при секретаре Нехаевой Ю.А.,
представителя истца Машкова Э.А.,
представителя ответчика Брянской городской администрации Маслова Д.А.,
представителя Управления по строительству и развитию территории г.Брянска Грибовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборновой И.Е. к Брянской городской администрации, Макаренкову Н.И. о сохранении жилого дома в реконструированном виде, признании жилого дома домом блокированной застройкой, прекращении права общей долевой собственности,
УСТАНОВИЛ:
Выборнова И.Е. обратилась в суд с настоящим иском, указывая на то, что является собственником 61/100 доли в праве общей долевой собственности в жилом доме, общей площадью 159 кв.м. и земельного участка, общей площадью 448 кв.м., расположенных . 39/100 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом принадлежит Макаренков Н.И. В целях улучшения жилищных условий, она без получения разрешения на реконструкцию дома возвела постройки лит.
Правовые инструменты градостроительного проектирования
А6, А7, а, а1, и отепление лит. А.5, в связи с чем общая площадь дома увеличилась и составляет 182,5 кв.м. Фактически между собственниками сложился определенный порядок пользования, жилой дом поделен между собственниками на две части капитальной стеной, с отдельными входами, отоплением, водоснабжением, канализацией и электроснабжением.
Согласно техническому заключению от 01.08.2018 года АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному Федеральному округу несущие и ограждающие конструкции обследованных пристроек (Лит. А5, А6, А7, а, а1) к жилому дому выполнены из качественных строительных материалов, находятся в исправном состоянии и обеспечивают безопасное пребывание граждан, сохранность материально – технических ценностей и инженерного оборудования, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций строения в целом.
Пристройки соответствуют действующим строительным нормам и правилам, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу их жизни и здоровью и пригодны для дальнейшей эксплуатации. Кроме того указывает, что фактически жилой дом состоит из двух изолированных частей. Согласно технического заключения жилой дом состоит из двух блоков.
Блок № 1 общей площадью 64,9 кв.м, состоящий из семи помещений: (веранда, площадью 6,3 кв.м. — лит. а1; коридор, площадью 2,6 кв.м. — лит. А1; жилая комната, площадью 17,6 кв.м. — А,А1; жилая комната, площадью 31,0 кв.м. — лит.А; столовая, площадью 7,8 кв.м. — лит. А1; кухня, площадью 2,2 кв.м. — лит.А6; санузел, площадью 3,7 кв.м. — лит.
А6, расположен на земельном участке принадлежащем Макаренкову Н.И. и находится в его пользовании. Блок № 2 общей площадью 117,6 кв.м, состоящий из двенадцати помещений: (веранда, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожая, площадью 6,7 кв.м. — лит. А5; кладовая, площадью 0,8 кв.м. — лит.
А4; жилая комната, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилая комната, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванная, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалет, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухня, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридор, площадью 7,8 кв.м. — лит. А4; лестница, площадью 2,7 кв.м. — лит.
Обзор основных изменений градостроительного законодательства на начало 2022 года.
А4; жилая комната на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинет, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5, расположен на ее земельном участке и находится в ее пользовании. Техническим заключением, выданным АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», подтверждается возможность раздела жилого дома на два независимых строения.
В настоящее время возникла необходимость выделить доли в натуре по домовладению, так как долевая собственность препятствует в полной мере владеть и распоряжается своим имуществом. На основании изложенного, просит суд сохранить жилой дом адрес в реконструированном состоянии, общей площадью 182,5 кв.м., с учетом самовольно возведенных построек, согласно техническому паспорту АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по состоянию на 20.07.2008 года со следующими параметрами: общей площадью – 182,5 кв.м. и жилой – 114,4 кв.м.; признать жилой дом адрес общей площадью 182,5 кв.м. жилым домом блокированной жилой застройки, состоящим из двух блоков: блок № 1 в виде здания общей площадью 64,9 кв.м.. в том числе жилой — 48,6 кв.м. состоящим из помещений: веранда, площадью 6,3 кв.м. — лит. а1; коридор, площадью 2,6 кв.м. — лит.
