Основные задачи технического нормирования в строительстве

Техническое нормирование в строительстве заключается в разработке технически обоснованных норм затрат труда, материалов, энергетических ресурсов и времени использования машин.

На сегодняшний день организация работ по техническому нормированию возложена на Росстрой. Сами работы ведут в строительных организациях. Необходимость в разработке норм появляется в связи с появлением на рынке новых машин, новых технологий, материалов, применение энергосберегающих технологий и т.д.

Этапы проектирования норм:

I. Изучение строительного процесса (выявление строгой технологической последовательности работ, изучение технологических условий на производство и приемку СМР, изучение существующего опыта, материально-техническое обеспечение)

II. Создание нормалей процесса — определение набора требований или факторов при выполнении СМР:

ü требования к качеству работ; требования к качеству готовой строительной продукции;

ü перечень применяемых машин, инструмента, инвентаря;

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОЖИДАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ü описание технологии работ и организация рабочих мест; численный состав исполнителей — ЕНиР;

ü профессионально-квалификационная характеристика работников;

ü распределение работ среди членов звена или бригады;

ü режим работы и отдыха работающих;

ü требования по охране труда и технике безопасности

III. Расчленение процесса на рабочие приемы и операции

Рабочее движение — однократное непрерывное движение руки, корпуса при взятии или перемещении предмета, либо управлении механизмом, прибором и т.д.

Совокупность рабочих движений определяет рабочий прием. В результате действия рабочего приобретают законченный вид.

Рабочая операция — это совокупность рабочих приемов, составляющих простейший однородный технологический процесс. Постоянство исполнителей, средств и предметов труда, рабочего места. Если что-то меняется, то это указывает на смену рабочей операции.

Рабочий процесс — это совокупность увязанных между собой рабочих операций, обеспечивающих выпуск строительной продукции, которую можно измерить натуральными показателями (куб. м, км, кв. м и т.д.).

Комплексный процесс — это совокупность выполняемых рабочих процессов и объединенных единством строительной продукции.

1. По способу выполнения:

ü Ручные (только мускульные затраты человека)

ü Частично механизированные (выполняются с использованием инструмента, требующего потребления энергии, а также посредствам мускульной силы человека)

ü Механизированные (требуют затрат ресурсов, контролируются человеком в ходе их выполнения и не требуют затрат мускульной силы)

ü Автоматизированные (без участия человека)

2. По повторяемости:

ü Цикличные (повтор; примерно одинаковое количество продукции на выходе)

3. По характеру выполняемых работ:

ü Основные (выполняются при создании строительной продукции)

ü Вспомогательные (процессы, которые технологически взаимосвязаны с основными и обеспечивают обслуживание основного производства)

3 6 Техническое нормирование труда

IV. Проведение нормативных наблюдений — это измерение времени при исполнении строительных процессов рабочими или машинами, с регистрацией объемов изготовленной продукции и факторов, влияющих на нормируемый процесс.

Непредвиденные работы — работы, выполняемые рабочими, но непредусмотренные нормами.

Лишние работы — работы, выполняемые в следствие устранения браков.

Плохая организация работ может быть связана:

ü С нарушением поставок материалов;

ü С отсутствием фронта работ;

ü С несвоевременностью решения управленческих вопросов.

К случайным простоям относят: метеоусловия, нарушения подачи энергии, выход техники из строя.

При проектировании нормы должны учитываться только нормируемые затраты.

Методы нормативных наблюдений:

1. Фотоучет. Применяется при фиксации рабочего времени и объемов работ, если число работающих не превышает 3-4 человек.

2. Смешанный фотоучет. Применяется при любой численности рабочих, фиксируются: время, объемы работ и факторы, влияющие на процесс.

3. Хронометраж. Применяется для измерения времени цикличных процессов.

4. Фотография рабочего дня. Направлен на оценку напряженности рабочего дня.

Подробнее в учебнике.

