Отказ в разрешении на строительство основания

Содержание

Порядок обжалования отказа установлен рядом законодательных норм РФ. Признать такое решение муниципального органа незаконным можно в процессе досудебного урегулирования или во время судебного разбирательства.

Незаконным отказом считается ситуация, когда заявитель подал все нужные документы, которые полностью отвечают нормам закона, но получил отрицательный ответ без должных оснований.

Досудебное урегулирование

Любой конфликт можно попробовать разрешить до судебных разбирательств. Обжалование на досудебном уровне включает следующие этапы:

  • отправка заявления на имя руководящего состава с требованием признать действия уполномоченного чиновника незаконными;
  • рассмотрение жалобы и оснований обращения (срок – 10 рабочих дней);
  • получение результата.

В службе могут отменить решение об отказе (предписав муниципалитету выдать разрешение) или отказать заявителю с перечислением причин для отказа.

Досудебное урегулирование вопроса, как показывает практика, является одним из самых доступных способов признать незаконными действия муниципального органа, который отказал в выдаче разрешения.

Как фотограф строил дом. Часть 6. Отказ в разрешении на строительство

Оспаривание в суде

Если урегулировать вопрос в досудебном порядке не получилось, вам не стоит опускать руки. Когда правда на вашей стороне, можно обжаловать отказ муниципалитета в судебном порядке.

Вы имеете право подать исковое заявление в течение 3 месяцев с момента предоставления отказа. Но на практике документы могут принять и после этого срока.

Новости коллегии

Адвокаты Ежов Антон Валентинович и Голованов Алексей Николаевич на радио Свобода: «Лесная амнистия» – это панацея?

Государственная Дума РФ рассматривает законопроект о лесной амнистии. На самом деле название у проекта более длинное и менее понятное: закон “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров”. Речь идет о противоречиях между сведениями Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, из-за которых тысячи россиян рискуют лишиться собственности. 09 июня 2017 года, смотреть далее

Адвокат Антон Ежов в интервью телеканалу Москва24 в проблеме «Жильцы против коммунальщиков»

Адвокат Антон Ежов дал свой комментарий по поводу событий, связанных с продажей бюстов фашистов в «Центральном Детском магазине на Лубянке»

В начале апреля следователи столичного главка СКР изъяли из торговых точек игрушки – бюсты военных фашистской Германии периода Второй мировой войны, а также провели допросы и обыски у продавцов. По факту продажи фигурок солдат и офицеров в форме фашистской Германии периода 1939-1945 годов с нанесенной на них нацистской символикой возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства). “При этом решение о возбуждении уголовного дела и проведении всех следственных действий следователями принимаются самостоятельно”, – сказала представитель СКР Юлия Иванова.

Как сохранить самовольную постройку без разрешения на строительство


16 апреля 2015 года, смотреть далее

Срок рассмотрения спорного правоотношения

Статья 200 АПК РФ устанавливает сроки рассмотрения спорных правоотношений:

Оспаривание ненормативных актов, решений органов публичной власти – 3 месяца с момента поступления иска в суд. Во временной период включена стадия подготовки к заседанию суда, принятие решения по делу. Но 3 месяца – не окончательный срок, так как он продлевается до полугода. Но только по заявлению судьи, которое должно содержать причины продления срока, то есть быть мотивированным.

Не в интересах сторон пропускать судебные заседания. Для обеспечения явки истца, ответчика, заинтересованных в деле лиц, суд извещает о времени, месте рассмотрения спорного правоотношения.

Если сторона (ы) не придут на заседание, дело все равно будет рассматриваться в их отсутствие. Но при условии, что судья не признает обязательности присутствия участника заседания в зале суда.

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Всего статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено 25 оснований для отказа в выдаче государственного или муниципального земельного надела.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Основания подпунктов 8-10 рассматриваемой статьи касаются условий договора об освоении и развитии застроенной территории.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

В такой ситуации собственники зданий и сооружений владеют исключительным правом приобретать земельные участки под соответствующими объектами недвижимости.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь

Как обратиться в суд для отмены разрешения

Обжалование разрешения на строительство, как и иное решение государственного органа или должностного лица, обжалуется в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Для обращения в суд с указанными требованиями необходимо подготовить административное исковое заявление. Лицо, подающее заявление будет именоваться административный истец.

