Совещание по развитию дорожного строительства, которое прошло 2 июня 2022 года под председательством президента РФ, было посвящено новой национальной цели. С 2023 года планируется ввести пятилетний план на развитие дорожной отрасли, что позволит подрядчикам получать долгосрочные заказы и гарантировать спрос на технику и материалы. По словам главы государства, транспорту, логистике и инфраструктуре отводится особая роль в экономическом развитии страны.
Новые дороги — это перспективы для бизнеса, укрепление связи между регионами, наращивание экспорта. Всё это в целом создаёт прочную основу для роста экономики и повышает темпы развития всей страны. За ближайшие годы планируется построить 1 600 километров новых трасс, ещё почти на двух тысячах километров на подходе к М-12 планируется расширить существующие дороги с выходами на границу Казахстана и дальнейшим выходом на Китай.
На совещании по развитию отдельных направлений транспортного комплекса, которое прошло 24 мая 2022 года, президент Владимир Путин сказал, что необходимо задействовать механизм параллельного проектирования и строительства при соблюдении требований по безопасности и надёжности вводимых объектов.
Основы геотехники. 7-3
А 31 мая 2022 года на Форуме дорожных инициатив вице-премьер Марат Хуснуллин подчеркнул, что в рамках планируемого ускорения темпов строительства только те, кто умеет проектировать, смогут экономить деньги, а законодательная база позволяет это сделать. Таким образом, процесс проектирования и строительства в ближайшем будущем должен претерпеть изменения.
Уже ведётся комплексная работа по наращиванию темпов, в том числе происходит корректировка нормативной базы (сокращение количества документов с сохранением необходимого и достаточного минимума). Отрадно заметить, что такие масштабные проекты подкрепляются не только финансированием и правкой нормативной базы, но и программами подготовки кадров («Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы»).
Однако следует отметить, что существенная проблема, препятствующая достижению обозначенных планов, всё же ускользнула от внимания при обсуждении на совещаниях президента и правительства. Об этой проблеме ёмко и точно сказал генеральный директор ГК «Петромоделинг» Алексей Бершов на ежегодной конференции Государственной компании «Автодор», которая прошла в Сочи с 31 мая — 1 июня 2022 года.
Суть её заключается в том, что изыскательская отрасль сегодня не готова обеспечить поставленные президентом и правительством задачи. Состояние весьма плачевное: существование «фирм-однодневок», которые быстро могут выдать отчёт без бурения, влечёт резкое снижение стоимости работ, что приводит к невозможности обновить основные фонды нормальных организаций (оборудование устаревает и изнашивается); низкий уровень зарплат влечёт отток квалифицированных кадров и отсутствие новых.
Основы геотехники. 1-1
Всё это привело к массовым фальсификациям буровых, полевых и камеральных работ. Алексей Бершов отмечает, что бурение на скорость просто невозможно и приводит либо к профанации всех остальных инженерно-геологических работ и задач, либо к фальсификации самого бурения.
Особенно часто это происходит на территориях (а их в освоении сейчас всё больше), где проявляются опасные инженерно-геологические процессы и (или) распространены специфические грунты, которые чаще всего невозможно использовать в теле насыпи, а в основании дорог они приносят массу инженерных проблем, удорожая и затягивая строительство при их несвоевременном выявлении и описании.
Именно результаты изысканий дают единственную возможность экономить деньги и сроки при грамотном проектировании с обеспечением безопасности при инфраструктурном строительстве и эксплуатации дорог.
Полностью соглашаясь с мнением директора ГК «Петромоделинг» и его предложениями по выводу отрасли из кризиса, следует добавить, что переход от инженерных изысканий к проектированию невозможен без участия геотехника.
Именно специалист-геотехник определяет достаточность надёжности конструкций, принятых проектных решений, позволяет получить экономически целесообразные конструкции без излишних перезапасов, выполняя расчётное обоснование, и обеспечивает возможность применения современных строительных материалов и новых технологий. Но всё это возможно лишь в том случае, когда обеспечены полнота, достоверность и качество инженерных изысканий.
