Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости. Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма. Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.
Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, — эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.
Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.
Строительство в водоохранной зоне
Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.
Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.
Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.
Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:
- централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
- сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
- локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
- сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.
«Миф или ФАКТ» №5. Можно ли построить дом в водоохранной зоне? Участки в Ленинградской области
На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.
В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.
Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Под береговой полосой общего пользования понимается часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к морю, которая предназначена для общего использования.
Иными словами, любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.
Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы или иное ограничение свободного доступа к ним запрещается.
Взимание платы за доступ к водному объекту и его береговой полосе, а также установление ограждения на таком водном объекте не соответствуют действующему законодательству. Организация частного пляжа в пределах береговой полосы водного объекта также нарушает установленный законом порядок использования такой территории. Подобные действия противоречат положениям Водного кодекса РФ, закрепляющим право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу №А70-8868/2011).
На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи моря, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.
Необходимо учитывать, что водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы общего пользования устанавливаются в силу закона на основании самого факта примыкания территории земельного участка к соответствующему водному объекту. Ширина таких «зон охраны» определяется на законодательном уровне и не может быть установлена иначе ни на основании подзаконных нормативных актов РФ, ни на основании законодательства субъектов РФ, что подтверждается сформировавшейся судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года №33-Г08-5).
Говоря об особенностях использования земель в прибрежных зонах, важно при этом учитывать и специфику отдельных регионов.
Так, например, до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города Севастополя установлен так называемый «переходный период». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти органы власти Республики Крым, а также города Севастополя могут самостоятельно устанавливать особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.
В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым может самостоятельно устанавливать границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.
В конце мая 2016 года Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал поручение подготовить распоряжение о полном временном запрете на любые строительные работы на участках ближе 100 метров от воды.
Такой запрет планируется установить в целях проведения ревизии всех земельных участков, ранее предоставленных государством землепользователям, а также для пресечения возведения самовольных построек в пределах «зон охраны» водных объектов.
В этой связи в текущее время к приобретению «объекта у моря» стоит подходить предельно внимательно, поскольку имеется высокий риск признания такого объекта самовольной постройкой по результатам вышеуказанной ревизии.
При этом даже если объект недвижимости, размещенный вблизи побережья с нарушением законодательства в сфере охраны водных объектов, не признан самовольной постройкой, владельцам таких земельных участков в границах «зон охраны» и иным землепользователям следует учитывать риски привлечения к ответственности.
Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков в «зонах охраны» и правил охраны водных объектов, а также за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
В зависимости от характера нарушения наказания для физических, юридических, а также должностных лиц за такие правонарушения варьируются от штрафа (в размере от 3 тысяч рублей до 500 тысяч рублей) до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 90 суток. При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Загрязнение вод и морской среды может повлечь также и уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (в зависимости от степени опасности такого нарушения).
Помимо описанной выше специфики использования прибрежных территорий, действующим законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения. Так, например, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии положениями Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.
Подводя итоги, отметим, что параметры использования любого земельного участка, в том числе территории прибрежных зон, равно как и возможность размещения на нем того или иного объекта строительства, должны проходить тщательную проверку в каждом конкретном случае. Только всесторонняя оценка пригодности земельного участка для целей строительства объекта позволит избежать риски его признания самовольной постройкой и наложения ответственности на застройщика.
Источник: www.cls.ru
Строительство в водоохранной зоне
Новый ЖК «Правый берег» от застройщика Недаркал возведен в городе Химки в 2 км от Москвы. Среди преимуществ новостройки ближайшего Подмосковья — удачное местоположение в бухте канала им.
#1 crazy city
Посмотрел проект, фото, все здорово, все понравилось, и планировки интересные и вид из окон должен быть чудесный. Только вот споткнулся я об один важный вопрос, ЖК ведь прямо на реке стоит — как им удалось получить разрешение на строительство в водоохранной зоне? не возникнет-ли проблем с этим в дальнейшем?
Какие мысли по этому поводу?
- itemieme и Yvanovasype это понравилось
#2 Илона
В последние годы на берегах рек, озер и других водоемов практически во всех населенных районах страны появилось множество объектов недвижимости. При этом соблюдение застройщиками требований законодательства было скорее исключением из правил, чем нормой.
Посмотрим, как законодатель определяет понятие «водоохранная зона водного объекта».
Водный кодекс Российской Федерации 1995 года (ст. 111) понимал под водоохранной зоной территорию, примыкающую к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
Новый Водный кодекс РФ (ст. 65), вступивший в силу с 1 января 2007 года, уточнил, что водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон водных объектов устанавливаются также прибрежные защитные полосы.