Административный иск может быть предъявлен в течение трёх месяцев, когда стало известно о выдаче уполномоченном органом разрешения на строительство. Дата, когда административному истцу стало известно о начале строительства не может быть отправной точкой для истечения срока давности (ходя административный ответчик, наверняка, будет пытаться убедить в этом суд), так как зачастую, строительство начинается до получения разрешения на строительство. Известны случаи, когда граждане, на принадлежащих им на праве собственности участках земли, возводят жилые дома«под ключ», без получения соответствующего разрешения. Чтобы проверить, имеется ли разрешение на строительство и заодно, обозначить отправную точку для истечения срока исковой давности, рекомендуем подать в администрацию местного самоуправления (если это сельская местность – в администрацию сельского поселения, если город – городскуюи т.п.) заявление, с просьбой сообщить, выдавалось ли разрешение на строительство конкретного объекта.

Дата получения ответа будет являться датой начала течения срока. Если администрация отказала в выдаче информации, данный отказ также можно обжаловать.

Административное исковое заявление подаётся по выбору административного истца: либо в районный суд по месту нахождения органа, чьё решение обжалуется, либо по месту регистрации административного истца.

Небольшой совет: если у административного истца имеется возможность выбора суда, в который можно подавать иск (территориальной подсудности), то есть если район(населенный пункт) его прописки отличается от района нахождения ответчика (уполномоченного органа) и в данных районах учреждены разные суды, целесообразно подавать в суд по своему месту регистрации. Почему так, объяснять не будем …. Просто совет.

Если стало известно, что разрешение на строительство уже выдано, при этом строительство объекта уже начинается, то при подаче административного искового заявления рекомендуем также подать в суд письменное заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия разрешения на строительство и непосредственно самого строительства объекта. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску должно быть рассмотрено судом (без извещения участвующих в деле лиц) не позднее следующего дня (рабочего) после поступления заявления в суд или устранения недостатков, в случае их выявления. При удовлетворении заявления суд выносит определение. Для его исполнения суд должен направить данное определение в уполномоченный орган.

После рассмотрения административного иска, в случае его удовлетворения, судом выносится соответствующее решение. Если оно никем не обжаловано в течение тридцати дней, то оно вступает в законную силу. В случае его обжалования, решение вступает в законную силу со дня рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы одной из участвующих сторон на решение суда.

Если Вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно представлять свои интересы в суде, рекомендуем обратиться к специалисту в этой области. Как найти квалифицированного представителя для суда, мы рассказывали в статьях ранее. Отметим лишь то, что для участия в данной категории дел представитель должен иметь высшее юридическое образование. На самого административного истца данное требование не распространяется.

Ошибки заявителей как причина

Это достаточно тонкие нюансы, о которых заявитель может и не подозревать.

Правительство в 2008 году издало Постановление под N 87. Оно касается вопросов проектной документации: разделов документа, требованиях к содержанию.

В разделе II, пункте Б указано, что в пояснительной записке должны содержаться реквизиты документов. Их перечень объемный, ознакомиться с ним можно в Постановлении. Кроме перечисления реквизитов документов, должны быть приложены копии бумаг.

Пример: проект был разработан три года назад. Планировали начать строительство, но оно было отложено по финансовым соображениям. Заявление на получение разрешения было подано спустя три года.

При просмотре документов выяснилось, что схема планировочной организации ЗУ не учитывается, так как была разработана на основании старого градостроительного плана.

Ко времени подачи заявления может быть составлен новый план. Назначение территории, где планируется застройка, также поменялось. Соответственно, проект градостроительного плана устарел.

Проблема у заявителя может возникнуть из-за того, что изменились нормативы, учитываемые при разработке проекта. Например, были изменены требования по доступности к объекту маломобильным гражданам. Т.е. изменен угол уклона пандуса.

Читайте также:  Коэффициент в проектировании и строительстве

В проекте, представленном заявителем, норматив по этому показателю старый. То есть, проект уже не соответствует новым нормативам и его отдадут на доработку. Как следствие – откажут в выдаче разрешения.

Досудебное обжалование решения

Отказ в выдаче разрешения обжалуется в претензионном и судебном порядке

Заявитель уверен, что он передал в государственную инстанцию все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства. Но получил отрицательный ответ на заявление.

Отказ можно считать незаконным, если заявитель предоставил в уполномоченную инстанцию требуемый перечень документов, но получил отказ. Представители уполномоченного органа не дали обоснования своему решению.

Законодатель определил перечень споров, досудебный порядок по которым обязательный. Обжалование отказа не входит в этот список, поэтому урегулирование спорного правоотношения без вмешательства судебного органа выступает исключительной прерогативой заинтересованного лица. Он может не составлять претензию, а обращаться напрямую в суд.

