Содержание Введение 2 Глава 1. Организация кадастровой деятельности в России 6 1.1. Понятие и принципы организации кадастровой деятельности 7 1.2. Виды и содержание кадастровых работ 13 1.3.Основания для выполнения кадастровых работ 23 Глава 2. Проведение кадастровых работ в городе Калуга 26 2.1. Характеристика ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области 26 2.2. Организация землеустроительной и кадастровой
Организация кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства (2)
Для эффективного функционирования системы управления недвижимостью важно располагать конкретной информацией о том, в отношении каких объектов происходит тот или иной управленческий процесс. В связи с этим необходимы полные и достоверные сведения об объектах недвижимости, полученные на основе технической инвентаризации. Действенная система кадастрового учета объектов недвижимого имущества призвана отслеживать состояние объекта (различные характеристики) с момента его проектирования до конца жизни с целью информирования различных структур управления.
Техническая инвентаризация недвижимости, как процедура, существует еще со времен советского государства и была направлена на строгий учет государственного имущества. Проводили ее исключительно бюро технической инвентаризации, которые впоследствии и занимались архивированием данных инвентаризации по все объектам недвижимости.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости заключается в проверке и определении на конкретную дату наличия, местоположения, назначения, фактического использования, состава, состояния и стоимости объекта.
Основными задачами кадастрового учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
- обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
- формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
- обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
- информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения статистического учета.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно в ходе технической инвентаризации объектов капитального строительства выявляются и получают официальное закрепление характеристики объекта, позволяющие однозначно выделить его из числа других объектов недвижимости.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов связанных с организацией кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства и носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Правовой режим объектов незавершенного строительства
. работе с объектами незавершенного строительства. Необходимо довести данную информацию до таможен. Заместитель начальника Управления капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов А.И.КОВАЛЬСКИЙ Утверждено . авторы преследовали цель создания единого объекта недвижимости (земельного участка и объектов недвижимости) уже на стадии строительства здания или сооружения. Однако вряд .
1) изучить теоретические аспекты кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства;
2) выявить актуальные проблемы кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства в современных условиях;
- Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из пяти разделов, заключение, список использованных источников и приложения.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе.
Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Кадастровый инженер в вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.[13]
Саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров.
В составе СРОдолжно быть не менее семисот членов, соответствующих обязательным условиям членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ, третьими лицами саморегулируемые организации кадастровых инженеров создают национальное объединение.
Национальным объединением признается некоммерческая организация, членами которой являются более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
1.1 История развития кадастровых работ в России
Развитие земельного кадастра в России имеет, многовековую историю. В истории развития земельного кадастра России можно выделить четыре основных этапа.
Этап становления. Начало становления кадастра относится ко времени образования Киевской Руси, об этом свидетельствуют некоторые статьи «Пространной Русской правды» Владимира Мономаха. Качественная оценка имела упрощенный характер, земельные угодья подразделялись по видам — дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья, без почвенных различий. Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в.
На развитие древнего земельного кадастра в России определенное влияние оказало монгольское владычество. Поскольку для верного учета и сбора дани проводилась перепись жителей, а также их имущества. При раскладке дани учитывалось качество и качество княжеских земель и частных лиц.
Саморегулируемая организация кадастровых инженеров
. и стандартов профессиональной деятельности кадастровых инженеров, являющимися обязательными для выполнения всеми членами СРО кадастровых инженеров. Саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в соответствии со ст.34 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального .
Наиболее активно земельный кадастр рассматриваемого периода получил свое развитие в период распада феодального общества и образования централизованного государства. Оценка земель производилась для целей налогообложения в условных единицах. Основной единицей податного обложения служила соха, а система учета земель получила название «сошного письма».
