Организация службы техники безопасности в строительстве

Во всем мире строительство относится к наиболее потенциально опасным отраслям экономики. Это связано с характером и спецификой строительных работ, которые зачастую выполняются на открытом воздухе в сложных природно-климатических условиях, на территории действующих предприятий или в стесненных условиях плотной городской застройки. Значительная часть этих работ выполняется на высоте с применением различных средств механизации.

Особенности строительства по условиям труда приводят к повышенной травмоопасности этого вида деятельности. По данным Федеральной инспекции труда, в 2010 г. примерно каждый 6-й случай с тяжелым исходом и каждый 5-й с летальным исходом, происшедшие в отраслях экономики, имели отношение к строительной деятельности. При этом примерно 38% несчастных случаев произошли в связи с неудовлетворительной организацией охраны труда на строительных объектах, где также имеется своя специфика.

Можно выделить следующие особенности организации охраны труда в строительстве в отличие от других отраслей экономики.

экзамен по охране труда

1. Участие в производственном процессе на строительной площадке различных подрядных организаций и физических лиц, деятельность которых требует координации.

2. Мобильный характер рабочих мест, которые, в отличие от рабочих мест в промышленности, имеют нестационарный характер и перемещаются в пределах строительной площадки или с одной площадки на другую.

3. Наличие в отрасли системы строительных норм и правил, составной частью которых являются нормативные акты по безопасности труда.

Рассмотрим последовательно, каким образом вышеуказанные специфические особенности организации охраны труда в отрасли учитываются законодательными и нормативными актами по охране труда.

1. Как известно, участниками строительства являются заказчик, для которого строится объект, и привлекаемые им подрядные проектные и строительные организации.

При этом заказчик является основным субъектом этой деятельности, так как он определяет требования к объекту, привлекает проектную организацию, которая по этим требованиям разрабатывает проект, оформляет на себя земельный участок и выбирает генподрядную организацию — организацию застройщика, которая в дальнейшем привлекает субподрядные организации.

Из вышесказанного следует, что заказчик должен иметь непосредственное отношение к координации вопросов охраны труда на строительных объектах. Однако в нашей стране вопросы охраны труда отнесены к сфере трудового законодательства и излагаются в составе Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанности по обеспечению безопасных условий на рабочих местах, в том числе на строительных объектах, возлагаются на работодателей, под которыми понимаются физические и юридические лица, использующие труд наемных работников.

В нашем случае это подрядные строительные организации, взаимоотношения которых с заказчиком и между собой по вопросам охраны труда на стройплощадке Трудовым кодексом не учитываются, так как они отнесены к области гражданского права и определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Инженер по ТБ и Охране труда.Строительство. Exclusive Qurylys г. Алматы

В этом законодательном акте имеются разделы «Строительный подряд» и «Подряд на выполнение проектных работ», где излагаются самые общие вопросы взаимоотношения заказчиков и подрядчиков и ничего не сказано об их взаимоотношениях по вопросам охраны труда, в том числе относительно координации заказчиком деятельности подрядчиков по охране труда. Так, согласно ст. 748 этого документа заказчику предоставлено право осуществления контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых работ, а согласно ст. 751 подрядчик обязан при осуществлении строительства соблюдать требования закона и иных правовых актов по охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

В нормативных правовых актах по безопасности труда в строительстве (СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002) также отсутствует норма, обязывающая заказчика осуществлять координацию подрядных организаций по вопросам безопасности труда. В то же время отражены некоторые аспекты взаимоотношений по вопросам охраны труда заказчиков, генподрядчиков и субподрядных организаций.

Так, в п. 4.6 СНиП 12-03-2001 сказано, что при выполнении строительно-монтажных работ на территории организации (заказчика) генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить акт-допуск по установленной форме. Требования этого пункта играют важную роль в построении взаимоотношений заказчиков, генподрядчиков и субподрядчиков по вопросам охраны труда.

Ранее в предыдущей редакции СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» требования рассматриваемого пункта касались только взаимоотношений администрации действующего предприятия (заказчика) и генподрядной организации, проводившей работы по реконструкции этого предприятия. В редакции СНиП 12-03-2001 требования пункта расширены и распространены на следующие группы хозяйствующих субъектов строительной деятельности:

— предприятие, эксплуатирующее объект и проводящее его реконструкцию (заказчик), — подрядная строительная организация (генподрядчик), осуществляющая строительные работы;

— генподрядная организация, которой заказчик передает на время строительства земельную площадку, и субподрядные организации, которых привлекает генподрядчик по согласованию с заказчиком.

