Отказ в предоставлении участка для строительства

Содержание

У меня трое деток, первый от первого брака. Сдали документы на получение земельного участка пришел отказ в связи отсутствием копии паспорта бывшего мужа. Дело в том что он даже если попросишь, может и не дать, а также связи у меня с ним нет. Предоставлены документы копии свидетельства о расторжении брака, а также свидетельство о заключении брака с нынешним мужем.

И все равно присылают отказ. Что делать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Олеся, Отказывают устно или письменно?

Чем мотивируют? На основании какого нормативного акта они требуют копию паспорта отца ребенка?

Здравствуйте. Обратитесь письменно. Достаточно тех документов которые вы предоставили

ЗК РФ, Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

#Отказ в приватизации земельного участка. Типовые причины. Обжалование.


КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях предоставления земельного участка см. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Источник: pravoved.ru

Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Выдел земли без проведения торгов закреплен в ст. 39.14 ЗК РФ.

На сегодняшний день земельные участки, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, могут быть переданы физическим и юридическим лицам на праве бесплатного или же возмездного пользования. В частности, законодательством предусмотрено несколько вариантов наделения субъектов правоотношений земельными наделами.

Одним из таких механизмов считается выдел определенной территории без проведения торгов. Это закреплено в Земельном кодексе РФ, а именно, в ст. 39.14.

Предоставление участков для строительства

Однако, несмотря на то, что граждане наделяются возможностью получения в безвозмездное пользование земли, предусмотрен земельным законодательством и определенный перечень оснований, которые становятся причиной отказа в осуществлении подобного права.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ. Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:

  • С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
  • Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
  • Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
  • На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
  • Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
  • Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
  • Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
  • Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
  • Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
  • Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.
Читайте также:  Земельный участок в собственности нужно ли разрешение на строительство

Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими. Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.

Обжалование отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.

Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.

При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.

Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
  • были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
  • соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.

Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

отказ выделения участка

предоставление участка ижс в отсутствии проекта планировки территории невозможно. принять решение о предварительном соглосовании предоставление участка в аренду не представляется возможным

Добрый день! А так, согласно ч.9 ст.39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствие же с п.2 ст.11.10 ЗК РФ Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

При этом (п.16 ст.11.10 ЗК РФ): Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Для того,чтобы дать Вам конкретные рекомендации желательно ознакомиться с решением об отказе.

Источник: advokat-malov.ru

Когда отказ в предоставлении жилого помещения/земельного участка правомерен

Когда отказ в предоставлении жилого помещения/земельного участка правомерен

В целом ряде случаев отказ органа власти предоставить инвалиду жилое помещение или земельный участок является правомерным, при этом правомерность такого отказа подтверждается в суде.

Читайте также:  Положение о лицензировании деятельности по строительству

Ниже представлен краткий анализ судебных актов, в которых отражены некоторые случаи, когда лицо, являющееся инвалидом, не имело права требовать предоставления жилого помещения или земельного участка по тому или иному основанию.

Изучение приведенной практики необходимо для того, чтобы избежать подачи заведомо необоснованных (проигрышных) исков.

1. Отказ в предоставлении жилого помещения

1.1. Вывод суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возможна лишь в случае признания их малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Этот вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Республики Марий Эл № 33-1558 от 28 октября 2010 г.

В этом деле гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет по предоставлению жилого помещения.

В обоснование заявления указал, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что гражданин малоимущим гражданином не признан, с заявлением об этом в соответствующие органы не обращался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, не желает обращаться с заявлением о признании его малоимущим.

На основании этого гражданину было отказано в его требованиях. При этом суд подчеркнул, что отказ в постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь по основанию имеющегося тяжелого хронического заболевания, правомерен.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2016 от 26 июля 2016 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2015 от 12 августа 2015 г. (истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

1.2. Вывод суда: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в частности, в случае, когда гражданин имеет жилую площадь, превышающую учетную норму площади жилого помещения.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Самарского областного суда № 33-5960/2016 от 2 июня 2016 г.

В этом деле гражданка обратилась в суд к местной администрации с иском об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что постановлением местной администрации истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии общей площадью 18 кв. м.

При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что жилых помещений в собственности и по договору найма не имеет, проживает в жилом помещении в общежитии, является инвалидом по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Однако суд в своем решении подчеркнул, что постановлением администрации здание общежития, в котором проживал истец, было исключено из состава специализированного жилищного фонда и считается жилым домом.

Учитывая, что общежитие утратило статус специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем в целях сохранения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо наличие, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а именно: обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или проживание в квартире, занятой несколькими семьями (с учетом заболевания истца), а также при наличии указанных условий одновременно.

Между тем, жилое помещение, в котором проживает истец является изолированным, имеет жилую площадь 18 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную органом местного самоуправления.

1.3. Вывод суда: на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, при наличии одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда № 33-3504/2016 от 5 мая 2016 г.

В этом деле гражданин обратился к местной администрации с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В обоснование указанных требований истец указал, что страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При этом истец обратился в администрацию города с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В удовлетворении этого заявления администрацией города было отказано.

Читайте также:  Разрешение на строительство в Турции как выглядит

Отказывая в удовлетворении исковых требований гражданина суд пришел к выводу, что сам по себе факт наличия у одного из членов семьи собственника жилого помещения заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, не является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как обязательным условием для реализации гражданином указанного права во внеочередном порядке является проживание в квартире нескольких семей, когда заболевание члена семьи истца делает невозможным проживание в данной квартире других семей, но не членов семьи истца, при условии отсутствия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

2. Отказ в предоставлении земельного участка

2.1. Вывод суда: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 04.02.2014 № 91-КГ13-7.

В этом деле гражданин обратился в суд с иском к администрации города о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что он является инвалидом и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

При этом истец обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка, в чем ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, разрешая данный спор, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Пермского краевого суда № 33-8359/2016 от 25 июля 2016 г. (право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им только в случае необходимости улучшения его жилищных условий).

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-5328/2016 от 22 марта 2016 г. (право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий; в остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке).

2.2. Вывод суда: возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни другими федеральными законами не предусмотрена.

Такая возможность может быть предусмотрена лишь законом того или иного субъекта Российской Федерации.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Татарстан № 33-9208/2015 от 22 июня 2015 г.

В этом деле гражданин обратился к органу местного самоуправления с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и компенсации морального вреда.

Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно, однако орган местного самоуправления отказал истцу со ссылкой на отсутствие нормы закона, регламентирующей предоставление земельного участка инвалидам на бесплатной основе.

Суд, разрешая спор, указал, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно нормами действующего законодательства, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена.

Отсутствуют правовые основания для предоставления инвалидам земельного участка бесплатно и в соответствии с земельным законодательством Республики Татарстан.

При этом суд отметил, что истец не лишен возможности реализовать свое право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без проведения торгов в аренду.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-18770/2015 от 4 декабря 2015 г. (возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено).

Источник: doorinworld.ru

Рейтинг
Загрузка ...