Ост это расшифровка в строительстве

Категории стандартов: ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТП, СТО, ИСО, какие стандарты действуют на вашем предприятии.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптимальные решения для экономического и социального развития страны.

Технический регламент (ТР) документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Генеральный план Ост — 10 главных фактов об операции Третьего рейха / Документ план Ост кратко

Государственные стандарты (ГОСТ Р) устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации могут быть:организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты Российской Федерации или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов Российской Федерации (требования отраслевых стандартов не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т. д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции.

Тайное послание Гоголя. Расшифровка

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований категорий стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории Российской Федерации предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

основные параметры и размеры;

требования по безопасности;

комплектность, правила приемки;

методы контроля (испытаний, анализа, измерений);

правила маркировки, транспортирования и хранения;

указания по эксплуатации;

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические норму и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т. д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТами или ОСТами.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно-технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок, а также служат важным источником информации о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

Общие технические регламенты разрабатываются по определенным вопросам безопасности. Их действие распространяется на большие группы продукции и направлены на обеспечение пожарной безопасности, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и унификации.

Специальные технические регламенты устанавливаю конкретные требования для специфических видов продукции в случае, если требований общих технических регламентов недостаточно для обеспечения безопасности этих видов продукции.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопонимания, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид стандартов устанавливают также организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта или услуг таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека, а также ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.

Стандарты на продукцию, услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или конкретной продукции (услугам)

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля, испытания, анализа применительно к одному показателю качества продукции. Это нужно для того, чтобы одна из методик при необходимости была выбрана в качестве арбитражной. Кроме того, не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.

Методы испытаний выбираются в зависимости от вида продукции для обеспечения надлежащего ее качества. В стандартах предусмотрены различные виды испытаний: повседневные для контроля качества выпускаемой продукции; типовые, проводимые предприятием-поставщиком при освоении производства новых изделий; периодические, проводимые для проверки соответствия выпускаемой продукции предъявленным к ней требованиям.

ГОСТ, ТУ, ОСТ. Основные характеристики и отличия.

Государственный стандарт

В отличие от ТУ требования ГОСТ разрабатываются не предприятием-изготовителем, а государственными отраслевыми структурами, утверждается на высшем уровне Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Каждый ГОСТ проходит серьезные испытания и проверки в сертифицированных лабораториях, оценивается научными сотрудниками отрасли, проходит межведомственные согласования и только после этого допускается к публикации.

Для создания и утверждения ГОСТа задействуются многие институты, предприятия, эксперты. Утверждает ГОСТы Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращённое наименование в 2004—2010 годах — Ростехрегулирование; с июня 2010 года — Росстандарт) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В других странах (СНГ) – аналогично.

ГОСТ 17375-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 3D (R ≈ 1,5 DN). Конструкция»
ГОСТ 30753-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 2D (R = DN). Конструкция»
ГОСТ 24950-81 «Отводы гнутые и вставки кривые на поворотах линейной части стальных магистральных трубопроводов. Технические условия».
ГОСТ 17378-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Переходы. Конструкция»
ГОСТ 22826-83 «Сборочные единицы и детали трубопроводов. Переходы на Ру св. 10 до 100 МПа (св. 100 до 1000 кгс/см²). Конструкция и размеры»
ГОСТ 17376-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция»
ГОСТ 22822-83 «Сборочные единицы и детали трубопроводов. Тройники переходные на Ру св. 10 до 100 МПа (св. 100 до 1000 кгс/см²). Конструкция и размеры»
ГОСТ 17379-2001 «Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Заглушки эллиптические. Конструкция».
ГОСТ 6533-78 «Днища эллиптические отбортованные стальные для сосудов, аппаратов и котлов. Основные размеры».

Технические условия

ГОСТ устанавливает технические требования к продукции, требования безопасности, методы анализа, область и способы применения. Требования ГОСТа обязательны к соблюдению всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Если ГОСТ находится на самой вершине пирамиды стандартов, то ТУ – в самом ее низу: технические условия по большей части разрабатываются производителями самостоятельно, исходя из собственных представлений о том, как нужно делать тот или иной продукт и какими свойствами он должен обладать.

ТУ 1469-001-34929762-2004 «Соединительные детали трубопроводов. Технические условия».
ТУ 1469-013-13799654-2008 «Соединительные детали для промысловых и технологических газонефтепроводов на рабочее давление до 31,4 МПа (320 кгс/см²). Технические условия».
ТУ 3647-001-37941826-2012 «Детали соединительные стальные приварные их сталей марок 20 и 09Г2С для эксплуатации на трубопроводах на номинальное давление до 100 МПА. Технические условия».
ТУ 3647-095-00148139-2000 «Детали трубопроводов соединительные. Технические условия».
ТУ 1469-006-00153229-2009 «Детали соединительные для магистральных трубопроводов на рабочее давление до 11,8 МПа и промысловых трубопроводов на рабочее давление до 16 МПа».

Отраслевой стандарт

ОСТ – отраслевой стандарт – разрабатывается на продукцию отраслевого значения.

Отраслевой стандарт (ОСТ) — устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли.

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырье, материалы, полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления. Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Обозначение отраслевого стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» содержит индекс ОСТ; условное обозначение министерства (ведомства), выпустившего стандарт; регистрационный номер, присваиваемый в порядке, установленном в министерстве (ведомстве) по согласованию с Госстандартом России; а также через короткое тире после регистрационного номера две (для ОСТ, принятых до 2000 г.) или четыре (для ОСТ, принятых после 2000 г.) последние цифры года принятия стандарта.

Что такое ГОСТ и зачем он нужен?

ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение. ГОСТы устанавливаются на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов.

Система ГОСТов была разработана и запущена еще в СССР. С 1992 года государственный стандарт Российской Федерации имеет обозначение ГОСТ Р. Он подтверждает, что продукция прошла проверку и отвечает всем требованиям безопасности. В 2003 году государственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными.

В России национальные стандарты имеют добровольное применение, за исключением применения стандартов для оборонной продукции и для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию ограниченного доступа. ГОСТы принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Госстрой России.

Чем ГОСТ отличается от ОСТ?

ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом.

Чем отличается ГОСТ от ТУ?

В процессе перехода экономики к рыночным отношениям были введены ТУ (технические условия), целью которых стало регламентировать производство товаров, которые не попадали под действие ГОСТа. ТУ разрабатываются предпринимателями-производителями и являются их собственностью. Требования, установленные ТУ, не могут противоречить обязательным требованиям ГОСТов, распространяющихся на данную продукцию. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые недостаточно описаны.

ТУ разрабатываются в том случае, когда необходимо внести изменение в уже существующую технологию производства, либо в состав продукта, для обеспечения его индивидуальности на рынке или по причинам, связанным с особенностями его производства.

Чем ГОСТ отличается от технического регламента?

В 2003 году в России был принят закон «О техническом регулировании», который определяет понятие технического регламента с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент устанавливает обязательные условия хранения, перевозки, реализации товаров. Основное отличие ГОСТа от технического регламента состоит в том, что первый характеризуется количественными параметрами выпускаемой продукции, а второй — условиями использования готового изделия. Обязательное применение того или иного ГОСТа или отдельного его раздела (положения) указывается в техническом регламенте.

История

В 1925 году был организован Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны СССР. На комитет было возложено утверждение и опубликование как обязательных, так и рекомендуемых стандартов. Комитет 7 мая 1926 года утвердил первый общесоюзный стандарт добровольного применения ОСТ 1 «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура».

23 ноября 1929 года было предложено установить уголовную ответственности за несоблюдение обязательных стандартов.

