Ответственность за самовольное строительство дома

Содержание

Правовую основу в области использования земли регулирует Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Нарушение земельного законодательства нашими согражданами является на сегодняшний день достаточно частым явлением.

Ниже мы расскажем, какие виды нарушений наиболее распространены в области земельных отношений, и какая ответственность за это предусмотрена действующим российским законодательством.

Что представляет собой самовольное занятие (самозахват) земли

Как было упомянуто выше, среди землепользователей (в том числе собственников, арендаторов) встречается много нарушителей.

Одни не соблюдают установленные границы, другие используют земельный участок не по назначению.

Рассмотрим самое распространенное нарушение — самовольное занятие (так называемый, самозахват) земли.

При этом не важно, занято несколько гектаров земли или забор поставлен на несколько метров дальше положенного, действия граждан в обоих случаях одинаково незаконны.

Самовольная постройка

Типичный случай: при отсутствии права на земельный участок размещаются какие-либо строения (гаражи, сараи) во дворах многоквартирных домов.

В индивидуальной жилой застройке используется земля за пределами границ, которые определены и закреплены в установленном законом порядке (земли за линией застройки передом домом).

Также нередко нарушаются границы смежного (соседнего) земельного участка.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательством предусматривается административная ответственность за самозахват земли.

Для выявления и пресечения подобных нарушений гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Росреестре действует специальное подразделение — Государственный земельный надзор.

В случае нарушения земельных прав можно обратиться с заявлением в Росреестр для проведения проверки.

Правила для привлечения «захватчиков» земли к административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Должностным лицом (инспектором) нарушителю может быть в установленном порядке назначено наказание в виде административного штрафа.

Кроме штрафа, устанавливается срок для устранения нарушений, по истечении которого проводится повторная проверка.

Если нарушения не будут устранены, штраф придется заплатить повторно, при этом он может быть увеличен.

Когда землепользователь и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить принудительно освободить незаконно занятый участок по решению суда.

Согласно Российскому законодательству ( статья 76 ФЗ №136 от 25.10.2001 ):

«Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками».

Виды права на земельный участок

Земельный участок также считается занятым самовольно при отсутствии правоустанавливающих документов на него.

Как узаконить самовольную постройку?

Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав на землю:

  1. Право собственности.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования.
  3. Право пожизненного наследуемого владения.
  4. Право аренды.
  5. Право безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация — юридический акт признания и подтверждения государством права на объект недвижимости (земельный участок, дом, квартира и др.).

Помимо самого факта наличия правоустанавливающих документов, важно их соответствие требованиям действующего законодательства.

Если земельный участок является ранее учтенным, государственная регистрация проводится по желанию его обладателя.

Действующее законодательство также не предусматривает обязательность проведения межевания (кадастровых работ).

Но для того, чтобы исключить спорные ситуации с земельными участками, ранее возникшее право лучше учесть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с уточненными границами.

При возникновении споров, основанных на самовольном занятии земельного участка с требованием о его возврате в судебном порядке, истец должен подтвердить в суде свое право на земельный участок.

С требованиями для установления границ (межевания) можно ознакомиться здесь.

Кроме того, при уточнении границ земельного участка, обязательным является согласование границ с владельцами соседних участков.

Таким образом, чтобы не преступить закон и избежать конфликтных ситуаций, рекомендуется оформлять документы на земельный участок в соответствии с законом, действующим на сегодняшний день.

Штрафы за самовольное занятие земельных участков

В случае самовольного занятия земельного участка, в том числе использования данного участка лицом, не имеющим прав на него, штраф рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта.

Сумма штрафа для граждан:

  • 1-1,5% (но не менее 5000 тыс. р.).

Для индивидуальных предпринимателей:

  • 1,5-2% (но не менее 20000 тыс. р.).

Для юридических лиц:

  • 2-3% (но не менее 100 000 тыс. р.).

В случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена, штрафы составляют: для физических лиц (граждан) — в размере от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц — от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.

К сожалению, многие граждане, подолгу используя не принадлежащую им землю, не знают, что совершают при этом противозаконные действия.

