Отличие капитального строительства от ижс

Содержание

Новый порядок упрощает процедуру строительства ИЖС.

Капитальные и некапитальные (временные) постройки – их различия и особенности с позиции закона и на примерах

Строительство многих объектов не обходится без получения разрешения на строительство. По завершении их возведения требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

Чтобы построить жилой дом на участке для ИЖС или ЛПХ застройщики должны уведомить местные органы власти:

  1. сначала о начале строительства, для чего направляют уведомление о таком намерении
  2. после того, как дом построен, – уведомление о завершении строительства

Для другой части объектов подготовка и получение разрешений не требуется. По окончании строительства такие объекты не ставятся на государственный кадастровый учёт. Они лишены правового статуса объектов недвижимости, то есть на них невозможно оформить собственность. Эти объекты называются временными, некапитальными и нестационарными.

Различия между капитальными и некапитальными объектами можно определить, рассмотрев признаки капитальности объекта, установленные Градостроительным кодексом РФ, и сравнив их с особенностями некапитальнымх построек, признаки которых в градостроительном законодательстве не отражены.

Капитальные строения

1. Характеристики капитального строения

Типы капитальных строений

Все здания и сооружения относятся к одному из следующих двух видов строений:

  1. капитальное строение или сооружение
  2. некапитальное строение или сооружение

Различия между капитальными и некапитальными объектами уточняет Градостроительный кодекс РФ (пункты 10, 10.1 и 10.2 статьи 1), по которому список объектов капитального строительства представлен в более подробном формате:

  • объекты незавершённого строительства:
      1. здание, строение, сооружение
      2. исключения:
        • некапитальные строения и сооружения
        • неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и др.)
        • ЛЭП
        • линии связи и линейно-кабельные сооружения
        • трубопроводы
        • автомобильные дороги
        • ж/д линии
        • другие сооружения
        • киоски
        • навесы
        • строения, сооружения, обладающие следующими характеристиками одновременно:
          1. отсутствием прочной связи с землёй
          2. возможностью выполнения перемещения, демонтажа и последующей установки без существенного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, обеспечиваемой конструктивными характеристики

        Виды работ, выполняемые только про строительстве ОКС

        Только с ОКС связаны задачи нового строительства, расширение объекта капитального типа, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и снос объекта, К ним относится и задача возведения зданий, строений, сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства.

        Признаками капитальности объекта могут служить те виды работ, что выполняются при его строительстве:

        1. проектно-изыскательские
        2. фундаментные
        3. монтаж опорной конструкции, ограждений
        4. подвод коммуникаций
        5. пуско-наладочные

        Связь строения и земли как особенность ОКС

        Земляные работы по устройству заглубленного фундамента являются одним из этапов капитального строительства объекта. Через фундамент производится привязка капитального строения к земле. Здание и земля под ним становятся единым объектом. Демонтаж или перенос такого строения на другой участок сопряжён с причинением существенного ущерба строению и невозможностью сохранения его основных характеристик.

        По ГК РФ (пункт 1 статьи 130), к недвижимому имуществу относится всё, что прочно связано с землей, что невозможно переместить в другое место, не причинив при этом значительный ущерб объектам.

        Признаки капитальности сооружений

        Сооружение – это строительная система с наземной и, возможно, подземной частями. Состоит она из несущих и иногда ограждающих строительных конструкций.

        В область использования сооружений входят многие задачи:

        • выполнение производственных процессов
        • хранение продукции
        • временное пребывания людей
        • перемещения людей и грузов.