Утверждённый в 1931 году как рекомендуемый общесоюзный стандарт ОСТ 1042 «Допуски и посадки. Система отверстия. 2-й класс точности. Горячая посадка» действует до сих пор. Аналогичный статус имеют ОСТ 1043, ОСТ 1044, ОСТ 1069, ОСТ 1142, ОСТ 1143, ОСТ 1214 и ОСТ 1216.

Указом Президиума ВС СССР от 10 июля 1940 года была установлена ответственность для директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет за выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов.

В 1940 году утверждение государственных общесоюзных стандартов было передано от наркоматов к Всесоюзному комитету по стандартизации. С начала второй пятилетки и до 1941 года было разработано и утверждено 8600 ГОСТов.

В 1962 году были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации и Институт СЭВ по стандартизации, которые занимались стандартизацией в рамках СЭВ. 21 июня 1974 года сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандарте Совета экономической взаимопомощи (СТ СЭВ). Стандарты СЭВ, по мере их разработки, постепенно заменяли ГОСТ вплоть до распада СЭВ в 1991 году.

В 1984 году установлена административная ответственность за выпуск или поставку (реализацию) продукции, не соответствующей требованиям стандартов.

Закон СССР 1991 года «О защите прав потребителей» относил к государственным стандартам: государственный стандарт Союза ССР, республиканский стандарт, строительные нормы и правила, государственную фармакопею и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства.

В СССР ГОСТы утверждались:

Принятые Совнаркомом СССР Государственные общесоюзные стандарты отменялись постановлением Совета Министров СССР.

Обозначения

В качестве межгосударственных стандартов могут быть приняты международные стандарты. Взаимосвязь межгосударственных стандартов с соответствующими международными стандартами указывают с использованием следующих условных обозначений степени их соответствия[21]:

Читайте также:  Что такое амнистия в строительстве

На титульном листе под наименованием межгосударственного стандарта приводят обозначение и наименование примененного международного стандарта на английском языке и условное обозначение степени их соответствия[22].

Источник: dom-srub-banya.ru

Про ГОСТы, ОСТы и ТУ. часть I

Начало истории российской государственной системы стандартизации было положено еще во времена правления Ивана Грозного, когда были стандартизированы размеры пушечных ядер, а для их измерения применялись стандартные калибры — кружала. Затем Петр I ввел технические условия на экспортную продукцию России, соответствующую требованиям импортеров. В этот же период в Петербурге и Архангельске были организованы правительственные бракеражные комиссии для проверки качества экспортируемых из России льна, пеньки, древесины, мехов и т.п.

В начале XX века в РИ была предпринята попытка стандартизировать качество свежих плодов и овощей. Постоянная техническая комиссия, организованная при Санкт-Петербургской фруктовой, чайной, винной и рыбной бирже, произвела классификацию яблок и груш по их ценности на три группы. Кроме того, были даны рекомендации по сортировке плодов на два сорта по массе, форме и чистоте плодов. Однако широкого практического применения разработанные рекомендации не получили.

Первым правовым актом, положившим начало советской стандартизации, был декрет 1918 г. Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О введении Международной Метрической системы мер и весов». В дореволюционной России применялись сразу три системы мер (старая русская, дюймовая английская и метрическая), что приводило к путанице в сфере торговли, при изготовлении материалов, деталей, продуктов и пр. Согласно декрету, для того чтобы граждане постепенно привыкали к единой метрической системе, предполагалось переходное время:

«В тех же случаях, когда введение этой системы в силу технических затруднений невозможно, разрешается применение старой системы с условием, что окончательный переход к метрической системе должен быть закончен к 1 января 1922 года»

Изменило советское законодательство и порядок отсчёта времени: в 1918 г. Россия перешла на григорианский календарь (вместо действовавшего до этого юлианского), а в 1919 г. вышел декрет СНК РСФСР «О введении счёта времени по международной системе часовых поясов» .

В 1923 году создается Всесоюзное бюро стандартов, которое в 1925 году преобразуется во Всесоюзный комитет стандартов (ВКС) при Совете труда и обороны, основной задачей которого становится руководство разработкой, утверждение и опубликование технических стандартов. В том же 1925 году вводится новая категория Общесоюзных СТандартов (ОСТ), эти ОСТы получают силу государственного закона.

7 мая 1926 ᴦ. официально утвержден первый общесоюзный стандарт – ОСТ 1 ʼʼПшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатураʼʼ. Одновременно с этим идет разработка и утверждение технико-технологической документации, регламентирующей то или иное производство на основе требований ОСТов — Всесоюзных Технических Условий (ВТУ), МежРеспубликанских Технических Условий (МРТУ) и Республиканских Технических Условий (РТУ) и Технических Условий Совнархозов (СТУ).

В ноябре 1929 ᴦ. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) принимает Постановление об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов.

В 1932 ᴦ. при наркоматах создаются ведомственные комитеты по стандартизации, тем самым наркоматы получают право утверждать и разрабатывать свои собственные стандарты отраслевого назначения. Разрешение утверждения и разработки ОСТов наркоматами иной раз приводило к путанице — продукция одного наименования, но разная по ассортименту могла стандартизироваться разными наркоматами, как, например, это было с мороженым. Мороженое пломбир, до 1939 года выпускавшееся согласно ВТУ №51 (Всесоюзные Технические Условия), наркоматом мясомолочной промышленности в 1939 году был присвоен ОСТ НКММП 34 (Главмороженое), а мороженое сливочное молочное и фруктово-ягодное до 1938 года, выпускавшееся согласно ОСТ-7133, НКСнаб-204 и 257, наркоматом пищевой промышленности был присвоен ОСТ НКПП 367 (Главхладопром).

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменил порядок утверждения государственных стандартов наркоматами. При Совнаркоме СССР организовывают Всесоюзный комитет стандартов (ВКС), который и занялся разработкой и утверждением Государственных Общесоюзные СТандартов — ГОСТов (возвращаясь к тому же мороженому, в 1941 году был введен единый ГОСТ на весь ассортимент мороженого: сливочного, молочного, пломбир, фруктово-ягодного и ароматического — ГОСТ 119-41.).Однако, ОСТы не исчезли, но теперь это были не Общесоюзные СТандарты, а Отраслевые СТандарты, которые как и прежде разрабатывались и утверждались отдельными наркоматами (позднее министерствами).

В середине 60-х годов государственная система стандартизации в связи с отставанием от возросших требований народного хозяйства, была подвергнута радикальной реорганизации. В январе 1965 ᴦ. выходит постановление Совета министров СССР ʼʼОб улучшении работы по стандартизации в странеʼʼ, где отмечалось:

Стандартизация не оказывает еще необходимого влияния на качество продукции. Многие из действующих стандартов узаконивают низкие качественные показатели. Государственные стандарты не занимают ведущего положения в системе документации, определяющей качество, надежность и долговечность изделий.

В отраслях промышленности, в союзных республиках и в совнархозах действует большое количество несогласованных и дублирующих друг друга нормативных документов, определяющих качество продукции; отсутствует комплексная стандартизация сырья, материалов и готовых изделий. В отдельных отраслях народного хозяйства, главным образом в легкой и пищевой промышленности, в стандартизации допускается излишняя детализация.

В начале 60-х существовало множество типов нормативно-технических документов, накопившихся за несколько десятилетий. Кроме ГОСТов и ОСТов, как помним была куча всяких ТУ. Не были отменены и «военные ГОСТы», стандарты введенные во время Отечественной войны. При таком многообразии документов, иногда входивших в противоречие между собой, функционирование отраслей народного хозяйства затруднялось. Что особенно сказывалось в условиях планового хозяйства.