Необходимо понимать — правила землепользования определяются государством, и своевременное обращение в уполномоченный на предоставление земельных участков орган поможет вам избежать проблем.

О том, как оформить право собственности на землю под домом, читайте здесь.

Источник: rosreesstr.ru

О самовольных постройках

Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов, направленные на борьбу с самовольными постройками и пресечение самовольного строительства:

— № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»,

— № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)».

Проекты внесены Правительством РФ в составе пакета законопроектов (всего 4), направленных на создание комплексного механизма противодействия самовольному строительству. Этим пакетом законопроектов предполагаются изменения в несколько кодексов (Земельный, Градостроительный, Гражданский кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.), в Федеральный закон «О регистрации недвижимости» и в другие законодательные акты.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что проблема самовольных построек назрела давно и требует комплексного решения. В конце 1990х — начале 2000-х годов в результате переходного периода развития законодательства менялись требования, предъявляемые к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости. Требования к оформлению прав на недвижимость в регионах различались. Учет прав и объектов велся везде по-разному. Отсюда возникли проблемы – добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, при этом недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках.

Только в 1998 году вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который положил начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости. В этом году мы отмечаем 20-летний юбилей регистрационной системы, — напомнил Павел Крашенинников.

Неким «мостиком» в решении этих проблем стала «дачная амнистия», которая действует уже 12 лет – возможность упрощенной легализации построек в отсутствие документов, необходимых по новому законодательству. В отношении объектов ИЖС она была продлена до 1 марта 2020 года.

Однако до сих пор оптимальный баланс интересов не найден. Нужен комплексный механизм контроля за строительством (требования к строительству, механизм сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об «особых» зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках). Нужно понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т.д., — сказал Павел Крашенинников.

Принятыми сегодня в первом чтении законопроектами предлагаются пути решения этой непростой задачи. В Гражданском кодексе устанавливаются дополнительные меры по защите прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, а в КоАП совершенствуются административные меры противодействия самовольному строительству.

I. В Гражданский кодекс предлагается внести следующие изменения.

1) Уточняется понятие «самовольная постройка».

Устанавливается, что не является самовольной постройкой создание объекта, если его собственник не знал или не мог знать об ограничении использования земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки. Кроме того, исключается признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки, — сообщил Павел Крашенинников.

2) Законопроект меняет подход к порядку сноса самовольных построек.

Проектом предлагается сузить полномочия в этом вопросе органов местного самоуправления, повышая при этом гарантии судебной защиты граждан, — сказал Павел Крашенинников.

Так, определяются случаи, в которых решение вопроса о сносе самовольной постройки или о приведении ее в соответствие требованиям может осуществляться только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления. В частности, если право собственности на постройку уже зарегистрировано в ЕГРН, либо если постройка является жилым или садовым домом. Также судебный порядок будет применяться, если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса (30.12.2004), Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект, на землю, — пояснил Павел Крашенинников.

3) В отношении постройки, признанной самовольной, предлагается ввести механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями.

Сейчас, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение определенного срока – от 3 месяцев до 1 года. После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями, на основании решения органа местного самоуправления. На это отводитсясрок от 6 месяцев до 3 лет. В результате, на такую постройку может быть оформлено право собственности, — сказал Павел Крашенинников.

4) Кроме того, проектом вводится механизм возмещения убытков за счет казны Российской Федерации лицам, которые приобрели объект недвижимости и уже зарегистрировали право собственности на него в ЕГРН, но после этого данный объект был признан самовольной постройкой.

Все вышеуказанные меры позволят защитить права граждан на недвижимое имущество и сделать механизм признания построек самовольными более объективным, что особенно важно для собственников жилой недвижимости, — сказал Павел Крашенинников.

Однако некоторые положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и доработке ко второму чтению, — отметил Павел Крашенинников.

Недостаточно проработан механизм подтверждения того, что постройка приведена в соответствие с установленными требованиями. Не разграничены основания принятия решений в отношении самовольной постройки о ее сносе или о приведении в соответствие с требованиями. Отсутствуют критерии для принятия того или иного решения, — сказал Павел Крашенинников.

