Ответственность за дефекты при строительстве

1. К видам ответственности за нарушение требований комментируемого Кодекса согласно комментируемой статьи относятся четыре категории:

1) дисциплинарная ответственность, правовые основы которой регламентированы в нормах ст. 81 ТК РФ;

2) имущественная ответственность, основы правового регулирования которой обозначены в правилах ст. 24 ГК РФ;

3) административная ответственность наступает согласно положениям КоАП РФ, например:

— статья 9.4 «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства»;

— статья 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию»;

— статья 9.5.1 «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ»;

Презумпция ответственности подрядчика за качество строительных работ действует на срок гарантий.

— статья 9.9 «Ввод в эксплуатацию топлива и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов»;

— статья 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»;

— статья 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;

4) уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, предусмотренных статьями УК РФ:

— статья 143 «Нарушение правил охраны труда»;

— статья 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности»;

— статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»;

— статья 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»;

— статья 201 «Злоупотребление полномочиями»;

— статья 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;

— статья 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»;

— статья 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»;

— статья 219 «Нарушение требований пожарной безопасности»;

— статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»;

— статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»;

— статья 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»;

— статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов»;

— статья 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов»;

— статья 283 «Разглашение государственной тайны»;

— статья 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений».

2. Говоря об административной ответственности за нарушения требований комментируемого Кодекса, следует указать на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно п. 6 которого при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего:

— субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство;

— согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства;

— в том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования

Комментарий к статье 59

В соответствии с комментируемым правилом (ч. 2) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий муниципальных образований, использование которых повлекло причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, обусловливает его возмещение в полном объеме.

Об основах правового регулирования порядка утверждения схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий см. положения ст. ст. 11, 15, 20, 24, 32, 45 и 46 комментируемого Кодекса.

Следует отметить, что ч. ч. 1 и 3 изъяты из содержания комментируемой статьи согласно п. 38 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в связи с тем, что порядок осуществления государственной экспертизы документов территориального планирования утратил силу с целью реализации мероприятий по оптимизации процедур территориального планирования, в том числе изъятием из Кодекса норм (в ст. 6.1 и ст. 29) о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования, и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный ст. 7 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ срок.

Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства

Комментарий к статье 60

1. Общее определение вреда, порядок возмещения которого регламентирован нормами ст. 60 Кодекса, обозначено в нормах ч. 1 ст. 55.5 Кодекса и включает причинение вреда:

— жизни или здоровью физических лиц;

— имуществу физических или юридических лиц;

— государственному или муниципальному имуществу;

— жизни или здоровью животных и растений;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы возмещения вреда, причиненного при осуществлении в порядке ст. 55.3 Кодекса трех видов работ саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, которые включают:

— условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям;

— условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации;

— условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

— условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при исключении сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам из государственного реестра саморегулируемых организаций;

— порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии у лица, выполнившего такие работы, договора страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков таких работ;

— особенности субсидиарной ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства РФ, субъекта РФ или организации, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи особенностью субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, обозначено возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

2. Рассматриваемые нормы определяют условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, которые включают возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которыми установлено возмещение вреда саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса) в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

В ч. 3.1 рассматриваемой статьи обозначены условия субсидиарной ответственности за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при исключении сведений о саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к работам из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Как установил законодатель, согласно нормам ч. 8 ст. 55.16 и п. 6 ч. 8 ст. 55.20 Кодекса, утеря статуса саморегулируемой организации обусловливает возможность наступления субсидиарной ответственности Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в пределах средств компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения.

4. Комментируемая часть включает порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии у лица, выполнившего такие работы, договора страхования гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков таких работ.

С учетом того, что первые пункты ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи (о солидарной ответственности) утратили силу в соответствии с нормами ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ, становится спорным применение правил рассматриваемой статьи. Однако действие комментируемых норм допускает возможное наступление солидарной субсидиарной ответственности РФ, субъекта РФ, организации, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, саморегулируемой организации, выдавшей свидетельство о допуске к таким работам, при наличии двух установленных условий (о недостатке средств, полученных по договору страхования ответственности, и отказе виновного удовлетворить требование о возмещении вреда).

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями обозначены особенности субсидиарной ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства РФ, субъекта РФ или организации, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий.

Как установил законодатель, субсидиарную ответственность за причинение вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства наряду с саморегулируемыми организациями несут РФ, субъект РФ или организация, которая провела негосударственную экспертизу инженерных изысканий при наличии определенных условий.

Установленные ч. 5 комментируемой статьи такие условия обусловлены причинной связью причинения вреда с несоответствием требованиям технических регламентов и (или) проектной документации результатов инженерных изысканий, проектной документации, построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом необходимым условием является наличие соответствующих положительных заключений экспертизы или положительного заключения органа государственного строительного надзора (Ростехнадзора).

Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц

Комментарий к статье 61

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил право органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления принимать решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда при осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная норма реализует общее правило ст. 1064 ГК РФ об установлении законом обязанности выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с положениями ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отметим, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентирована положениями Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи указывают на дополнительный характер правил ч. 1 и определяют обязанность виновного лица нести установленную согласно ст. 58 Кодекса ответственность.

Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Комментарий к статье 62

1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса, которыми представляются:

— создание технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение;

— обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности;

— обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах;

— обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах;

— установление максимальных хронологических критериев проведения трех видов мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

— определение трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства;

— правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц;

— право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением субъектов наблюдения;

— право наблюдателей судебного оспаривания заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи установлен десятидневный срок создания технической комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение независимо от вида правонарушения (о трех категориях нарушений требований комментируемого Кодекса и соответствующих видах технических комиссий см. ч. ч. 2 — 4 настоящей статьи).