Во исполнение указанного постановления была утверждена единая Государственная система стандартизации (ГСС) — основная задача которой состояла в ступенчатом упорядочивании и унификации стандартов и их разработке. ГОСТ 1.0-68 ГСС. Основные положения и ГОСТ 1.1-68 ГСС. Органы и службы стандартизации устанавливали взаимосвязанные нормы, правила и требования по организации и методике выполнения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства СССР. Документы имели подробное разьяснение разграничения направлений стандартизации.

Нормативно-технический документ по стандартизации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный (принятый) компетентным органом.

Стандарт — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт разрабатывается на основе достижений науки, техники, передового опыта и должен предусматривать решения, оптимальные для общества. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера.

В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения стандарты подразделяются на категории и виды.

Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

Правила построения, изложения и оформления, порядок согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий установлены в ГОСТ 2.114-70* и ГОСТ 2.115-70**.

Опережающая стандартизация — стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

В зависимости от реальных условий в стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики в виде ступеней качества, имеющие дифференцированные сроки введения.

Комплексная стандартизация — стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов.

Комплексность стандартизации обеспечивается разработкой программ стандартизации, охватывающих изделия, сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, технические средства, методы подготовки и организации производства.

Согласно документам в систему органов и служб стандартизации СССР входили:

— общесоюзные органы стандартизации и их службы;
— службы стандартизации в отраслях народного хозяйства СССР;
— службы стандартизации в союзных республиках.

Стандарты подразделялись на категории:

Стандарты всех категорий на продукцию подразделялись на виды:

— стандарты технических условий (общих технических условий);
— стандарты общих технических требований (технических требований);
-стандарты параметров и (или) размеров;
-стандарты типов, основных параметров и (или) размеров;
-стандарты конструкции и размеров;
-стандарты марок;
-стандарты сортамента;
-стандарты правил приемки;
-стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
-стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
-стандарты правил эксплуатации и ремонта;
-стандарты типовых технологических процессов

Технические условия утверждались на 5 лет и имели градацию по уровням утверждения:

— общесоюзными, союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР, в том числе их главными управлениями и объединениями союзного подчинения; центральными общественными и кооперативными организациями;

— союзно-республиканскими, республиканскими министерствами и ведомствами союзных республик, в том числе их главными управлениями и объединениями республиканского подчинения, а также республиканскими общественными и кооперативными организациями;

— советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских советов народных депутатов (городов союзного и республиканского подчинения), краевыми и областными общественными и кооперативными организациями;

— предприятиями, производственными объединениями, фирмами, трестами, комбинатами, а также колхозами и совхозами.

Перечень видов продукции, на которые технические условия могут утверждаться предприятиями и организациями в зависимости от вида продукции, устанавливается соответствующими отраслевыми (республиканскими) стандартами, разработанными на основе настоящего стандарта

При этом технические условия подлежали государственной регистрации, которую осуществляли различные уровни органов Госстандарта.

а) во Всесоюзном информационном фонде стандартов и технических условий (ВИФС) — технические условия, утвержденные:

общесоюзными и союзно-республиканскими министерствами и ведомствами СССР, в том числе их главными управлениями и объединениями союзного подчинения; центральными общественными и кооперативными организациями;

б) в республиканских управлениях Госстандарта, республиканских центрах стандартизации и метрологии — технические условия, утвержденные:

союзно-республиканскими, республиканскими министерствами и ведомствами союзных республик, в том числе их главными управлениями и объединениями республиканского подчинения, республиканскими общественными и кооперативными организациями;

в) в центрах стандартизации и метрологии (лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой) — технические условия, утвержденные:

Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных и городских советов народных депутатов (городов союзного и республиканского подчинения), краевыми и областными общественными и кооперативными организациями, предприятиями, производственными объединениями, фирмами, комбинатами, трестами, колхозами.

Примечание. В союзных республиках, где не установлено областное административное деление, государственная регистрация осуществляется Республиканским управлением Госстандарта (республиканским центром стандартизации и метрологии).

В общем, это можно было бы назвать революцией в деле стандартизации, но, как это часто бывало в союзе, хорошее и нужное начинание со временем довели до абсурда, создав громоздкую, часто дублирующую и иногда не согласующуюся между собой систему.

Вот любопытные воспоминания об этом обыкновенного советского инженера-строителя.

Я не знаю, когда и как в Советском Союзе появились первые стандарты. До 1940-х годов Госстандарт уже благоденствовал, но скромно, до воцарения Брежнева. Затем плотину прорвало. Был образован Государственный Комитет СССР по стандартам (Госстандарт), занявший в конце 1960-х годов высокую, сплошь остекленную башню на Ленинском проспекте. Здание Госстандарта возвышалось над кронами тополей Центрального Парка Культуры .

Система советских стандартов была многоступенчатой и достаточно сложной. В нее входили документы разной степени важности, образуя иерархическую лестницу. Верхнюю ее ступеньку занимали Государственные стандарты СССР (ГОСТы), вводимые в действие непосредственно Госстандартом СССР. Они были самыми важными, их «несоблюдение преследовалось по закону». К началу 1990-х годов (т.е. на закате советской власти) их накопилось не менее тридцати тысяч.

Вся эта лавина подчинялась довольно путаной классификации согласно особому документу, называвшемуся Рубрикатором. Вся экономика страны делилась в нем приблизительно на тридцать секторов, по числу букв алфавита. Например, металлургия обозначалась буквой «В», строительство — «Ж», нормы делопроизводства — «Т». Были там и сельское хозяйство, и ядерная физика, и пищевая промышленность.

Каждый сектор состоял из произвольного числа групп, имевших двузначный код. Так, металлические балки входили в группу «В22», а правила сверления в них отверстий под болты относились уже к группе «Ж34». Даже из этого единственного примера очевидно, что такая классификация не столько помогала человеку найти нужный документ, сколько запутывала его.

Сам Рубрикатор хранился в недрах Госстандарта, и на руки его не давали. Взамен желающие могли пользоваться четырехтомным Указателем ГОСТов. Три первые книги содержали полный перечень действующих на данный момент стандартов, расставленных строго по секторам и группам Рубрикатора, который, таким образом, явственно выплывал наружу. Это позволило мне из любопытства восстановить его в исходном виде. Четвертый том состоял из перечня тех же ГОСТов, расставленных по возрастанию их номеров.

Листая Указатель, можно было натолкнуться на поразительные вещи. Там значились стандарты на рисовую шелуху, на дегустацию водки и даже на дубовые желуди. Непонятно, каким образом советские власти надеялись заставить дубы производить свои желуди указанных в ГОСТе размеров; разве только поручить лесникам во время обходов декламировать его вслух. Выписав несколько таких перлов крупным шрифтом на бумагу, я подколол ее на верх своего кульмана и разъяснил столпившимся зевакам, что эти Государственные Стандарты вдохновляют меня на новые трудовые достижения. Осведомители со всех ног бросились к начальнику, тот явился нахмуренный и повелел немедленно прекратить безобразие, недостойное молодого советского инженера.

Каждый стандарт имел обозначение типа «ГОСТ 5781-82*», где номер «5781» присваивался по порядку вслед за ГОСТом с номером «5780», хотя бы они относились к совершенно разным сферам экономики, а цифра «82» означала год официального принятия стандарта. Стандарты регулярно пересматривались по причине «новых достижений советской науки». Если в них вносились небольшие изменения, вслед за цифрой, означавшей год, добавляли звездочку.

Изменение в одном ГОСТе автоматические влекло соответствующие поправки в других ГОСТах, где имелись на него ссылки. Два-три раза в месяц огромные списки этих изменений поступали в институтские библиотеки. Тогда библиотекарши, вооружась ножницами, резали их на мелкие кусочки и вклеивали в соответствующие книжечки ГОСТов. Иногда в одном изменении затрагивалось по десять пунктов, и к каждому пункту подклеивали свой обрезочек, из-за чего книжки разбухали и начинали смахивать на уличную доску объявлений.