— установление границы территории, выделенной подрядчику для производства работ;

— определение порядка допуска работников подрядной организации на выделенную территорию;

— проведение необходимых подготовительных мероприятий на выделенной территории;

— определение зоны совмещенных работ и порядка их выполнения.

Вопросы взаимоотношений генподрядных и субподрядных организаций регламентируются СНиП 12-03-2001 более подробно. Согласно п. 4.7 этого нормативного правового акта генподрядная организация обязана осуществлять координацию деятельности субподрядных организаций. В состав работ по координации входят:

— составление графика совмещенных работ;

— осуществление допуска организаций субподрядчиков на выделенную территорию после оформления акта-допуска;

— контроль выполнения совместных мероприятий и графика совместных работ, а также состояния безопасности труда.

Выполнение требований данного пункта позволяет наладить сотрудничество между различными организациями, выполняющими работы на территории стройплощадки. Это особенно важно при проведении совмещенных работ, когда их производство сопровождается возникновением опасных зон, которые могут совместиться с зонами работы смежных организаций.

К числу совмещенных работ относятся:

— выполнение монтажных и отделочных работ в одной захватке на разных этажах (ярусах) многоэтажного здания;

— выполнение огневых (сварочных) и отделочных работ в пределах одного помещения;

— выполнение работ вблизи от наружных работ строящегося здания.

Другим фактором организации безопасности работ на стройплощадке является проведение подготовительных мероприятий. Согласно п. 6.1.1 СНиП 12-03-2001 производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть подготовлены для обеспечения безопасного производства работ. При этом подготовительные работы должны быть закончены до начала прихода субподрядной организации, о чем должно быть указано в акте-допуске.

Помимо координации деятельности субподрядных организаций генподрядная организация обязана осуществлять контроль за состоянием охраны труда на строительной площадке. Согласно п. 3.6 СНиП 12-04-2002 в случае возникновения на объекте опасных условий, вызывающих реальную угрозу жизни и здоровья работников, генподрядная организация должна оповестить об этом всех участников строительства и предпринять необходимые меры для вывода людей из опасной зоны. Возобновление работ разрешается генподрядной организацией после устранения причин возникновения опасности.

Требования этого пункта дополняют требования п. 6.2.4 СНиП 12-03-2001. Согласно этому пункту при выполнении работ в закрытых помещениях, строительстве высотных зданий, строительстве подземных сооружений, когда в случае пожара или аварии возникает необходимость эвакуации людей, разработка подобных мероприятий и осуществление контроля за их выполнением должны осуществляться силами генподрядной организации. Пути эвакуации следует постоянно держать свободными. Для обеспечения своевременного оповещения работников, находящихся в удаленных местах, об опасности необходимо использовать средства телефонной связи или радиосвязь.

Как видно из проведенного анализа, требования отечественных законодательных и нормативных актов недостаточно учитывают специфические особенности строительства, относящиеся к деятельности заказчика в области охраны труда. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. В частности, Европейским союзом наряду с другими директивами в области безопасности и охраны здоровья была введена в действие Директива 92/57/ЕЕС «О выполнении минимальных требований в области безопасности и охраны здоровья на временных или мобильных строительных площадках».

Читайте также:  Используемые в строительстве материалы должны обладать какой теплопроводностью

В этом законодательном акте сказано, что заказчик должен назначить координаторов по вопросам охраны труда на стадии разработки проекта и строительства, которые должны координировать работу подрядных организаций, а также подготовить и контролировать выполнение Плана по безопасности и гигиене труда на строительном объекте.

В своей деятельности координаторам необходимо руководствоваться следующей последовательностью действий по профилактике профессиональных рисков:

— оценка рисков, которых нельзя избежать;

— борьба с рисками в их источнике;

— приспособление рабочего места к индивидуальному работнику;

— замена опасного фактора неопасным или менее опасным;

— приоритет мерам коллективной защиты над мерами индивидуальной защиты;

— предоставление соответствующих инструкций по охране труда работникам.