Ко второму чтению необходимо минимизировать административные возможности сноса таких построек и рассмотреть вопрос о том, чтобы решение о сносе во всех случаях принималось только в судебном порядке. И в отношении жилых и садовых домов, как предложено в законопроекте, и в отношении других жилых помещений и многоквартирных домов. Иначе граждане могут быть поставлены в неравное положение с точки зрения защиты их прав на жилище, — заявил Павел Крашенинников.

Читайте также:  Разрешение на строительство малоэтажная застройка

Более того, проектом предлагается ввести в ГК РФ механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, если самовольная постройка не снесена в установленный срок или не приведена в соответствие требованиям. Причем, независимо от того, кем она возводилась – самим собственником или третьим лицом, например, арендатором. Лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям. Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Помимо этого имеются и другие замечания, в том числе юридико-технического характера. Положения статьи 2 законопроекта № 301924-7 о поправках в ГК РФ (по возмещению убытков) целесообразней исключить и отразить их в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что будет прорабатываться ко второму чтению.

II. Другим проектом федерального закона, принятым сегодня в первом чтении, предлагаются изменения в КоАП в части усиления административных мер противодействия самовольному строительству.

1) В настоящее время административная ответственность установлена за строительство и реконструкцию, произведенные без разрешения на строительство. Предлагается распространить ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами.

За такое правонарушение последует штраф в отношении граждан — от 2 до 5 тыс. рублей; должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; предпринимателей без образования юридического лица — от 20 до 50 тыс. рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) Кроме того, предлагается установить административную ответственность с такими же санкциями и за эксплуатацию самовольной постройки, если она расположена на участке, предоставленном в аренду, или приобретенном по результатам публичных торгов с обязательством по ее сносу или приведению в соответствие установленным требованиям.

3) Законопроектом вводится административная ответственность за неисполнение решения о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие требованиям. Санкции предполагают наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 50 часов; на предпринимателей без образования юридического лица и должностных лиц — штраф от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

Принятие законопроектов, с учетом их доработки по высказанным замечаниям, позволит усовершенствовать механизм противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, — подытожил Павел Крашенинников.

Источник: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Ответственность за самовольное строительство дома

Проблемы с самовольными постройками – одни из самых распространённых в строительной области. Граждане ошибочно полагают, что намного проще сразу взяться за строительство, чем получать разрешение, оформлять документы, вызывать комиссию и соблюдать другие требования закона. Но как и везде, упрощение тут может выйти боком и привести к серьёзной ответственности по закону. Разберёмся же, какая постройка считается самовольной, что ждёт её владельца – и можно ли как-то урегулировать этот вопрос.

? Что считать самовольной постройкой

Вначале обратимся к статье 222 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Она указывает, что самовольной считается любая постройка (здание, сооружение или строение любого иного типа), которая возведена со следующими нарушениями:

  1. Участок не был в установленном порядке отведён для строительства. не допускает возведения на нём сооружений.
  2. Не были получены предусмотренные законом разрешения либо согласования от органов, занимающихся надзором в области строительства.
  3. Строение было возведено с существенным нарушением градостроительных либо санитарных норм.

При этом статья 222 ГК РФ указывает на принципиальный момент: все указанные нормы и правила, в том числе касающиеся разрешения на строительство, должны быть действующими на тот момент, когда постройка выявлена. Это частный случай принципа, по которому закон обратной силы не имеет: если внезапно нормы будут ужесточены, уже существующие и законные на тот момент постройки не могут быть разом переведены в категорию самовольных.

Что же касается норм, которыми нужно руководствоваться применительно к самовольной постройке, то тут прежде всего нужно иметь в виду следующие:

    . Он определяет категории земель по их предназначению – в том числе и указывая те, на которых возведение строений (любых или отдельных видов) запрещено. Например, жилой дом, пусть даже и соответствующий всем санитарным нормам, возведённый на сельскохозяйственных землях, будет считаться в любом случае незаконной постройкой.
  1. Другие нормы ГК РФ. В частности, глава 17, регулирующая права на землю – в том числе и право на здания и сооружения на участке. Достаточно сказать, что любая постройка, возведённая без согласия собственника земли, будет однозначно незаконной.
  2. Градостроительный кодекс (ГрК) РФ. В частности, статья 55.32 регламентирует порядок сноса таких строений. . Его нормы нужно учитывать, поскольку не прошедший регистрацию участок юридически не является находящимся в собственности – и, соответственно, строить на нём нельзя.