При переходе от изысканий к проектированию сооружений необходимо выполнить анализ результатов изысканий и на их основе назначить проектные решения и конструкции. Геотехническое расчётное обоснование является неотъемлемой частью такого процесса. К сожалению, сегодня далеко не во всех проектных организациях есть геотехнические отделы и специалисты-геотехники.
А для транспортных сооружений оценка устойчивости определяет надёжность. Линейные объекты часто пересекают районы залегания слабых грунтов, вскрывают выемками специфические грунты и при этом требуют обеспечения устойчивости как насыпей, так и самих выемок. Для выполнения таких и многих других оценок надёжности необходимы геотехнические расчёты.
Сегодня наряду с традиционными методами ручного счёта и их автоматизированными вариантами в программах всё более активно используются методы численного анализа. В чём принципиальная разница между различными инструментами поддержки проектирования, и что из них выбрать проектной организации?
Учитывая реальные темпы проектирования в сжатые сроки, говорить о расчётах вручную не приходится. Наличие компьютеров в организациях сделало возможным автоматизацию расчётов. Выполнить их в таких программах, как Excel или Mathcad, не сложно. Однако проблема ручного счёта при этом никуда не уходит.
Использование упрощённых формул и решений не всегда обеспечивает должную надёжность и совсем не позволяет получить экономическую выгоду (простоту формул компенсирует заложенная в них избыточная надёжность, которая, как показывает практика, не всегда работает).
Другой вариант — выполнять расчёты в специализированных инженерных программах, которые с тем или иным улучшением реализуют аналитические зависимости. Для дорожных конструкций требуется минимальный набор программ по расчёту: устойчивости, осадки и консолидации, дорожных одежд, подпорных стен, армогрунтовых (или габионных) конструкций и шпунтовых ограждений. Проблемами такого подхода являются:
- необходимость иметь для каждого перечисленного расчёта соответствующую программу;
- использование в каждой программе своих данных, не связанных с другими расчётами;
- получение приближенной оценки отдельно для рассматриваемого состояния/расчётного случая или элемента конструкции;
- потребность выполнять несколько различных проверок для выявления одного, наиболее неблагоприятного сочетания нагрузок с критическим результатом;
- нередко встречающаяся в практике ситуация, когда возможности инженерных программ ограничены и получить решение проблемы попросту невозможно.
Универсальным и перспективным альтернативным способом является переход на численное моделирование. Универсальность заключается в том, что такая программа (например, широко используемый в дорожной практике программный комплекс PLAXIS) имеет одну расчётную схему и один универсальный набор данных (модель грунта) для выполнения всех видов расчётов и определения параметров любых конструкций и материалов на основе расчётов взаимного влияния элементов и сооружения.
Следует отметить, что в PLAXIS возможен подход, полностью аналогичный рассмотренному ранее варианту. Это может потребоваться на начальном этапе, когда геотехник не обладает достаточным опытом и знаниями для выполнения более сложных видов анализа. Перспективность численного расчёта заключается в том, что программа на основе метода конечных элементов (МКЭ) имеет очень широкие возможности.
По мере роста компетенций расчётчика и накопления опыта можно задействовать те или иные механизмы программы, что позволяет выполнять всё более сложные расчёты. Без таких возможностей проектирование линейных объектов в инженерно-геологических и природно-климатических условиях нашей страны чревато аварийными ситуациями.
Численное моделирование имеет ряд следующих преимуществ:
- во-первых, возможность получить экономически целесообразное и надёжное решение без избыточных перезапасов, заложенных в упрощённые формулы;
- во-вторых, численный анализ позволяет лучше оценить сложные расчётные схемы с большим количеством различных конструкций или этапностью возведения;
- в-третьих, большое разнообразие конструкций и особенно строительных материалов требует их учёта в сооружении; далеко не всегда новые материалы и технологии подкреплены современными аналитическими расчётами, а имеющиеся старые попросту не могут учесть особенности таких элементов расчётной схемы.
Это основные преимущества использования численного расчёта по сравнению с аналитическим. Конечно, есть и недостатки, если их можно так назвать, скорее, особенности. К ним можно отнести потребность в высоком уровне компетенций пользователя и необходимость получения большего объёма исходных данных по грунтам.
