Асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом для капитальных дорожных покрытий. В большинстве развитых стран протяжённость дорог с таким покрытием составляет 90-95% от общей протяжённости дорог. Давайте из самых общих соображений оценим, почему асфальтобетон, а не бетон или другой очень крепкий материал (но хрупкий материал).
Какова должна быть минимальная прочность покрытия на одноосное сжатие? Давление в шинах автомобилей максимум 0,6 МПа, если задаться необходимым запасом прочности, то 1 МПА вполне хватит. Требования к асфальтобетону как раз и составляют эти 1 МПа при самых высоких расчётных температурах (+50 С). При более низких температурах прочность асфальта значительно больше.
Нет никакой необходимости иметь прочность 20 и более МПа как у цементобетона. Желательно, чтобы материал был водостойкий, а ещё лучше водоотталкивающий. К такой дороге будет плохо прилипать снеговой накат и лёд. Если материал к тому же будет слегка подвижным, то прилипшая вода, в виде льда, от вибрации (создаваемой колёсами автомобилей) будет отскакивать от покрытия.
Подбор состава асфальтобетона
В последние годы были разработаны асфальтобетонные составы, содержащие противогололёдную добавку, принцип работы заключается в сильной локальной деформации покрытия при наезде колеса автомобиля, а лёд ввиду своей хрупкости разрушается. Таким образом, минеральные смеси на органическом вяжущем лучше всего приспособлены для дорожного строительства.
Определения
Асфальтобетонная смесь — рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Асфальтобетон — уплотненная асфальтобетонная смесь. Обратите внимание, именно до определённого предела уплотнённая смесь приобретает необходимые технологические свойства. В этом заключается одна из основных проблем качественного дорожного покрытия – качество покрытия кардинальным образом зависит от нескольких технологических операций и нарушение одной из них приводит к плачевным результатам.
Основные параметры и типы
горячие, приготавливаемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;
Источник: studizba.com
Покрытия и основания из холодных влажных органоминеральных смесей
Органоминеральные смеси, разновидностью которых является асфальтобетон, в зависимости от вязкости применяемого органического вяжущего, температуры, при которой смесь укладывают, и скорости формирования слоя подразделяют на горячие, теплые и холодные.
К последнему классу относятся также и смеси, важнейшей особенностью которых является наличие в них на технологической стадии атмосферной или специально вводимой воды, выполняющей определенные функции. Это обусловливает своеобразие физико-химического взаимодействия компонентов смеси и структурообразования материала в конструкции.
Мобильный завод по производству органоминеральной смеси запустили в Алтайском крае
Такие смеси обладают основными преимуществами холодных асфальтобетонных смесей (возможность хранения в штабеле в течение
- 3. 12 мес., транспортирования на большие расстояния, укладки на сырое основание) и, кроме того, позволяют в отличие от последних:
- — использовать влажные минеральные материалы, что существенно удешевляет и упрощает технологический процесс приготовления смесей за счет исключения узла подогрева и просушки;
- — обеспечивать экологическую чистоту в зоне расположения АБЗ.
Важно также отметить, что в горячих смесях уже на стадии их приготовления вяжущее стареет на 50. 70%, что соответствует 7. 10-летнему сроку эксплуатации покрытия. Свойства вяжущего в холодных влажных смесях в отличие от горячих на технологической стадии не ухудшаются, так как оно контактирует не с горячим, а с холодным каменным материалом, причем в присутствии воды, и не находится длительное время в нагретом состоянии. Вместе с тем отдельные разновидности материалов из этих смесей по своим физико-механическим свойствам могут приближаться к материалам из горячих смесей и даже превосходить их.
Технологической основой реализации технологий с применением влажных смесей является направленное управление закономерностями взаимодействия полидисперсных многокомпонентных систем. Все холодные влажные смеси являются типичной композиционной системой и содержат минеральный наполнитель, органическое вяжущее, воду и воздух.