        Отдельное сооружение со всеми устройствами, образующими с ним единое целое, также считается капитальным объектом:

        1. плотина – состоит из тела плотины, фильтров и дренажа, шпунтов и цементационных завесов, водоспусков и водосливов с металлическими конструкциями, креплениями откосов, автодорог по телу плотины, мостиков, площадок, ограждений и др.
        2. автодорога – включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.) и другие сооружения, относящиеся к дороге (ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты, ров)
        3. стадионы – специально оборудованные площадки для занятия различными видами спорта (городошная и легкоатлетическая площадки, футбольное и хоккейное поля, беговая дорожка и ямы для прыжков)
        4. площадки на земле, являющиеся приспособлением самой площадки для физкультуры и спорта
        5. функциональные устройства для передачи энергии и информации:
        6. ЛЭП
        7. теплоцентрали
        8. трубопроводы
        9. радиорелейные линии
        10. кабельные линии связи
        11. специализированные сооружения систем связи
        12. другие аналогичные объекты с сопутствующими комплексами инженерных сооружений

        Когда строящиеся строения или сооружения становятся объектами капитального строительства?

        От момента закладки фундамента и до завершения строительства строения или сооружения считаются объектами капитального строительства, то есть незаконченными (незавершёнными).

        По мере их возведения они постепенно преобразуются в капитальные объекты с запланированным сроком эксплуатации. Длительный срок эксплуатации – одна из характерных особенностей капитального объекта.

        Капитальные строения или сооружения становятся строениями только после сдачи их в эксплуатацию.

        Все капитальные строения и сооружения должны регистрироваться в ЕГРН (статья 131 ГК РФ).

        2. Общий перечень видов ОКС

        Основные характеристики капитальных построек, их функциональные признаки и статус постройки позволяют сформировать самый общий перечень видов объектов капитального строительства:

        • по функциональному признаку
        1. производственные и промышленные ОКС
          • здания для производственных и промышленных целей с расположенными в них производственными цехами, линиями и сопутствующими им объектами)
        2. объекты обороны или безопасности
        3. непроизводственные ОКС
          • частные и многоквартирные жилые дома
          • здания и помещения коммунальной сферы и социально-культурного назначения
        4. линейные ОКС
          • инженерно-коммуникационные сети:
            • водопроводная, канализационная, газопроводная и другие инженерные сети)
            • трубопроводы
            • линии связи и электропередач
          • дороги, пути сообщения и прилегающие к ним объекты (тоннели, мосты)
        • по статусу:
        1. жилые здания:
          • оснащённые нeoбхoдимыми коммуникациями
          • состоящие из надземной и подземной частей, предназначенных для проживания людей, размещения производства или содержания животных
        2. нежилые здания и сооружения
          • мосты
          • ЛЭП
          • стадионы
          • объекты промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого, административного, учебного назначения, объекты здравоохранения
          • другие
        3. незавершённое строительство
          • объекты и сооружения, возведение которых начато, но не окончено или приостановлено на фиксированный срок

        Для отдельных зданий, помещений или сооружений общими признаками капитальности могут служить технические характеристики:

        • возведение на специально смонтированном фундаменте
        • подведение стационарных коммуникаций
        • оснащение ряда объектов оборудованием, подсобными конструкциями:
          • эстакадами
          • пандусами
          • т.д.

          В завершённом состоянии такие здания, помещения или сооружения называются капитальными объектами. Они являются объектами недвижимости, так как все они неизменно связаны с землёй.

          Срок эксплуатации таких объектов длительный и исчисляется многими годами.

          3. Частный жилой дом – это капитальная постройка или нет?

          Жилой дом, представляющий собой здание (строение), возводимое или существующее на земельном участке, предназначенном для ИЖС, садоводства или ЛПХ (в черте населённого пункта) признаётся объектом капитального строительства.

          В пункте 39 статьи 1 ГрК РФ даётся понятие самого объекта индивидуального жилищного строительства (частного жилого дома):

          объект индивидуального жилищного строительства отдельно стоящее здание со следующими параметрами:

          • количество надземных этажей – не более чем 3
          • высота не более 20 м
          1. состоит из комнат и помещений вспомогательного использования для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием людей в таком здании
          2. не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

          Градостроительным кодексом установлено, что понятия:

          • «объект индивидуального жилищного строительства»
          • «жилой дом»
          • «индивидуальный жилой дом»

          равнозначны и в этом значении равнозначно используются и в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а параметры объектов ИЖС в равной степени применяются к жилым домам и индивидуальным жилым домам.