Однако отсутствие полноценных и достаточных исследований грунтов и опытного расчётчика (характерная черта сегодняшних проектных организаций) обесценивает работу проектировщика, которая в таком случае сводится к отрисовке чертежей и составлению смет. Проектирование как вид инженерного искусства — сложная наука, призванная найти решение сложнейших технических задач. Не зря в английском языке слова «инженер» и «гений» имеют одинаковый корень.
Характерным примером полноценного использования возможностей программы PLAXIS при строительстве автодороги М11 Москва — Санкт-Петербург является строительство подходной насыпи к путепроводу в районе Славянки (Пушкинский район в Санкт-Петербурге). Слабое основание мощностью около 35 м в рамках традиционного подхода потребовало свайного основания.
Для линейного объекта с широкой подошвой устройство свай диаметром 0,8 –1 м такой длины даже без расчётов стоимости свидетельствует о дороговизне решения. Сложным объектом стала армогрунтовая насыпь с вертикальным откосом.
При наличии полноценно проведённых изысканий и выполненном численном моделировании объекта было осуществлено проектирование сооружения без использования свай.
Строительство велось в два этапа: первый — возведение усиленной армированием насыпи на ленточных геодренах (система вертикального дренирования), что позволило обеспечить ускорение консолидации и упрочнение грунта; и последующее устройство облицовочной системы на месте временного пригруза из мешков с песком. Проведённый мониторинг показал надёжность принятого решения и подтвердил возможность реализации двухстадийной схемы строительства для армогрунтовых насыпей.
Этот и другие подобные объекты позволили сформулировать методику выполнения численного анализа в отраслевом документе ОДМ 218.120.3–2020 «Методические рекомендации по расчёту насыпей автомобильных дорог на слабых грунтах основания с применением геосинтетических материалов».
В этом документе отражена не только специфика выполнения расчётов насыпей на слабых грунтах с помощью численного моделирования, но и показана возможность снижения избыточной прочности армирующих геосинтетических материалов, часто используемых для усиления насыпей.
Заключение
Реализация поставленных правительством и президентом задач по ускорению темпов строительства без снижения надёжности является приоритетом на ближайшие 5 лет. Однако проектирование не может вестись без расчётной проверки и обоснования принятых решений, для этого в организации должен быть геотехник, специалист, обеспечивающий взаимодействие инженерных изысканий и проектирования.
Инструментом геотехника является современное программное обеспечение, предоставляющее возможности по оценке любых геотехнических конструкций в условиях любой сложности. Программный комплекс PLAXIS является универсальным инструментом, позволяющим выполнять как простые основные расчёты для начинающих специалистов, так и сложнейший численный анализ при проектировании в сложных инженерно-геологических условиях.
При наличии квалифицированного специалиста-геотехника и получении полноценных и достаточных исходных данных для расчёта на основании инженерных изысканий выполнение планов по развитию сети транспортных сооружений вполне осуществимо.
Тем временем
Дорожная отрасль может потерять те объёмы финансирования, на которые рассчитывала по проекту «Безопасные и качественные автодороги». По данным наших коллег из издания «Ведомости», в правительстве собираются урезать расходы бюджета на некоторые направления, в том числе и дорожно-строительное.
В частности, госпрограмму развития транспортной инфраструктуры, куда входили мегапроекты строительства дорог, высокоскоростных магистралей и развития сети аэропортов в регионах, хотят сократить на 390 млрд рублей в ближайшие три года. Объясняют этот манёвр сокращением нефтегазовых налогов. В мае они упали на треть по сравнению с началом года.
Текст: Евгений Федоренко
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: igrader.ru
Геотехника II- курс лекций (2012). Курс лекций для студентов специальности 5В072900 Строительство
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 0.63 Mb.
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д. Серикбаева
Е.П. Герасимов
ГЕОТЕХНИКА II
Курс лекций для студентов специальности 5В072900 – «Строительство», специализации: расчет строительных конструкций, технология возведения зданий и сооружений
Герасимов Е.П. Геотехника II: Курс лекций для студентов специальностей 5В072900 – «Строительство» всех форм обучения /ВКГТУ. – г. Усть-Каменогорск, 2013 г. – 37 с.