Кадастровый учет земель в XVI веке проводился по Писцовому наказу (1622г.), согласно которому на писцов возлагались обязанности учета и измерения пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Следует отметить, что Писцовые книги того времени имели юридический и правовой характер. В Писцовые книги заносилась информация о сделках с землей — купля-продажа, обмен земельными владениями, передача земель по наследству. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Вместе с тем, качественная оценка угодий была условной, согласно которой земельные угодья делились на 4 группы — добрые, средние, худые и очень худые. Оценочной формой были различные окладные единицы — соха, выть, сошка. Позднее, московская соха служила единицей податного налога.
Второй этап развития земельного кадастра в России связан с учением В.В.Докучаева о почвах. Если первый период развития земельного кадастра носит чисто описательный характер, то методика оценки земли, разработанная В.В. Докучаевым, носит характер научно-обоснованных исследований по определению ценности земли с использованием картографического материала, составлением картосхем, физического и химического анализа почв и одновременным изучением экономических условий местности (при участии знатоков края).
Земельно-оценочные работы, проводимые под руководством В.В.Докучаева и его ближайшего ученика Н.М. Сибирцева, стали первыми комплексными исследованиями, при которых изучались не только собственно почвы, но и агроэкономические условия хозяйств, культура земледелия, урожайность сельскохозяйственных культур. В экспедициях участвовали не только почвоведы, но и климатологи, ботаники, экономисты-статистики. В это время создается школа почвоведов. Большая роль в развитии русской бонитировки почв принадлежит одному из учеников В.В. Докучаева — Н.М. Сибирцеву.
Третий этап развития земельного кадастра. После социалистической революции 1917 года происходит значительное расширение роли землеустройства. На первый план выдвигаются задачи по учету и закреплению границ землепользований на местности. Вследствие ликвидации частной собственности на землю и значительного перераспределения земель между крестьянами возникает необходимость в производстве геодезических работ на больших территориях. Земельно-кадастровые работы 20-х годов носили опытный характер, работы продвигались медленно, и к концу 1927 года были оценены земли в 18 волостях общей площадью 833 тыс. га.
Значительным сдвигом в развитии земельно-оценочных работ явилось внедрение аэрофотосъемки. Впервые съемку применяли в 1927 году на Украине и в Средней Азии, позднее — в 1928 году в Фергане и в Московской области. С этого времени начинается широкое проведение по всей территории страны специальных видов съемок — геоботанических, почвенных, агрохимических. Это позволило проектировать работы по улучшению качества земель, проведению мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий.
Предоставление земельных участков для жилищного строительства .
. индивидуального жилищного строительства; поиск решений выявленных проблем и формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в сфере регулирования земель , предназначенных для жилищного строительства. . на земли определенной категории. По мнению И .Л. Иконицкой, правовой режим земель представляет собой установленное нормами права . — гражданам .
Качественно новый скачок в развитии земельно-оценочной деятельности связан с введением в действие Земельного кодекса РСФСР (от 13 декабря 1968 года), содержащего раздел о государственном земельном кадастре. «Общественная методика оценки земли» (декабрь 1976 года) определила цель, порядок проведения земельно-оценочных работ и порядок составления земельно-кадастровой документации. Экономическая оценка земли предусматривала выполнение следующих видов оценки: качественная оценка (бонитировка) земель для определения пригодности их использования в сельском хозяйстве; частная экономическая оценка, проводимая для определения эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур и вложений (затрат) на землях разного качества; общая экономическая оценка земли как средства производства в сельском хозяйстве по экономическому плодородию в целом. По всей территории СССР проводится кадастровое районирование на основе природно-сельскохозяйственного районирования и учета приблизительно одинаковых местных климатических условий, физико-химических свойств почв и специализации хозяйства.
Следует отметить, что при проведении земельно-оценочных работ возникали недостатки: субъективность, «привязанность» кадастровой оценки не к естественным образованиям, а к городам, хозяйствам, отчетной документации. Для решения этой проблемы использовались «эталонные» хозяйства, в которых типы и разновидности почв составляли 2/3 от общей площади, или включением в оценку большего числа хозяйств. Оценка производилась методами корреляционного анализа.
