Подразделения ФПС создаются в целях организации профилактики и тушения пожаров в организациях (объектовые подразделения), в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения), в населённых пунктах (территориальные подразделения). Финансовое обеспечение деятельности ФПС, социальных гарантий и компенсаций её личному составу является расходным обязательством РФ. Материально-техническое обеспечение ФПС осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются Положением о ФПС.
Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности подразделений ГПС, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.
Организация добровольной пожарной охраны
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями.
Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с ГК РФ.
Добровольная пожарная охрана создается для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров в населённых пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Финансовое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется её учредителями. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств.
Источник: pozhproekt.ru
Глава II. Пожарная охрана
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
К действиям по предупреждению, ликвидации социально — политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Основы обучения газодымозащитной службы (ГДЗС). Учебный фильм.
Государственная противопожарная служба:
Иные задачи на Государственную противопожарную службу могут быть возложены только федеральным законом.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно — технические научно — исследовательские учреждения и пожарно — технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы — самостоятельное оперативное структурное подразделение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
В соответствии с настоящим Федеральным законом федеральный орган управления Государственной противопожарной службы обладает полномочиями федерального надзора России в области пожарной безопасности, является государственным заказчиком пожарно — технической продукции, центральным органом системы сертификации.
Пожарно — технические научно — исследовательские учреждения — научно — исследовательские учреждения в составе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные в целях изучения и решения проблем в области пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Пожарно — технические учебные заведения — учебные заведения в составе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные в целях подготовки специалистов для пожарной охраны. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления подчинены непосредственно федеральному органу управления Государственной противопожарной службы и предназначены для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно — территориальных образованиях, а также на особо важных и на режимных предприятиях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации по предложению правительственной комиссии Российской Федерации по пожарной безопасности, создаваемой в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы. (часть десятая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:
Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы определяется Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Государственный пожарный надзор
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы, руководители территориальных органов управления Государственной противопожарной службы, создаваемых в субъектах Российской Федерации, по должности одновременно являются соответственно главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
Изменения, внесенные Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ в абзац двенадцатый части четвертой статьи 6, вступили в силу с 1 июля 2002 года.
Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством. (часть пятая введена Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ — органами Федерального горного и промышленного надзора России.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава (далее — сотрудники); (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ) военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).
В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.
Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Сотрудники Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государственной противопожарной службы, предприятий, созданных с участием Государственной противопожарной службы, объединений пожарной охраны, созданных с участием Государственной противопожарной службы, а также в управлении деятельностью фондов пожарной безопасности, создаваемых в соответствии с частью четвертой статьи 28 настоящего Федерального закона.
Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно — технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Сотрудники Государственной противопожарной службы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть девятая введена Федеральным законом от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно — спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.
Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.
Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, военнослужащего, работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.
Статья 9. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья
Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
В случае гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
При получении сотрудником, военнослужащим, работником Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Единовременные пособия, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания.
Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Статья 10. Финансовое и материально — техническое обеспечение в области пожарной безопасности
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно — технических научно — исследовательских учреждений и пожарно — технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих предприятий. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.
Положение части седьмой статьи 10, предусматривающее обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местного бюджета, как являющееся, по существу, таким же, какое было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признано им не соответствующим Конституции Российской Федерации в сохраняющем свою силу решении, не подлежит применению и утрачивает силу с 1 января 2003 года (Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О).
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
Материально — техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, которые определяются Правительством Российской Федерации, через систему материально — технического и военного снабжения, систему специальных поставок Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Материально — техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.
Статья 11. Имущество пожарной охраны
Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.
При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Государственной противопожарной службы и соответствующего исполнительного органа государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Государственная противопожарная служба имеет служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально — техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления.
В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.
Статья 14. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.
