Материально-техническая база (МТБ) строительства в широком смысле — это совокупность предприятий,отраслей, продукция или услуги которых, в той или иной степени используются в строительной отрасли. Т. о., можно считать, что все народное хозяйство республики является МТБ строительства.
Структурообразующие факторыМТБ: 1) предприятия стран зарубежья
2) предприятия отраслей народного хозяйства РБ
3)собственные предприятия строительных организаций, изготавливающие строительные материалы, конструкции. (Собственная МТБ)
В узком смысле МТБ — это совокупность групп предприятий, продукция которых практически полностью используется в строительстве: материальная база и техническая база.
Материальная база:
1)Группа предприятий строительной индустрии: — заводы по производству жбк;
— заводы по изготовлению электро- и санитарно-технического оборудования;
— предприятия по изготовлению столярных изделий и т.д.
2)Группа предприятий промышленности строительных материалов:
Современная логистика: закупки и снабжение
— заводы по производству вяжущих и изделий на их основе;
— заводы по производству кирпича всех видов, керамических изделий;
Заводы металлоконструкций.
Техническая база: — предприятия по эксплуатации и ремонту строительной техники;
-предприятия по ремонту транспортных средств, используемых в строительстве;
-механические заводы по изготовлению оборудования, оснастки, инструмента и т. п.
Принадлежность предприятий. Основная часть предприятий МТБ находится в системе строительного министерства РБ. Однако предприятия могут находиться в собственности совместных предприятий, в частных руках, являться собственностью иностранных компаний, строительных управлений, трестов или комбинатов.
Мощность МТБ — это совокупный объем выпускаемой за год продукции или предоставляемых услуг предприятиями, входящими в эту систему: кирпич – тысячами штук, сборный железобетон – кубометрами.
Учитывая разнообразие выпускаемой продукции и способы измерения этой продукции невозможно оценить мощность МТБ одним натуральным показателем.
В качестве универсальной единицы измерения мощности МТБ используется стоимостной показатель – на какую сумму выпускается продукции каждым предприятием, и по совокупности всей МТБ. Однако такой показатель не всегда отражает реальную сущность и подвержен влиянию инфляционных процессов.
Покупателями продукции предприятий МТБ являются строительные организации, а приобретают они столько материальных ресурсов, сколько нужно, чтобы выполнить согласованные с заказчиком объемы СМР.
Т.о.,мощность МТБ строительства должна соответствовать мощности строительных министерств, ведомств, объединений, частных организаций.
Темп роста подрядных работ ежегодно составляет 8 – 12 %. Возрастающие объемы строительства должны обеспечиваться необходимым количеством строительных материалов, конструкций, изделий. Часть продукции идет на экспорт. Хорошо известны такие предприятия как Белорусский цементный завод, «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер», «Керамин», «Гомельстекло», «Гранит».
Лекция №15 Материально техническая база строительства
17.Организация эксплуатации парка строительных машин: требования к парку, принадлежность строительных машин, взаимоотношения между владельцами строительных машин и строительными орг., права и обязанности
Основные требования, предъявляемые к парку строительных машин.
— номенклатура строительных машин должна соответствовать характеру работ, выполняемых строительными организациями;
— количество техники должно обеспечивать выполнение запланированных объемов работ строительными организациями;
— при формировании механизированных отрядов количество строительной техники должно соответствовать друг другу с учетом их производительности.
Организационные формы принадлежности строительных машин:
— вся строит. техника наход. на балансе стр.орг. – (руководит главный механик);
— техника наход. на балансе управл. механиз., наход. в составе строй подраздел.;
— техника находится на балансе трестов механизации;
-техника может находится на балансе специализированных строительных организаций, выполняющих определенные виды работ.
Формы взаимоотношений между организациями, владеющими строительной техникой и строительными организациями:
1)выполнение управлениями механизации работ собств. силами (субподряд).
Строительные и монтажные организации обязаны:
а) до начала месяца представлять наряд-заказ на выполнение работ в следующем месяце, разрешение на производство работ, генеральный план.
б) до начала работ на объектах обеспечить управлению механизации фронт работ: проезд строит. машин к месту производства работ, закрепление красных линий.