Следует добавить, что в соответствии с нормами ч. 3 ст. 53 Кодекса установлена обязанность лица, осуществляющего строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

2. Рассматриваемые нормы определяют обязанность Правительства РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах использования атомной энергии, опасных производственных объектах, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, объектах обороны и безопасности (нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности первого вида).

Особенностью таких нарушений первого вида является отсылочная норма о специальном месте события нарушения, которое обусловлено исчерпывающим списком п. 5.1 ст. 6 Кодекса, а также специальными нормами расследования такого вида нарушения, регламентируемыми Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702), которые применяются в случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, не урегулированы:

— ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ;

— ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

— ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Причины нарушения комментируемого Кодекса устанавливаются техническими комиссиями, образуемыми двумя федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора:

1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) — в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

Читайте также:  Как правильно расположить строительство дома

2) Министерством обороны РФ — в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ (подробнее см. Приказ Минобороны РФ от 26 февраля 2008 г. N 86 «О порядке образования и работы технических комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации»).

3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на установленных объектах (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности второго вида).

При нарушении требований комментируемого законодательства, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах, которые не входят в исчерпывающий список п. 5.1 ст. 6 Кодекса, но имеют специальные признаки, установление его причин осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

К специальным признакам объектов в комментируемой части о нарушениях норм Кодекса второго вида относится их использование в расширенном перечне сфер предназначения: здравоохранения; образования; культуры; отдыха; спорта; иных социальных и коммунально-бытовых сферах; транспортной инфраструктуры; торговли; общественного питания; в деловой сфере; административной; финансовой; религиозной; жилищной (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).

Например, Постановлением администрации Тверской области от 13 сентября 2007 г. N 261-па утверждены Правила установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Тверской области, аналогичные правила действуют и на территории Саратовской области (см. Постановление Правительства Саратовской области от 16 декабря 2008 г. N 484-П «Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»), а также на территории других субъектов РФ.

4. Комментируемая часть включает обязанность главы местной администрации установить порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (или незначительного вреда) на иных объектах.

Таким образом, остальные случаи причинения вреда при нарушении требований комментируемого Кодекса на объектах, не обозначенных в исчерпывающем перечне ч. 4 ст. 6.6 Кодекса и расширенном перечне ч. 3 настоящей статьи (при нарушении требований законодательства о градостроительной деятельности третьего вида), расследуются согласно порядку, установленному решением главы местной администрации.

Например, согласно Постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 июня 2010 г. N 1523 «Об утверждении Положения о порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности» по результатам работы технической комиссией составляется заключение, содержащее выводы:

— о причинах нарушения законодательства, размере причиненного вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц (в случае, когда такой вред был причинен);

— об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;

— о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Заключение технической комиссии утверждается ее председателем и в течение пяти дней после утверждения:

— направляется лицу, допустившему нарушение законодательства о градостроительной деятельности, для устранения выявленных нарушений;

— лицу, пострадавшему в результате таких нарушений;

— подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и может быть размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет.

Один экземпляр заключения хранится в деле о рассмотрении нарушений законодательства о градостроительной деятельности в комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». В случае если нарушения законодательства о градостроительной деятельности допущены в процессе строительства (реконструкции, капитального ремонта) и эксплуатации объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, экземпляр заключения направляется в органы государственного строительного надзора.

5. Правила ч. 5 комментируемой статьи определяют максимальный срок проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности (установления причин, указанных в ч. ч. 2 — 4 настоящей статьи нарушений законодательства), который не должен превышать согласно трем видам нарушений соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий перечень трех обязательных выводов заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, к которым отнесено определение:

1) причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и его размеров;

2) обстоятельств, указывающих на виновность лиц;

3) необходимых мер по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Например, согласно заключению Технической комиссии по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности по объекту «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями» от 16 января 2009 г. :

— причинами, в результате которых был причинен вред жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических лиц, стали отсутствие обследования перекрытия 4 этажа перед началом работ, а также организации прохода по чердаку и местам складирования материалов;

— выводами Технической комиссии указано разработать проектную документацию по восстановлению обрушенного перекрытия, обследовать утеплитель и балки перекрытия, их крепление между собой с привлечением проектной организации.

7. Рассматриваемые нормы определяют правило опубликования заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

С учетом требований наличия официальных сайтов, которые призваны обеспечить допуск к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, такое опубликование целесообразно осуществлять на соответствующих ресурсах сети Интернет.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил право участия наблюдателей в мероприятиях по установлению причин нарушения законодательства с определением категорий таких субъектов наблюдения.

Как установлено законодателем, в ходе проведения расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения норм комментируемого Кодекса в качестве наблюдателей могут принимать участие заинтересованные лица, которыми в рассматриваемой части определены:

— лицо, выполняющее инженерные изыскания;

— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

— лицо, осуществляющее строительство;

— представители указанных лиц;

— представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства;

— представители граждан и их объединений.

Следует отметить, что буквальное толкование комментируемой нормы не позволяет считать пострадавшего гражданина возможным наблюдателем, заменив его соответствующим представителем.

9. Комментируемая часть включает право наблюдателей на судебное оспаривание заключения об итогах мероприятий по установлению причин нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Источник: studfile.net

Дефекты строительства и монтажа

Дефицит высококвалифицированного технического персонала на стройплощадке и у заказчика, осуществляющих строительно-мон­тажные работы и ведущих технический надзор за производством, а также отсутствие определенного опыта производства монтажных ра­бот в начальном периоде сборного строительства нередко приводило к нарушению правил ведения строительных работ, отступлению от проектной документации и, как следствие, к некачественному строи­тельству (прилож. 1, п. 56, 57).