Статья 15. Представительство пожарной охраны
Представительство в международных фондах, комитетах, объединениях и других организациях по вопросам пожарной безопасности осуществляет федеральный орган управления Государственной противопожарной службы в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
Источник: mipt.ru
Организация пожарной охраны предприятия
Ответственность за соблюдение необходимого противопожарного режима и своевременное выполнение противопожарных мероприятий возлагается на руководителях предприятия и начальников цехов (лабораторий, мастерских, складов и т. д.). Руководители предприятия обязаны:
Ø обеспечить полное и своевременное выполнение правил пожарной безопасности и противопожарных требований строительных норм при проектировании, строительстве и эксплуатации подведомственных им объектов;
Ø организовать на предприятии пожарную охрану, добровольную пожарную дружину и пожарно-техническую комиссию и руководить ими;
На промышленных предприятиях соответствующими приказами, распоряжениями или указаниями устанавливается порядок проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими.
Противопожарный инструктаж проводят в два этапа. На первом этапе инструктаж проводит начальник местной пожарной охраны, инструктор пожарной профилактики или начальник караула. На объектах, где отсутствует профессиональная пожарная охрана, инструктаж проводит инженер по охране труда.
Рабочие и служащие, вновь принятые на работу, могут бытьдопущены на работу только после прохождения первичного противопожарного инструктажа. Первичный противопожарный инструктаж проводят по направлению отдела кадров предприятия, а лицо, производившее инструктаж, делает об этом отметку на направлении и записывает в журнал фамилию, инициалы и другие данные работника, проходившего инструктаж и принимаемого на работу. Первичный инструктаж проводят в индивидуальном или групповом порядке.
Начальник цеха (участка, лаборатории, мастерской) проводит повторный инструктаж вновь принятого непосредственно на месте его будущей работы.
Во время проведения повторного инструктажа рабочего знакомят с общими правилами пожарной безопасности для данного участка производства, с пожарной опасностью технологических установок и т. д. Повторный пожарный инструктаж проводят также с рабочими и служащими, которых переводят с одного участка работы на другой. Кроме того, его проводят периодически не реже одного раза в год. При проведении инструктажей необходимо добиваться того, чтобы инструктируемые умели практически пользоваться первичными средствами тушения пожаров и средствами связи.
На промышленных предприятих или в отдельных цехах и на участках, технологический процесс которых имеет повышенную пожарную опасность, например в деревообрабатывающих цехах, на складах легковоспламеняющихся жидкостей и других огнеопасных складах веществ и материалов, кроме противопожарного инструктажа следует проводить занятия по пожарно-техническому минимуму со всеми рабочими и служащими. В программу занятий по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими следует включать следующие вопросы: меры обеспечения пожарной безопасности предприятия, цеха, лаборатории, средства пожаротушения и их применение при возникновении пожара. Заканчивается пожарно-технический минимум принятием зачета у рабочих и служащих. Лица, не сдавшие зачет, должны пройти повторный курс обучения.
Для каждого предприятия (цеха, лаборатории, мастерской, склада и т. д.) на основе Типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий разрабатывают общеобъектовую и цеховые противопожарные инструкции. В инструкциях должны быть определены основные требования пожарной безопасности для данного цеха или участка производства (по содержанию территории предприятия, подходов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, подходов и подъездов к зданиям и сооружениям, о порядке движения транспорта по территории предприятия, о применении открытого огня и курении и т. д.).
В противопожарных инструкциях устанавливается также порядок вызова пожарной охраны на случай возникновения пожара на предприятии. Определяется порядок хранения ЛВЖ и ГЖ, обтирочных материалов и производственных отходов. Здесь особо следует обратить внимание на уменьшение количеств ЛВЖ и ГЖ в производственных помещениях. Кроме того, следует стремиться заменять горючие растворители негорючими моющими средствами.
Для проведения профилактической работы на промышленных предприятиях необходимо осуществлять соответствующие мероприятия, направленные на снижение пожарной опасности технологических процессов производства. Чтобы привлечь инженерно-технический персонал и других работников к разработке и проведению этих мероприятий, на предприятиях создают пожарно-технические комиссии. Руководитель предприятия приказом назначает пожарно-техническую комиссию, в состав которой входят: главный инженер (председатель), начальник пожарной охраны объекта, энергетик, технолог, механик, инженер по охране труда, строитель и другие специалисты. Задачи пожарно-технической комиссии – выявление нарушений и недостатков технологических режимов, которые могут привести к возникновению пожаров, разработка мероприятий по их устранению, содействие органам пожарного надзора в их работе по созданию строгого противопожарного режима, организация массово-разъяснительной работы среди персонала. Для выполнения этих задач пожарно-технические комиссии должны заниматься организацией и проведением пожарно-технических конференций, посвященных обеспечению пожарной безопасности предприятий, отдельных участков, цехов, складов, принимать активное участие в организации и проведении смотров на лучшее противопожарное состояние цехов.
