Основными целями СРО в сфере строительства являются

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее — с использованием конкурентных способов заключения договоров).

13.11.18 Перспективы решения споров в Третейском суде для СРО в сфере строительства

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

Комментарий к Ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ

1. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

Второй комментарий к статье 55.1 ГрК РФ

Саморегулируемыми организациями (СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральным законом, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3). Как следует из смысла данной нормы, различие в целях создания СРО связано с различием в виде деятельности, благодаря которой субъекты объединяются под началом саморегулирования . В этом смысле совершенно логично, что ФЗ «О саморегулируемых организациях» не устанавливает единой цели создания СРО, поскольку это крайне сложно с точки зрения юридической техники, а, кроме того, в определенной мере может противоречить принципу саморегулирования .

Семинар «Юрист СРО в строительстве» — 1 день, часть 1

Необходимо заметить, что в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р, подчеркивается, что институт саморегулирования предполагает наличие у СРО вполне определенного спектра задач и функций, отличающих ее от любого другого предпринимательского или профессионального объединения. Отраслевое законодательство может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования СРО в отдельной сфере, только при условии, что это не разрушает фундамент института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям.

В научной литературе можно встретить прямо противоположную точку зрения (См.: Кванина В.В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. N 8).

В связи с этим в комментируемой статье определяются две цели, для достижения которых создаются ГрСРО:

1) предупреждение причинения вреда тем или иным благам, защищаемым законом;

2) повышение качества градостроительной деятельности (ее отдельных видов).

По нашему мнению, законодатель создал здесь повод для неопределенности в правоприменительной практике. С одной стороны, перечни и охраняемых благ, и видов деятельности сформулированы как закрытые — поскольку нет указаний на иные объекты, которые могут туда входить. С другой стороны, ГрК РФ говорит об основных целях создания ГрСРО, не исключая тем самым возможность наличия иных целей, буквально не предусмотренных законом. Иные цели, конечно, могут формулироваться, расширяя при этом и данные перечни. Думается, что эта ситуация в целом не запрещена: поименованные цели должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах ГрСРО, а иные цели также могут быть названы, но их отсутствие никаких правовых последствий не влечет.

— жизни или здоровью физических лиц;

— имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

— жизни или здоровью животных и растений;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Как видно из данного перечня, он содержательно связан с целями принятия Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (хотя и не дублирует его). Среди таких целей — защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.

Законодатель связывает вероятное причинение вреда с тем, что работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО, содержат недостатки. Нужно учесть, что указание данных обстоятельств носит не декларативный, а нормативный характер, поскольку влечет определенные юридические последствия. В соответствии со ст.

60 ГрК РФ собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, или к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра СРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Из систематического толкования указанных норм можно сделать вывод, что последствия, предусмотренные ст. 60 ГрК РФ, не наступают как в том случае, когда ни одному из перечисленных в комментируемой статье благ не причинен вред, так и в том, когда этот вред причинен не в связи с недостатками, обнаруженными в работах, осуществляемых членами ГрСРО. Этой же позиции придерживается и судебная практика.

Пример: отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь положениями ст. ст. 8, 1064 ГК РФ, ст. ст. 1, 55.1, 55.16, 60 ГрК РФ, ст. ст.

3, 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», исходил из того, что ответственность за неисполнение договорных обязательств определяется в соответствии с положениями такого договора и гражданского законодательства РФ. Истцом право на возмещение убытков причинившим лицом реализовано ранее.

В спорном случае никакого вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ не причинено, и указанное ненадлежащее исполнение договорных обязанностей подрядчиком не грозит причинением такого вреда третьим лицам. Затраты истца на исправление недостатков в оснащении навеса электрокабелем не относятся к вреду имуществу юридических лиц, о котором идет речь в ст. 60 ГрК РФ. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано (см. Определение ВС РФ от 14 октября 2016 г. по делу N А40-141088/2015).