Большую опасность представляет длительное замачивание котло­вана под новое строительство. Водонасыщенные переувлажненные грунты (глинистые, суглинистые, мелкозернистые и пылевидные) при замерзании увеличиваются в объеме и оказывают силовое дейст­вие на конструкции, вызывая в них появление трещин. Поэтому про­филактически до наступления холодов основание необходимо утеп­лять.

Насыпные неуплотненные грунты являются причиной разруше­ния перегородок первых этажей в бесподвальных строениях, тамбуров, крылец, подпорных стенок, а также отмосток вокруг здания (прилож. 1,п. 78, 91,98).

Серьезной причиной повреждений строительных конструкций являются сотрясение и вибрация, воздействующие на ранее возве­денное здание через грунт или непосредственно на стены и перекры­тия. Основным источником сотрясений становится устройство свай­ных или буронабивных оснований под вновь возводимое здание, рас­положенное в непосредственной близости от ранее построенного.

Под воздействием импульсов в грунте возникают волны разной час­тоты и амплитуды. Скорость распространения волн зависит от осо­бенностей грунта и степени его влажности. Дойдя до грунтов, на ко­торых основаны ранее возведенные здания, в особенности слабых и влажных, волны вызывают нарушение их структуры, разрыхление и просадку. Это приводит к неравномерной просадке фундаментов, возникновению трещин в стенах, повреждению и перекосу перекры­тий. Особую опасность сотрясения представляют для сборных желе­зобетонных перекрытий, выполненных из мелкоразмерных плит, уложенных на металлические балки с незначительной площадью опирания.

Проведение работ по прокладке новых коммуникаций или замене существующих вблизи эксплуатируемого здания и с затяжными сро­ками работ, особенно в весенне-осенние периоды года, приводит к замачиванию либо вспучиванию фунтов вблизи здания или под ним. Вследствие нарушения правил производства работ происходит про­садка грунтов, фундаментов, деформация стен, перекос или подвиж­ка элементов перекрытий. При значительных деформациях стен для безопасной эксплуатации жилого дома необходимо проведение ре- монтно-восстановительных работ с отселением жильцов.

Плохое качество гидроизоляции подвалов и горизонтальной гид­роизоляции стен приводит к миграции влаги в толще каменных кон­струкций, снижению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций, а при длительной эксплуатации — к разрушению стен.

Большое число дефектов возникает в связи с неудовлетворитель­ным качеством выполнения бетонных и каменных работ при отрица­тельных температурах, а также применением некачественного рас­твора или бетона.

Некачественный раствор (бетон) не обладает способностью твер­деть на морозе, его прочность может оказаться на 30—50 % ниже про­ектной. Такой раствор (бетон), имея более рыхлую структуру, при от­таивании впитывает талую воду, а при повторных замерзаниях раз­рыхляется. Повторение циклов оттаивания и замораживания оказы­вает негативное действие на раствор в кладке.

Оттаивание раствора (бетона) в зданиях и сооружениях происхо­дит неравномерно. Более интенсивно прочность нарастает в конст­рукциях, обращенных на южную сторону. Внутренние поперечные и продольные стены отогреваются намного медленнее. В подвальных помещениях отогрев и набор прочности раствора происходит значи­тельно позднее, после полного оттаивания наземных частей здания.

При использовании некачественного раствора (бетона) и при загру­женной конструкции стен, не достигшей достаточной прочности, об­разуются трещины, располагающиеся вдоль направления приложен­ных сил. Одностороннее интенсивное оттаивание кирпичной клад­ки, возведенной способом замораживания, приводит к выпучиванию стен, а в отдельных случаях при смонтированных перекрытиях к их обрушению.

Сборное индустриальное строительство требует строгого соблю­дения технологии возведения. Даже незначительные отклонения при монтаже сборных элементов по этажам суммарно приводят к большим смещениям элементов по сравнению с их проектным по­ложением.

Особенно опасны смещения по вертикали. Монтажные отклоне­ния вызывают утолщение или уменьшение ширины швов, наруше­ние стыковочных узлов. Это приводит к снижению запаса прочности конструкций, к ухудшению технических и эксплуатационных качеств зданий — промерзанию стен в узлах, продуванию швов, проникнове­нию влаги. Постоянное увлажнение стен и узлов вызывает коррозию металлических закладных деталей. Неправильное утепление узлов или полное отсутствие его ведет к промерзанию стен или конденса­ции водяного пара.

Много дефектов возникает вследствие использования при монта­же поврежденных элементов или со значительными размерными от­клонениями. Серьезное влияние на эксплуатационные качества ока­зывают некачественное выполнение кровельных работ, отсутствие покрытий брандмауэров, парапетов, сандриков, подоконников.

Наиболее опасны дефекты стен, выложенных из кирпича низкой морозостойкости и пониженной прочности. Такие стены начинают разрушаться через 2—3 года и могут достичь аварийного состояния через 8—10 лет эксплуатации.

Использование некачественных строительных материалов при замене отдельных конструктивных элементов в процессе капиталь­ного ремонта или реконструкции зданий приводит к ярко выражен­ной неоднородности конструкций. Так, при обследовании кирпич­ных стен установлено, что в ряде случаев однородность кладки стен, характеризуемая коэффициентом однородности, не превышает 0,2—0,25, в то время, как СНиП (прилож. 1, п. 4 ) предусматривает коэффициент однородности кладки 0,5—0,6. Такая анизотропия мо­жет вызвать локальное перенапряжение материала стен и необходи­мость их усиления или полной перекладки.

Дефекты монолитных железобетонных конструкций наиболее часто встречаются в виде неправильного армирования, занижения класса бетона, образования раковин и пустот, нарушающих монолит­ность конструкций и снижающих их прочностные характеристики.

