Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г.
Соглашение служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на уровне субъектов РФ, а также коллективных договоров на локальном уровне.
Общие принципы обеспечения охраны и безопасности труда содержатся в разделе 4 Соглашения. Приведём его текст полностью.
4. Охрана и безопасность труда
4.1. Работодатели обеспечивают в области охраны труда:
4.1.1.
Приоритет сохранения жизни и здоровья работников, соблюдение требований охраны труда, проведение мероприятий в области охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по реализации «Правил по охране труда в ЖКХ», утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2020 г. № 758н “Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве”.
4.1.2. Соответствие локальной нормативно-технической документации Организации ЖКХ государственным требованиям охраны труда, создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ), в том числе реализация Приказа Минтруда России от 29 октября 2020 г. № 776н “Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда” (Зарегистрировано в Минюсте России 14 декабря 2021 г. № 66318).
В коллективном договоре может быть предусмотрено включение профсоюзного, в том числе административно-общественного (трехступенчатого) контроля в СУОТ.
«Коммунальные концессии инвестируем в воду, газ и тепло»
Внедрение и верификация (сертификация) СУОТ осуществляется с целью реализации обязательных требований законодательства в сфере охраны труда по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также минимизации обстоятельств возникновения уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности при реализации обязательных требований законодательства в данной сфере.
Основной формой соответствия работодателя установленным требованиям в области охраны труда, является внедренная и верифицированная (сертифицированная) СУОТ.
4.1.3. Разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
4.1.4.
Своевременное проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) с замерами параметров вредных и опасных факторов, разработки мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, с обязательным участием соответствующих органов Профсоюза работодатель проводит СОУТ, разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.
4.1.5.
Новое Отраслевое: с заботой о людях
Качественное проведение процедуры управления профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей и рисков, оценкой профессиональных рисков, проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков.
4.1.6. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, предоставляемых гарантиях и компенсациях за работу с вредными условиями труда.
4.1.7.
Информирование работника об использовании в целях контроля за безопасностью труда приборов, устройств, оборудования и комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.
4.1.8. Создание на паритетной основе из представителей работодателя и профсоюза комитетов (комиссий) по охране труда, финансовое обеспечение деятельности комитетов (комиссий) по охране труда, выделение помещений, необходимой нормативно-технической документации, освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, обучение членов комитетов (комиссий) по охране труда за счет средств работодателя.
4.1.9.
Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение инструктажей, стажировки и проверки знаний требований норм и правил по охране труда.
4.1.10. Приобретение и выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами законодательства, а также с учетом результатов СОУТ, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Конкретный перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также нормы их выдачи устанавливаются в коллективном договоре. Работа без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты запрещается в соответствии с установленными нормами.
С учетом мнения первичной профсоюзной организации и своего финансово-экономического положения работодатель может устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
4.1.11. Выдачу работникам молока или других равноценных пищевых продуктов (либо выплату соответствующей компенсации) в соответствии со ст.
222 ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Конкретные нормы и условия выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в коллективном договоре.
4.1.12.
Своевременное проведение в соответствии с требованиями законодательства обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований.
Недопущение работников установленных категорий к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
4.1.13.
Проведение анализа причин несчастных случаев, микротравм и профессиональных заболеваний, разработку и внедрение профилактических мероприятий по их предупреждению, и предоставление информации в Профсоюз о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и микротравм.
Рассмотрение, с участием первичной профсоюзной организации, обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников и их учет.
Порядок участия профсоюзов в расследовании микротравм и порядок их извещения о микротравмах устанавливаются в коллективном договоре.
4.1.14. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством и своевременное доведение информации о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в территориальные организации Профсоюза.
4.1.15.
Осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.1.16. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
4.1.17.
Беспрепятственный доступ на территорию Организации ЖКХ представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок соблюдения условий и охраны труда, законодательства о профессиональных союзов, выполнения условий коллективных договоров, ФОТС и других соглашений, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников.
4.1.18. Рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения, сообщение в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений.
4.1.19.
Рассмотрение представлений уполномоченного (доверенного) лица по охране труда первичных профсоюзных организаций в строгом соответствии с трудовым законодательством.