Другая группа целей, для достижения которых создаются ГрСРО, связана с повышением качества градостроительной деятельности и распространяется на:

— выполнение инженерных изысканий;

— осуществление архитектурно-строительного проектирования;

— строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Содержание каждого из названных видов деятельности раскрыто в статьях ГрК РФ и иных законах и подзаконных нормативных правовых актах (например, инженерные изыскания определены в ст. 47 ГрК РФ и конкретизированы в Постановлении Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» и других нормативных актах).

— разработка и утверждение документов;

— контроль за соблюдением членами ГрСРО требований, закрепленных в этих документах.

Как полагает В.В. Кванина, данные положения ГрК РФ не могут быть восприняты в качестве аналога для всей системы саморегулирования, так как признаком, разграничивающим стандарты и правила СРО строителей, является взаимосвязь с требованиями законодательства о техническом регулировании, нехарактерная для большинства сфер саморегулирования.

Кроме того, ФЗ «О саморегулируемых организациях» и многие отраслевые законы о саморегулировании не определяют порядок разработки и принятия стандартов и правил (см. Кванина В.В. Указ. соч.). Позволим себе не согласиться с этой точкой зрения: стандартизации можно подвергнуть любую деятельность, что же касается нормативного разграничения правил и стандартов, то его отсутствие в том или ином законе не запрещает придерживаться его самим СРО в ходе своей работы.

Читайте также:  Исполнительная документация в строительстве железной дороге

Таким образом, из содержания комментируемой статьи следует, что ГрСРО реализует те функции, которые обычно принадлежат органам публичной власти и управления. При этом, естественно, реализация таких функций ограничена законом. Комитет по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ в одном из своих писем совершенно справедливо указал, что, реализуя права и обязанности, предоставленные СРО законодательством РФ, такая СРО (ГрСРО) участвует не в политической деятельности, а обеспечивает исполнение возложенных на нее государством публично-правовых функций при условии, что реализация указанных функций направлена на достижение целей, поименованных в ГрК РФ (см. письмо Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 11 февраля 2015 г. N 3.31-22/100 «О деятельности саморегулируемых организаций»).

Что касается контроля ГрСРО за деятельностью своих членов в части соблюдения правил и стандартов, то он осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ней. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления ГрСРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в ГрСРО жалоба на нарушение членом ГрСРО требований стандартов и правил. ГрСРО могут быть предусмотрены помимо указанных выше оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.

3. В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ комментируемая статья дополняется новой ч. 3, вводимой в действие с 1 июля 2017 г. Данный пункт предусматривает, что целью ГрСРО является обеспечение исполнения членами ГрСРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным. Данная норма содержательно связана с законодательной новеллой, содержащейся в ст. 60.1, вводимой в текст ГрК РФ указанным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ и определяющей, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом ГрСРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несут:

1) ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами ГрСРО, в зависимости от количества ее членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с ч. ч. 11 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании такого договора, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо на момент заключения указанного договора являлись членами такой ГрСРО;

2) соответствующее Национальное объединение ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения ГрСРО, либо ГрСРО, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае если такое Национальное объединение ГрСРО перечислило в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 55.16 ГрК РФ, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счет указанной ГрСРО.

Источник: www.gradkod.ru

1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее — с использованием конкурентных способов заключения договоров).

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

Комментарий к ст. 55.1 ГрК РФ

Саморегулируемыми организациями (СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральным законом, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3). Как следует из смысла данной нормы, различие в целях создания СРО связано с различием в виде деятельности, благодаря которой субъекты объединяются под началом саморегулирования . В этом смысле совершенно логично, что ФЗ «О саморегулируемых организациях» не устанавливает единой цели создания СРО, поскольку это крайне сложно с точки зрения юридической техники, а, кроме того, в определенной мере может противоречить принципу саморегулирования .

Необходимо заметить, что в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р, подчеркивается, что институт саморегулирования предполагает наличие у СРО вполне определенного спектра задач и функций, отличающих ее от любого другого предпринимательского или профессионального объединения. Отраслевое законодательство может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования СРО в отдельной сфере, только при условии, что это не разрушает фундамент института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям.