          Некапитальные строения

          1. Характеристики некапитального строения

          Поскольку нормативные критерии, позволяющие однозначно определить, является или нет объект или сооружение некапитальным, в Градостроительном кодексе РФ сформулированы несколько скудно, для вычленения конкретных особенностей некапитальных построек приходится использовать только характеристики ОКС и «действовать от обратного», признавая следующее:

          • в отличие от капитальной постройки (объекта недвижимости), некапитальные постройки или сооружения, не являются объектами капитального строительства, то есть это движимые объекты и сооружения, обладающие техническими характеристиками, которые способны обеспечить:
            1. перемещение строения или сооружения (или их конструктивных частей)
            2. выполнение демонтажа и переноса без причинения существенного вреда строению и без изменения основных характеристик такого строения
          • некапитальные строения имеют ограниченный срок пребывания на месте их установки
          • временная постройка (некапитальный объект) не обладает прочной связью с землей:
            • или не имеют фундаментов
            • или не имеют капитальных (заглубленных) фундаментов

            Итак, можно констатировать, что, к основным критериям некапитальности строения относятся следующие:

            1. временность использования и более короткий срок эксплуатации
            2. возможность перемещения постройки без несоразмерного ущерба её назначению
            3. отсутствие загубленного фундамента
            4. отсутствие стационарных коммуникаций (как правило)
            5. меньший срок возведения в сравнении с капитальными строениями
            6. исключение необходимости получения разрешения на строительство
            7. невозможность регистрации права собственности в ЕГРН

            В полной мере перечисленные критерии не могут служить гарантией отнесения постройки к движимому или недвижимому имуществу, то есть к некапитальному или капитальному объекту. Мало того, в ряде случаев возникает необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку указанные критерии могут оказаться совсем не очевидными.

            2. Детализация признаков некапитальных строений

            Более зримые черты некапитальные (временные) объекты получили в государственных строительных стандартах. К примеру, в прежде действовавшем ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» введены следующие понятия:

            в строительстве титулом здания, титулом сооружения называется краткая характеристика строения (объекта), содержащая его основные показатели:

            1. наименование
            2. местонахождение
            3. технические показатели
            • титульные здания и сооружения
            1. это временные здания и сооружения для нужд строительства в целом
            2. они используются многократно, обладают высоким эксплуатационным ресурсом
            • нетитульные здания и сооружения

            это временные здания и сооружения для обеспечения нужд отдельного объекта

            • мобильное (инвентарное) здание или сооружение

            это здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого отвечает следующим характеристикам:

            1. возможность передислокации
            2. сборно-разборная, сборная, разборная особенность конструкции:
              • состоит из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединяемых в конструктивную систему на месте эксплуатации

            В другом государственном стандарте ГCН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных, модульных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» указывается (пункт 1.1):

            «к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ».

            Понятия, данные в стандартах, распространяются на некапитальные объекты, выполняющие роль вспомогательных и обеспечивающие строительство объекта (жилого дома, жилого комплекса, крупного производственного объекта и др.). Такими некапитальными объектами могут быть используемые многократно бытовые городки на строительных площадках. По завершении строительства объекта все временные сооружения подлежат демонтажу.

            Благодаря понятиям о временных, модульных зданиях и сооружениях, введённых стандартами, область их применения существенно расширилась. Этому способствовало появление новых строительных материалов и технологий.