Примерно раз в десять лет происходил капитальный пересмотр документа. В этом случае он считался новым и обозначался уже «ГОСТ 5781-91», а его предшественник терял силу. Если вследствие «достижений народного хозяйства» некоторые экономические реалии вовсе теряли смысл, как, например, конские подковы или примусы, соответствующие ГОСТы отменялись без замены, и их номер уже больше никакому документу не присваивался.

По своему содержанию стандарты делились на множество категорий. Название категории, к которой принадлежал данный ГОСТ, обыкновенно выносилось в его подзаголовок.

В «Общих положениях» объяснялось, что вообще следует понимать под термином стальная двутавровая балка. «Технические условия» подробно описывали, какими эти балки должны быть. «Сортамент» содержал перечень выпускаемых типоразмеров тех же балок и важнейшие параметры каждого из них (вес, площадь сечения, моменты инерции и пр). Нередко Технические Условия и Сортамент объединялись в едином ГОСТе. Было еще много других категорий ГОСТов, которые вечно путались и скрещивались между собой. Стандарты, регламентирующие выпуск той или иной продукции, всегда завершались разделами «Упаковка», «Маркировка» и «Технические испытания». Отдельная строка в начале каждого ГОСТа гласила, что несоблюдение его преследуется по закону.

Когда после войны образовался так называемый «социалистический лагерь», все входившие в него страны организовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), координировавший хозяйственное взаимодействие его членов. При Брежневе Советский Союз, погрязший в стандартизации, принялся активно навязывать оную своим партнерам по СЭВу.

В результате действие некоторых советских ГОСТов было распространено на их территорию. Такие ГОСТы именовались Стандартами СЭВа и считались самыми уважаемыми из всех. Их обозначение выглядело как «СТ СЭВ 1202-88», одновременно они удерживали и свой прежний, советский номер, приводившийся в скобках. Всего их насчитывалось не менее полутора тысяч.

Рангом ниже Государственных стандартов (ГОСТов) считались Отраслевые стандарты (ОСТы), принимавшиеся отдельными министерствами. В тридцатые годы стандартизация советской экономики начиналась именно с них. По виду ОСТы имели сходные обозначения, однако в каждом министерстве действовал собственный рубрикатор. В брежневское время возникла мода превращать ОСТы в полноценные ГОСТы. Поскольку это занятие не имело никакого практического смысла, за него взялись так рьяно, что под конец советской власти ОСТов уже почти не осталось.

Еще ниже рангом были Технические условия (ТУ), утверждавшиеся теми же министерствами с подачи подчиненных им организаций. Если какая-нибудь продукция, выпускавшаяся в стране (от ракеты до пуговицы), не имела своего персонального ГОСТа или ОСТа, для нее непременно утверждали ТУ или аналогичные им ТТ (Технические Требования). Обозначения этих документов были до того путаные (вроде ТУ-14-304543-234-78), что запомнить их, конечно, никто не мог.

Картинка 114 из 8647

Для всех ОСТов и ТУ существовал отдельный Указатель, который переиздавался редко и в библиотеках всегда отсутствовал. ТУ также с большим удовольствием переводили в состав ГОСТов.

Наконец, любая советская организация имела право в установленном порядке вводить собственные Стандарты предприятия (СТп), не противоречившие государственным. Крупные заводы и проектные институты имели специальные отделы, где толклось много бездельников, время от времени выпускавших очередной никому не нужный СТп.

Читайте также:  Какая документация необходима для строительства

Нормативная литература

Скалистые берега государственной системы стандартов омывал бескрайний и очень горький океан нормативной литературы. Принципиальное различие их было в том, что стандарты регламентировали качества и свойства выпускаемой продукции, тогда как нормами определялся процесс ее производства и трудовые отношения вообще. Впрочем, иногда они залезали в компетенцию друг друга, образуя на стыке неопределенное топкое болото, поросшее мангровыми зарослями противоречий, с обычными для таких мест крокодилами, змеями и прочей ядовитой фауной.

Картинка 227 из 8647

Каждая существовавшая в советской экономике специальность буквально тонула в этом безжалостном океане. ГОСТы, по крайней мере, редко превышали десяток страниц, да и те были разбавлены таблицами и картинками; инструкции сочинялись как минимум впятеро толще. ГОСТ лаконично определял те или иные свойства производимого товара; инструкция же пускалась в длинное, последовательное и до крайности косноязычное повествование о том, в каком порядке его надлежало производить, пугая несогласных и неграмотных судебных преследованием.

По счастью, самый высший эшелон писанины такого рода перелетал через головы обыкновенных тружеников, словно дальнобойные ракеты над передовыми окопами. Сюда относились Государственные Законы, Кодексы, Постановления Политбюро и Правительства, Указы и тому подобные страшные вещи. Они свистели над инженерами, бухгалтерами и дворниками в такой вышине, что лишь редкое прямое попадание заставляло догадываться, что они все-таки существуют.

Но эти тяжеловесы, долетая до министерств и подчиненных им трестов и главков, порождали лавину так называемых подзаконных актов, в которых они перетолковывались и разъяснялись применительно к данной конкретной специальности или производственному процессу. Нередко единственная и к тому же до крайности аморфная строка Закона превращалась стараниями чиновников среднего звена в огромную обстоятельную Инструкцию, не имевшую ничего общего со своим куцым источником. С этих пор всем гражданам следовало действовать именно по Инструкции, и еще по тем дополнительным документам, которые из нее рождались и ее дополняли.

Примеры проектирования и расчета деревянных конструкций.

Нормативная литература, по крайней мере в своих низовых звеньях, не имела той жесткой иерархии, какая была присуща стандартам. Я не берусь объяснить, чем Инструкции отличались от Положений, а те, в свою очередь, от Норм, Указаний, Рекомендаций или Пособий. Некоторым из них присваивались цифровые обозначения, но не всем. Большинство имело на первой странице гриф «Официальное издание», но эта надпись могла отсутствовать. Обыкновенно Инструкция была короче и строже, а Пособия или Рекомендации, составленные на ее материале, разжевывали дело подробнее и даже отличались некоторой снисходительной доброжелательностью.

Прораб, стоя по колено в грязи и отгоняя матом обнаглевших рабочих, изучал пособие по обеспечению сохранности строительных материалов в полевых условиях. Одуревший инженер, обложившись параграфами, выискивал для расчета балки дозволенную правительством формулу, а затем для очистки совести заглядывал на последнюю страницу в список замеченных опечаток. Одним словом, нормативную литературу читали все, везде и всегда. Не по этой ли причине советская пропаганда с гордостью называла нашу страну самой читающей в мире?

Система СНиПов

В строительной отрасли эта почетная обязанность возлагалась на Госстрой СССР. При нем существовало несколько ключевых научных институтов (упомянутых выше), которые ежегодно производили десятки разнокалиберных инструкций на все мыслимые случаи жизни. Их печатали в типографиях ведомственного «Стройиздата» в совершенно недостаточном количестве и скупо рассылали по институтским библиотекам. В свободной продаже их почти не было, разве только в специализированном магазине «Техническая книга» на Ленинском проспекте. Увидав на прилавке даже не слишком нужную инструкцию, ее закупали в нескольких экземплярах для сослуживцев, а еще два оставляли себе (второй надобился после того, как неминуемо крали первый).

Смысловым центром всей этой разнокалиберной писанины являлась монолитная громада Строительных Норм и Правил (СНиПов), предоставлявших каждому инженеру исчерпывающие сведения по его предмету. Все, что проектировалось и строилось на необъятных российских просторах, должно было до последней мелочи соответствовать их требованиям. В сущности, инженер мог не иметь никакой иной литературы, потому что все, выходившее за рамки СНиПов, автоматически считалось незаконным и неправильным.