В процессе досудебного решения заявитель должен отправить в местный орган власти претензию. Это официальное письмо, суть которого состоит в требовании признать действия конкретного должностного лица противоречащим положениям закона.

Претензия составляется на имя руководителя местной администрации. Письмо рассматривается в течение 5 дней, исключая выходные. Кроме письма, внимательно рассматриваются основания, по которым произошел отказ.

В результате рассмотрения, государственная инстанция принимает один из вариантов решения:

отказывает в мотивированном порядке; принимает претензию во внимание, отменяет ранее принятое решение, должностное лицо обязано в течение трех дней признать предшествующий отказ не соответствующим закону. В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде

В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде.

Частный дом на одну семью

Существуют небольшие ограничения по высоте и этажности – не более 3 этажей. В этом варианте достаточно трёх документов:

  • правоустанавливающий на землю;
  • утверждённый градостроительный план надела;
  • схема расположения дома и планировки других объектов.

Градостроительный план выдаётся администрацией района совместно с длинным перечнем необходимых справок и чеков.

Без этого списка окончательного оформления не получится. Требуется иметь:

  • тех. условия для проведения коммуникаций (свет, вода, газ и т.д.);
  • топографию участка;
  • справку из местной администрации по культурному наследию;
  • план дома.

Разрешение на строительство нельзя отозвать по причине прекращения аренды земельного участка

Если приказ об отзыве разрешения на строительства был издан в период действия договора на аренду земельного участка, а в нем значится причина “прекращение аренды”, он является незаконным и должен быть отменен. так решил Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Суть спора

Организация по результатам проведенного открытого аукциона заключила с КУГИ (арендодателем) договор аренды земельного участка площадью для разработки в установленном порядке документации по планировке территории и проектной документации. При условии разработки документации и получения в установленном порядке разрешения на строительство организации предоставлялось право построить на земельном участке объекты недвижимости, за исключением жилых помещений.

Организация разработала проектную документацию на объект капитального строительства – объект розничной торговли в границах указанного земельного участка. На осуществление строительных работ было получено разрешение на строительство, в установленном порядке. После этого организация приступила к подготовке земельного участка для проведения строительно-монтажных работ. В рамках указанной подготовки были проведены работы по очистке земельного участка.

Однако Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга издала приказ о прекращении действия выданного ранее разрешения на строительство по причине прекращения аренды земли. Организация сочла данный приказ незаконным и оспорила его в судебном порядке.

Решение суда

Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования организации и отменили приказ об отзыве разрешения на строительство. Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 20.07.2015 N Ф07-3327/2015 по делу N А56-76318/2013 счел такое решение обоснованным и оставил его в силе. Арбитры отметили, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в строго определенных случаях. В частности, если произошло принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также при отказе от права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.

Однако, договор аренды на спорный участок действовал на момент принятия службой приказа, поскольку уведомление КУГИ об отказе от договора аренды земельного участка было признано недействительным в судебном порядке. Таким образом, суды правомерно и обоснованно удовлетворили требования организации, признав недействительным приказ и возложив на надзорную службу обязанность продлить срок действия выданного ранее разрешения на строительство.

Основные сведения

Согласно российскому законодательству, собственник земельного надела вправе возводить на своей территории определенные здания и сооружения (жилые, культурно-бытовые, производственные) с учетом экологических, строительных, противопожарных правил и требований.

Перед строительством человеку необходимо обратиться в территориальное отделение муниципалитета за оформлением разрешения, в отдел градостроительства и архитектуры. Без наличия данного документа незаконно построенное здание подлежит сносу.

За оформление разрешения плата не взимается. Срок рассмотрения обращения составляет 1 месяц, а выданное разрешение действительно в течение 10-летнего срока. В дальнейшем его можно будет продлить, обратившись в муниципальные органы с заявлением.

Если человек планирует построить на своем участке следующие объекты, то оформлять разрешение ему не потребуется:

  • гараж, который не будет использоваться в коммерческих целях;
  • вспомогательные постройки под дачное хозяйство, садоводство;
  • другие вспомогательные сооружения и объекты некапитального строительства.

Наши эксперты знают ответ на Ваш вопрос

Хотите решить свою проблему? проконсультируйтесь у нашего юриста по форме или по номерам телефонов:

Образец искового заявления о выдаче разрешения на строительство

В Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга

Государственная пошлина: 900 рублей

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство

Административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок.

Согласно кадастровой выписке данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подпадает под зону – Ж1, то есть для индивидуального жилищного строительства.

Административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Рассмотрев данное заявление административным ответчиком было отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на то, что участок расположен на территории общего пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из кадастровой выписки спорный земельный участок относится к категории Земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является ведение личного подсобного хозяйства. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа данный вид разрешенного использования относится к территориальной зоне Ж1 – зона индивидуальной и блокированной жилой застройки.

Согласно статье 19 приведённых Правил Зона Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов с размещением индивидуальных и блокированных жилых домов с неполным инженерным благоустройством и минимально разрешенным набором объектов повседневного обслуживания

Анализ приведенных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что административными истцами требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство соблюдены, проектная документация разработана в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Приведенное административным ответчиком основание отказа в выдаче разрешения на строительство не подтверждается какими-либо материалами. Вышеуказанный земельный участок с разрешенным видом использования, позволяющим строительство индивидуального жилого дома. В установленном законом порядке вид разрешенного использования не изменен.

При таких обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство является неправомерным.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании вышеизложенного, руководствуясь приведенными нормами,

  • признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству городского округа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома
  • возложить на Комитет по архитектуре и градостроительству городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истов в полном объеме путем обязания выдать разрешение на строительство.

Случаи отказа в выдаче разрешения

После рассмотрения обращения заинтересованное лицо получает ответ из местного органа самоуправления, где описаны причины отрицательного решения по заявлению. В документе должны быть ссылки на нормативные акты, положения которых нарушены.

Основания для отказа могут быть следующими:

  • появление объекта противоречит проекту планировки территории или межеванию участка;
  • не представлены требуемые документы;
  • организация обращается за разрешением на постройку МКД на территории, взятой в аренду у государства для комплексного освоения, но отдельные участки в соответствии с проектом планировки ещё не образованы;
  • возведение здания нарушает правила использования земли, установленные земельным законодательством (например, предполагается строить жильё на участке, выделенном под производственное здание);
  • нарушение иных требований закона.

Также в обращении могут быть следующие недостатки:

  • в документах содержатся противоречивые сведения или недостоверная информация;
  • обращение подано лицом, не имеющим на это полномочий (не собственником участка или представителем без доверенности);
  • нарушена форма заявления, утверждённая административным регламентом или приказом муниципального органа;
  • в заявлении указаны не все обязательные сведения.

В указанных случаях документы должны быть возвращены заявителю без рассмотрения.

Физическое лицо, подавшее заявление на ИЖС, может получить отказ на основании пункта 1.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ – с 04.08.2018 граждане могут возводить дома без разрешения местных властей. Владелец должен направить уведомление о том, что он собирается строить здание на своём участке. Порядок регламентирован статьёй 51.1 ГрК РФ. Никаких согласований при этом не требуется.

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ!

Военная служба. Консультации юриста

Торги (аукционы, конкурсы)

Получение компенсаций, возмещение расходов

Недвижимость. Общие вопросы

Приказное производство. Консультации юриста

Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста

Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста

Третейское разбирательство.Консультации юриста

Судебные расходы.Консультации юриста

Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста

Уголовный процесс. Консультации юриста

Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций

Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста

Административные споры. Консультации юриста

Строительство. Консультации юриста

Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста

Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста

Пенсионное законодательство. Консультации юриста

Право собственности: признание, защита, восстановление и прекращение. Консультации юриста

Авторское право. Консультации юриста

Защита прав потребителей. Консультации юриста

Административная ответственность. Консультации юриста

Договор долевого участия. Консультации юриста

Проверки организаций и ИП. Консультации юриста

Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста

Исполнительное производство. Консультации юриста

Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Установление юридических фактов. Консультации юриста

Трудовое законодательство. Консультации юриста

Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста

Регистрация недвижимости. Консультации юриста

Семейные споры. Споры о детях. Консультации юриста

Регистрация,расторжение брака, раздел имущества. Консультации юриста

Земельное законодательство. Консультации юриста

Аренда. Консультации юриста

Читайте также:  Расторгнуть договор строительства дома

Займы и кредиты. Консультации юриста

Банкротство. Консультации Юриста

Представительство. Консультации юриста

Жилищные вопросы. Консультации юриста

Наследство. Нотариат. Консультации Юриста

Госпошлина. Консультации юриста

Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста

Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста

Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:

— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;

— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;

— схема архитектурных решений;

— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;

— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.

Источник: woodimart.ru

Отказ в выдаче разрешения на строительство

В 2008 году я по договору купли-продажи между мной (как физ.лицом) и приобрела в собственность площадью 72411,94 кв.м. для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в деревне Лунево (земли особо охраняемых территорий и объектов).