            Проектные и технологические разработки и создание различных легковозводимых конструкций, лёгких сборно-разборных сооружений, не имеющих прочной связи с землёй, обладающих возможностью перемещения без ущерба назначению, позволили отнести их или к некапитальным строениям, или объектам вспомогательного использования:

            • объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций
            • торговые павильоны
            • площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс)
            • площадки для обучения вождению автотранспортных средств
            • временные автостоянки и парковки
            • временные сооружения торговли и сферы услуг
            • антенно-мачтовые сооружения сотовой связи
            • плоскостные парковки – площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов
            • малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование) – без устройства фундаментов и прокладки подземных коммуникаций
            • фонтаны:
              • с устройством ограждающих конструкций гидротехнических систем с заглублением до 0.5 м
              • без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения
              • с устройством ограждающих конструкций, размещаемых с заглублением до 0.3 м
              1. инвентарные объекты заводского изготовления
              2. объекты модульного типа общей площадью основания до 25 м 2

              в том числе с подключением к сетям электроснабжения и организацией оснований с заглублением до 0.4 м, без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.

              3. Размещение некапитальных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной собственности

              Оперативная реакция федеральных и региональных властей на развитие некапитальных объектов выразилась в федеральных и региональных законах, муниципальных решениях. В них конкретизировалось понятие некапитального объекта, отражены функциональное назначение и параметры застройки.

              • ФЗ«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ( № 381 от 28.12.2009 – статья 2, пункт 6):
                • нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение
                • объекты, не являющиеся ОКС (некапитальными объектами) – объекты, для размещения которых:
                  1. не требуется оформление разрешения на строительство
                  2. выполненные из легковозводимых конструкций
                  3. без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения

                В число временных объектов включены:

                1. летние павильоны
                2. беседки
                3. навесы
                4. сцены
                5. торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли
                6. теплицы, парники
                7. остановочные павильоны
                8. наземные туалетные кабины
                9. другие подобные сооружения

                Рекомендация

                Всем заинтересованным в установке и размещении некапитального объекта или сооружения, в том числе и на специально отводимых местах, необходимо выяснить требования, действующие в муниципалитете.

                4. Требования к некапитальным объектам в Санкт-Петербурге

                Детальные характеристики некапитальных объектов и требования к их параметрам отражены в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» (№ 1830 от 30.12. 2010):

                • для размещения временных (некапитальных) объектов производственно-складского назначения:
                  1. площадь размещаемого на земельном участке объекта должна составлять не более 300 м 2
                  2. высота – не более 4 м (в случае хранения строительных материалов – не более 6 м)
                    • за исключением случаев размещения временных (некапитальных) объектов производственно-складского назначения на ЗУ, для которых ВРИ «для размещения промышленных объектов» и «для размещения складских объектов» в пределах границ соответствующей территориальной зоны являются основными ВРИ:
                      1. площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 1000 м 2
                      2. высота – не более 7 м
                    1. площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 500 м 2
                    2. площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 150 м 2
                    3. высота – не более 6 м
                    1. площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 30 м 2
                    2. площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 18 м 2
                    3. высота – не более 4 м
                    1. площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 1000 м 2
                    2. площадь размещаемого земельном участке объекта – не более 400 м 2
                    3. высота – не более 6 м
                    1. площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 700 м 2
                    2. площадь размещаемого земельном участке объекта – не более 300 м 2
                    3. высота – не более 6 м

                    Размещение некапитальных объектов и сооружений на собственном земельном участке

                    1. Требования к размещению некапитальных объектов

                    Наличие права собственности на земельный участок – это весьма благоприятная возможность для размещения некапитальных построек, в особенности при существующем запрете на возведение капитальных объектов. Ведь использование участка под размещение временного объекта никак не нарушает этот запрет при определённых «но».

                    Размещение некапитальных построек на участке, как и любое другое его использование, должно соответствовать:

                    1. земельному законодательству:
                      • в первую очередь, ВРИ ЗУ и градостроительному регламенту
                    2. общим требованиям санитарных и пожарных нормативов

                    На участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения – склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Но размещение на таком участке объектов торговли или иного назначения будет неправомерно. На том же основании невозможно разместить магазин на собственном участке ИЖС/ЛПХ, торговать продуктами, пивом и сигаретами в ларьке на своём садовом участке, организовать на нём автостоянку.