Курс лекций содержит краткий теоретический обзор основных разделов дисциплины «Геотехника II
Утверждено методическим советом архитектурно-строительного факультета
Білім және ғылым
образования и науки
Специальность: 5В072900 – «Строительство», специализации: расчет строительных конструкций, технология возведения зданий и сооружений
Курс лекций разработан на кафедре «Строительство зданий, сооружений и транспортных коммуникаций» на основании Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО РК 03.08.355-2006) для студентов специальности 5В072900 «Строительство»
1 Общие сведения о фундаментах………………………………………….
2 Принципы проектирования оснований и фундаментов………………….
2.1 Основные принципы проектирования …………………………………
2.2 Основные типы сооружений по жесткости и характер их деформаций
2.3 Виды деформация и смещений сооружений……………………………
2.4 Причины развития неравномерных осадок сооружений………………
3 Выбор типа и глубины заложения фундамента………………………….
3.1 Основные факторы, влияющие на тип и глубину заложения подошвы фундаментов………………………………………………………………….
3.2 Проектирование оснований по второй группе предельных состояний.
3.3 Проектирование оснований по первой группе предельных состояний
4 Фундаменты, возводимые в открытых котлованах………………………
4.2 Материалы для устройства фундаментов ………………………………
4.3 Конструкции сборных фундаментов ……………………………………
4.4 Конструкции монолитных фундаментов ……………………………….
5 Определение размеров жестких фундаментов …………………………..
5.1 Определение размеров подошвы центрально нагруженных фундаментов …………………………………………………………………………
5.2 Определение размеров подошвы внецентренно нагруженных фундаментов …………………………………………………………………………
5.3 Расчет фундаментов при действии горизонтальных и выдергивающих сил ……………………………………………………………………….
6 Основные положения проектирования гибких фундаментов ………….
7.2 Виды свайных фундаментов и типы ростверков ………………………
7.3 Сваи, погружаемые в грунт …………………………………………….
7.4 Сваи, изготовляемые в грунте …………………………………………..
7.5 Определение несущей способности свай ………………………………
7.6 Условия возникновения отрицательного трения ………………………
7.7 Проектирование свайных фундаментов ………………………………..
8 Искусственно улучшенные основания ……………………………………
9 Фундаменты глубокого заложения ……………………………………….
9.2 Опускные колодцы и кессоны …………………………………………..
10 Фундаменты на структурно-неустойчивых грунтах ………………….
10.1 Фундаменты на просадочных грунтах ……………………………….
10.2 Фундаменты на набухающих грунтах …………………………………
10.3 Фундаменты на подрабатываемых территориях …………………….
11 Фундаменты в районах распространения вечномерзлых грунтов …….
11.1 Принципы проектирования и строительства фундаментов ………….
11.2 Конструкции и устройство фундаментов ……………………………..
12 Фундаменты при динамических воздействиях …………………………
12.1 Источники колебаний грунта ………………………………………….
12.2 Типы машин и требования, предъявляемые к фундаментам под машины ………………………………………………………………………….
12.3 Меры по изменению частоты собственных колебаний фундаментов
13 Усиление оснований и фундаментов ……………………………………
13.1 Причины усиления оснований и фундаментов ……………………….
13.2 Основные приемы усиления оснований и фундаментов …………….
Знание курса дисциплины Геотехника II, излагающей основные принципы расчета и проектирования фундаментов, позволяет на практике избежать аварии сооружений и зданий.
Фундамент является основой здания и воспринимает на себя все нагрузки с последующей передачей их на грунт. Поэтому от правильного расчета, качества выбранных материалов, соблюдения технологических процессов при строительстве зависит долговечность всего строения.
В настоящем курсе излагаются методы проектирования и расчета фундаментов, а также особенностей производства работ по их возведению.
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФУНДАМЕНТАХ
Располагать сооружение непосредственно на поверхности земли можно только в редких случаях. Этому препятствуют особенности верхних слоев грунта:
— их малая несущая способность;
— возможность вертикального перемещения под воздействием метеорологических факторов;
— возможность разрушения землероями, выветриванием и корнями растений.
По указанным причинам необходимо устройство фундамента – подземной конструкции, предназначаемой главным образом для передачи давления на грунты, лежащие на некоторой глубине.