Далее я разделила этот участок на много маленьких участков, в том числе я выделила проезды и проходы внутри этих участков. Постепенно практически все участки я продала, некоторые люди вообще купили по несколько смежных участков. У меня осталось 8 участков и все внутренние дорожки. Я перемежевала всю мою оставшуюся территорию и некоторые дорожки и объединила с участками, сформировав тем самым еще несколько новых участков на продажу. Проезд к каждому из всех получившихся и старых имеется.

Один из покупателей после оформления сделки уже на новый участок, получил документы в УФРС и обратился в Администрацию Костромского района за получением градостроительного плана. И получил отказ. При том, что все остальные собственники, которые до этого разделения приобретали участки, получили разрешения на строительство гостевых домиков. На заявление о выдаче градостроительного плана АКР ответили: « Ввиду того, что земельный участок, на котором предполагается строительство гостевого дома, относится к землям особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, в выдаче разрешения на строительство отказано».

Я пришла к главному архитектору и спросила: на основании чего вообще такой вдруг ответ? Он мне говорит: вы переделали схему планировки земельных участков, не согласовали ее с нами, вы ущемляете интересы других людей, мало оставили проездов и т.д.» Еще раз оговорюсь, что к каждому участку имеется не то что проход, а проезд!

Мне проектировщики сделали эту схему, я отнесла ее на согласование в АКР. Они мне снова пишут: «Администрация отказывает в согласовании предложенной схемы, так она противоречит назначению территории.»

Что за бред вообще?

У меня три вопроса к этой сложившейся ситуации.

1. На основании какого закона АКР требует согласовать с ними схему планировочной организации территории комплекса гостевых домов? У меня частная территорию, все собственники – физические лица.

2. По каким нормативам делать такую схему?

3. Что делать с получением разрешений на строительство и градпланов? Раньше без всяких вопросов это выдавали. Заранее благодарю!

Бубнова Ирина Викторовна (19.01.2013 в 02:39:02)

Доброго времени суток!

Относительно первого вопроса: согласно ч.2 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ мунипальный район, в Вашем случае в лице Администрации Костромского района, наделен пономочиями по утверждению правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

Аналогичные нормы прописаны в ст. 15 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Да, вы собственник земли,но является относительно абсолютным и может быть ограничено в интересах общества и государства.

Таким ограничения в отношении права собственности в виде административных процедур согласования обусловлено самим правовым статусом земельных участков как объектов недвижимости. Как следует из сложившейся арбитражной практики, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.

По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопросы о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и возможности осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства решаются органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на строительство. Градостроительным планом земельного участка, как и фактом его выдачи, заявителю не подтверждается соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования. Градостроительный план земельного участка относится к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство. Администрация обязана выдать градостроительный план земельного участка, указав информацию о его разрешенном использовании, а также о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка препятствует в направлении проектно-сметной документации на государственную экспертизу и о выдаче разрешения на строительство (постановление Федерального Северо-Кавказского округа от 04.06.2012 по делу N А32-4750/2011).
Вопрос о возможности осуществления строительства (реконструкции) на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на основе в том числе сопоставления испрашиваемого строительства (реконструкции) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства (реконструкции) для желаемых заявителем целей обсужден быть не может (постановление Пятнадцатого арбитражного от 16.08.2011 по делу N А32-899/2011).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим, в том числе, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (пункты 2, 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм права с учетом их толкования в арбитражной практике следует, что выдача градостроительного плана земельного участка еще не предрешает получения разрешения на строительство, на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, осуществлять проверку соответствия разработанных заявителем проектных решений требованиям обязательных правил, обеспечивающих общественную безопасность, а равно оценивать возможное влияние будущего объекта капитального строительства на права и законные интересы смежных землепользователей, т.п. Поэтому относительно первого вопроса действия Админстрации по невыдаче градостроительного плана (но не отказа в выдаче разрешения на строиельство) может быть обжаловано.

Что касается порядка использования земельных участков, то из Вашего вопроса следует уточнить, является ли земля особо охраняемой природной территорией или землей рекреационного назначения так как правовой статус у них разный. Для ответа на 2 и 3 вопрос требуется изучить имеющиеся у Вас документы, в том числе и переписку с Админстрацией. Если потребуется- обращайтесь [email protected]

Владимир Иванович (19.01.2013 в 12:09:23)

Добрый день, Татьяна Андреевна!

Застройка земельных участков регулируется Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ.

