Основные этапы создания объекта капитального строительства

Содержание

Полезное: Строительство по этапам

Стадии проектирования

Рекомендуемая стадийность проектирования определяется в зависимости от категории сложности объекта:

Одностадийное (рабочий проект РП, включающий утверждаемую часть и рабочую документацию) – для согласования и утверждения технически несложных объектов с использованием проектов массового и повторного применения І и ІІ категорий сложности

Двухстадийное (проект П, рабочая документация Р) — для технически сложных объектов гражданского назначения дополнительно разрабатывается эскизный проект (ЭП), для объектов промышленного назначения — технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО). Для отдельных объектов после согласования ЭП или ТЭО может разрабатываться РП, а после его утверждения — Р.

• Для объектов ІІІ категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:

— проект (П)
— рабочая документация (Р)

Трехстадийное (предпроектные предложения ЭП или ТЭО, проект П, рабочая документация Р) — для объектов V, IV категорий сложности , технически сложных относительно градостроительных, архитектурных, художественных и экологических условий, инженерного обеспечения, внедрения новых строительных технологий, конструкций и материалов, проектирования выполняется в три стадии.

— для объектов гражданского назначения – ЭП, а для объектов производственного назначения – технико-экономического обоснование ТЭО;
— проект (П);
— рабочая документация (Р).

Руководитель проектной организации назначае соответствующими приказами главных архитекторов и главных инженеров проектов на разработку всех стадий проектирования.

Ответственными лицами за технические, экономические, эстетические и экологические качества проекта являются главный архитектор проекта (ГАП) или главный инженер проекта (ГИП). Они готовят договоры, координируют действия исполнителей, ведут переговоры с заказчиками, субподрядчиками и подрядчиками. Ответственными лицами за качество определенного раздела проекта являются руководитель и главный специалист соответствующего проектного подразделения.

Эскизный проект, ТЭО инвестиций, проект и рабочий проект подписываются руководством и основными исполнителями проектной организации. Титульный лист пояснительной записки подписывают руководитель организации (директор, главный инженер, главный архитектор), руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа, ГИПа). Разделы пояснительной записки подписывают главные специалисты отделов, авторы разделов (если они есть), исполнители. Чертежи подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, авторы проекта (если такие есть, кроме ГАПа и ГИПа), главные специалисты, исполнители. В пояснительной записке указываются фамилии участников проектирования по каждому разделу проекта а в случае наличия субподрядчиков — названия фирм или физических лиц субподрядчиков.

Проектировщики при разработке проектной документации несут ответственность и обеспечивают :

— соответствие архитектурным и градостроительным требованиям и высокое архитектурно-художественное качество;
— соответствие требованиям действующих нормативных документов;
— защиту окружающей природной среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов согласно ДБН А.2.2-1;
— соответствие требованиям по энергосбереганию;
— эксплуатационную надежность;
— эффективность инвестиций;
— патентную чистоту принятых технических решений и используемого оборудования;
— соответствие проектных решений исходным данным и разрешительным документам.

Предпроектное предложение.

Предпроектное предложение — это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания. Кроме того, это материалы, позволяющие оценить проект и сформировать точные требования к дальнейшему проектированию.

Разработка — пожалуй, лучший, если не единственный способ заранее оценить и получить представление о проектируемом объекте. Этот этап особенно важен для крупных объектов, поскольку позволяет избежать многих сложностей в ходе дальнейшего проектирования. На этой стадии принципиально определяется конструкция, планировка, этажность, материал, техническое оборудование, архитектурное решение; всё это должно давать ясное представление об организации плана, объёмной структуре и внешнем облике сооружения. Предпроектная стадия является решающей, определяя дальнейший путь разработки проекта.
На следующем этапе на основе проектного задания, разрабатываются проект и рабочий проект, которые разрабатывается по каждому виду работ, и в ходе строительства являются основными техническими документами.

Эскизный проект и ТЭО инвестици.

Эскизный проект (ЭП) содержит принципиальные решения градостроительных, архитектурных, художественных, функциональных, экологических требований по заданию на проектирование, подтверждает принципиальную возможность создания объекта, определяет его стоимость.

Для обоснования принятия архитектурных решений в составе графической части и пояснительной записки эскизного проекта могут дополнительно выполняться инженерно-технические и конструктивные разработки, схемы инженерного обеспечения объекта и обоснования эффективности инвестиций.