В целом кадастровая оценка земель в СССР была направлена на плановую оптимизацию хозяйства. В России оценка земли всегда была неразрывно связана с политико-государственным строем, теория оптимального планирования носила отпечаток административно-командного политического строя государства. Земельные ресурсы интенсивно использовались на получение, так называемого «нормального» (нормативного), урожая без учета агроэкологического потенциала земли, и ее экологической устойчивости.
Современный земельный кадастр принципиально отличается от ранее существовавших форм земельного кадастра. С 1991 года, в соответствии с Федеральным Законом от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю», использование земли в России является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Современный этап земельных преобразований нацелен на переход к рыночным механизмам регулирования земельных отношений. Современный земельный кадастр от ранее существовавших форм отличается также проведением массовых мероприятий по определению кадастровой стоимости земли по единому методическому подходу.
В августе 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.
Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества — ипотеке.
Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.
Первым нормативным, правовым документом был Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который был принят 2 января 2000г.
В июле 2007 года был принят внесенный Правительством Российской Федерации закон «О государственном кадастре недвижимости». Этот закон дает основные понятия, что такое формирование объектов недвижимости, т.е. процесс, когда объект недвижимости выделяется из материального мира и становится правопригодным, правоспособным, в том числе для последующей регистрации прав на этот объект.
Кадастровая система обеспечивает правообладателей гарантиями прав на имущество, налоговые органы — актуальными сведениями об объектах налогообложения, рынок недвижимости — достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях, систему органов государственного и муниципального управления — данными для формирования государственной политики в сфере землепользования, учета недвижимости и развития территорий.
Принятие нового закона о государственном кадастре недвижимости, который вступил в силу с 1 марта 2008 года, ставит новые задачи по разработке соответствующих подходов и методик для применения в практике. Закон имеет несколько изменений и нововведений. В частности, в законе четко и подробно закреплено положение о процессе формирования объектов кадастрового учета.
С 1 марта 2009 года произошло объединение организаций: Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) в единую службу — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) — существовавший до 31 декабря 2016 года государственный информационный ресурс (включающий в себя документы на бумажных и электронных носителях, дела и систему записей по установленной форме в книгах учёта, производимых государственным регистратором), который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также данные об объектах недвижимого имущества, сведения о правообладателях, наличие обременений, арестов и т. д. на территории РФ.
Ведение ЕГРП осуществляется на основе Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
С 1 января 2017 года ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (ГКН) объединились в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
1.2 Общие положения осуществления кадастровой деятельности
Согласно ФЗ-№221 «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют ФЗ-№221 «О кадастровой деятельности», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти .
Результатом кадастровых работ является:
- в отношении земельных участков -межевой план;
- в отношении объектов капитального строительства — технический план;
- комплексных работ — карта-план;
- в отношении прекративших своё существование объектов недвижимости — акт обследования.
1.3 Кадастровый инженер.
Требования, предъявляемые к кадастровому инженеру
Согласно ФЗ — №221 «О кадастровой деятельности» кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
- наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ;
- сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера;
- отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20ФЗ- № 221
По данным сайта Росреестра по состоянию на 1 июня 2017 г количество кадастровых инженеров в России составляет 39423, из них 28251 состоят в СРО.
В Бурятии количество кадастровых инженеров составляет 296 человек. Из них 233 занимаются кадастровой деятельностью, 173 состоят в СРО. 190 кадастровых инженеров занимаются кадастровой деятельностью в качестве юридического лица, 43 в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кадастровые работы — это комплекс инженерных услуг, которые состоят из сбора информации о недвижимости, анализа полученных данных и их регистрации. К объектам кадастровых работ относят здания, сооружения, земельные участки, которые организуются, реорганизуются, изменяются, учитываются и регистрируются. Объектами кадастровых работ считаются все объекты недвижимости РФ, что закреплено ФЗ № 122. Другими словами, эти мероприятия подготавливают документацию, содержащую все необходимые сведения о недвижимости, которые используются для проведения учёта и регистрации в реестре сведений.
