Строительство в Беларуси: состояние отрасли, структура, тренды развития.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Строительный комплекс — это совокупность подрядных строительных и монтажных организаций, организаций по производству строительных материалов и изделий, а также обслуживающих их организаций.
Строительный комплекс республики включает капитальное строительство и совокупность отраслей и производств, ориентированных на обслуживание строительного производства и обеспечивающих его материально-техническими ресурсами, научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими, опытно-конструкторскими работами и подготовкой кадров.
Национальный строительный комплекс Республики Беларусь — это многопрофильная и многофункциональная структура, в состав которой входят строительные организации, предприятия по производству строительных материалов и изделий, проектные и финансовые организации, инжиниринговые, лизинговые, страховые, логистические фирмы и др.
Законодательно-правовое, нормативное и научно-техническое регулирование управления строительным комплексом осуществляет Министерство архитектуры и строительства — республиканский орган государственного управления строительной отраслью. Министерство архитектуры и строительства подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. В области строительства, архитектуры, промышленности строи тельных материалов и инвестиционной деятельности министерство занимается вопросами технического нормирования, стандартизации и сертификации продукции, разрабатывает проекты законодательных актов, заключает международные соглашения и договоры.
Цель, задачи и основные направления развития строительного комплекса Республики Беларусь
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В последние годы в строительной отрасли республики произошли существенные изменения, направленные на решение правовых, организационных, экономических и технических проблем. В целях обеспечения устойчивого развития строительного комплекса. Советом Министров Республики Беларусь были утверждены такие важные документы, как «Концепция развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы», Государственная программа «Строительство жилья» на 2016—2020 годы и др., в которых определены цели, задачи и направления развития строительного комплекса, основные направления жилищной политики.
Основной целью развития строительного комплекса Республики Беларусь является создание современных энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных зданий и сооружений, новых конкурентоспособных строительных материалов, изделий и технологий и др.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение задач в области инновационных технологий, обеспечивающих производство качественной строительной продукции (работ, услуг), строительства жилья, индивидуального строительства, строительства в сельской местности и малых городах, создания необходимых объектов социальной инфраструктуры и др.
В связи с этим определены направления деятельности строительного комплекса Республики Беларусь. Основными из них являются:
. внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в строительство и проектирование;
• достижение европейского качества выпускаемой строительной продукции (работ, услуг) за счет обновления основных производственных средств и внедрения инновационных технологий;
. применение долговечных и качественных материалов и изделий, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
. улучшение потребительских и эксплуатационных характеристик зданий и сооружений путем разработки новых архитектурно-конструктивных и планировочных схем зданий, эффективных систем утепления и материалов;
. увеличение объемов жилищного строительства и создание условий для удовлетворения потребности граждан в доступном и комфортном жилье в соответствии с их индивидуальными запросами и финансовыми возможностями;
. предоставление земельных участков и существующей инфраструктуры для массовой и индивидуальной застройки, поддержка индивидуального строительства;
- • развитие строительства в сельской местности и малых городах, в том числе децентрализация застройки г. Минска и развитие городов-спутников;
- • регулирование стоимости строительства объектов за счет снижения затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла (предпроектной, стадии проектирования и производства СМР), а также снижение стоимости строительства жилья, осуществляемого при государственной поддержке, особенно в сельскохозяйственных организациях;
. повышение эффективности работы служб надзора и контроля за строительством, маркетинговых, инжиниринговых и других служб;
• увеличение экспорта строительных работ и услуг и более активное участие в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны;
. реформирование строительной отрасли и решение кадровых вопросов.
Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в строительство и проектирование решается комплексно за счет перехода к строительству энергоэффективных жилых домов, совершенствования конструктивных систем зданий и применения энергоэффективных инженерных систем.
С 2009 г. реализуется Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009—2010 годы и на перспективу до 2020 года. В связи с этим в 2010 г. в республике введены в действие изменения в нормы проектирования в части увеличения термосопротивления зданий, что позволяет экономить до 25 % тепловой энергии при их эксплуатации.