Фундамент дома является основой здания и воспринимает на себя все нагрузки с последующей передачей их на грунт. Поэтому от правильного расчета, качества выбранных материалов, соблюдения технологических процессов при строительстве зависит долговечность всего строения.
Зодчие Древнего Египта, Китая, Рима, Греции, Индии создавали монументальные сооружения, строительство которых происходило по строгим инженерным расчетам. Благодаря правильным расчетам мы можем видеть эти сооружения сейчас.
Фундамент располагают ниже поверхности земли (смотри рисунок 1.1). Надземные конструкции опираются на верхнюю плоскость фундамента – его обрез (позиция 4). Нижнюю плоскость фундамента называют подошвой (позиция 5). Напластование грунтов, воспринимающее давление от сооружения называют основанием. В основании различают несущий слой (позиция 6) и подстилающий слой грунта (позиция 7).
Строительству фундаментов предшествует изучение грунтов, глубины залегания грунтовых вод и только после этого делается математический расчет нагрузок и выбор конструкции фундамента. Немаловажную роль в возведении фундаментов играет гидроизоляция и утепление фундаментов, которые предохраняют конструктивные элементы здания от пагубного воздействия грунтовой и атмосферной влаги.
2 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ И ФУНДАМЕНТОВ
2.1 Основные принципы проектирования
В основе проектирования оснований и фундаментов заложены следующие принципы:
1) Проектирование оснований сооружений по предельным состояниям. Расчет производят прежде всего по второй группе предельных состояний, так как неравномерная деформация вызывает развитие перемещение конструкций, недопустимых по технологическим требованиям. Иногда может произойти полная потеря устойчивости грунтов под фундаментами, что заставляет выполнять расчет по первой группе предельных состояний.
2) Учет совместной работы системы основание-фундаменты-несущие конструкции сооружения.
3) Комплексный учет факторов при выборе типа фундаментов и оценке работы грунтов в основании в результате совместного рассмотрения:
— особенности сооружения и чувствительности его несущих конструкций к развитию неравномерных осадок;
— метода выполнения работ по устройству фундаментов и подземной части сооружения.
2.2 Основные типы сооружений по жесткости и характер их деформаций
Все сооружения можно разбить на три типа:
1) Абсолютно гибкие. Эти сооружения беспрепятственно следую за перемещениями поверхности грунтов основания во всех точках контакта с ней.
2) Абсолютно жесткие. Сооружения не могут искривляться. При симметричном загружении и симметричной податливости основания их осадка будет равномерной, при неравномерной деформации основания они получат крен без изгиба конструкции.
3) Сооружения конечной жесткости. К этому типу относят большинство зданий и сооружений. При развитии неравномерных осадок они получают искривления. В то же время такие здания уменьшают неравномерности осадок, так как давление по подошве фундаментов частично перераспределяются.
2.3 Виды деформаций и смещений сооружений
В зависимости от характера развития неравномерных осадок и от жесткости сооружения возникают деформации и перемещения сооружений следующих простейших видов (смотри рисунок 2.1):
Прогиб и выгиб – связаны с искривлением сооружения. Такие деформации могут возникать в зданиях и сооружениях, не обладающих очень большой жесткостью.
Перекос – возникает в конструкциях, когда резкая неравномерность осадок проявляется на участке небольшой протяженности при сохранении относительно вертикального положения конструкции.
Крен – поворот по отношению к горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести площади подошвы фундамента.
Скручивание – возникает при неодинаковом крене сооружения по его длине.
Горизонтальные перемещения – возникают при опирании на фундаменты конструкций, передающие значительные горизонтальные усилия.
2.4 Причины развития неравномерных осадок сооружений
В общем случае осадка каждого фундамента может состоять из суммы пяти слагаемых:
— неравномерной осадки разуплотнения;
— неравномерной осадки выпирания;
— неравномерной осадки расструктуривания;
— неравномерной осадки в период эксплуатации сооружения.
Рассмотрим более подробно каждый вид осадки.
Неравномерные осадки уплотнения. Под воздействием напряжений, превышающих природное давление, грунт деформируется. Деформации развиваются преимущественно вследствие уменьшения объема пор грунта (уплотнение) и искажение формы отдельных частиц или агрегатов грунта. В связи с этим осадки, развивающиеся под воздействием местной нагрузки, называются осадками уплотнения.
