Недвижимость нуждается в регистрации, но многие собственники сознательно ее игнорируют. Считается, раз земля принадлежит владельцу, значит с ней можно делать что угодно и строить что захочется. Зачем тратиться на разрешения и уведомления? Между тем, за незаконное строительство на участке грозят правовые санкции.
Последствием от возведения самовольной постройки в РФ может быть не только штраф, но и уголовная ответственность. Надзорные органы особо не церемонятся с нарушителями. Стоит ли идти на риск или лучше узаконить постройку? Какие штрафы грозят нарушителям в 2020 году и как их избежать – ответы в нашей статье.
Последствия возведения самостроя
Незаконно возведенная постройка считается самостроем. Квалифицировать объект как «самоволку» можно в соответствии с Гражданским кодексом.
Закон четко выделяет следующие признаки самостроя:
- застройка на земле не под строительство (например, участок под личное подсобное хозяйство – ЛПХ);
- строительство на чужом земельном участке;
- отсутствует оформление разрешений/уведомлений;
- нарушены требования СНИП и прочие нормы.
Совокупность таких признаков дает основания признать строение – самостроем. Застройщику, который его возвел, угрожают юридические санкции.
Отмена Уведомлений о строительстве жилого или садового дома.
Чем грозит возведение самостроя:
- Административная ответственность – применяется в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ. Инициатор застройки не имеет право распоряжаться объектом: продать, подарить, обменять, заложить, сдать в аренду и прочее. Самовольные постройки подлежат сносу или приведению в благопристойный вид по всем параметрам. Затраты на снос ложатся на нарушителя. Вместе с тем владельцу грозит административный штраф в рамках КоАП РФ.
- Уголовная ответственность – в силу ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Наказанием является штраф, арест, обязательные или принудительные работы, вплоть до тюремного заключения. Однако деяния нужно доказать. Обычно наказывают предпринимателей, которые строят на ИЖС объекты под ведение бизнеса, но не регистрируют их в Росреестре.
Чаще всего встречаются административные санкции – и ярким примером является штраф от Налоговой.
Проведение юридических сделок
Ввиду отсутствия документов на недвижимость, с правовой точки зрения, вы не можете совершать никаких юридических сделок. К примеру, некоторые ошибочно считают, что при продаже зарегистрированной части жилого дома, владелец сможет убедить покупателя в том, что соответствие плана участка с фактом не обязательно.
Однако новоиспеченный собственник вправе в судебном решении, оспорить уже закрытую сделку, если обнаружится, что на участке есть самострой.
Важно! Право собственности абсолютного владельца имуществом, не распространяется на все незарегистрированные строения. Такую недвижимость, как единицу налогообложения, невозможно сдавать в аренду, продавать, дарить или завещать по наследству.
Незарегистрированную недвижимость запрещается сдавать в аренду, продавать, дарить или завещать Источник krym.news
Какой штраф?
Владельцу, который возвел на земельном участке в собственности объект самостроя, грозит наказание в соответствии с п. 1 ст. 9.5. КоАП РФ:
Это важно знать: Где будут давать квартиры военным
- Отсутствие разрешения/уведомления о строительстве капитальных объектов, когда такие разрешения нужны по закону, наказывается:
- на незаконных предпринимателей – аналогично штрафу для должностных лиц, либо приостановление деятельности на срок до 3 месяцев;
- для юридических лиц (компаний) – от полумиллиона до 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на аналогичный для незаконных предпринимателей срок.
- Несоблюдение сроков уведомления администрации о начале и завершении строительных работ на участке, наказывается:
- Непрерывность работ, когда были составлены акты об устранении недостатков при строительстве, наказывается:
- Нарушение правил по эксплуатации объекта капитального строительства наказывается:
- юридическим лицам – от пятисот тысяч до 1 млн рублей.
Вторая разновидность наказаний в РФ за нецелевое использование земельных ресурсов. Если собственник застроил участок под ЛПХ, ему грозит административная ответственность по ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Статья 8.8 КоАП отмечает санкции за подобные нарушения в виде штрафов:
Если кадастровая цена не определена, применяются штрафные санкции. Физическим лицам – от 10 до 20 тысяч, представителям власти – от 20 до 50 тысяч, а компаниям – от 100 до 200 тысяч рублей. Неуплата чревата долгами и начислением пени.