В условиях глобализации экономики и широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны необходимость гармонизации отечественной законодательной базы по охране труда с аналогичными нормативными актами передовых зарубежных стран становится все более очевидной. При этом в первую очередь необходимо в законодательном порядке определить обязанности заказчиков по координации деятельности всех участников процесса возведения зданий и сооружений на строительных объектах.

2. Действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не учитывает мобильный характер рабочих мест на строительных объектах.

Сравнительный анализ ранее действовавшего Положения и нового Порядка свидетельствует о том, что вместо серьезной переработки действовавшего Положения был проведен косметический ремонт действующего Положения. Так же как и ранее действующее Положение, Порядок ориентирован главным образом на аттестацию рабочих мест в условиях промышленного производства, где рабочие места и условия работ носят стационарный характер. В отличие от промышленности в строительстве рабочие места являются мобильными.

В то же время разработчики нового Порядка не сочли нужным проанализировать имеющийся опыт применения отраслевых нормативных актов по аттестации нестационарных рабочих мест. К числу таких нормативных актов относится СП 12-133-2000 «Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». Нормативный акт введен в действие Постановлением Госстроя России от 31.03.2000 N 26. В развитие этого Положения выпущено Методическое руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах МДС 12-28.2006.

В данных документах сохранены все формальные стороны процедуры аттестации рабочих мест, изложенные в Положении Минтруда России. В то же время имеются существенные отличия, к которым относятся следующие.

1. Согласно Положению Минтруда России необходимо в первую очередь проводить гигиеническую оценку вредных производственных факторов, которые для рабочих мест в условиях промышленного производства имеют стационарный характер. В отличие от этого в строительстве рабочие места и зоны действия вредных факторов имеют нестационарный характер. В связи с этим в Положении Госстроя России рекомендуется в первую очередь проводить экспертную оценку опасных и вредных производственных факторов, а инструментальные замеры делать по мере необходимости для уточнения или подтверждения экспертной оценки.

2. В Положении Минтруда России отсутствуют указания относительно составления перечня рабочих мест в организации. С учетом того что объем работ и их стоимость напрямую зависят от количества рабочих мест очевидно, что этому вопросу необходимо уделять серьезное внимание. В Положении Госстроя России приведены основные признаки для классификации и определения перечня рабочих мест.

3. Имеются также различия в методике оценки травмобезопасности рабочих мест. Приведенные в Положении Минтруда России объекты оценки травмобезопасности рабочих мест являются неполными, так как не учитывают опасные факторы, связанные с расположением рабочего места и общей организацией работы на стройплощадке или строящемся объекте. В Положении Госстроя России круг объектов оценки расширен.

4. Необходимо отметить также различия в оценке класса травмобезопасности. Согласно методике Минтруда России оценка осуществляется исходя из наличия трех классов травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные), а в документах Госстроя России классификация осуществляется в рамках пяти классов (оптимальные, допустимые, умеренно опасные, существенно опасные, высоко опасные). Применение данного подхода позволяет осуществлять оценку риска опасных и вредных производственных факторов в рамках единой системы оценки.

Из проведенного анализа следует, что новый нормативный акт в силу имеющихся недостатков в строительстве применяться не может. Для его применения необходимо продолжить практику создания отраслевых нормативных актов.

Одновременно с этим, очевидно, еще раз следует обсудить вопрос о необходимости обязательности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Это тем более актуально в связи с необходимостью гармонизации российского законодательства по охране труда с законодательством стран ЕС и других развитых стран — членов ВТО. Дело в том, что применяемая в этих странах система охраны труда ориентирована не на выполнение мероприятий охраны труда, а на профилактику профессионального риска. Для этого в системе охраны труда проводится специальная процедура — оценка профессионального риска.

Данная процедура проводится службой охраны труда по мере необходимости. При этом оценка риска связана не с отдельными рабочими местами, а с производственным объектом в целом, где трудятся работники. Необходимость проведения данной процедуры в настоящее время определяется Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда.

Системы управления охраной труда. Общие требования», который введен в действие с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта РФ. При этом методика оценки профессионального риска может применяться согласно рекомендациям МОТ.