4.1.20. Обучение уполномоченных лиц, выполняющих функции по охране труда и состоящих в штате Организации ЖКХ, не реже 1 раза в три года, с освобождением от основной работы и сохранением средней заработной платы, а также обеспечение им необходимых условий для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением в организации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда на условиях и в порядке, предусмотренных коллективным договором.
4.1.21.
Сохранение за работниками места работы, должности и среднего заработка за время приостановки работ вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда в Организации ЖКХ не по их вине.
4.1.22. Совместно с первичными профсоюзными организациями проведение конкурсов на звание “Лучший уполномоченный по охране труда”.
4.1.23.
Согласование мер безопасности для работников до начала работ (оказания услуг), если работы происходят на территории другого работодателя.
4.2. Профсоюз и его первичные профсоюзные организации в области охраны труда:
4.2.1.
Профсоюз организует деятельность профсоюзных инспекторов труда, действующих в рамках законодательства, обеспечивающих в том числе контроль за реализацией ФОТС в целом в Организациях ЖКХ.
4.2.2. Организуют контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда через соответствующие комиссии и уполномоченных по охране труда.
4.2.3.
Обеспечивают контроль за разработкой и выполнением соглашений и коллективных договоров в части охраны труда и эффективного функционирования СУОТ.
4.2.4. Оказывают консультативную помощь работникам по вопросам условий и охраны труда, по предоставлению гарантий и компенсаций за вредные условия труда, а также при получении травм в результате несчастных случаев на производстве.
4.2.5.
Способствуют осуществлению мер, направленных на улучшение условий охраны труда и снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.3. Работодатели обеспечивают предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях ЖКХ:
4.3.1.
Выплату единовременного пособия в случаях:
а) гибели работника на производстве по вине работодателя и отсутствии вины работника на каждого его иждивенца (дети в возрасте до 18 лет, супруг (супруга) при отсутствии самостоятельного дохода и инвалиды, состоящие на иждивении работника) в размере годового заработка погибшего, но не менее 500 тысяч рублей на всех иждивенцев в совокупности (пособие распределяется равными частями на каждого иждивенца);
б) установления инвалидности в результате увечья по вине работодателя и отсутствии вины работника или профессионального заболевания в размерах:
– инвалидам 1 группы не менее 75 процентов годового заработка;
– инвалидам 2 группы не менее 50 процентов годового заработка;
– инвалидам 3 группы не менее 30 процентов годового заработка.
4.3.2. Доплату к трудовой пенсии по инвалидности неработающему инвалиду, получившему инвалидность в результате увечья по вине работодателя и отсутствии вины работника, детям в возрасте до 18 лет погибшего на производстве работника.
4.4.
Работодатель в установленном порядке производит расходы на обеспечение нормальных, безопасных условий труда, реализацию мер по охране труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе:
4.4.1. Расходы, связанные с приобретением и бесплатной выдачей специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (по нормам не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации).
4.4.2.
Расходы, связанные с приобретением и бесплатной выдачей молока и других равноценных пищевых продуктов (по нормам не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации).
4.4.3. Расходы, связанные с проведением мероприятий по СОУТ.
4.4.4.
Расходы, связанные с мероприятиями по управлению профессиональными рисками, в том числе по внедрению соответствующего программного обеспечения. Программное обеспечение должно пройти процедуру подтверждения качества и функциональности стороной работодателей в ФОТС.
4.4.5.
Расходы в размере не менее 0,4 процента суммы затрат на производство (работ, услуг), связанные с проведением мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.
4.4.6. Расходы, связанные с проведением обязательных медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований работников, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а так же создавать условия в части освобождения от работы для прохождения работниками диспансеризации с сохранением за ними рабочего места и среднего заработка.
4.4.7. Расходы на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
4.4.8. Расходы на обучение и проверку знаний работников Организации ЖКХ требований охраны труда.
4.4.9. Иные расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда работников.
Начало действия документа – 1 января 2023 г.