В научной литературе можно встретить прямо противоположную точку зрения (См.: Кванина В.В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. N 8).

В связи с этим в комментируемой статье определяются две цели, для достижения которых создаются ГрСРО:

1) предупреждение причинения вреда тем или иным благам, защищаемым законом;

2) повышение качества градостроительной деятельности (ее отдельных видов).

По нашему мнению, законодатель создал здесь повод для неопределенности в правоприменительной практике. С одной стороны, перечни и охраняемых благ, и видов деятельности сформулированы как закрытые — поскольку нет указаний на иные объекты, которые могут туда входить. С другой стороны, ГрК РФ говорит об основных целях создания ГрСРО, не исключая тем самым возможность наличия иных целей, буквально не предусмотренных законом. Иные цели, конечно, могут формулироваться, расширяя при этом и данные перечни. Думается, что эта ситуация в целом не запрещена: поименованные цели должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах ГрСРО, а иные цели также могут быть названы, но их отсутствие никаких правовых последствий не влечет.

— жизни или здоровью физических лиц;

— имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

— жизни или здоровью животных и растений;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Как видно из данного перечня, он содержательно связан с целями принятия Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (хотя и не дублирует его). Среди таких целей — защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.

Законодатель связывает вероятное причинение вреда с тем, что работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО, содержат недостатки. Нужно учесть, что указание данных обстоятельств носит не декларативный, а нормативный характер, поскольку влечет определенные юридические последствия. В соответствии со ст.

Читайте также:  Как поднять строительство баннерлорд

60 ГрК РФ собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, или к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра СРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Из систематического толкования указанных норм можно сделать вывод, что последствия, предусмотренные ст. 60 ГрК РФ, не наступают как в том случае, когда ни одному из перечисленных в комментируемой статье благ не причинен вред, так и в том, когда этот вред причинен не в связи с недостатками, обнаруженными в работах, осуществляемых членами ГрСРО. Этой же позиции придерживается и судебная практика.

Пример: отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд округа, руководствуясь положениями ст. ст. 8, 1064 ГК РФ, ст. ст. 1, 55.1, 55.16, 60 ГрК РФ, ст. ст.

3, 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», исходил из того, что ответственность за неисполнение договорных обязательств определяется в соответствии с положениями такого договора и гражданского законодательства РФ. Истцом право на возмещение убытков причинившим лицом реализовано ранее.

В спорном случае никакого вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ не причинено, и указанное ненадлежащее исполнение договорных обязанностей подрядчиком не грозит причинением такого вреда третьим лицам. Затраты истца на исправление недостатков в оснащении навеса электрокабелем не относятся к вреду имуществу юридических лиц, о котором идет речь в ст. 60 ГрК РФ. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано (см. Определение ВС РФ от 14 октября 2016 г. по делу N А40-141088/2015).

Другая группа целей, для достижения которых создаются ГрСРО, связана с повышением качества градостроительной деятельности и распространяется на:

— выполнение инженерных изысканий;

— осуществление архитектурно-строительного проектирования;

— строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Содержание каждого из названных видов деятельности раскрыто в статьях ГрК РФ и иных законах и подзаконных нормативных правовых актах (например, инженерные изыскания определены в ст. 47 ГрК РФ и конкретизированы в Постановлении Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» и других нормативных актах).

— разработка и утверждение документов;

— контроль за соблюдением членами ГрСРО требований, закрепленных в этих документах.

Как полагает В.В. Кванина, данные положения ГрК РФ не могут быть восприняты в качестве аналога для всей системы саморегулирования, так как признаком, разграничивающим стандарты и правила СРО строителей, является взаимосвязь с требованиями законодательства о техническом регулировании, нехарактерная для большинства сфер саморегулирования.

Кроме того, ФЗ «О саморегулируемых организациях» и многие отраслевые законы о саморегулировании не определяют порядок разработки и принятия стандартов и правил (см. Кванина В.В. Указ. соч.). Позволим себе не согласиться с этой точкой зрения: стандартизации можно подвергнуть любую деятельность, что же касается нормативного разграничения правил и стандартов, то его отсутствие в том или ином законе не запрещает придерживаться его самим СРО в ходе своей работы.