Промышленность строительных материалов и конструкций является материальной основой строительного комплекса, доля которой в общем объеме промышленного производства республики составляет около 5 %. В составе данной отрасли действуют более 1,4 тыс. организаций и производств различных форм собственности (рис. 1.1). Среди них на самостоятельном (промышленном) балансе находятся 158 предприятий, выпускающих более 70 % объема товарной продукции отрасли. Это достаточно мощные организации со средней численностью работающих от 200 до 500 человек; 14 организаций имеют численность работающих свыше 1000 человек. В отрасли производится более 150 видов строительных материалов и изделий, позволяющих возводить здания и сооружения, по долговечности и эстетическим требованиям не уступающие европейскому уровню.
В области промышленности строительных материалов предполагается осуществить:
. развитие и модернизацию производств перспективных организаций отрасли, обеспечивающих высокое качество строительных материалов и конструкций, имеющих спрос на внутреннем и внешнем рынках (цемент, керамическая плитка, стеновые и кровельные материалы, щебень, полированное стекло и др.), и ориентированных на первоочередное развитие производств с малой энерго- и материалоемкостью;
. совершенствование технологий производства некоторых материалов и изделий: эффективных высокомарочных, бы-стротвердеющих и безусадочных цементов; окрашенных асбестоцементных листов; волокнистых изделий с заменой импортируемого асбеста природными и синтетическими волокнами; цементно-песчаной керамической и полимерной черепицы; кровельных материалов на негниющих основах (синтетическая и стеклооснова) с битумно-полимерным покрытием; изделий из ячеистого силикатобетона; преднапряженных железобетонных конструкций и др.;
• модернизацию минераловатного производства с организацией выпуска жестких облегченных теплоизоляционных изделий;
- ? Производство керамического кирпича
- ? Производство керамической плитки
Производство известковых и гипсовых материалов
Производство изделий из стекла и хрусталя
Добыча и обработка строительного камня
V Производство цемента
П Производство изделий из фарфора и фаянса [л Прочие отрасли строительной промышленности
Рис. 1.1. Крупнейшие центры строительной промышленности в Республике Беларусь
• организацию производства материалов: крупногабаритного термически упрочненного, тонированного полированного стекла, стеклопакетов, стекловолокна строительного назначения; линолеума с улучшенной декоративной отделкой со вспененным слоем; новых видов герметиков; гипсокартонных листов с повышенной огне- и влагостойкостью; кровельных материалов (гидроизол, металлочерепица); мелкоштучных стеновых материалов широкой цветовой гаммы и др.
Для достижения указанных целей предусмотрена реализация ряда инвестиционных и инновационных проектов, ориентированных на первоочередное развитие производств с малой энерго- и материалоемкостью.
Снижение импортоемкости строительной продукции, уменьшение себестоимости и повышение конкурентоспособности в отрасли продолжается по следующим направлениям:
. организация собственных аналогичных производств, используемых в строительстве материалов, изделий и конструкций взамен импортируемой продукции;
. создание импортозамещающих производств строительной техники, обеспечивающих значительное сокращение ее закупок за рубежом (автобетононасосов, штукатурных станций, подъемников, виброплит, автокранов, тягачей для перевозки башенных кранов и др.);
. освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленности (производство цемента и извести сухим способом; использование новых опалубочных систем и технологий скоростного строительства, нового поколения добавок — гиперпластификаторов, позволяющих получать литые самоуплотняющиеся бетоны, и др.).
Жилищное строительство является одним из приоритетов социальной политики белорусского государства. По вводу жилья республика занимает сегодня лидирующее положение среди стран СНГ.
В целях достижения высоких показателей в данной области, обеспеченности населения республики доступным и качественным жильем была принята Государственная про грамма «Строительство жилья» на 2016-2020 годы. В соответствии с данной программой достижение поставленных целей в жилищной политике будет осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
- • снижение затрат на строительство жилых домов, осуществляемое с государственной поддержкой;
- • увеличение доли индивидуального жилищного строительства;
. увеличение роста внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;
. обеспечение энерго- и ресурсосбережения в жилищном строительстве.
В общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов к 2020 г. не менее 40 % будет приходиться на индивидуальные жилые дома, а все многоквартирные жилые дома планируется строить в энергоэффективном исполнении, позволяющем снизить эксплуатационные затраты.
Продолжатся повышение уровня благоустройства жилищного фонда, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности и малых городах.
Будет осуществляться внедрение прогрессивных технологий возведения индивидуальных жилых домов, прежде всего индустриальным способом. Развитие получат строительство индивидуальных жилых домов в монолитном исполнении, в том числе с использованием несъемной опалубки; строительство по технологии применения легких стальных тонкостенных конструкций; каркасное домостроение из дерева и крупнопанельное домостроение; строительство жилых домов из мелкоштучных материалов, комбинированных с панелями из ячеистого бетона. Предусмотрено развитие строительства в городах-спутниках.
Приоритетным направлением станет проведение единой технической политики по разработке, освоению производства и применению энергосберегающего оборудования для инженерных систем индивидуальных жилых домов.
Активно планируется развивать строительство энергоэффективного жилья. К 2020 г. долю жилых домов с высоким классом энергоэффективности планируется довести до уровня 20 % от всего энергоэффективного жилья. Будут разрабатываться и внедряться энергосберегающие инженерные системы жилых домов, включая системы с использованием возобновляемых источников тепловой энергии и вторичных энергетических ресурсов, автоматизированные системы управления микроклиматом и энергопотреблением жилых домов, а также системы с использованием электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения.
В 2016—2020 гг. планируются дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в области жилищной политики и строительства жилья, разработка механизмов функционирования системы жилищных строительных сбережений и совершенствования системы ипотечного кредитования, в том числе путем создания Национального агентства по ипотечному кредитованию.
Обеспечение качества работ, производимых и используемых материалов и изделий, разрабатываемой проектной документации в республике осуществляется путем создания национальной системы технического нормирования и сертификации работ и услуг, соответствующей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 (система менеджмента качества) и систем управления окружающей средой в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 14 000 (система экологического менеджмента).
Кроме того, для усиления контроля производства СМР с точки зрения безопасности строительной продукции был утвержден технический регламент ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». Согласно требованиям данного документа подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования или в форме обязательной сертификации многие материалы и изделия, а также виды работ в строительстве и проектная документация. В регламенте установлены требования по обеспечению безопасности строительной продукции (работ и услуг) на предмет устойчивости зданий и сооружений, повышения уровня пожарной безопасности, защиты от шума и вибрации, экономии энергии и тепловой защиты, безопасности при эксплуатации, охране окружающей среды и др. С момента введения в действие TP 2009/013/BY перечисленные требования являются обязательными для применения при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Проектное обслуживание строительства способствует созданию условий для привлечения иностранных инвесторов, а также расширению экспорта отечественной строительной продукции и услуг в страны Восточной и Центральной Европы. В целях повышения качества проектной продукции и эффективности деятельности проектных организаций проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государственных стандартов Республики Беларусь. С 1 января 2010 г. в республике введены в действие европейские нормы проектирования и строительства, 58 технических кодексов, идентичных европейским кодам, в качестве национального принят 851 европейский стандарт.
Была поставлена задача осуществлять проектирование объектов 1-го и 2-го классов сложности только в 3D формате с использованием В1М-технологий.
Научное обеспечение строительного комплекса осуществляют ведущие организации Министерства архитектуры и строительства, которые специализируются на выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на решение конкретных научно-технических и экономических задач в строительстве. Ведущими из них являются:
- • республиканское унитарное предприятие «Институт БелНИИС»;
- • научно-исследовательское и проектно-технологическое республиканское унитарное предприятие (государственное предприятие) «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.»;
. научно-исследовательское и проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Институт НИИСМ»;
. открытое акционерное общество «НИИ Стройэкономика»;
• республиканское унитарное предприятие «Стройтех-норм»;
. республиканское унитарное предприятие «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»;
. научно-проектное республиканское унитарное предприятие «БЕЛНИИП градостроительства».