В соответствии с этим законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьёй 44 указанного закона подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Градостроительный план разрабатывает орган местного самоуправления и в соответствии с п.17 статьи 44 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Таким образом вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления т.е. в Администрацию Костромского района, объяснить всю ситуацию, быть может согласовать в администрации планы участков, исправить ошибки в документах, узнать при каких условиях вам выдадут градостроительный план.

Разрешение на строительство — бумага, которая имеет юридическую силу и подтверждает, что переданная на проверку документация по проекту соответствует действующим требованиям. Наличие на руках разрешения открывает застройщику пути для начала работ по возведению объекта. Но практика показывает, что не всегда у строительной компании проходит все гладко.

При определенных нарушениях уполномоченная инстанция дает отказ в выдаче разрешения на строительство. Чем он вызван? Что делать в такой ситуации? Может ли помочь в решении вопроса судебная инстанция?

Общие положения

По законодательству застройщик обязан получать разрешение при возведении крупных объектов — гидротехнических сооружений, сооружений космической инфраструктуры, зданий, возводимых (реконструируемых) в пределах природоохранной территории и так далее. Вопрос выдачи документа решается в одной из уполномоченных структур, среди которых:

  • Федеральный орган (если возведение объекта планируется на наделах земли двух и более субъектов РФ).
  • Структура исполнительной власти на местах (субъекта РФ). Такие организации подключаются в случае, когда сооружение возводится (реконструируется) на участке двух или большего числа региональных образований.
  • Орган местного управления — если речь идет о возведении (капремонте) объекта, находящегося на участке двух и более поселений.

После получения заявления на предъявление разрешения инстанция проводит следующие работы:

  • Проверяет, насколько предоставленные документы соответствуют законодательству и требуемому перечню. При наличии нарушений уже на этом этапе проверяющий орган может признать несоответствие бумаг и дать отказ в предъявлении разрешения (об этом ниже).
  • Проводится проверка, насколько план участка и проект соответствуют требованиям градостроительной схемы земельного надела.
  • Передается разрешение, позволяющее начать процесс возведения объекта, или выдается отказ в предоставлении такового.
Читайте также:  Что такое критическая работа в строительстве

С первого взгляда все прозрачно. Но в практической сфере решение об отказе часто является незаконным. В такой ситуации единственный выход — оспаривание решения уполномоченного органа и подача иска в суд. Но при подаче иска стоит придерживаться утвержденной формы и постараться лично проанализировать основания, ставшие причиной отказа.

В каких случаях возможен отказ?

Чтобы понять, законным или незаконным является отказ уполномоченной структуры, стоит знать варианты, при которых такое развитие ситуации является возможным. Итак, основания могут быть следующими:

1. При выдаче разрешения на возведение объекта заявители часто допускают серьезные ошибки, что вынуждает уполномоченные органы возвращать бумаги для корректировки. Одна из главных причин — отсутствие соответствующих прав у застройщика (заявителя) на получение рассматриваемой бумаги. Так, по законодательству в роли заявителя может выступать только застройщик (физическое или юрлицо), осуществляющее строительство (восстановление) объекта на определенном земельном участке.

Но это лишь одна из причин отказа. На самом же деле их может быть еще несколько:

  • Возводимое сооружение находится в полном или частичном несоответствии с требованиями градостроительного плана в отношении надела земли. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, то отказ возможен при несоответствии нормам проекта межевания и планировки участка. К слову, большая часть исков подается именно в случае таких пояснений уполномоченных структур.
  • Возводимый объект капстроительства не соответствует тем нормам и требованиям, которые указаны в разрешении на возведение объекта.
  • Параметры возводимого (восстанавливаемого) здания не соответствуют тем показателям, которые прописаны в рабочем проекте.
  • Застройщик частично или в полном объеме не выполнил требования ГрК РФ, а именно указания, прописанные статье 51, части 18.

Стоит отметить, что упомянутый список оснований для отказа является полным. Если же уполномоченная структура отказывает по какой-либо иной причине, то такое решение является незаконным. При этом застройщик имеет право подать иск в суд и оспорить отказ в утвержденном на законодательном уровне порядке. Главное, чтобы перед глазами была форма составления документа. В противном случае есть вероятность неприятия иска уже судебной инстанцией.

2. На этапе предоставления госуслуги. Бывают ситуации, когда застройщик обращается за разрешением на строительство, но ему отказывают уже на этапе предоставления услуги. Причины чаще всего в следующем:

  • Если речь идет о выдаче разрешения, то отказ может быть обусловлен отсутствием права у заявителя на получение соответствующей услуги, передача неполного пакета или несоответствующих бумаг действующим требованиям.
  • При продлении разрешения отказ может быть обусловлен отсутствием у обратившейся стороны права на получение услуги, а также в случае отсутствия начала строительных работ до завершения срока передачи заявления о продлении периода действия разрешения на возведение объекта.