Организация кадастровой деятельности при выполнении кадастровых работ. Дипломная работа
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные теоретические и методические положения механизма исправления ошибочных сведений могут быть положены в основу нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, инструкций и иных ведомственных документов по устранению ошибочных сведений кадастра.
Таким образом, можно отметить кадастровая деятельность – это подготовка управомоченным лицом документов на объект недвижимого имущества, необходимых для государственного кадастрового учета.
Кадастровый учет – это внесение в Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений, подтверждающих существование определенного объекта недвижимости и прав собственности на него.
Для государственного кадастрового учета необходимо предварительное проведение кадастровых работ с целью подготовки межевых планов земельных участков, а с 1 января 2013 г. и технических планов зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
С 1 января 2011 года кадастровую деятельность могут осуществлять только кадастровые инженеры. Роль и значимость кадастровых инженеров в современной России
неуклонно возрастает, и этому есть объяснение, поскольку деятельность кадастровых
инженеров сегодня выступает в качестве составной части государственной земельной
политики. Кадастровый инженер самостоятельно выбирает форму кадастровой деятельности (ст. 31, 32, 33 Закона о кадастре недвижимости):
— либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в надлежащем порядке;
— либо сотрудник коммерческой организации, в штате которой должно быть не менее двух кадастровых инженеров.
Кадастровый инженер может быть добровольным членом саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (ст. 34 Закона о кадастре недвижимости). Саморегулируемая организация устанавливает обязательные для своих членов правила, но не может самостоятельно выполнять кадастровые работы. Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учета. Для проведения кадастровых работ всегда требуется юридическое обоснование – кадастровый план. Исходя из ст. 35 Закона о кадастре недвижимости основанием является договор на выполнение кадастровых работ либо определение суда, который свободен в выборе кадастрового инженера или организации.
Договор заключается с кадастровым инженером — индивидуальным предпринимателем либо с организацией, в штате которой состоят не менее двух кадастровых инженеров (ст. 36 Закона о кадастре недвижимости). Предметом договора является подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления:
— о постановке на кадастровый учет объекта или объектов недвижимости;
— об учете изменений объекта недвижимости;
— об учете части объекта недвижимости;
— о снятии с учета объекта недвижимости.
Таким образом, в зависимости от предмета договора кадастровый инженер передает заказчику как результат кадастровых работ:
— межевой план (для учета участка, изменений участка, части участка);
— технический план (для учета иных объектов недвижимости, изменений объекта, частей объекта с 1 января 2013 г.);
— акт обследования (для снятия с учета объекта недвижимости с 1 января 2013 г.).
ПК «ГЕО» осуществляет весь спектр кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов (межевых и технических планов), содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения об объектах недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства). Также оказываются услуги непосредственно по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, результатом которого является получение кадастровых паспортов на объекты недвижимости.
К основным видам кадастровой деятельности, осуществляемых компанией относятся следующие виды работ:
1. Межевание земельных участков с целью:
2. Изготовление технических планов:
3. Установление охранных зон:
Кадастровая деятельность даёт возможность централизованной обработки в ведение единого реестра объекты недвижимости, что позволяет выявить множество ошибок в реальном местоположении объектов. Из-за несовершенства технологий прошлых лет было множество разных баз, у каждой организации собственный архив, поэтому на данном этапена один объект может быть несколько технических паспортов различных по содержанию, а это лишние денежные затраты и ошибки в нынешнем государственном кадастре. Технический план содержит достаточно информации для кадастрового учета и в скором времени должен в себе объединяет в себе все три реестра, которые предшествовали нынешнему реестру: реестр прав собственности, реестр земельных участков и реестр жилых объектов капитального строительства.
Для совершенствования кадастрового учета объектов недвижимости, необходимо внести следующие изменения:
1. Установить порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, что должно привести к отмене подготовки технических паспортов.