При проектировании составов и технологии применения холодных влажных смесей необходимо учитывать особенности взаимодействия компонентов, условий смачивания, растекания и обволакивания твердых поверхностей жидкой фазой, опираясь на закономерности физико-химических процессов, происходящих на поверхностях смешиваемых компонентов.
При этом специфика процессов формирования смесей определяется особенностями взаимодействия органического вяжущего с поверхностью минеральных материалов, где важную роль играют силы поверхностного натяжения. Предварительное смачивание водой поверхности минеральных частиц способствует значительному снижению поверхностного натяжения и улучшению условий смачивания их вяжущим.
Холодные влажные органоминеральные смеси можно разделить на две группы: эмульсионно-минеральные (ЭМС) и пленочноминеральные (ПМС). Такое разделение диктуется принципиальными различиями между смесями как в способах приготовления, так и в структуре на различных стадиях формирования.
Характерной особенностью ЭМС является то, что органическое вяжущее на всех технологических стадиях и в течение определенного времени эксплуатации конструктивного слоя находится в дисперсном состоянии. В связи с этим технология приготовления ЭМС базируется на применении вяжущего в виде битумной эмульсии или его эмульгирования в процессе приготовления смеси. В отличие от ЭМС вяжущее в ПМС переводится в процессе приготовления смеси в пленочное состояние.
В дорожном строительстве находят применение ЭМС, получаемые смешением в установках минеральных материалов с эмульсиями или пастами и укладываемые в качестве оснований или покрытий в виде черного щебня, пористых или плотных смесей. Обрабатывая минеральный материал, предназначенный для укладки сразу после приготовления, применяют эмульсии, содержащие вязкие битумы, а для щебня, приготавливаемого впрок, — эмульсии на жидких битумах.
Для обработки используют прямые анионные и катионные эмульсии, а также эмульсии обратного типа. При строительстве дорожных покрытий из черного щебня или пористых щебеночных смесей спустя
3.. .5 сут. после завершения строительства необходимо устраивать поверхностную обработку. Покрытия из плотных щебеночных смесей, имеющие незначительную остаточную пористость 4. 5% и приготавливаемые на медленнораспадающихся анионных эмульсиях и пастах, характеризуются длительностью формирования и требуют соблюдения некоторых условий, заключающихся в обязательном введении в смесь извести, ограничении влажности минеральных материалов и толщины укладываемого покрытия до 3. 5 см.
Технологии устройства конструктивных слоев из черного щебня, плотных и пористых смесей на эмульсиях приведены в параграфе 18.3.
Формирование структуры материала происходит под воздействием погодных условий и проходящего по покрытию транспорта и ориентировочно составляет 1. 7 сут. После формирования подобные смеси обладают такими же физико-механическими свойствами и расчетными характеристиками, что и горячие асфальтобетонные смеси, и используются для строительства покрытий на дорогах
11.. . IV категории.
ПМС в России представлены главным образом грунтами, укрепленными жидкими битумами, и влажными органоминеральными смесями (ВОМС). В состав ВОМС наряду с обычными компонентами
ПМС входят также минеральный порошок и известь. Наличие в смеси небольшого количества воды (3. 5%) обеспечивает снижение поверхностного натяжения, улучшает условия смачивания минеральных частиц битумом, способствует уменьшению толщины его пленок.
В зависимости от размера зерен минерального материала ВОМС разделяют на крупнозернистые (зерна до 40 мм), мелкозернистые (зерна до 20 мм) и песчаные (зерна до 5 мм). В качестве вяжущего применяют жидкие, разжиженные битумы, гудроны с вязкостью 40. 120 с по стандартному вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С.
Одним из достоинств ВОМС является возможность использования при ее изготовлении местных минеральных материалов (песок, слабопрочный известняковый щебень марок 200. 300).
По своим физико-механическим свойствам ВОМС занимает промежуточное положение между горячим и холодным асфальтобетоном. Поскольку сформировавшаяся ВОМС обладает повышенной дефор- мативностью, она может работать в дорожной конструкции без образования трещин. С этой точки зрения смесь представляет интерес, с одной стороны, для устройства конструктивных слоев, тормозящих распространение усталостных трещин, а с другой — для устройства покрытий на дорогах III. IV категории, где допустимы остаточные деформации.