Онлайн-сервис №1 для оценки профессиональных рисков и управления охраной труда
Источник: xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai
Отраслевое соглашение строительство российской федерации
КОММЕНТАРИЙ к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении
Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021–2023 годы
29 декабря 2020 года на период 2021– 2023 годов, между Министерством просвещения Российской Федерации и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации заключено Отраслевое соглашение (далее – Соглашение), с целью определения в договорном порядке согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций и иных организаций, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее соответственно – организации, образовательные организации).
Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2023 года.
Сторонами Соглашения (далее – стороны) являются:
работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации, в лице их полномочного представителя – Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз), действующего на основании Устава Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Устав Профсоюза);
работодатели – организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации, в лице их полномочного представителя – Министерства просвещения Российской Федерации.
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с условиями оплаты труда работников, предоставлением гарантий, компенсаций, льгот и преимуществ, а также предусматривающим более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями условия их применения.
Положения Соглашения обязательны для организаций, на которые оно распространяется, и применяются при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
При применении Соглашения необходимо особое внимание обратить на следующие положения.
1. Положения Соглашения рекомендуются к применению при заключении региональных (межрегиональных) и территориальных отраслевых соглашений, несмотря на то, что сторонами Соглашения являются работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации (п. 1.1).
При этом следует отметить, что отдельные положения Соглашения не могут рассматриваться как рекомендательные при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, поскольку в них разъясняется и уточняется порядок применения нормативных правовых актов по вопросам, регулирование которых в сфере образования непосредственно отнесено к полномочиям федеральных органов государственной исполнительной власти, в том числе Министерства просвещения Российской Федерации либо по согласованию с ним.
2. В Соглашении (п. 4.1.5) указывается на право работников образовательных организаций, включая руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, наряду с работой, определенной трудовым договором, замещать в той же образовательной организации на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности (далее – учебная нагрузка) в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.
Обращается также внимание на то, что при замещении должностей учителей, преподавателей работники образовательных организаций, включая руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, наряду с работой, определенной трудовым договором, могут одновременно осуществлять такие виды дополнительной работы за дополнительную оплату (вознаграждение), непосредственно связанные с педагогической работой, как классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие виды работ, не входящие в должностные обязанности педагогических работников.
3. Обращено внимание работодателей (п. 4.1.6) в сфере трудовых отношений на то, что:
— ведение трудовых книжек с 1 января 2021 года работникам, впервые поступившим на работу, должно обеспечиваться в электронном виде, при этом по личному заявлению работника может продолжаться ведение бумажной трудовой книжки или формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде;
— сохраняется обязательное применение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, а также руководителей и специалистов высшего и дополнительного профессионального образования, здравоохранения и культуры, в которых предусматриваются должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;
— профессиональные стандарты учитываются только в случаях, предусмотренных частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в том случае, если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
При этом следует принять во внимание, что, во-первых, в профессиональных стандартах определены не требования к квалификации, а требования к образованию и обучению, а во-вторых, требования к образованию и обучению по принятым в сфере образования отдельным профессиональным стандартам не учитываются положениями, предусмотренными статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», особенно в части изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2020 № 165-ФЗ, устанавливающих, что к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования, успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем соответственно за 3 или за 2 года обучения, т.е. студенты 2-3 курсов вузов.
4. В пункте 4.7. Соглашения закреплены положения , связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях реализации статей 312.1-312.9 Трудового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 407-ФЗ. Определено, что п ри выполнении работы педагогическими работниками в дистанционном режиме работодатель обеспечивает условия такой работы необходимым оборудованием, программно-техническими средствами информационных технологий, средствами защиты информации, каналами связи и иными средствами.
При применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в случаях карантина, эпидемий, по иным санитарно-эпидемиологическим и чрезвычайным обстоятельствам, а также при замещении временно отсутствующего работника, вызванном чрезвычайными обстоятельствами, и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работодатель заключает дополнительное соглашение к трудовому договору с работником об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
В соответствии со статьёй 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником личного имущества с согласия или ведома работодателя и в его интересах работнику выплачивается компенсация за износ (амортизацию) личного оборудования, а также возмещаются расходы, связанные с использованием программно-технических средств, средств защиты информации, других технических средств и материалов, принадлежащих работнику. Размер возмещения расходов определяется дополнительным соглашением к трудовому договору.