3. Строительная отрасль одна из немногих имеет достаточно хорошо проработанную отраслевую нормативную базу по охране труда, которая является составной частью системы строительных норм и правил (СНиП). К числу базовых нормативных документов по охране труда в строительстве относятся:

— СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», регламентирующие организационно-технические требования безопасности труда, общие для строительного производства и строительной индустрии;

— СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», устанавливающие правила безопасного выполнения работ на стройплощадке.

Указанные нормативные акты вошли в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень национальных стандартов, СНиП и сводов правил, которые согласно Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» должны пройти не позднее 1 июля 2012 г. актуализацию (пересмотр). Согласно этому документу ОАО ЦПП по заданию Минрегиона России была подготовлена окончательная редакция актуализированного СНиП 12-03-2001.

В процессе актуализации СНиП требования СНиП 12-03-2001 были приведены в соответствие с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, другими смежными с охраной труда направлениями охранной деятельности и техническими регламентами. Помимо этого в целях снижения производственного травматизма, связанного с падением человека с высоты, были ужесточены требования по обеспечению безопасности работ на высоте, а также в целях гармонизации с международными и европейскими стандартами были уточнены требования по организации работ по охране труда.

Содержание разделов СНиП осталось прежним.

Основные изменения, внесенные в СНиП при актуализации, следующие:

1. Разделы 2 и 3 СНиП приведены в соответствие с новыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, взаимосвязанными с настоящим СНиП.

2. В разд. 4 внесены следующие изменения:

— в перечень законодательных и иных нормативных актов, которыми следует руководствоваться для обеспечения безопасности труда в строительстве, введены технические регламенты, перечень которых приведен в Приложении А (п. 4.1);

— уточнены требования к застройщикам или производителям строительных материалов по поводу координации действий подрядных организаций или арендаторов, осуществляющих работы на производственных территориях, а также сформулированы к ним требования (п. п. 4.5 и 4.6 — новый пункт);

— в п. 4.7 введено новое понятие «профессиональный риск», которое применяется в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», — определение приводится в Приложении Б.

Читайте также:  Кто такой пто в строительстве

3. В разд. 5 внесены следующие изменения:

— название раздела приведено в соответствии с терминологией Трудового кодекса РФ;

— в п. 5.1 уточнено, что работодатель в рамках обязанностей по обеспечению охраны труда является ответственным за организацию работ по охране труда в рамках системы управления охраной труда, соответствующей национальным стандартам безопасности труда;

— в п. 5.5 внесены уточнения в связи с изменением ст. 217 Трудового кодекса РФ;

— в п. 5.9 уточнены виды документов в организации;

— в п. 5.11 уточнен порядок допуска персонала к работам в условиях действия профессионального риска;

— изменена редакция п. 5.17 об обязанности работодателя проводить сертификацию организации работ по охране труда.

4. В разд. 6 внесены следующие изменения:

— уточнены ссылки на законодательные и нормативные акты;

— в п. п. 6.2.16 — 6.2.19 введены новые требования по обеспечению безопасности работ на высоте взамен ранее действующих п. п. 6.2.16 — 6.2.18;

— в п. п. 6.6.14 и 6.6.15 уточнены предельные значения уровня звука.

5. В разд. 7 внесены следующие изменения:

— уточнены ссылки на законодательные и нормативные акты;

— в п. п. 7.4.4, а также 7.4.17 журнал работ заменен на журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений (п. 7.4.4) и журнал учета и осмотра средств подмащивания (п. 7.4.17).

6. В разд. 8 и 9 уточнены ссылки на законодательные и нормативные акты.

7. В приложения А и Б внесены изменения в соответствии с п. 1.

8. Приложения В, Г, Д, Е, Ж, И остались без изменений.

Согласно действующему Положению, в декабре 2010 г. окончательная редакция проекта СНиП была послана Минрегионом России на согласование в Минздравсоцразвития России, которое, не имея замечаний по существу документа, согласовывать его не стало, так как в это время Правительством РФ было принято Постановление от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Указанное в Постановлении Правительства РФ Положение было разработано Министерством в развитие ст. 211 Трудового кодекса РФ взамен Положения, принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399. В новом подзаконном акте уточнена структура нормативных актов и изложена схема их разработки утверждения.

В частности, в п. п. 2, 3, 4 и 6 Постановления сказано:

«2. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

4. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.».

