Под механизацией строительства понимают производство строительно-монтажных работ с помощью машин и замену ручного труда механизированным.
Оснащенность строительных организаций средствами механизации определяется показателями — механо- и энерговооруженности.
Под механовооруженностью строительства понимается отношение (в процентах) балансовой стоимости используемых
машин к общему объему строительно-монтажных работ, выполняемых строительной организацией собственными силами (СНиП Ш-1-76).
Механовооруженность рабочих (руб.) — отношение балансовой стоимости строительных машин к числу рабочих, занятых на выполнении работ в строительстве.
Уровень механизации труда — отношение затрат труда рабочих, выполняющих работу с помощью машин, к общим затратам труда рабочих по учитываемому кругу работ.
Энерговооруженность строительства — установленная мощность двигателей используемых в строительстве машин (кВт), приходящаяся на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
Строительные машины и их важные функции.
Энерговооруженность рабочих — общая установленная мощность двигателей используемых в строительстве машин (кВт), приходящаяся на одного рабочего, занятого на выполнении работ.
Статьи о строительной технике и оборудовании
Для транспортировки разнообразных грузов морем чаще всего используются специализированные контейнеры. Они представляют.
Бетон является традиционным строительным материалом. Для его доставки на объекты используют автобетоносмесители (АБС).
Фронтальные погрузчики – это машины, используемые в сельском хозяйстве, строительстве и благоустройстве территорий.
ГРЕЙФЕР самозахват, грузозахватное приспособление для массовой перегрузки сыпучих материалов. Содержание Разчие по.
Профессиональное строительство – это удел специалистов. Простое человеческое понимание вопроса, не выходящее за рамки.
Компания ПМК-1 предлагает спецтехнику в аренду в Домодедово. Мы предлагаем большой выбор агрегатов для решения любых.
Специальные ходули широко используются при проведении монтажных и отделочных работ. Они имеют простую, но надежную.
Производительность дорожно-строительных машин
При строительстве любых объектов обязательно требуется выкапывать траншеи. Причем всегда возникает вопрос относительно.
Для каждого строительного процесса, независимо от масштабов возводимого объекта, существуют некоторые способы и приемы.
Во время проведения строительных работ возникает необходимость в использовании различной техники. Одна техника нужна.
Многие из тех, для кого аренда подъемника в новинку сталкиваются с проблемой выбора того или иного оборудования. И это.
Экскаватор-погрузчик jcb является многофункциональной универсальной техникой для рытья и погрузки различных грузов.
Любой, кто занимался поиском какой-либо строительной услуги, знает, что тематические каталоги объявлений пестрят.
Пресс-формы – это высокотехнологическое универсальное оборудование, которое предназначено для литья самых разнообразных.
Строительная отрасль в нашей стране развивается достаточно стремительно для того, чтобы определенной популярности.
В нашей статье мы подробно расскажем о телескопических подъемниках и их основных преимуществах. На сегодняшний день.
Неотъемлемой частью земельных работ является уплотнение грунта. Эту трудоемкую операцию производят при прокладке.
Удивительно, но первые строительные подъемники были созданы еще много веков назад. И их основной целью было облегчение.
Некоторое время назад большой популярностью пользовалась несъемная разновидность опалубочных систем. Стоит отметить.
Аппарат плазменной резки, это аппарат с отличными показателями, он в состоянии выполнить очень широкое количество задач.
Пескоструйный аппарат предназначен для обработки поверхностей разными видами абразивных материалов. В основе рабочего.
Дизельный генератор либо просто автономная электростанция вырабатывает электрическую энергию за счёт получения.
Вся техника, какой бы надежной она не была, рано или поздно потребует ремонта, то же самое касается и тяговых.
Концерн Cummins Inc. (Великобритания) вышел на лидирующие позиции на мировом рынке по производству дизель-генераторов.
На сегодняшний день купить робот манипулятор по карману почти любой производственной компании. Выполняют промышленные.
Как всегда, начинать нужно с поверхностного анализа того места, где вы живете и возможностей, которые может принести.
От качества производимого материала зависит практичность и надежность изделия. Завод, выпускающий проверенный продукт.
Современные механизмы, задействованные в ремонте, а также при облагораживании двора загородного дома, намного.
Буровое оборудование Если Вам необходимо качественное и выносливое буровое оборудование, обращайтесь в ЗАО «Московский.
Любому жителю страны не помешает хотя бы поверхностно ознакомиться с законом, который регламентирует обращение с.
Современный поверхностный водоотвод – это комплекс взаимодополняющих элементов, сложноорганизованных в инженерную.
В нашем представлении скотч – это обычная упаковочная клейкая лента, прозрачная или цветная. Ею мы можем заклеить.
Для осуществления процесса электросварки есть много способов, в данной статье мы рассмотрим два- TIG и MMA. Аргон -.
К этим приспособлениям можно отнести стропы, которые являются неотъемлемым атрибутом современных строительных площадок.
В современном, динамично развивающемся мире, когда реалии дня сегодняшнего существенно отличаются от дня вчерашнего.
Снегоуборщики – машины, которые как на железной дороге, так и на улицах города и в горах могут убрать большое.
Применяемые в строительстве машины должны соответствовать структуре и характеру выполняемых работ.
Строительные машины классифицируют по назначению, конструктивным особенностям и принципу работы. По назначению все строительные и дорожные машины разделяют на: землеройные, грунтоуплотняющие, подъемно-транспортные, буровые, сваебойные, дробильно-сортировочные, смесительные, бетоноукладочные, арматурные, отделочные, дорожные и транспортные машины.