При применении ст. 312.9 ТК РФ необходимо учесть, что к педагогическим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не должна применяться часть седьмая статьи 312.9 ТК РФ , относящая ко времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника с оплатой согласно положениям статьи 157 ТК РФ, время, когда работник не выполняет непосредственно свою трудовую функцию, если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами.
В указанных случаях следует руководствоваться положениями приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», предусматривающими (в разделах V и IV приложения к указанному приказу) особенности регулирования режима рабочего времени с сохранением заработной платы для педагогических и иных работников даже в период полной отмены (приостановки) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации (далее – отмена (приостановка) занятий), на которую работник имел право до наступления указанных периодов.
Из указанных положений приказа № 536 следует, что для педагогических и иных работников перечисленные периоды так же, как и периоды каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, являются для них рабочим временем с сохранением заработной платы и уточнением режима их рабочего времени. Педагогические работники в периоды отмены (приостановки) занятий или в период каникул обучающихся выполняют педагогическую, методическую или организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, а работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации.
При этом установлено, что режим рабочего времени всех работников в каникулярное время, а, следовательно, и в период отмены (приостановки) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.
5. В разделе V « Оплата труда и нормы труда» необходимо обратить внимание на пункт 5.1 Соглашения, связанный с применением следующих положений:
а) Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. №1992/02) с учетом приложения № 2 к настоящему Соглашению, определяющего на основе указанных Методических рекомендаций о собенности оплаты труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, связанные с определением таким преподавателям их учебной нагрузки и исчисления размера оплаты за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год, а также выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера в виде среднемесячной заработной платы.
Следует также отметить, что Профсоюз будет настаивать на принятии указанных Методических рекомендаций за основу при формировании требований к отраслевой системе оплаты труда работников сферы образования, утверждать которую согласно части восьмой и девятой статьи 144 ТК РФ вправе Правительство Российской Федерации.
б) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе особенно на положения п одпункта «ж» пункта 4; подпунктов «а», «б» пункта 5; подпунктов «г», «е», «и» пункта 7; пункта 11 Единых рекомендаций, утвержденных на 2021 год, фактически изменяющих подход к применению минимального размера оплаты труда при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
К примеру, подпункт «ж» пункта 4, включенный в раздел Единых рекомендаций с наименованием «Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда», предусматривает установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П , от 28 июня 2018 г. № 26-П , от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П , а также утвержденных Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Из этого пункта следует, что с 1 января 2021 года при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп необходимо учитывать минимальный размер оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в перечисленных выше постановлениях.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года установлен в сумме 12 792 рубля в месяц.
Следовательно, оплата в размере 12 792 рубля в месяц должна быть согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ гарантирована каждому работнику без учета особых условий ее осуществления , при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени, что фактически соответствует фиксированному размеру оплаты за календарный месяц в виде оклада, устанавливаемого работникам, выполняющим такие работы, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Если к работникам для выполнения трудовых (должностных) обязанностей предъявляются требования к квалификации, то установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться сверх минимального размера оплаты труда (12 792 руб.) дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп.
Исходя из изложенного, для работников, включенных в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 года № 216н, фиксированные размеры ставок заработной платы (должностные оклады) должны устанавливаться дифференцированно по квалификационным уровням ПКГ сверх размера, составляющего 12 792 руб. в месяц, начиная с профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня (вожатый; помощник воспитателя; секретарь учебной части), поскольку к этим работникам квалификационными характеристиками предъявляются требования к квалификации о наличии среднего общего образования и профессиональной подготовки в области образования и педагогики — для вожатого и помощника воспитателя, а в области делопроизводства – для секретаря учебной части.
6. При применении Соглашения следует обратить внимание на пункт 5.2.2.17, регулирующий вопросы формирования средств на оплату труда учителей малокомплектных общеобразовательных организаций, в которых обучающиеся начальных классов объединяются в классы-комплекты. Средства на оплату труда учителей таких классов необходимо планировать с учетом наибольшего количества часов по учебному плану, предусмотренного учебным планом для класса, входящего в класс-комплект, с целью создания условий для проведения занятий с каждым классом отдельно (например, по математике, русскому языку и другим).
