Организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда

Система осмотров и контроля технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов. Целью осмотров является выявление различных дефектов конструктивных элементов и инженерных систем жилых зданий, контроль за техническим состоянием, использованием и состоянием помещений. Система осмотров регламентирован;» Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Установлено три вида осмотров:

— общий или сезонный (полугодовой), когда обследуется все здание, его конструкции, оборудование, и внешнее благоустройство;

— частичный, при котором осматриваются лишь отдельные части элементы здания, например крыша, подвал, лифт, система центрального отопления или водоснабжения;

— внеочередной (внеплановый), проводимый после стихийных бедствий (ураганов, наводнений, ливней и т.п.), а также в случае аварий или при выявлении деформации конструкций и ней исправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации или по указанию вышестоящих организаций.

Онлайн вебинар с органами муниципального контроля «Реформа КНД: важно знать!»

Для проведения технического осмотра из представителей заинтересованных сторон организуется комиссия, которую возглавляет начальник эксплуатационной службы. В ее состав входят лицо, ответственное за эксплуатацию сооружения, представители эксплуатационной службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования зданий, жильцы, дома и др. Результаты всех видов осмотра оформляют актами, в которых фиксируются выявленные дефекты и повреждения, а также сроки их устранения.

Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год: весной, после таяния снега, и осенью при приемке здания в зимнюю эксплуатацию. К перечню работ технического обслуживания (ТО) зданий и сооружений по подготовке их к сезонной эксплуатации относятся следующие работы: при подготовке здания к весенне-летней эксплуатации работы по раскрытию подполий, вентиляции чердаков и др., т.е. организация их максимального проветривания; при подготовке к осенне-зимнему сезону — наоборот, выполняются работы по накрыванию, утеплению, герметизации.

Материалы осеннего осмотра служат основой для планирования и организации текущего ремонта в будущем году. Во время весеннего осмотра и начала подготовки здания к зиме уточняются предстоящие работы, которые должны быть выполнены к началу зимней эксплуатации и приняты при осеннем осмотре. реконструкция жилищный фонд модернизация

Кроме осмотров в состав работ по техническому обслуживанию и содержанию жилых домов входит оценка их технического состояния, ч также организация работ по наладке инженерных систем, устранение незначительных повреждений, т.е. обеспечение нормального использования их по назначению. К перечню работ по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда относятся работы но уходу за кровлей, укрепление водосточных труб, открытие и своевременное закрытие продухов в цоколях, обеспечение вентиляции чердаков и другие работы. Лица, проводящие техническое обслуживание, обязаны тщательно и добросовестно выполнять свои обязанности и досконально знать устройство здании и сооружении, характерные язвимые места, дефекты, повреждения, особенности их устройства и функционирования.

Лекция 18. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.

Содержание и уборка лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий, включая санитарную очистку жилых зданий и прилегающей территории. Периодичность проведения этих работ регламентируется Типовыми укрупненными нормами обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладении, исходя из местных условии города.

Система ремонтов жилищного фонда, включая проведение текущих и капитальных ремонтов жилых домов. Незначительный физическийизнос жилых здании устраняется с помощью текущего ремонта, а значительный (более 60%), а также моральный износ только с помощью одного из видов капитального ремонта — реконструкции. При выборе вида ремонта обычно руководствуются нормативами физического износа жилых домов.

Характеристика видов ремонтов

Преимущественный вид работ

Техническое обслуживание, текущий ремонт

То же +выборочный капитальный ремонт

Капитальный ремонт, модернизация

Реконструкция или реставрация

Снос и строительство нового объекта

Текущий ремонт неразрывно связан с повседневной эксплуатацией дома. Цель такого ремонта заключается в предупреждении преждевременного износа конструкций и инженерных систем. При текущем ремонте физическое состояние конструкций не изменяют, но их консервируют в проектном состоянии. В основе текущего ремонта лежит систематическое обследование и регулировка частей зданий и оборудования, планируемое устранение возникающих в процессе эксплуатации мелких неисправностей, а также срочная ликвидация случайных отказов, вызвавших аварийные ситуации. Устранение мелких неисправностей, планируемое по времени и объему, называют планово-предупредительным текущим ремонтом, а выполнение непредвиденных работ — аварийным (неплановым).

В настоящее время в практической деятельности эксплуатирующих и ремонтных подразделении жилищного хозяйства современного города в основном применяют систему эксплуатации и ремонта жилых здании, основанную на выполнении аварийно-восстановительных работ. Более перспективная система планово-предупредительного ремонта (ППР) жилищного фонда до настоящего времени практически не используется.

Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам. Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятии министерств и ведомств).

Капитальный ремонт, как и текущий, должен носить планово-предупредительный характер, поскольку его целью является предупреждение неисправностей, поддержание здания в хорошем эксплуатационном состоянии. Этот вид ремонта выполняют не только для восстановления физического износа элементов, частично или полностью утративших работоспособность, заменяют и ненадежные элементы с большой вероятностно отказа. Так, при капитальном ремонте кровлю могут ремонтировать не потому, что она пришла в негодность, а по причине ненадежности вследствие истечения межремонтного цикла. Так называют продолжительность эксплуатации элементов между капитальными ремонтами, а ремонт с восстановлением эксплуатационных свойств всех ненадежных элементов, продолжительность службы котоых равна межремонтному циклу, именуют комплексным капитальным ремонтом

Выборочным капитальным ремонтом называют восстановление отдельных элементов, потерявших работоспособность и нуждающих в полной или частичной замене, хотя здание в целом находится и удовлетворительном состоянии. При четко организованной системе и планово-предупредительных ремонтов вероятность таких отказов невелика, но они все же возможны. Выборочный ремонт проводят и в ветхих домах, с износом 60% и более. В этих случаях заменяют отказавшие, ненадежные и аварийные элементы, поэтому ремонт носит характер охранного, поддерживающего безопасность проживания жильцов до их отселения в новые квартиры.

Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядок с, который установлен Положением по организации и проведению и планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий и другими нормативными документами.

В практике нет четкого деления между работами, проводимыми

при текущем и капитальном ремонте. Принципиальное различие заключается в цели, преследуемой при выполнении этих ремонтов Цель текущего ремонта — наладка, предупреждение преждевременного износа, цель капитального — восстановление износа элементов и здания целом.

Невыполнение своевременного ремонта конструкций приводит к усиленному износу и резкому увеличению его стоимости. Например, капитального ремонта типового панельного 5-этажного дома на 3—4 года после истечения нормативных сроков увеличивает его стоимость на 18—21%. В практике технической эксплуатации зданий используют и сочетание двух стратегии: назначают ремонт по сроку эксплуатации жилого здания, а объем ремонтных работ определяют по его техническому состоянию. Такую комбинированную стратегию следует рассматривать как переходный этап к системе планово-предупредительных ремонтов жилищного фонда.

Для проведения своевременного и качественного ремонта, обслуживания и эксплуатации жилищного фонда создаются специальные жилищно-эксплуатационные службы и ремонтно-строительные организации.

-техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда;

-определение финансово-экономических условий эксплуатации;

-управление эксплуатацией жилищным фондом.

Для поддержания того или иного уровня комфортности проживания в жилых зданиях требуются соответствующие ресурсы (прежде всего финансовые и материальные), величина которых может варьировать различном диапазоне, в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

Читайте также:  Ниц пожарная безопасность в строительстве

-исходное состояние жилищного фонда;

-имеющийся набор жилищно-коммунальных услуг и их соответствие установленным стандартам;

-ресурсоемкость данного жилищного фонда, включающего установленное в нем инженерное и сантехническое оборудование;

— площадь и благоустроенность придомового земельного участка, состояние дорожного покрытия, тротуаров, газонов, кустарников, деревьев, зон отдыха и т.д.;

-уровень ущерба, наносимого объекту недвижимости проживающим в нем жильцами.

Все вышеперечисленное требует индивидуального подхода к организации содержания и эксплуатации каждого жилого дома. Для каждого объекта требуется самостоятельная программа управления его эксплуатацией, учитывающая все особенности жилого дома и прилегающего к нему участка. Поэтому в последние годы в связи с проведением реформы ЖКХ развивается принципиально новая сфера деятельности жилищном хозяйстве города — управление жилищным фондом специализированными организациями (управляющими компаниями). От Управляющей организации требуется знание строительных особенностей здания, особенностей поставки коммунальных услуг потребителям, расположения инженерных сетей как внутри дома, так и на территории мольного участка.

Источник: studbooks.net

Статья 14 ЖК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление муниципального жилищного контроля;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

9.2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

9.3) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Комментарии к ст. 14 ЖК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует возможность принятия жилищно-правовых актов органами местного самоуправления. Кроме того, такая возможность закреплена в ст. 5 действующего ЖК РФ. Фактически это вводит трехуровневую систему жилищного законодательства, отношение к которой в литературе не вполне благожелательно . Тем не менее ЖК РФ не мог не учитывать положений ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения отнес в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городских и сельских поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (ст. 14).