Число отдельных машин, необходимых на планируемый период для выполнения заданного объема данного вида работ, определяют по формуле:
где М — среднесписочное число машин, необходимых на планируемый период (в штуках или единицах измерения главного параметра: мощность, грузоподъемность, вместимость);
Ообщ— общий объем данного вида работ в физических измерителях (м3, т);
У—доля работ в общем объеме, выполняемом данным способом, %;
Пчр— часовая эксплуатационная производительность машин (средняя за планируемый период на 1 машину, на 1 м3 вместимости ковша, на 1 т грузоподъемности и т. п.);
Т—рабочее время одной машины на планируемый год, ч
Кв коэффициент использования внутрисменного времени.
Потребность в строительных машинах определяют по «Нормам потребности в строительных машинах», утвержденным СН 494—77.
Общую потребность в строительных машинах определяют как сумму потребностей в отдельных видах машин для выполнения каждого вида работ. Потребность в ручных машинах определяют исходя нз общего объема работ и численности рабочих по профессиям.
Объем поставок машин определяют по формуле: Мп=(Мс-Н)К+А
где Мс — среднесписочное число машин для выполнения данного объема машин для выполнения данного объема работ;
Н — число машин данного типа, имеющееся в наличии;
А — число выбывающих или списываемых машин;
К— коэффициент равномерности поставок (СНиП Ш-1-76, п. 4.6).
При определении потребности в машинах исходят из эксплуатационной производительности с учетом достигнутого уровня организации работ.
Эксплуатационную производительность определяют по формуле: Пэ=Пч.р — КвТ
Источник: www.masterovoi.ru
2. Меры безопасности при работе с машинами и механизмами
Современные строительные объекты оснащены разнообразными машинами, оборудованием и механизированным инструментом. Обеспечение безопасности машин и механизмов является важнейшей проблемой. Большинство строительных машин по своим техническим и эксплуатационным свойствам можно отнести к средствам повышенной опасности.
Анализ производственного травматизма в строительстве показывает, что около четверти несчастных случаев происходят при эксплуатации строительных машин и механизмов. Основными опасными производственными факторами, с которыми встречаются люди при эксплуатации строительных машин, являются:
действия механической силы;
возможность поражения электрическим током;
неблагоприятные факторы производственной среды (шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, тепловое излучение и т. п.).
Действие механической силы может проявляться в следующей форме: наезд на людей, опрокидывание машины, травмирование работающих движущимися конструкциями, частями и деталями, падения с высоты и др.
Машина может быть источником повышенной запыленности и загазованности в кабине и снаружи, повышенных уровней шума и вибрации. Если в машине используется электрический ток, то могут появляться условия для возникновения электротравматизма. Причинами, обусловливающими опасное и вредное действие указанных факторов на людей, являются недостаточные прочность, надежность и устойчивость машин, ошибочное или недисциплинированное поведение работающих при эксплуатации машин и др.
Так, при механизированном способе производства штукатурных работ необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
1. К управлению растворонасосом и штукатурными машинами могут быть допущены обученные рабочие не моложе 18 лет. Перед началом каждой смены обязательно следует проверить исправность предохранительных клапанов, манометров, шлангов, дозаторов, растворонасосов, цементпушек и другого оборудования, применяемого для производства штукатурных работ. Манометры и предохранительные клапаны должны быть обязательно опломбированы. Необходимо постоянно следить за показаниями манометра: при давлении в системе выше нормального растворонасос следует отключить. Нельзя производить чистку, смазку и ремонт растворонасосов во время их работы; перегибать шланги под острым углом, а также затягивать сальники во время работы штукатурных машин.
2. При работе насосов форсунку следует держать под углом 60–90° к оштукатуриваемой поверхности на расстоянии от нее около 1,5 м. Рабочие места штукатуров-операторов, сопловщиков должны быть обязательно связаны звуковой и световой сигнализацией с рабочими местами мотористов штукатурных машин.
3. Разбирать, ремонтировать и чистить растворонасосы, штукатурные машины, форсунки, а также другое оборудование, применяемое при механизированных штукатурных работах, разрешается только после отключения насоса или машины от электросети и снятии давления.
4. При работе маляров по окраске поверхностей пульверизационным методом пневматические окрасочные аппараты и шланги следует до начала работ проверить и испытать на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Манометры пневматических окрасочных аппаратов должны быть исправлены, опломбированы и иметь на циферблате красную черту.
5. При отделке зданий используют комплекты машин с электроприводами. Металлические части машин, работающих при напряжении более 36 В, надо заземлять, а рубильники помещать в закрытые ящики и не оставлять работающие машины без надзора.
6. Передвижные машины — растворонасосы и компрессоры — должны быть установлены на спланированной площадке.
7. Все вращающиеся и движущиеся части компрессоров, шлифовальных установок и других машин должны быть закрыты прочными кожухами или металлическими сетками высотой не менее 2 м.
Примите меры безопасности
Примите меры безопасности А по крупному счету, сколько бы мы ни радовались удачной покупке, в выигрыше в первую очередь остается продавец. Потому что каждый из нас, в отличие от продавца-профессионала, самый настоящий дилетант. В своей «Энциклопедии экстремальных
Техника безопасности при работе с электроинструментами
Техника безопасности при работе с электроинструментами Для сбора пыли рекомендую рабочее место протирать влажной тряпкой. Рядом имейте пылесос, при работе наденьте марлевую повязку или респиратор. Чтобы уменьшить шум мотора бормашины, подвесьте его бечевкой на
3.6.4. Меры безопасности в горах
3.6.4. Меры безопасности в горах Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал под влиянием выветривания пород, в связи с резкими колебаниями температур, замерзания в трещинах воды и других факторов. Редко бывают в ночное время. Опасность возрастает с
3.9. Меры безопасности при работе с якорным устройством
3.9. Меры безопасности при работе с якорным устройством Обслуживать якорное устройство может только личный состав, имеющий допуск к самостоятельному обслуживанию якорного устройства.Перед работой необходимо убедиться, что скобы, штыри и глаголь-гаки правильно
8.4. Меры безопасности при корабельных работах
8.4. Меры безопасности при корабельных работах Каждая работа по поддержанию в исправном состоянии корпуса и помещений корабля поручается определенной группе военнослужащих под непосредственным наблюдением руководителя работ (офицера или старшины). Назначается личный
11.6. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах
11.6. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах Безопасность работ при погрузке (выгрузке) грузов на корабль (с корабля) обеспечивается тщательным уходом за грузоподъемными устройствами и соблюдением правил технической эксплуатации и техники безопасности.
