Организация управления строительством это

Сущность управления строительством
Роль управления в строительстве. Управление строительством — это целенаправленное воздействие на коллективы людей, участвующих в производственном процессе, с целью выполнения планов строительно-монтажных работ в наме­ченные сроки с наименьшими затратами материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов.

Современное строительство — сложная система, объединяющая множество организаций, материально-технических, финансовых и людских ресурсов и в силу воздействия на нее многочисленных факторов непрерывно изменяющаяся во времени и пространстве. В этих условиях возникает необходимость оптимизации управления.

Объектом управления является социальное развитие коллек­тива.

Управление решает задачи координации и рационального ис­пользования строительных машин, транспорта, мощностей основ­ного, подсобных и обслуживающих производств.

Управление как особый вид деятельности состоит из совокуп­ности органически связанных элементов, а именно: управленче­ского процесса, системы (структуры), принципов, методов, техно­логии и техники управления.

Как пользоваться сервисом Trello? // Управление строительством

Управление как процесс представляет собой це­ленаправленное воздействие управляющей подсистемой (субъектом Управления) на управляемую подсистему (объект управления) для Достижения последней из поставленных задач с наименьшими за­тратами.

Управляющая подсистема — это совокупность линейных и функ­циональных подразделений управленческого аппарата, руководя­щего всей производственно-хозяйственной деятельностью строи­тельной организации. В аппарат линейного управления входят управляющий объединением (трестом) и его заместители, началь­ники СМУ, старшие прорабы и мастера; в аппарат функционально­го — отделы треста и СМУ.

Управляемая подсистема — это совокупность материально-тех­нических, финансовых, энергетических и людских ресурсов строи­тельных организаций, участвующих в производственном процессе. Обе подсистемы информационно взаимосвязаны между собой. Информация о ходе работ от объекта управления поступает в уп­равляющую подсистему, которая на ее основе вырабатывает реше­ния и доводит их в виде планов или других команд воздействия до управляемой подсистемы.

Управление как система представляет совокуп­ность структурных подразделений управленческого аппарата за ис­ключением лабораторий и машиносчетных установок, являющихся обслуживающими элементами этой системы.

Методы управления определяют совокупность спосо­бов и приемов воздействия управляющей системы на управляемую. Система методов управления основывается на требованиях и фор­мах проявления объективных законов, присущих объекту и субъек­ту управления. Метод управления, в отличие от принципа, пред­полагает возможность выбора вариантов решения (действия).

Технология управления определяет порядок управ­ленческой деятельности и, прежде всего, рациональное сочетание труда работников аппарата управления, вычислительной и органи­зационной техники, подготовки и принятия решений, переработки информации и других работ, поддающихся проектированию (регла­ментации).

Организация управления в строительстве крупных комплексов

Техника управления объединяет совокупность тех­нических средств, используемых для автоматизации, механизации и рационализации управленческого труда.
Система методов управления строительным производством. Методы управления представляют совокупность способов и прие­мов воздействия на систему в целом, производственные подразделе­ния и отдельных работников для обеспечения наилучших показате­лей их деятельности. Система методов служит методологической ос­новой организации управления.

Различают такие основные группы методов: экономические, административно-правовые, организационные и социально-психо­логические. В управлении все они должны использоваться комп­лексно, дополняя друг друга.

Экономические методы управления бази­руются на использовании сложной системы экономических катего­рий, обусловленных товарно-денежными отношениями. Экономи­ческие категории являются формой проявления объективных эко­номических законов, определяющих развитие народного хозяйства в целом. К экономическим относятся стоимостные категории: цена, прибыль, рентабельность, кредит, заработная плата, премии, эко­номическое стимулирование.

Совершенствование управления на основе эффективного исполь­зования экономических методов неотделимо от усиления экономи­ческой ответственности. Поэтому среди экономических категорий Управления особое место принадлежит экономическим санкциям.

Экономические санкции служат одним из рычагов воздействия на деятельность коллективов в общегосударственных интересах и неотделимы от системы хозяйственного расчета.

Прогрессивной формой хозрасчета, предусматривающей учас­тие трудящихся в управлении строительным производством, явля­ется метод бригадного подряд. При бригадном подряде комплексная бригада заключает с адми­нистрацией СМУ генеральный подрядный договор на выполнение общестроительных работ по вводу в эксплуатацию объекта в соот­ветствии с рабочими чертежами и в установленные сроки. Специаль­ные работы выполняются субподрядными организациями под конт­ролем бригады, заключившей договор со строительной организа­цией.