Каким же образом данное Положение повлияло на судьбу подготовленного проекта новой редакции СНиП 12-03-2001? Исходя из изложенных выше формулировок Положения следует, что в новую структуру нормативных правовых актов по охране труда СНиП не входят, поэтому данный документ должен быть изложен в форме или стандарта, или правил по охране труда. Далее проект такого нормативного акта должен быть представлен разработчиком (п. 3 Положения) в Минздравсоцразвития России для рассмотрения и утверждения.

В любом случае с учетом нового Положения данный проект документа должен быть переработан, однако неизвестно, какой из органов, указанных в п. 3 Положения, возьмет на себя функции разработчика. Для Минрегиона России данный СНиП является непрофильным, поэтому очевидно, что дальнейшая судьба этого документа, как и судьба других отраслевых нормативных актов по охране труда, Министерство не волнует. ОАО ЦПП проводит работу по заинтересованности общественных организаций, таких как РСС и НОСТРОЙ, в доработке актуализированного проекта СНиП 12-03-2001 и передаче его для утверждения, согласно новому Положению, в Минздравсоцразвития России.

Однако в Положении ничего не сказано по поводу побудительных мотивов, согласно которым эти органы добровольно возьмут на себя такую инициативу. Вероятнее всего, этому должна предшествовать подготовительная работа со стороны Минздравсоцразвития, которая должна быть закончена в виде плана подготовки (пересмотра) нормативных актов по охране труда.

В этот план необходимо включить как нормативные акты, имеющие межотраслевой характер, о которых говорила директор департамента Минздравсоцразвития России Н. Жарова на VI Международном конгрессе, состоявшемся в конце прошлого года и посвященном вопросам совершенствования нормативной базы по охране труда, так и отраслевые нормативные акты, подобные СНиП 12-03-2001. Наряду с этим Минздравсоцразвития России необходимо утвердить взамен ныне действующих Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда новый аналогичный документ, соответствующий новому Положению.

По данным Минздравсоцразвития России, ныне действуют более 1000 нормативных актов по охране труда, которые требуют пересмотра. Из числа этих документов более 150 распространяют свое действие на строительную отрасль и взаимосвязаны со СНиП по безопасности труда. Поэтому они, так же как и вышеуказанные СНиП, входят в отраслевую базу охраны труда.

Очевидно, что работа по их пересмотру не может протекать стихийно. Кроме этого, необходимо законодательно установить стимулы, побуждающие общественные организации по своей инициативе разрабатывать нормативные акты по охране труда.

В любом случае Минздравсоцразвития России сегодня единственный орган, который по своему положению обязан организовать эту работу по существу, а не в порядке проведения конференций, выставок и конгрессов. В противном случае процесс совершенствования нормативной базы в строительстве растянется на долгие годы.

Источник: hr-portal.ru

Организация службы охраны труда в строительстве

Руководство работой всех структурных подразделений в области охраны труда возлагается на начальника (управляющего) организации, а непосредственное руководство службой охраны труда — на главного инженера.

Организация работы по охране труда в строительстве осуществляется административно-техническим персоналом строительно-монтажных организаций: в пределах одной организации — ее начальником и главным инженером, а на участках — начальниками этих участков (старшими производителями работ).

Общие вопросы организации охраны труда в целом по строящемуся объекту относятся к компетенции генерального подрядчика и решаются его службами по всей строительно-монтажной площадке.

Административно-технический персонал строительно-монтажной организации в области охраны труда обязан: создать безопасные условия работы на технологических и производственных процессах и операциях;
своевременно проводить мероприятия по технике безопасности, производственной санитарии, механизации и автоматизации тяжелых, вредных и опасных работ;
обучать рабочих безопасным методам труда, проводить инструктаж и пропагандировать безопасные приемы работы;
снабжать рабочих необходимой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Главному инженеру организации непосредственно подчиняется отдел (бюро) или инженер по технике безопасности, которые проводят следующую работу:
координируют длительность по охране труда различных структурных подразделений;
подготавливают комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
контролируют соблюдение руководителями производственных подразделений действующего законодательства, постановлений и распоряжений правительства, министерства, а также инструкций, правил и норм по технике безопасности;
организуют разработку мероприятий по созданию безопасных условий труда, инструктаж рабочих и обучение их на курсах по технике безопасности;
участвуют в работе комиссий по проверке знаний рабочих в области техники безопасности, по расследованию причин аварий и несчастных случаев, связанных с производством, по рассмотрению проектов организации строительства, реконструкции и проектов производства работ;
ведут учет пострадавших при авариях или несчастных случаях, связанных с производством, и проводят анализ их причин, составляют по ним отчеты, а также отчеты об освоении средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда.

