Храм Святой Софии — Премудрости Божией является величайшим памятником Византии, который был построен во времена императора Юстиниана в 532–537 гг. как главный собор всего христианского мира, в те времена охватывавшего территории Восточной и бывшей Западной Римских империй. Это был уже третий собор с таким именем и на этом месте.
Первый был построен императором Констанцием II, сыном основателя города Костантина Великого, в 360 году. В 404 году первый собор сгорел, поэтому император Феодосий II возвёл в 415 году новый храм в виде огромной пятинефной базилики. Но и его ждала та же участь — собор сгорел в 532 году во время восстания «Ника» в Константинополе, которое с большим трудом подавил император Юстиниан, перебив с помощью верных ему солдат порядка 30 тысяч горожан. Дабы искупить вину за это кровопролитие, Юстиниан бросил всю мощь свой империи на возведение нового, невиданного доселе храма.
#ГОДЕНОВО #СТРОИТЕЛЬСТВО #ХРАМА #СОФИИ #ПРЕМУДРОСТИ #БОЖИЕЙ #НУЛЕВОЙ #ЦИКЛ #ПРОЙДЕН #DED #YTB #RUS
Храм получился огромным — высотой 56 м с диаметром купола 31 м. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Помимо размеров, храм поражал современников (да и продолжает поражать сейчас) богатством и роскошью своей внутренней отделки.
Юстиниан не поскупился и потратил три годовых бюджета государства на украшение своего детища, призванного отразить величие его империи. Со всей страны свозились в Константинополь цветной мрамор и колонны, «позаимствованные» в античных храмах. Для строительства использовались лучшие материалы, включая золото, серебро и слоновую кость, а наиболее искусные мастера со всей империи трудились над приданием храму небывалого блеска и роскоши. Даже сейчас, после разграбления крестоносцами и многочисленных турецких «модификаций», собор поражает своим внутренним убранством.
Несмотря на неоднократные реставрации и исламские дополнения, изнутри Св. София в основном сохранила черты храма эпохи Юстиниана. То же самое трудно сказать о её наружности, и дело здесь не только в возникновении 4-х турецких минаретов по углам. За сотни лет своего существования Св.
София «обросла» со всех сторон достаточно уродливыми контрфорсами — вертикальными опорами для поддержки стен и защиты здания от землетрясений. Кроме того, несмотря на точные (для своего времени) расчеты архитекторов, огромное давление купола в течение веков привёло к постепенному «разъезжанию» стен и колонн, которое было остановлено именно контрфорсами.
Почти 900 лет Св. София служила резиденцией Константинопольских патриархов, которые в течение долгого времени конкурировали с Римскими папами за право первенства в христианском мире. В 1453 году турки захватили Константинополь и превратили собор в мечеть, и с тех пор судьба Константинопольского патриарха стала печальной.
СОБОР СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ — !!!шедевр византийской архитектуры
Его выселили из центра в окраинный тогда район Фенер (который словно в насмешку стали называть «православным Ватиканом»). На свой пост он назначался указом султана. Лишенные средств, патриархи много путешествовали по православным странам в поисках пожертвований, особенно часто появляясь на Руси, где им больше всего перепадало. Тем не менее, и тогда и сейчас патриарх в Фенере продолжает считать себя главой мирового православия, обосновывая это исключительно традициями времён Византии.
Св. София просуществовала в качестве мечети почти 500 лет, когда после падения Османской империи и возникновения светского правительства Ататюрка она приобрёла в 1935 году статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это, однако, не помешало туркам снова сделать его мечетью в 2020 году, несмотря на многочисленные протесты. Теперь за вход туда не берут денег, и в храме всегда толпа людей. Но самое печальное не это, а то, что закрыт доступ к большинству сохранившихся в нем византийских мозаик. Те из них, что будут показаны далее в этом рассказе, сняты в основном в 2009 году, ещё в «музейные» времена.