Работа данных учреждений в области эффективного развития деятельности строительного комплекса направлена на реализацию следующих основных задач:
. создание современных энергоэффективных экологически чистых жилых зданий, эксплуатируемых с использованием возобновляемых источников энергии;
. разработка санитарно-гигиенических параметров жилых домов с учетом современных требований к теплотехнике, оснащению их новым инженерным оборудованием;
. модернизация крупных домостроительных комбинатов республики;
- • создание новых конструктивно-технологических схем жилых зданий нового поколения, в том числе для сельской местности;
- • внедрение эффективных экологически чистых строительных материалов и изделий на основе местных природных ресурсов;
- • разработка эффективных технологий изготовления конструкций и изделий из бетона и железобетона с применением современных добавок, снижающих энергозатраты при производстве продукции, повышающих ее качество и долговечность;
- • решение задач градостроительной экологии, создания комфортной среды обитания.
Международное сотрудничество и совершенствование законодательства планируется расширять с учетом приоритетов развития национального строительного комплекса по следующим направлениям:
• сотрудничество с государствами СНГ и странами Европейского союза с целью внедрить европейские коды и стандарты в практику проектирования;
• взаимодействие с передовыми научными центрами Западной Европы, России, Китая, Турции, заимствование их опыта организации строительства и изучение новых перспективных технологий;
. привлечение иностранных инвестиций и сотрудничество для создания инновационных технологий в строительстве.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь . Подведены итоги работы строительного комплекса в 2020 году и определены задачи по его развитию . 19 февраля 2021 года. Сегодня состоялось заседание коллегии Министерства архитектуры и строительства , на котором были подведены итоги работы строительного комплекса Республики Беларусь в 2020 году и определены задачи по его развитию на 2021 год. В работе коллегии принял участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Сивак. Основной доклад по теме представил Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович.
Строительство
Строительный комплекс Республики Беларусь включает в себя свыше 10 тыс. организаций различной формы собственности, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. В строительстве занято более 208 тыс. работников организаций.
Белорусские специалисты успешно работают по всем направлениям — промышленное и гражданское строительство, возведение объектов здравоохранения и сельского хозяйства, спортивных сооружений, жилых кварталов. Освоение инновационных технологий позволяет строительно-монтажным организациям воплощать в жизнь самые смелые архитектурные решения, возводить уникальные сооружения, проводить реконструкцию и реставрацию.
Благодаря строительным организациям в Беларуси появилось немало знаковых зданий. В Минске это Железнодорожный вокзал, Национальная библиотека, штаб-квартира Национального олимпийского комитета, Музей Великой Отечественной войны, Дворец Независимости и площадь Государственного флага Республики Беларусь, в Витебске — Летний амфитеатр, в Борисове — футбольный стадион.
О высоком профессионализме белорусских строителей свидетельствуют и возведенные промышленные объекты. В настоящее время главной строительной площадкой в стране является Белорусская АЭС. Также реализуются масштабные проекты по модернизации ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан».
Одной из главных задач строительной отрасли является наращивание экспорта услуг. Отечественные организации выполняют на экспорт все виды стройработ. Наиболее популярными у зарубежных заказчиков являются такие направления, как жилищное, дорожное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады).
Основным партнером Республики Беларусь в торговле строительными услугами традиционно остается Российская Федерация. Однако география экспорта расширяется, осваиваются новые рынки.
Динамично развивается сотрудничество в строительной сфере с Китаем, Украиной, Польшей, Словенией, Литвой, Израилем.
На долю стран вне СНГ приходится более 40% всего экспорта строительных услуг Беларуси.
Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.
Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.
К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.
В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящие строительные нормы входят в блок 1.03 «Организация строительного производства». 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ (с отменой ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) и ТКП 45-1.03-229-2010 (02250)). © Минстройархитектуры, 2021.
Минский областной исполнительный комитет
Строительный комплекс современной Минщины – это многопрофильная структура, в состав которой входят предприятия по капитальному строительству, строительные тресты и объединения, предприятия промышленности строительных материалов и стройиндустрии, проектные институты, научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации как республиканской, коммунальной формы собственности, так и строительные организации без ведомственной подчиненности.