⚡ Могут ли снести самострой

Согласно частям 2, 3.1 и 4 статьи 222 ГК РФ, снос самовольной постройки предусмотрен в следующих случаях:

  1. Нарушение правил землепользования. Это касается случаев, когда постройка возведена на участке, на котором, согласно нормам земельного или природоохранного законодательства, запрещено возведение капитальных сооружений.
  2. Не зарегистрировано право собственности на участок в отношении лица.
  3. Нет разрешения на строительство, если оно предусмотрено действующим законодательством (ст. 51 ГрК РФ).

В случае если речь идёт землях в государственной или муниципальной собственности, принять решение о сносе имеют право органы местного самоуправления.

Муниципальные органы вправе принять такое решение в следующих случаях:

  1. На участок нет документов, устанавливающих право владеть или пользоваться им.
  2. Участок, где было осуществлено строительство, относится к категории тех, где такая деятельность недопустима.

Во всех остальных случаях решение о сносе принимает суд.

Согласно части 4 статьи 222 ГК РФ, срок для сноса составляет не менее 3 месяцев, но и не более 12 месяцев.

Однако, согласно части 3 статьи 22 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», решение о сносе не может быть принято муниципальными органами в отношении жилой недвижимости, если одновременно присутствуют три следующих условия:

  1. Постройка была зарегистрирована до 01.09.2018.
  2. Жилое здание соответствует санитарным и градостроительным нормам.
  3. Участок находится в собственности или в законном пользовании собственника постройки.

Кроме того, часть 5 той же статьи запрещает органам местной власти принимать решение о сносе в следующих случаях:

  1. В связи с отсутствием документов на землю – если здание было построено до 29.10.2001, когда вступил в действие ЗК РФ.
  2. В связи с отсутствием разрешения – если постройка была возведена ранее 14.05.1998.

Главная ответственность за нарушение норм строительства – это снос. Расходы на него ложатся на лицо, которое возвело незаконное сооружение. Однако этим дело не ограничивается. Помимо сноса, допустим и другой вариант ответственности – требование привести постройку в соответствии с действующим законодательством.

Это касается зданий, которые возведены на участках, принадлежащих гражданам, и которые в целом соответствуют строительным нормам. В этом случае владельцу придётся уплатить штраф и оформить наконец документы на здание. Согласно части 1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, штраф придётся выплатить в размере:

  • от 2 до 5 тыс. рублей – для граждан;
  • от 20 до 50 тыс. – для должностных лиц и ИП;
  • от 500 тыс. до 1 млн – для организаций.

? Процедура узаконивания

До того момента, как самовольная постройка будет узаконена, она не является предметом гражданского оборота. Это означает, что её невозможно продать, обменять, подарить, завещать или совершить любую другую сделку с ней. Более того, до момента узаконивания лицо, построившее это сооружение, не может рассматриваться, как собственник этой постройки.

Узаконить постройку можно двумя способами:

  1. В административном порядке (то есть оформив все разрешительные документы на строительство и уплатив административный штраф).
  2. В судебном порядке – подав в суд иск о признании права собственности на сооружение.

Необходимости оформлять документацию на самострой решение суда не отменяет.

Чтобы узаконить самовольное строение, необходимы следующие условия:

  1. Земельный участок, на котором оно располагается, должен находиться в собственности или ином законном владении заявителя.
  2. Здание соответствует градостроительным и санитарным нормам.
  3. Постройка не нарушает прав и интересов третьих лиц.
  4. Нет претензий со стороны надзорных органов.

Порядок действий

В административном порядке можно узаконить постройки, в отношении которых не требуется официальный акт о вводе в эксплуатацию. Порядок действий тут такой:

  1. Оформление через Росреестр права собственности на участок (если это не было сделано ранее).
  2. Постановка на учёт самой постройки и регистрация права собственности на неё.