2. Дополнить технический план, тем самым дополнив необходимой информацией государственный кадастр недвижимости, потому что технический план в полной мере сможет заменить технический паспорт только в том случае, если будет сделан на основании проектной документации. Сегодня государственный кадастр недвижимости находится на стадии развития, а именно выходят новые постановления и редактируются уже имеющиеся федеральные законы, поставлено много целей на ближайшее будущее, например, одна из которых: разработка плана мероприятий «дорожная карта» «Оптимизация процедур регистрации собственности», который будет являться стратегией развития Росреестра до 2018 года. Меры, предусмотренные проектом, позволят существенно повысить достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости, и к 2018 году, впервые в новой истории России, создать единый государственный информационный ресурс объектов недвижимости (в том числе, земельных участков. В настоящее время уже произошли изменения в формирование технического плана, так декларация перестаёт быть документом основанием для технического плана, основным становится проектная документация, что бы технический план был более содержательным и полезным.
Организация кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства . СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. … Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе.
Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства. История вопроса и нормативно-правовое регулирование на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагателян Лаура Альбертовна, Зиновьев Владимир Николаевич, Бадулина Наталья Ивановна
В статье рассматриваются основные виды объектов капитального строительства , исторические предпосылки кадастрового учета данных объектов и нормативно-правовое регулирование
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагателян Лаура Альбертовна, Зиновьев Владимир Николаевич, Бадулина Наталья Ивановна
Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области
Cadastral works for capital construction objects. History reference and current regulatory framework
The article discusses the main types of capital construction objects, the historical background of the cadastral registration of these objects and legal regulation.
Текст научной работы на тему «Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства. История вопроса и нормативно-правовое регулирование на современном этапе»
Sagatelyan L.A. Cadastral works for capital construction objects. History reference and current regulatory framework
Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства. История вопроса и нормативно-
правовое регулирование на современном этапе
Sagatelyan Laura Albertovna,
Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU)
Scientific directors: Zinoviev Vladimir Nikolaevich, the candidate of technical sciences, associate professor of the department of Urban Planning, Land Use and Design;
Badulina Natalia Ivanovna, Higher lecturer of the Department of urban planning, land management and design;
Сагателян Лаура Альбертовна, магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
Научные руководители: Зиновьев Владимир Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна;
Бадулина Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна
Abstract. The article discusses the main types of capital construction objects, the historical background of the cadastral registration of these objects and legal regulation.
Keywords: capital construction; cadastral registration; technical accounting.
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды объектов капитального строительства, исторические предпосылки кадастрового учета данных объектов и нормативно-правовое регулирование
Ключевые слова: капитальное строительство; кадастровый учет; технический учет.
Рецензент: Гурнович Татьяна Генриховна, д.э.н, профессор, кафедра организации производства и инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ»
Все экономические процессы, происходящие в обществе на основе имущественных отношений и форм собственности, представляют собой экономическую систему данного общества. Эти отношения сопровождают человека на протяжении всей жизни, в связи с этим и есть необходимость своевременного усовершенствования правовой стороны этих отношений.
Система управления недвижимостью не может функционировать без актуальных и достоверных сведений о том, в отношении каких именно объектов происходит процесс управления. Кадастровый учет и
регистрация прав направлены на мониторинг (отслеживание различных характеристик и их изменений) состояния объекта с момента передачи сведений о нем до прекращения его существования (снятия с учета).
Основными объектами права собственности являются: имущество (включая деньги и ценные бумаги), работы и услуги, охраняемая информация, объекты интеллектуальной собственности, нематериальные блага.
Имущество делится на недвижимое и движимое. В рамках данной статьи будет рассматриваться именно недвижимое имущество (недвижимость), так как в отношении него и производится государственный кадастровый учет (рисунок 1).
Соотношение понятий «объекты капитального строительства» и «объекты недвижимости»
Рисунок 1. «Классификация объектов недвижимости в соответствии с Гражданским Кодексом РФ»
В соответствии с ГК РФ Статья 130. «Недвижимые и движимые вещи» [1]:
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке» [1].