Таким образом, из содержания комментируемой статьи следует, что ГрСРО реализует те функции, которые обычно принадлежат органам публичной власти и управления. При этом, естественно, реализация таких функций ограничена законом. Комитет по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ в одном из своих писем совершенно справедливо указал, что, реализуя права и обязанности, предоставленные СРО законодательством РФ, такая СРО (ГрСРО) участвует не в политической деятельности, а обеспечивает исполнение возложенных на нее государством публично-правовых функций при условии, что реализация указанных функций направлена на достижение целей, поименованных в ГрК РФ (см. письмо Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 11 февраля 2015 г. N 3.31-22/100 «О деятельности саморегулируемых организаций»).

Что касается контроля ГрСРО за деятельностью своих членов в части соблюдения правил и стандартов, то он осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ней. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления ГрСРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в ГрСРО жалоба на нарушение членом ГрСРО требований стандартов и правил. ГрСРО могут быть предусмотрены помимо указанных выше оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.

3. В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ комментируемая статья дополняется новой ч. 3, вводимой в действие с 1 июля 2017 г. Данный пункт предусматривает, что целью ГрСРО является обеспечение исполнения членами ГрСРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным. Данная норма содержательно связана с законодательной новеллой, содержащейся в ст. 60.1, вводимой в текст ГрК РФ указанным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ и определяющей, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом ГрСРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несут:

1) ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами ГрСРО, в зависимости от количества ее членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с ч. ч. 11 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании такого договора, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо на момент заключения указанного договора являлись членами такой ГрСРО;

2) соответствующее Национальное объединение ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения ГрСРО, либо ГрСРО, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае если такое Национальное объединение ГрСРО перечислило в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 55.16 ГрК РФ, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счет указанной ГрСРО.

Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Источник: www.zakonrf.info

Саморегулируемые организации в сфере строительства.

Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.

Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО в России по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ века на рынке ценных бумаг.

Общий закон, закрепивший правовой статус саморегулируемых организаций как нового правового института, был принят 01.12.2007 г. — Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» (далее – Общий закон). В соответствии с указанным законом, саморегулируемая организация (СРО) – это организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, устанавливающая правила и стандарты ведения соответствующей деятельности и контролирующая их выполнение.

Читайте также:  Как рассчитать строительство дома 10 на 10

Цель саморегулруемых организаций – обеспечить высокое качество услуг (работ, товаров), оказываемых ее членами за счет регламентирования и контроля деятельности членов самой СРО, а не государственными органами. По общему правилу, членство в СРО – является добровольным, однако п. 2ст. 5 общего закона закреплена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в СРО. Модель обязательного саморегулирования применена российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию, которое, по мнению как широкой общественности, так и специалистов, изжило себя и превратилось в обыкновенную куплю-продажу лицензий.

На сегодняшний день модель обязательного саморегулирования введена в шести законах в отношении арбитражных управляющих; оценщиков; аудиторов и аудиторских организаций; строительных, проектных и изыскательских организаций; субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, и ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

В Градостроительный кодекс и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения, касающиеся замены лицензирования саморегулированием, были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс и отельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным законом было установлено, что лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения прекращается с 01 января 2010 г. Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года.

Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года. С указанной даты для субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности в отношении объектов капитального строительства в качестве условия осуществления указанной деятельности было установлено требование о членстве в СРО и наличии допуска к указанной деятельности, полученной в этой СРО (ст. 47,48, 52 Закона). В кодекс были введена глава 6.1, регламентирующая порядок приобретения объединениями субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности статуса СРО, квалифицирующие требования к объединению для получения статуса СРО, специфические права, обязанности, функции, структуру и восстав органов СРО, правила допуска СРО своих субъектов к соответствующей предпринимательской деятельности, правила контроля за деятельностью СРО государственными органами.