Одновременно в этом пункте указано, что создание классов-комплектов при проведении занятий с обучающимися 5-11 (12) классов не допускается.
7. Особое внимание в Соглашении уделено вопросам учета при оплате труда наличия у работников квалификационных категорий независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), по должностям с наименованием «старший», по должностям, полученным по одной должности при оплате труда по другой должности, вопросам прохождения педагогическими работниками аттестации, в том числе на ту же первую или высшую квалификационную категорию в упрощенном режиме, а также вопросам сохранения уровня оплаты труда в определенных случаях по имевшейся квалификационной категории при истечении срока ее действия. Стороны пришли также к решению о необходимости учета при оплате труда наличия у работников квалификационных категорий, полученных в республиках бывшего Союза ССР и т.д.
В пункте 5.10 сосредоточены положения по учету квалификационных категорий при оплате труда или вопросы прохождения аттестации педагогическими работниками, которые либо не были отражены в предыдущем Соглашении, либо предусматривались в других его разделах.
Минпросвещения России и Профсоюз считают необходимым закрепление в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах следующих положений:
Об оплате труда педагогических работников (пункт 5.10.1) с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении № 3 к Соглашению, а также в других случаях, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).
Об оплате труда педагогических работников (пункт 5.10.2), являющихся гражданами Российской Федерации или претендующих на получение гражданства Российской Федерации по программе соотечественников, с учетом имеющейся первой или высшей квалификационной категории, присвоенной на территории республик СССР в пределах срока их действия, но не более чем в течение 5 лет.
Следует отметить, что данное положение, инициированное в том числе отдельными региональными организациями Профсоюза, нашло конкретное отражение в Соглашении после длительной переписки с различными федеральными органами исполнительной власти.
Об оплате и регулировании труда лиц (пункт 5.10.3), являющихся гражданами республик СССР, или лиц без гражданства, в том числе принятых на должности педагогических работников, в соответствии с главой 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положением статьи 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.).
В данном случае следует исходить из того, что если работодатель вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.
О сохранении за педагогическими работниками условий оплаты труда (пункт 5.10.4) с учетом имевшейся квалификационной категории по истечении срока действия квалификационной категории в следующих случаях:
а) после выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – не менее чем на один год;
б) до возникновения права для назначения страховой пенсии по старости, а также до наступления срока ее назначения досрочно (п риложение № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350) – не менее чем за один год;
в) по окончании длительной болезни, длительного отпуска, предоставляемого до одного года, – не менее чем на 6 месяцев;
г) в случае истечения срока действия квалификационной категории после подачи заявления в аттестационную комиссию – на период до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории;
д) при наступлении чрезвычайных ситуаций, в том числе по санитарно-эпидемиологическим основаниям, при возобновлении педагогической деятельности после выхода на пенсию, при переходе в другую образовательную организацию в связи с сокращением численности или штата работников или при ликвидации образовательной организации, иных периодах, объективно препятствующих реализации права работников на прохождение аттестации, – не менее чем на 6 месяцев.
Конкретный срок сверх указанного выше, на который оплата труда сохраняется с учетом имевшейся квалификационной категории, определяется коллективным договором.
Следует учесть, что вопросы, связанные со сроками, в течение которых может сохраняться оплата труда работников с учетом имевшейся квалификационной категории, могут определяться также на федеральном и региональном уровне с учетом конкретных оснований для принятия таких решений.
О рассмотрении аттестационными комиссиями заявлений педагогических работников (пункт 5.10.5) о прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию и принятии решения об установлении квалификационной категории для имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке, а также положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации, проводимой с согласия работников, при проведении профессиональных конкурсов, на основе указанных в заявлении сведений, а также с учетом иных данных о результатах профессиональной деятельности, которые подтверждены руководителем организации и согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации.
О предоставлении возможности прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию педагогическим работникам (пункт 5.10.6):
а) имеющим (имевшим) первую или высшую квалификационную категорию по одной из должностей, – по другой должности, в том числе в случае, если на высшую квалификационную категорию по другой должности педагогические работники претендуют впервые, не имея по этой должности первой квалификационной категории;
б) являющимся гражданами Российской Федерации, имеющим первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории республик СССР, независимо от того, что они не проходили на территории Российской Федерации аттестацию ни на первую, ни на высшую квалификационную категорию.