Куда жаловаться на незаконное строительство?
Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?
Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган, например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.
Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.
Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.
Ознакомьтесь с жалобой на незаконное строительство:
Как избежать штрафа за самострой?
Для тех, кто начал самовольное строительство, могут быть проблемы. Однако избежать штрафов все же можно – с помощью легализации постройки. Срок действия «дачной амнистии» был продлен, и она действует до 1 марта 2021 года.
Оптимальный вариант – узаконить самострой в административном порядке. Для этого понадобится экспертиза, одобрение госинспекции, ДГИ, Земельной комиссии и отдела архитектуры. Процедура не из легких, не исключено – что последует отказ. В таком случае остается вариант с легализацией самостроя через суд – в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Иск о признании права собственности на возведенное строение подается в городской или районный суд.
Полномочиями на подачу иска обладают:
- собственник или совладельцы земельного участка;
- владелец территории с правом бессрочного пользования;
- владелец земли с правом пожизненного наследуемого владения.
Ответчиком будет орган ФКП «Росреестра» и местная администрация, которые вынесли отказ в легализации строения.
Суд знакомится с материалами дела и рассматривает документы на самострой. В частности, изучается, соответствует ли объект нормам СНИП, расстояние от забора соседей, этажность частного дома, назначение постройки, целевое использование участка и т.д.
Если самострой не отвечает градостроительным, санитарным и пожарным нормативам, представляет угрозу для окружающих, заходит за границы соседа, расположен на муниципальной земле без разрешения, нарушает права совладельцев – суд откажет в признании права собственности на самовольное строение. Если право собственности подтверждено, останется его зарегистрировать. Для этого собственник обращается в МФЦ или Росреестр и получает выписку из ЕГРН. Отныне он считается полноправным владельцем и штрафы ему не грозят.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
Это важно знать: Пожизненная рента квартиры СПБ
Как узаконить пристройку?
Пристройка – это часть здания, для возведения которой требуется получить те же разрешительные документы, что и на строительство основного дома. Если под новую пристройку требуется использовать дополнительный участок земли, будет изменена техническая характеристика и инфраструктура домостроения, на новой площади планируется проживание людей, то ее относят к категории капитальной.
Провести узаконивание пристройки капитального типа можно как до, так и после выполнения строительных работ.
На этапе подготовки к реконструкции требуется иметь на руках следующие документы для узаконивания пристройки к частному дому: Может также потребоваться согласование реконструкции с СЭС, пожарной службой, архитектурным отделом и другими службами. Для получения согласия на возведение капитальной пристройки подготовленный пакет документов должен быть предоставлен в орган местного самоуправления. Как правило, для этого следует обратиться в архитектурное бюро или отдел муниципалитета.
Порядок оформления капитальной пристройки к многоквартирному дому имеет некоторые отличия от описанного выше способа узаконивания реконструкции частного домостроения:
- для многоквартирного дома требуется получить письменное разрешение всех жильцов;
- необходимо иметь акты коммунальных служб о наличии расположенных вблизи дома коммуникаций;
- более серьезные требования предъявляются к проекту постройки.
Наиболее частыми причинами отказа в согласовании пристройки являются: Отказ органов местного самоуправления от согласия на возведение пристройки может быть обжалован в суде.
Если по какой-либо причине на капитальную пристройку не были оформлены документы до начала строительства, то единственным способом легализовать ее после постройки будет соответствующее решение суда.
Это важно знать: Надо ли приватизировать садовый домик или дачный лом на приватизированном участке
Владельцу не остается другого выхода, кроме как зарегистрировать самострой в судебном порядке, выступая в качестве истца. К исковому заявлению прикладывается такой же пакет документов, как и на узаконивание пристройки, иногда он дополняется фотографиями объекта, земельного участка. В результате, в случае принятия судом положительного решения о признании пристройки законной, можно будет на основании этого решения зарегистрировать ее в Росреестре.
Следует знать, что пакет документации и порядок действий при узаконивании капитальных и некапитальных пристроек отличается. Стоимость услуг определяется и согласовывается с клиентом в каждом конкретном случае.