По виду СНиПы представляли собой симпатичные тетрадки форматом в машинописный лист и объемом до пятидесяти страниц (самый толстый из них — «Стальные конструкции» — достигал ста). Исключение составляли СНиПы для прорабов на стройках, которые издавались в виде брошюр карманного формата, часто в непромокаемой пластиковой обложке. Как правило, СНиПы печатались на отличной бумаге, выделяясь белизной среди желтоватых и блекло-серых книжечек ГОСТов.

Согласно Классификатору, все масса СНиПов делилась на пять основных Частей.

СНиПы Первой Части были немногочисленны и мало кому нужны, потому что в них значились самые общие сведения: что такое строительство вообще, как оно управляется, что следует понимать под термином «балка», и т.п. Их обложки были расчерчены яркими красными полосами.

СНиПы Второй Части содержали необходимые для инженеров нормы проектирования. Полосы на их обложках были темно-голубого цвета.

СНиПы Третьей Части предназначались прорабам и мастерам на стройках. Из них можно было узнать, в какой последовательности следует рыть котлован под фундаменты, настилать паркет или красить окна. Для самых бестолковых разъяснения сопровождались схемами и рисунками. Снаружи эти брошюрки ласкали глаз полосками цвета майской зелени.

СНиПами Четвертой и Пятой Частей пользовались исключительно сметные отделы, потому что они, соответственно, содержали расценки работ и «нормы затрат материальных и трудовых ресурсов» на те же работы. Обнаружив в чертежах какой-нибудь болт, сметчик с китайским терпением лез в эти СНиПы и прилагаемые к ним Ценники и выписывал (а) стоимость болта данного типа, (б) стоимость труда монтажника по его закрутке, (в) количество потребных для этой операции гаек и шайб, и (г) расход рабочего времени на их установку. Все эти откровения с обязательными ссылками на параграфы СНиПов заносились в большую смету и, суммируясь там на сотнях страниц, давали в итоге сметную стоимость строительства, которая никогда не выдерживалась на практике. Сметных СНиПов и Ценников существовало такое невероятное количество, что они едва умещались в целой веренице шкафов. Полосы на них, по всей справедливости, были навозно-коричневого цвета.

Каждая из Частей, в свою очередь, разбивалась на Группы по тематическому признаку (в Первой Части их было шесть, во Второй — двенадцать, в Третьей — девять), а Группы — на отдельные Главы. Каждая Глава помещалась в собственной тетрадке, которую в обиходе как раз и звали СНиПом. Номера Части, Группы и Главы, вместе с годом утверждения данного СНиПа, составляли его официальное обозначение. По виду эти шифры от десятилетия к десятилетию незначительно менялись. Начиная с 1980-х годов они выглядели как «СНиП 2.02.03-81»

Вторая, чисто проектная Часть, которой пользовались все инженеры, насчитывала не менее полутора сотен различных СНиПов. Хотя их число колебалось (потому что их без конца сливали из трех в один или разбивали из одного на два), но все-таки со временем росло за счет перевода в ранг СНиПа мелких пособий и инструкций — с ними происходило то же самое, что с ОСТами и ТУ.

Все эти СНиПы по большому счету делились на три неравных стопки. К первой, самой большой, относились архитектурные нормы по видам зданий. Существовали отдельные СНиПы на театры, стадионы, кинотеатры, клубы, детские сады, школы, больницы, жилые дома, промышленные цеха, заводские административные корпуса, автобазы и т.д. и т.п. В них указывался список необходимых помещений (например, в автобазе нельзя было забывать мойку), их минимальные габариты, подводка к ним коммуникаций и пр. Сюда же примыкал СНиП «Противопожарные нормы», самый занудный и бестолочный из всех.

Другая стопка, поменьше, адресовалась инженерам и рассматривала каждый тип конструкций в отдельности. Здесь были СНиПы на железобетонные, стальные, деревянные, кирпичные и даже алюминиевые конструкции, отдельный СНиП по фундаментам и еще «Нагрузки и воздействия», где можно было выяснить, сколько снега выпадает зимой на Чукотке, какого землетрясения следует опасаться в Молдавии, ветра какой силы дуют в Москве и сколько пожитков может средний советский человек натащить к себе в квартиру (последняя цифра, без учета коэффициентов запаса, составляла 150 кг/кв.м, тогда как в конторах ее следовало повышать до 200 кг/кв.м). К этому СНиПу прилагалась подборка очень красивых разноцветных карт.

Третья стопка, самая маленькая, касалась всех прочих смежников. Каждый из них пользовался всего одним-двумя СНиПами и по прошествии нескольких лет знал их почти наизусть.

В проектных отделах СНиПы «общественного пользования» обыкновенно хранились у главного конструктора, который во избежание воровства нанизывал их на веревку, создавая гигантские и чрезвычайно неудобные подшивки; ими пользовались лишь в крайнем случае. Отдельными СНиПами удавалось разжиться у библиотекаря, с которым по этому случаю поддерживали приторно-любезные отношения. Но серьезному инженеру-расчетчику, конечно, следовало иметь собственные ключевые СНиПы. Их подписывали со всех сторон, маскировали в ящиках среди прочего барахла и одалживали соседям крайне неохотно.

Михаил Глебов, сентябрь 1999

К 80-м годам система превратилась в огромного «монстра» висящего над народным хозяйством, стандартизирующего и регламентирующего любой шаг, который вместо того, чтобы ускорять и помогать развивать — тормозил и мешал.

обеспечивать контроль за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и метрологических правил на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях, рассматривать результаты проверок и принимать оперативные меры к устранению выявленных недостатков;

систематически проверять состояние средств измерений на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях, принимать необходимые меры к соблюдению строгой государственной дисциплины в деле их применения.

Госстрою СССР усилить контроль за соблюдением утверждаемых им государственных стандартов предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности.

В результате проверок и оперативных мер по устранению выявленных недостатков за период 1983-1985 гг были пересмотрены многие стандарты прошлых лет — часть из них заменили новыми (в прошлой статье в качестве примера я приводила пересмотр стандартов на мясные консервы), часть упразднили, часть пересмотрели, введя новые положения (изменения).

Однако, этого оказалось не достаточно, поэтому, согласно январскому 1985 года постановлению СовМина СССР » Об организации работы по стандартизации СССР», началась реорганизация государственной системы стандартизации. Систему попытались сделать «легче» и мобильнее, с тем чтобы быстрее реагировать на появляющиеся новые технологии и новые материалы.

В нормативно-технической документации вместо категории стандартов предприятий (объединений) — СТП появились ТУ,

При отсутствии государственных, отраслевых и республиканских стандартов или технических условий министерств и ведомств СССР, являющихся головными (ведущими) по видам выпускаемой продукции, министерства, ведомства, центральные органы кооперативных и иных общественных организаций могут разрабатывать технические условия на продукцию подведомственных им предприятий и организаций либо обеспечивают производство такой продукции непосредственно на основе технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Разработка стандартов и технических условий на продукцию является составной частью работ по созданию новой (модернизируемой) продукции.

При этом отпала обязательность государственной регистрации в органах госстандарта стандартов всех уровней. ГОСТы по прежнему утверждал переименованный в 1978 году Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт СССР), ОСТы — утверждали отраслевые министерства и ведомства, РСТы — утверждались республиканскими органами, а ТУ:

Технические условия на продукцию утверждаются по отраслевому принципу соответствующими министерствами, ведомствами, центральными органами кооперативных и иных общественных организаций в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом СССР по стандартам.