ОХРАННЫЕ ЗОНЫ СТАЛИ МЕНЬШЕ
Следует отметить, что с введением в действие нового Водного кодекса РФ произошли существенные изменения в правовом режиме водоохранных зон водных объектов. Указанные изменения значительно смягчили особый режим охраны таких территорий.
Для сравнения, действующее до 1 января 2007 года Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 года № 1404, устанавливало минимальную ширину водоохранных зон для участков рек в зависимости от их протяженности – от 50 до 500 метров. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принималась при площади акватории до 2 квадратных километров – 300 метров, от 2 квадратных километров и более – 500 метров.
Кроме того, указанное Положение определяло ширину прибрежных защитных полос водоохранных зон в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту. Утверждение окончательных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос в указанных пределах входило в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, которые в необходимых случаях определяли ширину водоохранной зоны до 2000-3000 метров.
В настоящее время ширина водоохранной зоны водных объектов строго регламентируется самим Водным кодексом РФ (ст. 65). Максимальная ширина водоохранной зоны определяется для рек протяженностью 50 километров и более и составляет лишь 200 метров. Органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе устанавливать иные размеры водоохранных зон. Таким образом, даже крупнейшие реки страны на сегодня имеют водоохранные зоны шириной 200 метров, что в несколько раз меньше ранее действующих размеров.
Что касается водохранилищ и озер, то размер водоохранной зоны указанных водных объектов с акваторией более 0,5 км сократился с 500 до 50 метров, т. е. в 10 раз, а для объектов с акваторией менее 0,5 км водоохранная зона новым Водным кодексом вообще не установлена.
Максимальная ширина прибрежной защитной полосы водного объекта на сегодняшний день составляет 50 метров (ранее – 100 метров), за исключением озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. При этом субъекты РФ также не уполномочены изменять указанное значение.
ПРАКТИЧЕСКИ НИКАКИХ ЗАПРЕТОВ
Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 года № 1404, определяло специальный режим на территории водоохранных зон, который был составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. Специальный режим заключался, прежде всего, в установлении запрета на определенные виды деятельности в пределах водоохранных зон.
В частности, в водоохранных зонах водных объектов запрещалось размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков; использование навозных стоков для удобрения почв; проведение без согласования с органами Росводресурсов строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
Дополнительно к названным ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещались распашка земель; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения, и др.
В новом Водном кодексе РФ из десяти ранее запрещенных в водоохранных зонах видов деятельности остались только четыре:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещается теперь только распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Иными словами, с 1 января 2007 года законодатель разрешил осуществлять в водоохранных зонах водных объектов размещение дачных и садово-огородных участков; заправку топливом, мойку и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; проведение рубок главного пользования; выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов в прибрежных защитных полосах водных объектов и т. д. Снят запрет на любое строительство в водоохранных зонах, а также в прибрежной защитной полосе.
Кроме того, законодатель исключил из водного законодательства обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление земельных участков в водоохранных зонах и проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также землеройных и других работ.
С 1 января 2007 года разрешена приватизация земельных участков в водоохранных зонах. Прямой запрет на передачу таких земельных участков в частную собственность ранее был установлен п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ?
Как видно из приведенного сравнительного анализа, новое водное законодательство предъявляет значительно меньше требований к охране водных объектов.
Следует отметить, что размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов первоначально устанавливались еще законодательством СССР, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, с целью сохранения водных объектов, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Установленные размеры водоохранных зон действовали на протяжении десятилетий и не менялись вплоть до 1 января 2007 года.
Какие-либо предпосылки для установления иного, более мягкого режима водоохранных зон с точки зрения охраны водных объектов отсутствовали. Единственной целью, которую преследовал законодатель, внося столь значительные изменения в водное и земельное законодательство, была попытка узаконить массовую застройку водоохранных зон, имевшую место в последние годы.
Безусловно, установление столь либерального режима водоохранных зон водных объектов, разрешение строительства практически любых объектов на данных территориях не будет способствовать сохранению водных объектов в состоянии, отвечающем экологическим требованиям, и может привести к еще большему ухудшению экологической обстановки.
С другой стороны, все объекты, незаконно возведенные в водоохранных зонах в период действия Водного кодекса 1995 года, с 1 января 2007 года автоматически не могут быть узаконены. Положения нового Водного кодекса РФ распространяются только на те отношения, которые возникли после вступления его в силу, т. е. после 1 января 2007 года.