ЭП разрабатывается с соблюдением существующей градостроительной документации, архитектурно-планировочного задания, требований охраны окружающей природной среды.

После одобрения или утверждения органами градостроительства и архитектуры ЭП является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.

Технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО)

разрабатывается для технически сложных объектов промышленного назначения, в т. ч. транспортного, энергетического, гидротехнического, мелиоративного и других специальных видов строительства ТЭО инвестиций обосновывает необходимость и целесообразность строительства или реконструкции промышленных объектов, в т.ч. их техническую осуществимость и эффективность инвестиций. В ТЭО инвестиций должны рассматриваться решения в части размещения, мощности объекта, оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду, соответствие архитектурным и другим требованиям согласно заданию на проектирование ТЭО инвестиций после его согласования или утверждения является основанием для дальнейшей разработки проектной документации.

Разработка проект.

Проект (П) на строительство объекта гражданского назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование, согласованного эскизного проекта (при его наличии). Он состоит из следующих основных разделов.

— пояснительная записка с исходными данными,

— архитектурно-строительное решение, генплан, благоустройство территорий, схема транспорта (при необходимости),

— технологическая часть (при необходимости),

— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,

— оценка воздействий на окружающую среду (ОВОС) Необходимость разработки ОВОС определяется с участием государственных органов охраны окружающей природной среды,

— ведомость объемов работ.

Проект на строительство, расширение и реконструкцию объекта промышленного назначения разрабатывается на основании исходных данных, задания на проектирование согласованного ТЭО инвестиций (при необходимости). Он должен состоять из следующих основных разделов:

— пояснительная записка с исходными данными,

— генеральный план и транспорт,

— решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям,

— оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-95,

— сборники спецификаций на оборудование, материалы, конструкции и изделия,

— ведомости объемов работ,

— технико-экономическая часть, экономические показатели

Рабочий проект.

Рабочий проект (РП) является совмещенной стадией проектирования, предназначенной для согласования и утверждения проектной документации, а также для строительства объекта. Он выполняется на основании согласованной планировочной документации, государственных программ развития отрасли или согласованных предпроектных проработок, задания на проектирование, архитектурно-планировочного задания, исходных данных и технических условий на подключение к источникам инженерного обеспечения.

Читайте также:  Сети это объект капитального строительства

Рабочий проект состоит из пояснительной записки (с технико-экономическими показателями), рабочих чертежей, сметной документации и раздела организации строительства.

Рабочая документация.

Рабочая документация (Р) предназначена для строительства.
Она включает:

— рабочие чертежи, которые разрабатываются в соответствии с требованиями стандартов (ДСТУ и ГОСТов),

— паспорт отделочных работ,

— ведомость объемов строительных и монтажных работ,

— сборники спецификаций оборудования, изделий и материалов по ДСТУ Б А.2.4-10-95 (ГОСТ 21.110-95),

— опросные листы и габаритные чертежи на соответствующие виды оборудования и изделий,

— исходные требования на разработку конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления (включая нетиповое и нестандартизированное оборудование)

Объем и детализация рабочих чертежей должны соответствовать требованиям стандартов «Системы проектной документации для строительства».

После утверждения проекта (эскизного проекта, ТЭО инвестиций) по решению заказчика рабочие чертежи могут разрабатываться подрядчиком или другим проектировщиком (при наличии лицензии), в т.ч. с привлечением авторов.

Деталировочные чертежи металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов должны разрабатывать заводы-изготовители, а деталировочные чертежи воздуховодов — монтажные организации В отдельных случаях проектировщик может брать на себя разработку деталировочных чертежей металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов за отдельную плату.

Рабочие чертежи, как правило, подписывают руководитель мастерской (отдела), главный архитектор (инженер) проекта, главный специалист соответствующего раздела, исполнитель и лицо, ответственное за нормоконтроль.

РД разрабатывается после утверждения предшествующей стадии проектирования.

Стоимость проектных работ определяется в соответствии с порядком и правилами определения стоимости проектно-изыскательских работ для нового строительства, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства Украины.

Согласование проектной документаци.