Взаимоотношения между государством, органами управления и строительными организациями регулируются нормами админи­стративного, финансового и гражданского права. К ним относятся положения, инструкции, указания по различным вопросам произ­водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, изданные центральными органами государственного управления. Правовые нормы регулируют отношения как внутри органов управления и строительно-монтажных организаций, так и между ними. Адми­нистративные и экономические методы управления реализуются в разных правовых рамках.

Административно-правовые методы носят рас­порядительный характер обязательной директивы (приказ, распоряжение и т. д.) вышестоящего органа подчиненному. Экономи­ческие же методы основаны на стимулировании хозрасчетной дея­тельности, выгодной и для строительной организации, и для го­сударства.

Деятельность работников аппарата управления в строитель­ных организациях регулируется положениями, должностными ин­струкциями и другими правовыми актами, законодательно закреп­ляющими функции органа управления, его подразделений и от­дельных работников; разделение, специализацию и кооперацию управленческого труда; технологию управленческого процесса и принятия решений; подбор и расстановку кадров.

Административно-правовая регламентация деятельности аппа­рата управления и его структурных подразделений осуществляется на основе специальных положений, регламентирующих функции и права структурного подразделения, его взаимосвязь с производ­ственными и управленческими звеньями, дисциплинарную и мате­риальную ответственность должностных лиц, определяющих поря­док назначения и освобождения от занимаемой должности руко­водителя подразделения и его заместителей. Для административно-правового регулирования деятельности каждого работника разра­батываются должностные инструкции.

Неправильное применение правовых норм влечет за собой при­нятие соответствующих мер воздействия имущественных, админист­ративных, дисциплинарных и уголовно-правовых.

Имущественную ответственность в виде возмещения убытков, уплаты неустоек, пени, сокращения отчислений в фонды экономи­ческого стимулирования несут как строительные организации, (например, за невыполнение договорных обязательств, сроков строительства), так и отдельные работники. Существует два вида материальной ответственности: ограниченная и полная.

К административной ответственности должностные лица при­влекаются за нарушение правовых норм, установленных компе­тентными государственными органами. Виновные подвергаются штрафу в административном порядке. На должностное лицо за при­чиненный его непосредственными действиями ущерб государству денежный начет может быть наложен комитетом народного конт­роля.

Дисциплинарную ответственность работники несут за упуще­ния в выполняемой ими работе в пределах, предусмотренных тру­довым законодательством. Комитеты народного контроля имеют право налагать взыскания (постановка на вид, выговор, строгий выговор) и отстранять от занимаемых должностей должностных лиц за срыв выполнения директивных решений, за грубые наруше­ния государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе.

Уголовная ответственность несется при наличии состава пре­ступления.

Должностные лица могут привлекаться к материальной и дис­циплинарной, уголовной ответственности за хищения и халатное отношение, допущенные работниками, имеющими дело с денежными и товарными ценностями.

Организационные методы предусматривают разработку рациональной организационной структуры строительной организации, системы управления, эффективного управленческого аппарата с четким определением обязанностей и прав каждого ра­ботника, рациональные подбор и расстановку кадров, четкие конт­роль и проверку исполнения.

Организационная структура строительных организаций в силу развития научно-технического прогресса, меняющегося местораспо­ложения возводимых объектов, их размеров и конструктивных характеристик периодически требует изменений. Поэтому особое зна­чение имеет правильное определение оптимальной мощности и структуры строительных управлений, участков старших прора­бов, мастеров и бригад рабочих.

Изменение мощности и структуры строительных подразделений должно быть направлено на совершенствование организации про­изводства, внедрение прогрессивной технологии, оптимальное ис­пользование основных фондов, в том числе строительных машин, повышение производительности труда на основе его рациональной концентрации, специализации и кооперирования. Организацион­ные перестройки следует проводить как можно реже и, желатель­но, в начале года.

Материальной базой планов социального развития служат фонды экономического стимулирования, образуемые за счет отчислений от прибыли, централизованные капитальные вложения и кредиты банка.

Читайте также:  Смета на строительство что включает

Функции управления в строительных организациях

Основными функциями управления являются планирование, ор­ганизация, контроль, регулирование и учет.

Планирование заключается в моделировании и прогнозирова­нии будущего состояния системы, разработке программы действий и доведении ее до исполнителей.