Управления механизации обязаны:
а) по получении проектно-сметной документации обеспечить ее проверку и согласование со строительной и монтажной организацией;
б) по мере поступления проектно-сметной документации согласовывать со строительной организацией схему производства работ;
в) с 20 по25 число месяца утверждать график производства работ на след. месяц;
г) обеспечить выполнение работ, предусмотренных договором субподряда
2) выполнение управлениями механизации работ совместно со строит. орг. путем выделения машин с обслуживающим персоналом (услуги)
Строительные и монтажные организации обязаны:
а) обеспечить фронт работ для машин и бесперебойную работу машин
б) осущ. руководство работами, г) извещать об изменен сменности работы машин.
Тресты (управления) механизации обязаны:
а) представлять строительным организациям исправные машины с машинистами
б) доставлять машины на объекты строительства в срок
в) осуществлять техническое обслуживание машин
3) предоставление управлениями механизации машин строительным организациям на условиях аренды (без обслуживающего персонала) (аренда).
Строительные и монтажные организации обязаны:
— принять машины по акту и своими силами доставлять их к объекту работ;
— производить своими силами и за свой счет техническое обслуживание машин
— своевременно своими силами доставлять арендованные строительные машины
Управления механизации обязаны: — передать по акту технически исправные машины; -производить кап.ремонты передаваемых машин.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник: cyberpedia.su
Материально-техническая база строительства и его материально-техническое обеспечение.
Успешное выполнение СМР в значительной мере обусловлено надлежащей организацией материально-технического обеспечения строительства ресурсами. Материальная составляющая в себестоимости строительно-монтажных работ (затраты на материалы, конструкции, детали и оборудование) составляет в зависимости от видов объектов 50-60%, следовательно, экономичность всей сферы снабжения существеннейшим образом влияет на себестоимость объектов в целом и прибыль строительных организаций.
Специфика строительной отрасли обуславливает многочисленные трудности материального снабжения строек.
Разнообразие типов зданий и сооружений предопределяет огромную номенклатуру и ассортимент необходимых материалов и неравномерность их потребности по периодам строительства, рассредоточенность объектов строительства на большие расстояния от центра управления требует постоянного изменения схем перевозок материальных ресурсов, «открытость» объектов доставляет строителям массу хлопот, дополнительных затрат по организации временных приобъектных складов и мер по обеспечению сохранности материалов от атмосферного воздействия и хищений. Большие массы поставляемых материалов делают невозможными их сплошную проверку и приемку по качеству, что является причиной претензий и конфликтных ситуаций.
Материально-техническая база строительства, обеспечивающая отрасль ресурсами, включает предприятия и хозяйства строительной индустрии, находящаяся в ведении строительно-монтажных организаций и промышленных предприятий. В более широкой трактовке МТБ строительства является совокупностью всех промышленных отраслей народного хозяйства страны.
Поставщиком орудий труда является машиностроение (строительно-дорожное и автотракторное).
Предметы труда для строительства поставляют:
¨ промышленные предприятия других отраслей (металл, химия, сантехника, электротовары и т. д.);
¨ предприятия промышленности строительных материалов (самая многочисленная их номенклатура);
¨ заказчики, обязанные приобретать и поставлять на стройки технологическое оборудование, если это предусматривается условиями договоров подряда;
¨ собственные предприятия стройиндустрии и подсобные комплектовочные базы, входящие в состав крупных строительных организаций;
¨ предприятия по добыче и производству местных строительных материалов (песок, щебень, гравий, природный камень);
¨ оптовые базы, торгующие отечественными и импортными материалами.
В 90-е годы в ходе массовой приватизации появилось огромное количество новых предприятий поставщиков материалов и торгующих организаций — посредников различных организационно-правовых форм: АО, ЗАО, ТОО, ООО.
Перечень таких организаций, их адреса, поставляемые материалы и цены публикуются в периодических справочниках «Стройцена», издаваемых региональными центрами по ценообразованию.