Все рассмотренные выше смеси можно готовить на типовых асфальтосмесительных установках циклического действия, оборудованных системой подачи и дозирования воды (рис. 18.1). Поскольку при производстве влажных смесей нагрев минеральных материалов не производится, их подача на грохот осуществляется транспортером, минуя сушильный барабан. При возникновении трудностей с подачей материала из-за переувлажнения после дождей его подогревают в сушильном барабане при температуре 60. 80 °С до обеспечения требуемой влажности.
Для распределения смеси применяют асфальтоукладчики, но возможно использование автогрейдера. Лучшее качество уплотнения ВОМС достигается при использовании пневмошинных катков. При температуре воздуха менее 20 °С допустимо применение катков с гладкими металлическими вальцами. После уплотнения слоя сразу же открывают движение транспорта. Формирование слоя покрытия или основания из ВОМС, укладываемого толщиной 4. 6 см, зависит от состава смеси, толщины слоя, температуры воздуха, интенсивности и состава движения и составляет 7. 30 сут.
Рис. 18.1. Технологическая схема приготовления ВОМС:
- 1 — агрегат питания; 2 — сборный транспортер; 3 — горизонтальный транспортер; 4 — элеватор; 5 — бункеры; 6 — бункер готовой смеси;
- 7 — элеватор минерального порошка; 8 — агрегат минерального порошка;
- 9 — шнек; 10 — расходная битумная емкость; 11 — нагреватель жидкого
теплоносителя; 12 — кабина управления; 13 — расходная емкость для воды;
14 — распределитель; 15 — водяной насос; 16 — дозатор воды; 17— смеситель
Контроль качества смеси и уложенного слоя, технологии приготовления и укладки смеси осуществляют в соответствии с ТУ 218 РСФСР 536—85 «Смеси органоминеральные влажные для устройства конструктивных слоев дорожных одежд».
Технологии производства и применения холодных влажных органоминеральных смесей являются экологически эффективными, так как практически полностью исключают выброс в атмосферу аэрозолей, содержащих минеральную пыль, различные окислы, канцерогенные углеводороды. За счет исключения энергетических затрат на сушку и нагрев минеральных материалов их экономия составляет около
Отмеченные преимущества ВОМС способствовали быстрому их распространению. В настоящее время в России построено более 3000 км покрытий и оснований из подобных смесей. В последние несколько лет благодаря низкой стоимости и технологичности ВОМС наметилась тенденция к их использованию при ремонте выбоин в черных покрытиях. Особенно целесообразно применение этих смесей в период массового образования выбоин в покрытиях ранней весной, при оттепелях в зимнее время, когда покрытие находится во влажном состоянии, а температура его — в пределах +5. —10 °С.
Важной предпосылкой к успешной реализации такой технологии ремонта выбоин является идентичность структур обводненного ремонтируемого черного покрытия и ВОМС. Наличие воды в ремонтируемом покрытии и ВОМС, имеющих одинаковую температуру, способствует более тесному их объединению при уплотнении смеси и обеспечивает хорошее сцепление.
Источник: bstudy.net
Органоминеральная смесь для дорожного строительства
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технический результат: повышение прочности материала, снижение его стоимости и утилизация отходов производств нефтедобывающей промышленности и процессов водоумягчения ТЭЦ. Органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, содержит твердый нефтешлам следующего состава, % масс: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала — отсевы дробления малопрочного известняка или дробленые пески или смеси дробленых песков с природными песками крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента — шлам водоумягчения следующего химического состава, % масс: SiO2 — 5,44, TiO2 — 0,07, Al2O3 — 1,48, Fe2O3 — 5,73, MnO — 0,08, CaO — 42,5, MgO — 4,29, Na2O — 0,11, K2O — 0,21, P2O5 — 0,16, SO3 — 0,27, ппп — 39,6, при следующем соотношении компонентов, масс.ч: указанный минеральный материал — 100; твердый нефтешлам указанного состава — 12-20; шлам водоумягчения указанного состава — 10-18. 1 табл.