8. Согласно пункту 5.11.4 Соглашения следует относить выплаты за дополнительную работу, непосредственно связанную с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями, дополнительная работа (без занятия штатных должностей), связанная с руководством кафедрами, факультетами и другими видами работ, выполнение обязанностей заместителя декана факультета (по различным видам деятельности), заместителя директора института, заместителя заведующего кафедрой), не входящих в прямые должностные обязанности работников, предусмотренные квалификационными характеристиками, к виду выплат компенсационного характера — «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных» применительно к пункту 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081).
При этом в очередной раз необходимо отметить необоснованность отнесения в нормативных правовых актах отдельных субъектов Российской Федерации выплат за перечисленную дополнительную работу, то есть за работу, не входящую в должностные обязанности работников согласно квалификационным характеристикам, к выплатам стимулирующего характера, что при изменении систем оплаты труда и (или) при ограниченных финансовых ресурсах позволяет работодателям не гарантировать работникам их выплату в установленном размере.
9. Стороны Соглашения считают необходимым (пункт 5.14) при выплате ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство руководствоваться разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08 и от 7 сентября 2020 № ВБ-1700/08), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 « О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 1800).
10. В пункте 5.16 Соглашения определено, что Стороны считают необходимым применять унифицированную и традиционно используемую при исчислении заработной платы педагогических работников форму, именуемую «тарификационный список» , в целях:
а) обеспечения порядка учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в зависимости от фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, компенсационных выплат, в том числе ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, а также стимулирующих выплат, носящих обязательный характер;
б) обеспечения сохранения заработной платы, установленной при тарификации, в каникулярный период и в период отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, если эти периоды не совпадают с ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.
11. Стороны пришли к соглашению (пункт 5.17 Соглашения) о целесообразности предусматривать в коллективном договоре образовательной организации (а также в перечне выплат стимулирующего характера как приложении к нему) возможность установления выплаты (доплаты) работнику (работникам), на которого (на которых) с письменного согласия возложены общественно значимые виды деятельности:
а) по содействию созданию условий, повышающих результативность деятельности образовательной организации, благоприятного климата в коллективе;
б) по участию в разработке локальных нормативных актов, подготовке и организации социально значимых мероприятий в образовательной организации;
в) по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
г) по контролю за выполнением условий трудовых договоров работников, дополнительных соглашений к трудовым договорам, коллективных договоров.
Перечисленные виды деятельности, за которые в коллективном договоре, локальном нормативном акте, в трудовом договоре могут предусматриваться выплаты компенсационного или стимулирующего характера, как правило, выполняются работниками организаций, избранными в состав профсоюзного органа первичной профсоюзной организации. При этом, обращаем внимание на то, что выплаты, производимые по перечисленным выше основаниям из фонда заработной платы организации должны устанавливаться не члену профсоюзного органа за профсоюзную деятельность, а работнику организации по занимаемой им должности в связи с осуществлением социально значимой для организации деятельности.
12. В разделе «Рабочее время и время отдыха», основанном на федеральных нормативных актах, т.е. приказах Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и от 11 мая 2016 г. № 536, постановлении Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», следует обратить внимание на то, что:
Работодатели и первичные профсоюзные организации обеспечивают разработку правил внутреннего трудового распорядка в организации, предусматривая в них в том числе:
а) порядок осуществления образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как в месте нахождения образовательной организации, так и за ее пределами;
б) порядок и условия осуществления педагогической деятельности в организациях с круглосуточным пребыванием детей применительно к порядку и условиям, установленным при вахтовом методе (в том числе в период карантина, чрезвычайных ситуаций, в том числе санитарно-эпидемиологических);
в) предоставление свободного дня (дней) для прохождения диспансеризации в порядке, предусмотренном статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
г) освобождение педагогического работника от работы в целях реализации права лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации с сохранением заработной платы;
д) условия реализации права педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, на выполнение обязанностей, связанных с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой работой, предусмотренной должностными обязанностями или индивидуальным планом как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами;
е) условия реализации права педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, не присутствовать в образовательной организации в дни, свободные от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату;
ж) возможность установления при составлении расписания учебных занятий свободных дней для педагогических работников, в том числе относящихся к профессорско-преподавательскому составу, от обязательного присутствия в образовательной организации с целью использования их для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям;
з) осуществление расчета норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, принимая 1 академический час учебной нагрузки за 1 астрономический час рабочего времени.