А1; жилая комната, площадью 17,6 кв.м. — А,А1; жилая комната, площадью 31,0 кв.м. — лит.А; столовая, площадью 7,8 кв.м. — лит. А1; кухня, площадью 2,2 кв.м. — лит.А6; санузел, площадью 3,7 кв.м. — лит. А6; блок № 2 в виде здания общей площадью 117,6 кв.м., в том числе жилой — 65,8 кв.м. состоящим из помещений: веранда, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожая, площадью 6,7 кв.м. — лит. А5; кладовая, площадью 0,8 кв.м. — лит.
А4; жилая комната, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилая комната, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванная, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалет, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухня, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридор, площадью 7,8 кв.м. — лит. А4; лестница, площадью 2,7 кв.м. — лит.
А4; жилая комната на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинет, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5; прекратить право общей долевой собственности Выборновой И.Е. и Макаренковым Н.И. на жилой дом, общей площадью 159 кв.м., расположенный адрес, погасив в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрационную запись №. от дата; признать за Выборновой И.Е. право собственности на жилой дом, блок № 2, общей площадью 117,6 кв.м., расположенный адрес, образованный из помещений: веранда, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожая, площадью 6,7 кв.м. — лит.
А5; кладовая, площадью 0,8 кв.м. — лит. А4; жилая комната, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилая комната, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванная, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалет, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухня, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридор, площадью 7,8 кв.м. — лит. А4; лестница, площадью 2,7 кв.м. — лит. А4; жилая комната на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинет, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5.
Определением Советского районного суда г.Брянска от 04.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
В судебном заседании представитель истца по ордеру Машков Э.А. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме, указав, что противопожарные нормы соблюдены, права третьих лиц не нарушены.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Маслов Д.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Управления по строительству и развитию территорий г.Брянска по доверенности Грибова Е.С. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Истец Выборнова И.Е., ответчик Макаренков Н.И. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление от ответчика Макаренкова Н.И. о рассмотрении дела без его участия, в котором он указывает, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Выборнова И.Е. является собственником 61/100 доли в праве общей долевой собственности жилого дома площадью 159 кв.м. и земельного участка с кадастровым №. площадью 448 кв.м., расположенных адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №. от дата, №. от дата.
Макаренкову Н.И. принадлежит 39/100 доли в праве общей долевой собственности жилого дома и земельный участок с кадастровым №. площадью 459 кв.м., расположенные адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №. от дата, №. от дата.
Выборновой И.Е. в целях улучшения жилищных условий была произведена самовольная реконструкция, принадлежащей ей части дома, путем возведения пристроек (А6, Лит. А7, а, а1) и утепления жилой пристройки А.5, в результате чего общая площадь жилого дома увеличилась.
С учетом самовольно возведенных построек и отепления общая площадь дома составила 182,5 кв.м., жилая – 114,4 кв.м., что подтверждается техническим паспортом АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по состоянию на 20.07.2018 г.
Согласно заключения Филиала АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» от 01.08.2018 года по обследованию жилого дома №. с самовольными постройками по адрес и возможности эксплуатации частей жилого дома как самостоятельных объектов, установлено, что несущие и ограждающие конструкции обследованных пристроек (лит.А5, А6, А7, а, а1) к жилому дому выполнены из качественных строительных материалов, находятся в исправном состоянии и обеспечивают безопасное пребывание граждан, сохранность материально-технических ценностей и инженерного оборудования, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций строения в целом.
Жилой дом обеспечен инженерными системами (отоплением, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и вентиляция), находящимися в исправном состоянии.
Обследованные пристройки (лит.А5, А6, А7, а, а1) к жилому дому адрес соответствуют действующим строительным нормам и правилам, не нарушают права и законным интересы граждан, не создают угрозу их жизни или здоровью и пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Расположение пристроек (лит.А5, А6, А7, а, а1) на земельных участках в полной мере отвечает требованиям п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», согласно которому до границы соседнего приквартирного участка расстояние по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома — 3 м.
Расстояния между стенами пристроек (лит.А5, А6, А7, а, а1) и границами земельных участков составляют более трех метров.