Большое количество производственных ошибок допускается при проведении капитально-восстановительных работ в старых жилых домах с деревянными перекрытиями.

Новая древесина должна быть определенной влажности и обяза­тельно обработана антисептиком. Как правило, ее доставляют на строительную площадку с повышенной влажностью. Во влажной древесине интенсивно происходит развитие домового гриба. В усло­виях, способствующих гниению, гриб может целиком разрушать де­ревянные конструкции в течение 5—6 месяцев (активный процесс).

В условиях, не способствующих гниению, процесс этот может длиться в течение 3—5 лет (пассивный процесс). Активный или пассивный процесс завершается потерей несущей способности конструкции, а затем частичным либо полным обрушением перекрытия. К пассив­ному разрушению вновь уложенной древесины приводит отсутствие изоляции в местах сопряжения древесины с металлом, железобето­ном, кирпичной кладкой.

При проведении капитального ремонта часто деревянное запол­нение в перекрытиях находится в удовлетворительном состоянии за исключением мест расположения санузлов, раковин, стояков горяче­го и холодного водоснабжения. Нарушение температурно-влажност- ного режима в ремонтируемых помещениях (отключение на продол­жительное время отопления, открытые оконные проемы, отсутствие кровли) приводит к заболеванию древесины и ее пассивному разру­шению. Нередки случаи обрушения перекрытий спустя 5—7 лет по­сле завершения ремонтных работ.

Не всегда при капитальном ремонте здания производится 100 % освидетельствования сохраняемых конструкций перекрытий (наката и балок); древесина, пораженная разрушителями, не заменяется на новую. Незначительные изменения тепловлажностного режима при­водят к переходу замедленной фазы разрушения древесины в актив­ную.

Распространенным дефектом при ремонтных работах является пробивка новых проемов в кирпичных стенах без предварительной подводки перемычек, что вызывает местные деформации кирпичной кладки в наиболее нагруженных зонах.

Несоблюдение проектных решений опирания вновь уложенных металлических балок, прогонов либо железобетонных плит перекры­тий на существующие кирпичные стены (отсутствие подкладных ме­таллических пластин, анкеров, недостаточная заделка в кирпичную кладку) приводят к местному разрушению кладки (трещины в кир­пичной кладке в опорной части). Отсутствие утепления торцов метал­лических балок, прогонов, железобетонных плит при незначитель­ной толщине кирпичной кладки вызывает промерзание стен и конст­рукции, о чем может свидетельствовать образование в предпотолоч- ной зоне темных пятен в зимний период времени.

Теплое чердачное пространство создает условия для образования наледи и сосулек на карнизных свесах кровли, что приводит к уско­ренному разрушению кровельного покрытия, замачиванию конст­рукций чердачного перекрытия и ухудшению условий проживания на верхних этажах.

В начале 40-х годов XX в. в Москве широкое применение получили мелкоразмерные корытообразные железобетонные плиты типа ПРТ. Незначительный вес позволял производить их мон­таж с использованием средств малой механизации. Как правило, эти плиты укладывали на нижнюю полку металлических балок. После монтажа поверхность плит оштукатуривалась.

Отсутствие «подрезки» на опорной части плиты привело к увеличению штукатурного слоя потолочной поверхности. Оштукатуривание производилось без ис­пользования сетки, что привело к появлению значительных трещин в штукатурном слое и, как следствие, к его обрушению. В 1970-х годах конструкция рассматриваемых плит была усовершенствована, что в значительной степени уменьшило в них появление и развитие тре­щин.

В зданиях, где на протяжении продолжительного времени прово­дились ремонтные работы при отключенном отоплении, после сдачи его в эксплуатацию нередко штукатурный слой стен первого и второ­го этажей начинает «цвести». Отсутствие отопления резко изменяет тепловлажностный режим внутри здания, кирпичные стены насыща­ются избыточной влагой. В местах нового штукатурного слоя затруд­нен свободный выход влаги из кирпичной кладки. Влага, концентри­руясь в зонах, приближенных к новой штукатурке, вызывает значи­тельное переувлажнение штукатурного слоя.

Некачественная заделка отверстий входа в здание коммуникаций не предохраняет от проникновения поверхностных вод в цокольный и подвальный этажи.

Систематические протечки после проведения капитального ре­монта в местах расположения санузлов происходят из-за неправиль­ного устройства гидроизоляции — заведением гидроизоляционного ковра на стены и перегородки на высоту менее 15 см.

Несоблюдение технических указаний на производство и приемку кровельных работ из листовой стали приводит как к систематическим протечкам, которые создают большие неудобства для проживающих, так и к замачиванию утеплителя, вследствие чего его теплотехниче­ские характеристики ухудшаются. Протечки кровельного покрытия при деревянном чердачном перекрытии вызывают заболевание дре­весины и ее пассивное разрушение. Наиболее распространенные де­фекты кровельного покрытия: разжелобки (ендовы) выполнены с одинарным лежачим фальцем; в местах примыкания кровельного по­крытия к стенам и брандмауэрам края не заведены в борозды в кир­пичной кладке; боковые поверхности слуховых окон и фонарей об­шиваются, а листы не соединяются между собой фальцами; в местах примыкания кровли к трубам последняя не запущена в выдру труб; занижена высота настенных желобов; в местах стыковки картин по ширине не предусмотрена обрешетина, отсутствующие устройства для страховочной веревки не обеспечивают безопасность эксплуата­ции кровли.

Источник: lse.expert

Трещины в бетоне. Виды, причины и профилактика появления

Любая трещина, появившаяся в бетонной либо железобетонной конструкции, оказывает свое негативное действие на выполнение функций несущего характера.