Меры повышения безопасности
Меры повышения безопасности Если Elastix находится в открытом доступе, перечисленные в данном приложении мероприятия по защите станции жизненно необходимы. Без должной защиты через несколько недель или месяцев станция будет взломана и начнет использоваться
ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО ВСПЫШКОЙ
ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО ВСПЫШКОЙ При работе со вспышкой необходимо соблюдать следующее:* Устанавливайте на фотокамеру вспышки только тех моделей, которые рекомендованы производителем. Не устанавливайте на современные фотокамеры советские
Правила техники безопасности при работе с материалами и изделиями из ГКЛ
Правила техники безопасности при работе с материалами и изделиями из ГКЛ Рабочие обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.Работы с конструкциями из гипсокартонных листов должны выполняться специализированными бригадами при наличии специального
Правила безопасности при работе с электроприборами
Правила безопасности при работе с электроприборами Не имело бы смысла рассказывать о правилах безопасности при работе с электроприборами не объяснив свойства самого электричества.Многие люди без запинки воспроизводят фразу: «Электричество — это движение электронов в
Меры безопасности в горах
Меры безопасности в горах Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал под влиянием выветривания пород, резких колебаний температуры, замерзания в трещинах воды и других факторов. В ночное время достаточно редки. Опасность возрастает с восходом
2.3. Меры безопасности при занятиях фридайвингом
2.3. Меры безопасности при занятиях фридайвингом Опасные ситуации, возникающие во время нырянияФридайвинг является экстремальным видом деятельности и, поэтому, важно прогнозировать вероятность успешного погружения в глубину.Фридайверу необходимо рассчитывать свои
3. Меры безопасности при работе на высоте
3. Меры безопасности при работе на высоте Важным фактором безопасности ведения отделочных работ на высоте является правильная организация рабочих мест, включая систему мероприятий по оснащению рабочего места необходимыми техническими средствами: подмостями, люльками,
Источник: info.wikireading.ru
Основные факторы использования машин в строительстве
Эффективность использования дорожно-строительных машин
Повышение эффективности использования дорожно-строительных машин является основной задачей при их эксплуатации, обусловливающей рост производительности труда и темпов строительства.
Производительность и нормы выработки
Основным критерием оценки эффективности дорожно-строительных машин является их производительность. Она зависит от многих факторов, как постоянных (конструктивные свойства машины), так и переменных (степень использования технических возможностей машины, вид работ, производственные и организационные условия, квалификация машиниста и др.). В зависимости от учитываемых факторов различают конструктивно-расчетную (теоретическую), техническую и эксплуатационную производительности.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Конструктивно-расчетная производительность устанавливается конструкторским расчетом за 1 ч чистой работы исходя из максимального значения параметров, расчетных скоростей и загрузки машины без учета переменных факторов. Она используется для оценки конструктивных качеств машины и является исходной при определении технической и эксплуатационной производительности машины.
Техническая производительность определяется за 1 ч чистой работы при наиболее эффективном режиме загрузки машины с учетом степени использования ее технических возможностей. При этом учитывается влияние на производительность ряда переменных факторов, отражающих характер и условия выполнения работ. Техническая производительность является наивысшей производительностью машины и может быть достигнута при совершенной организации механизированных строительных работ и высокой квалификации обслуживающего персонала.
Технической производительностью пользуются при обсчете схем организации механизированных работ, увязке работы отдельных машин, оценке выбора машины и расчете эксплуатационной производительйости. Все сведения, приведенные в настоящем справочнике, относятся к технической производительности.
Эксплуатационная производительность (Пэ) в отличие от технической учитывает необходимые минимальные перерывы в работе машины по конструктивно-техническим, технологическим и метеорологическим причинам, а также прочие простои, неизбежные в процессе работ. Эксплуатационная производительность машин устанавливается исходя из результатов работы, достигнутых строительными организациями в целом.
Эксплуатационная производительность используется при проектировании, организации и планировании механизированных работ, а также при определении потребности в машинах и при контроле за использованием отдельных машин и парка в целом. Различают нормативную, плановую и фактическую эксплуатационную производительность.
Нормативная эксплуатационная производительность определяется на основе норм, устанавливающих объем работ, который может быть выполнен в заданных условиях производства данной машиной в единицу времени, или время, которое потребуется на выполнение единицы работ. Плановая эксплуатационная производительность принимается для плановых расчетов и проектов организации работ. Фактическая эксплуатационная производительность достигается при использовании машины в конкретных условиях строительства. Она определяется фактическими замерами результатов работ.
Большое практическое значение имеет годовая эксплуатационная производительность машины. Ниже приведены примерные среднегодовые нормы выработки основных дорожно-строительных машин. Такие нормы ежегодно пересматриваются с учетом достижений передовых строек на основе сред-непригрессивных норм выработки машин и устанавливаются в качестве директивных.
Среднегодовые нормы выработки распространяются на весь списочный состав машин строительной организации с учетом времени на их переброску и монтаж. Ввиду разнообразия типоразмеров одноименных машин нормы даны на условный измеритель: для экскаваторов — на 1 м3 емкости ковша, для бетономешалок — на 1 м3 номинальной емкости смесительного барабана, для кранов — на 1 т грузоподъемности и т. д.
Вследствие различия климатических условий по временам года отдельные виды строительных работ ведутся с разной интенсивностью, поэтому среднегодовые нормы выработки могут быть разбиты на квартальные (в процентах от годовой выработки).