Эти изменения нашли отражение в пересмотренном Положении ГСС (ГОСТ 1.0-85 ГСС. Основные положения), где были указаны новые виды стандартизации:

1) параметры и (или) размеры;
2) типы;
3) сортамент;
4) марки;
5) конструкция;
6) методы контроля (испытаний, анализа, измерений, определений);
7) приемка;
8) маркировка;
9) упаковка;
10) транспортирование;
11) хранение;
12) эксплуатация и ремонт;
13) общие технические требования;
14) общие технические условия;
15) технические условия.

В 1990 году Постановление Совмина СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации в СССР» в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения внесло существенные поправки в работу системы государственной стандартизации. Первых 2 пункта этого постановления гласили:

1.Установить, что государственные и республиканские стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования к качеству продукции.

К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

2.Предоставить право предприятиям, организациям, концернам, ассоциациям и другим объединениям разрабатывать и утверждать стандарты предприятий на создаваемую и выпускаемую ими продукцию, если требования таких стандартов превышают показатели государственных и республиканских стандартов на эту продукцию.

Далее в постановлении определялось, кто может являться заказчиками государственных стандартов, а так же необходимость взимания платы за их разработку: разрабатывать и утверждать начиная с 1991 года цены на издаваемые государственные стандарты.

Так же постановление обязывало:

Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам с участием правительств союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств пересмотреть действующую государственную систему стандартизации в СССР с целью приведения ее в соответствие с положениями настоящего Постановления и обеспечить поэтапное введение в действие новой государственной системы стандартизации в течение 1991 года.

Именно эта, уже обновленная система государственной стандартизации, по наследству перешла в РФ.

Источник: aftershock.news

В чем основные отличия между ГОСТ и ТУ

В России продукция изготавливается на основании нормативных актов, которые устанавливают характеристики товаров, технологию их изготовления. Существуют признаки, отделяющие ГОСТ от ТУ – отличие состоит в степени законности, обязательности этих правил и т.д.

Продукция

Для продукции в России устанавливаются характеристики и технология производства.

Что такое ГОСТ, ТУ, ОСТ, СТО

ГОСТ – государственный стандарт, который разрабатывается специальными органами, действителен по стране, считается обязательным для исполнения. Устанавливает правила производства товаров и унифицирует производственный процесс. Система этих документов создавалась в СССР.

ТУ – технические условия, которые разрабатываются либо по решению изготовителя, либо по инициативе заказчика. Требованиям, которые содержатся в ТУ, должны соответствовать изделия, материалы. Также в документах закреплены методы, с помощью которых устанавливается, соблюдены ли заданные условия.

ОСТ – отраслевой стандарт. Расшифровка указывает, что документ закрепляет требования к качеству продукции в заданной области. ОСТы обязательны для предприятий указанной отрасли. Часто они применяются в оборонной промышленности.

СТО – стандарт организации. Создается предприятием самостоятельно. Содержит правила производства, информацию об особенностях технологических процессов. Заданный свод правил и требований призван наладить механизм работы предприятия.

ГОСТ от ТУ – отличие

Перечисленные документы отличаются по следующим критериям:

Разработка и утверждение

ГОСТ разрабатывается государством. Каждый акт проходит обязательную регистрацию в Министерстве юстиций.

Технические условия разрабатываются предприятием по желанию или по требованию заказчика. Обязательную регистрацию технические условия не предполагают, однако она может быть проведена в Госстандарте.

ОСТы разрабатываются гос. органами отдельных отраслей. Утверждается акт исполнительной властью России.

СТО разрабатывается изготовителем и действует только на уровне предприятия. Никакой регистрации, утверждения документ не проходит.

Гарантии соблюдения регламента

Одним из главных критериев отличия перечисленных актов является гарантия соблюдения регламентов.

Акты, разработанные государством, устанавливают более жесткие требования.

ГОСТы, ОСТы обязательны для исполнения, в них закрепляются нормы, которые производитель должен неукоснительно соблюдать.

Технические условия и стандарты организаций являются более “мягкими” документами. Они разрабатываются самими предприятиями и за счет этого считаются гибкими.

Кроме того, первая группа направлена на соблюдение качества, безопасности продукции, в то время как техусловия и СТО призваны поддерживать эффективность и технологичность производства.

Гарантии соблюдения ГОСТ и ТУ

Гост от Ту. Технические условия поддерживают эффективность и технологичность.

Регулирование и детализация регламента

Госстандарт описывает весь пусть производства товара – от сырья до хранения и транспортировки. Пристальное внимание уделяется маркировке. Все технологические процессы, характеристики указаны максимально точно, с мельчайшими деталями. Техусловия не содержат такого подробного описания.

Маркировкам, хранению и реализации внимания не уделяется. Чаще всего техусловия, СТО направлены на продажи товаров.

Законодательная поддержка

Поскольку госстандарт создается и утверждается государством, его можно считать полноценным нормативно-правовым актом. Что касается ТУ и СТО, к ним нельзя применить такого определения. Эти документы принадлежат коммерческим организациям, их можно продать.

При этом технические условия должны не противоречить ГОСТам, а только дополнять, расширять их. ОСТы разрабатываются в том случае, если в каких областях отсутствуют государственные стандарты. СТО считаются вариациями ГОСТов, созданными предприятиями.

ГОСТ, ТУ, ОСТ или СТО – что лучше

ГОСТы считаются самыми жесткими и обязательными документами из этих 4 вариантов. Но их разработка, утверждение занимают несколько лет. По этой причине ГОСТы часто не успевают за техническим прогрессом. Поэтому сейчас популярными становятся техусловия и СТО. На их изготовление тратится гораздо меньше времени, при этом они содержат инновационные методы производства.

Читайте также:  План проведения работ в строительстве образец

ОСТы разрабатываются редко, чаще используются уже существующие.

Между ТУ и СТО есть существенные отличия, которые позволяют выбрать один из документов. Вторые не требуют регистрации, поэтому в них производители могут хитрить. Кроме того, они не считаются публичными стандартами, действуют только в пределах одной организации. Технические условия являются унифицированным актом, соответствующим всем нормам и правилам. Это может быть почвой для действий нечестных производителей.

Исходя из перечисленного, самым удачным документом считаются технические условия.

Источник: tehnolog-food.ru

Организация взаимодействия ОСТ и генподрядчика

6 Оформление разрешительной документации и допуска подрядной организации к производству работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 8

6.1 Организация взаимодействия ОСТ и генподрядчика. 8

6.2 Оформление разрешительной документации подрядчиком.. 9

6.3 Оформление разрешительной документации заказчиком.. 12

6.4 Оформление допуска подрядной организации к производству работ. 15

7 Особенности оформления разрешительной документации и допуска подрядной организации к производству работ на объектах нового строительства. 16

8 Порядок обеспечения безопасного производства работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 17

8.1 Обеспечение соблюдения пропускного и внутриобъектового режима, установленного на объекте ОСТ. 17

8.2 Проведение вводных инструктажей и проверок знаний. Оформление нарядов-допусков 19

8.3 Организация безопасного производства работ. 22

8.4 Установление охранных зон инженерных коммуникаций. 24

8.5 Движение техники в охранной зоне нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 27

8.6 Контроль за безопасным производством работ. 29

9 Производство работ в охранных зонах инженерных коммуникаций сторонних организаций 32

Приложение А (обязательное) Перечень документации, передаваемой заказчиком подрядной организации для разработки ППР. 35

А.1 Перечень документации, передаваемой ОСТ подрядной организации для разработки ППР на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 35

А.2 Перечень документации, передаваемой ОСТ подрядной организации для разработки ППР на объектах нового строительства. 36

Приложение Б (обязательное) График передачи документации подрядной организацией заказчику для допуска к производству работ. 37

Б.1 График передачи документации подрядной организацией филиалу ОСТ для допуска к производству работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 37