Нартекс
Прямоугольный вестибюль, или придел с западной стороны византийского храма, называется нартексом. Иногда таких приделов бывает два, тогда внешний называется экзонартексом. Через этот придел (или приделы) люди заходят в храм, а сами они используются для различных вспомогательных богослужений и процедур. В соборе Св. Софии есть и нартекс и экзонартекс (см. рис.
1). В экзонартексе, ободранном изнутри до кирпичных стен — мало интересного: лишь мраморный саркофаг императрицы Ирины, жены императора Иоанна II Комнина (о ней ещё пойдет речь далее), перенесённый туда из монастыря Пантократора.
Рис. 1. План собора Св. Софии: 1-мозаика с императором Львом VI; 2-мозаика с императорами Константином и Юстинианом; 3-мозаика с Богородицей.
Источник: www.tourister.ru
vladimirdar
Всего 83 фото
Собор Айя-София находится в Стамбуле – бывшем Константинополе — столице Римской империи (330-395 гг), Византийской, или Восточно-Римской империи (395-1204 гг и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261 гг) и Османской империи (1453-1922 гг). Это одно из тех мест мировых культуры и религий которое обязательное следует посетить человеку кто ищет в мире красоту не только человеческую, мирскую но и божественную. Я поехал в Стамбул большей частью как раз из страстного желания увидеть это великолепное творение византийской архитектуры VI века. Айя-София всегда привлекала мое внимание и рассматривая фото других людей этого собора мое сердце всегда непроизвольно замирало и я в который раз понимал, что обязательно должен ее увидеть своими глазами. Такая возможность недавно появилась, когда мои друзья пригласили присоединиться к ним в поездке в Стамбул, что как раз и была посвящена изначально не праздному отдыху, а именно постижению исторического и культурного наследия византийской и мировой культуры.
Айя-София поразила воображение, захватила его, вошла в мою жизнь как ярчайший пример духовной красоты, мощи, силы и славы что только возможно воплотить в камне. Айя-София побуждала внимать ей, слушать ее, впитывать в ее образе музыку небесных сфер, видеть ее каждый день и в который раз лицезреть этот неповторимый светлый возвышенный образ. Айя-София изменила мой мир. Это тот самый редкий случай, когда архитектура сооружения не просто говорит с тобой, но и звучит в тебе как торжествующий гимн жизни, святости, света, строгого, но душевного тепла и безусловной любви.
Я посетил множество интересных достопримечательностей современного Стамбула, но Айя-София неуклонно побуждала рассказать именно о ней в первую очередь. Редкие ощущение воодушевления переполняют когда приступаешь к своему повествованию после обработки множества фото Айя-Софии и прикосновения к ее неповторимому торжественному образу. Обработка фото не только всколыхнула недавние удивительные чувства слияния с образом Айя-Софии воочию, но и инициировала желание показать моему читателю как можно больше того, что я увидел и принял в себе. Как следствие рассказ об Айя-Софии будет состоять из нескольких частей. В частности, впечатления о внутренних пространствах этого удивительного сооружения будут выражены во втором и третьем постах, в первом же мы попробуем охватить визуальный образ этого величественного Собора Святой Софии — я сделаю безнадежную попытку передать в этих фото все мои смятенные впечатления и чувства, что живут, бушуют в душе и рвутся в Мир)
На месте собора Айя-София в Стамбуле ранее находилось несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в VI веке.
02.
Первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
03.
Констанций II
По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик также сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
04.
Феодосий I Великий
Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года.
Базилика Феодосия
Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году.
Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело.
«Люди были недовольны высокими налогами, введенными Юстинианом, и хотели сбросить его с престола», — говорит историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон (Caroline Goodson) в документальном фильме на канале National Geographic.
05.
Базилика Феодосия
Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
06.
Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.
Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
09.
Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.
Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
11.
Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. При строительстве собора Святой Софии, архитекторы использовали мрамор, камень и специальные легкие, но прочные, кирпичи, изготовленные из почвы острова Родос.
12.
Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
13.
Главный соборный храм был заложен в 532 году (23 февраля), а через пять лет, 27 декабря 537 года, там прошло первое богослужение. Айя-София стала впоследствии местом, где короновались императоры Священной Римской империи.