Единовременные затраты обеспечивают выполнение подготовительных работ и возможность пуска машины в эксплуатацию. Они включают в себя расходы по доставке машины, необходимой переброске ее в пределах строительства, монтажу, пробному пуску, возведению вспомогательных устройств (например, фундаментов) и т. п.
Текущие эксплуатационные затраты зависят целиком от режима и условий работы машины. В их состав входят затраты на заработную плату обслуживающего персонала, на электроэнергию, топливо, смазочные и обтирочные материалы, техническое обслуживание, текущий и средний ремонты, вспомогательные материалы и запасные части.
Основными направлениями повышения эффективности использования дорожно-строительных машин следует считать интенсификацию работы машин.
совершенствование организационных форм эксплуатации и внедрение рациональных приемов работы машин; улучшение системы технической эксплуатации — обслуживания и ремонта машин; повышение экономического стимулирования использования средств механизации; высококачественную подготовку квалифицированных кадров водителей; улучшение планирования и учета использования технических средств.
Интенсификация работы машин заключается в разработке и внедрении мероприятий по максимальному сокращению цикла работы машины, полному использованию их скоростных качеств; внедрении автоматизации управления, саморегулирования рабочих органов и контроля работы машин, а также в улучшении условий труда водителя, повышающем ее работоспособность.
Ведущим направлением в совершенствовании организационных форм эксплуатации является создание специализированных хозрасчетных организаций (трестов, управлений механизации и др.), оснащенных парком машин, необходимым для комплексной механизации различных дорожно-строительных работ оптимального объема. Эти организации, наряду с хорошо поставленной эксплуатацией дорожно-строительных машин, должны иметь средства для технического обслуживания и ремонта машин, а также готовить квалифицированные кадры механизаторов, способных полностью использовать современную технику.
Выбор способов механизации работ, подбор комплектов машин и распределение их по объектам строительства должно осуществляться на основе анализа экономической эффективности, а машины должны использоваться в соответствии с рациональными и наиболее эффективными приемами.
Основой развития и улучшения технического обслуживания в организациях с высоким уровнем оснащения машинами следует считать рег5‘лярный контроль состояния техники, своевременное выполнение профилактических мероприятий, исключающих возможные поломки машин, и проведение текущих ремонтов с применением эффективных передвижных механизированных средств.
Систему ремонта улучшают путем его централизации, хорошо организованного снабжения запчастями, развития и совершенствования агрегатно-узлового метода.
Для улучшения использования машин в строительстве необходимо также повышать качество учета и отчетности. Сокращение числа .первичных документов достигается заменой разнообразных форм сменных рапортов, карточек и ведомостей учета использования машин единой формой накопительного декадного рапорта, а для машин, работающих на объектах больше одного месяца, — единой формой месячного журнала. Такая первичная документация должна служить базой для анализа работы машин с применением ЭВМ.
Основой снижения себестоимости работ является повышение производительности труда, что достигается поднятием выработки дорожно-строительных машин.
Рассматривая величины, входящие в состав себестоимости единицы продукции, видим, что единовременные расходы и постоянные эксплуатационные расходы неизменны и по существу мало зависят от режима работы машины. Поэтому они резко повышают себестоимость при низкой выработке и неполном использовании машин. Текущие эксплуатационные расходы составляют около 50% всех затрат ма-шино-смены и несколько увеличиваются при интенсивной работе машин. Однако при хорошей организации обслуживания машин может быть достигнуто снижение расходов по этой статье на экономии топлива, смазочных материалов, а также на текущих ремонтах.
Таким образом, наиболее значительное влияние на снижение себестоимости оказывает поднятие выработки машин.
Величина выработки машин зависит от широты внедрения мероприятий, повышающих их эффективность и, главное, от качества организации технологического процесса работы машин, своевременности их технического обслуживания и от квалификации рабочего персонала.
Научное прогнозирование позволяет более обоснованно подойти к решению многих задач, связанных с оценкой эффективности механизации, свести их к построению ряда экономико-математических моделей с помощью ЭВМ.
Источник: stroy-technics.ru
Работы считаются механизированными, когда одна или несколько основных операций выполняются с помощью машин или механизированного оборудования.
При комплексной механизации все основные и вспомогательные, тяжелые и трудоемкие операции выполняются с помощью машин, обеспечивающих высокие ТЭП дорожно-строительного процесса. Работы выполняются комплексным машинно-дорожным звеном (МДЗ) или машинно-дорожным отрядом (МДО).
При частичной автоматизации с помощью машин выполняются отдельные, преимущественно основные, операции.
При полной автоматизации все процессы автоматизированы, включая управление, контроль и учет. Роль человека сводится к пуску и остановке оборудования.
В настоящее время в дорожном машиностроении освоен выпуск новых дорожных машин и оборудования, снабженных приставками «Автоплан», «Профиль», «Стабилослой» для автоматизации основных технологических операций. Создается универсальный агрегат с многонавесным оборудованием. Успешно применяются различные комплекты машин по устройству цементо- и асфальтобетонных покрытий, регенерации асфальтобетонных покрытий, передвижные и стационарные АБЗ и ЦБЗ. Широкое внедрение такой техники существенно повысит эффективность и производительность в дорожно-строительном производстве.
Номенклатура комплектов машин и механизмов определяется технологической структурой комплексного потока. Для комплексной механизации работ при поточной застройке жилых массивов предусматриваются следующие комплекты механизмов:
а) для потоков объектных – по инженерному оборудованию территории строительства; специализированных – по возведению подземной и надземной частей здания;
б) для производства отделочных работ и для благоустройства территории.