На предприятиях создаются также добровольные пожарные дружины (ДПД), занимающиеся предупреждением пожаров в цехах и на своих рабочих участках и имеющие на случай пожаров боевые расчеты, оснащенные пожарной техникой.
Помимо общезаводских добровольных пожарных дружин на крупных предприятиях добровольные пожарные дружины образуются по цехам, а в цехах – по сменам.
Источник: studopedia.ru
СП 232.1311500.2015 Пожарная охрана предприятий Общие требования
СП 232.1311500.2015 Пожарная охрана предприятий
Общие требования
Fire service companies.
General requirements
Дата введения 2015-07-13
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки сводов правил – постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к составу сил и средств подразделений пожарной охраны, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 3 июля 2015 г. № 341.
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 14 июля 2015 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к определению численности и технической оснащенности пожарной охраны предприятия, созданной в целях организации и осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.
1.2 Настоящий свод правил применяется при определении численности и технической оснащенности пожарной охраны предприятия независимо от вида пожарной охраны.
1.3 Настоящий свод правил распространяется на производственные объекты, на которых размещаются подразделения пожарной охраны в соответствии со статьей 97 Федерального закона [1].
1.4 Настоящий свод правил не распространяется на объекты специального назначения, в том числе объекты военного назначения, организации по производству, переработке, хранению радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
- ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.
- СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны.
Примечание.
При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
- 3.1 подразделения пожарной охраны: Подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике пожаров и (или) их тушении на предприятии, а также проведении аварийно- спасательных работ (далее – тушение пожаров);
- 3.2 личный состав пожарной охраны: Сотрудники и (или) работники, выполняющие задачи пожарной охраны;
- 3.3 профилактический состав: Личный состав пожарной охраны, деятельность которого направлена на предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
- 3.4 пожарно-профилактическая работа: Функция подразделения пожарной охраны, состоящая в деятельности личного состава, направленной на предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
- 3.5 оперативный состав: Личный состав подразделения пожарной охраны, деятельность которого направлена на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
- 3.6 профилактика пожаров: Комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожаров, ограничение их распространения, а также создание условий для успешного тушения пожаров;
- 3.7 группа обеспечения деятельности: Личный состав пожарной охраны, обеспечивающий работоспособность технических средств, техники и средств связи;
- 3.8 группа профилактики: Личный состав пожарной охраны, производящий пожарно-профилактическую работу;
- 3.9 группа пожаротушения: Личный состав пожарной охраны, необходимый для тушения пожаров на объектах предприятия.
4 Общие требования
4.1 Пожарная охрана в обязательном порядке создается на предприятиях в соответствии со статьей 97 Федерального закона [1].
4.2 Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на предприятиях определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств гарнизона пожарной охраны поселения или городского округа.
4.3 Допускается создание одного подразделения пожарной охраны по защите от пожаров объектов нескольких предприятий. При этом численность профилактического состава определяется с учетом пожарной опасности объектов каждого предприятия, а численность дежурных смен группы пожаротушения по наиболее пожароопасному объекту и при условии возникновения единовременно только одного пожара на защищаемых предприятиях.
4.4 Места дислокации подразделений пожарной охраны производственных объектов определяются в соответствии с требованиями СП 11.13130.
4.5 Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями по ГОСТ Р 53247, исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов.