Согласно ответа Управления по строительству и развитию территории города Брянска от 29.08.2018 года № 2521, данного на заявление истца о легализации возведенных пристроек, Управление отказало Выборновой И.Е. в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, поскольку работы по реконструкции жилого дома осуществлялись без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, то есть самовольно и в настоящее время завершены. Выборновой И.Е. разъяснено право на обращение в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Реконструкция объекта капитального строительства – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Исходя из требований пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» квартиры и помещения отнесены к объектам недвижимости, входящим в состав зданий и сооружений.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно- технического обеспечения.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.
Реконструкция жилого дома может включать: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований — частичную разборку здания, повышение уровня инженерного оборудования (Ведомственные строительные нормы Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования ВСН 61-89 (р.) (утв. Приказом государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26 декабря 1989 года № 250).
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а именно: возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством также является установление того обстоятельства, что возводимый объект недвижимости нарушает права и охраняемые законом интересы собственников, создает угрозу жизни и здоровью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Согласно ответа Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области № 758-ДПРи от 25.09.208 года земельный участок, с кадастровым №. расположенный адрес, не располагается на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно Выписки из правил землепользования и застройки г. Брянска, утвержденных Решением Брянского Городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 года № 796, земельный участок, расположенный адрес, расположен в зоне П-2 «Зона коммунально – складских объектов».
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Учитывая, что земельные участки, на которых расположен жилой дом, принадлежит Выборновой И.Н. и Макаренкову Н.И. на праве собственности, при реконструкции жилого дома не допущено существенных нарушений градостроительных норм и правил, объект индивидуального жилищного строительства в реконструированном виде по адрес, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а жилой дом и пристройки к нему, согласно данным технического паспорта объекта, были возведены еще до принятия Решения Брянского Городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 года № 796, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка, суд находит исковые требования Выборновой И.Е. в части сохранения жилого дома, расположенного адрес, в реконструированном состоянии обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно Своду правил «Дома жилые одноквартирные» № СП 55.13330.2011, введенного в действие 20 мая 2011 года, он распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет вход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), если они не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков; имеют самостоятельные системы вентиляции; имеют самостоятельные системы отопления или индивидуальные вводы и подключения к внешним тепловым сетям.
Согласно заключения Филиала АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» от 01.08.2018 года по обследованию жилого дома адрес жилой дом состоит из двух жилых блоков (блок1 и блок 2), предназначенных для проживания одной семьи в каждом, одно-двухэтажного, имеющих общую стену без проемов, расположенных на отдельных земельных участках и имеющих отдельные входы и выходы на придомовую территорию и земли общего пользования.
Технические показатели по жилому дому блокированной застройки составят: общая площадь — 182, 5 кв.м., жилая площадь — 114, 4 кв.м., из них:
— одноквартирный жилой дом — блок № 1 (поз.1-6, площадью 6,3 кв.м.) в составе жилого дома блокированной застройки: общая площадь — 64,9 кв.м., жилая площадь — 48,6 кв.м.;
одноквартирный жилой дом — блок № 2 (поз.1-11, площадью 3,2 кв.м.) в составе жилого дома блокированной застройки: общая площадь — 117,6 кв.м., жилая площадь — 65,8 кв.м.
Эксплуатация жилых блоков как самостоятельных объектов, одноквартирных жилых домов в состав жилого дома блокированной застройки возможна.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой дом, расположенный адрес является жилым домом блокированной застройки.
В силу статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 1980 года № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом»).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости). При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, а также жилые дома блокированной застройки — это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В силу части 7 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не допускаются.
В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты, жилой дом должен быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому.
В этой связи, если жилой дом отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания — жилого дома блокированной застройки.
Из заключения Филиала АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» от 01.08.2018 года следует, что блок № 1 имеет общую площадь 64,9 кв.м, состоит из семи помещений: (веранда, площадью 6,3 кв.м. — лит. а1; коридор, площадью 2,6 кв.м. — лит. А1; жилая комната, площадью 17,6 кв.м. — А,А1; жилая комната, площадью 31,0 кв.м. — лит.А; столовая, площадью 7,8 кв.м. — лит. А1; кухня, площадью 2,2 кв.м. — лит.А6; санузел, площадью 3,7 кв.м. — лит. А6 и расположен на земельном участке, принадлежащем Макаренкову Н.И.