При оценке сделок с земельными участками в водоохранных зонах, заключенных до 1 января 2007 года, и при оценке деятельности, осуществлявшейся на таких земельных участках до указанной даты, следует руководствоваться Водным кодексом 1995 года и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Последствием нарушения требований законодательства, действовавшего до 1 января 2007 года, должно являться признание сделок недействительными, и привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной административным и уголовным законодательством. В то же время, при рассмотрении таких дел в судебном порядке не исключено, что суды будут принимать решения в пользу владельцев объектов недвижимости в водоохранных зонах, учитывая вступившие в силу изменения законодательства.
Ольга ПОПОВА, директор по корпоративному развитию ООО «Консалтинговая группа «Партнер»
Источник: novoseli.ru
Организация строительства в водоохранной зоне
Все чаще слышно слово «дефолт» — надо ли его бояться и что оно значит для рынка недвижимости? Что будет с ценами
Главными антикризисными мерами станут поддержка ипотеки и строительства
Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, приняты решения по поддержке ипотеки и субсидировании ставок.
Строительство в водоохранной зоне
Водоохранная зона обозначает определенную площадь вблизи водного объекта, на которой действует ряд ограничений, касающихся использования этих территорий. Основной смысл введения водоохранных зон заключается в защите водных ресурсов от загрязнений.
Впрочем, полного запрета на деятельность и строительство в таких зонах нет.
Водоохранная зона водного объекта
Может иметь различную протяженность, которая измеряется от кромки воды.
Для ручьев и рек, ширина водоохранной территории устанавливается исходя из общей протяженности водного объекта:
- длина реки (ручья) более 50 км – ширина зоны составляет 200 м;
- 10-50 км – 100 м;
- до 10 км – 50 м;
- радиус водоохранной территории для истоков всегда составляет 50 м.
Стоячие водные объекты (водохранилища и озера) имеют водоохранную зону шириной в 50 м.
Для любого моря протяженность водоохранной зоны — 500 м.
Отметим еще существование такого понятия, как прибрежная защитная полоса, которая составляет:
- для болот – 50 м;
- для озер, прудов и иных водоемов с ценными породами рыбы – 200 м.
В соответствии с российским законодательством, строительство различных объектов (как жилого, так и производственного назначения) в пределах водоохранной зоны вполне возможно. В частности, строительство дома в водоохранной зоне реки – довольно распространенное явление, так как близость водного объекта существенно повышает престижность дома.
Естественно, при строительстве и эксплуатации объектов в границах водоохранной территории должны быть соблюдены все санитарные нормы и правила, а так же обеспечена безопасность самого водного объекта. Под этим подразумевается как минимум наличие системы фильтрации сточных вод. Конкретный перечень требований по соблюдению природоохранного законодательства применительно к конкретным условиям можно уточнить в местном отделении Роспотребнадзора.
Кстати, нередко возникает вопрос – а можно ли построить дом (или другой объект) непосредственно вблизи водоема? Если вы не боитесь регулярных подтоплений, то построить объект вы можете, но имейте в виду: вся территория на расстоянии 20 м от кромки воды является территорией общего пользования, и ограничивать к ней доступ нельзя.
Еще один тонкий момент: если река (или иной водный объект) используется для питьевого водоснабжения, то она имеет зоны санитарной охраны как источник питьевого водоснабжения. Вот в этих зонах, строительство производственных или жилых объектов запрещено или существенно ограничено. Впрочем, сведения о наличии таких зон отражаются во всех документах, в том числе и в кадастровом паспорте участка.
Водоохранная зона: штрафы, ограничения
На водоохранных территориях запрещены следующие действия:
- использование биологических удобрений (стоки, навоз);
- размещение кладбищ и иных захоронений;
- размещение свалок и мест хранения отходов;
- производство и хранение взрывчатых, отравляющих, радиоактивных и других опасных веществ;
- использование авиационных методов обработки растений;
- движение и стоянка транспорта, за исключением специализированных трасс и парковочных мест.
На территории прибрежных защитных полос нельзя:
- распахивать земли;
- размещать отвалы грунтов;
- осуществлять выпас животных.
Кстати, прежде чем начинать каике-либо работы вблизи водных объектов рекомендуется обратиться с запросом в территориальный отдел Управления водного хозяйства для уточнения ширины водоохранной зоны конкретного объекта. Ответ данного ведомства потребуется при получении разрешения на строительство.
Что касается штрафов за нарушение условий использования водоохранных зон, то они следующие:
- для граждан – 3-4,5 тыс. руб.;
- для должностных лиц – 8-12 тыс. руб.;
- для организаций лиц – 200 – 400 тыс. руб.