Руководствуясь приведенными в разделе нормативными правовыми актами, необходимо учитывать, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций (дошкольных групп в общеобразовательных организациях), работающим с обучающимися с ОВЗ, а также нуждающимися в длительном лечении, независимо от их количества в организации (дошкольной группе).
При осуществлении в дошкольной группе совместного пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ согласно пункту 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373, должна создаваться группа комбинированной направленности, при этом норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей таких групп составляет 25 часов в неделю.
13. В разделе «Условия и охрана труда» следует обратить внимание на новые важные позиции, внесенные Профсоюзом, а именно:
Пункт 7.1.6. , предусматривающий включение технических инспекторов труда, внештатных технических инспекторов труда, других представителей Профсоюза в состав комиссий по проверкам готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года, а также в состав комиссий по проверкам организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, перед началом летней оздоровительной кампании .
Как установлено, ежегодно Минпросвещения России уведомляет органы, осуществляющие управление в сфере образования в субъектах РФ, и подведомственные министерству организации о проведении мероприятий по оценке готовности образовательных организаций к новому учебному году.
На основании данного положения, начиная с 2021 года, в состав соответствующих комиссий должны входить технические инспекторы труда и внештатные технические инспекторы труда Профсоюза, другие представители профсоюзных организаций.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7.3.9. Профсоюзом предусмотрено участие технических инспекторов труда в составе комиссий по проверкам готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года, а также по проверкам организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, перед началом летней оздоровительной кампании .
Таким образом, данная позиция закреплена Минпросвещения России и Профсоюзом как сторонами социального партнерства.
В этом же пункте Соглашения согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 10 декабря 2012 г. № 580н установлена дополнительная возможность возврата части сумм страховых взносов (до 30%) на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами (не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством ).
В пункте 7.4.4. стороны совместно организуют и проводят мероприятия в рамках Всемирного Дня охраны труда.
14. В разделе «Гарантии прав профсоюзных организаций и членов Профсоюза» предусматривается, что права и гарантии деятельности Профсоюза, региональных (межрегиональных) и первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными законами Российской Федерации, Уставом Профсоюза и реализуются с учётом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящего Соглашения, иных соглашений, устава образовательной организации, коллективного договора.
Стороны также обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители обязаны обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячно, бесплатно и своевременно перечисление на расчетный счёт соответствующей организации Профсоюза членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в размере, установленном Уставом Профсоюза и порядке, определённом Уставом Профсоюза, коллективным договором, соглашением и не вправе задерживать их перечисление.
Работодатели и их полномочные представители обязаны перечислять по письменным заявлениям работников, не являющихся членами Профсоюза, ежемесячно, бесплатно и своевременно на расчетный счёт организации Профсоюза денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, соглашениями (пункт 3.4 Положения о размере и порядке уплаты членами Профсоюза членских профсоюзных взносов (постановление VIII Съезда Профсоюза от 14.10.2020 № 8-10). Перечисление средств производится в полном объёме и одновременно с выплатой заработной платы.
Размер членского профсоюзного взноса устанавливается Уставом Профсоюза, Положением о размере и порядке уплаты членами Профсоюза членских профсоюзных взносов, утверждаемым Съездом Профсоюза. Членский профсоюзный взнос устанавливается в размере не менее одного процента от ежемесячной заработной платы и других доходов, связанных с трудовой деятельностью, всех видов стипендий обучающихся, за исключением случаев, предусмотренных Положением о размере и порядке уплаты членами Профсоюза членских профсоюзных взносов.
Членский профсоюзный взнос уплачивается путём безналичного перечисления из заработной платы члена Профсоюза по его личному заявлению либо наличными денежными средствами.
Источник: www.cpprk-adm.ru