Разработанная проектная документация подлежит согласованию.
Эскизный проект (ЭП) и ТЭО инвестиций согласовывают

— с местными органами градостроительства и архитектуры — по вопросам размещения, рационального использования намеченной для отвода территории, соответствия предусмотренных проектом решений требованиям архитектурно-планировочного задания, действующей градостроительной документации,

— с органами местного самоуправления — по вопросам размещения, использования имеющихся источников снабжения, инженерных коммуникаций, условий их развития (для получения официальных технических условий при подготовке исходных данных, необходимых для разработки П и РД), а также использования трудовых ресурсов (при создании новых рабочих мест на производственных объектах)

Проекты и рабочие проекты согласовывают с местными органами градостроительства и архитектуры (если проект разработан без предварительной разработки ЭП и ТЭО инвестиций) и с органами местного самоуправления (которые выдавали технические условия на подключение к источникам снабжения или инженерным коммуникациям).

При наличии особых условий размещения объекта (исторические зоны городов, оползневые территории и др.) необходимо по указаниям органов градостроительства и архитектуры согласовать проектную документацию с соответствующими организациями.

Проектная документация, разработанная в соответствии с государственными нормативными документами и заверенная подписями главного архитектора (инженера) проекта, не подлежит согласованию с органами государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. При отсутствии норм и правил на проектирование принятые проектные решения необходимо согласовывать с соответствующими органами государственного надзора.

Проектная документация, выполненная с обоснованными отклонениями от действующих государственных нормативных документов, подлежит согласованию только в части этих отклонений с соответствующими органами государственного надзора.

Проектная документация на реконструкцию подлежит согласованию с органами градостроительства и архитектуры в случаях изменения цветового решения фасада зданий, архитектурных решений (влияющих на ранее сложившийся характер окружающей застройки), конструктивных решений (которые могут вызвать опасные ситуации в будущем при изменении условий эксплуатации).

Согласование не проводится, если в проектной документации на реконструкцию не предвидятся изменения градостроительных условий, фасадов здания, условий транспортных связей, инженерного обеспечения, требований, касающихся охраны окружающей природной среды, а также не нарушаются требования действующих нормативных документов по проектированию. При этом экспертиза проводится в соответствии с действующими нормативными актами.

Экспертиза и утверждение проектной документации.

Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) до ее утверждения подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством.

При экспертизе инвестиционных проектов службы Укринвестэкспертизы привлекают органы охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, органы по контролю за охраной труда, другие органы государственного надзора, специализированные службы органов местного самоуправления, представителей общественных объединений и учитывают их выводы.

Заказчики, которые осуществляют строительство за счет собственных средств, самостоятельно определяют порядок прохождения экспертизы соответствующих проектов. При этом обязательной государственной экспертизе подлежит уровень соблюдения требований по безопасности для жизни и здоровья населения, охране окружающей среды и энергосбережению.

Проектная документация, не подлежащая утверждению, может быть передана на экспертизу только по решению заказчика.

Представление проектной документации на согласование, экспертизу и утверждение является обязанностью заказчика и выполняется за его счет. Проектировщик обязан защищать свои проектные решения.

Проектная документация (ЭП, ТЭО инвестиций, П, РП) вступает в силу после ее утверждения заказчиком Утверждение фиксируется в форме приказа (распоряжения или решения) В документе об утверждении приводятся основные данные и технико-экономические показатели объекта. В документы об утверждении и протоколы согласования с органами градостроительства и архитектуры вносятся фамилии ГАПа или ГИПа, а также авторов проекта.

Проектировщик несет ответственность за качество проектных решений, соблюдение действующих нормативных документов и законодательных актов. Утвердив проектную документацию, заказчик несет ответственность перед государством за соблюдение требований нормативных документов и за проектные решения, предусмотренные в документации. За передачу в производство проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов, заказчик несет ответственность согласно действующему законодательству.

Осуществление авторского надзора.

Специалистами нашей архитектурной группой осуществляется авторский надзор проводимый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

Капитальный ремонт ни при каких обстоятельствах не повлечёт создание нового объекта недвижимости. Действующее законодательство не регулирует такого вида градостроительной деятельности как перемещение объекта капитального строительства . Термин перемещение фигурирует лишь при определении понятия объекта недвижимости, а теперь и объекта капитального строительства – невозможность перемещения без несоразмерного ущерба. … Объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без реконструкции (Письмо МЭР РФ от 19.03.2015 №ОГ-Д23-3755).