5 Методика определения численности пожарной охраны предприятия для организации и осуществления профилактики пожаров
5.1 Рассчитывают площадь помещений предприятия, обслуживаемых при осуществлении пожарно-профилактической работы (Sпом), м 2 , по формуле:
где: Sзас – площадь застройки предприятия в плане, с учетом площади открытых технологических установок в пределах защитных стенок, отбортовок и обвалований, м 2 ;
Nзд – количество всех зданий предприятия;
Nэтj – количество этажей j-го здания (включая подвальные этажи), за исключением первого этажа;
Sij – площадь помещений i– го этажа j– го здания, м 2 ;
Sн.пом – площадь помещений, не обслуживаемая при осуществлении пожарно-профилактической работы, м 2 .
5.2 Рассчитывают площадь территории предприятия, свободной от застройки (Sтер), м 2 , по формуле:
где: Sпред – площадь территории предприятия, м 2 ;
Sзас – площадь застройки предприятия в плане с учетом площади открытых технологических установок, м 2 ;
Sн.тер – площадьпомещений,необслуживаемаяприосуществлении пожарно-профилактической работы, м 2 .
5.3 Рассчитывают время, затрачиваемое профилактическим составом на осмотр помещений и территории предприятия, по формулам:
-
а) время, затрачиваемое на осмотр помещений предприятия tпом, мин.:
где: tм – среднее время, за которое человек проходит расстояние 1 м (рекомендуется принимать tм = 0,015 мин.);
S1 – площадь сектора визуального осмотра пространства человеком внутри помещения (рекомендуется принимать S1 = 10 м 2 );
S2 – площадь сектора визуального осмотра пространства человеком на открытом пространстве (рекомендуется принимать S2 = 100 м 2 ).
5.4 Рассчитывают общую площадь контролируемых зданий, помещений, складов, технологических установок по их типам (Sk), м 2 ,по формуле:
где Sik — площадь i-го этажа, антресоли, технологических площадок наружных установок и т.д., контролируемого здания, помещения, склада, установки k-го типа, м 2 .
5.5 Рассчитывают фактический объем информации, которую необходимо собрать для контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, складах, установках (VПБ), по формуле:
где: qПБk – число контролируемых признаков для зданий, помещений, складов, установок k-го типа (определяется согласно таблице А.1 приложения А к настоящему своду правил; если данные в таблице отсутствуют, то число контролируемых признаков определяют самостоятельно в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности);
РПБk – частота проверки выполнения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, складах, установках k-го типа, единица в смену (РПБk рекомендуется принимать равным не менее 1 единицы в смену);
mПБk – количество помещений k-го типа (суммирование осуществляется по всем типам помещений).
Допускается уменьшать на 50% частоту контроля на объектах организации, оборудованных средствами противопожарной защиты в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
5.6 Рассчитывают фактический объем информации, которую необходимо собрать для контроля за огневыми и другими пожароопасными работами (VОР), по формуле:з>
где: mОРk – количество огневых и других пожароопасных работ k-го типа, проводимых на предприятии в смену (суммирование ведется по всем типам работ);
qОРk – число контролируемых признаков (требований пожарной безопасности) для огневых и других пожароопасных работ k-го вида (определяется согласно таблице А.2 приложения А к настоящему своду правил);
PОРk – частота контроля для огневых и других пожароопасных работ k-го вида (принимается равным 2 единицы на одну работу – контроль проводится в начале и конце работы).
5.7 Рассчитывают фактический объем информации, которую необходимо собрать для контроля за помещениями, в которых размещаются узлы управления системами противопожарной защиты (далее – СПЗ) (VА), по формуле:
где mAk – количество помещений, в которых размещаются узлы управления СПЗ k-го типа;
qAk- число контролируемых признаков (требований пожарной безопасности) для помещений, где размещаются узлы управления СПЗ k-го вида (определяется согласно таблице А.3 приложения А к настоящему своду правил);
PAk – частота контроля признаков для помещений, в которых размещаются узлы управления СПЗ k-го вида (PAkрекомендуется принимать равным 1 единицы в смену).
5.8 Рассчитывают фактический объем информации, которую необходимо собрать для контроля за территорией предприятия (VТ), по формуле:
где: qтер – число контролируемых признаков (требований пожарной безопасности) для территории предприятия (определяется согласно таблице А.4 приложения А к настоящему своду правил); если данные в таблице отсутствуют, то число контролируемых признаков определяют самостоятельно в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности);
Pтер – частота контроля соответствующих признаков на территории предприятия, единица в смену (Pтер рекомендуется принимать равным не менее 1 единицы в смену). Допускается уменьшать частоту контроля на 50% на объектах организации, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, пожарной сигнализации и системами удаленного наблюдения и диагностики (видеонаблюдение, вибро-термомониторинг, контроль иных параметров технологических процессов).