Ответственность за самовольное строительство: штрафы и другие его последствия
Самовольные, незаконные постройки в нашей стране – явление вполне привычное и очень распространённое. Масштабы у таких сооружений могут быть разными – от коттеджа до многоэтажки.
Причины появления огромного количества «самоволок» тоже различны – от банального незнания до прямого мошенничества. Второй случай – когда недобросовестный застройщик возводит дома без разрешения, а покупатели незаконных квартир потом теряют средства, часто безвозвратно.
Однако любой горе-строитель однажды может быть оштрафован. Это только одна из мер ответственности, о которой очень важно знать. Поэтому сегодня мы расскажем, какой размер штрафа за самовольное строительство (самострой) предусмотрен в России с 2015 года.
Штрафы за самовольное строительство в России
Строительство, которое кто-либо выполнил самовольно, – весьма широкое понятие. Ответственность за это зависит от серьёзности нарушения. Например, если «самоволка» противоречит градостроительному кодексу, то порядок наказания может быть:
- административным;
- имущественным;
- дисциплинарным;
- уголовным.
Во многих случаях нельзя начинать стройку без специального разрешения. Если имеет место возведение дома без проекта, и строительство всё-таки идёт, то виновник может получить штраф за самовольную постройку (самострой).
- Физлицо при этом выложит не менее двух и не более пяти тысяч рублей. ИП – в десятикратных пределах.
- Юрлица поплатятся в размере от полумиллиона до миллиона рублей.
Однократным штрафом можно и не отделаться. Если есть предписание о приостановлении строительства, а оно продолжается, штрафы последуют снова.
- Для физлиц сумма будет, как и в первом случае.
- Отдельных сотрудников организаций «накажут» в пределах от десяти до тридцати тысяч рублей.
- Для ИП верхняя планка подскочит до сорока.
- Юрлицам могут назначить от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Всё это – КоАП РФ, статья 9.5.
В видеосюжете ниже вы узнаете о случаях из судебной практики по вопросам наказания за самовольное строительство:
Как избежать штрафа за самострой?
Для тех, кто начал самовольное строительство, могут быть проблемы. Однако избежать штрафов все же можно – с помощью легализации постройки. Срок действия «дачной амнистии» был продлен, и она действует до 1 марта 2021 года.
Оптимальный вариант – узаконить самострой в административном порядке. Для этого понадобится экспертиза, одобрение госинспекции, ДГИ, Земельной комиссии и отдела архитектуры. Процедура не из легких, не исключено – что последует отказ. В таком случае остается вариант с легализацией самостроя через суд – в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Иск о признании права собственности на возведенное строение подается в городской или районный суд.
- собственник или совладельцы земельного участка;
- владелец территории с правом бессрочного пользования;
- владелец земли с правом пожизненного наследуемого владения.
Ответчиком будет орган ФКП «Росреестра» и местная администрация, которые вынесли отказ в легализации строения.
Суд знакомится с материалами дела и рассматривает документы на самострой. В частности, изучается, соответствует ли объект нормам СНИП, расстояние от забора соседей, этажность частного дома, назначение постройки, целевое использование участка и т.д.
Если самострой не отвечает градостроительным, санитарным и пожарным нормативам, представляет угрозу для окружающих, заходит за границы соседа, расположен на муниципальной земле без разрешения, нарушает права совладельцев – суд откажет в признании права собственности на самовольное строение. Если право собственности подтверждено, останется его зарегистрировать.
Для этого собственник обращается в МФЦ или Росреестр и получает выписку из ЕГРН. Отныне он считается полноправным владельцем и штрафы ему не грозят.
Организации по борьбе с такими нарушениями
Отслеживать стройки-«самоволки» и наказывать нарушителей могут различные организации. В КоАПе они перечислены (статья 23.56). Кроме того, Правительство Москвы несколько лет назад инициировало формирование специальной комиссии.
Что за комиссия
Самовольное строительство в Москве в какой-то момент стало просто угрожающим по своим масштабам. Чтобы с этим бороться, столичные власти создали специфическую окружную комиссию по пресечению самовольного строительства.
