Кто уже видел письмо МПР от 19 мая 2014 г. N 05-12-44 10285 О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ? [ icon_evil2] Так вот, в письме сказано Таким образом, рекультивация ка..
Отвал это объект капитального строительства или нет
Имеется шлаковый отвал в готовом виде, оформляются документы на его ввод в эксплуатацию. Является ли шлаковый отвал объектом капитального строительства или нет? в районном отделе архитектуры настаивают, что НЕТ. т.к. там нет фундаментов и прочего. относится ли отвал к сооружениям?
maxgravis, у нефтяников при бурении скважин является, при ННБ переходов через препятствия — нет. У вас что за шлак?
Может быть шламоотвал? Мы делали такое сооружение на атомке, так вот он являлся объектом капитального строительства.
Тюленин, Markiza, шлак у нас мартеновский и котельный. занимаются у нас этим экологи, меня попросили помочь. на сколько я знаю была выделена площадь для размещения твердых производственных отходов, проведена куча всяких экспертиз, межевое дело и прочее. так же были пробурены скважины для наблюдения за грунтовыми водами. по факту из строительства была сделана только дорога к этому шлаковому отвалу, отсыпана из того же мартеновского шлака.
Объект капитального строительства — объект (или комплекс объектов ), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое. Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Форум для экологов
Кто уже видел письмо МПР от 19 мая 2014 г. N 05-12-44/10285 «О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»? [!icon_evil2]
Так вот, в письме сказано «Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является размещением (захоронением) отходов. Таким образом, по мнению Минприроды России, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (в том числе вскрышных пород, образующихся при добыче полезных ископаемых) возможна при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.»
То есть теперь за вскрышу мы должны платить? а проект, в котором есть размещение вскрыши автоматически попадает под экологическую экспертизу? Это же десятки миллионов рублей в год! а если учитывать ранее накопленные объемы вскрыши то сумма будет миллиардная!
Опять же, если вскрыша 5 класса опасноти, то зачем предприятию лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности?
ГЭЭ, лицензирование за размещение вскрышных пород
Сообщение Ecolog-Julia » 14 июл 2014, 09:17
В связи с многочисленными обращениями организаций, осуществляющих работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, Минприроды России направляет разъяснения и просит довести их до территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для руководства в работе.
Согласно «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в том числе вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Требования к объектам размещения отходов определены, в частности, пунктами 2 и 5 статьи 12 Закона об отходах, устанавливающими, в том числе, запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов и обязательность проведения специальных исследований для определения места строительства объекта размещения отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I — V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Таким образом, все организации, осуществляющие эксплуатацию объектов размещения отходов (в том числе отвалы горных пород и хвостохранилища) обязаны разрабатывать и представлять на государственную экологическую экспертизу проектную документацию указанных объектов.
Между тем, необходимо учитывать, что в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и зарегистрированному в Минюсте России 29.07.1996 N 1136, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.
При этом, в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» и ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является размещением (захоронением) отходов.
При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, по мнению Минприроды России, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (в том числе вскрышных пород, образующихся при добыче полезных ископаемых) возможна при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.
— И этим они кардинально отличаются от «стандартных» объектов капитального строительства : площадных объектов и линейных объектов , которые имеют стабильные параметры, границы, которые изменяются очень редко. Что нужно для эффективности карьеров. Николай Кичигин полагает, что кроме обсуждаемых в правительстве вопросов сейчас необходимо законодательно четко разграничить объекты , необходимые для недропользования…
Проблемы учета и регистрации отвалов горных пород в государственных кадастрах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»
Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Прохоров Дмитрий Олегович, Снежко Ирина Игоревна
Рассмотрены основные проблемы осуществления учета и регистрации породных отвалов угольных шахт , исследованы возможности их идентификации как объектов различных видов государственных кадастров и реестров, предложены пути решения указанных проблем для формирования необходимых сведений об отвалах в учетных системах.
Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Прохоров Дмитрий Олегович, Снежко Ирина Игоревна
Оценка экологической опасности породных отвалов угольных шахт на основе данных дистанционного зондирования
Создание цифровой модели породного отвала угольной шахты на основе съемки беспилотным летательным аппаратом
REGISTRATION PROBLEMS OF ROCK DUMPS OF COAL MINES IN STATE CADASTRES
The main registration problems of rock dumps of coal mines are considered, the possibilities of their identification as objects of different state cadastres and registers are investigated, ways of solving these problems for generating the necessary information about rock dumps in registration systems are proposed.
Текст научной работы на тему «Проблемы учета и регистрации отвалов горных пород в государственных кадастрах»
logicheskogo aktivizma // Ohrana okruzhayushchej sredy i sovremennye global’nye ehko-logicheskie problemy: materialy III regional’noj nauchnoj ehkologicheskoj konferen-cii aspirantov i studentov. Tambov, 2005.
5. Tihonov M.N., Bogoslovskij M.M. EHkologicheskij terrorizm kak global’-naya problema sovremennosti // PRoAtom: setevoj zhurnal. 2018 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.proatom.ru/modules.6404 (data obrashcheniya: 07.01.2019).
6. Oganesyan EH.EH. Ugolovno-pravovaya harakteristika ehkologicheskogo terro-rizma // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2004. №6.
7. Ryzhenkov A.YA. EHkologicheskij terrorizm kak global’naya problema sovremennosti // Legal Concet. 2017. №2.
8. Noji E.K. Bioterrorism: a «new» global environ mental health threat // Global Change & Human Health. 2001. №1.
9. Davydov V.O. Sovremennyj ehkstremizm: vzglyad kriminalista: uchebnoe po-sobie dlya slushatelej magistratury i aspirantov po kafedre kriminalistiki. M.: YUrlitinform, 2018.
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ОТВАЛОВ ГОРНЫХ ПОРОД В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАДАСТРАХ
Д.О. Прохоров, И.И. Снежко
Рассмотрены основные проблемы осуществления учета и регистрации породных отвалов угольных шахт, исследованы возможности их идентификации как объектов различных видов государственных кадастров и реестров, предложены пути решения указанных проблем для формирования необходимых сведений об отвалах в учетных системах.
Ключевые слова: террикон, породный отвал, угольная шахта, кадастр, регистрация прав, ЗБ-кадастр, 4Б-кадастр.
Согласно статистическим данным и ежегодным обзорам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды состояние качества земель фактически во всех регионах России интенсивно ухудшается. К основным видам негативных процессов, влияющих на состояние почвенного покрова, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, относятся деградация, захламление, уничтожение, водная и ветровая эрозия. Таким образом, поверхностный почвенный слой неотвратимо теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия в результате истощительного и потребительского использования земель. К одному из основных видов загрязнения почвенного покрова относят загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения.
В Тульской области за 150 лет разработки Подмосковного угольного бассейна на дневной поверхности скопилось более 300 млн т горных пород в виде различных отходов производства. Основной объем этих отходов размещается в терриконах угольных шахт [1].
В соответствии с классификацией земельного фонда по видам земельных угодий участки, на которых расположены отвалы горных пород, относят к несельскохозяйственным угодьям, а именно нарушенным землям. Такие земли утрачивают свою хозяйственную ценность и становятся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.
Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ, в связи с чем на предприятиях, деятельность которых связана с нарушением земель, неотъемлемой частью технологических процессов являются работы по рекультивации земель (комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и другой ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды).
Государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) [2].
В соответствии с Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [3] учёт нарушенных земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) по утвержденным формам Росстата [4]. По данным Росре-естра на 01.01.2018 г. площадь нарушенных земель на территории Тульской области составила 10 тыс. га (рис. 1) [5].
Кроме отчуждения огромных площадей земельных угодий, породные отвалы угольных шахт являются экологически опасными объектами, т.к. под влиянием ветровой и водной эрозии негативно воздействуют на окружающую среду, не только на почвенный слой, но и на воздушный и водный бассейны.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы учёта и описания их характеристик в соответствующих государственных кадастрах и реестрах с целью проведения мониторинга за их состоянием, оценки экологической опасности при выборе оптимальных способов устранения или снижения негативного влияния породных отвалов угольных шахт на земельные ресурсы.
В Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд В Под застройкой
62,5% В Под водой
Рис. 1. Распределение видов несельскохозяйственных угодий в Тульской области на 01.01.2018 г.
Распределение терриконов по территории Тульской области следующее: около 20 из них находится в Щекинском районе, 26 — в Киреевском районе, 14 — в Узловском районе, 16 — в городе Донской, 14 — в Новомосковском районе, 13 — в Кимовском районе, 22 — в Богородицком районе и 4 — в Суворовском районе [6].
В настоящее время учёт породных отвалов угольных шахт ведется без определенной системы, разными ведомствами, отсутствует чёткая регламентированная процедура хранения и предоставления данных о терриконах.
Проблемы учета и мониторинга состояния породных отвалов связаны также с тем, что угольные шахты закрыты, а рекультивационные или консервационные мероприятия на отвалах не проведены. Рано или поздно в каждом конкретном случае будет необходимо определять методы борьбы с негативным влиянием терриконов на окружающую среду (полная разборка, рекультивация или консервация террикона) или выбирать технологию разборки террикона, направления рекультивации или способ консервации.
В этой связи встаёт логичный вопрос: в каком именно из существующих на сегодняшний день государственном кадастре или реестре можно учитывать такие объекты как отвалы горных пород (терриконы)? Далее рассмотрим возможность идентификации породных отвалов как объектов учета, регистрации и включения сведений о них в различные кадастры (реестры).
Законодательством Российской Федерации определен перечень государственных информационных ресурсов, содержащих сведения об объектах природного и антропогенного происхождения (рис. 2).
Госуяарственн ый лесной реестр
Государственный водный реестр
Государственный кадастр отходов
Рис. 2. Виды государственных кадастров и реестров в Российской Федерации
Уполномоченный орган, отвечающий за ведение того или иного кадастра и реестра, а также требования к содержанию сведений об объектах учета и порядок внесения таких сведений определяется федеральными, региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами. В таблице представлены основные цели создания кадастров (реестров).
Исходя из способа формирования терриконов в результате промышленного производства, приводящего к образованию антропогенного ландшафта, их нельзя учитывать в первых трех видах кадастров (реестров), которые, в основном, содержат сведения о природных объектах.
Исключениями служат гидротехнические сооружения (например, плотины из грунтовых материалов [7]), расположенные на водных объектах. Информация о таких искусственных объектах включается в государственный водный реестр.
В градостроительном кадастре, представляющем собой информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, содержится свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства.
Поскольку данные системы ведутся на территории населенных пунктов, то учитывать породные отвалы не представляется возможным, так как данные объекты находятся за границами городской черты.
Интерес представляет государственный кадастр отходов, так как отвалы — это отходы горнодобывающих предприятий, которые образуются путем складирования пустых пород угольных шахт на дневной поверхности.
Согласно Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ породные отвалы относятся к объектам размещения отходов (далее — ОРО), то есть к специально оборудован-
ным сооружениям, предназначенным для размещения отходов и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. К таким объектам также относятся полигоны, шламохранилища, в том числе шламовый амбар, хвостохранилища и другие подобные объекты.
Цели создания государственных кадастров (реестров)
№ п/п Вид государственного кадастра (реестра) Цели
1 Государственный лесной реестр Получение информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках для устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала
2 Государственный водный реестр Информационное обеспечение комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, планирование и разработка мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий
3 Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Оценка состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учет данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов
4 Градостроительный кадастр — ИСОГД Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства
5 Государственный кадастр отходов Информационное обеспечение деятельности в области обращения с отходами для максимального использования исходных сырья и материалов, сокращения и предотвращения образования отходов, снижения класса их опасности в источниках образования, вовлечения отходов в хозяйственный оборот
6 Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Обеспечение разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и иные народно-хозяйственные цели
7 Единый государственный реестр недвижимости Информационное обеспечение деятельности по проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества
Сведения об ОРО вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), который является составной частью государственного кадастра отходов. Помимо информации об ОРО кадастр содержит федеральный классификационный каталог отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Законом предусмотрено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако порядком ведения государственного кадастра отходов [8] определено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений только об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.