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований автомобильных дорог и аэродромов.
Известен состав грунтовой смеси для устройства оснований дорожных одежд, включающий, % масс:
глинистый грунт | 100 |
сырая маловязкая нефть | 5-8 |
известь | 3-5 |
[Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов Б.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1975, с.23-25].
Материал известного состава недостаточно прочен. Кроме того, использование нефти в дорожном строительстве нецелесообразно.
Прототипом изобретения является грунтобетонная смесь, включающая компоненты, масс.ч:
грунт | 100 |
известь | 4-5 |
нефтешлам | 2-4 |
вода | 8-16 |
Грунт является минеральным материалом. Нефтешлам в известном составе представляет собой эмульсию отходов переработки нефти. Он содержит 15-25% воды, 3-6% соединений, близких по составу к нефти, 20-30% сложных по составу органических соединений, 15-25% минеральных веществ, 6-10% механических примесей [авторское свидетельство СССР №607870, М. кл. Е 01 С 7/36, Е 02 Д 3/12].
Грунтобетонная смесь известного состава имеет недостаточно высокую прочность при сжатии.
Изобретение направлено на повышение прочности материала, снижение его стоимости и утилизация отходов производств нефтедобывающей промышленности и процессов водоумягчения ТЭЦ.
Результат достигается тем, что органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, содержит твердый нефтешлам следующего состава, % масс.: асфальтены 1.5-4.0; смолы 4.0-7.0; непредельные углеводороды 6.0-10.0; парафины 20.0-50.0; механические примеси 40.0-60.0; вода 2.0-10.0, в качестве минерального материала — отсевы дробления малопрочного известняка или дробленые пески или смеси дробленых песков с природными песками крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента — шлам водоумягчения следующего химического состава, % масс.: SiO2 — 5.44; TiO2 — 0.07; Al2O3 — 1,48; Fe2O3 — 5.73; MnO — 0.08; CaO — 42.5; MgO — 4.29; Na2O — 0.11; K2O -0.21; Р2О5 — 0,16; SO3 — 0.27; ппп — 39.6, при следующем соотношении компонентов, масс.ч: указанный минеральный материал — 100; твердый нефтешлам указанного состава — 12-20; шлам водоумягчения указанного состава — 10-18.
Твердые нефтешламы — многотоннажные отходы нефтедобывающей промышленности.
Шламы водоумягчения, характеризующиеся вязкопластичной консистенцией, являются отходами процессов водоумягчения ТЭЦ.
Органоминеральную смесь для дорожного строительства готовят по следующей технологии. Разогретую до температуры 90-100°С смесь минерального материала и высушенного шлама водоумягчения перемешивают с разжиженным при температуре 85-95°С нефтешламом до однородного состояния. Для приготовления смесей пригодно смесительное оборудование асфальтобетонных заводов. Готовая смесь не снижает своих
качеств в течение продолжительного времени и может быть заготовлена впрок. Процесс уплотнения смеси практически не зависит от ее температуры, а достаточная плотность и прочность материала достигается при уплотняющей нагрузке 15 МПа.
Испытания проводили по ГОСТ 30491-97. Результаты испытаний образцов заявляемой смеси с отсевами дробления в качестве минерального материала приведены в таблице для образцов смесей 7-ми суточного твердения с последующим 2-х ступенчатым водонасыщением.
Применение заявляемых органоминеральных смесей в дорожном и аэродромном строительстве позволит высвободить значительные площади, занятые шламами в населенных пунктах и за их пределами. А замена извести шламами водоумягчения, содержащими около 50% CaO+MgO, обеспечит снижение стоимости смеси.