- Если некая московская недвижимость относительно небольшой площади по некоторым параметрам явно похожа на «самоволку», разбираться с нею должна Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства. Также в её ведении находятся любые некапитальные постройки-«самоволки».
- Противоправное занятие земельного участка – ещё одна сторона деятельности комиссии.
Её члены собираются каждый месяц, разбирают вопросы повестки дня и выносят свои решения.
Ее решения
Каким может быть решение в ходе заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства? Вот основные направления:
- по статье 222 ГК РФ определить, что некий объект – результат самовольного строительства;
- предложить нарушителю, построившему «самоволку», добровольно снести либо демонтировать сооружение;
- если добровольный порядок невозможен – подать соответствующий иск.
Самовольные постройки можно признать огромной проблемой любого города, посёлка и так далее. Штрафы, многочисленные предписания и судебные иски – одна из долгосрочных перспектив решения подобных вопросов.
Когда объект может быть снесён по решению местной власти?
Обычно сносить самовольные постройки можно по решению суда. Однако есть и исключения, когда решение принимает администрация. Данный пункт был изменён, в нём добавилось больше подробностей.
К примеру, всё может решить администрация, если:
1) до начала строительных работ нужно было обязательно оформить участок в собственность, чего не было сделано;
2) постройка находится на территории, где запрещено возводить подобную недвижимость.
Бывают ситуации, при которых решение о сносе или узаконивании постройки остаётся за администрацией. Если у вас как раз такой случай, и сейчас происходит спор с властями — лучше найдите толкового юриста и больше ничего сами не делайте. Закон полон сложных формулировок, в которых трудно разобраться без эксперта. Зачастую чиновники этим пользуются и гнут свою линию.
Штраф и наказание за строительство без разрешения
Бум жилищного строительства, наблюдающийся в большинстве регионов России, привел к появлению так называемых «самостроев». Речь идет о жилых зданиях и коммерческих помещения, возведенных с нарушениями и без наличия разрешающей документации. Государство всерьез обеспокоилось ростом количества таких объектов, поэтому и был введен штраф за незаконное строительство, и это не считая того, что капитальный объект, возведенный с нарушениями, в обязательном порядке должен быть снесен. О том, какое строение считается незаконным, и какой штраф и наказание за незаконное строительство ждет застройщиков, пойдет речь в этой статье.
Какой объект можно считать незаконным
Согласно установленным 222-й статьей Гражданского кодекса РФ правилам, незаконным считается любое строение, возведенное без наличия разрешения на строительство, построенное с нарушениями градостроительных норм или на участке земли, предназначенном для иных целей.
Наличие одного из перечисленных признаков – повод для принятия конкретных мер, а чаще всего «самострои» решением суда «приговариваются» к сносу.
Чаще всего самовольно возводятся многоквартирные дома, а особенно страдают от этого Юг России и столичный регион. Получив разрешение на ИЖС, частные застройщики начинают многоэтажное строительство, нарушая градостроительные нормы. Они начинают активные продажи квартир, чем способствуют часто появлению новых обманутых дольщиков.
Это важно знать: Как узнать служебная квартира или муниципальная
Помимо многоквартирных объектов, «самостроями» считаются также самовольные пристройки и хозпостройки, построенные без согласования с архитектурой. В этом случае также вступают в силу положения 3-го пункта ФЗ «Об архитектурной деятельности», согласно которым за несогласованное строительство наступает ответственность, причем отвечать приходится, как физическому, так и юридическому лицу.
Проекты домов
Количество проектов 7219
Проект Проект дома AS-2219
- В избранное
- 201.8² Общая площадь
от 2 724 300 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 62-83
- В избранное
- 75² Общая площадь
от 1 012 500 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 40-67G
- В избранное
- 577² Общая площадь
от 7 789 500 р.
Срок возведения индивидуально
- 5 комнат
- 2 санузла
Проект Проект дома Октав-2
- В избранное
- 230² Общая площадь
- 16 x 12м Площадь застройки
от 3 105 000 р.