Не подлежат включению в ГРОРО:
1) объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
2) объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
3) специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
Таким образом, терриконы не являются объектом государственного кадастра отходов, но смогут такими являться при создании отдельного раздела в ГРОРО, учитывающего данные о неиспользуемых отвалах, на которых не производилась рекультивация.
Относительно государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых составление и ведение государственного кадастра осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра). В кадастр включается следующая информация:
— о месторождениях с запасами полезных ископаемых, как учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых, так ещё не учтенными, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка;
— о месторождениях, запасы полезных ископаемых которых сняты с учета Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых независимо от основания снятия с учета;
— о выработанных месторождениях;
— о проявлениях твердых полезных ископаемых, для которых установлено наличие хотя бы одного тела (залежи) полезных ископаемых, по качеству (содержанию ценных компонентов) удовлетворяющих минимальным требованиям промышленности к месторождениям, но количество запасов которых либо не установлено, либо им не дана промышленная оценка [9].
Учитывая вышеизложенное, породные отвалы также нельзя отнести к объектам государственного кадастра месторождений. Тем не менее, породный отвал угольной шахты может содержать в себе большое количество полезных компонентов, и может считаться потенциальным техногенным месторождением. Для отнесения террикона угольной шахты к техногенному месторождению необходимо произвести изыскания, подсчет запасов полезных компонентов и т.д. Разборка породного отвала угольной шахты — это фактически открытая разработка небольшого техногенного месторождения нагорного типа. То есть при разборке террикона происходят процессы, используются технологии и механизация такие же, как при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Ещё одним информационном ресурсом, содержащим данные о природных и искусственно-созданных объектах недвижимости, является Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). ЕГРН является сводом достоверных и систематизированных сведений о недвижимом имуществе, государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав которых проведены в соответствии Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В свете последних изменений в законодательстве, например, принятие «закона о лесной амнистии» [10], сведениям ЕГРН отдается приоритет при установлении основных характеристик объектов недвижимости.
Внесение соответствующей записи в ЕГРН о праве на объект недвижимости является единственным доказательством признания и подтверждения государством факта возникновения, изменения, перехода, прекращения или ограничения права определенного лица на имущество. Зарегистрированное в ЕГРН право может быть оспорено только в судебном порядке.
Положения 218-ФЗ применяются при государственном кадастровом учёте и регистрации прав на земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, машино-места, единые недвижимые комплексы, за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, участков недр. Земли под водой, лесные насаждения и особо охраняемые природные территории учитываются в ЕГРН как земельные участки.
Относительно учёта терриконов в ЕГРН следует отметить, что кадастровый учёт возможен только земельных участков, на которых они рас-
положены. В [11] исследуется возможность отнесения породного отвала к объектам государственного кадастрового учёта. На основании анализа признаков, присущим недвижимому имуществу, автором делается вывод о том, что отвалы горных пород не являются объектами недвижимости и не могут быть учтены в ЕГРН. Однако, на наш взгляд, терриконы, вышедшие из эксплуатации, обладают определенными признаками недвижимости. В данном случае речь идет о породных отвалах давно закрытых шахт.
Основой всей системы нормативно-правового регулирования сферы недвижимости является Гражданский кодекс, в котором к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Также к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ст. 130 ГК РФ) [12]. Чтобы понять могут ли терриконы быть отнесены к «иному имуществу», воспользуемся перечнем признаков, приведенных в [11].
Очевидно, что отвал горных пород является материальным объектом, натурально-вещественной субстанцией, физическим телом.
Не вызывает сомнения неподвижность террикона, прочная физическая связь с землей. По мере роста давления за счет увеличения высоты отвала состояние грунта изменяется, происходит уплотнение, образование сдвигов и даже выпирание грунта из-под отвала с образованием земляного вала высотой до нескольких метров.
По признаку «долговечность» следует отметить, что многие отвалы существуют более 50 лет после закрытия шахт в практически неизмененной форме (и будут еще долго существовать).