Деформация в бетонном изделии оказывают негативное влияние на всю конструкцию, поэтому их появления нужно не допускать.

Еще одной существенной неприятностью, которая вызвана появлением трещин (например, в полу), может быть попадание в помещение влаги и различных солей. Возможен такой вариант развития событий из-за перепадов температурных режимов. Ремонт – процедура несложная, но требующая определенных знаний.

Помимо вышеназванной, существует еще много различных причин, способствующих образованию трещин в бетоне. Вне зависимости от того, какая из них вызвала появление, ремонт необходимо проводить незамедлительно.

Если самостоятельное лечение трещины в бетоне вызывает у вас затруднение, то наилучшим вариантом будет обращение за помощью к профессионалам. Регулярный профилактический осмотр конструкций из бетона, заполнение щелей специальными составами и другие необходимые действия избавят вас от надобности проводить более масштабный ремонт.

Читайте также:  Требования к строительным материалам при строительстве

Классификация трещин

Кроме фотографирования трещин, их следует классифицировать и описать. При этом исследуются причины появления разрывов. Эксперт определяет, технический износ материала, усадка фундамента, конструктивные недоработки или природные катаклизмы привели к видимым повреждениям облицовки.

Дефекты стен в виде трещин описывают по признакам:

  • виду разрушения – раздавливание, срез или разрыв плоскости;
  • величине раскрытия, от волосяных (0,1 мм) до больших (1 мм);
  • направлению под наклоном, вверх или горизонтально;
  • очертанию – прямые, с изгибами, замкнутые;
  • протяженности, доходящие до края стены или нет;
  • глубине разрыва стен по поверхности или в теле;
  • динамике развития: стабилизированные или нестабилизированные трещины, недавно возникшие или наблюдаемые в течение длительного периода;
  • деформация конструктивных нарушений или технологических проявлений.

Пояснение:

К конструктивным относят трещины, появившиеся вследствие закончившегося срока эксплуатации здания, неразвивающиеся осадочные трещины, следствие ошибок строителей и конструкторов. Технологические трещины на глубину облицовки не опасны.

Именно, обследование трещин в стене дома по стандартам СНиП, руководствуясь перечисленными признаками, позволяет сделать предварительное заключение по степени опасности дальнейшей эксплуатации здания.

Опасный симптом

Появление трещин сказывается на дальнейшей эксплуатации объекта строительства:

  • влияет на способность конструкции воспринимать действующие нагрузки;
  • значительно ухудшает внешний вид;
  • снижает срок эксплуатации сооружения;
  • уменьшает прочностные характеристики.

Зачастую при неправильном приготовлении и заливке, бетон после высыхания трескается и крошится

Дефекты бетонных конструкций проявляются в результате воздействия со стороны усилий на бетонный монолит и под влиянием внутренних напряжений. Остановимся на этих двух группах более подробно.



Причины появления трещин в зданиях

Специалисты считают, грамотная диагностика трещин здания позволяет сделать предварительное заключение, поможет найти первопричину опасности.

  1. Вертикально идущая, равномерная трещина говорит о том, что мелко заложенный фундамент дышит, поднимается и опускается вместе с промерзающим грунтом.
  2. Диагональная трещина поведает о неравномерной сжимаемости грунта. Причина – техногенные нарушения, фундамент стоит на подушке с неравномерной плотностью, возможно, под ним образовались пустоты. Если щели идут в одном направлении – просел угол, разбегаются – проблемы по периметру. Возможно, грунт просел полностью. Требуется обследование трещин в фундаменте.
  3. Усадочные деформации в крупнопанельном здании проявят себя радиальными трещинами в зонах и углах проемов. Они не опасны.
  4. Перегрузка проявляет себя трещинами раздавливания. Щели вертикальные, замкнутые. Это признак начавшегося разрушения простенка. Дугообразные щели в кирпичной стене – большая нагрузка, создаваемая горизонтальными поверхностями.
  5. Надстройки и пристройки меняют нагрузку на фундамент. Если наклонные швы от стыка раскрываются, вверх, падают вниз – произошла осадка фундамента.
  6. Разные нагрузки на фундамент по длине здания, вызванные неравномерной нагрузкой на внутренние и внешние несущие конструкции из-за разницы в весе глухих и остекленных контуров, нагрузке от межэтажного перекрытия приводят к трещинам в углах, иногда к срезам. Трещина падает вниз от продольной стены. Разрыв расширяется книзу – нужно искать чрезмерную нагрузку в перекрытиях.
  7. Поверхностные нагрузки от складирования тяжелых изделий близко к зданию распространяются в глубину и нарушают баланс сил. Последствием может стать просадка фундамента.
  8. К динамическим воздействиям, приводящим к разрушениям фундамента приводит работа тяжелой техники на новом строительстве. Ударная и вибрационная нагрузки приводят к изменению прочности, подвижке грунта.
  9. Промерзание и оттаивание грунта в момент строительства или малой загруженности фундамента приводит к его поднятию силами пучения. Во время строительства возведенные стены получают многочисленные трещины. Появляется опасность сохранения их устойчивости.
  10. Новый котлован, близко расположенный к зданию, приводит к подвижке фундамента. В стене, выходящей на котлован, образуются наклонные трещины, возникает угроза обрушения.
  11. Взаимное влияние двух соседних фундаментов зависит от времени их возведения. При этом большие угрозы испытывают свайные фундаменты в соседстве с монолитными. Образуются наклонные трещины.
  12. Температурные деформации представлены вертикальными щелями в середине здания. Трещина между основным фасадом и пристройкой – конструктивная небрежность, отсутствует деформационный шов.
  13. Выветривание, окончание срока службы материала проявляется в виде мелких трещин на поверхности стен. Они неопасны.