Блок № 2 имеет общую площадь 117,6 кв.м, состоит из двенадцати помещений: (веранда, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожая, площадью 6,7 кв.м. — лит. А5; кладовая, площадью 0,8 кв.м. — лит. А4; жилая комната, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилая комната, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванная, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалет, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухня, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридор, площадью 7,8 кв.м. — лит.
А4; лестница, площадью 2,7 кв.м. — лит. А4; жилая комната на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинет, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5 и расположен на земельном участке, принадлежащем Выборновой И.Е.
На основании изложенного, право общей долевой собственности Выборновой И.Е. и Макаренкова Н.И. на жилой дом, общей площадью 182,5 кв.м., расположенный адрес подлежит прекращению и выделению в собственность Макаренкова Н.И. одноквартирного жилого дома (блок № 1) в составе жилого дома блокированной застройки: общей площадью – 64,9 кв.м., жилой – 48,6 кв.м.; Выборновой И.Е. одноквартирного жилого дома (блок № 2) в составе жилого дома блокированной застройки: общей площадью – 117,6 кв.м., жилой – 65,8 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Выборновой И.Е. к Брянской городской администрации, Макаренкову Н.И. о сохранении жилого дома в реконструированном виде, признании жилого дома домом блокированной застройкой, прекращении права общей долевой собственности, удовлетворить.
Сохранить жилой дом общей площадью 182,5 кв.м., жилой площадью 114,4 кв.м., расположенный , в реконструированном состоянии, с учетом самовольно возведенных построек (лит.А5, А6, А7, а, а1), согласно техническому паспорту АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по состоянию на 20.07.2018 года.
Признать жилой дом адрес, общей площадью 182,5 кв.м., жилой площадью 114,4 кв.м. домом блокированной застройки, состоящим из двух блоков:
— одноквартирного жилого дома (блок №1) в составе жилого дома блокированной застройки, общей площадью 64,9 кв.м., в том числе жилой — 48,6 кв.м. состоящего из помещений: веранды, площадью 6,3 кв.м. — лит. а1; коридора, площадью 2,6 кв.м. — лит. А1; жилой комнаты, площадью 17,6 кв.м. — А,А1; жилой комнаты, площадью 31,0 кв.м. — лит.А; столовой, площадью 7,8 кв.м. — лит. А1; кухни, площадью 2,2 кв.м. — лит.А6; санузла, площадью 3,7 кв.м. — лит. А6;
— одноквартирного жилого дома (блок №2) в составе жилого дома блокированной застройки общей площадью 117,6 кв.м., в том числе жилой — 65,8 кв.м. состоящего из помещений: веранды, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожей, площадью 6,7 кв.м. — лит. А5; кладовой, площадью 0,8 кв.м. — лит.
А4; жилой комнаты, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилой комнаты, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванной, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалета, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухни, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридора, площадью 7,8 кв.м. — лит. А4; лестницы, площадью 2,7 кв.м. — лит. А4; жилой комнаты на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинета, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5.
Признать за Макаренковым Н.И. право собственности на одноквартирный жилой дом (блок №1) в составе жилого дома блокированной застройки, общей площадью 64,9 кв.м., в том числе жилой — 48,6 кв.м. состоящий из помещений: веранды, площадью 6,3 кв.м. — лит. а1; коридора, площадью 2,6 кв.м. — лит. А1; жилой комнаты, площадью 17,6 кв.м. — А,А1; жилой комнаты, площадью 31,0 кв.м. — лит.А; столовой, площадью 7,8 кв.м. — лит. А1; кухни, площадью 2,2 кв.м. — лит.А6; санузла, площадью 3,7 кв.м. — лит. А6;
Признать за Выборновой И.Е. право собственности на одноквартирный жилой дом (блок №2) в составе жилого дома блокированной застройки, общей площадью 117,6 кв.м., жилой площадью 65,8 кв.м., расположенный адрес, образованный из помещений: веранды, площадью 3,2 кв.м. — лит. А; прихожей, площадью 6,7 кв.м. — лит. А5; кладовой, площадью 0,8 кв.м. — лит.