Породные отвалы предназначены для размещения на поверхности пустых (вскрышных) пород или некондиционного минерального сырья. Отвалы формируются на специально отведённой площади.
Говоря о непотребляемости объекта недвижимости, имеет место принцип сохранения формы за весь период эксплуатации. Отвал может обладать непотребляемостью только после окончания отработки месторождения. Поскольку объектом нашего исследования являются те отвалы, которые уже не используются в промышленном производстве, то данный принцип соблюдается.
Полезность объекта определяется такими категориями, как стоимость, ликвидность и общественное значение. Стоимость породного отвала может быть рассчитана, например, по существующим методикам геолого-экономической и стоимостной оценке месторождений полезных ископаемых и участков недр. Относительно ликвидности, то терриконы могут быть ограничены в обороте. Объекты недвижимости не всегда обладают ликвидностью. Можно провести аналогию с лесными ресурсами, большая часть из которых не вовлечена в гражданский оборот, в противном случае просто нечем было бы дышать. Что касается общественного
значения, то оно может заключаться в использовании пород отвала в качестве закладочного материала для выработанного пространства карьеров по разработке нерудных строительных материалов, однако, при этом необходимо точно знать индивидуальные характеристики отвалов и состав слагающих его пород в учетных системах.
Еще одним важным признаком недвижимости является государственная регистрация прав. В настоящее время предприятия, занимающиеся разработкой угольных месторождений, уже давно прекратили своё существование и были ликвидированы, поэтому терриконы не являются основными фондами и не стоят на балансе. Возникает проблема определения собственника данных объектов. Поскольку терриконы при определенных обстоятельствах возможно считать техногенными месторождениями полезных ископаемых, то к ним можно применить законодательство о недрах. Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [9]. Таким образом, терриконы можно отнести к федеральной и региональной собственности.
Исходя из вышеизложенного, породные отвалы можно отнести к объектам недвижимости и учитывать в ЕГРН не только как земельные участки, но и рассматривать как сооружения подобно гидротехническим, таким как дамбы, сведения о которых также содержатся в кадастре недвижимости. Технология создания отвалов горных пород во многих случаях аналогична созданию насыпных дамб.
Следует подчеркнуть, что в состав основных сведений ЕГРН о терриконах особенно важно вносить информацию об их геометрических характеристиках.
Действующая на сегодня система кадастрового учёта основана на представлении объектов в виде 2D-проекций на горизонтальную плоскость. Однако с 1 января 2017 года в [13] появилась возможность внесения пространственных характеристик об объектах недвижимого имущества в кадастровую базу данных. Согласно ст. 24, п. 5 названного закона предусмотрено «по желанию» заказчика кадастровых работ дополнительно определить местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства путем пространственного описания конструктивных элементов, в том числе с учетом их высоты или глубины.
В этом случае при внесении сведений в ЕГРН кадастровый инженер должен подготовить технический план, в состав приложения которого, включается трёхмерная модель объекта в виде электронного документа в одном из форматов: DXF, RVT, PLN, SKP [14].
Геометрические параметры терриконов могут быть представлены в виде цифровых моделей, построенных на основе существующих методик с использованием современных, малозатратных и высокоэффективных ме-
тодов [15]. Для оценки необходимой точности построения цифровой модели террикона можно использовать подход, изложенный в [16], при этом необходимо заменить экономические критерии на экологические.
Развитие системы существующего кадастра недвижимости до 3D модели кадастра позволит учитывать информацию о терриконах, необходимую для изучения геоморфологического положения и морфологии отвалов при обосновании выбора технологий, определения технологических параметров, создания проекта разборки или консервации отвалов угольных шахт.
В Тульской области уже имеется успешный реализованный проект компании «Геоскан», где были получены 3D-модели объектов с использованием беспилотных летательных аппаратов на всю территорию региона [17]. Результаты данного проекта можно использовать не только для проведения земельного контроля, но и для получения пространственных характеристик терриконов и их учёта в ЕГРН.