Организация— это процесс создания производственных отноше­ний и условий, обеспечивающих выполнение планов. Организация управляющей подсистемы предусматривает определение структуры и условий деятельности аппарата управления с использованием современных методов и средств, обеспечивающих рациональное воздействие на объект управления с целью выполнения им постав­ленных задач. Организация управляемой подсистемы заключается в подготовке производства и его технической оснащенности, опреде­лении рациональной структуры и мощностей производственных под­разделений, выборе оптимальных технологических процессов и по­рядка их взаимоувязки, подборе и организации труда людей.

Контроль — это комплекс наблюдений и проверок функциони­рования системы и установления степени соответствия действий управляемого объекта нормативным документам.

Регулирование предполагает принятие решений, выработку про­грамм устранения появившихся отклонений, передачу в подсистему планирования информации о существенных отклонениях, требую­щих изменения программы действий всей системы.

Учет заключается в получении, систематизации, обработке и анализе информации о функционировании объекта управления и движении всех видов ресурсов.

Методологической основой анализа существующих и проектиро­вания новых систем управления является расчленение процесса Управления на отдельные, условно обособленные функции и задачи, становление для каждого предприятия перечня функций необхо­димо для определения перечня и содержания задач, подлежащих Решению в различных подразделениях системы.

Система функций служит основой для нормирования численности ИТР и служащих, определения прав и обязанностей каждого структурного подразделения и отдельных работников, расстановки кадров, проектирования рациональной технологии управленческих работ и системы документооборота.

Сложный комплекс работ по управлению строительным произ­водством в строительно-монтажном объединении и тресте могут включать такие основные функции: общее руководство; организа­ционно-техническую подготовку к строительству; планирование; диспетчерское управление; производственно-технологическую ком­плектацию строительства; управление финансами; учет и контроль выполнения работ и затрат ресурсов; анализ производственно-хо­зяйственной деятельности.

В строительных организациях осуществляются функции управ­ления техническим прогрессом, охраны труда, хозяйственного и бытового обслуживания, управления кадрами, охраны социали­стической собственности и делопроизводства.

Организационно-техническая подготовка к строительству на­правлена на обеспечение планомерного развертывания и выполне­ние строительно-монтажных работ индустриальными поточными методами, соблюдение сроков строительства и достижение строи­тельными организациями установленных плановых показателей. Решения, принимаемые при осуществлении этой функции, реа­лизуются в основном в ПОС и ППР. Основные оптимизационные задачи по этой функции можно объединить в следующие группы: выбор оптимальных методов производства работ, комплектов ма­шин, схем перевозок; размещение и развитие материально-техниче­ской базы строительства и временного строительного хозяйства; определение оптимальных сроков выполнения работ и их этапов, а также продолжительности строительства в целом; установление закономерности «время-себестоимость»; проектирование поточного выполнения работ и разработка оптимальных графиков возведения всего комплекса и отдельных объектов, согласно поставленным це­лям и ограничениям.

Экономико-математические модели решения этих задач должны допускать их многократное оперативное использование при разра­ботке планов с учетом сложившейся производственной обстановки. Диспетчерское управление (диспетчеризация) — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых спе­циальной службой управления для оперативного регулирования и контроля хода строительства. Эффективность этой функции опре­деляется оптимальностью (качеством) диспетчерских документов (декадно-недельно-суточных и ежедневных графиков производства работ, поставок ресурсов, распределения механизмов и автотранс­порта) и решений, принимаемых на основе сложившихся производственных ситуаций. Поэтому при необходимости диспетчерская служба должна оперативно решать возникающие задачи с исполь­зованием экономико-математических моделей. К таким задачам можно отнести распределение ограниченного количества ресурсов по объектам, транспортные задачи, переработку материалов и заго­товку комплектов и пр.

Производственно-технологическая комплектация строительства осуществляется управлением производственно-технологической комплектации (УПТК) и направлена на бесперебойное обеспече­ние строек по графикам и планам работ материалами, полуфабри­катами, изделиями и конструкциями.

Основными оптимизационными задачами этой функции являют­ся планирование деятельности производств, подведомственных УПТК или тресту; распределение ограниченного количества ресур­сов; управление складскими запасами; планирование поставок.

Управление финансами имеет особо важное значение при расче­тах за законченные строительством объекты. Задачи этой функции с математической точки зрения относятся к задачам оптимального распределения и использования ограниченного количества ресурсов.