Ширина раскрытия трещин при обследовании здания позволяет сделать предварительный вывод о его дальнейшей эксплуатации, разработать мероприятия по обеспечению безопасности.

Меры по предотвращению растрескивания бетона

Чтобы не пришлось проводить ремонт дефектов в бетонных конструкциях, стоит заранее соблюдать такие рекомендации:

  • Следить за правильным соотношением воды и цемента. В противном случае качество раствора снизится, появятся трещинки.
  • При укладке бетона хорошо уплотнять его путем вибрирования.
  • После заливки не давать влаге испаряться слишком быстро. Для этого можно прикрыть новый слой мокрой тканью.

Чтобы сразу обнаружить разломы, нужно регулярно осматривать бетонные конструкции. Это позволит быстро выявить проблему и решить ее, пока трещинки еще мелкие. Не стоит откладывать починку — так можно сэкономить на количестве ремонтного состава и продлить срок службы бетонных изделий.

Факторы, способствующие появлению трещин

Обследование трещин в железобетонных конструкциях, кирпичных стенах направлено на определение степени разрушения конструкции, подвижки грунта и прогнозу долговременных последствий.

Факторы, провоцирующие появление трещин в стенах:

  • Пристройки и надстройки к действующему зданию, особенно, по всей длине.
  • Неравномерное сжатие грунтов вследствие ошибок конструкторов и строителей.
  • Неравномерная нагрузка несущих стен на фундамент.
  • Взаимодействие фундаментов рядом стоящих зданий.
  • Обустройство фасада вблизи возведенного дома.
  • Складирование тяжелых изделий на площадке, прилегающей к фундаменту.
  • Динамическое воздействие от близко расположенных трасс и крупных строек.
  • Температурная деформация из-за отсутствия или несоблюдения технологии температурных швов.
  • Не учтен уровень промерзания грунта.

Чаще трещины – следствие длительного воздействия сил деформации при просчетах в проектировании и строительстве.

Почему появляются дефекты?

Причины возникновения трещин разнообразны. К самым распространенным относятся:

  • высокая температура окружающей среды;
  • несоблюдение толщины слоя, рекомендованной стандартами строительства;
  • нарушения в работе с пластификаторами;
  • ошибки в способе усиления несущей способности металлом;
  • ошибки в проектной документации;
  • аварии, стихии.

Часто дефекты появляются в процессе высыхания железобетонной конструкции. Высыхая, бетон теряет жидкость и сжимается. Процесс трудно поддается контролю, особенно при работе на открытом воздухе.

Образовавшиеся повреждения не обязательно говорят о разрушении строения. Момент возникновения, ширина дефекта, место расположения – факты, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, насколько серьезна проблема. Окончательная причина проблема становится известной после тщательного исследования. В каждом индивидуальном случае обязательно привлечение квалифицированного специалиста, не только для выяснения причины возникновения проблемы, но и для обязательного ее устранения.

Вернуться к оглавлению

Особенности проведения обследования трещин

Экспертиза трещин здания – услуга специализированной организации, занимающейся техническими обследованиями по разработанному клиентом Техническому заданию. Работа проводится по установленному регламенту, прописанному в «Пособие по обследованию строительных конструкций зданий» издания 2004 года п 5.3.

Регламент обследования включает:

  • Подготовительный период, с изучением документации на объект, уточняются цели и задачи обследования.
  • Составление предварительного заключения по визуальному анализу трещин.
  • Инструментальное исследование в динамике.
  • Составляется акт обследования на трещины.

Специалист, проводящий экспертизу здания, несет юридическую ответственность за выданное заключение.

Чем можно замазать, чтобы не трескались

Незначительные дефекты можно исправить самостоятельно, если они связаны со штукатуркой. Если появление связано с деформацией основной конструкции, то нужно обратиться за помощью к специалистам.

Материалы для наружных работ для трещин

  • Neomid Professional ─ шпатлевка-замазка универсальная. Для глубоких трещин и выбоин. Содержит армирующие волокна.
  • SEMIN Fibrelastic ─ эластичная шпаклёвка для наружных и внутренних работ. Специально для «дышащих» трещин и стыков.
  • Профикс ─ монтажно-шпаклёвочная смесь. Это пластичная замазка с легким нанесением.

Смеси для трещин для внутренних работ

  • SEMIN Rebouchage ─ заполняющая шпатлёвка для внутренних работ.
  • UNIS Блик-толстослойная ─ гипсовая шпатлёвка. Универсальная, легко наносится, трещиностойкая. Гарантия до 15 лет.
  • TERRACO Handyflex ─ суперэластичный заполнитель для трещин.

Методы обследования

Обследование трещин в стенах зависит от их характера и особенностей. Применяются качественные (визуальные) и количественные (инструментальные) методы оценки.

Методы обследования:

  • использование маяков;
  • люминесцентный;
  • химический;
  • акустический.

При обнаружении трещин на несущих конструкций по пункту 5.3.4 следует организовать наблюдение за их состоянием. Установка маяков на трещины – действенный способ контроля развития щели.

Для обследования трещины с поверхности снимаются фрагменты облицовки. Трещину классифицируют, в месте наибольшего развития устанавливают маяки через 2-3 метра по длине щели.

Место очистить до бетона или кирпича, пыль смыть. Выбирают гипсовый, металлический маяк или конструкции Белякова.

В журнале осмотра строительных конструкций в течение 20-30 дней делают отметки о степени раскрытия щели. Работа считается законченной, если за это время трещина не увеличилась. Если наблюдается развитие деформации, периодичность наблюдения за маяками и продолжительность периода устанавливается индивидуально. Если установлен гипсовый маяк происходит разрыв, в остальных случаях производят замеры расширения трещины, с записью в журнал наблюдений.