5.9 Рассчитывают общее количество зданий, помещений, складов, установок, для которых осуществляется контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при проведении пожарно-профилактической работы (МПБ), по формуле:
где mПБk – количество помещений k-го типа (суммирование осуществляется по всем типам помещений).
5.10 Рассчитывают минимальный объем информации, которую необходимо собрать для контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этих объектах (VminПБ), по формуле:
5.11 Рассчитывают общее количество огневых и других пожароопасных работ, проводимых на предприятии в смену (МОР), по формуле:
где mОРk – количество огневых и других пожароопасных работ k-го типа, проводимых на предприятии в смену, суммирование ведется по всем типам работ.
5.12 Рассчитывают минимальный объем информации, которую необходимо собрать для контроля за огневыми и другими пожароопасными работами (VminОР), по формуле:
5.13 Рассчитывают общее количество помещений, в которых размещаются приборы контроля состояния и управления средствами пожарной автоматики (МА), по формуле:
где mАk – количество помещений, в которых размещаются приборы контроля состояния и управления средствами пожарной автоматики k-го типа (суммирование ведется по всем типам помещений).
5.14 Рассчитывают минимальный объем информации, которую необходимо собрать для контроля за помещениями, в которых размещаются приборы контроля состояния и управления средствами пожарной автоматики (VminA), по формуле:
5.15 Рассчитывают коэффициент сложностивыполнения пожарно-профилактической работы по формулам:
-
а) для зданий, помещений, складов, установок предприятия, огневых и других пожароопасных работ, узлов управления СПЗ (Кпом), по формуле:
где VminT – минимальный объем информации, которую необходимо собрать для контроля за территорией предприятия (допускается принимать равным 34).
5.16 Рассчитывают нормативные затраты времени на выполнение пожарно- профилактической работы (tППР), мин., по формуле:
где Kдок – коэффициент, учитывающий затраты рабочего времени на работу с документацией, проведение инструктажа смены, непроизводительные затраты времени (рекомендуется принимать Кдок = 1,15).
5.17 Рассчитывают необходимую численность личного состава пожарной охраны для выполнения пожарно-профилактической работы для k-ой смены:
где: значение в скобках [] округляется до ближайшего целого числа в большую сторону;
Pсмk – доля мощностей предприятия, задействованная в k-ю смену;
Kсмk – коэффициент сменности, зависящий от графика работы предприятия.
5.18 В случае, если смены работы личного состава пожарной охраны, выполняющего пожарно-профилактическую работу, совпадают с временем работы предприятия, то коэффициент сменности (Kсмk) определяется по формуле:
где: Tпред,k – время работы предприятия в k-ю смену (часов в неделю);
Tпроф,k – время работы личного состава пожарной охраны, выполняющего пожарно-профилактическую работу в k-ю смену (часов в неделю).
5.19 При суточном графике работы личного состава пожарной охраны, выполняющего пожарно-профилактическую работу, принимается Pсмk = 1, Kсмk= 1, а количество смен (Nсм) определяется по формуле:
где: Траб – время работы личного состава пожарной охраны, выполняющего пожарно-профилактическую работу (часов);
Тотд – время отдыха между сменами (часов).
5.20 Рассчитывают общую численность личного состава пожарной охраны, необходимого для выполнения пожарно-профилактической работы (NЛС), по формуле:
где: значение в скобках []округляется до ближайшего целого числа в большую сторону;
Kрез – коэффициент резерва численности, учитывающий необходимость подмены сотрудников пожарной охраны на период отпусков, командировок и болезней (рекомендуется принимать Kрез = 1,1, Kрез = 1,3 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
6 Методика определения численности и технической оснащенности пожарной охраны предприятия для организации и осуществления тушения пожаров
6.1 Выбирают наиболее пожароопасный объект на территории предприятия, характеризующийся наибольшей возможной площадью пожара и наиболее высокой скоростью распространения пламени, и схему развития пожара в соответствии с пожарной нагрузкой, характерной для выбранного объекта.