                    Если на ЗУ будет размещено некапитальное строение, не соответствующее режиму использования участка, претензий со стороны земельного надзора не избежать. Образуется состав такого административного правонарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению. Это обстоятельство, в случае неустранения правонарушения, влечёт наложение административного штрафа (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ).

                    При условии соблюдения противопожарных и санитарных норм не будет никаких проблем, если на участках:

                    • ИЖС
                    • садовых
                    • ЛПХ (в черте населённого пункта)
                    • участках, предоставленных для организации КФХ:
                      • в том числе на с/х земле

                      планируется размещение таких временных построек, как веранды, беседки, барбекю, сараи, ангары, дровники, заборы, дорожки, теплицы, парники, навесы, курятники и др. Все эти объекты являются вспомогательными по отношению к основной постройке, которой является жилой дом. Хозяйственные постройки, площадь которых превышает 50 м 2 необходимо поставить на государственный кадастровый учёт и зарегистрировать.

                      2. Считаются или нет садовых дом, баня и гараж некапитальными строениями

                      Понятие «садовый дом» введено ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 2 статьи 3 ФЗ № 217 от 29 июля 2017 года).

                      Такие и даже полноценные жилые дома можно возводить на земельных участках, предназначенных для отдыха граждан и выращивания ими для собственных нужд с/х культур. На таких участках разрешено также размещение хозяйственных построек и гаражей.

                      Садовым домом считается здание сезонного или вспомогательного использования. Его назначение – отдых граждан, удовлетворение их бытовых и иных нужд, связанных при временном пребывании в таком доме. Таким образом, садовый дом является объектом нежилого назначения, то есть объектом недвижимости вне зависимости от его, а значит некапитальной строением он считаться не может. Хозяйственные постройки и гаражи к садовым домам не относятся. Садовые дома подлежат государственному кадастровому учёту.

                      В соответствии с требованиями федерального закона №217-ФЗ необходимо подать уведомление в местную администрацию как о начале строительства, так и вводе в эксплуатацию садового дома, даже если этот дом будет представлять быстровозводимую модульную конструкцию.

                      Ориентир на то, что дом из сборно-разборной конструкции является некапитальныой подстрокой и на незаглубленном фундаменте, будет неверным. Такой дом имеет ряд признаков капитального объекта (назначение, коммуникации), а потому является объектом недвижимости и временным постройкой считаться не может.

                      Дать однозначный ответ на вопрос о некапитальности в отношении бани и гаража также не получится. Всё зависит от особенностей возведения этих строения.

                      Баня будет считаться некапитальной (временной) постройкой, если она одноэтажная и была возведена на нескольких опорах или на лёгком фундаменте.

                      Если же баня была установлена на земельном участке как конструкция в уже собранном виде и без проведения земляных работ, то такое сооружение будет считаться некапитальным (временным).

                      А вот баня, представляющая собой постройку, возведённая на заглубленном фундаменте, имеющая дополнительные комнаты, оснащённая необходимыми коммуникациями, относится уже к капитальным строениям.

                      Примерно такие же выводы можно сделать и о гаражах:

                      • гаражи из кирпича да ещё с подвалом и эстакадой, при строительстве которых выполнялись земляные работы – это капитальные строения
                      • гаражи контейнерного типа, установленные на площадках, которые были лишь утрамбованы или отсыпаны щебнем, – временные сооружения, поскольку такие гаражи без проблем можно перевезти на другое место

                      3. Как регулируется размещение временных объектов на собственном участке?

                      Федеральным законодательством не регулируются вопросы, связанные с определением условий и порядка размещения движимых построек на земельных участках, уже находящихся в собственности физических лиц или организаций. Они в компетенции региональных и муниципальных властей.

                      Так, в Москве не установлен какой-либо специальный порядок получения разрешения на размещение некапитального объекта на земельных участках, находящихся в собственности частных лиц. Из этого следует возможность размещения временных объектов без разрешения на установку и проведения иных предварительных согласований.

                      В Московской области, напротив, законами закреплено требование о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления. Эти органы утверждают ещё и порядок получения такого разрешения. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования.