Таблица | ||||
Состав компонентов смеси, масс.ч. | Прочность при сжатии водонасыщенных образцов, МПа | Водонасыщение, масс.% | ||
Минеральный материал | Твердый нефтешлам | Шлам водоумягчения | ||
Отсевы дробления малопрочного известняка — 100 | 12 | 10 | 1,9 | 1,5 |
12 | 2,4 | 1,2 | ||
14 | 2,0 | 1,3 | ||
16 | 2,01 | 1,2 | ||
18 | 1,7 | 1,4 | ||
14 | 10 | 2,1 | 1,1 | |
12 | 2,6 | 1,1 | ||
14 | 3,1 | 0,9 | ||
16 | 3,0 | 1,2 | ||
18 | 2,6 | 1,3 | ||
16 | 10 | 2,7 | 1,1 | |
12 | 2,9 | 1,0 | ||
14 | 3,2 | 0,8 | ||
16 | 3,4 | 0,6 | ||
18 | 2,8 | 1,0 | ||
18 | 10 | 3,3 | 0,8 | |
12 | 3,6 | 0,5 | ||
14 | 4,1 | 0,5 | ||
16 | 2,7 | 0,6 | ||
18 | 2,3 | 0,9 | ||
20 | 10 | 2,4 | 0,7 | |
12 | 3,3 | 0,6 | ||
14 | 2,6 | 0,80 | ||
16 | 2,1 | 0,9 | ||
18 | 1,9 | 1,1 | ||
Грунтобетонная смесь грунт — 100 |
Нефтешлам 2-4 | Известь 4-5 |
1,8 | 1,8 |
Органоминеральная смесь для дорожного строительства, включающая минеральный материал, нефтешлам, известьсодержащий компонент, отличающаяся тем, что она содержит твердый нефтешлам следующего состава, мас.%: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала — отсевы дробления малопрочного известняка, или дробленые пески, или смеси дробленых песков с природными песками с крупностью зерен менее 5 мм, в качестве известьсодержащего компонента — шлам водоумягчения следующего химического состава, мас.%: SiO2 — 5,44, TiO2 — 0,07, Al2O3 — 1,48, Fe2O3 — 5,73, MnO — 0,08, CaO — 42,5, MgO — 4,29, Na2O — 0,11, K2O — 0,21, P2O5 — 0,16, SO3 — 0,27, ппп — 39,6, при следующем соотношении компонентов, мас.ч:
Источник: findpatent.ru
ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
Текст ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
СМЕСИ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ И ГРУНТЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ, ДЛЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Стенда ртмнформ 2013
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (протокол от 16 декабря 2012 г. N9 41).
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК
по МК (ИСО 3166) 004-97
С о крошен мое но мы ем о о они* органе государственного управления строительством
Государственный комитет градостроительства и
Министерство регионального развития
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N91979-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30491—2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2013 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 30491—97
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
СМЕСИ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ И ГРУНТЫ, УКРЕПЛЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ. ДЛЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Orgsnominerei mixtures end soils stabilized by organic binders for road and airfield construction. Specifications
Дета введения — 2013—11—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на органоминеральные смеси и укрепленные грунты, при» меняемые для устройства несущих и дополнительных слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.
Область применения смесей и укрепленных грунтов приведена в таблице А.1 приложения А. Требования настоящего стандарта не распространяются на обработанные материалы, получав* мые по способу пропитки и поверхностной обработки, а также на черный щебень.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 3344—83 Щебень и лесок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия ГОСТ 5180—84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик ГОСТ 8287—93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736—93 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 9179—77 Известь строительная. Технические условия ГОСТ 10178—85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия ГОСТ 11955—82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия ГОСТ 12801—98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 22245—90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия ГОСТ 23732—2011 Вода для бетонов и растворов. Технические условия ГОСТ 23735—79 Смеси песчано*гравийныедля строительных работ. Технические условия ГОСТ 25100—2011 Грунты. Классификация
ГОСТ 25818—91 Зольнуноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия ГОСТ 28840—90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие тех* нические требования
ГОСТ 30108—94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — не официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)стандартом. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется а части, не затрагивающей зту ссыпку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 органоминеральная смесь: Искусственная смесь, получаемая смешением на дороге или в смесительных установках щебня (гравия), леска или их смесей, а также минерального порошка (в том числе порошковых отходов производстеа)сорганическими вяжущими и активными добавками и без них или с органическими вяжущими совместно с минеральными.