Учет и контроль выполнения работ и затрат ресурсов по своей сущности аналитическая функция, заключающаяся в создании быстродействующей и четкой интегрированной системы обработки данных о ходе работ и расхода всех видов ресурсов. При руковод­стве производством оптимизационные задачи по этой функции прак­тически отсутствуют.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности также от­носится к аналитическим контрольно-регулирующим функциям. Он заключается в сопоставлении плановых показателей с фактическими и подготовке исходных данных для принятия управленческих ре­шений.

При подготовке данных для принятия решений в годовом и пер­спективном планах по этой функции возникают экономико-мате­матические задачи, связанные с анализом закономерностей строи­тельного производства, решаемые в основном, методами корреля­ции и математической статистики.
Построение аппарата управления строительных организаций и оценка его эффективности. Структура аппарата управления может быть построена по линей­ному, функциональному или линейно-функциональному (смешан­ному) принципу.

Линейное построение предусматривает строгое иерархическое разделение «по вертикали» руководителей, каждый из которых руководит подчиненным ему участком работы по принципу едино­началия.

Преимущества линейного построения аппарата управления следующие: возможность четкого определения обязанностей и прав работников; гибкость и простота регулирования и согласования Работы сотрудников; единоличная ответственность работников, способствующая оперативному решению производственных задач; возможность коллегиального обсуждения проектов важнейших решений.

Недостатками линейного построения являются: недостаточная специализация работников, многоступенчатость системы управления, длительность прохождения информации от руководства к исполнителям и обратно.

Функциональное построение предусматривает выполнение ответ­ственными работниками отдельных функций по управлению произ­водством. Основное его преимущество — специализация работы отдельных подразделений и отдельных сотрудников. Это создает благоприятные условия для совершенствования управленче­ской деятельности и. оперативности решения производственных задач.

Существенный недостаток этого принципа — трудность выра­ботки четкой системы взаимодействий, соподчинения, связей и кон­троля деятельности функциональных подразделений при решении вопросов управления.

В строительных организациях системы управления строятся обычно по линейно-функциональному принципу, что обеспечивает наиболее эффективную организацию управления производством на основе рационального использования преимуществ каждого прин­ципа для выполнения конкретных функций.

При этом для общего руководства и управления производствен­ными подразделениями принимается линейное построение аппарата управления, а специальные и обслуживающие функции выполня­ются подразделениями в аппарате управления, работающими по функциональному принципу.

Важным вопросом проектирования структуры аппарата управления является правильное разграничение общих функций руко­водства треста и установление подчиненности отдельных структур­ных подразделений. При этом руководствуются следующими поло­жениями:

— общее руководство осуществляет управляющий трестом, кото­рому непосредственно подчинены строительно-монтажные управ­ления, предприятия и планово-экономический отдел;

— техническое руководство выполняет главный инженер, являю­щийся первым заместителем управляющего; ему непосредственно подчинены отделы производственный, технический, труда и зар­платы, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, свар­щик), диспетчерская служба и старший инженер по технике безо­пасности;

— экономическое руководство осуществляет заместитель управ­ляющего по экономическим вопросам (главный экономист); ему не­посредственно подчинены отделы финансовый, сметно-договорный, бухгалтерия, машинно-счетное бюро (МСБ) и экономическая лабо­ратория;

— оперативное руководство и планирование исполняет главный диспетчер, являющийся заместителем главного инженера;

— руководство материально-техническим обеспечением и хозяй­ственным обслуживанием осуществляет заместитель управляющего; ему непосредственно подчинены УПТК, административно-хозяйственный отдел, учебно-курсовой комбинат и другие органи­зации.

Управленческие расходы — наиболее значительная статья на­кладных расходов строительно-монтажных организаций. Затраты на управление производством планируются по специальным сме­там. Эффективность аппарата управления определяется его эконо­мичностью, оперативностью и надежностью работы; оптимально­стью принимаемых решений; качеством выполнения функций управления; оснащенностью средствами вычислительной и организа­ционной техники и ее использованием.

Читайте также:  Что понимается под гармонией в строительстве

Экономичность аппарата управления определяется удельным весом затрат на управление.

Оперативность аппарата управления характеризуется степенью своевременности получения и обработки информации, а также принятия решений и доведения их до исполнителей. Особо важна оперативность разрешения производственных вопросов, поставлен­ных подчиненными подразделениями и организациями.