V. Обработка результатов и проектирование нормы.

Базируется на средних значениях фактических затрат времени и выработанной продукции. Стадии обработки:

ü Доработка и совершенствование ранее запроектированной нормали

ü Определение затрат на основную и вспомогательную работы

ü Проектирование затрат на подготовительно-заключительные работы

ü Расчет затрат на регламентированные перерывы

ü Проектирование полных затрат

В зависимости от назначения нормы делятся на:

ü Элементные (на отдельные рабочие процессы или операции); ГЭСН

ü Производственные (затраты на рабочие или комплексные рабочие процессы в целом); ЕНиР, МНиР, ВНиР

ü Сметные (предназначены для определения сметной стоимости продукции); ФЕР, ТЕР, ОЕР

Для измерения труда рабочих и машин применяют:

1. Норма времени рабочих — количество времени, установленное на единицу готовой строительной продукции, при осуществлении строительных процессов рабочими соответствующей профессии и квалификации, работающих в условиях нормали.

2. Норма затрат труда — количество затраченного труда.

3. Норма выработки рабочих — количество продукции, которое должно быть выпущено в единицу времени.

4. Норма времени машины — продолжительность использования машины на единицу объема.

Источник infopedia.su

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются:

проведение единой технической политики в капитальном строительстве;

повышение эффективности капитальных вложений;

обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве;

ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов;

экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах;

обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений;

рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды;

совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов;

создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования.

2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1. Нормативные документы подразделяются на следующие виды:

общесоюзные нормативные документы;

ведомственные нормативные документы;

республиканские нормативные документы.

2.2. К общесоюзным нормативным документам относятся: строительные нормы и правила — СНиП; общесоюзные нормы технологического проектирования — ОНТП; связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора и общесоюзные нормативные документы отдельных министерств и ведомств СССР и общественных организаций (согласованные в соответствии с пп. 2.2.3 и 2.2.4).

2.2.1*. Строительные нормы и правила устанавливают:

требования к организации, управлению и экономике в области проектирования, инженерных изысканий и строительства;

правила организации, производства и приемки работ;

методы определения стоимости строительства и сметные нормы;

нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.

Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР.

Строительные нормы и правила разрабатываются в соответствии с Классификатором, приведенным в обязательном приложении 2*.

Требования к сметным нормам и нормативным документам по труду и оплате труда устанавливаются в документах 4-й и 5-й частей строительных норм и правил.

2.2.2. Общесоюзные нормы технологического проектирования утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР и ГКНТ. При этом должна быть обеспечена необходимая увязка норм строительного и технологического проектирования с целью исключения неоправданных технологических требований, ведущих к усложнению и удорожанию строительной части проекта.

2.2.3. Связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством нормативные документы органов государственного надзора утверждаются этими органами в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.

2.2.4. Общесоюзные нормативные документы, разрабатываемые министерствами и ведомствами СССР и общественными организациями в соответствии с предоставленными им правами и связанные с проектированием, инженерными изысканиями и строительством, утверждаются ими совместно с Госстроем СССР или по согласованию с ним.

2.2.5. Общесоюзные нормативные документы обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.

Читайте также:  Чеканка в строительстве это

2.3. К ведомственным нормативным документам относятся:

ведомственные (отраслевые) строительные нормы — ВСН;

ведомственные нормы технологического проектирования — ВНТП;

отдельные сметные нормативы.

2.3.1*. Ведомственные нормативные документы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям, строительству, производству строительных конструкций, изделий и материалов, учитывающие специфику отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).

Ведомственные нормативные документы утверждают министерства и ведомства СССР в соответствии с предоставленными им правами по согласованию с Госстроем СССР.

2.3.2. Ведомственные нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти документы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти документы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие документа соответствующим министерством (ведомством).

Ведомственные нормативные документы обязательны также для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство предприятий, зданий и сооружений отрасли народного хозяйства, руководимой данным министерством (ведомством).

2.3.3. Ведомственные нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.

2.4*. К республиканским нормативным документам относятся:

республиканские строительные нормы — РСН;

отдельные сметные нормативы.

Республиканские строительные нормы устанавливают требования к проектированию, инженерным изысканиям и строительству, учитывающие специфические условия союзной республики.

Республиканские строительные нормы утверждают госстрои союзных республик или другие республиканские органы в соответствии с предоставленными им правами.

2.4.1. Республиканские нормативные документы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляющих проектирование и строительство объектов, размещаемых на территории данной республики.

2.4.2. Республиканские нормативные документы не должны противоречить общесоюзным нормативным документам или дублировать их.

