КоАП РФ Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (введена Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации,…
Иное — Прокуратура Иркутской области
Опыт надзорной деятельности свидетельствует о наличии фактов внесения недобросовестными кадастровыми инженерами заведомо ложных сведений в технические планы на объекты капитального строительства. Они являлись основаниями для направления прокурорами постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении кадастровых инженеров по ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В связи с изложенным, в целях профилактики подобных правонарушений и повышения правовой грамотности населения. разъясняем следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч.ч. 2, 9 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. ЕГРН состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В целях ведения ЕГРН создается федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно статьям 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в кадастр недвижимости, как в федеральный информационный ресурс, подлежит внесению только достоверная информация.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В соответствии с п. 10 и п. 10.2 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, некапитальные строения, сооружения, неимеющие прочной связи с землей, не являются объектами недвижимости, и сведения о таких строениях, сооружениях не подлежат внесению в ЕГРН.
Вместе с тем, имеют место случаи, когда кадастровыми инженерами, выполняющими кадастровые работы по заказу лиц, желающих поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН свое право собственности на строения и сооружения, необладающие признаками объекта капитального строительства, в угоду заказчикам, незаконно, подготавливаются технические планы на такие строения, как на объекты недвижимости.
В последующем, на основании таких технических планов, содержащих недостоверные сведения, осуществляется постановка объектов, неявляющихся объектами недвижимости, на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав заинтересованных лиц на такие объекты, тем самым совершается искажение сведений, содержащихся в ЕГРН, что недопустимо.
В соответствии с п.п. 1, 3 п. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения.
Учитывая изложенное, нарушение кадастровым инженером требований федерального законодательства, выразившееся во внесении заведомо ложных сведений в технический план, в том числе путем подготовки технического плана в отношении объекта, который не обладает признаками объекта капитального строительства, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ.
Так, в 2019 г. и 2020 г. судом общей юрисдикции по результатам рассмотрения постановлений прокуратуры города о возбуждении дела об административном правонарушении два кадастровых инженера привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.14.35 КоАП РФ, им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 45 тыс. рублей.
Более того, в случае выявления подобных фактов, у контролирующих органов, в частности у администрации г. Иркутска, появляются основания для обращения в суд с исковым заявлением о признании отсутствующим прав на такой объект, фактически не являющийся объектом капитального строительства, и снятии данного объекта с кадастрового учета.
Старший помощник
прокурора г. Иркутска И.А. Петрова
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Иркутской области
Прокуратура Иркутской области
29 июня 2021, 17:31
Последствия внесения заведомо ложных сведений в технические планы на объекты недвижимости
Опыт надзорной деятельности свидетельствует о наличии фактов внесения недобросовестными кадастровыми инженерами заведомо ложных сведений в технические планы на объекты капитального строительства. Они являлись основаниями для направления прокурорами постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении кадастровых инженеров по ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В связи с изложенным, в целях профилактики подобных правонарушений и повышения правовой грамотности населения. разъясняем следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч.ч. 2, 9 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. ЕГРН состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В целях ведения ЕГРН создается федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно статьям 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в кадастр недвижимости, как в федеральный информационный ресурс, подлежит внесению только достоверная информация.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В соответствии с п. 10 и п. 10.2 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, некапитальные строения, сооружения, неимеющие прочной связи с землей, не являются объектами недвижимости, и сведения о таких строениях, сооружениях не подлежат внесению в ЕГРН.
Вместе с тем, имеют место случаи, когда кадастровыми инженерами, выполняющими кадастровые работы по заказу лиц, желающих поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН свое право собственности на строения и сооружения, необладающие признаками объекта капитального строительства, в угоду заказчикам, незаконно, подготавливаются технические планы на такие строения, как на объекты недвижимости.
В последующем, на основании таких технических планов, содержащих недостоверные сведения, осуществляется постановка объектов, неявляющихся объектами недвижимости, на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав заинтересованных лиц на такие объекты, тем самым совершается искажение сведений, содержащихся в ЕГРН, что недопустимо.
В соответствии с п.п. 1, 3 п. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения.
Учитывая изложенное, нарушение кадастровым инженером требований федерального законодательства, выразившееся во внесении заведомо ложных сведений в технический план, в том числе путем подготовки технического плана в отношении объекта, который не обладает признаками объекта капитального строительства, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ.
Так, в 2019 г. и 2020 г. судом общей юрисдикции по результатам рассмотрения постановлений прокуратуры города о возбуждении дела об административном правонарушении два кадастровых инженера привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.14.35 КоАП РФ, им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 45 тыс. рублей.
Более того, в случае выявления подобных фактов, у контролирующих органов, в частности у администрации г. Иркутска, появляются основания для обращения в суд с исковым заявлением о признании отсутствующим прав на такой объект, фактически не являющийся объектом капитального строительства, и снятии данного объекта с кадастрового учета.
Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации. О Едином государственном реестре недвижимости. … В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо. … Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.
Ответственность за не постановку на кадастровый учет объектов капитального строительства
КоАП РФ Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности
(введена Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.35. КоАП РФ
1. Несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или подведомственных данному органу государственных учреждений —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление указанными в части 1 настоящей статьи должностными лицами внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Нарушение установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке соответствующего документа, а равно представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
4. Внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами требований к подаче в установленный срок в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, заявления о кадастровом учете в связи с предоставлением земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования либо принятием акта, решения или заключением договора, предусматривающих строительство на земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.
КоАП РФ. — Кадастровый инженер оспаривает привлечение к ответственности за внесение ложных сведений в межевой план (технический план, акт обследования, проект межевания, карту-план территории) или подлог документов, на основании которых он был подготовлен. … Ст. 14.35 КоАП РФ. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Кадастровый учет объектов недвижимости
Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.
Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?
Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).
В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?
Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:
- Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);
- Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);
- Реконструкция недвижимости;
- Изменение основных сведений об объекте недвижимости.
Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?
К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:
- паспорт;
- документ, являющийся основанием для кадастрового учета (договор купли-продажи, межевой или технический план, судебные акты или иные документы, установленные законом ? ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года ).
В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.
Что такое технический и межевой планы?
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?
Документы можно подать лично и дистанционно.
Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестр или МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).
Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).
Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?
Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.
Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.
Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?
Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.
До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.
Какие результаты проведения кадастрового учета?
В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Введена ответственность за не постановку на кадастровый учет объектов капитального строительства . Законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части изменения формулировки административного правонарушения и размера штрафа за соответствующее правонарушение. … С учетом вышеизложенного понятие «ввод в эксплуатацию ОКС » и постановка его на кадастровый учет приобретают некую тождественность в виде последовательной обязательности действий, но при этом фактически отсутствует обязанность постановки на кадастровый учет ОКС , по которым не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.
- https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/activity/legal-education/explain/otherwise?item=63134045
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/c78924d4a83d6dd9d971783719a914a8b6371eb5/
- https://xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai/instructions/kadastrovyy-uchet-obektov-nedvizhimosti/