Регистрация происходит следующим образом:

  1. На сооружение оформляется техническая документация и кадастровый паспорт (делается это через органы Росреестра или МФЦ).
  2. Подаётся заявление на регистрацию прав на объект (через МФЦ или напрямую через Росреестр).

В том случае, если Росреестр отказался оформлять право собственности, придётся обращаться в суд с иском. В исковом заявлении надо указать:

  1. Вид права на участок земли.
  2. Тип сооружения.
  3. Причины, по которым не было оформлено разрешение.
  4. Факт, что строение не нарушает серьёзно строительные и санитарные нормы, не затронуты интересы третьих лиц, нет угрозы для здоровья или имущества соседей.

Исковое заявление подаётся в районный суд по месту, где расположена постройка.

Клетский район

Опросы

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ММУП КХ «Клетское» продолжает кампанию по проверке индивидуальных приборов учета холодной воды. Проверка приборов учёта проводится путём посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета.

В ходе проверки устанавливается состояние приборов учета, факт их наличия или отсутствия, достоверность переданных потребителем сведений об их показаниях, одновременно производится снятие показаний. При проверке состояния прибора учёта в соответствии с абз.2 п.81.11 Правил №354 обращают внимание на его целостность, отсутствие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

Проверка прибора учёта, установленного в жилом помещении, должна проводиться с учётом установленных в законодательстве процедур. Общее правило таково, что при согласии и готовности потребителя проверка может быть проведена в любое время, согласованное сторонами в устной форме.

В отношении потребителей, с которыми не удаётся в упрощённой форме прийти к согласию о проведении проверки, применяется следующий порядок, закреплённый в п.85 Правил №354. После проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний, который подписывается проверяющими и потребителем либо его представителем.

Читайте также:  Как начертить дом для уведомления на строительство

Если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Последствия составления акта об отказе в допуске к прибору учёта для потребителя установлены в п.853 Правил №354. Заключаются эти последствия в том, что по истечении 3 расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске к прибору учёта, начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен, расчет платы за воду может быть произведён исходя из норматива её потребления. При таком подсчёте норматив потребления холодной воды умножается на повышающий коэффициент 1,5 и на количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц. С учётом положений законодательства о предоставлении коммунальных услуг, ММУП КХ «Клетское» рекомендует всем потребителям своевременно допускать представителей предприятия к приборам учёта воды и не доводить ситуацию до наступления неблагоприятных последствий в виде начисления повышенной платы за потреблённую воду.

Источник: xn--e1ajbac1bg1a.xn--p1ai

Самовольное строительство — кто виноват и что теперь делать?

строительство любого сооружения (здания) на территории, не предназначенной для этого, без получения на то законных прав, с нарушением общепринятых правил градостроения.

Признать постройку незаконной могут если есть хотя бы одно из нарушений

  • отсутствует разрешение на строительство;
  • постройка не соответствует основному назначению земельного участка;
  • при возведении сооружения были нарушены строительные нормы;
  • строительство ведется на участке без предварительного получения права на владение им.

Если будет доказано, что возведенное здание или сооружение действительно является незаконной постройкой, то на него нельзя будет получить право собственности. Это означает, что якобы собственник этого сооружения, который потратил на него собственные средства, не сможет распоряжаться им в полной мере, а тем более – осуществлять с ним любые сделки (сдать в аренду, продать и т.д.).

То есть, если строительство будет признано незаконным, эти действия также будут считаться незаконными, а любую из этих сделок – признают недействительными. Это принесет серьезные проблемы для нарушителя

Можно ли производить строительство дома без соответствующего разрешения

  • невозможно будет зарегистрировать дом в БТИ;
  • не получится оформить св-во о собственности, поэтому для этого придется обращаться в суд, но не всегда такие дела могут быть выигрышными;
  • придется нести дополнительные затраты на оформление, а также нередко процесс может затянуться на длительное время;
  • самовольное возведение строения приводит к необходимости уплачивать значительные штрафы;
  • неправильное строительства дома может привести к тому, что оно будет опасным для проживания, поэтому может привести к гибели людей или к нанесению им или их имуществу значительного вреда;
  • если незаконное строение является опасным для жизни, то по решению суда может назначаться принудительный снос, а расходы придется нести нарушителю.