2.5. Совмещенные нормы строительного и технологического проектирования в зависимости от содержания относятся к строительным нормам и правилам, нормам технологического проектирования или ведомственным строительным нормам.

2.6. Ведомственные и республиканские нормативные документы должны приводиться в соответствие с общесоюзными нормативными документами по мере утверждения новых общесоюзных нормативных документов или внесения в них изменений.

2.7. Нормативные документы должны согласовываться с органами государственного надзора в части, относящейся к их компетенции, согласно положениям об этих органах, утвержденным в установленном порядке, а нормативные документы, связанные с требованиями охраны труда, — с соответствующими профсоюзными органами в установленном порядке.

2.8. Сроки введения в действие нормативных документов, предусматривающих увеличение капитальных вложений, а также повышенный расход материалов или оборудования по сравнению с ранее установленными нормами либо применение новых видов материалов и изделий, должны определяться по согласованию с Госпланом СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

3.1. Нормативные документы должны содержать только требования, имеющие прямое отношение к объекту нормирования.

3.2. Нормативные документы должны содержать основные положения, необходимые для применения этих документов в соответствии с назначением, и не ограничивать творческую инициативу работников на всех этапах проектирования и строительства, направленную на снижение сметной стоимости строительства, уменьшение трудовых затрат при выполнении строительно-монтажных работ и на экономию строительных материалов, особенно металлопроката, и топливно-энергетических ресурсов.

3.3. К основным положениям следует относить требования:

обеспечивающие реализацию достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта в области проектирования, инженерных изысканий и строительства, внедрение высокопроизводительного оборудования, механизации и автоматизации технологических процессов и применение передовой технологии и индустриальных методов строительства;

относящиеся к методологии и организации проектирования и инженерных изысканий;

определяющие надежность конструкций, зданий и сооружений, высокий уровень объемно-планировочных, конструктивных и градостроительных проектных решений, взрыво- и пожаробезопасность, сейсмостойкость, оптимальные условия труда и быта, материалоемкость, энергоемкость, качество строительства, снижение трудоемкости и стоимости строительства, сокращение эксплуатационных расходов, охрану окружающей среды, экономию и рациональное использование земель и других природных ресурсов;

связанные с вопросами, относящимися к компетенции органов государственного надзора;

направленные на расширение применения электронно-вычислительных машин и автоматизации в проектировании и управлении строительством;

устанавливающие прогрессивные методы организации и производства работ, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работ;

к приемке выполненных строительно-монтажных работ и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;

направленные на совершенствование методов достоверного определения стоимости строительства, сокращение объемов проектно-сметной документации.

Состав основных положений определяется конкретно по каждому документу.

3.4. Отдельный текст, иллюстрации, таблицы и графики могут быть даны в виде приложений.

Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и справочными.

В дополнение к основным положениям в рекомендуемые приложения помещают требования, от которых допускаются отступления при принятии более эффективных решений.

За принятие решений, не соответствующих рекомендуемым, ответственность несут организации, учреждения и предприятия, применяющие нормативный документ.

3.5. Нормативные документы органов государственного надзора не должны содержать требований, регламентируемых строительными нормами и правилами.

Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах и стандартах, в том числе в нормах технологического проектирования, относящихся к объекту нормирования.

4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

4.1. Организации-разработчики (при наличии нескольких исполнителей — ведущие организации-разработчики) нормативных документов и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять действующие документы для определения их научно-технического уровня и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.

4.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документа в целом или внесения отдельных изменений в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке.

4.3. Основанием для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений могут быть результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации различных объектов, контроля за применением и соблюдением нормативных документов.

4.4. Изменения нормативных документов утверждаются, как правило, один раз в год — в феврале и вводятся в действие с 1 июля текущего года. Срок разработки проекта изменений, как правило, не должен превышать 6 месяцев.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1. Ведущие организации, разработавшие нормативные документы, министерства, ведомства и организации, представившие их на утверждение, и органы, их утвердившие, несут установленную законодательством ответственность за:

соответствие требований нормативных документов новейшим достижениям науки, техники, производственного опыта и условиям эксплуатации;

отражение в нормативных документах требований, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества строительства, внедрение рациональных решений, улучшение использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, повышение уровня индустриализации и производительности труда в строительстве, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;

правильность включенных в нормативные документы требований и их техническую и экономическую обоснованность;

соответствие нормативных документов действующему законодательству, государственным стандартам, стандартам СЭВ, планам экономического и социального развития СССР и союзных республик;

соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии;

своевременное представление в необходимых случаях обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы;

представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки.