Выбор типов и определение количества машин и механизмов в комплектах производят с учетом следующих исходных данных:
— типов возводимых зданий, сооружений и их основных размеров;
— технологии производства работ по потокам;
— габаритов и массы сборных конструкций, материалов при выполнении подъемно-транспортных работ;
— состава и характеристики парка машин стройорганизации привлекаемых к поточному строительству;
— сменной эксплуатационной производительности и годовых норм выработки машин;
— принятой интенсивности потоков.
58. Формы организации эксплуатации строительных машин и малой механизации
Существуют 3 основные организационные формы эксплуатации строй-машин.
1 форма – строительные машины находятся на балансе строительных управлений (СМУ, ПМК и т.д.). Содержанием и эксплуатацией машин руководит служба главного механика управления. Стоимость работы механизмов бухгалтерия относит на себестоимость строительства объектов.
Недостатками такой формы организации являются:
— большие трудности в организации обслуживания и ремонта машин. Небольшое количество разнообразной техники требует такой же обширной номенклатуры запасных частей, как и большой парк машин;
— незначительные масштабы производства затрудняют полноценное использование техники; отсутствие широкого фронта работ приводит к простоям; машины большой производительности часто заняты на малообъемных работах, т.к. организация не имеет возможности приобрести достаточное количество однородных машин различной мощности.
Достоинствами такой формы организации являются:
— единственно возможная форма для организаций, работающих в отдаленных районах;
— для повышения подвижности строительных организаций типа ПМК или строительно-монтажного поезда;
— машины и экипажи находятся в составе строительной организации, что позволяет ее руководителям распоряжаться ими с предельной оперативностью;
— машинисты, управляющие машинами, и линейный персонал, руководящий ими более тесно связаны с общими задачами коллектива, чем, если бы они находились в составе разных организаций.
2 форма – строительные машины находятся в составе и на балансе управлений механизации, подчиняющихся общестроительным трестам. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет трест. СУ получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производят по планово-расчетным ценам.
3 форма – строймашины и оборудование находятся в составе и на балансе трестов механизации или самостоятельных УМ (на правах трестов), подчиненных территориальным управлениям по строительству. Концентрация стройтехники в специализированных управлениях.
59. Методы ТО и ремонта дорожных машин. 62. Состав ТО
Техническое обслуживание (ТО) — это система планово-предупредительных, технических и организационных мероприятий, обеспечивающая бесперебойную и высокопроизводительную работу машин. Основные работы по ТО: мойка и чистка машин, контрольные осмотры, регулировка, смазка и заправка машины. Своевременное и высококачественное ТО позволяет поддерживать машины в работоспособном состоянии.
Для дорожных машин установлены следующие виды ТО: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), периодические (ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонное техническое обслуживание (СТО). Перечень работ по ТО предусматривается заводскими инструкциями. Периодичность устанавливают в часах наработки.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) проводят следующие мероприятия: контрольный осмотр (КО), проверку исправности работы двигателя, рабочих органов, тормозов, узлов и каналов подачи смазки, крепежные работы. ЕО выполняют в начале или в конце смены.
В зависимости от сложности периодические технические обслуживания (ТО-1, ТО-2, ТО-3) включают такие работы: обязательный КО, осмотр, диагностику, замену узлов и деталей, регулировку сборочных единиц. Периодичность обслуживания предусмотрена СНиП. Для простейших машин устанавливается только ТО-1, для сложных — все три.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) проводят в весенне-летний или осенне-зимний переходные периоды и совмещают с ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Перечень работ имеется в инструкциях организации.
Ремонт машин — это работы по восстановлению работоспособности машин, нарушенной в период эксплуатации.
Текущий ремонт (ТР) — это устранение мелких неисправностей, замена и восстановление отдельных частей машин, регулировка узлов и механизмов, что обеспечивает работоспособность машин до очередного планового ремонта.
Капитальный ремонт — это комплекс работ по восстановлению всех эксплуатационных качеств машин. При этом выполняют полную разборку машин, замену при необходимости агрегатов, узлов, деталей на новые или отремонтированные. Этот ремонт должен восстановить близкий к полному ресурс; назначается комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком предприятия.
При конечном методе машины ремонтируют в стационарных мастерских, при индивидуальном — с машины снимают подлежащие ремонту узлы и после их разборки при необходимости в них заменяют отдельные детали. Затем все отремонтированные узлы и агрегаты устанавливают на эту же машину. Такой ремонт производят непосредственно на объекте строительства. Если отсутствуют нужные детали, машина длительно простаивает, что снижает ее выработку.
При агрегатном (или агрегатно-узловом) методе текущий и капитальный ремонты сводятся к замене изношенных агрегатов и узлов заранее отремонтированными или новыми. Работы выполняются поточным методом. Такой метод ремонта имеет ряд преимуществ: простои машин сведены до минимума, качество ремонтных работ повышается, поскольку заблаговременный специализированный ремонт узлов и агрегатов выполняют в стационарных мастерских или на ремонтных заводах. Быстрая замена износившихся агрегатов отдаляет средний или капитальный ремонты. Увеличивается пропускная способность ремонтных мастерских.
60. Оценка работы дорожно-строительных машин
В строительстве при оценке работы дорожно-строительных машин и оборудования установлено понятие нормы выработки, т. е. количество выполненной продукции в единицу времени: для экскаваторов, скреперов — м 3 , для кранов — тонны и т. д. Годовые нормы выработки машин утверждаются соответствующими органами и обусловливаются особенностями климатической зоны, свойствами грунтов, габаритами и массой конструкций, составом и характером парка машин и т. п.
Обобщенным показателем работы парка машин за год является коэффициент выполнения директивных норм выработки
где Вф, Вд — суммарные фактическая и директивная годовые нормы выработки парка машин.
Эффективность технического использования машин определяют коэффициентом использования парка
где Nи — число фактически исправных работающих машин;.
где nи — количество исправно действующих машин; tp — продолжительность фактической работы каждой машины, дни; Тр — количество рабочих дней за отчетный период.