Рекомендуем прочесть: Как Продать Быстро И Выгодно Земельный Участок

Многие люди предпочитают вместо душных и небольших квартир проживать в частных домах. Нередко они сами занимаются строительством такого объекта. Для этого первоначально надо выбрать подходящий участок земли, имеющий соответствующее назначение, приобрести проект будущего сооружения, а также получить разрешение на строительство.

Что можно предпринять в случае незаконного строительства?

Казалось бы, вопрос простой и ответ будет однозначным – сообщить в органы надзора о правонарушениях. Но стоит учесть тот факт, что заявитель может оказаться как пострадавшим от незаконного строительства, так и виновником, поэтому одним решением не обойтись.

Незаконное строительство по инициативе третьих лиц

Совершенно не важно, что представляет собой постройка: магазин посреди сквера или соседский гараж под окнами дома, если эта постройка каким-либо образом мешает процессу жизнедеятельности, угрожает безопасности и здоровью, нарушает каким-либо образом гражданские права, то можно смело требовать, через уполномоченные органы (муниципалитет, суд), чтобы это сооружение снесли.

Если будет доказано, что постройка действительно является незаконной, тогда ее собственника обяжут ее снести и вернуть территорию в прежнее ее состояние, а также заплатить штраф

. Конечно, обычно процедура расследования, судебные разбирательства и принятие решения может занимать много времени, и все это время незаконная стройка будет причинять серьезные неудобства гражданам. Тем не менее, действовать в таких ситуациях нужно жестко, так как добровольно ни один хозяин незаконного строения не согласится снести его по своей доброй воле.

Незаконное строительство по собственной инициативе

Основной причиной массового появления самостроя стало отсутствие полноценной законодательной базы в 90-х годах

. Тогда людям предлагали брать участки и осваивать их по своим нуждам, им обещали, что получить права собственности можно будет уже на готовые сооружения через суд. На самом же деле, после принятия Градостроительного кодекса, где четко прописываются нормы разрешенного строительства, у граждан, которые ранее построили дома, гаражи и дачи, есть некоторые проблемы с получением права собственности на них.

Если вы собственник такой незаконной постройки, нужно как можно быстрее постараться получить на нее официальные документы, пока она не стала кому-то мешать и вас не «попросили» ее снести как можно быстрее. Тем более, что другие могут получить право собственности на участок, где обосновалась ваша постройка, и тогда будут уже обвинения в незаконном присвоении чужой территории.

Первое, чем следует заняться – это получить право на землю, где осуществилось ранее строительство, а затем узаконить постройку, которая на ней возведена.

Обратите внимание!

Если ваше сооружение в действительности никому не мешает, но некоторые соседи инициируют его снос, нужно попробовать урегулировать конфликт мирным путем, и в максимально короткие сроки постараться узаконить уже построенное сооружение.

Когда не нужно разрешение на строительство?

Градостроительный кодекс РФ (статья 51) указывает на несколько случаев, когда застройщик может не получать разрешение

  • в случае постройки гаража на собственном участке, который не предназначен для ведения предпринимательской деятельности;
  • возведение построек на участках, предназначенных для дачного или садоводческого хозяйства;
  • установка сооружений и конструкций, не подпадающих под классификацию капитального строительства (киоск, палатка, навес);
  • возведение вспомогательных сооружений.

Кроме того, существуют региональные программы, которые разрешают осуществлять определенное строительство без получения на то разрешительной документации.