3.2 укрепленный грунт: Искусственный материал, получаемый смешением на дороге или в смесительных установках грунтов с органическими вяжущими и активными добавками (в том числе мине* ральными вяжущими) и без них при оптимальной влажности, соответствующий нормируемым показа* телям качества в проектные и промежуточные сроки.
4 Технические требования
4.1 Основные параметры
4.1.1 Органоминеральные смеси (далее — смеси) и укрепленные грунты должны изготавливать* ся в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержден* ному в установленном порядке строительной организацией.
4.1.2 Смеси в зависимости от наибольшего размера зерен применяемых минеральных материалов приготавливают:
крупнозернистыми — с зернами размером до 40 мм:
мелкозернистыми —» » » » 20 мм;
песчаными —» » » » 5 мм.
Зерновой состав минеральной части крупнозернистых и мелкозернистых смесей должен соответ* ствоватъ требованиям, приведенным в таблице 1.
Таблице 1 — Зерновой состав минеральной части крупно* и мелкозернистых смесей и прочность щебня и гравия
Максимальная крупность зерен щебня <гр*еия), мм
Содержание. % по массе
Марка подроби* мости (прочность), не менее
Зерен мельче 0.63 нм. не менее
Зерен мельче 0.071 мм. не менее
Зерновой состав минеральной части песчаных смесей должен содержать зерна размером менее 5 мм не менее 95% по массе, в том числе менее 0,63 мм — от 30% до 70%: менее 0.071 мм — от 10% до 22%.
4.1.3 Физико-механические показатели смесей в зависимости от вида применяемого вяжущего и области применения должны соответствовать указанным в таблицах 2 и 3.
4.1.4 Физико-механические показатели свойств укрепленных грунтов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблице 2 — Физико-механические показатели свойств оргеноминералькых смесей для оснований
Предел прочности на сжатие. МПа. при температурах. *С. не менее
Окончание таблицы 2
Водостойкость, не менее
Водокасыщение при длительном аодонасыщении. не менее
Водонасыщение. % по объему, не более
Набухание. % по объему, не более
Таблица 3 — Физико-механические показатели свойств оргвкоминврзльных смесей для покрытий
Значение показателя для укрепленных грунтов
с жидкими орган** ческими вяжущими
с жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными
числе зм у ль г и ро-мнными
с эмульгированными органическими вяжущими совмес» тно с минеральны* ми
Предел прочности на сжатие. МПа. при температурах. ‘С. не менее:
Водостойкость, не менее
Водостойкость при длительном во-донасыщвнии. не менее
Водонасыщение. % по объему
Набухание. % по объему, не более
Слеживаемость. число ударов, не
Примечание — Для смесей с жидкими органическими вяжущими, приготовленными способом смешения на дороге, допускается снижение предела прочности на сжатие при температуре 20 X до 0.8 МПа. Показатель пределе прочности на сжатие при температуре 80 *С для этих смесей не нормируется.
Таблица 4 — Физико-механические показатели свойств укрепленных грунтов
Значение показателя дли укрепленных грунтов
жидким, вспененным или эмульгированным органическим вяжущим
жидким, вспененным или эмульгированным ортаки* чесшм вяжущим с добавкой минерального вяжущего
Предел прочности не сжатие. МПа. при температурах. *С. на менее:
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов
при температуре 20 *С. МПа. не менее
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасы-
щенных образцов при температуре 20 *С. МПа. не менее
Коэффициент морозостойкости, но менее
Набухание. % по объему, не более
4.1.5 При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость число циклов замораживания — оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и месторасположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с таблицей Б. 1 приложения Б.