Качество выполнения функций управления отдельными работ­никами, функциональными подразделениями и аппаратом управ­ления в целом характеризуется уменьшением потерь времени из-за несвоевременного или неправильного решения рассматриваемым подразделением или смежной службой поставленных перед ними функциональных задач.

Оснащенность средствами вычислительной и организационной техники аппарата управления выражается стоимостью этих средств, приходящейся на одного работника.

Источник: topuch.ru

Организационные формы управления строительным производством.

Организационные формы управления строительством зависят от способов производства строительно-монтажных работ. Строительно-монтажные работы выполняются двумя способами — подрядным или хозяйственным. При подрядном способе в организации строительства участвуют две стороны: предприятие (организация), которому выделены средства на капитальные вложения — заказчик; строительная организация, выполняющая строительно-монтажные работы — подрядчик.

Хозяйственный способ строительства состоит в том, что действующие предприятия или организации, в распоряжении которых выделены средства на капитальные вложения, ведут строительство своими силами наряду со своей основной производственной деятельностью. В этом случае для осуществления строительства приходится каждый раз создавать производственную базу, приобретать строительные материалы, строительные машины и механизмы и привлекать рабочих-строителей, инженерно-технический персонал.

Хозяйственный способ в ряде случаев приводит к нецелесообразным расходам денежных и материальных средств, связанных с созданием мелких, кустарных производственных баз этих организаций. Применение хозяйственного способа будет оправдано в случаях, когда возможный объект значительно удален от района действия подрядной строительной организации, при малых объемах работ, реконструкции отдельных небольших объектов.

При подрядном способе строительно-монтажные работы осуществляют специально созданные для этой цели постоянно действующие подрядные строительные организации, выполняющие строительно-монтажные работы на основании договоров, заключенных с заказчиками. В качестве заказчиков выступают министерства сельского хозяйства республик, краевые (областные) управления сельского хозяйства, совхозы, колхозы и др.

В договорах определены права и обязанности договаривающихся сторон по производству строительно-монтажных работ.

Подрядный способ строительства имеет значительные преимущества перед хозяйственным способом выполнения работ. Он позволяет ускорить темпы, повысить качество и снизить стоимость строительства. Осуществление строительных работ подрядным способом — одно из важных условий дальнейшего развития сельского индустриального строительства. Подрядным способом в стране уже охвачено около 90% строительных работ, выполняемых в государственном и свыше 70% работ в фермерском строительстве. Заказчик заключает договор, как правило, только с общестроительной организацией, выступающей в качестве генерального подрядчика, который выполняет все организационные работы на строительной площадке, привлекает в качестве субподрядчиков специализированные организации на договорных началах для выполнения специальных работ, координирует их действия, обеспечивает своевременный ввод строящихся объектов в эксплуатацию.

Общее руководство строительством в нашей стране осуществляют Министерства и ведомства РФ и РБ. На Госстрой РФ возложены разработка и утверждение мероприятий по обеспечению технического прогресса, повышению производительности труда в строительстве, снижению его стоимости, планов комплексной механизации строительных и монтажных работ, типового проектирования, нормативов по строительному проектированию и производству строительно-монтажных работ, сметных норм, а также руководство делом экспертизы проектов и смет.

Госстрой Р Ф разрабатывает и устанавливает обязательные нормы, правила и инструкции по строительству, стандарты и технические условия на строительные материалы и изделия, нормы продолжительности строительства и непосредственно рассматривает проекты и сметы наиболее крупных объектов, имеющих большое народнохозяйственное значение, а также координирует деятельность научно-исследовательских и проектных организаций в области строительства и проектирования.

Строительные организации специализируются на возведении зданий или сооружений для отраслей народного хозяйства, например для сельского хозяйства. Такая специализация называется отраслевой.

Специализация по возведению и расширению отдельных объектов, например животноводческих помещений, птицеферм, теплиц, элеваторов и т. д., называется объектной (предметной).

Специализация по строительству отдельных частей здания или видов работ, например по возведению нулевого цикла, отделочных, сантехнических, электротехнических работ, монтажу оборудования и т. д., называется технологической.

Специализированные строительные организации оснащены высокопроизводительными машинами и механизмами. Благодаря этому повышается уровень механизации работ и растет производительность труда. В таких организациях подбираются постоянные высококвалифицированные кадры.