Если приводятся иные причины отказа, то решение также является незаконным. Но в вопросе предоставления госуслуги нарушения встречаются редко.

Что делать в случае отказа?

Если уполномоченная структура отказала в выдаче разрешения, то есть два пути:

  • Устранить имеющиеся недостатки и попытаться получить разрешение повторно.
  • Подать иск в суд по существующей форме и потребовать признания такого решения незаконным.

Если выдающая разрешение структура действовала на законных основаниях, а обоснование отказа выполнено с учетом норм законодательства, то застройщику остается только один путь — исправить существующую ситуацию. Но что делать, если решение явно противоречит закону или же объяснение уполномоченной структуры носит слишком «размытый» характер? В таком случае застройщик (заявитель) вправе подать иск, форма которого подразумевает включение в документ следующей информации:

  • Адресат судебной инстанции, в которую подается иск. Здесь точно прописывается не только название суда, но и город, индекс, улица и дом.
  • ФИО заявителя, его контактный номер телефона, а также фактический адрес, по которому проживает лицо.
  • Данные о заинтересованном лице. Иск в обязательном порядке должен содержать наименование органа, действия которого подлежат обжалованию. Также указывается юридический адрес второй стороны (если он известен).
  • Пояснение ситуации. Далее заявитель должен изложить ситуацию — указать место нахождения участка, особенности возводимого здания, название отказавшей организации и указать причины, по которым заявление было отклонено. Чем больше информации содержит иск, тем выше вероятности его принятия судом. Если имеют место дополнительные обстоятельства, то они также должны быть изложены.
  • Просьба признать решение определенного органа незаконным. Здесь же стоит указать номер документа и дату его выдаче. Не лишним будет продублировать адрес здания, разрешение на строительство которого не было выдано уполномоченным ураном. Далее в иске приводится требование к уполномоченной структуре выдать разрешение на строительство объекта по определенному адресу.
  • Приложение. Далее существующая форма подразумевает приложение минимального пакета документов — копии заявления и паспортов заявителя, копии документов, которые подтверждали бы доводы заявителя, и копию отказа.

Итоги

Отказ в выдаче разрешения — еще не основание опускать руки и прекращать строительство. Что делать в такой ситуации, рассмотрено выше. При этом не стоит оформлять исковое заявление в суд. Если правда за застройщиком и форма документа соблюдена, то вероятность выигрыша высока.

Если вы решили приступить к строительству объекта капитального строительства, то первым делом вам необходимо получить разрешение на строительство. Для этого собираем документы, которые указаны в статье 51 Градостроительного кодекса (далее – ГрК РФ), пишем заявление и обращаемся за получением услуги в уполномоченный орган, МФЦ или через портал государственных и муниципальных услуг.

Подробнее об этом читайте здесь: « » и « ».

В приеме заявления и полного пакета документов в указанных инстанциях отказать вам не имеют права, законодательством данная возможность не предусмотрена. Однако, существует вероятность, что вместо разрешения на строительство вы в течение 10-дневного срока получите уведомление об отказе в выдаче последнего.

Причины отказа уполномоченного органа в разрешении приводятся в ГрК РФ и административных регламентах по предоставлению данной услуги.

Отказ в получении разрешения возможен в следующих случаях:

  1. Несоответствие документов требованиям градостроительного плана земельного участка (например, объект не относится к основным и вспомогательным видам разрешенного использования, не соответствует предельным параметрам, при его размещении не соблюдены минимальные отступы или он расположен в зоне ограничений). Подробнее о градостроительном плане земельного участка смотрите здесь В выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объекта ижс чаще всего отказывают именно по этой причине.
  2. Отсутствуют разделы проектной документации, указанные в пункте 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ.
  3. Проблемы с экспертизой проектной документации: экспертиза на ваш объект по закону требуется, а положительного заключения у вас нет. В статье перечислены случаи, когда экспертиза действительно не требуется.
  4. Отсутствует заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 ГрК РФ, если в проектную документацию вносили изменения после прохождения экспертизы.
  5. Отсутствует согласие всех правообладателей объекта, в случае реконструкции объекта, за исключением реконструкции многоквартирного жилого дома. В соответствии с жилищным законодательством бывают случаи, когда достаточно согласия пятидесяти процентов или двух третей всех собственников.
  6. Проблемы с документами, которые требуются по закону, если объект, с которым вы работаете, является объектом культурного наследия или находится на территории исторического поселения.
  7. Отсутствует соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций или правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение.