В.Н. Литовкин полагает, что органы местного самоуправления должны быть лишены права регулировать жилищные отношения с участием граждан (кроме цен и тарифов), поскольку отношения в этой сфере не имеют местного значения, а связаны с осуществлением конституционного права граждан на жилище и изменением предмета ведения исключительно Российской Федерацией (см.: Литовкин В.Н. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. С. 644).

К вопросам компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений ЖК РФ относит следующие:

1) учет муниципального жилищного фонда.

Компетенция органов местного самоуправления в этой части аналогична компетенции органов государственной власти субъекта Федерации, на которые возложены полномочия по учету соответствующего жилищного фонда. Орган местного самоуправления на своей территории должен вести различные виды учета муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Это полномочие органов местного самоуправления представляется крайне важным, поскольку именно им отведена главная роль в решении вопроса о том, кто из граждан муниципального образования будет отнесен к категории малоимущих и сможет претендовать на получение бесплатного муниципального жилья по договору социального найма. Порядок, т.е. процедура, действий органа местного самоуправления по установлению соответственно размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, должен быть установлен соответствующим субъектом Федерации;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления должны непосредственно вести учет граждан, нуждающихся в получении социального жилья. Субъект Федерации должен установить порядок ведения такого учета, определив перечень документов, необходимых для принятия на учет, порядок их рассмотрения, оформление учетной документации и т.д. Органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за формированием списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

К специализированному жилищному фонду, согласно ст. 92 ЖК РФ, относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Читайте также:  Претензия на некачественное оказание услуг образец по строительству

На органах местного самоуправления, так же как и на органах государственной власти субъектов Федерации, лежит обязанность разработать порядок, т.е. процедуру, предоставления указанных жилых помещений;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления должны быть предусмотрены требования к оформлению решения органа местного самоуправления о предоставлении социального муниципального жилья гражданину, реквизитам такого решения, данным о предоставляемом жилом помещении, о его получателях и т.д.;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые достаточно подробно урегулированы ЖК РФ (см. комментарий к гл. 3). С учетом этих положений орган местного самоуправления не позднее чем в трехдневный срок должен принять решение о переводе либо отказать в таком переводе.

Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) утверждена Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

Переустройству и перепланировке жилых помещений посвящена гл. 4 ЖК РФ. Орган местного самоуправления должен согласовать (по терминологии Кодекса) с собственником либо нанимателем жилого помещения проведение соответствующих работ. Фактически это означает дачу согласия (разрешения) на переустройство и перепланировку жилого помещения в течение 45 дней (см. комментарий к ст. 26 ЖК).

ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления дополнительные правомочия в отношении лиц, осуществивших самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения (см. комментарий к ст. 29 ЖК);

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (см. комментарий к ст. 15 (ч. 4) ЖК). Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Это полномочие общего характера возложено на органы жилищной инспекции.

2. К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия. Они могут быть предусмотрены не только ЖК РФ, но и иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации, которые должны быть направлены на реализацию конституционных положений о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления ЖК РФ дополнительно относит:

1) установление нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма.

Реализация этого полномочия предполагается применительно к муниципальному жилищному фонду, поскольку и Российская Федерация, и субъекты Федерации вправе самостоятельно устанавливать норму предоставления площади жилого помещения (см. комментарий к ст. 50 ЖК) и учетную норму площади жилого помещения в отношении отдельных категорий граждан, предусмотренных соответствующими законами.

Понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения даны в ст. 50 ЖК РФ;

2) определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления и т.п. (ст. 93 ЖК).

Нормативные акты органа местного самоуправления должны установить, какие категории граждан могут пользоваться служебным жильем (ст. 104 ЖК);

4) определение порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ст. 160 ЖК);

5) определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (ст. 163 ЖК).

3. Особенности компетенции в области жилищных отношений установлены ЖК РФ применительно к двум субъектам Федерации — городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.

Источник: zknrf.ru

МД №45 — Июнь 2021

В последнее время перед исполнительно–распорядительными органами местного самоуправления остро встал вопрос о необходимости создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования.

Ситуация была вызвана большим количеством административных исков, поданных на местные администрации, которые содержали требования признать незаконным бездействие органов местного самоуправления и возложить на них обязанность по созданию специализированного жилого фонда.