Срок возведения 113 дней
Проект Проект дома 58-70ZHCL
- В избранное
- 300² Общая площадь
от 4 050 000 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 57-05XA
- В избранное
- 173² Общая площадь
от 2 335 500 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома Нева-Б
- В избранное
- 125.3² Общая площадь
- 9 x 8м Площадь застройки
от 1 387 000 р.
Срок возведения 40 дней
- 4 комнаты
- 1 санузел
Проект Проект дома Волга 2
- В избранное
- 90² Общая площадь
- 8 x 8м Площадь застройки
от 855 489 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома AS-214F
- В избранное
- 122² Общая площадь
от 1 647 000 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 595B
- В избранное
- 225.62² Общая площадь
от 3 045 870 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 40-16AG
- В избранное
- 266² Общая площадь
от 3 591 000 р.
Срок возведения индивидуально
- 5 комнат
- 3 санузла
Проект Проект дома Даллас
- В избранное
- 266² Общая площадь
- 16 x 9м Площадь застройки
от 2 631 113 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома №17054-FK
- В избранное
- 149² Общая площадь
- 16 x 8м Площадь застройки
от 8 351 645 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 429E
- В избранное
- 184.65² Общая площадь
от 2 492 775 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 5-353
- В избранное
- 353² Общая площадь
от 4 765 500 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 327AC
- В избранное
- 201.17² Общая площадь
от 2 715 795 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома VH «123-14» Глен Файн
- В избранное
- 244² Общая площадь
- 10 x 12м Площадь застройки
от 3 294 000 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома 374B
- В избранное
- 165.40² Общая площадь
от 2 232 900 р.
Срок возведения индивидуально
Проект Проект дома Кантри
- В избранное
- 179.9² Общая площадь
- 10 x 13м Площадь застройки
от 1 960 000 р.
Срок возведения 90 дней
- 4 комнаты
- 2 санузла
Проект Проект дома Виктория
- В избранное
- 174.5² Общая площадь
- 9 x 10м Площадь застройки
от 1 895 900 р.
Срок возведения индивидуально
Смотреть все проекты
На каждого любителя рисковать или экономить, есть свой «Сеньор Помидор», который по науськиванию двух дам в красной шкурке, найдет причину, чтобы изъять незаконное строение. Если вы прочный перец, который не боится проблем с законом и имеет огромное количество лимонов – добро пожаловать на темную сторону любителей огородных дел.
Однако, если вы как «Кактус», который кроме игры на дудке больше ничего не умеет, советуем яростно и до потери пульса, почитать закон и порядок. Чтобы не попасть в руки к плодово – овощным инспекторам, воспользуйтесь грамотными советами из этой статьи.
Прежде, чем возводить объект недвижимого имущества на участке, рекомендуется ознакомиться с законом Источник classiclibr.ru
Какие документы нужны для начала строительства
Понять людей, решивших расширить жилое пространство за счет пристройки или строительства времянки, можно, но даже факт приватизации земельного участка не дает право строиться незаконно. Чтобы не попасть в немилость государства и не потерять деньги, к тому же, перед началом любого строительства необходимо выполнить несколько несложных действий:
- оформить право собственности на участок (если вы этого не сделали ранее).
- создать проект будущего гаража или жилого флигеля и пройти согласование в соответствующих инстанциях.
- получить разрешающие документы, включая ордер на выполнение земельных работ и собственно разрешение на строительство.
Получив все необходимые документы, можно начинать строительство, при этом стоит помнить, что несоответствие проекту строительства также может быть расценено, как нарушение градостроительных норм. Следует также понимать, что на участке, предназначенном под ИЖС, нельзя строить многоквартирные дома, запрещено строиться на землях сельхозназначения, существуют и другие нарушения, о которых расскажут профессиональные юристы, получить консультацию которых крайне необходимо.
Что можно предпринять в случае незаконного строительства?
Казалось бы, вопрос простой и ответ будет однозначным – сообщить в органы надзора о правонарушениях. Но стоит учесть тот факт, что заявитель может оказаться как пострадавшим от незаконного строительства, так и виновником, поэтому одним решением не обойтись.