Также следует отметить, что машино-местом (в рамках государственного кадастрового учета) будет признаваться именно часть здания или сооружения, предназначенная для хранения транспортного средства. Парковочные места, расположенные на открытых площадках и не ограниченные строительными конструкциями, не будут признаваться объектами недвижимости и объектами имущественных отношений. В свою очередь, приказом Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» закреплены следующие габариты машино-мест[8]:
Минимально допустимые размеры машино-места — 5,3 х 2,5 м., максимально допустимые размеры машино-места — 6,2 х 3,6 м.» [8].
Применительно к машино-местам также хотелось бы отметить, что на сегодняшний день отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие связь собственников квартир многоквартирного жилого дома и собственников машино-мест в подземных паркингах, относящемся к дому. Речь идет именно о расчетных машино-местах, минимальное количество которых определяется ГПЗУ и (или) местными городскими нормативами.
Парковочные места такого вида должны признаваться общим имуществом собственников жилых помещений и не быть объектами имущественных отношений. К ним должен быть свободный доступ, также как и к остальным элементам планировочной структуры (детским, спортивным площадкам и т.д.).
На данном этапе, проектирование объектов капитального строительства, создание проектной документации, экспертиза данных объектов и в последствии кадастровый учет представляют собой неразрывный процесс (рисунок 2).
Рисунок 2. «Основные этапы образования объекта капитального строительства»
Само разделение объектов строительства на капитальные и некапитальные, линейные исходит из определения градостроительного регламента, последний в свою очередь, определяет виды разрешенного использования, предельные и (или) максимальные параметры строительства и реконструкции объектов. Иными словами, определение вида, состава объекта, его конструктивное решение, будет исходить из заданных параметров и ограничений, устанавливаемых градостроительным регламентом, сводами правил и др. нормативными актами (рисунок 3).
r 1 г 4 Здания, строения, сооружения,
Капитальные обьекты незавершенного
г 1 Объекты строительства * И■ г -ч Некапитальные 1- * г ч Строения, сооружения, имеющие временный (сезонный) характер эксплуатации, такие как навесы, киоски и др.
г ч г ч Объекты, главной
Линейные является длина
(протяженность). Объекты инженерной инфраструктуры, дороги и др.
Рисунок 3. «Классификация объектов строительства согласно Градостроительному Кодексу РФ» [2]
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
Линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
Жилые дома блокированной застройки — жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними
блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования» [2].
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений можно выделить следующие понятия [3]:
«Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно -технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
Помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
Помещение с постоянным пребыванием людей — помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;» [3]
В свою очередь, Жилищный кодекс РФ (ст. 16) устанавливает виды жилых помещений [4]:
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире» [4].
Применительно к определениям, касающимся именно квартир, следует отметить, что термин «квартира-студия» в строительных нормах и правилах отсутствует, не смотря на ее популярность. Основное ее отличие в отсутствии перегородок между кухней и комнатой (комнатами). Планировка такого вида возможна только при устройстве так называемой «кухни-ниши», определение которой предусмотрено в СП 54.13330.2016 [9]:
«кухня-ниша: кухня без столовой зоны, расположенная в части жилого или вспомогательного помещения и оборудованная электроплитой и приточно-вытяжной вентиляцией с механическим или естественным побуждением» [9]. В квартире такого типа газовое оборудование (котел, газовая плита) должны быть исключены из соображений безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества. » вводятся следующие термины и определения [5]:
Садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;
Имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также -товарищество)»[5];
Рисунок 4. «Классификация земельных участков и построек на них согласно Закону о садоводстве»
Исторические предпосылки государственного кадастрового учета объектов капитального строительства.
Безусловно именно земля является базисом имущественных отношений и без учета ее характеристик невозможно вести кадастровый учет объектов капитального строительства.