Все эти организации полностью самостоятельны, никому не подчиняются, работают на рынок спроса и конкурируют между собой, поэтому у строителей есть возможность выбрать оптимальный вариант снабжения от ближайшего поставщика и с умеренной ценой, лучшими качеством и условиями поставки, чтобы иметь минимум транспортных затрат. Это зависит еще от того, какой вид франко-цены установлен каждым предприятием. Франко-цена — это тот пункт в длинной цепочке от поставщика к потребителю, до которого все расходы по хранению, погрузке и транспортировке материалов несет поставщик, которые включаются им в отпускную цену. Все дальнейшие расходы по транспортировке, разгрузке и хранению несет потребитель.
Например, цена «франко-склад готовой продукции поставщика» означает, что в отпускную цену включены его расходы по изготовлению материалов, их доставке на склад готовой продукции. разгрузке и хранению. Дальнейшее их продвижение до потребителя, погрузка и транспортировка уже за счет потребителя. Может быть цена «франко-транспортные средства потребителя», что означает включение в отпускную цепу только стоимости погрузки iki собственный автотранспорт потребителя. Поставщики материален с железнодорожной или водной транспортной схемой (например, металл из Череповца) калькулируют отпускную цену «франко-станция (пристань) отправлении». В указанных выше справочниках «Стройцена» по каждому виду материалов и конструкций указывается тип франко-цены.
Существуют две схемы снабжения: транзитная и складская. Для крупногабаритных материалов, требующих складского хранения и доставляемых автотранспортом (кирпич, железобетонные конструкции, технологическое оборудование), применяется транзитная схема «поставщик — приобъектный склад».
Это наиболее разумная и экономичная схема: одна погрузка у поставщика, одна разгрузка на объекте и никаких расходов по хранению; к такой схеме строителям и нужно стремиться. Но далеко не всегда она возможна и целесообразна. Например, для многих мелких штучных материалов, закупаемых крупной партией одной строительной организацией, но предназначенных для нескольких объектов, экономичный кратчайший транзит невозможен, здесь требуется вторая схема: приемка материалов на складскую базу, их разгрузка, расфасовка и доставка своим автотранспортом мелкими партиями по объектам в нужное время и в нужном количестве. Эта схема менее экономична из-за дополнительных расходов на перевалку материалов и их хранение, но без этого не обойтись. Это тем более относится к материалам контейнерной доставки, предназначенным для нескольких объектов, когда, например, надо в одном месте быстро разгрузить контейнер и вернуть его железной дороге, а для хранения его содержимого далеко не на всех объектах есть необходимые условия.
В складской схеме снабжения может появиться и новое промежуточное звено: поставщик — оптовая база — складская база или объект строительной организации. В этом случае материалы удорожаются на величину наценки посредника за свои услуги до 4 % от их оптовой цены.
Мелкие строительные организации с небольшими потребностями в материалах просто обречены на их покупку с наценкой у оптовых баз-посредников, поскольку для них существует ограничение в виде минимальной по количеству нормы каждого вида материалов, которую крупный поставщик примет от одного заказчика. Тот же Череповецкий металлургический комбинат (теперь это АО «Северсталь») не примет заказ на 500 кг водогазопроводных труб или стальной арматуры, минимальная норма — 10 т (цифры условные). И получается, что небольшие строительные организации приобрести такое количество материалов могут только у посредников — оптовых баз, которые имеют возможность заказывать крупные партии выше минимальных норм заказа с их распродажей мелким потребителям в любом количестве по потребности.
Крупные строительные организации, как правило, могу заказывать минимальную норму у поставщиков напрямую, без услуг и наценок посредников, что является их большим экономическим преимуществом. Эти нормы материалов принимаются на свою складскую базу или доставляются транзитом прямо на объекты по разнарядке строительных организаций.
При небольших потребностях в материалах и их периодическом приобретении у разных поставщиков и на оптовых базах процесс планомерного, регламентированного снабжения превращается в простой процесс купли-продажи на равных для всех условиях. Когда известна общая потребность в материалах на перспективу (полгода, год) и определен надежный поставщик, то взаимоотношения с ним необходимо строить на основе договоров поставки.
Источник: megalektsii.ru