При совершенствовании кадастрового учёта до 4D-модели кадастра можно будет наблюдать процессы изменения геометрических параметров отвала с целью оценки и прогнозирования негативного экологического воздействия на окружающую среду.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что в соответствии с действующим законодательством наилучшим и единственно возможным вариантом учёта терриконов является внесение сведений о них, как о сооружениях, в Единый государственный реестр недвижимости с включением соответствующих 3D-моделей в технический план. Однако наилучшим вариантом учета терриконов является его учёт как земельного участка, представленного в трёх измерениях в кадастровой базе данных. Это станет возможным при дальнейшем развитии и совершенствовании российской учётно-регистрационной системы в сторону увеличения размерности моделей представления данных и перехода к 3D- и 4D-кадастру.
1. Прохоров Д.О. Геомеханическое обеспечение горных работ при рекультивации терриконов угольных шахт // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2016. Вып. 2. С.163-171.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
3. Приказ Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
4. Постановление Росстата от 06.08.2007 №61 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018
5. Распределение земель Российской Федерации по угодьям в разрезе субъектов Российской Федерации на 01.01.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosreestr.ru (дата обращения: 10.09.2018
6. Кадастр породных отвалов угольных шахт Тульской области / Д.О. Прохоров, А.П. Саламатин, С.А. Ишутина, P.O. Халилов // Сб. науч. тр. 12-й Междунар. науч.-техн. конф. «Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики». Тула: Изд- во ТулГУ, 2016. Т. 2. С. 264-270
7. Постановление Правительства РФ от 02.11.2013 №986 «О классификации гидротехнических сооружений» Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. con-sultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
8. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
9. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018
10. Федеральный закон от 29.07.2017 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
11. Коновалов В. Е. Технологические объекты горнопромышленного комплекса как объекты государственного учета// Изв. вузов. Горный журнал. 2012. №4. С. 31-36
12. Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
13. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2018 г.)
14. Снежко И.И., Романов В.М., Снежко И.И. Направления развития кадастрово-регистрационных систем в свете лучших мировых практик:
пример подземных объектов недвижимости // Изв. вузов «Геодезия и аэрофотосъемка». 2018. Т. 62. №5. С. 523-531
15. Прохоров Д.О. Создание цифровой модели породного отвала угольной шахты на основе съемки беспилотным летательным аппара-том//Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2016. Вып. 1. С.64-72.
16. Алтынов А.Е., Снежко И.И. Точность моделирования объектов недвижимости в 3D-кадастре // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014. № 1. С. 44-48
17. Снежко И.И. Использование беспилотных летательных аппаратов при проведении земельного контроля // Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов: 3-я Международная научно-техническая интернет-конференция / под общей редакцией И.А. Басовой: сборник научных трудов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. С. 3-7.
REGISTRATION PROBLEMS OF ROCK DUMPS OF COAL MINES
IN STATE CADASTRES
D.O. Prokhorov, I.I. Snezhko
The main registration problems of rock dumps of coal mines are considered, the possibilities of their identification as objects of different state cadastres and registers are investigated, ways of solving these problems for generating the necessary information about rock dumps in registration systems are proposed.
Key words: dump, rock dump, coal mine, cadastre, registration of rights, 3D cadastre.
Snezhko Irina Igorevna, Candidate of Technical Science, Docent, isnejko a gmail. comRussia, Moscow, National Research Moscow State Construction University
1. Prohorov D.O. Geomekhanicheskoe obespechenie gornyh rabot pri rekul’tivacii terrikonov ugol’nyh shaht // Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zemle. 2016. Vyp. 2. S.163-171.
2. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 02.01.2015 №1 «Ob utverzhdenii polozheniya o gosudarstvennom zemel’-nom nadzore» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
3. Prikaz Minprirody RF №525, Roskomzema №67 ot 22.12.1995 g. «Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenij o rekul’tivacii zemel’, snyatii, sohranenii i racional’nom ispol’zovanii plodorod-nogo sloya pochvy» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
4. Postanovlenie Rosstata ot 06.08.2007 №61 «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii Rosnedvizhimost’yu statisticheskogo nablyudeniya za zemel’nymi resursami» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
5. Raspredelenie zemel’ Rossijskoj Federacii po ugod’yam v razreze sub»ektov Rossijskoj Federacii na 01.01.2018 g. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rosreestr.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
6. Kadastr porodnyh otvalov ugol’nyh shaht Tul’skoj oblasti / D.O. Prohorov, A.P. Salamatin, S.A. Ishutina, P.O. Halilov // Sb. nauch. tr. 12-j Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. «Social’no-ehkonomicheskie i ehkologicheskie problemy gornoj promyshlennosti, stroitel’stva i ehnergetiki». Tula: Izd- vo TulGU, 2016. T. 2. S. 264-270
7. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 02.11.2013 №986 «O klassifikacii gidrotekhnicheskih sooruzhenij» Prikaz Minprirody Rossii ot 30.09.2011 №792 «Ob utverzhdenii Poryadka vedeniya gosudar-stvennogo kadastra othodov» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
8. Prikaz Minprirody Rossii ot 30.09.2011 №792 «Ob utver-zhdenii Poryadka vedeniya gosudarstvennogo kadastra othodov» [EHlek-tronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obra-shcheniya: 10.09.2018 g.)
9. Zakon RF «O nedrah» ot 21.02.1992 №2395-1 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
10. Federal’nyj zakon ot 29.07.2017 g. №280-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v celyah ustraneniya protivorechij v svedeniyah gosudarstvennyh reestrov i ustanovleniya prinadlezhnosti zemel’nogo uchastka k opredelennoj ka-tegorii zemel’» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
11. Konovalov V. E. Tekhnologicheskie ob»ekty gornopromyshlen-nogo kom-pleksa kak ob»ekty gosudarstvennogo ucheta// Izv. vuzov. Gor-nyj zhurnal. 2012. №4. S. 31-36
12. Grazhdanskij kodeks ot 30 noyabrya 1994 goda №51-FZ [EHlek-tronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obra-shcheniya: 10.09.2018 g.)
13. Federal’nyj zakon ot 13.07.2015 g. №218-FZ «O gosudar-stvennoj registracii nedvizhimosti» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim do-stupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.09.2018 g.)
14. Snezhko I.I., Romanov V.M., Snezhko I.I. Napravleniya raz-vitiya kadastrovo-registracionnyh sistem v svete luchshih mirovyh praktik: primer podzemnyh ob»ektov nedvizhimosti // Izv. vuzov «Geo-deziya i aehrofotos»emka». 2018. T. 62. №5. S. 523-531
15. Prohorov D.O. Sozdanie cifrovoj modeli porodnogo otvala ugol’noj shahty na osnove s»emki bespilotnym letatel’nym appara-tom//Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o Zem-le. 2016. Vyp. 1. S.64-72.
16. Altynov A.E., Snezhko I.I. Tochnost’ modelirovaniya ob»ek-tov nedvizhimosti v 3D-kadastre // Zemleustrojstvo, kadastr i monito-ring zemel’. 2014. № 1. S. 44-48
17. Snezhko, I.I. Ispol’zovanie bespilotnyh letatel’nyh appa-ratov pri provedenii zemel’nogo kontrolya // Kadastr nedvizhimosti i monitoring prirodnyh resursov: 3-ya Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya internet-konferenciya / pod obshchej redakciej I.A. Basovoj: sbornik nauchnyh trudov. Tula: Izd-vo TulGU, 2018. S. 3-7.
объекты незавершенного строительства ; иные объекты , подлежащие государственной регистрации или государственному учету. Как показала практика и такую классификацию можно трактовать по-разному. Для решения вопроса зачастую приходится обращаться к судебным решениям. … В силу ГрК РФ (подп. 10, 10.2 ст. 1) не являются объектами капитального строительства некапитальные строения и сооружения при условии, что они не имеют прочной связи с землей, и конструктивные характеристики которых позволяют демонтировать, перемещать и собирать затем без несоразмерного ущерба их назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений. Это относится, в том числе, к киоскам и навесам.
- https://cmet4uk.ru/forum/60-22557-1
- https://forum.integral.ru/viewtopic.php?t=18550&start=20
- https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ucheta-i-registratsii-otvalov-gornyh-porod-v-gosudarstvennyh-kadastrah