Виды ответственности за незаконное строительство

Итак, за постройки, которые не были разрешены, но уже построены, гражданину, соорудившему их, может грозить гражданско-правовая или административная ответственность:

  1. Административная ответственность наступает вследствие выявления фактов соответствующих статье 9.4 КоАП «Нарушение обязательных требований в области строительства» и предусматривает следующие санкции:
      для простых граждан – штраф в сумме от 2 до 5 тысяч рублей;
  2. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – штраф в сумме от 20 до 50 тысяч рублей;
  3. для юридических лиц – штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
  4. Основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности
    является нарушение федерального закона «Об архитектурной деятельности (пункт 3 статьи 25). Это значит, что человека могут обязать восстановить участок в первоначальный вид, а значит снести любые постройки. Основанием для сноса служит только судебное постановление, а предписания от местных администраций или окружных комиссий могут не учитываться.

Постройки могут быть зарегистрированы в Росреестре, но даже это не будет основанием для опротестования по ранее вынесенному судебному решению, если ее возвели с нарушением строительных норм.

Решение о сносе может быть принято на основании заявления собственника земельного участка, на котором было возведено сооружение без его согласия. При этом стоит учесть, что право собственности не может быть оспорено и на него не распространяется поправка о сроке давности (3 года). В то же время собственник участка может подать в суд на признание права собственности на строение. Застройщик при этом может претендовать на компенсацию за объект в размере оценочной рыночной стоимости

Размеры штрафов

Требования и нормы действующих законов четко определяют, что возведение зданий (сооружений) любого характера (кроме некоторых исключений) влечет последствия, одним из которых является административный штраф. По закону застройщик должен получить необходимые разрешения от уполномоченных органов, а уже после приступать к строительным работам.

Теперь разберемся, какие штрафные санкции накладываются на строительные компании, приступившие к выполнению задач без оформления разрешительной документации. Размер штрафов прописан в КоАП (статье 9.5). Здесь четко указаны меры админответственности за нарушение действующего порядка в процессе восстановления или строительства сооружения, а также его ввода в эксплуатацию без получения разрешения. Рассмотрим главные положения этой статьи и наказание, которое ожидает нарушителей.

  1. За нарушение порядка возведения, восстановления (реконструкции), а также капремонта сооружений, относящихся к категории объектов капстроительства, предусматриваются следующие штрафные санкции:
  • Обычные граждане (физлица) — от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
  • Лица при должности — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет деятельности на срок до 3-х месяцев (90 суток).
  • Компании (юрлица) — от пятисот (500) тысяч до миллиона рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Несоблюдение сроков передачи в уполномоченные органы власти, структуры госнадзора, а также исполнительные органы на местах (для субъектов РФ) извещения о начале процесса возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта сооружения, относящегося к объектам капстроительства. К этой же категории относится отсутствие уведомления в направлении органов госстройнадзора федеральных или исполнительных органов власти (для субъектов РФ) о сроках окончания строительных работ здания, подлежащего проверке. При таком нарушении нарушителя ожидают следующие штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) — от пятисот (500) до тысячи (1000) рублей.
  • Лица при должности — от десяти (10) до тридцати (30) тысяч рублей.
  • Предприниматели, работающие без создания юрлица (ИП) — от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) — от ста (100) до трехсот (300) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
  1. Если строительная компания (застройщик) продолжает работы без оформления актов, подтверждающих устранение выявленных органами стройнадзора нарушений или недостатков в процессе возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта здания, относящегося к категории объекта капстроительства, это влечет за собой такие штрафы:

Размеры штрафов

Обычные граждане (физлица) — от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.

  1. Передача разрешения на ввод сооружения в работу, если отсутствуют заключения уполномоченных на проведение госстройнадзора органов (федеральной или исполнительной власти на местах). Актуально для случаев, когда проведение такого стройнадзора является обязательным при возведении, восстановлении (реконструкции), капремонте сооружения, относящегося к категории объекта капстроительства. При таком типе нарушений на должностное лицо накладывается штраф размером от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  2. Передача сооружения (объекта), который относится к категории зданий капстроительства, без получения разрешения (кроме ситуаций, когда в получении такого разрешения нет необходимости), также ведет к административной ответственности для нарушителя. В такой ситуации предусмотрены штрафы:
  • Обычные граждане (физлица) — от пятисот (500) до одной (1) тысячи рублей.
  • Лица при должности — от одной (1) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  • Компании (юрлица) — от десяти (10) до двадцати (20) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на срок до 3-х месяцев.
Читайте также:  Использование битого кирпича в строительстве

Смотрите также: Взыскание неустойки с застройщика по договору долевого участия

Можно ли обойтись без сноса и штрафа?

