Основания для сноса объекта капитального строительства

ГрК РФ Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) 1. Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального…

Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства

1. Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

2. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

3. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства не требуется для сноса объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса. В этом случае застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проекта организации работ по сносу таких объектов капитального строительства.

4. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

5. Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. В случае, если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку сметы на снос объекта капитального строительства.

7. В случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.

8. Положения настоящей главы не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса для строительства объектов капитального строительства.

Дела по требованиям о сносе самовольной постройки, а равно о запрете самовольного строительства объекта недвижимости подсудны районному суду по месту нахождения объекта спора. В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о признании незаконным строительства жилого дома и автомобильной дороги на земельных участках, расположенных в зоне малоэтажной жилой застройки г. Владимира, указывая, что ответчик осуществляет строительство без необходимых разрешений и согласований с существенным нарушением строительных и градостроительных норм и правил, строительство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью.

Основания для сноса объекта капитального строительства

ГрК РФ Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства

Читайте также:  Кчркп дирекция капитального строительства

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

1. Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено частью 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Основанием для сноса объекта капитального строительства, включенного в предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 67 настоящего Кодекса перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, является решение о комплексном развитии территории. Принятие решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 350-ФЗ)

Проект организации работ по сносу объекта капстроительства не требуется, если до 04.08.2018 начаты работы по сносу такого объекта, не связанному с реконструкцией или строительством нового объекта на месте снесенного (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

2. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

3. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства не требуется для сноса объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса. В этом случае застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проекта организации работ по сносу таких объектов капитального строительства.

4. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

5. Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. В случае, если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку сметы на снос объекта капитального строительства.

7. В случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.

8. Положения настоящей главы не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса для строительства объектов капитального строительства.

Застройщики — правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства , принявшие решение о сносе объекта капитального строительства , а также технический заказчик, уполномоченный застройщиком на подготовку проектной документации о сносе объекта капитального строительства . Заявителями могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, независимо от организационно-правовой формы.

Формальное основание самовольности постройки — основание сноса?

В то же время едва ли можно говорить о самовольной постройке тогда, когда первоначально изданный в установленном порядке акт о выделении земельного участка или о разрешении строительства впоследствии отменяется.

Администрация г. Волгограда против ООО «Прибой»

(Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

от 17.12.2019 по делу N 306-ЭС19-15447, А12-8898/2018)

Фабула спора: Администрация предъявила иск к ООО о сносе самовольной постройки. Это пристройка к одному из офисных корпусов, которая использовалась в качестве кафе.

Читайте также:  Мероприятия по капитальному строительству

Главное основание самовольности – отмена разрешения на строительство в административном порядке, в результате чего, по мнению истца, постройка была возведена неправомерно. При этом постройка была безопасной, то есть соответствовала обязательным требованиям безопасности.

Кратко: ВС РФ защитил добросовестного застройщика и безопасный объект строительства.

  1. Важнейшая позиция в том, что снос является крайней мерой ответственности, из чего можно заключить, что только формального нарушения (нет разрешения на строительство) недостаточно для сноса.
  2. Остальные позиции уже встречались в практике ВС РФ и ВАС РФ, но изменился их контекст. Если ранее такие позиции формировались на отрицательных примерах (постройка всё равно оставалась самовольной), то в данном случае имеет место положительный пример.
  3. Отметим, что косвенно ВС РФ квалифицировал действия Администрации как недобросовестные, которая состояла в следующем – она требовала сноса постройки, разрешение на строительство которой было ею выдано, но затем отменено в административном порядке. И ранее ещё Президиум ВАС РФ вставал на сторону собственника постройки в подобных ситуациях (Постановление от 15.06.2010 N 365/10 по делу N А33-14295/2008).

Позиция ВС РФ

Краткий комментарий

1

Снос самовольной постройки – крайняя мера и применяется при соразмерном ему правонарушении.

Защита застройщика

Это сравнительно новая позиция вызвана тем, что в настоящее время ст. 222 ГК РФ предусматривает две санкции за возведение самовольной постройки.

Подход, который состоит в том, что незначительное нарушение не является основанием сноса, был сформирован гражданской коллегией (Определение от 25.09.2018 N 78-КГ18-49). Экономическая коллегия взяла этот подход на вооружение.

В контексте данного акта можно сделать вывод, что наличие формального нарушения не является основанием для сноса самовольной постройки.

2

Пример надлежащих мер по легализации объекта.

Это подготовка истцом по иску о признании права собственности на самовольную постройку проектной и иной технической документации, обращение за разрешением на строительство в уполномоченный орган, который выдал такое разрешение, подтвердив представление необходимых документов и соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Защита застройщика

Это редкий пример надлежащего принятия мер по легализации объекта. Как правило, имеющиеся примеры отрицательные, то есть ненадлежащие меры.

Сфера надлежащих мер в практике сейчас крайне узкая – если разрешение не выдано по независящим причинам ( Постановление АС Дальневосточного округа от 02.11.2017 N Ф03-4228/2017 по делу N А51-25045/2014).

3

Отсутствие разрешения на строительство как единственное основание недостаточно для признания постройки самовольной и её сноса.

Защита застройщика

Сама по себе эта позиция не нова.

Она была зафиксирована в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143, но в отличии от казуса из Информационного письма ВС РФ дал положительный пример, то есть постройка была защищена.

4

Использование постройки в нарушении разрешенного использования, указанного в договоре аренды земельного участка не является основанием для сноса постройки.

Защита застройщика

ВС РФ указал, что в этой ситуации арендодатель может запретить использовать этот объект, а не требовать сноса объекта.

Риск-менеджмент в юридической практике

Риск-менеджмент в юридической практике

Закон №44-ФЗ и №223-ФЗ о закупках

Закон №44-ФЗ и №223-ФЗ о закупках

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право

Похожие материалы

Комментарии (1)

1. В последнее время экономколлегия ВС РФ обратила внимание на данную сферу.
Кроме обозначенного в заметке судебного акта, в определениях N 308-ЭС19-14740, №305-ЭС19-18665, коллегия встала на сторону собственников потенциальных самовольных построек, в Определении №307-ЭС19-16422 ВС РФ отменил судебные акты, которыми в иске о сносе самовольной постройки было отказано. Рассмотрение спора по гипермаркету отложено на февраль 2020 г.
2. Уже относительно давно ВС РФ также высказана позиция, что при данной категории споров не проходит нулевой вариант, самоволка либо сносится (или приводится в первоначальное состояние) либо легализуется.
3. По п. 3 заметки, не все так определенно. Во всех этих спорах акцентируется внимание на то, что отсутствие разрешения на строительство не влечет снос постройки лишь в тех случаях, когда лицо ранее пыталось получить разрешение и легализовать постройку.
Отсутствие доказательств принятия этих мер, и отсутствие разрешения на строительство все же должны влечь соответствующую санкцию.
Иначе, смысл в получении разрешения на строительство отсутствует, можно строить, а потом легализовывать объект в судебном порядке.

Читайте также:  Начальник службы капитального строительства

Партнёры рубрики

Земля и недвижимость

Судебная практика, Судебная практика

1. Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления. 2. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи.

Источники
  • https://fzakon.ru/gradostroitelnyy-kodeks/statya-55.30/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/10a6891eac8e297d348c2ecab51075f1366db6b3/
  • https://zakon.ru/blog/2020/1/10/formalnoe_osnovanie_samovolnosti_postrojki__osnovanie_snosa

Рейтинг
Загрузка ...