строительных групп — их высокая способность объединять активы предприятий разных отраслей, что обеспечивает развитие связей между ними. Привлекательным этот вид интеграции делает также участие в ее деятельности финансово-кредитных организаций.
В то же время необходимо отметить, что создание интегрированных формирований в виде финансово-строительных групп имеет свои ограниченность и трудности. Подобным объединениям присущи недостатки крупных объединений, требуется разработка документов, регламентирующих внутренние взаимоотношения (устав, соглашение по финансовым вопросам, положение о межпроизводственных отношениях и т. д.). Кроме того, сужают область применения этих моделей заложенные в них акционерные принципы функционирования и управления.
Анализ различных организационных форм управления предприятиями строительного комплекса, получивших развитие в ходе рыночных преобразований в проблемных регионах России, позволил установить факторы, тормозящие развитие финансово-промышленных (финансово-строительных) групп. Главными из них, по нашему мнению, являются дефицит управляемости инвестиционным (в том числе инновационным) процессом и проблемы обеспечения инновационных программ финансовыми ресурсами.
Отсюда можно сделать вывод: финансово-строительные и подобные им группы наиболее активно образуются в самодостаточных регионах с сильно развитым промышленным сектором. В проблемных регионах, исходя из сложившихся условий, в настоящее время наиболее перспективным направлением развития организационных форм инвестиционной (в том числе инновационной) деятельности является развитие малого предпринимательства в сфере производства инновационно-инвестиционных услуг для строительного комплекса. Однако условия, благоприятные для эффективного развития малых организационных форм подобного рода, т.е. отвечающие требованиям рыночной экономики, в регионах пока не созданы. Во многом это связано с отсутствием государственного протекционизма и программно-целевого подхода к решению вопросов развития строительного комплекса.
Развитие строительного комплекса в современных условиях предполагает развитие всех методов строительной деятельности, как подрядной, так и хозяйственной, исходя из потребностей локального рынка. В ряде случаев целесообразно производить первичную переработку строительного сырья в местах его добычи для сокращения его потерь и снижения транспортных расходов. Решение о строительстве предприятий строительных материалов должно обосновываться исходя из характеристики технологического оборудования, его способности обеспечить получение прибыли, транспортных расходов, связанных с доставкой сырья к месту переработки и готовой продукции к месту потребления. Развитие хозяйственной переработки не является альтернативой монополии перерабатывающих предприятий, но должно способствовать наиболее рациональному использованию сырьевых ресурсов.
Такая постановка вопроса предполагает, что решение об их создании будет основываться на сравнении эффективности переработки продукции в различных производствах, а не определяться взаимоотношениями строительства и промышленности строительных материалов.
Анализ практики функционирования отечественного строительного производства показал, что основной тенденцией развития организационных форм российских строительных компаний, безусловно, является образование холдингов (корпораций) с выделением специализированных строительных комплексов, производства строительных материалов, машинного парка, проектных мастерских, отделов продаж жилья и эксплуатации жилых зданий. Главным преимуществом холдинговых структур руководители строительных компаний считают:
❖ расширение самостоятельности и ответственности руководства выделенных подразделений;
❖ возможность поиска дополнительных заказчиков, увеличение загрузки компании;
❖ повышение экономической эффективности работы самостоятельных подразделений, рост материальной заинтересованности управленческого персонала;
❖ снижение себестоимости строительно-монтажных работ за счет конкуренции «своих» дочерних и сторонних организаций;
❖ возможность привлечения дополнительного капитала при учреждении дочерних компаний.
Следует отметить, что все возрастающую роль в возникающих холдинговых структурах играют комплексы по производству строительных материалов и конструкций. Развитие индустриальной составляющей холдинговых структур объясняется следующими основными причинами: повышение надежности поставок; более стабильные затраты на строительные материалы и конструкции; максимальная адаптация технологических характеристик материалов и конструкций к производственным потребностям компаниям.
1. Асаул А.Н. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере / А.Н. Асаул, В.П. Грахов. — СПб.: Гуманистика, 2007. — 248 с.
2. Асаул Н.А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса/ Н. А. Асаул. — СПб.: Гуманистика, 2004. — 280 с.
3. Рахман И.А. Зарубежный опыт регулирования инвестиционно-строительной деятельности. // Экономика строительства, 2001, №6. С. 4552.
Источник: cyberleninka.ru