Люминесцентный метод – нанесение на поверхность специального состава, его удаление после пропитки. Попавший в трещины состав создает свечение в ультрафиолетовых лучах.

Химический метод обследования трещин в кирпичных стенах зданий и сооружений позволяет определить, есть ли сквозные щели. На одной стороне наклеивается индикаторная бумага, с другой подается аммиак. Интенсивность окрашивания бумаги указывает на степень проницаемости перегородки.

Акустический метод – простукивание или определение ультразвуковых импульсов дефектоскопом.

Инструментальное исследование трещин заключается в промерах:

  • глубины трещин в бетоне и каменной кладке ультразвуковым или радиометрическим методом.
  • ширины раскрытия стальными щупами с отсчетным микроскопом.
  • толщины защитного слоя бетона магнитометрическими приборами.

Другие дефекты

Тип сооружения, его конструкция, схемы расчетов не влияют на общие характеристики трещин. Каждый появившийся недостаток говорит, что данная точка является скоплением напряжения. Самые распространенные виды недостатков нами уже рассмотрены, но это далеко не полный список всех погрешностей. Обратим внимание на существующие виды повреждений:

  • Мелкие трещины, волосяные. Появляются на верхней поверхности, четкая направленность отсутствует, визуально определить нетрудно. Не влияют на несущую способность, легко устраняются замазыванием раствора.
  • Мелкие трещины вдоль стержня металла. Сопровождается дефект легкой ржавчиной до 5 мм, возможен раскол бетона возле арматуры. Несущая способность снижается на 5%, что влияет на длительность эксплуатации. Необходимо возобновление защитного слоя, при необходимости производят усиление места дефекта.
  • Скалывание бетона. Происходит под механическим воздействием. Если возникло в сжатой зоне – нарушается несущая способность элементов, в растянутой зоне – несущая способность не нарушена, страдает жесткость конструкции. Сколы заделываются мелкозернистым раствором.
  • Замасливание бетона. Утечка масла на производствах приносит существенные проблемы. Прочность бетонных покрытий снижается на 30%. Промасленный слой снимается, устраняются протечки.
  • Отслоение защиты. Образование коррозии, возникновение расколов приводит к отшелушиванию защитного слоя. Состояние аварийное, устраняется восстановлением защитного покрытия.
  • Раскол фундамента приводит здание в аварийное состояние. Срочно устраняется вибрация, проводится усиление фундамента.

Вернуться к оглавлению

Этапы обследования трещин

Цель исследования – выявить объективную картину безопасности эксплуатации здания.

На исследуемом объекте определяют:

  • Трещины, влияющие на качество облицовки, не несущие опасности разрушения конструкции.
  • Опасные, интенсивно развивающиеся в динамике щели.
  • Трещины, нарушающие облицовку, развивающиеся в глубине, пока не нарушающие несущую способность конструкций, но влияющие на прочность здания.

Эта градация предварительная, специалист будет работать, но степень опасности здания для дальнейшей эксплуатации должна быть определена сразу, чтобы обеспечить безопасность проживающих или сотрудников.

Разделка трещин до матрицы, для установления степени износа несущих конструкций. Обследование выявляет:

  • Кладка монолитная, раствор и материал сохраняют прочность, сцепление не нарушено – износ до 20 %, состояние хорошее.
  • Местами сцепление камня и раствора разрушено, кое-где камень лежит без сцепления – износ 20-40 % удовлетворительный.
  • прогрессирующее ослабление конструкции вследствие ветровой эрозии, потеря прочности, появление волосяных трещин, выпадение кладки – износ 40-60 % — состояние конструкции плохое.

Контроль состояния фундамента внешним осмотром с обнаружением трещин и установкой маяков и тензометров.

Инструментальный контроль проводится на поверхностях с явно выраженными трещинами открытого и закрытого характера.

Нарушения ферм

Стропильные фермы обладают характерной особенностью работать на сжатие, обеспечивая устойчивость, жесткость покрытия. Соединенные элементы способствуют возникновению концентрации различного по характеру напряжения: растягивающего, сжимающего, касательного. Большая концентрация способствует возникновению в местах соединения нарушений. Растягивающее напряжение грозит сквозной вертикальной трещиной, сжимающее напряжение – несквозной горизонтальной.

Ряд причин влияющих на деформацию:

  • низкое качества бетон;
  • неправильное расположение поперечной арматуры;
  • смещение металлического каркаса.

Вернуться к оглавлению

Правила ухода

Комплекс мероприятий, направленных на достижение марочной прочности бетона, обеспечении целостности, состоит в выполнении следующих задач:

  • обеспечения минимальной усадки заливаемого состава;
  • недопущения ускоренного высыхания смеси;
  • нейтрализации температурных перепадов;
  • предупреждения механических воздействий и влияния химических реагентов.

Соблюдение этих требований обеспечит повышенный срок эксплуатации бетона, который будет обладать высокой прочностью.

Осуществляя заливку бетона, помните о необходимости выполнения следующих рекомендаций:

При замесе смеси нужно выдерживать рецептуру и строго соблюдать пропорции между ее компонентами

Источник: dzgo.ru

Ответственность за нарушение СНиП

Ответственность за нарушения в области строительства

Статьей 58 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от пяти до 10 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Ответственность за нарушение санитарных норм и правил: административная или уголовная?

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 25.03.2010 по делу N А32-26778/08-2009-59/30-17АЖ, Постановления ФАС Поволжского округа от 25.01.2010 по делу N А65-8339/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2009 по делу N А43-30595/2008-43-489.)

Квалифицированный состав данного правонарушения содержится в ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ. Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 24.12.2008 по делу N А56-5022/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу N А15-2018/2008.)