4.1 .в Смеси и укрепленные грунты в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов А,фф. определяемой поГОСТ 30108. в применяемых грунтах и добавках используют при:
А,фф до 740 Бк/кг — для строительства дорог и аэродромов без ограничений;
Д9фф свыше 740 до 1500 Бк/кг — для дорожного и аэродромного строительства вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
4.1.7 В конструктивном слое дорожной одежды из укрепленного грунта определяют влажность и плотность материала. Коэффициент уплотнения конструктивного слоя дорожной одежды должен быть не ниже; 0.98 — из укрепленного грунта; 0.97 — из укрепленного асфальтобетонного гранулята.
4.2 Требования к материалам и грунтам
4.2.1 Для приготовления смесей применяют следующие материалы;
— шлаковые щебеночно-песчаные смеси;
4.2.2 Щебень и гравий из плотных горных пород, щебень из шлаков, шлаковые смеси марок С3—С7. входящие в состав минеральной части смесей, должны соответствовать ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344 соответственно. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы в щебне не должно быть более 35 % по массе.
Гравийно-песчаные смеси по зерновому составу должны соответствовать требованиям ГОСТ 23735. а гравий и песок, входящие в состав таких смесей. — требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 8736 соответственно.
Для приготовления смесей применяют щебень и гравий размером фракций в миллиметрах: от5 до 10. се. 10 до 20. се. 20 до 40. а также смеси фракций — от 5 до 20 и от 5 до 40.
Прочность щебня и гравия должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
4.2.3 Песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8738, песок из шлаков — ГОСТ 3344.
Содержание глинистых примесей, определяемых методом набухания, в песках изотсевов дробления горных пород должно быть не более 1 % по массе.
4.2.4 Для приготовления смесей применяют минеральные порошки, а также порошковые отходы промышленного производства, измельченные основные металлургические, соответствующие требованиям действующих нормативных документов*. Для смесей, приготовленных на дороге, допускается в качестве минерального порошка применять пылеватые грунты с числом пластичности не более 10.
4.2.5 Для устройства дорожных и аэродромных оснований и покрытий из укрепленных грунтов, приготовленных в смесительных установках, применяют природные дисперсные грунты; крупнообломочные и пески, супеси всех разновидностей, а при укреплении методом смешения на дороге — и глинистые грунты счислом пластичности не более 22 (число пластичности оценивают по ГОСТ 5180). в том числе супеси всех разновидностей и суглинки с числом пластичности:
• до 12 при условии введения добавок извести, цемента, золы-уноса или песка из отсевов дробления карбонатных горных пород при строительстве в I—III дорожно-климатических зонах и без введения добавок в IV—V дорожно-климатических зонах:
— от 12 до 17 и глины счислом пластичности до 22 при условии введения добавок извести, цемента, золы-уноса и песка из отсевов дробления карбонатных пород или природного крупнозернистого песка — во II—V дорожно-климатических зонах.
Укрепление глин битумными эмульсиями не допускается.
4.2.6 Допускается применение засоленных грунтов, содержащих легкорастворимые соли не более 1 % по массе, при условии укрепления их жидкими органическими вяжущими. Применение битумных эмульсий для укрепления засоленных грунтов не допускается.
4.2.7 Кроме природных дисперсных грунтов, соответствующих требованиям 4.2.1. допускается использовать техногенные дисперсные грунты (в том числе материалы фрезерования и дробления ста* рых дорожных одежд) в соответствии с ГОСТ 25100. Разрешается также применять песчано*гравийные. песчано-щебеночные. песчано*гравийно*щебеночные смеси и пески, отвечающие требованиям ГОСТ 23735 и ГОСТ 8736.
Максимальная крупность зерен крупнообломочных и техногенных грунтов должна быть не более 40 мм.
4.2.9 Гумусовые горизонты дерново-подзолистых и лолуболотных почв укреплять органическими вяжущими не допускается.
4.2.10 С целью снизить расход вяжущего, повысить показатели физико-механических свойств укрепленных грунтов следует вводить гранулометрические добавки (отходы камнедробления. золы-уноса, эолошлаковые смеси, естественные грунты, материалы дробления ифрезерования старых дорожных одежд).