В случае несоблюдения указанных требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку и по представлению органа, утверждающего нормативный документ, министерства (ведомства) , в ведении которых находятся организации-разработчики проекта нормативного документа, решают в установленном порядке вопрос о лишении этих организаций премий и о применении к виновным других мер воздействия.

5.2.* Организации, учреждения и предприятия и их должностные лица за несоблюдение требований нормативных документов в строительстве несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Новые прогрессивные экономичные технические решения, не отраженные в строительных нормах и правилах, применяются по согласованию с ведущими по данной проблеме научно-исследовательскими организациями, на которые постановлением Госстроя от 3 августа 1984 г. № 129 возложена ответственность за пересмотр действующих и разработку новых нормативных документов по строительству. В тех случаях, когда такие решения затрагивают интересы органов государственного надзора, они должны быть согласованы этими органами.

Читайте также:  Как налоговая проверяет чеки на строительство

В отдельных обоснованных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований действующих норм и правил, эти отступления предварительно, при необходимости согласованные с соответствующими органами государственного надзора, допускаются с разрешения министерств и ведомств, утвердивших нормы.

5.2.* (Изм. редакция, Изм. № 2).

6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов.

6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик.

6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства — проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР — независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик — проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.

6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом.

Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ

1. Пособия не являются нормативными документами.

2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства.

3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа.

4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией.

5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано.

6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий.

7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам — по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик.

8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа.

9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями.

10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1).

11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования.

12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2*

Обязательное

КЛАССИФИКАТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

Настоящий Классификатор устанавливает разделение строительных норм и правил на 5 частей, каждая из которых делится на группы.

Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил.

Шифр должен состоять из букв «СНиП», номера части (одна цифра), номера группы (две цифры) и номера документа (две цифры), отделенных друг от друга точками; две последних цифры, присоединяемые через тире, обозначают две последние цифры года утверждения документа. Например, «СНиП 2.03.05-82».

Номера документам присваиваются в порядке регистрации сквозные в пределах каждой группы или в соответствии с разработанным перечнем документов данной группы.

1. Организация, управление, экономика

Система нормативных документов в строительстве

организация, методология и экономика проектирования и инженерных изысканий

Организация строительства. Управление строительством

Нормы продолжительности проектирования и строительства

Положения об организациях и должностных лицах

2. Нормы проектирования

Общие нормы проектирования

Основания и фундаменты

Инженерное оборудование зданий и сооружений. Внешние сети

Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения

Планировка и застройка населенных пунктов

Жилые и общественные здания

Промышленные предприятия, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания. Инвентарные здания

Сельскохозяйственные предприятия, здания и сооружения

Нормы отвода земель

3. Организация, производство и приемка работ

Общие правила строительного производства

Основания и фундаменты

Защитные, изоляционные и отделочные покрытия

Инженерное и технологическое оборудование и сети

Гидротехнические и энергетические сооружения, мелиоративные системы и сооружения

Механизация строительного производства

Производство строительных конструкций, изделий и материалов

4. Сметные нормы

Состав и обозначение сметных норм и правил установлены постановлением Госстроя СССР от 18 июня 1982 г. № 162.

5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов

Нормы расхода материалов

Нормы потребности в строительном инвентаре, инструменте и механизмах

Нормирование и оплата проектно-изыскательских работ

Нормирование и оплата труда в строительстве

Примечание . Приведение действующих нормативных документов в соответствие с настоящим Классификатором производится при их пересмотре.

Источник xn--h1ajhf.xn--p1ai

Основные задачи технического нормирования в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

System of normative documents in construction
Basic principles

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.

4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

Изменения внесены изготовителем базы данных по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.

Введение

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Читайте также:  1 строительство как отрасль материального производства

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

3 Определения

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП

государственные стандарты Российской Федерации

в области строительства — ГОСТ Р

своды правил по проектированию и строительству — СП

руководящие документы Системы — РДС

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

территориальные строительные нормы — ТСН

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного

комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Источник docs.cntd.ru
Рейтинг
Загрузка ...