Сельские строительные комбинаты (ССК), представляют собой специализированные заводы, где изготовляют комплекты конструкций полносборных сельских зданий, доставляют их на строительную площадку и здесь монтируют из них на готовых фундаментах жилые, общественные или производственные здания силами собственных строительно-монтажных подразделений. В ССК работа предприятий промышленности строительных материалов, автотранспорта и строительных организаций увязана в единое целое.

Специальные строительно-монтажные работы (сантехнические, электромонтажные, отделочные и др.) выполняют самостоятельные специализированные подразделения или эти специализированные подразделения находятся в системе ССК.

Структура системы управления состоит из отдельных работников,образующих аппарат управления, и технические средств управления. Работник управления выполняет определенную часть функций управления и занимает должность, которая связана с конкретными правами и обязанностями. Техника управления охватывает совокупность орудий труда и технических средств, используемых в процессе управления. В настоящее время техника управления все в большей мере влияет на структуру управления.

Структура управления по горизонтали состоит из звеньев, апо вертикали – из ступеней.

Звено управления – это организационно и функционально обособленное подразделение (например, производственный, технический, плановый отделы, отдел маркетинга, главного технолога, главного механика, главного энергетика, бухгалтерия и др.) или специалист соответствующего аппарата управления определенного уровня. Организационное объединение звеньев управления одного уровня в управленческую структуру образуютступень управления (участок, СУ, трест и т.д.).

Орган управления состоит из одной или нескольких первичных групп, связанных между собой отношениями разделения труда работников. Первичная группа – это коллектив работников управления, у которых есть общий руководитель, и сами они не имеют подчиненных.

Органы управления по положению в структуре управления делятся на вышестоящие, нижестоящие и равноправные.

Связи между элементами структуры (работниками и органами) могут быть вертикальными (связи руководства и подчинения) и горизонтальными (связи кооперации равноправных элементов).

Вертикальные связи могут быть линейными (обязательное подчинение по всем вопросам управления) ифункциональными (подчинение по определенным функциям). Так, начальник СУ подчинен управляющему треста по вертикали структуры, а между собой начальники СУ поддерживают связи по горизонтали. Непосредственно начальнику СУ подчинены главный инженер, заместители начальника, начальники некоторых отделов и т.д. В то же время главный инженер СУ выполняет указания главного инженера треста по вопросам, связанным с организацией подготовки производства, механизацией работы, внедрением новой техники и т.д. Такая форма подчинения являетсяфункциональной.

Современные типы управления СО.
За счет децентрализации в реформенное время основной организационной структуры, которым являлся строительно-монтажный трест, выделились из акционерных обществ (бывших трестов) самостоятельные юридические лица на базе структурных подразделений треста (бывших СМУ) с приданием им различного правового статуса. В связи с приватизацией изменилась структура, функции и численность аппарата СМО (рис.

1.6). Так, например, когда СУ треста Мосжилстрой преобразовалось в ЗАО МЖС увеличилась численность рабочих на 30 %, при этом сократилось соотношение служащих и рабочих с 1 : 3 до 1 : 4,6. В руководстве управления, кроме начальника, имеется главный инженер и заместитель начальника управления. Аппарат сократился, ликвидировался плановый отдел.

ПТО остался численно без изменения, но изменились функции работников. В его составе три сметчика, инженер по комплектации и сотрудник, занимающийся договорами. Увеличился аппарат снабжения, в котором заняты инженер по снабжению, диспетчер, контролирующий подачу заявок и ход поставок, а также кладовщик.

Читайте также:  Лен в строительстве это

На местах работают три техника, закрепленные за участками, обеспечивающие своевременное снабжение. Увеличилась бухгалтерия (с 5 до 8 чел.). Вместо инженера по труду и нормировщиков, один нормировщик, обязанность которого – вести табельный учет для начисления зарплаты. В отделе главного механика, кроме него, участковые механики, энергетик и инженер ППР.

Лекция № 10.

Общие принципы планирования, виды планирования.

Планирование мощности строительного предприятия

Продуманность и координация действий необходимы в любой сфере, будет ли это строительство конкретного сооружения, производственно- экономическая деятельность организации в целом или предпринимательская деятельность. Вопрос лишь в том, в какой форме и по каким принципам должно вестись планирование. Примечательно, что в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в ФРГ и Франции) планированию в строительстве придается немалое значение не только на уровне отдельных организаций, но в ряде вопросов и на национальном (общегосударственном) уровне. В частности, на общегосударственном уровне систематически составляются долгосрочные планы проведения научных исследований в строительстве, выполняемых на счет бюджетных ассигнований.