Б.2 График передачи документации подрядной организацией филиалу ОСТ для допуска к производству работ на объектах нового строительства. 38

Приложение В (обязательное) График передачи документации заказчиком подрядной организации для производства работ. 39

В.1 График передачи документации филиалом ОСТ подрядной организации для производства работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 39

В.2 График передачи документации филиалом ОСТ подрядной организации для производства работ на объектах нового строительства. 41

Приложение Г (обязательное) График оформления документации и освидетельствования производства работ подрядной организацией. 42

Г.1 График оформления документации и освидетельствования производства работ подрядной организацией на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 42

Г.2 График оформления документации и освидетельствования производства работ подрядной организацией на объектах нового строительства. 44

Приложение Д (обязательное) Форма списка персонала подрядной организации, направляемого на объект ОСТ для выполнения работ. 46

Приложение Е (обязательное) Форма перечня автотракторной техники и оборудования, используемых при производстве работ. 47

Приложение Ж (обязательное) Порядок согласования ППР с проектной организацией и заказчиком 48

Приложение И (обязательное) Форма акта готовности и передачи объекта для производства работ 49

Приложение К (обязательное) Форма разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода. 49

Приложение Л (обязательное) Форма ордера на право производства работ в охранной зоне инженерных коммуникаций. 54

Приложение М (обязательное) Форма акта допуска подрядной организации к производству работ 55

М.1 Форма акта допуска подрядной организации к производству работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ. 55

М.2 Форма акта допуска подрядной организации к производству работ на объектах нового строительства. 57

Приложение Н (рекомендуемое) Форма информационного письма в региональный орган строительного контроля ОАО ЦТД «Диаскан». 58

Приложение П (обязательное) Форма заявки на выдачу наряда-допуска. 59

Область применения

1.1 Настоящий документ устанавливает порядок допуска подрядных организаций к производству работ на объектах нового строительства, на эксплуатирующихся объектах организаций системы «Транснефть» (далее – ОСТ) и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ, выполняемым по программам технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта и ремонтно-эксплуатационных нужд (далее – Программы ТПиР, КР и РЭН).

1.2 Настоящий документ распространяется на работы по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам линейных, площадочных объектов и объектов связи ОСТ.

1.3 Настоящий документ предназначен для применения ОСТ, органами строительного контроля и подрядными организациями.

1.4 Требования нормативных документов ОАО «АК «Транснефть», противоречащие установленному настоящим документом порядку допуска подрядных организаций к производству работ, не должны применяться до внесения в них соответствующих изменений.

Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

НПБ 254-99 Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний

СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве

РД-11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

РД-01.120.00-КТН-228-06 Магистральный нефтепроводный транспорт. Термины и определения

РД-03.120.10-КТН-155-11 Требования к подрядным организациям ОАО «АК «Транснефть»

РД-13.310.00-КТН-026-09 Руководство по организации охраны объектов магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть»

РД-25.160.00-КТН-011-10 Сварка при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов

РД-75.180.00-КТН-150-10 Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов

ОР-03.100.30-КТН-150-11 Порядок организации огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах организаций системы «Транснефть» и оформления нарядов-допусков на их подготовку и проведение

ОР-03.100.50-КТН-015-12 Порядок взаимодействия структурных подразделений ОАО «АК «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» при закупке работ и услуг по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ОАО «АК «Транснефть» и организаций системы «Транснефть»

ОР-03.120.00-КТН-071-09 Требования к аттестации специалистов неразрушающего контроля, выполняющих работы на объектах ОАО «АК «Транснефть»

ОР-05.01-64.20.30-КТН-014-1-03 Регламент по охране линий и сооружений производственно-технологической сети связи магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть»

ОР-23.040.00-КТН-223-10 Порядок организации и планирования работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и сооружений линейной части магистральных нефтепроводов и технологических нефтепроводов нефтеперекачивающих станций

ОР-25.160.40-КТН-002-09 Положение об аттестации лабораторий неразрушающего контроля, выполняющих работы на объектах ОАО «АК «Транснефть»

ОР-75.180.00-КТН-134-11 Порядок проведения зачистки внутренней поверхности резервуара от донных отложений

ОР-91.010.30-КТН-266-10 Объекты магистральных нефтепроводов. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Формирование приемо-сдаточной документации

ОР-91.010.30-КТН-345-09 Порядок разработки проектов производства работ на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

ОР-91.200.00-КТН-025-11 Порядок организации и осуществления строительного контроля на объектах строительства организаций системы «Транснефть»

Примечание – При пользовании настоящим нормативным документом целесообразно проверить действие ссылочных документов в соответствии с действующим «Перечнем законодательных актов и основных нормативных и распорядительных документов, действующих в сфере магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативным документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 генеральная подрядная организация (генподрядчик):Подрядная организация, заключившая с заказчиком договор на выполнение работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам.

3.2 заказчик: ОСТ (в т.ч. и ее филиалы), осуществляющая работы по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам.

3.3 инженерные коммуникации: Газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи, кабели систем обнаружения утечек и контроля активности, автомобильные дороги, железнодорожные пути, имеющие охранные зоны согласно действующим правилам.

3.4 инженерные коммуникации ОСТ: Инженерные коммуникации, находящиеся на балансе ОСТ.

3.5 линейная часть магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода:Совокупность участков нефтепровода/нефтепродуктопровода, соединяющих нефтеперекачивающие/нефтепродуктоперекачивающие станции между собой либо с приемо-сдаточными пунктами, и сооружений, входящих в состав нефтепровода/нефтепродуктопровода.

1 К сооружениям линейной части магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода относятся: собственно трубопроводы, переходы через естественные и искусственные препятствия, линии электропередачи и технологической связи, установки электрохимической защиты трубопровода от коррозии, устройства энергоснабжения и дистанционного управления запорной аппаратурой и установками электрохимической защиты, сооружения линейной службы эксплуатации, противопожарные средства, противоэрозионные сооружения, вдольтрассовые дороги.

2 Терминологическая статья составлена с учетом РД-01.120.00-КТН-228-06.

3.6 магистральный нефтепровод/нефтепродуктопровод:Инженерное сооружение, состоящее из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, хранилищ нефти/нефтепродуктов и других технологических объектов, обеспечивающих транспортировку, приемку, сдачу нефти/нефтепродуктов потребителям, перевалку на другой вид транспорта.

Примечание – Терминологическая статья составлена с учетом РД-01.120.00-КТН-228-06.

3.7 наряд-допуск:Письменное разрешение на проведение огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности (по ОР-03.100.30-КТН-150-11).

3.8 объект магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода:Производственный комплекс (часть магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода), включающий трубопроводы, здания, основное и вспомогательное оборудование, установки и другие устройства, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию.

Примечание – Терминологическая статья составлена с учетом РД-01.120.00-КТН-228-06.

3.9 объекты нового строительства:Объекты ОСТ, строительство которых осуществляется вне эксплуатирующихся объектов ОСТ и охранных зон нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ.

3.10 орган строительного контроля:Юридическое лицо, имеющее соответствующее свидетельство о допуске к работам по строительному контролю, выдаваемое саморегулируемой организацией, а также обладающее соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для осуществления строительного контроля за качеством строительства объекта, с которым заключен соответствующий договор (по ОР-91.200.00-КТН-025-11).

3.11 организации системы «Транснефть»: Организации, осуществляющие на основании устава и/или гражданско-правового договора деятельность, связанную с транспортировкой по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов и/или любую из таких функций как: обеспечение работоспособности (эксплуатации); финансовой стабильности; безопасности; социального и/или информационного обеспечения деятельности объектов/предприятий магистрального трубопроводного транспорта, если в таких организациях ОАО «АК «Транснефть» и/или его дочерние общества являются учредителями, либо участниками (акционерами), владеющими в совокупности более чем 20 процентами долей (акций и т.п.).