А4; жилой комнаты, площадью 17,4 кв.м. — лит.А4; жилой комнаты, площадью 23,8 кв.м. — лит.А2; ванной, площадью 5,0 кв.м. — лит.А7; туалета, площадью 1,7 кв.м. — лит.А7; кухни, площадью 19,4 кв.м. — лит.А3,А7; коридора, площадью 7,8 кв.м. — лит. А4; лестницы, площадью 2,7 кв.м. — лит. А4; жилой комнаты на втором этаже, площадью 24,6 кв.м. — лит.А4; кабинета, площадью 7,7 кв.м. — лит.А5.
Прекратить право общей долевой собственности Выборновой И.Е. и Макаренкова Н.И. на жилой дом, общей площадью 159 кв.м., расположенный адрес.
Снять с кадастрового учета жилой дом с кадастровым №. расположенный адрес.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в наименование статуса объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости и в Государственный кадастр недвижимости, а также для внесения записи о погашении имеющихся записей о праве собственности Выборновой И.Е. на 61/100 доли в праве общей долевой собственности (запись регистрации №. от дата); Макаренкова Н.И. на 39/100 доли в праве общей долевой собственности (запись регистрации №. от ).
Настоящее решение является основанием для внесения в Едином государственном реестре недвижимости и в Государственный кадастр недвижимости сведений в отношении каждого из объектов недвижимости в отдельности.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Источник: advokatmashkov.ru
Нужно получать новое разрешение на строительство, если изменились проектные решения?
На сегодняшний день участились случаи, когда выдаются разрешения на строительство в местах, где живут люди и там не должны производиться строительные работы. Люди могут лишиться жилья и остаться без крова из-за недобросовестности застройщика или администрации города, которая выдала разрешение или не проследила за надлежащим исполнением постановления. Оспорить разрешение на стройку легче, если жильцам действовать сообща.
Основания для отмены разрешения на строительство
Когда могут отменить разрешение на строительство? В настоящее время существует несколько причин, которые позволяют сделать реальным признание недействительным разрешения на строительство. К ним можно отнести:
- нарушения документации или определенных условий;
- несоответствие действующим нормам;
- аннулирование разрешения на строительство связано с нарушениями этажности сооружения, его целевого назначения;
- невыполнение предписаний архитектурного контроля.
Чтобы было пущено в ход постановление об отмене разрешения на строительство, должны быть подтверждены определенные нарушения.
Существенной причиной для этого могут стать нарушения, допущенные застройщиком или уполномоченным органом, регулирующим правила выдачи такого документа. Кстати бывает, что документ вообще сложно получить, тогда мы запускаем в ход обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство, чтобы отстоять права наших Доверителей.
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в информационных системах и ресурсах города Москвы.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти.
Жалобы на решения (действия, бездействие) руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, подаются заявителем в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо государственных гражданских служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса, в части нарушения установленных сроков предоставления государственной услуги, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящим разделом, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.
5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Почтовым отправлением.
5.3. С использованием Портала.
5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.5. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или отказе в ее удовлетворении).
11.10. Информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(1). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решения об удовлетворении жалобы и отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
17(1). Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
19. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
19.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.
19.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
20. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
Отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
С учетом действующих законодательных норм может быть произведена отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в таких ситуациях:
- принудительное прекращение;
- отказ застройщика;
- отмена разрешения на строительство связана с прекращением права использования ресурсов.
Отзыв возможен только при наличии весомых обстоятельств. Сегодня последствия отмены разрешения на строительство могут оказаться очень серьезными. Если такие обстоятельства отсутствуют, то вы можете не получить желаемое, и здесь нужно что-то делать как можно быстрее. В случае принятия подобного решения застройщик может признать его незаконным в суде, что сделать вполне реально, особенно если воспользоваться помощью опытного специалиста.
Основания
Существует множество случаев, когда разрешение выдавалось на возведение здания незаконно, и жильцы хотели оспорить этот факт.
Основания для признания разрешения на строительство недействительным:
- постройка появилась на участке, для этого не предназначенном;
- происходит нарушение градостроительных и строительных норм и правил (ст. 51 ГрК РФ);
- строительство постройки несет вред здоровью и жизни граждан.
В этих случаях, когда ущемляются права третьих лиц, например, жильцов близлежащих домов, следует бороться за отмену строительства и оспорить в судебных инстанциях этот факт.
Кто может пожаловаться?