В судебной практике существуют случаи, когда решение принимается в пользу застройщика. Как правило, признание права собственности

на незаконное строение можно получить в том случае, если:

  • строение возведено по всем правилам и нормам;
  • оно не мешает и не ущемляет права других граждан;
  • территория, на которой оно находится, не является чьей-то собственностью и может быть использована под соответствующее строительство;
  • застройщик выполнил противопожарные и другие нормы безопасности в процессе строения;
  • и главное: он подавал документы в суд на признание постройки законной, но по каким-то необоснованным причинам был предоставлен отказ.

Еще до 1 марта 2021 года действует так называемая «дачная амнистия»

, согласно которой на активно используемую незаконную постройку, например, дачный участок, можно получить право собственности по упрощенной процедуре. После окончания этого периода процедура легализации построек будет усложнена.

В завершение стоит сказать, что, если нужно что-то построить, лучше все-таки заранее побеспокоиться о получении на это разрешения. Гораздо проще решить вопросы касательно нарушенй в строительстве, чем проблемы с незаконностью постройки.

Если же строительство было завершено до принятия соответствующего закона, нужно в максимально сжатые сроки постараться получить судебное решение

о признании законности постройки.

О чем нужно помнить?

В вопросе ответственности за выполнение строительных и других видов работ без разрешительной документации стоит учесть ряд моментов, которые относятся к административной части действующих законов. Так, возведение объекта допускается при выполнении следующих шагов:

  • Оформление с учетом действующего законодательства права на участок земли, где планируется строительство сооружения. Многие считает такие бумаги малозначительными и откладывают их оформление. На практике именно эта документация подлежит первостепенной проверке. Отсутствие таких бумаг на руках неизбежно приводит к отказу в предоставлении разрешения.
  • Оформление проектной документации на будущий объект. На основании таких бумаг застройщик ведет строительные (восстановительные) работы. Главное требование — поручение задачи профессионалам, ведь от полученных результатов зависит качество постройки и легкость получения разрешения на ввод сооружения в работу.
  • Согласование проектной документации. Не менее важная часть касается согласовательных работ. Это требование является следствием того, что описано выше. Чем надежнее и качественнее исполнитель, тем меньше вероятность появления ошибок в документации и тем проще на завершающем этапе оформить разрешение. Если сэкономить на этапе создания проекта, итоговый результат может быть неудовлетворительным, а сам процесс согласования затянется.
  • Разрешение. Если уполномоченные органы рассмотрели переданный пакет бумаг и не имеют к нему претензий, выдается разрешение. Такой документ позволяет приступить к выполнению строительных работ.
  • Получение ордера. Не менее важная часть — оформление ордера, согласно которому застройщик вправе приступать к строительным работам. Это последний этап, после которого можно начинать строительство.

Смотрите также: Как проверить готовность документов при постановке на кадастровый учет — инструкция

О чем стоит помнить

Приведенный алгоритм действий является приблизительным, но каждый из этих этапов придется пройти до начала строительных работ. В каждом из шагов предусмотрены промежуточные меры, на описание которых можно использовать много листов. В целом бюрократическая составляющая занимает до 30 дней, поэтому застройщики пытаются упростить себе жизнь и приступают к работам без оформления документов.

В плюсах находятся те строительные компании, которые занимаются возведением некапитальных застроек. При таком развитии событий в разрешении на строительство нет необходимости. Как следствие, уменьшаются затраты времени на прохождение бюрократических процедур. Как быть другим застройщикам?

Практика показала, что многие приступают к процессу раньше времени, до оформления разрешений. Это нарушение действующих законов в сфере градостроительства. Результат — начисление штрафных санкций, о которых упоминалось выше.

Источник: mup-ueg.ru

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к Ст. 7.1 КоАП РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье 7.1 КоАП РФ рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Источник: stkoaprf.ru

Рейтинг
Загрузка ...