14.
Софиевский собор Стамбула – одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
16.
Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте – Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».
16а.
По легендам план строительства храма Юстиниану поведал ангел. Они также гласят что, когда между императором и архитекторами возник спор о том, сколько окон должно быть под куполом, ангел «рекомендовал» соорудить три в честь святой Троицы.
Кстати вопреки принятому вольному представлению Собор Святой Софии, именуемый по-турецки Ayasofya (Айа София), назван так не в честь святой Софии, а по Премудрости Божьей (sofia – по-гречески мудрость). Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину.
Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор. 1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы — Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).
17.
В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы — в Киеве, Новгороде и Полоцке).
На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове — золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т.о. , не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу» , примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «Софии» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны — «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»)
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
18.
Айя-София со стороны Мраморного моря
Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
21.
Вход в Айя-Софию с запада
31.
Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора: пала Восточная часть Святой Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон.
И признавались механики (архитекторы), что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Хронография Феофана, год 6051 / 551.
34.
Контрфорсы с восточной стороны собора
35.
Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
46.
16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
48.
В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу. Причины и история захвата Константинополя несомненно достойны отдельного рассказа…
50.
Ворота минарета
После восстановления власти византийских императоров (1261 г.), полуразрушенная Айя-София была вновь отреставрирована. При императоре Андронике II (1282–1328 гг) в восточной части собора были возведены опорные стены.
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство.
51.
Находившиеся в храме молящиеся были убиты и по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
53.
Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
54.
Одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа хранившаяся в соборе (Туринская плащаница) была вывезена Европу.
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
56.
До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
57.
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.
Вместе с апсидой длина здания составляет 100 м, а ширина – 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус – 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).
58.
По типу архитектуры – это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София – это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами, центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол.
Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.
59.
Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
60.
Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре.
61.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
62.
Прокопий Кесарийский, современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: «. Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони. «.
63.
Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта.
71.
Под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
72.
Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
73.
Еще ряд ракурсов Айя-Софии с востока
74.
Под храмом расположена подземная часть сооружения, которая сейчас находится под водой. Во время ее исследований удалось обнаружить помещения, человеческие останки, драгоценности и подземный ход. Оказалось, что он идет до собора Святой Софии от дворца Топкапы. Для того, чтобы исследовать подземную часть Айя София, надо откачать воду. Нашлись люди, готовые профинансировать данный проект и в 2010 году даже было дано разрешение на это, но работы пока что не начаты.
Образ Айя-Софии завораживает и вдохновляет. Не менее впечатляющими ощущениями был осмотр внутренних пространств Софийского собора. А это уже вторая часть моего рассказа об этой святыне.
Источник: vladimirdar.livejournal.com
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии — внушительный храм, построенный во времена древней Византии, шедевр византийской архитектуры.
Собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле
Собор Святой Софии (Айя-София) — главный символ Стамбула. Это поразительный шедевр архитектуры эпохи расцвета Византии, преобразованный османами в мечеть после завоевания Константинополя. Сейчас Айя-София является великолепным музеем, который невероятным образом сочетает византийское и османское наследие.
Название собора нужно трактовать как церковь Премудрости Божией.
Расположение
Во времена Византийской империи собор Святой Софии являлся одним из центральных сооружений Константинополя, находясь рядом с императорским дворцом. Сейчас Айя-София находится в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.
Стоимость посещения музея Айя-Софии
Айя-София в настоящее время является музеем. Стоимость посещения (на 2019 г.) составляет 60 TL.
Собор Святой Софии более тысячи лет являлся крупнейшим христианским религиозным сооружением (до строительства собора Святого Петра в Риме).
История собора Святой Софии
Историю собора Святой Софии можно разделить на три периода:
- 537 — 1453 годы — христианская церковь.
- 1453 — 1934 годы — мусульманская мечеть.
- с 1934 года по настоящее время — музей.