4.2.11 Вслучае применения материалов и грунтов с показателями качества ниже требований, приведенных в 4.2.1—4.2.9, должно быть проведено их исследование вспециализиро ванных лабораториях научно-исследовательских институтов для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения укрепленных грунтов с нормируемыми показателями качества.
4.3 Требования к вяжущим материалам и добавкам
4.3.1 Для приготовления смесей применяют нефтяные дорожные вязкие (в том числе вспененные) битумы по ГОСТ 22245 и жидкие — по ГОСТ 11955. а также битумные дорожные эмульсии в соответствии с действующими нормативными документами*.
4.3.2 В качестве органических вяжущих для приготовления укрепленных грунтов применяют битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955 с вязкостью при С |0 не более 100 с. эмульсии битумные
дорожные в соответствии с действующими нормативными документами*.
Допускается применение других органических вяжущих (вспененные битумы, карбамидоформаль-дегидные смолы, битумные пасты, высокосмолистые нефти, полимерные эмульсии), соответствующих требованиям действующих нормативных документов и обеспечивающих получение укрепленных грунтов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Для устройства несущих слоев оснований использование жидких битумов безактивных добавок не допускается.
4.3.3 В качестве минеральных активных добавок для приготовления смесей и укрепленных грунтов применяют портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178. золу-уноса по ГОСТ 25818. известь по ГОСТ 9179.
4.3.4 Вкачествеакгивныхдобавоккбитумуприменяютповерхиостно-активныевещества(ПАВ)или продукты, содержащие ПАВ и соответствующие требованиям действующих нормативных документов.
4.3.5 Сочетание вяжущих материалов и активных добавок, применяемых для укрепленных грунтов в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны строительства, приведено в таблице В.1 приложения В.
5 Правила приемки
5.1 Смеси и укрепленные грунты должны быть приняты техническим контролем изготовителя.
5.2 Приемку смесей и укрепленных грунтов проводят партиями.
При приемке и отгрузке смесей и укрепленных грунтов, приготовленных в смесительных установках. партией считают количество материала одного состава, выпускаемого на одной установке в течение одной смены, но не более 400 т.
При приемке смесей и укрепленных грунтов, приготовленных смешением на дороге, партией считают количество материала, обрабатываемого в течение одной смены на участке производства работ, но не более 300 т.
При приемке и отгрузке смесей, хранящихся на складе, партией считается количество смеси одно* го состава, отгружаемое одному потребителю в течение суток.
5.3 Количество поставляемой смеси или укрепленного грунта определяют по массе.
Для проверки соответствия качества укрепленных грунтов требованиям настоящего стандарта проводят приемочные и периодические испытания.
5.4 При приемочном контролеопределяют:
• предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при температуре 20 *С;
• предел прочности на сжатие при температурах 20 ®С и 50 е С.
5.5 При операционном контроле определяют:
• один раз в месяц — состав смесей и укрепленных грунтов;
• один разе полгода — водостойкость при длительном водонасыщении (для смесей), предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов и морозостойкость укрепленных грунтов.
Удельную эффективную активность естественных радионуклидов в смесях и укрепленных грунтах принимают по максимальному значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов. содержащихся в применяемых вяжущих, материалах, грунтах и активных добавках. Эти данные указывает предприятие-поставщик в документах о качестве, в случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов изготовитель осуществляет входной контроль вяжущих и грунтов силами специализированной лаборатории.
Операционный контроль проводят также в случае изменения свойств вяжущих и грунтов, применяемых для приготовления укрепленного грунта.
5.6 Для контроля качества смесей и укрепленных грунтов от каждой партии отбирают и испытывают одну объединенную пробу, которую получают тщательным смешением точечных проб. Масса объединенной пробы должна быть достаточной (не менее указанной в таблице 5) для проведения приемо-сдаточных испытаний. Точечные пробы отбирают не менее 3—4 раз:
• в течение смены из смесительной установки;
• после прохода грунтосмесительной машины или дорожной фрезы на участке производства работ.
Источник: allgosts.ru