Nсп — списочное число машин парка
где ni — число одноименных машин с одинаковой длительностью пребывания в данной организации; Тi — число календарных дней за отчетный период, год, квартал; tk — продолжительность пребывания машины в данной организации, дни.
Коэффициент выполнения межремонтных сроков службы
где tф, tн — фактические и нормативные межремонтные сроки.
Если kм > 1, то система ремонта обеспечивает высокое качество работы.
Основным экономическим показателям является себестоимость машино-смены
где с1 — затраты, зависящие от годового режима работы и относящиеся к смене; с2 — затраты, зависящие от внутрисменного режима работы; с3 — затраты, определяемые зарплатой машиниста. с1 и с2 определяют по формулам:
где S1 — отчисления на реновацию; S2 — отчисления на проведение капитальных ремонтов (S1 + S2 — амортизационные отчисления);
S3 — затраты на транспортирование машин внутри объекта и с объекта на объект; S4 — расходы на монтаж и демонтаж машин при транспортировке (S3+S4 — единовременные затраты); S5 — расходы, связанные с износом деталей, резины, сменной оснастки; S6 — затраты на текущее обслуживание и текущий ремонт машины; S7 — расходы на топливо, масло, обтирочные материалы.
Себестоимость единицы продукции
где Пэ — эксплуатационная производительность машин.
Обобщенным критерием эксплуатации дорожных машин являются удельные приведенные затраты
где Ен — нормативный коэффициент эффективности;
kуд — удельные приведенные затраты
где Со — оптово-отпускная цена машины;
а — расходы по первоначальной доставке машины потребителю с завода-изготовителя.
Экономическая эффективность мероприятий по техническому обслуживанию
где Зo — общие затраты на техническое обслуживание тф машин.
61. Оценка производительности дорожных машин
Различают три вида производительности: конструктивно-расчетную (теоретическую) Пк, техническую Пт и эксплуатационную Пэ.
Конструктивно-расчетная производительность — максимальная выработка машины в час, т. е. это объем работы в натуральных показателях, выполняемый исправной машиной в час, при ее номинальной загрузке в идеальных условиях эксплуатации.
Техническая производительность — максимальная производительность машины за час непрерывной работы при совершенной организации производства с учетом фактической загрузки рабочих органов. Величиной Пт оценивают эффективность использования машины в конкретных условиях, а также при выборе комплектов машин и схем комплексной механизации.
Эксплуатационная производительность Пэ — это использование машин по загрузке и времени в конкретных условиях с учетом перерывов в работе по организационным, технологическим или техническим причинам; применяют при комплектовании МДЗ и МДО, выборе рациональных схем комплексной механизации работ, принимается по ДБН.
63. Выполнение планирования работы дорожно-строительных машин
Условия работы дорожных машин постоянно меняются, поэтому годовые нормы выработки нестабильны и зависят от многих факторов: производительности, природных условий, конструктивных элементов и т. п. Годовые нормы выработки наиболее полно отражают организационно-технический уровень эксплуатации машин. Годовые выработки как основные учетные показатели сопоставляют с плановыми.
Плановый объем работ на год (м 3 /год, т/год) для парка машин рассчитывают по формуле
где ni — количество одноименных машин с планируемой годовой выработкой Нп.г.
Фактическая годовая выработка списочного парка машин
где — коэффициент использования парка машин;
Тс — среднее значение фактически отработанного времени за смену в течение года, ч;
Пэ— часовая эксплуатационная производительность, м 3 /ч или т/ч.
Величина , здесь п — среднегодовое число работающих машин. Из формулы (8) видно, с помощью каких мероприятий можно повысить плановую годовую выработку парка машин.
Коэффициент использования парка машин находят по формуле (2). На основе планируемых часов работы машин на год, средних норм выработки в часах, данных о количестве отработанного машинного времени на начало года с начала эксплуатационного периода или после капитального ремонта составляется годовой план технического обслуживания и ремонта на каждую машину. Месячные планы-графики разрабатывают на основе годовых заданий с учетом сменных рапортов машинистов и журналов учета выполнения технического обслуживания и ремонта машин.
По ТО и ремонту машин работы производит отдел главного механика по общему плану работы строительной организации. В стройфинплан дорожно-строительной организации включают план механизации строительно-монтажных работ. Для его составления необходимо иметь следующие данные: годовые объемы работ по объектам, данные о составе парка машин, директивные нормы выработки машин и плановые показатели уровня механизации и комплексной механизации.
СУ устанавливают для каждого объекта и предприятия виды и объемы работ на год, в том числе механизированным, комплексно-механизированным и автоматизированным способами, и вычисляют требуемое число дорожных машин.
В годовом плане по обслуживанию и ремонту предусматривают эксплуатационные мероприятия по каждой машине с учетом отработанного времени и технического состояния. Для каждой машины составляют план-график с указанием вида обслуживания и ремонта, трудоемкости, потребности в запасных деталях, топливе, смазочных материалах.
64. Учёт выполняемой работы дорожно-строительных машин
Первичным документом отчетности является рапорт о работе машины, в котором указываются вид работы, плановая и фактическая выработка, рабочее и полезное время, простои и их причины, расход топлива и смазочных материалов. В конце смены рапорт подписывается машинистом, утверждается механиком или дорожным мастером.
Все виды обслуживания заносятся в учетную карточку машины. По этим данным составляются месячные отчеты, в которых указаны: состав парка, директивные и фактические выработки, число отработанных человеко-дней, количество ремонтов, коэффициенты использования машин по времени, нормативные и фактические расходы топлива и смазочных материалов.
65. Задачи управления механизацией дорожного строительства
- осуществление общего руководства механизацией дорожных работ;
- перспективное и годовое планирование всех механизированных работ, организация ремонта дорожно-строительных машин, разработка инструктивных материалов по организации работы и ремонту машин;
- распределение между подчиненными ему организациями существующей и новой техники.