Интерьер собора Святой Софии
Собор Святой Софии был основан Константином Великим в 360 году. В 404 году эта древняя церковь была сожжена в ходе бунта. Собор был довольно скоро восстановлен и снова сгорел в 415 году. Новая церковь была построена императором Феодосием II и снова была разрушена в ходе народных волнений в 532 году. Нынешняя структура была построена по приказу императора Юстиниана в 537 году.
Для строительства собора Святой Софии Юстиан пригласил Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (выдающихся архитекторов того времени). Храм был построен всего за пять лет. Для строительства этого монументального сооружения Юстиан приказал даже выкупить близлежащие земли и снести постройки на них. Также есть сведения, что на этой грандиозной стройке работало около 10 000 рабочих.
На протяжении следующих веков собор Святой Софии являлся резиденцией православного патриарха и одним из самых важных религиозных сооружений христианского мира. Кроме того, здесь проходили коронации византийских императоров. Церковь была также домом для огромного количества реликвий, таких как: камень из гробницы Иисуса, копье, пронзившее бок Христа, саван Иисуса, фрагменты Истинного Креста, палец святого Фомы и мощи нескольких святые. Все это наследие было потеряно с захватом Константинополя во время Четвертого крестового похода, когда Софийский собор был разграблен и осквернен.
Колонны собора Святой Софии
После захвата османами Константинополя в 1453 году христианский собор был преобразован в мечеть Айя-София. Структура здания затем была укреплена и хорошо защищена. К бывшему собору были пристроены четыре минарета, а интерьер получил многочисленные исламские черты. После падения Османской империи и создания Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Айя-Софию в музей.
Архитектура
Собор Святой Софии представляет собой уникальное сочетание древней византийской религиозной архитектуры и более поздних исламских элементов. Айя-София — это монументальное сооружение с огромным куполом диаметром 31,24 м. и высотой 55,6 м. Когда-то он был покрыт 30 миллионами золотых мозаичных плиток. В настоящее время купол собора украшен надписями из Корана. Также интересной его особенностью является аркада из 40 арочных окон.
Оригинальный купол был разрушен землетрясением 7 мая 558 года, но был немедленно восстановлен с использованием более легких материалов.
Купол собора Святой Софии
В период использования Айя-Софии как мечети были добавлены: четыре минарета, колоссальные свечи (по бокам михраба), восемь каллиграфических рунделей, минбар, две огромные эллинистические урны, медресе, библиотека и фонтан для ритуальных омовений (Шадирван). Большинство этих дополнений датируются 16 — 17 веками.
Огромные каллиграфические панели диаметром 8–7,5 м, написанные Эфенди, были размещены на главных стенах сооружения.
Минбар (откуда имам читал проповеди) и михраб позади его
Император Юстиниан приказал всем провинциям, находящимся под его правлением, присылать лучшие архитектурные образцы, которые будут использоваться в строительстве, чтобы собор Святой Софии мог быть ещё больше и грандиознее. Колонны и мраморная отделка были взяты из древних городов в Анатолии и Сирии. Восемь колонн были привезены из Египта для поддержки купола. Также структура собора включает в общей сложности 104 колонны (40 — в нижней, 64 — в верхней галерее).
Обязательно поднимитесь на уровень мезонина (своеобразной надстройки, которая сейчас открыта для посетителей), чтобы увидеть великолепные византийские мозаики и оценить интерьер Айя-Софии сверху.
Мозаика в Айя-Софии
Все стены собора Айя-Софии, кроме покрытых мрамором, были украшены исключительно красивой мозаикой. Для изготовления мозаики использовались золото, серебро, стекло и цветные камни. Растительные и геометрические мозаики относятся к 6 веку, а фигурные мозаики относятся к Средневековью. Несмотря на все невзгоды часть древних мозаик неплохо сохранилась и производит сильное впечатление.
К сожалению, сложная реставрация Айя-Софии кажется происходит бесконечно, так что будьте готовы увидеть строительные леса.
Источник: traveller-eu.ru
Айя-София — собор Святой Софии
Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.
История создания
В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.
Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.
Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
Архитектура и внутреннее убранство
Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.
Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.
От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.
Как добраться, график работы
Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).
Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.
Источник: www.miroworld.ru