3.12 охранная зона:Территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль и/или вокруг объектов магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода, инженерных коммуникаций для обеспечения их безопасности.

3.13 перекачивающая станция:Составная часть магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода, представляющая собой комплексный технологический объект, включающий в себя здания, строения и сооружения и предназначенный для приема, хранения и подачи транспортируемых нефти/нефтепродуктов в линейную часть магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода.

3.14 подрядная организация: Строительно-монтажная организация (в том числе и ремонтно-строительное подразделение в составе ОСТ), имеющая соответствующие свидетельство о допуске к производству строительно-монтажных работ, выдаваемое саморегулирующей организацией, необходимое оборудование и осуществляющая работы по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам.

Примечание – В настоящем документе под подрядной организацией понимается генподрядчик и/или субподрядчик.

3.15 проект производства работ:Документ, разрабатываемый на основании проектно-сметной и рабочей документации, по которому осуществляется производство работ, определяющий безопасные, рациональные и качественные способы выполнения технологических операций.

Примечание – Терминологическая статья составлена с учетом ОР-91.010.30-КТН-345-09.

3.16 резервуарный парк:Составная часть магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода, представляющая собой комплексный технологический объект, включающий в себя здания, строения и сооружения, одиночный резервуар или группу (группы) резервуаров, предназначенных для приема, хранения и откачки нефти/нефтепродуктов, транспортируемых по линейной части магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода.

3.17 свидетельство саморегулируемой организации (свидетельство СРО):Свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе с отметкой о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, а также уникальных объектов.

3.18 субподрядная организация (субподрядчик):Организация, привлеченная генподрядчиком по предварительному согласованию с заказчиком для выполнения работ по договору.

3.19 технический коридор:Территория, по которой проходит нефтепровод/нефтепродуктопровод или система параллельно проложенных трубопроводов и коммуникаций, ограниченная с двух сторон охранными зонами
(с учетом ОР-23.040.00-КТН-223-10).

3.20 эксплуатирующиеся объекты ОСТ: Объекты ОСТ, принятые в эксплуатацию.

Сокращения

В настоящем документе применены следующие сокращения:

ГВС – газо-воздушная смесь;

ИТР – инженерно-технический работник;

КИПиА – контрольно-измерительные приборы и автоматика;

КПП – контрольно-пропускной пункт;

ЛПДС – линейная производственно-диспетчерская станция;

ЛЧ – линейная часть;

ЛЭС – линейная эксплуатационная служба;

МНП – морской нефтеналивной порт;

МТ – магистральные трубопроводы (нефтепроводы/нефтепродуктопроводы);

НС – наливная станция;

ОАСУТП – отдел автоматизированных систем управления технологическими процессами;

ОСТ – организация системы «Транснефть»;

ОЭН – отдел эксплуатации нефтепроводов/нефтепродуктопроводов;

ПК – пикет магистрального нефтепровода/нефтепродуктопровода, инженерной коммуникации;

ППР – проект производства работ;

ППРк – проект производства работ с применением грузоподъемных механизмов;

ПС – перекачивающая станция (в т.ч. нефтеперекачивающая станция, головная перекачивающая станция, промежуточная перекачивающая станция);

ПТУС – производственно-технологический узел связи ОАО «Связьтранснефть»;

Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

РЭН – ремонтно-эксплуатационные нужды;

СМР – строительно-монтажные работы;

ЦЭС – цех электросвязи.

Основные положения

5.1 Производство генподрядчиком и его субподрядчиками работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам, в том числе сезонных работ и работ, выполняемых в рамках гарантийных обязательств, должно осуществляться только после оформления разрешительной документации и прохождения ими процедуры допуска в порядке, установленном настоящим документом.

5.2 Строительный контроль осуществляется ОАО ЦТД «Диаскан» после прохождения подрядными организациями процедуры допуска к производству работ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

5.3 Объем оформления разрешительной документации и выполнения мероприятий по допуску подрядной организации к производству работ определяется следующими условиями:

— объект производства работ (эксплуатирующийся объект ОСТ либо объект нового строительства);

— виды производимых работ (общестроительные, сварочно-монтажные работы, работы по неразрушающему контролю и др.);

— наличие в границах производства работ охранных зон нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ, подземных линий и сооружений связи;

— наличие в границах производства работ охранных зон инженерных коммуникаций сторонних организаций;

— необходимость разработки ППР;

— необходимость проведения огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах ОСТ.

5.4 Процедура допуска подрядной организации к производству работ осуществляется с момента поступления к заказчику (ОСТ) выписки из итогового протокола конкурсной комиссии по выбору подрядной организации.

В случаях выбора подрядной организации путем проведения запроса предложений через заказчика (ОСТ) в соответствии с ОР-03.100.50-КТН-015-12 процедура допуска к производству работ осуществляется с момента поступления к заказчику (ОСТ) согласованного решения ОАО «АК «Транснефть» и утверждения итогового протокола конкурсной комиссии заказчика (ОСТ) по выбору подрядной организации.

В случаях выполнения работ единственной подрядной организацией (в т.ч. организацией системы «Транснефть») в соответствии с ОР-03.100.50-КТН-015-12 процедура допуска к производству работ осуществляется с момента согласования ОАО «АК «Транснефть» запроса заказчика (ОСТ) о необходимости заключения договора.

Оформление разрешительной документации и допуска подрядной организации к производству работ на эксплуатирующихся объектах ОСТ и в охранных зонах действующих нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, инженерных коммуникаций ОСТ

Организация взаимодействия ОСТ и генподрядчика

6.1.1 Не позднее 1 рабочего дня после начала осуществления процедуры допуска подрядной организации к производству работ, определенного пунктом 5.4, ОСТ извещает письмом победителя конкурса о необходимости:

— прибытия в течение 2 рабочих дней в ОСТ уполномоченного ответственного представителя победителя конкурса для получения проектно-сметной и рабочей документации, материалов для разработки ППР, заключения соглашения о неразглашении информации;

— прохождения до начала проведения работ генподрядчиком и субподрядчиками процедуры допуска к производству работ.

6.1.2 Передача победителю конкурса проектно-сметной и рабочей документации, материалов для разработки ППР осуществляется по акту не позднее 4 рабочих дней после начала осуществления процедуры допуска подрядной организации к производству работ, определенного пунктом 5.4. Перечень передаваемой документации установлен в А.1 (приложение А).

6.1.3 Не позднее 5 рабочих дней после начала осуществления процедуры допуска подрядной организации к производству работ, определенного пунктом 5.4, ОСТ, в соответствии с Б.1 (приложение Б), В.1 (приложение В), Г.1 (приложение Г), разрабатывает с указанием сроков, согласовывает с победителем конкурса и предоставляет организатору закупки приложения к договору:

— график передачи документации подрядной организацией филиалу ОСТ для допуска к производству работ;

— график передачи документации филиалом ОСТ подрядной организации для производства работ;

— график оформления документации и освидетельствования производства работ подрядной организацией.

Указанные графики оформляются отдельно для каждой подрядной организации (генподрядчика и всех привлекаемых им субподрядчиков).

В случае замены заявленных субподрядчиков, а равно привлечения новых (дополнительно к ранее заявленным) субподрядчиков, письменное согласование их с ОСТ должно осуществляться с одновременным формированием и согласованием указанных в настоящем пункте графиков на каждого субподрядчика.

Определенная в графиках документация оформляется и передается соответствующей стороной в установленные договором сроки, соответствующие требованиям настоящего документа.

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
Загрузка ...