6.2 Выбирают скорость следования пожарных автомобилей к месту предполагаемого пожара (vсл), км/ч, в зависимости от типа дорожного покрытия. В качестве скорости следования рекомендуется использовать следующие значения:
- для твердого покрытия 50 км/ч;
- для щебеночно-гравийного покрытия 40 км/ч;
- для грунтового покрытия 30 км/ч.
При наличии на маршруте следования нескольких типов покрытия дороги скорость следования рекомендуется принимать 40 км/ч.
6.3 Рассчитывают время следования подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до места пожара (tсл), мин., по формуле:
где l – расстояние по дорожной сети от места дислокации подразделения пожарной охраны (пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара, км.
Значение времени следования (tсл) может быть определено с использованием номограммы, приведенной на рисунке Б.1 приложения Б к настоящему своду правил.
6.4 Рассчитывают время начала эффективных действий по тушению пожара (интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащего вещества в очаг пожара, tнач), мин., по формуле:
где: tобвремя с момента возникновения пожара до момента его обнаружения, мин;
tс – время с момента обнаружения пожара до момента сообщения о нем в пожарную охрану, мин;
tсб – время сбора личного состава по тревоге, мин;
tр – время с момента прибытия на пожар до момента подачи первого ствола в очаг пожара (время развертывания сил и средств), мин.
6.5 К моменту начала эффективных действий по тушению пожара рассчитывают площадь пожара (Sпож), м 2 , в соответствии с выбранной схемой развития пожара по следующим формулам:
-
а) при круговом распространении пламени по поверхности твердых веществ и материалов (Sпож), м 2 :
6.6 Рассчитывают требуемый расход огнетушащего вещества для тушения пожара при использовании в качестве огнетушащего вещества воды или раствора пенообразователя (Qтр), л/с, по формуле:
где Jтр – требуемая интенсивность подачи огнетушащего вещества, л/м 2 х с.
Требуемый расход огнетушащего вещества может быть определен с использованием номограмм, приведенных на рисунках Б.8, Б.9 приложения Б к настоящему своду правил.
6.7 Рассчитывают количество стволов, необходимых для тушения пожара и защиты от возгорания смежных или соседних помещений или строений (NСТ), по формуле:
где: QЗ – требуемый расход огнетушащего вещества для защиты смежных помещений, строений, технологических установок и т.д., л/с;
qст – расход воды или раствора пенообразователя через ствол, л/с.
Если для тушения пожара и защиты смежных помещений, строений и т.д. используется вода, а также раствор пенообразователя и (или) стволы с разным расходом, то определение требуемого количества стволов производится последовательно.
6.8 Рассчитывают численность личного состава пожарной охраны, занятого на проведении различных видов боевых действий (NЛСТ), по формуле:
где: k – количество пожарных, занятых на работе со стволами, чел.;
NСТ – количество стволов, необходимых для тушения пожара и защиты смежных помещений или строений.
Количество пожарных (чел.), занятых на работе со стволами, определяется по выражению:
Если тушение пожара и защиту смежных помещений, строений и т.д. проводят совместно звеньями газодымозащитной службы (далее – ГДЗС) и отделениями без использования СИЗОД, то определение численности личного состава производится последовательно.
6.9 Рассчитывают количество пожарных автомобилей, необходимых для тушения пожаров на предприятии, при использовании в качестве огнетушащего вещества воды или раствора пенообразователя по сумме расходов огнетушащего вещества на тушение пожара и защиту от возгорания смежных или соседних помещений или строений (Nпа), по формуле:
где: значение в скобках []округляется до ближайшего целого числа в большую сторону;
QП – производительность пожарного насоса, установленного на пожарный автомобиль, л/с.
6.10 Если для тушения пожара не допускается использовать в качестве огнетушащего вещества воду или раствор пенообразователя, а также необходимо использовать дополнительно пожарные автомобили порошкового тушения, то необходимо производить расчеты по формулам, указанным в пунктах 6.11-6.13 к настоящему своду правил.