Саморегулируемая организация субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности (далее – СРО в сфере строительства) — некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, объединяющая субъектов соответствующего вида деятельности и получившая статус саморегулируемой при условии ее соответствия следующим требованиям:

1)объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем установленного кодексом минимального количества субъектов соответствующей деятельности (для проектных и изыскательских организаций — пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; для строительных организаций – не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц);

2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее установленного кодексом (для проектных и изыскательских организаций — не менее, чем 500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации; для строительных организаций — не менее чем 1 000 000 рублей на одного члена некоммерческой организации. Если такими организациями установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, то размер взноса в компенсационный фонд может быть уменьшен до 150 000 рублей и 300 000 рублей для проектных, изыскательских и строительных организаций соответственно);

3) наличие в организации следующих принятых документов, предусмотренных:

3.1. частью 1 статьи 55.5 кодекса:

Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — свидетельство о допуске), — документ, устанавливающий условия выдач СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

Правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;

Документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;

3.2. Общим законом (пп.2 п.3 ст.3 и пп.7,8 п. 8 ст. 20)

стандарты регулируемой предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 55.5 Кодекса стандарты СРО в сфере строительства — это документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила регулируемой предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 55.5 Кодекса правила СРО в сфере строительства – это документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. К таким требованиям, в частности, могут относится условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчика; требования к обязательному досудебному урегулированию споров и конфликтов с заказчиками; требование к рекламе, распространяемой членом СРО; требование к наличию системы качества в организации и т.д.;

— документы, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов (органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО).

Таким образом, некоммерческое партнерство, объединяющее субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности, отвечающая указанным выше требованиям подлежит включению в реестр саморегулируемых организаций уполномоченным органом, которым в соответствии с Постановлением Правительства СР от 19.11.2008 г. № 864 является Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Основными целями СРО в сфере строительства являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членам СРО;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Достижение указанных целей с помощью предоставленных СРО инструментов, которыми не обладают обычные объединения предпринимателей (нормотворчество, контроль, применение мер дисциплинарного воздействия) вполне реально.

Инструмент нормотворчества включает в себя право и /или обязанность СРО разрабатывать такие внутренние документы как: правила и стандарты саморегулирования; требования к выдаче свидетельств о допуске к работам; правила контроля в области саморегулирования; документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия; правила рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований стандартов и правил СРО; процедура рассмотрения жалоб; положение о специализированных органах и правила осуществления их деятельности; порядок ведения реестра членов СРО; порядок предоставления членами СРО информации о своей деятельности; порядок опубликования информации о деятельности членов СРО.

Контрольная функция СРО включает в себя осуществление плановых и внеплановых (по жалобам третьих лиц) проверок деятельности на предмет соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (при приеме и ежегодно), правил и стандартов СРО.

За несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО к члену СРО могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • вынесение предписания об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;
  • вынесение члену СРО предупреждения;
  • приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  • прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  • исключение из членов СРО.

Отличительной особенность СРО от объединений субъектов предпринимательской деятельности, не обладающих таким статусом, помимо специфических прав, обязанностей и функций, является также возложение на СРО ответственности за деятельность своих членов . СРО несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса. В случае осуществления выплаты из компенсационного фонда члены СРО обязаны восстановить его до минимального предусмотренного уставом размера в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат. Невыполенение указанных обязанностей повлечет СРО лишения статуса, а ее членов – права осуществлять свою деятельность. Таким образом, члены СРО заинтересованы в осуществлении реального контроля за деятельностью каждого из них во избежание необходимости постоянно пополнять компенсационный фонд или потери СРО своего статуса.

Именно материальная заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности, в частности строительных, проектных и изыскательских организаций, должна способствовать становлению и развитию здоровой действенной контрольной структуры в виде саморегулируемых организаций, а последние – функционированию на рынке субъектов с высоким качеством работ и степенью ответственности за их результаты.

Источник: www.top-personal.ru

Рейтинг
Загрузка ...