Вопрос о том, является ли создание маневренного жилищного фонда обязанностью органов местного самоуправления, вызвал у специалистов Института обоснованные сомнения.

Исходя из анализа ранее сложившейся судебной практики по данному вопросу, суды в большинстве случаев признавали незаконным бездействие администрации муниципального образования по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и обязывали создавать его. При этом суды исходили из того, что создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования в силу требований закона вменено в обязанность органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан.

Однако сотрудникам Института удалось выработать иной подход относительно возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования.

В рамках обращения главы муниципального образования сотрудники Института оказали правовую помощь по подготовке апелляционной жалобы на решение районного суда, которым в полном объеме были удовлетворены требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования незаконным, возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования.

Специалисты Учреждения не разделили позицию районного суда, поскольку она основана на неправильном и расширительном толковании норм закона.

Данный подход был поддержан Судебной коллегией Красноярского краевого суда (далее — Судебная коллегия), которая, рассматривая доводы жалобы на вышеприведенное решение, также сочла его противоречащим нормам материального права.

Как следует из судебного постановления апелляционной инстанции районный суд необоснованно поддержал исковые требования прокурора, который в свою очередь, ошибочно руководствуясь совокупным толкованием положений Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, ст. 95 ЖК РФ, сделал выводы о законности своих требований. Так, проанализировав вышеперечисленные нормы права, Судебная коллегия пришла к выводу, что приведенные законоположения носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения (в том числе на обязательность создания маневренного фонда, на невозможность обеспечения обозначенной категории лиц жилыми помещениями в ином порядке, иными средствами).

Положения жилищного законодательства не содержат прямого указания о возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у ОМСУ для решения соответствующего вопроса местного значения, закрепленного в ст. 14-16 Федерального закона № 131-ФЗ, недопустимо.

Читайте также:  Технология современного дорожного строительства

Указанная правовая позиция подтверждена и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, состоявшегося по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ в связи с жалобой муниципального образования — городской округ «Город Чита».

В ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз.

10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Это в полной мере согласуется с положениями п. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, предусматривающими, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

При этом ЖК РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч.

2 ст. 88 ЖК РФ), жилое помещение по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ст. 91.15 ЖК РФ), по договорам коммерческого найма (ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).

На основании вышеизложенного, Судебная коллегия пришла к выводу, что нормами ЖК РФ органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав.

Красноярский краевой суд в Апелляционном определении от 03.03.2021 по делу № 33а-1938/2021 сделал следующие выводы: причинно-следственная связь между деянием административного ответчика (администрации муниципального образования) и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует; заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями администрации.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не только были приняты во внимание Красноярским краевым судом, но и легли в основу судебного акта, которым было отменено решение районного суда и принято новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации муниципального образования в полном объеме.

Таким образом, сотрудникам Института удалось сформировать правовую позицию, фундаментально отличающуюся от сложившейся судебной практики по вопросам о возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования.

Источник: imr-anons.ru

Цели и задачи муниципальной жилищной политики.

Жилищный фонд муниципального образования представляет собой совокупность всех жилых помещений на его территории независимо от форм собственности (рис. 5.6). Состав муниципального жилищного фонда и формы управления им рассматривались в главе 4.

Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Реализация жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти.

Структура жилищного фонда муниципального образования

Рис. 5.6. Структура жилищного фонда муниципального образования

Закон № 131-ФЗ возлагает на органы местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере жилищной политики следующие задачи:

  • ? обеспечение проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;
  • ? организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;
  • ? создание условий для жилищного строительства;
  • ? осуществление муниципального жилищного контроля;
  • ? осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РФ относит к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений следующие вопросы:

  • ? учет муниципального жилищного фонда;
  • ? установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • ? определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • ? установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • ? ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • ? ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • ? определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  • ? предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • ? принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  • ? согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • ? признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  • ? осуществление муниципального жилищного контроля;
  • ? определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • ? иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Решение перечисленных вопросов призвано обеспечить конституционные права граждан на жилище на местном уровне.

Существенную роль призваны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие своих территорий, в формировании рынка доступного жилья. Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков для жилищного строительства, обустроенных инженерной инфраструктурой. Они должны производить работы по формированию земельных участков и подготовке разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство на конкурсной основе. Однако необходимо решение вопросов финансирования этих работ путем муниципальных займов и поступления в местные бюджеты в полном объеме средств от продажи сформированных земельных участков.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
Загрузка ...