Что же предпринять, если в выдаче разрешения вам все-таки отказали?

Самое главное – постараться устранить замечания, которые вам указали в уведомлении об отказе, путем предоставления уполномоченному органу необходимых документов или изменения технико-экономических показателей объекта или индивидуального жилого дома и соблюдения нормативов строительства.

Если объект не относится к основным и вспомогательным видам разрешенного использования, то необходимо обратиться в уполномоченный орган за получением разрешения на условно разрешенный вид использования.

Отказ в продлении разрешения на строительство возможен в случае, если строительство или реконструкция объекта не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении.

В случае несогласия с отказом в выдаче разрешения застройщик имеет право оспорить его в судебном порядке на основании части 14 статьи 51 ГрК РФ. Если вы считаете, что ваши права и свободы нарушены, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом вы вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения уполномоченного органа в течение трех месяцев со дня получения уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Судебная практика показывает, что бывают случаи, когда уполномоченный орган отказывает не по законным основаниям или эти основания не обоснованы.

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Пожалуйста, помогите обжаловать отказ Администрации сельского поселения в выдаче разрешения на строительство. Ситуация: участок — в собственности, без обременений, разрешенное использование — под ИЖС.

В декабре 2015 г. подали заявление о выдаче разрешения на строительство, приложили все документы, которые необходимо представить, в соответствии с Градостроительным кодексом. Однако орган местного самоуправления ответил отказом (во вложении), который мотивирован тем, что нарушены правила противопожарной защиты (см. вложение) — ширина въезда на наш участок 2,8 метра, а для пожарной техники, мол, требуется 3,5м.

После получения отказа, мы с мужем имели разговор с Главой Администрации, в котором он пояснил, что за некоторое время до моего обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство к нему обратились мои соседи справа. Они требовали, зная, что я собираюсь хлопотать о получении разрешения на строительство, чтобы Глава отказал в его выдаче, т. к. они опасаются, что ввоз строительных материалов на мой участок с помощью спецтехники может нарушить целостность фундамента их домовладения.

Глава также сообщил, что эти самые соседи (муж и жена) неоднократно обращались с жалобами в отношении него в различные инстанции и силовые ведомства, чем доставили ему немало трудностей и, что новых проблем, которые могут последовать в случае его положительного рассмотрения моего заявления и выдачи разрешения на строительство он не желает. Полагаю, что именно в связи с угрозами /уговорами/требованиями этих соседей в мотивировочной части отказа ссылается на основания, не имеющие никакого отношения к строительству малоэтажных жилых домов. Позже сотрудники Главного управления МЧС России по Ростовской области подтвердили, что мотив отказа Главы в выдаче разрешения на строительство – надуманный, что ширина проездов для пожарной техники и ширина въезда на участок – не одно и то же. В тексте ответа, полученного от них сообщается, что «планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров».
Кроме того, мои соседи слева – муж и жена дали нотариальное согласие на беспрепятственный подъезд автомашин аварийных служб (в т. ч. пожарной техники) через территорию их двора к строениям, расположенным на моем участке. Данное обстоятельство позволяет обеспечить, в случае необходимости, подъезд пожарной техники к проектируемому мной жилому дому на расстояние менее 50 метров.
Заручившись ответом Начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области, а также согласием соседей слева, в январе 2016г. мы вновь обратились в Администрацию сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Однако — вновь отказ (во вложении).

После второго отказа, в отчаянии, мы обратились с жалобами в местную прокуратуру, в Администрацию Неклиновского района, уполномоченному по правам человека в Ростовской области, в Министерство Архитектуры и строительства Ростовской области, все ответы, которые мы получили из этих ведомств, разъясняют наше право обжаловать отказ в судебном порядке. Собираемся последовать этим рекомендациям, обратиться в суд.

Пока подали заявление о выдаче РнС в третий раз, вероятно, снова получим отказ, но хотя бы время выиграем до обращения в суд, т. к. три месяца, отпущенные на обжалование в суде, 22.04.2016 истекают. Помогите, пожалуйста, сформулировать на, что сослаться, чем мотивировать иск! Действительно ли причины отказа Главы незаконны, необоснованны? Буду благодарна за любой совет, разъяснение. Очень жду ваших мнений!

Источник: klump.ru

Рейтинг
Загрузка ...