Этапы строительства объекта капитального строительства

1. Решение o строительстве, подготовительный этап, ГПЗУ

После принятия решения о необходимости строительства здания заказчик выполняет ГПЗУ — градостроительный план земельного участка или, для линейных объектов, проект планировки территории и проект межевания территории. Для подготовки ГПЗУ потребуется выполнить топосъёмку (или иметь актуальную) и подготовить схему размещения объекта. Также, при необходимости, потребуется согласование сноса (или пересадки) зеленых насаждений на участке.

2. Публичные слушания

В случае проведения публичных слушаний необходимо проинформировать население о начале процесса проектирования и строительства на земельном участке. Публичные слушания 一 возможность жителей территории, для которой они проводятся (обычно района) ознакомиться с проектом, при этом каждый вправе высказать свои предложения и замечания. Hо так как это не референдум, окончательное решение всё равно принимает правительство.

3. Инженерные изыскания

Инженерные изыскания являются исходными данными для территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования. В соответствии со статьёй 47 Градостроительного Кодекса РФ, разработка проектной документации по постановлению правительства РФ №87 для объектов капитального строительства, а также строительство и реконструкция этих объектов по такой проектной документации, без проведения инженерных изысканий не допускаются . Нормативная база инженерных изысканий — Постановление Правительства РФ №20 от 19.01.2006 и статья 47 Градостроительного Кодекса. Также следует иметь в виду требования технических регламентов. На данный момент фиксированного перечня необходимых инженерных изысканий для различных видов объектов законодательство не содержит — статья 15 технического регламента ФЗ-384 «О безопасности зданий и сооружений» гласит, что инженерные изыскания должны быть необходимыми и достаточными для того, чтобы спроектировать и построить безопасный объект, а необходимость и достаточность — сугубо оценочный критерий. Отправной точкой для определения необходимого перечня инженерных изысканий является информационная система обеспечения градостроительной деятельности , которая ведется в каждом регионе согласно статье 56 ГрК РФ. Помимо прочего, она содержит копии отчетов о результатах ранее проведенных инженерных изысканий. Тем не менее, всецело руководствоваться данной информацией всё же не стоит, и использовать её лишь как основу для анализа. По общему правилу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по инженерным изысканиям, должны быть членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий . По общему правилу результаты инженерных изысканий направляются на экспертизу либо одновременно с проектной документацией, либо до экспертизы ПД. В соответствии c частью 3.1 статьи 49 ГрК РФ экспертизу для инженерных изысканий можно не проводить если не требуется: 1) получение разрешения на строительство; 2) экспертиза проектной документации.

Читайте также:  Кто осуществляет ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства

4. Технические условия

Для подключения будущего объекта к инженерным сетям перед началом разработки проектной документации необходимо получить технические условия (ТУ). Эти документы определяют максимальную мощность (нагрузку) на сети, срок подключения к ним, срок действия этих ТУ, а также стоимость подключения. ТУ получают в организациях, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей. В большинстве случаев для получения ТУ потребуется расчет нагрузок (мощности). ТУ будут выдаваться проектной организации в качестве исходных данных (в соответствии с частью 6 статьи 48 ГрК РФ). После получения ТУ заключается договор на технологическое присоединение объекта к электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению и пр. Также ТУ необходимо получать при примыкании к существующим дорожным сетям. Для отдельных видов инженерно-технических сетей разработаны нормативы по подключению. Например, правила доступа к услугам по передаче электроэнергии определяет Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.

5. Проектная документация

В соответствии с частью 3 статьи 48 ГрК РФ проектная документация разрабатывается для всех видов объектов, за исключением индивидуальных жилых домов до трёх этажей. Для них она не требуется в обязательном порядке, но может быть подготовлена по инициативе заказчика или застройщика. Стоит иметь ввиду: если экспертиза проектной документации объекта не проводится, это не значит, что ПД можно не разрабатывать. Подробнее о проектной документации читайте: статья «проектная документация».