                      Другие муниципалитеты в других регионах могли ещё и не принять документы, содержащие подробные правила о порядке возведения временных построек. По этой причине в ряде случаев строительство некапитальных объектов становится так же возможным без разрешений и согласований. Если же порядок всё же утверждён, то, как понятно, ситуация «без вариантов». Местные законы, постановления или положения нужно чтить и соблюдать.

                      4. Когда сборно-разборная конструкция не признаётся некапитальным (временным) объектом?

                      Современный строительный рынок предлагают готовые к сборке на месте конструкции домов и мобильных сооружений, обеспечивающих существенную экономию средств, высокую скорость возведения объектов, их надёжность и долговечность. Такие показатели делают их максимально привлекательными для широкого круга застройщиков (производственных или торговых компаний, дачников, фермеров и т.д.).

                      Чтобы не впасть в заблуждение относительного некапитальности того или иного объекта, нужно объективно сопоставить соответствие их будущему использованию, а особенности и технические характеристики — признакам капитальной или некапитальной постройки.

                      Не исключено, что результаты укажут на приоритет имеющихся у объектов некоторых признаков капитальности. Такие объекты необходимо поставить на государственный кадастровый учёт. Основанием для этого служит разъяснительное Письмо Минэкономразвития №14-00484/16 от 27.01 от 27 января 2016 года. Оно является ответом на запрос ФГУ ФКП Росреестра и включено в запрос Росреестра как приложение.

                      Относительно рассматриваемого вопроса о капитальности или некапитальности объекта в Письме Минэкономразвития указывается:

                      «если объект является объектом вспомогательного использования и отвечает признакам объекта недвижимости, основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета у органа кадастрового учёта будут отсутствовать».

                      Поясним ситуацию на следующих примерах.

                      Не требующие тяжёлого капитального фундамента, возводимые на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, они удостоены заслуженного внимания по причине облегчённой формы строительства.

                      Представляя собой изготовленную на заказ каркасную конструкцию, а после возведения сохраняющие способность к перемещению на другое место, они, вместе с тем, отличаются высокой прочностью и долговечностью. Такие дома, как правило, оснащаются стационарными коммуникациями.

                      Нередко каркасные дома планируются для постоянного проживания. Тогда их необходимо зарегистрировать, чтобы оформить право собственности. Вывод для таких случаев очевиден – быстровозводимые каркасные дома могут считаться объектом недвижимости, а значит являются капитальными.

                      Перед возведением каркасного дома нужно уведомить администрацию о начале строительства, поскольку у каркасного жилого дома с прочной конструкцией, имеющего площадь, соответствующую нормам проживания, оснащённого необходимыми стационарными коммуникациями, имеющего длительный срок эксплуатации, возводимого для проживания в соответствии с ВРИ земельного участка, есть признаки капитального объекта.

                      В данном случае технология постройки дома не является определяющим фактором в вопросе об отнесении его к движимому или недвижимому имуществу, а отсутствие капитального фундамента нужно рассматривать в совокупности с другими характеристиками постройки.

                      • Быстровозводимые сборно-разборные конструкции и сооружения

                      Виды таких конструкций чрезвычайно разнообразны. Будучи быстровозводимыми, все они представляют собой конструктив заводской комплектации с возможностью их передислокации и повторной установки на новом месте. Недорогие, комфортные, со сроком эксплуатации в нескольких десятков лет, они позволяют решить множество проблем.

                      Среди таких конструкций присутствуют:

                      1. ангары арочного типа
                      2. ангары, представляющие собой сооружение каркасно-обшивного типа
                      3. быстровозводимые модульные здания (мобильные здания) из стандартных блок-контейнеров
                      4. мобильные здания сборно-разборного типа

                      Представляя собой временные мобильные сборно-разборные сооружения, временными объектами они они признаются не во всех случаях.

                      Роль временных объектов они смогут сыграть лишь тогда, когда их использование имеет вспомогательное значение при существующем на земельном участке объекте капитального строительства:

                      • здания производственного цеха
                      • здания магазина
                      • здания склада
                      • здания фермы на участке с/х назначения
                      • т.д.