Читайте также:  МКД что это в строительстве

Организацию работы по охране труда на участке и рабочем месте, где работает сварщик (резчик), осуществляет непосредственно производитель работ (прораб) или, мастер.

Прораб или мастер контролирует соблюдение рабочим инструкций по охране труда, организует выполнение работ в условиях безопасности, постоянно обучает рабочих безопасным приемам труда.

Необходимо отметить, что четкой организации охраны труда в строительстве способствует знание рабочими основных вопросов, которые решает административно-технический персонал строек. Это приводит к улучшению всей организации работы по охране труда и повышает безопасность труда рабочих.

Каждый рабочий должен помнить, что строгое соблюдение установленного на строительстве порядка по организации охраны труда является его обязанностью и долгом.

Источник: www.stroitelstvo-new.ru

Охрана труда в строительстве: понятие, нормативные документы и организация

Охрана труда — широкое понятие и включает в себя санитарно-гигиенические мероприятия, мероприятия по пожарной безопасности, вопросы соблюдения трудового законодательства и техники безопасности, а также контролирующие и надзорные функции над исполнением всех нормативных требований привил и норм охраны труда.

Охрана труда в строительстве — учебник жизни, который должен изучить каждый работник.

Основные элементы охраны труда

Охрана труда — не отдельная дисциплина, а совокупность объединенных под одним названием мероприятий, направленных на сохранение безопасности работников во время рабочего процесса.

Основные элементы охраны труда:

  • Вопросы трудового законодательства, которые регламентирует Кодекс законов о труде Российской Федерации. Этот документ устанавливает нормы взаимоотношений работников и руководства организаций, режимы отдыха и труда для всех работников, основные условия работы несовершеннолетних и женщин, кадровое делопроизводство (прием, переводы и увольнение работников). Кроме того в КЗоТ прописаны положенные по закону льготы и возможные преимущества в работе некоторых категорий персонала.
  • Техника безопасности. Этот термин объединяет все организационно-технические мероприятия и средства, которые направлены на предотвращение воздействия на обслуживающий персонал опасных производственных факторов, другими словами — на предотвращение возникновения травм на производстве или иного ухудшения состояния здоровья.
  • Пожарная безопасность. Состоит из комплекса мероприятий, направленных на улучшение противопожарного состояния всех зданий и сооружений, а также на снижение риска возникновения пожара при протекании рабочих процессов.
  • Санитарно-гигиенические условия труда, которые состоят из создания комфортного микроклимата на рабочих местах и приведения всех его параметров к норме, а также из обеспечения полноценных отдыха и бытовых условий на территории предприятия.

Охрана труда в строительстве

Нормативные документы по охране труда в строительстве

Основные понятия и положения охраны труда в строительной отрасли регламентируются государственными нормативными документами, иначе сводом федеральных законов, приказов, типовых инструкций, постановлений, СНиПов , ГОСТов и документов других типов, соблюдение которых является обязательным условием законного функционирования предприятия. Нормативные документы по охране труда в строительстве имеют следующие основные разделы:

  • Система организации охраны труда – раздел, содержащий общие положения по созданию и функционировании системы охраны труда . Наиболее важным документом среди них является ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. «Системы управления охраной труда. Общие требования»;
  • Обучение по охране труда (ГОСТы, приказы, постановления и методические пособия, нормирующие процесс обучения работников);
  • Медосмотры (документы, регламентирующие прохождение медосмотра работниками предприятия);
  • Гигиеническое нормирование;
  • Спецодежда, спецобувь, СИЗ (документация, регламентирующая характеристики спецодежды работников);
  • Льготы по условиям труда;
  • Обязательное социальное страхование;
  • Строительные правила и нормы (СНиПы) и другие разделы, регламентирующие те или иные формы охраны труда.