При этом для низовых структурных подразделений крупных и средних предприятий условия планирования, вообще говоря, мало зависят от экономической системы в стране, ибо в любой системе они должны следовать указаниям вышестоящих звеньев. По этим причинам планирование в рыночных условиях сохраняет довольно много элементов ранее существовавшей плановой системы. В частности, общие принципы планирования практически остались прежними, и их можно представить в виде схемы на рисунке.

Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий.

Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ.

Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого.

Взаимная увязка и координация означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы.

Планирование мощности строительного предприятия

1.Производственная мощность СМО.

2. Порядок планирования производственной мощности в годовом плане.

Под производственной мощностью строительно-монтажной организации понимается максимальный объем работ, который может быть выполнен ею в планируемом периоде при данной структуре и наиболее полном использовании трудовых и материально-технических ресурсов на основе передовых методов организации, производства и труда и прогрессивной технологии строительства. Следовательно, величина производственной мощности определяет максимальные возможности строительно-монтажных организаций по выпуску готовой строительной продукции. Эти возможности зависят от механовооруженности труда, уровня использования основных производственных фондов, численности рабочих, уровня квалификации кадров, структуры работ. Эти же факторы влияют и на производственную программу строительно-монтажных организаций. Но в отличие от производственной мощности производственная программа определяется с учетом реального в планируемом году уровня использования расчетной производственной мощности, т.е. производственная программа (Опл) всегда меньше производственной мощности — Оmax на возможный резерв се роста или улучшения использования.

Производственная мощность может выражаться в натуральных показателях и стоимостных. При однородной структуре работ, выполняемых строительно-монтажными организациями, производственная мощность может характеризоваться натуральными измерителями объемов выпускаемой ими строительной продукции, например, тыс. м2 полезной площади в домостроительных комбинатах, тыс. м2производственной площади в заводостроительных комбинатах, тыс. м3 грунта, разрабатываемых управлениями экскавации и т.д.

Лекция № 11. Виды планирования.

Независимо от экономической системы планирование обычно разделяют по срокам выполнения намечаемых задач на

  • долгосрочное (более трех лет)
  • среднесрочное (1. 3 года)
  • краткосрочное (недели месяцы)

В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют на

  • генеральное
  • стратегическое
  • оперативное (текущее, регулярное)

Генеральное планирование определяет цели к принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило оно охватывает деятельность большого числа организаций. Примерами могу; служить, генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий, целевые долгосрочные программы охраны природы.

Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило стратегические планы разрабатываются строительной (проектной, изыскательской) организацией применительно к своим условиям.

По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида:

  • бизнес-планирование
  • производственно-экономическое планирование

Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны деятельности организации. Бизнес-планы в определенной мере выполняют функцию рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет.

Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности строительной организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Его можно разделить на два направления:

  • планирование деятельности организации в целом
  • планирование: работ по конкретному объекту или комплексу объектов (по всей строй площадке)

Производственно-экономическое планирование деятельности строительной организации включает составление годового производственного плана, иначе называемого стройфинпланом. Иногда стройфинпланом называют только финансовую часть годового плана, но это в меньшей степени соответствует терминологии, принятой в научно-справочной литературе.

Планирование работ по конкретному объекту или комплексу объектов включает разработку рассмотренных в разделе проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). В отечественной литературе обычно такое планирование относят к сфере проектирования организации СМР (ПОС является обязательной частью проекта) и рассматривают отдельно от вопросов производственно-хозяйственного планирования, хотя следующую ступень конкретизации работ по объекту — оперативное планирование обычно снова рассматривают как вид планирования.

Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером «устно», т.е. без составления специальных документов (графиков).

Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства строительно-монтажных работ, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д.

Кроме названных видов планирования следует также назвать планы, которые часто составляются на предпроектной стадии перед развертыванием крупного строительства. Обычно заказчик собирает техническое совещание руководителей всех организаций-участников, на котором конкретизируются функции всех участников, намечаются необходимые организационные мероприятия, сроки их выполнения. Решения записываются в виде протокола технического совещания., который подписывается всеми участниками и утверждается заказчиком или представителем местной исполнительной власти.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 2376 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
Загрузка ...