Неравномерные осадки разуплотнения. Данный вид осадки развивается под нагрузки, которая не превышает веса грунта, вынутого при отрывке котлована. В этом случае происходит выпучивание дна котлована (разуплотнение). Данный вид осадки ощутим при глубине котлована более 5 метров.
Неравномерные осадки выпирания. Осадки выпирания связаны с развитием пластических деформаций под краями жестких фундаментов.
Неравномерные осадки расструктуривания. Нарушение структуры грунта основания возможно по следующим причинам:
— метеорологические воздействие. Проявляется в результате промерзание, оттаивание, размягчение и набухания, высыхании и усадки грунта.
При промерзании и оттаивании пылевато-глинистых и мелкопесчаных грунтов возможно существенное изменение их объема. Сильно увлажненные такие грунты при промерзании испытывают пучение, увеличиваясь в объеме, а при оттаивании под нагрузкой – просадку. При пучении в грунтах могут развиваться напряжения, превышающие давление по подошве фундаментов.
— воздействие подземных вод и газов. Данное воздействие приводит к расструктуриванию грунтов в результате гидростатического давления, гидродинамического давления, механической и химической суффозии, расширения и выделения растворенного газа.
— динамическое воздействие перемещающихся механизмов и удары по дну котлована.
— грубые ошибки строителей. К подобным ошибкам относят: перебор грунта и некачественная его обратная укладка; отрывка глубоких котлованов около ранее возведенных фундаментов, имеющих существенно меньшую глубину заложения; заблаговременная отрывка котлована; затопление котлована производственными водами.
Неравномерные осадки в период эксплуатации сооружения. Причины развития осадок во время эксплуатации сооружений можно объединить в пять групп:
— уплотнение грунтов после начала эксплуатации сооружения. Деформации грунтов обычно продолжаются развиваться после полного завершения строительства. При наличии в основании пылевато-глинистых грунтов продолжительность нарастания осадок фундаментов вследствие медленной фильтрационной консолидации и развития деформаций ползучести скелета грунта при уплотнении иногда составляет десятилетия.
— изменение положения уровня подземных вод. При существенном понижении уровня подземных вод может происходить уплотнение слабых пылевато-глинистых грунтов из-за снятия взвешивающего действия воды.
— ослабление грунтов основания подземными и котлованными выработками. Туннельная проходка линий метрополитена, канализационных коллекторов и других подземных выработок приводит к оседанию в той или иной степени поверхности земли с находящимися на ней сооружениями.
— динамическое воздействия на грунты основания. При определенном уровне динамических колебаний может происходить уплотнение песчаных и малосвязных пылевато-глинистых грунтов, наблюдается снижение прочности таких грунтов вследствие разрушения связей между частицами и даже полное разжижение грунтов, что приводит к дополнительным осадкам фундаментов существующих сооружений.
— активность геодинамических процессов. К подобным процессам относят карст, оползни, землятрясения.
3 ВЫБОР ТИПА И ГЛУБИНЫ ЗАЛОЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТА
Проектирование оснований и фундаментов состоит из двух частей:
1) Выбора типа фундаментов и основных размеров (глубины заложения, размеров подошвы фундаментов);
2) Проектирования детальных размеров тела и арматуры фундаментов.
В пределе дисциплины Геотехники II рассматривается только первый вопрос.
3.1 Основные факторы, влияющие на тип и глубину заложения подошвы фундаментов
Выбор типа и глубины заложения подошвы фундамента – один из главных этапов их проектирования. Обычно чем выше располагается подошва фундамента, тем меньше стоимость работ по его устройству, поэтому стремятся принимать возможно меньшую глубину заложения подошвы фундаментов. Однако часто самые верхние слои грунта не соответствуют требованиям, предъявляемым к грунтам основания, так как они обладают большой сжимаемостью и периодически изменяются под воздействием метеорологических условий и в результате деятельности растительного и животного мира.
В связи с этим, при выборе глубины заложения фундамента, учитываются следующие факторы:
Источник: topuch.ru