Говоря о государственном кадастровом учете, невозможно не упомянуть о технической инвентаризации, ведь сведения о ранее учтенных объектах недвижимости в срок до 1 января 2013 года были переданы организациями технической инвентаризации органу кадастрового учета [6].
Первое упоминание о возникновении государственного технического учета можно отнести к 1275 г., именно тогда Великий князь Василий Ярославович (1236-1276 г.) предпринял попытку инвентаризации земель.
Но только в 1556 г. была проведена повсеместная опись земель на основании первой государственной инструкции, созданной 20 сентября 1555 г. Иваном Грозным (1530-1584г.), в ней содержались правила определения площадей и порядок их описания.
Спустя только 200 лет началось проведение «Генерального межевания земель», предполагавшее упорядочивание, упрочнение и расширение дворянского землевладения. Эту цель преследовало еще правительство Елизаветы Петровны (1709-1762г.), были составлены нормативные акты, по которым земли могли принадлежать владельцу лишь в том случае, когда дворянин мог подтвердить такое право документально. В то время дворянство всяческим образом игнорировало эти нововведения. К сожалению, за время правления Елизаветы Петровны межевание земель состоялось только в рамках Московского уезда.
Возобновление «Генерального межевания земель» относится к 1765 году, но проводилось несколько иначе. Если по каким-либо причинам отсутствовали документы на право владения, то достаточно было двух свидетелей-дворян, которые бы подтвердили такое право. Все это послужило массовому расхищению (самовольному присвоению) земель.
Генеральное межевание не только предусматривало закрепление прав за землепользователями, но и сопровождалось сбором важных данных о качественном состоянии хозяйстве страны.
Планы, межевые книги и материалы межевания включали:
— экономические примечания к описанию поместий, формы феодальной эксплуатации;
— сведения о качестве земель и лесов;
— о промыслах и промышленных предприятиях;
— о памятных местах и прочих.
Генеральное межевание земель велось около 90 лет. В конце XIX века была проведена повторная перепись, которая положила начало к инвентаризации зданий.
В начале XX века начались работы по инвентаризации городских земель, но из-за нехватки денег были прекращены. Позже, в 1914 г. также была прекращена из-за начавшейся Первой Мировой войны» [6].
«В истории технической инвентаризации можно выделить следующие основные этапы: [7]
Этапы истории технической инвентаризации
1 этап 1944-1950гг. Полная инвентаризация строений и правовая регистрация освобожденных городов и поселков
2 этап 1960-1972гг. Переоценка, определение износа основных фондов страны
3 этап 1982г Полная переоценка домового фонда, коммуникаций, земных зон для целей государственного страхования.
Весной 1927 года были созданы специальные бюро технической инвентаризации, в дальнейшем именуемые БТИ, с принятием Постановления «Об инвентаризации имущества местных Советов», которые выполняли следующие функции:
1) Техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда и других объектов недвижимости;
2) Контроль технического состояния строений и помещений;
3) Оценку и переоценку строений и помещений, в том числе для целей налогообложения;
4) Информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным техническим учетом объектов недвижимости.
Для упорядочивания и приведения системы оценки к единому знаменателю было издано Постановление «Об оценке строений для государственного страхования» от 26 апреля 1939 года, в следствии чего, была произведена глобальная переоценка зданий в городах и поселениях городского типа по всей стране» [7].
Этапы становления предприятий технической инвентаризации складывались следующим образом:
«Этапы становления предприятий технической инвентаризации»
1. 1957 приказ Министра коммунального хозяйства РСФСР №402 Учреждено Республиканское бюро технической инвентаризации как методический центр БТИ
2. 2000 приказ Госстроя №278 ФГУП «Ростехинвентаризация» назначено уполномоченной организацией для проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительн. деятельности на федеральном уровне
3. 2000 Постановление Правительства РФ №921 Технический учет и техническую инвентаризацию вправе осуществлять только уполномоченные Госстроем России организации технической инвентаризации.