В дорожном строительстве получили распространение три системы использования парка дорожно-строительных машин; хозяйственная, подрядная и комбинированная.
При хозяйственной системе парк дорожно-строительных машин и ремонтная база находятся в распоряжении треста, ДСУ, ДЭУ, карьера и других подразделений. Сосредоточенные и линейные работы выполняют специализированные МДЗ или МДО, которые комплектуются отделами главного механика и ПТО организации. Эта система позволяет оперативно осуществлять переброску машин с объекта на объект, концентрировать технику на пусковых объектах с целью ускорения ввода их в эксплуатацию.
При подрядной системе машины сосредоточены в управлениях механизации дорожного строительства (УМДС) или в машинопрокатных базах (МПБ). Вся дорожная техника находится в УМДС, где машины обслуживаются и ремонтируются. МПБ сдают в аренду на различный срок дорожные машины строительным и другим организациям с оплатой по установленным тарифам. Ремонт и обслуживание машин производят МПБ.
Подрядная система использования техники имеет ряд преимуществ: УМДС и МПБ специализированы, следовательно, они обеспечивают более высокое качество ремонтов; строительные организации заинтересованы в лучшем использовании дорожных машин, поскольку простои оплачиваются по повышенным тарифам; максимально используются квалификация машинистов и ремонтных рабочих. В настоящее время наиболее широко применяются УМДС.
Комбинированная система — это сочетание хозяйственной и подрядной систем, когда для выполнения отдельных работ привлекаются механизированные отряды УМДС или арендуется техника МПБ.
66. Повышение уровня механизации производства работ
Загальним показником стану парку дорожньо-будівельних машин є коефіцієнт технічної готовності, визначуваний як відношення технічно справних годних до роботи машин до загальної облікової кількості машин даного типу.
Оснащеність будівельних організацій засобами механізації оцінюють показниками механоозброєності і енергоозброєності.
Сучасні вимоги до дорожніх машин зводяться до наступних основних положень:
— спеціалізація крупних (великої потужності) машин і універсальність дрібніших;
— використовування уніфікованої ходової частини з переважним застосуванням пневматичних шин, що забезпечує високу мобільність машин;
— створення переважно самохідних машин;
— застосування гідравлічних систем для приводів і управління;
— застосування вібрації як основної дії (вібромолоти, вібротрамбовки і ін.), так і допоміжного для підвищення продуктивності машин (при дробленні каменя додатково до ударів, стиснення і тертя, при укочуванні додатково до статичного тиску, для збільшення ефективності різання ґрунтів землерийними машинами і ін.);
— централізоване і довговічне мастило;
— агрегатна компоновка машин, що забезпечує краще використовування їх і полегшуюча організацію ремонту.
Найважливішим напрямом розвитку нової дорожньої техніки можна рахувати перехід від проектування і упровадження окремих машин або невеликих груп машин до створення і планового упровадження комплектів машин і агрегатів на базі науково обґрунтованого перспективного типажу нових машин, з впорядкуванням і скороченням в розумних межах великої різноманітності типів машин, що випускаються в даний час.
Механізація допоміжних робіт, поза сумнівом, відноситься також до технічного прогресу. Рішення цієї задачі можливе завдяки поліпшенню використовування основних машин з обслуговуванням їх розрахунковим числом робітників, в результаті застосування так званої малої механізації — пристосувань і нескладних механізмів, що виготовляються в майстернях будівництва; нарешті, в результаті застосування раціональних, надійних конструкцій механізованих і ручних інструментів промислового виготовлення.
67. Планирование и организация внедрения новой техники на производстве
Нова техніка – на заводі, на підприємстві – це машини, механізми, методи виробництва вперше впроваджувані в даній організації. Цикл життя машини безпосередньо у виробництві охоплює період від початку промислового випуску, його нарощування, стабілізації і, нарешті, спаду випуску до повного припинення виробництва даних виробів. Проте ці зони не еквівалентні стадіям життя виробу, тому для комплексного віддзеркалення всього існування виробу, при дослідженні організаційних питань використовують поняття життєвого циклу виробу. Життєвий цикл виробів складається з цілого ряду стадій, етапів і окремих робіт, виконуваних для забезпечення його існування функцій або в якісно новому рівні їх виконання починається перший етап життєвого циклу – науково-дослідні роботи, які можуть носити фундаментальний, пошуковий або прикладний характер.
Другим етапом є розробка технічного завдання (ТЗ). У ТЗ визначаються цілі і призначення розробки, основні джерела (НДР, патенти і т.п.), технічні вимоги конструкції, економічні показники, стадії і етапи розробки з вказівкою орієнтовних термінів і терміну закінчення, порядок контролю приймання і ін.
Розробка ТЗ зумовлює можливість початку процесу конструювання – третього етапу проектно-конструкторських робіт (ПКР). В процесі ПКР велика увага надається уніфікації і стандартизації конструкцій, підвищенню їх технологічності, техніко-економічної оптимізації варіантів конструкторських рішень. При цьому широко використовуються САПР.
Четвертий етап – технологічна підготовка і освоєння виробництва ТПП – в загальному випадку передбачає розробку маршрутної і подетальної технології, проектування і виготовлення спеціального оснащення і нестандартного устаткування, їх перевірку і здачу цехам, організаційні заходи щодо швидкого освоєння промислового виробництва нової техніки.
П’ятий етап – виробництво виробу – охоплює, як правило, досить тривалий термін випуску одного виробу, особливе в умовах великосерійного або масового виробництва. На цій стадії досить часто за допомогою конструкторських і технологічних служб проводиться часткова модернізація виробу, з тим, щоб поліпшити його експлуатаційні характеристики, віддалити термін його морального зберігання.
Для ряду виробів особливо виділяється шостий етап – реалізація, — включає зберігання, транспортування, монтаж і випробування виробу (для прокатних станів, автоматичних ліній).