Капитальное строительство в области ведется подрядными строительно-монтажными и ремонтными организациями. Наиболее крупными из них являются Минское областное производственное проектно-строительное унитарное предприятие «Минскоблсельстрой», имеющее свои дочерние предприятия в районах области, коммунальной унитарное предприятие по проектированию, ремонту и строительству дорог «Минскоблдорстрой» с филиалами, открытые акционерные общества «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» и «Трест «Шахтоспецстрой» в г. Солигорске, открытое акционерное общество «Строительный трест № 21» в г. Борисове и другие.
Предприятия строительной индустрии производят большой объем строительных материалов и изделий. Это силикатный и керамический кирпич, железобетонные изделия, блоки из ячеистых бетонов, черепица, столярные изделия, сухие смеси и многое другое. Ведущими организациями в производстве строительных материалов в Минской области являются: ОАО «Управляющая компания холдинга «Забудова», ОАО «Борисовжилстрой», ОАО «Любанский КСМ», ОАО «Солигорский ДСК», ОАО «Радошковичский керамический завод», ОАО «Любанский завод стеновых блоков», дочерние предприятия УП «Минскоблсельстрой», ООО «РБУ №2». Многие предприятия поставляют свою продукцию за пределы Республики Беларусь.
В Минской области, как и в целом по республике, основные усилия направлены на снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшения его качества, создание новых эффективных ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем жилых домов.
Жилищное строительство
Приоритетным направлением в строительной отрасли остается жилищное строительство. Благодаря действующей государственной политике, направленной на улучшение жилищных условий граждан, принятым Указам Президента Республики Беларусь и постановлениям Правительства, предоставившим значительные стимулы в виде государственных субсидий и льготных кредитов для строительства, реконструкции и покупки жилья для малообеспеченных граждан, в области активно ведется жилищное строительство.
Решению жилищной проблемы в последние годы уделяется много внимания со стороны всех органов государственного управления области.
В соответствии с важнейшими параметрами прогнозов и параметрами социально-экономического развития Республики Беларусь, Правительством ежегодно устанавливаются конкретные задания по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов с определением источников финансирования.
Минская область, не имея областного центра, с 2000 года, в расчете на 1000 населения, вводит в Республике Беларусь больше всех квадратных метров жилья. В 2000 году на 1000 человек вводилось 413 кв. метров, а в 2015 уже 1023 кв. метров (среднереспубликанский показатель в эти годы составлял 354 и 533 кв. метров соответственно).
Мировой показатель эффективности экономики государства и его жизнеспособности характеризуется в обеспечении получения 1 тонны зерновых на гражданина и строительстве 1 кв. метра на жителя. Минская область его достигла и превзошла.
Минская область и сегодня готова сохранить достигнутые темпы жилищного строительства в 2016-2020 годах.
Строительство объектов социального и культурного назначения
Наряду с жилищным строительством, в области динамично развивается вторая составляющая жизнедеятельности населения — социальная сфера.
В области ежегодно вводятся в эксплуатацию объекты образования, физической культуры, спорта и туризма, здравоохранения, культуры, автовокзалы, жилые дома для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Президентской программы «Дети Беларуси». Одновременно в области проводится работа на объектах в рамках Государственной программы «Чистая вода». Большой объем строительных работ проведен по комплексной программе защиты от подтопления подворий и домовладений граждан в г. Борисове. Введены в строй объекты для органов МВД, прокуратуры. В районах области построены жилые дома социального пользования.
Объекты социально-культурного назначения по своим масштабам и технической оснащенности не уступают мировым объектам аналогам. Не стал исключением и стадион г. Борисова, за последние годы ставший местом проведения спортивных соревнований мирового значения.
Капитальное строительство в области ведется подрядными строительно-монтажными и ремонтными организациями. … В Минской области, как и в целом по республике , основные усилия направлены на снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшения его качества, создание новых эффективных ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем жилых домов. Жилищное строительство . Приоритетным направлением в строительной отрасли остается жилищное строительство .
- https://bstudy.net/875145/tehnika/stroitelnyy_kompleks_respubliki_belarus
- https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/stroitelstvo
- https://minsk-region.gov.by/ekonomika-i-finansy/kapitalnoe-stroitelstvo/