Как видите, в случае нарушений при индивидуальном жилищном строительстве (штраф будет на гражданина), ваши потери будут не такими уж большими. Если бы не одно «но»: в случае выявления нарушения, суд обязует его устранить, что означает либо приведение объекта в соответствие с требованиями, либо снос, в том числе — принудительный.
Для нарушений в пределах санитарной защитной зоны источников питьевого водоснабжения штрафы немного выше:
- граждане могут заплатить 3-5 тыс. руб.;
- должностные лица – 10-15 тыс. руб.;
- предприятия и организации – 300-500 тыс. руб.
Источник: www.ezem.ru
Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне
Сотин, А. Ю. Правовой режим земель, находящихся в водоохранной зоне / А. Ю. Сотин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68059/ (дата обращения: 16.10.2022).
Водный кодекс Российской Федерации [1] (далее — ВК РФ), который введен в действие с 1 января 2007 года, изменил правовой режим земель, расположенных водоохранной зоне. Так, водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)) [2], и могут относится к землям других категории. Согласно п. 17 ст.
65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Из этого определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам. В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется. Таким образом, водоохранные зоны — зоны с особыми условиями использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности.
Ширина водоохраной зоны установлена в ст. 65 ВК РФ, зависит от типа и размера водоёма и составляет от 50 до 500 м (500 м — для моря) [1, пп.4-10 ст. 65].
Характеризуя режим использования земель, расположенных в водоохранных зон, нельзя не отметить запреты, которые в таких зонах действуют. В границах водоохранных зон запрещается: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых [1, п.15 ст. 65].
В связи с тем, что границы водоохраной зоны не всегда отмечены информационными знаками, у правообладателей земельных участков могут возникать проблемы при строительстве объектов капитального строительства, по причине того, что они не знают о нахождении земельного участка в такой зоне. Для того чтобы узнать находится ли участок собственника в водоохранной зоне существует несколько способов.
Один из них, это обращение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) с целью заказа выписки, в которой могут быть указаны ограничения использования данного земельного участка. Однако, бывают случаи, когда сведения о водоохранной зоне не внесены в ЕГРН. В такой ситуации стоит обратиться к ст. 65 ВК РФ и попробовать самостоятельно определить расстояние от интересуемого участка до уреза воды.
Строительство в водоохранной зоне разрешается только при условии, что будет обеспечена охрана водных объектов от загрязнения и истощения. Разрешение на строительство в водоохранной зоне хозяйственного объекта может быть получено только при наличии системы очистки стоков. Вся проектная документация должна соответствовать требованиям СНиПов и ГОСТов.
Часто выявляются случаи, когда здание находится в водоохранной зоне. Основным требованием к такому сооружению будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору [1, п.16ст. 65].
В подтверждение этого проанализируем Постановление Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2019 года, вынесенное по жалобе ООО «Терра» на постановление от 29.06.2018 № 0146/01/0138/ПР/2018, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 03.09.2018 № 12–448/2018, решение судьи Ростовского областного суда от 06.11.2018 № 11–1259/18 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 04.04.2019 № П4а-194/2019, состоявшиеся в отношении данной организации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее- КоАП РФ).
Как установлено судом, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило то обстоятельство, что обществом на земельном участке, который находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Таганрогского залива Азовского моря, выполнялись строительные работы с применением спецтехники. Обществом не были соблюдены требования п. 16 ст.
65 ВК РФ и сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод отсутствуют. Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении. Изучив материалы дела, Верховный суд оставил жалобу ООО «Терра» без удовлетворения [4]. При размещении объектов капитального строительства в водоохранной зоне следует учитывать, что существует запрет на складирование грунтов в прибрежной защитной полосе [1, п.17 ст. 65].
Подводя итоги вышесказанному, хотелось заметить, что в случаях, когда собственник земельного участка, находящегося в водоохранной зоне, планирует строительство на территории данного участка, он должен производить такие работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, иначе возможно привлечение к административной или уголовной ответственности.
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ 2003, № 23, ст.2681, 2019
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001.№ 136 ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ 2001, № 44, Ст. 4147, 2019 № 23 ст. 2919.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020)/ // СЗ РФ 2013 г № 52 ст.6999, 2020
- Постановление Верховного суда Российской Федерации от 6 декабря 2019г. № 41-АД19–21. // Документ опубликован не был. Доступ из Справ. Правовой системы «Консультант Плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): водоохранная зона, РФ, земельный участок, Российская Федерация, водоохраная зона, зона, капитальное строительство, прибрежная защитная полоса, хозяйственная деятельность.
Источник: moluch.ru