Сьомий етап – експлуатація – період використовування виробу, коли воно дає економічний або інший позитивний ефект від вкладених в його розробку і постановку на виробництво засобів.
Восьмий етап – утилізація виробів – став вельми актуальним у зв’язку з великою увагою, яка приділяється рішенню екологічних проблем, ліквідації забруднення навколишнього середовища.
68. Планирование процессов создания и освоения новой техники
Систему планування розвитку науки і техніки можна розбити на 4 основні частини:
Перша частина – науково-технічні прогнози, як середньострокові (на 10-15 років), так і довгострокові по найважливіших проблемах розвитку народного господарства і галузей. При розробці прогнозів застосовуються різні методи. Серед них такі:
а) метод експертних оцінок ґрунтується на досвіді і інтуїції фахівців;
б) у методі екстраполяції передбачається досліджувати можливе продовження існуючих тенденцій;
Друга частина – комплексні міжгалузеві програми для вирішення найважливіших науково-технічних проблем, виявлених прогнозами. Кожна програма – узгоджена по ресурсах, виконавцях і термінах завершення комплекс науково-дослідних, організаційних і виробничих заходів, що забезпечують досягнення поставлених цілей. У ній визначається головна організація, співвиконавці (міністерства, підприємства, НДІ, ВУЗи), відповідальні за окремі складові частини програми.
Третя частина – державний перспективний (5-річний) план НДР, в якому важливе місце займають роботи, виконувані за комплексними міжгалузевими програмами, затвердженими ГКНТ, і роботи внутрігалузевого характеру.
Четверта частина – державний річний план використовування в народному господарстві досягнень науки і техніки, який містить конкретні задачі по освоєнню виробництва найважливіших видів продукції, упровадженню нової технології, з продажу, закупівлі ліцензій і освоєння їх у виробництві, план фінансування НДР.
69. Виды строительных генеральных планов
Стройгенпланом (СГП) называют генеральный план площадки, на котором показана расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, временных зданий, сооружений и установок, возводимых и используемых в период строительства. СГП основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства.
Различают стройгенплан общеплощадочный и объектный. Общеплощадочный СГП дает принципиальные решения по организации строительного хозяйства всей площадки в целом и выполняется проектной организацией на стадии проекта или РП в составе проекта организации строительства (ПОС). Объектный СГП детально решает организацию той части строительного хозяйства, которая непосредственно связана с сооружениями данного объекта и охватывает территорию, примыкающую к нему. Составляется он строительной организацией на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочей документации в составе ППР.
70. Принципы проектирования СГП
Решения СГП должны отвечать требованиям строительных нормативов; временные здания, сооружения располагают на территориях, не предназначенных под застройку до конца строительства; решения СГП должны обеспечивать рациональное прохождение грузопотоков на площадке путем сокращения числа перегрузок и уменьшения расстояний перевозок. Это требование прежде всего относится к массовым, а также особо тяжелым грузам. Принятые в СГП решения должны отвечать требованиям техники безопасности, пожарной безопасности и условиям охраны окружающей среды; затраты на временное строительство должны быть минимальными. Сокращение их достигается использованием постоянных объектов, уменьшением объема временных зданий.
71. Общеплощадочный СГП
Общеплощадочный СГП разрабатывается на строительство комплекса (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного) или на отдельные сложные здания и сооружения. При одностадийном проектировании (рабочий проект), осуществляемом в основном при привязке отдельных несложных типовых зданий и сооружений, общеплощадочный СГП не выполняют.
Исходными данными для разработки общеплощадочного СГП служат: генплан площадки строительства; геологические, гидрогеологические и инженерно-экономические изыскания; смета; сводный календарный план; расчеты объемов временного строительства и другие материалы ПОС.
Материалы геологических и гидрогеологических изысканий используют при размещении объектов строительного хозяйства, когда необходимо знать несущую способность грунта и уровень грунтовых вод, например при выборе места и конструкции траншейных складов цемента или других объектов, имеющих заглубленные помещения. Инженерно-экономические изыскания позволяют более рационально наметить транспортные связи строительства с карьерами, поставщиками и т. п.
На генплане показывают рельеф (горизонтали) и планировочные отметки существующих и проектируемых зданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций. Все эти сведения дают возможность в СГП правильно решить планировку территории строительства; отвод атмосферных вод; схему, отметки и конструкции временных дорог; установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания.
Общеплощадочный СГП согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик в свою очередь согласовывает его с отделом районного архитектора, органами санэпидемиологической службы, пожарного надзора, отделами безопасности движения, эксплуатационными службами (энерго-, водо- и газоснабжения и т. д.), административной инспекцией и отделами подземных сооружений.
72. Объектный СГП
Объектный СГП проектируют отдельно на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный СГП. Для сложных сооружений объектный СГП может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ (земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания, кровельные работы и др.).
Исходными данными для разработки объектного СГП служат общеплощадочный СГП, выполненный на предыдущей стадии проектирования, КП и технологические карты из ППР данного объекта, уточненные расчеты потребности в ресурсах, а также рабочие чертежи здания или сооружения. Объектный СГП составляется подрядчиком или по его поручению проектно-технологической организацией.
Графическая часть объектного СГП в составе ППР обычно выполняется в масштабе 1:500, 1:200, 1:100 и 1:50. Добавляется перечень основного монтажного оборудования с указанием потребной энергетической мощности. Объектный СГП как и всякий рабочий чертеж, должен иметь детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации в натуре.
Расчетно-пояснительная записка содержит конкретные технические решения по выбору механизированных установок, временных зданий, сооружений, дорог, силовой и осветительной сети, водо- и теплоснабжения, телефонизации и т. д. При выборе тех или иных устройств учитываются возможности подрядной организации.
Источник: nashaucheba.ru