Круг лиц, которые могут оспорить незаконное возведение строения, мал. В основном это жители районов, многоквартирных домов. В судебной практике известны случаи, когда было выдано разрешение на строительство компании и по постановлению был ряд домов, подлежащих сносу и отселению жильцов до начала проведения строительных работ. Стройка началась, а отселение не было произведено.
В итоге, компания начала против жильцов судебное дело о прекращении права собственности на дом и устранение препятствий в пользование земельных участков и ведение разрешенного строительства. Или бывают случаи, когда рядом с построенными домами возводят новую многоэтажку, которая перекрывает дневной свет.
Во всех вышеперечисленных случаях возведение строения незаконно и следует оспорить разрешение в высшей инстанции.
Адвокат по отмене разрешения на строительство в Екатеринбурге
У вас все получится, если вы примите во внимание предоставленную нами информацию и воспользуетесь услугами наших специалистов, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны и имеют безупречную репутацию. Почитайте отзывы в интернете. Они вам помогут сделать выбор в пользу нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».
Каждый хочет добиться положительного результата, получить положительный вердикт на стройку или разрешение на реконструкцию дома, однако добиться этого можно только, если приложить максимальные усилия и сделать все правильно. О всех необходимых действиях расскажем в комментариях, пишите свой вопрос или звоните, чтобы записаться на консультацию.
Источник: forum-izpp.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 18АП-13495/2017, 18АП-13888/2017 ПО ДЕЛУ N А76-21753/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зыковой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Челябинска и Комитета градостроительства и архитектуры г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-21753/2017 от 26.09.2017 (судья Командирова А.В.)
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Высотник» — Степанов А.В. (доверенность N 2/СКВ/17 от 21.03.2017),
Комитета градостроительства и архитектуры г. Челябинска — Баймухаметов А.С. (доверенность от 02.08.2017)
17.07.2017 общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Высотник» (далее — заявитель, общество, ООО СК «Высотник») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации города Челябинска (далее — администрация) N 8210-с от 17.07.2017 по отмене ранее выданного разрешения на строительство многоэтажного жилого дома.
28.09.2015 обществу представлен в аренду земельный участок площадью 0,2325 гектар для строительства жилого дома с объектами обслуживания, автостоянкой, заключен договор аренды, продленный до 30.09.2017.
09.03.2016 Администрацией утвержден градостроительный план, получено положительное заключение государственной экспертизы, 25.11.2016 выдано разрешение на строительство.
Распоряжением от 11.07.2017 это разрешение на строительство было незаконно отменено:
— отмена ранее выданного разрешения допускается только в случаях прямо предусмотренных законом, при этом не должны нарушаться права и законные интересны участников строительной деятельности,
— в качестве оснований для отмены указаны — осуществление архитектурно-строительного проектирования путем подготовки проектной документации на сети инженерно-технического обеспечения объекта за границами земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах градостроительном плане участка; непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок со сроком действия, соответствующим сроку строительства объекта, предусмотренному проектной документацией (проектом организации строительства), которые Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ) причинами для отмены разрешения на строительство не являются,
— спорное разрешение было выдано в установленном порядке на срок до 26.11.2017, все необходимые процедуры для его получения были соблюдены, и законные основания для его отмены отсутствовали (т. 1 л.д. 3-5).
Администрация возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий (т. 1 л.д. 175-176).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет градостроительства и архитектуры г. Челябинска, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2017 требования удовлетворены, распоряжение признано незаконным.
Суд указал, что орган местного самоуправления должен доказать, что отменяемый правовой акт — разрешение на строительство был принят с нарушением действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что разрешение на строительство было выдано в порядке установленном ГрК РФ — обществом был заключен договор аренды, утвержден план земельного участка, получено положительное заключение государственной экспертизы, зарегистрировано право аренды. Основания для отмены этого разрешения указанные в ч. 21.1 ГрК РФ, перечень которых является исчерпывающим, отсутствовали.
Причины отмены, указанные в распоряжении от 11.07.2017, должны были быть оценены и рассмотрены на стадии утверждения градостроительного плана и заключения договора аренды. Заявленные требования подлежат удовлетворению (т. 1 л.д. 180-185).