Организация обучения по охране труда

В соответствии с нормативными указаниями государственного стандарта ГОСТ 12.0.004-90 руководство строительного предприятия должно организовать обучение работников безопасным методам выполнения работ. Данный стандарт является основополагающим в системе нормативных документов по обучению персонала и обязывает руководство фирмы организовать и провести в установленные сроки все виды инструктажей, обучение работников безопасным приемам выполнения работ и общим требованиям охраны труда, а также проверку знаний усвоенного материала.

Схема организации охраны труда в строительстве

  • Вводный — в обязательном порядке проводится для всех вновь принятых работников специалистом по охране труда или лицом, его заменяющим соответствии с должностными инструкциями;
  • Первичный — проводится со всеми работниками, вновь принятыми на предприятие или переведенными на другое рабочее место (кроме персонала, профессии и должности которого утверждены специально утвержденным работодателем Перечнем), а также с командированным персоналом непосредственно на рабочем месте;
  • Повторный — должен проводиться не реже одного раза в полугодие со всеми работниками, за исключением тех, кто освобожден от первичного инструктажа;
  • Целевой — должен быть проведен при выполнении разовых нетипичных для персонала работ, а также при выполнении работ по наряду-допуску;
  • Внеплановый — проводится при вводе новых инструкций по охране труда и локальных актов, утвержденных на предприятии, а также при запуске нового оборудования или технологии.

Отметим, что обучение по охране труда выполняется на основе специально разработанных для строительной отрасли Типовых программ. Содержание Типовой программы обучения для руководителей и специалистов и краткого курса обучения можно увидеть в МДС 12-27-2006 — специально разработанном методическом указании для проведения обучения на предприятии.

Проверка знаний персонала осуществляется в сроки, установленные нормативными актами для конкретного вида предприятия строительной отрасли. Проверка знаний на строительных объектах проводится, как правило, общественными инспекторами, которых избирают из числа наиболее квалифицированных рабочих.

Общественный инспектор по охране труда ведет специальный журнал по проведению всех видов инструктажей, форма которой также утверждена ГОСТ12.0.004-90. В данном журнале он записывает свои замечания и предложения. Журнал хранится на участке у руководителя работ. Руководители работ обязаны своевременно устранить отмеченные в журнале нарушение норм и правил охраны труда.

Виды инструктажей

Трехступенчатый контроль над состоянием охраны труда

Организация охраны труда в строительстве включает в себя проведение трехступенчатого контроля:

1. Первая ступень. Ежедневно до начала строительных работ, мастером, бригадиром и общественным инспектором проводится осмотр рабочих мест и выявление потенциально опасных нарушений в организации процесса строительно-монтажных работ и осмотре санитарно-гигиенического обеспечения персонала. При проверке условий труда на местах проведения работ с повышенной опасностью должна присутствовать повышенная бдительность. В случае выявления нарушений, которые могут угрожать безопасности работников, проверяющий должен принять меры по их ликвидации или, при необходимости, приостановить начало работ.

2. Вторая ступень контроля — проводится еженедельно при участии начальника участка, старшего общественного инспектора (уполномоченного), механика и энергетика. На данной ступени на объектах участка проверяются: выполнение обязательств по охране труда, исправность оборудования, безопасное использование механизмов, состояние техники безопасности и производственной санитарии, своевременность выдачи средств индивидуальной защиты, а также замечания и предложения, записанные в журнале на первой ступени контроля.

3. Третья ступень — проводится ежемесячно комиссиями под председательством первых руководителей организации и при участии специалиста по охране труда. Состав комиссий утверждается работодателем. Комиссия осуществляет контроль над выполнением всех запланированных мероприятий, над соблюдением сроков проверки защитных средств и приспособлений, подлежащих испытаниям в соответствии с нормативами, над правильностью работы второй и первой ступеней контроля. Результаты проверки должны быть рассмотрены на специальном совещании, которое допускается совмещать с проведением «Дня охраны труда». По результатам совещания издается приказ руководителя.

Результаты проверок по первой и второй ступени контроля оформляются в журнале установленной формы, по третьей ступени — актом. Выполнение мероприятий, предложенных при проверках, и устранение выявленных нарушений — обязательны.

Источник: www.it-nv.ru

Рейтинг
Загрузка ...