                      Только при отсутствии у объекта качеств вспомогательного назначения и наличия признаков самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации. Причём независимо от физических характеристик и даже наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

                      Иными словами, если быстровозводимая сборно-разборная конструкция планируется к использованию в качестве основной постройки в соответствии с правовым режимом земельного участка, в которой планируется ведение той или иной деятельности, то любой ангар или мобильное здание, даже установленное на ж/б плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключённое к электроснабжению по временной схеме технологического присоединения, будет признаваться объектом недвижимости. Размещение такого сооружения и ввод его в эксплуатацию требует согласования с органами власти.

                      Если же такие объекты используются в качестве вспомогательных и при этом не обладают признаками недвижимого имущества (например, сборно-разборные и иные подобные вещи с ограниченными сроками службы), то они не подлежат государственному кадастровому учёту и государственной регистрации. Представляя собой некапитальные объекты, недвижимым имуществом они не являются. Размещение таких объектов на земельных участках в соответствии с правовым режимом участков в согласованиях с органами власти не нуждается.

                      Вывод

                      Сами по себе быстровозводимые сборно-разборные конструкции, которые можно возводить на лёгких фундаментах, действительно, являются временными сооружениями (как конструкции), но когда они становятся постройками, капитальность или некапитальность таких построек определяется совокупностью многих факторов:

                      • целью размещения конструкции
                      • использованными материалами
                      • обеспеченностью постройки стационарными или временными коммуникациями
                      • потенциальными затратами на снос или демонтаж

                      и, конечно же, условиями размещения некапитальных объектов в соответствии с порядком, действующим в регионе или муниципалитете.

                      Таким образом, задачи использования некаптиального объекта в качестве основного или вспомогательного объекта в хозяйствовании определяют его капитальность или некапитальность, если возможность использование и размещение такого объекта в качестве некапитального не оговорена в специальном муниципальном решении.

                      Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС . Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Установлены единые требования к объектам ИЖС . Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты. Зачем были приняты поправки? Поправки призваны упорядочить ИЖС . Они устанавливают единые требования к…

                      Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

                      Президент России подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, помимо прочего, внёс изменения в сферу индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС).

                      Закон вступил в силу 4 августа 2018 года.

                      В чем суть нового закона?

                      Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС. Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Установлены единые требования к объектам ИЖС. Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.

                      Зачем были приняты поправки?

                      Поправки призваны упорядочить ИЖС. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Ограничиваются максимальные параметры застройки. Данное изменение обусловлено отсутствием в законодательстве, а зачастую и в правилах землепользования и застройки ограничений параметров такой застройки, что приводит на практике к многочисленным нарушениям, в том числе в части строительства на таких земельных участках многоквартирных домов. Кроме того, уточнён механизм осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов ИЖС.

                      Что теперь понимать под ИЖС?

                      В соответствии с внесёнными в Градостроительный кодекс РФ изменениями под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

                      Какие требования установлены к объектам ИЖС?

                      Поправками определены максимальные параметры: количество надземных этажей — не более 3-х; высота — не более 20 метров. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.

                      Разрешения на строительства получать больше не надо?

                      Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции.

                      Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию).

                      Нужно ли к уведомлению прилагать какие-нибудь документы?

                      Да, вместе с уведомлением о планируемом строительстве следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).

                      При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.

                      Нужна ли проектная документация?

                      Нет, при строительстве, реконструкции объектов ИЖС не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

                      После подачи уведомления можно сразу строить?

                      Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке. Местные власти в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

                      Могут ли запретить строить?

                      Да, местная администрация может прислать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке. Начинать стройку в такой ситуации нельзя. Предусмотрены случаи, когда местные власти направят такое уведомление, например параметры возводимой постройки противоречат установленным либо строить на этой земле жильё или садовый дом нельзя в принципе.

                      Что делать, если ответа от госорганов нет?