Для уяснения данной нормы рекомендую обратиться к Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», Правилам выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 221, Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 и включенной в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003).

Согласно данным документам к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере государственного строительного надзора, при установлении несоответствия продукции требованиям стандартов и технических условий и отсутствия на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции данного наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск данной продукции или ее аннулировании.

Объектом правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Статья 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Субъектом ответственности в данном случае могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной. При этом правонарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и, соответственно, не требуют наступления каких-либо вредных последствий.

Читайте также:  Можно ли вложить материнский капитал в строительство дома в ИЖС

Объективную сторону правонарушения ст. 9.5 КоАП составляют:

  • строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
  • нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
  • продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ст.

54 Градостроительного кодекса РФ);

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Из правил, перечисленных выше, существуют некоторые исключения.

Так, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»).

Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале таких работ, к которому прилагаются:

  • копия разрешения на строительство;
  • проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции — в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
  • копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе (см. ст. 49 Градостроительного кодекса).

(См. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации».)

Статья 9.5.1 КоАП РФ определяет ответственность:

  • за выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным;
  • за несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • за повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 55.5 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительных работ. Она обязана также определить порядок контроля за деятельностью своих членов по исполнению требований, установленных в документах этой организации, в том числе стандартов (правил выполнения соответствующих работ в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании).

Помимо прочего саморегулируемая организация должна утвердить правила саморегулирования — документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов этой организации, за исключением требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ (основные требования регламентированы ст. ст. 48 — 52 Градостроительного кодекса).

Субъектом административной ответственности согласно ст. 9.5.1 КоАП РФ может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность которых связана с капитальным строительством.

Особое внимание следует обратить на конкуренцию правовых норм. Составы административных правонарушений по ст. 9.5.1 КоАП РФ надо отличать от составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ, рассмотренной выше. Разграничивать данные нормы необходимо по субъектам и, конечно, по объективной стороне.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет на основании ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от двух до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.

(См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А70-6242/2009.)

Безусловно, эта норма относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако подобные правила и требования должны закладываться уже на стадии проектирования или первоначальных этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований. Целью указанной статьи является стимулирование при помощи средств административного воздействия деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды.

Обратите внимание: с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Замечу, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Так, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

КоАП РФ Статья 9.5.

Статьи по предмету Административное право

Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Нарушение направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Выдача на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КоАП РФ, Статья 9.5.1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров >>

Ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Большинство тяжб с соседями связано с нарушением ими санитарных норм. Содержание в соседних квартирах большого количества животных, мусора может привести к неудовлетворительным (антисанитарным) условиям проживания. Это в дальнейшем может выразиться не только в инфекционные заболеваниях, но и в аллергические реакции. При данных обстоятельствах следует знать, как нужно и можно бороться с такими неблагоприятными соседями.

Все жильцы должны использовать жилые помещения с учётом соблюдения прав и интересов соседей, а также санитарно-гигиенических норм. Законодательством РФ предусмотрен ряд мер в целях защиты прав и интересов граждан от нарушений непорядочных соседей.

Данными мерами являются административное наказание, в частности, предупреждение, административный штраф (например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещенийпо ст. 6.4 КоАП РФ), выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма (ст. 91 ЖК РФ), либо лишение права собственности на жилое помещение(ст. 293 ГК РФ). Выселениеи лишение права собственности на жилое помещение являются исключительными мерами,используемыми только в случае, когда другие способы влияния на соседей оказались бесполезными.

Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.Правила содержания жилых помещений регламентируются СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Если квартиры, которые содержатся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии или используются не по назначению (для проживания), находятся в собственности, необходимо также обращаться в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую контроль за жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в жилых домах. Если квартира является муниципальной собственностью и жильцы занимают её по договору найма, то жалобу также можно отправить в органы Департамента городского хозяйства.

При этом следует помнить, что в любое время можно воспользоваться своим конституционным правом на судебную защиту и через суд обязать соседей соблюдать установленные санитарные нормы. Одновременно в судебном порядке можно потребовать возмещения, компенсации имущественного и морального вреда. Общие правила действий при нарушении соседями санитарных норм:

Попытаться мирным путём разрешить проблему (побеседовать с нарушителями покоя; для обозначения проблемы повесить объявление в подъезде и т. д.).

По мере возможности привлечь всех жителей дома для борьбы с нарушителями порядка.

Если не удалось мирным путём договоритьсяс соседями, следует привлечь ТСЖ или управляющую компанию.

Следующим шагом является обращение в государственные организации, уполномоченные решать возникшие вопросы (санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, Департамент городского хозяйства, полицию, прокуратуру и др.).

Обратиться за защитой своих прав и интересов в суд. При этом к исковому заявлению следует приложить документы, перечень которых установлен ст.

санкции за нарушение СНИП

132 ГПК РФ, в том числе документы, подтверждающие ваши предпринятые действия до обращения в суд (заявления, жалобы, полученные ответы на них и т. д.). Для подтверждения своих доводов можно привлечь других соседей в качестве свидетелей нарушения общественного порядка.

Жалобы и заявления могут составляться в произвольной форме при соблюдении основных правил написания заявления. В них нужно в обязательном порядке указать данные заявителя; данные нарушителя санитарных норм; какие права и интересы жильцов нарушаются; периодичность нарушения и другие важные сведения и обстоятельства.

Какие бы санитарные правила и нормы ни нарушали соседи, их всегда можно призвать к порядку или привлечь к ответственности, так как существует немало методов и мер воздействия на них. При этом нужно обязательно попробовать договориться с нарушителем порядка мирным путём, так как это поможет вам избежать лишних хлопот, нервов и затрат времени.

Источник: berkutgun.ru

Рейтинг
Загрузка ...