6.11 Рассчитывают тепловую мощность очага пожара (W), кВт, по формулам:
-
а) для очагов пожаров классов A и B:
где: Qн – низшая рабочая теплота сгорания горючего материала, кДж/кг;
η – коэффициент полноты сгорания (допускается принимать 0,85 для твердых веществ и 0,9 для жидкостей и газов);
Vг – объемный расход газа (для пожара класса С), м 3 /с;
ρг – плотность газа (для пожара класса С), кг/м 3 .
6.12 Рассчитывают нормативный расход огнетушащего порошкового состава на тушение пожара (Iнорм), кг/с, по формуле:
где: εi – огнетушащая эффективность порошка при тушении пожаров классов A, B, C, кг/(с·кВт);
κ – коэффициент, учитывающий увеличение расхода порошка при турбулентном режиме горения (допускается принимать κ = 1,25).
6.13 Рассчитывают количество пожарных автомобилей, необходимых для тушения пожаров на объектах предприятия при использовании автомобилей порошкового пожаротушения, (NАП), по формуле:
где: значение в скобках []округляется до ближайшего целого числа в большую сторону;
IПА – максимальный расход огнетушащего порошкового состава, который может подать в очаг пожара один пожарный автомобиль (берется из тактико-технических характеристик выбранного пожарного автомобиля порошкового тушения), кг/с.
6.14 Рассчитывают общую численность личного состава пожарной охраны, необходимого для тушения пожаров на объектах предприятия (NЛС), по формуле:
где: значение в скобках [] округляется до ближайшего целого числа в большую сторону;
Kрез – в соответствии с формулой 22 пункта 5.20 настоящего свода правил;
Nсм – количество смен для личного состава пожарной охраны предприятия;
Nст – количество водителей основных пожарных автомобилей целевого применения, специальных пожарных автомобилей и вспомогательных пожарных автомобилей, а также личный состав пожарной охраны предприятия, работающий на этой технике.
7 Методика определения общей численности пожарной охраны предприятия и ее структура
7.1 Рассчитывают общую (итоговую) численность личного состава пожарной охраны предприятия (NИЛС), по формуле:
где: Nпроф – численность личного состава пожарной охраны, необходимая для выполнения пожарно-профилактической работы на предприятии;
Nопер – численность личного состава пожарной охраны, необходимая для тушения пожаров на объектах предприятия;
Nод – численность группы обеспечения деятельности, определяемая по решению собственников или лиц, уполномоченных на управление предприятием.
Рекомендуемая организационная структура пожарной охраны предприятия приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Рекомендуемая организационная структура пожарной охраны предприятия
7.2 При численности личного состава пожарной охраны предприятия, необходимой для организации и осуществления профилактики пожаров, 8 и более человек вводится должность заместителя начальника (руководителя) пожарной охраны по предупреждению пожаров.
7.3 Для наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятий в ночное время допускается использование не более 30 % численности личного состава пожарной охраны, осуществляющего дежурство на пожарных автомобилях.
7.4 При численности личного состава пожарной охраны предприятия, необходимой для тушения пожаров, 8 и более человек вводится должность заместителя начальника (руководителя) пожарной охраны по тушению пожаров.
7.5 При численности обслуживающего персонала пожарной охраны предприятия 8 и более человек вводится должность заместителя начальника (руководителя) пожарной охраны по обеспечению деятельности.
7.6 В состав численности личного состава пожарной охраны предприятия для координации действий по тушению пожара необходимо включать диспетчеров в количестве 1 человек в смену, а также сотрудника, взаимодействующего со службами жизнеобеспечения предприятия.
7.7 При численности личного состава подразделения пожарной охраны, необходимой для тушения пожаров, 2 и более человек, один из них является старшим смены (не считая водителя). При наличии 2 отделений и более в подразделении пожарной охраны вводят должность начальника караула.
7.8 В состав численности личного состава пожарной охраны, необходимой для тушения пожаров на предприятии, по решению собственника объекта может вводится должность подменных водителей из расчета 1 водитель на 4 штатных водителей.
Источник: sniprf.ru