6. Утверждение проектной документации, экспертиза проектной документации

После утверждения заказчиком проектной документации она направляется на экспертизу. Экспертиза проектной документации не требуется только в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ, а именно: — индивидуальных жилых домов и блочных таунхаусов до трех этажей включительно, а также некоторых видов многоквартирных домов — двух- и одноэтажных объектов, площадью не более 1500 м2, если они не являются жилыми (в некоторых случаях производственными) — некоторых видов буровых скважин Также экспертиза ПД не требуется если не нужно получать разрешение на строительство. Статья: «экспертиза проектной документации»

7. Разрешение на строительство

Кроме случаев, предусмотренных ГрК РФ, перед началом строительства (а также реконструкции) необходимо получить на него разрешение . Разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации всем требованиям, а также допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями земельного и иного законодательства. Отметим, что в соответствии со статьёй 55 ГрК РФ разрешение на строительство при капитальном ремонте не требуется . Для получения разрешения на строительство необходимо подать в Мэрию города проектную документацию, документы о праве собственности, учредительные документы.

8. Рабочая документация

Перед разработкой рабочей документации, по которой будут производиться строительные работы, как правило, застройщик ознакамливается и утверждает проектную документацию. Подробнее o рабочей документации читайте в этой статье.

9.Строительство, исполнительная документация

В соответствии со статьёй 52 Градостроительного Кодекса РФ застройщик обязан соблюдать решения, принятые в проектной документации . Он несёт ответственность за соответствие объекта её требованиям. Кроме этого, застройщик направляет извещение о начале строительных работ в Инспекцию государственного строительного надзора и обеспечивает соблюдение технических регламентов и техники безопасности в процессе строительства. Перед началом работ Заказчик обязан предоставить застройщику результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. Если в процессе строительства возникает необходимость изменить решения проектной документации застройщик обязан утвердить у Заказчика новую версию проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в оговоренном законом порядке. Во время строительства осуществляется авторский и технический надзор, строительный контроль, а также государственный строительный надзор.

10. Ввод в эксплуатацию

По окончании строительства объекта выдаётся разрешение на ввод в эксплуатацию — документ‚ подтверждающий соответствие построенною/реконструированного объекта проектной документации, а также разрешению на строительство, градостроительному плану и разрешенному использованию земельного участка, и прочим требованиям.

11. Эксплуатация здания

В первую очередь отметим, что любое здание или сооружение должно эксплуатироваться в строгом соответствии с его назначением (разрешенным использованием) и проектной документацией , с периодическим проведением эксплуатационного контроля, технического обслуживания и текущего ремонта. В ином случае эксплуатация объекта может быть приостановлена. В соответствии с ч.4 статьи 55_25 ГрК РФ периодичность и состав работ по техническому обслуживанию (включая наблюдения и осмотры) определяются, в том числе, проектной документацией. Поэтому мы рекомендуем включать в её состав инструкцию по эксплуатации для каждого объекта. К слову, указанная инструкция обязательна на данный момент только для жилых домов. За эксплуатацию объекта отвечает лицо, владеющее зданием (на основании права собственности, аренды, хозяйственного ведения и прочего) или лицо, привлекаемое собственником здания на основании договора. При привлечении физических и юридических лиц по договору, собственник здания обязан предоставить такому лицу полный комплект документации, необходимом для эксплуатации здания, в том числе: результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, инженерного оборудования и сетей и т.п.

Получение Разрешения на строительство . Основные этапы строительства объекта от проектирования до регистрация права собственности. Заполнение Проектной декларации. Проведение обмеров построенного. объекта . Получение Разрешения на ввод в. эксплуатацию. … содержанию", II. Состав разделов проектной. документации на объекты капитального строительства . производственного и непроизводственного назначения и. требования к содержанию этих разделов.

Аналитика Публикации

Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.

Читайте также:  Несущих строительных конструкций объекта капитального строительства

В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.

Образование путем реконструкции

Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании объектов капитального строительства кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом в силу п. 2 ст. 14, положений ст. 41 Закона № 218‑ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образованный объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта, прилагаемый к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иные предусмотренные законом документы (в частности, соглашение о разделе объекта недвижимости – при разделе объекта, находящегося в общей собственности нескольких лиц).

Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.

Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.

Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.

Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.

Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.

Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.

В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?

Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.

Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.

Законопроект о порядке образования объектов недвижимости

В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.

Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.

Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.

На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.

Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (Градостроительный кодекс ст.1) … Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (Градостроительный кодекс). … На первом этапе ( стадия «П» — Проект) принимаются без детализации решения…

Источники
  • https://ssstroy.1c-umi.ru/stadii_proektirovaniya/
  • https://proektexpert.com/articles/etapi-stroitelstva/
  • https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/features_of_cadastral_registration_in_the_formation_of_objects_of_capital_construction/

Рейтинг
Загрузка ...