20.10.2017 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции неполно, не учтено, что основания для отмены разрешения на строительство указаны в распоряжении, непредставление этих документов является достаточным основанием для прекращения разрешения на строительство. Распоряжение об отмене разрешения на строительство было принято Администрацией в порядке самоконтроля (т. 2 л.д. 3-4).
30.10.2017 от Комитета градостроительства и архитектуры г. Челябинска также поступила апелляционная жалоба. Указывается, что причины, указанные в распоряжении — осуществление архитектурно-строительного проектирования путем подготовки проектной документации на сети инженерно-технического обеспечения объекта за границами земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах градостроительном плане участка; непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок со сроком действия, соответствующим сроку строительства объекта, предусмотренному проектной документацией, являются достаточными причинами для отмены ранее выданного разрешения на строительство.
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением, указывает, что Администрация не заявляла о расторжении договора аренды земельного участка, следовательно, он продлен на неопределенное время. Организация инженерных сетей получила положительное заключение экспертизы проектной документации.
Представители Администрации и третьего лица — Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
При отсутствии возражений пересмотр дела производится в пределах оснований, указанных в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, апелляционные жалобы, выслушав представителей общества и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО «Строительная компания «Высотник» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 12.12.2002 (т. 1 л.д. 40-47).
Постановлением N 1033-п от 28.09.2015 обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 0,2325 га с кадастровым номером 74:36:0614002:0026 сроком на 2 года для строительства жилого дома с объектами обслуживания, встроенной автостоянкой и отдельно стоящей трансформаторной подстанции по ул. Каслинской в Калининском районе г. Челябинска (т. 1 л.д. 27-28).
Заключен договор аренды УЗ N 004531-К-2005 от 30.09.2015, продленный до 30.09.2017 (т. 1 л.д. 13-23), утвержден градостроительный план земельного участка (т. 1 л.д. 24-26), получено положительное заключение государственной экспертизы (т. 1 л.д. 30-37). Обществом заключены договоры о долевом участии в строительстве (т. 1 л.д.
70-86), договоры о подключении к коммунальным сетям.
25.11.2016 ООО СК «Высотник» выдано разрешение N RU74315000-71-ж-2016 на строительство жилого дома с объектами обслуживания, встроенной автостоянкой и отдельно стоящей трансформаторной подстанции по ул. Каслинской в Калининском районе г. Челябинска (т. 1 л.д. 11-12).
Распоряжением заместителя главы города Челябинска от 11.07.2017 N 8210-с разрешение на строительство от 25.11.2016, выданное ООО «СК «Высотник», отменено, в качестве причин указано на «осуществлением архитектурно-строительного проектирования путем подготовки проектной документации на сети инженерно-технического обеспечения объекта за границами земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах градостроительном плане участка; непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок со сроком действия, соответствующим сроку строительства объекта, предусмотренному проектной документацией (проектом организации строительства)» (т. 1 л.д. 10).
По утверждению подателей апелляционных жалоб — Администрации и Комитета градостроительства и архитектуры г. Челябинска действия по отмене ранее выданного разрешения на строительство являются законными, а указанными в распоряжении основания достаточными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
По части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Установив незаконность ранее принятого решения, Администрация была вправе его отменить, учитывая, что строительные работы не начались и интересы застройщика не нарушаются.
Суд первой инстанции не установил нарушений при выдаче обществу разрешения на строительство, материалами дела подтверждено, что им выполнены для этого все необходимые действия, одобренные ответчиком, и законные основания для отмены ранее выданного разрешения отсутствовали. Комитет и Администрации не указали на нарушения общества, допущенные при получении разрешения на строительство. Обстоятельства, возникшие после начала строительства, не могут быть основаниями для отмены ранее выданного разрешения.
Представитель Комитета не смог указать, какие нарушения были допущены в проекте в части организации инженерных сетей. Суд апелляционной инстанции учитывает, что эти вопросы разрешаются на стадии подключения построенного объекта к сетям поставщиков коммунальных ресурсов. Истечение срока аренды земельного участка при отсутствии отказа сторон от продолжения договора не означает прекращение арендных отношений.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-21753/2017 от 26.09.2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации города Челябинска и Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Источник: realtist.ru