                      Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов не получил, то это даёт право осуществлять строительство согласно указанным им параметрам.

                      Нужно ли по окончании строительства получать разрешение на ввод в эксплуатацию?

                      Нет, нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС подать в уполномоченный орган уведомление — об окончании строительства дома. По результатам проверки такого уведомления уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. К уведомлению нужно приложить технический план на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом.

                      По каким формам направлять уведомления?

                      В настоящий момент формы уведомлений не утверждены, но появятся в ближайшее время (Минстрой России уже подготовил проект соответствующих уведомлений). До их появления можно направить вышеуказанные уведомления в письменной форме с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

                      Что ещё важное принёс закон 340-ФЗ?

                      Вводится обязанность органов государственной власти или местного самоуправления направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект. К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС.

                      Предусмотрен ли контроль за строительством?

                      Да, поправками определены особенности контроля строительства объектов ИЖС. Так, в целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

                      Индивидуальное жилищное строительство — это вид разрешенного использования земли. На таком участке можно построить дом для постоянного проживания, получить прописку, разбить сад и огород [1]. Участок может быть частью садового товарищества или располагаться на территории населенного пункта. Плюсы ИЖС

                      Отличие капитального строительства от ижс

                      ГрК РФ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

                      Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ГрК РФ

                      Споры в суде общей юрисдикции:

                      В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

                      1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства;

                      (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

                      (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

                      4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

                      (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 01.07.2017 N 135-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

                      6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

                      7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

                      8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

                      (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

                      (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

                      (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;

                      (п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

                      10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);

                      (п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

                      10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

                      (п. 10.3 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

                      11) красные линии — линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

                      (п. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

                      (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

                      14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

                      (п. 14 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

                      (п. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

                      14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

                      (п. 14.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

                      14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

                      (п. 14.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      14.4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;

                      (п. 14.4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

                      15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

                      16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;

                      (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);

                      (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

                      (п. 18 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

                      19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;

                      (п. 19 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

                      20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;

                      (п. 20 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

                      21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;

                      (п. 21 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса;

                      (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      С 01.01.2023 в п. 23 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2022 N 174-ФЗ). См. будущую редакцию.

                      23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

                      (п. 23 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 456-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

                      (п. 24 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;

                      (п. 25 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

                      26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

                      (п. 26 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;

                      (п. 27 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;

                      (п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

                      (п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

                      30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 настоящего Кодекса;

                      (п. 30 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;

                      (п. 31 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)

                      32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

                      (п. 32 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)

                      33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;

                      (п. 33 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;

                      (п. 33.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

                      34) комплексное развитие территорий — совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов;

                      (п. 34 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

                      (см. текст в предыдущей редакции)

                      35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                      (п. 35 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

                      36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

                      (п. 36 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

                      37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

                      (п. 37 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

                      38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;

                      (п. 38 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

                      Объект ИЖС может превышать параметры, установленные п. 39 ст. 1, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и его параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

                      39) объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

                      (п. 39 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

                      О признании блоков домами блокированной застройки см. ФЗ от 30.12.2021 N 476-ФЗ.

                      40) дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

                      Терминология: ИЖС : индивидуальное жилищное строительство . Это вид разрешенного использования земельного участка. Подходит для земель под капитальное строительство . Всегда располагается в населенном пункте, СНТ или ДНП. ЛПХ: личное подсобное хозяйство. … Индивидуальное жилищное строительство — это вид разрешенного использования земли. На таком участке можно построить дом для постоянного проживания, получить прописку, разбить сад и огород [1]. Участок может быть частью садового товарищества или располагаться на территории населенного пункта. Плюсы ИЖС : в таком доме можно жить в любое время года и оформить официальную регистрацию

                      Источники
                      • https://www.zemvopros.ru/page_12673.htm
                      • https://www.klerk.ru/buh/articles/477941/
                      • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/cdec16ec747f11f3a7a39c7303d03373e0ef91c4/

Рейтинг
Загрузка ...