4. 2004 Постановление Правительства №428 ФГУП «Ростехинвентаризация» передано из ведения Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в ведение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
5. 2009 Распоряжение Правительства РФ №409-р «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» передано в ведение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
6. 2012 ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля».
Нормативно-правовое регулирование кадастровых работ на современном этапе. В современной системе государственного регулирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимого имущества главное место занимает Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Юридическую основу регулирования кадастровых отношений составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Земельный Кодекс Российской Федерации;
3) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
4) Гражданский кодекс Российской Федерации;
5) Федеральный закон № 218 Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости»;
6) Федеральный закон №221 Российской Федерации «О кадастровой деятельности»;
7) Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»;
8) Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 627 «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке»;
9) Приказ Минэкономразвития РФ от 10.02.2012 N 52 «Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке»;
10) Приказ Минэкономразвития РФ от 23.11.2011 N 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»;
11) Приказ Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке»;
12) Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2010 N 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке»;
13) Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»;
14) Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке»
Федеральный закон №218 «О государственном кадастре недвижимости» фактически разделил объекты недвижимости на две группы:
1) Ранее учтенные, к ним отнесли те объекты, в отношении которых уже был произведен государственный технический учет и (или) государственная регистрация прав;
2) Объекты, которые не являются ранее учтенными, объекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013г, а также те о.н. в отношении которых не был произведен государственный технический учет или регистрация прав. (по ним осуществляется именно кадастровый учет)
Не маловажным нововведением оказалось межведомственное информационное взаимодействие, благодаря которому сведения (основные и дополнительные) об объекте недвижимости переносятся уже из проектной документации после сдачи объекта в эксплуатацию. Это своеобразная замена полноты сведений, ранее хранившимся в технических паспортах, а также фактор сокращения времени на кадастровые работы.
И тем не менее еще остаются объекты капитального строительства, для которых не требуется разрешение на строительство, в частности для индивидуальных и садовых домов, для которых Градостроительный кодекс предусматривает лишь «уведомление о планируемом строительстве». В данном случае кадастровый учет будет проводиться почти так же как и технический (без документов-оснований, чертежей и др.)
Из этого можно сделать вывод, на данном этапе собственник не обязан осуществлять технический учет, принадлежащего ему имущества, ведь на смену техническому паспорту пришел кадастровый, тем не менее собственник по-прежнему ответственен за техническое состояние принадлежащей ему недвижимости, должен своевременно вносить изменения характеристик технического состояния объекта, реконструкции, перепланировки и т.д. Эти требования можно отнести к бремени содержания собственником, принадлежащего ему имущества, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4. Текст с изм. и доп. на 26 мая 2019 г. (+ сравнительная таблица изменений) [Книга]. — Москва : ООО «Издательство «Эксмо», 2019.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2019 год [Книга]. — Москва : ООО «Издательство «Эксмо», 2019.
3. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 2 июля 2013 года).
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2019 год [Книга]. — Москва : ООО «Издательство «Эксмо», 2019.
5. Федеральный закон №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года).
6. https://lektsii.org/15-19047.html «История развития технической инвентаризации в России».
7. http://www.bti.ru/istoria/ Исторические сведения.
8. Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места». — 2016 г..
9. СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). Утвержден Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 883/пр [Книга] / авт. » ЦНИИЭП Акционерное общество «ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий» (АО. — г. Екатеринбург, Свердловская область : УралЮрИздат, 2017.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов связанных с организацией кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства и носит как теоретическую, так и практическую значимость. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: Нужна помощь в написании диплома ? Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. … ) изучить теоретические аспекты кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства ; ) выявить актуальные проблемы кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства в современных условиях
- https://drprom.ru/diplomnaya/kadastrovyie-rabotyi-v-otnoshenii-obyektov-kapitalnogo-stroitelstva/
- http://xn--b1admmflbe.xn--p1ai/?p=30154
- https://cyberleninka.ru/article/n/kadastrovye-raboty-v-otnoshenii-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-istoriya-voprosa-i-normativno-pravovoe-regulirovanie-na-sovremennom