Незаконное строительство по инициативе третьих лиц
Совершенно не важно, что представляет собой постройка: магазин посреди сквера или соседский гараж под окнами дома, если эта постройка каким-либо образом мешает процессу жизнедеятельности, угрожает безопасности и здоровью, нарушает каким-либо образом гражданские права, то можно смело требовать, через уполномоченные органы (муниципалитет, суд), чтобы это сооружение снесли.
Если будет доказано, что постройка действительно является незаконной, тогда ее собственника обяжут ее снести и вернуть территорию в прежнее ее состояние, а также заплатить штраф
. Конечно, обычно процедура расследования, судебные разбирательства и принятие решения может занимать много времени, и все это время незаконная стройка будет причинять серьезные неудобства гражданам. Тем не менее, действовать в таких ситуациях нужно жестко, так как добровольно ни один хозяин незаконного строения не согласится снести его по своей доброй воле.
Незаконное строительство по собственной инициативе
Основной причиной массового появления самостроя стало отсутствие полноценной законодательной базы в 90-х годах
. Тогда людям предлагали брать участки и осваивать их по своим нуждам, им обещали, что получить права собственности можно будет уже на готовые сооружения через суд. На самом же деле, после принятия Градостроительного кодекса, где четко прописываются нормы разрешенного строительства, у граждан, которые ранее построили дома, гаражи и дачи, есть некоторые проблемы с получением права собственности на них.
Если вы собственник такой незаконной постройки, нужно как можно быстрее постараться получить на нее официальные документы, пока она не стала кому-то мешать и вас не «попросили» ее снести как можно быстрее. Тем более, что другие могут получить право собственности на участок, где обосновалась ваша постройка, и тогда будут уже обвинения в незаконном присвоении чужой территории.
Первое, чем следует заняться – это получить право на землю, где осуществилось ранее строительство, а затем узаконить постройку, которая на ней возведена.
Обратите внимание!
Если ваше сооружение в действительности никому не мешает, но некоторые соседи инициируют его снос, нужно попробовать урегулировать конфликт мирным путем, и в максимально короткие сроки постараться узаконить уже построенное сооружение.
Существуют ли исключения из правил?
К сожалению, российские законы нельзя назвать совершенными, поэтому часто случается так, что «самострои» узаконивают «задним числом», но даже этот факт по новым правилам не освобождает собственника такого объекта от ответственности. Суды, конечно, принимают иногда положительные решения, но это касается только случаев, когда здание возведено с соблюдением санитарных норм и не угрожает жизни и здоровью жильцов и окружающих.
Узаконить по облегченной процедуре самострой, соответствующий нормам градостроительства, каждый россиянин может до 01.03.2020г.
В некоторых случаях незаконные строители ссылаются на срок давности, а претензии с многих объектов недвижимости снимаются уже через три года после начала строительства. Такое положение есть, но оно не касается объектов, возведенных на участках без наличия права собственности. Также не действует срок давности в случае, если строение угрожает самим жильцам или прохожим. В этом случае, суд рассмотрит иск комиссии по пресечению строительства «самостроев» и приговорить, скорее всего, дом к сносу.
Какое недвижимое имущество является самостроем
Практически у всех, кто живет за кольцевой, на участке имеется хоть один самострой. С недавнего времени, введен закон, который обязывает документально регистрировать все постройки.
Согласно законодательным критериям, недвижимость определяется, как самострой, если:
1. участок не предназначен для строительства жилого дома;
2. вы не предоставили пакет документов в проверяющую контору;
3. вы нарушили нормы градостроительства и строительства.
Совет! Если к вам оперативники пришли резко и быстро, значит, вас сдала подружка-редиска, которая была в курсе всех ваших дел. Это только в сказке, овощ с красным лицом – лучший друг.
Регулирование спорных вопросов осуществляет статья 222 Гражданского кодекса РФ, в которой четко регламентированы правила осуществления строительной деятельности и регистрации недвижимого имущества.
Юридически не оформленная постройка на участке – факт самостроя и повод расторжения сделки купли-продажи Источник superdom.ua
Ответственность за незаконное строительство
Человек, построивший дом незаконно, должен понимать, что сносить его он может по собственному желанию или по решению суда.
Рекомендации администрации и всевозможные предписания чиновников не являются поводом для сноса.
Решение суда выполнять придется. Помимо сноса незаконного строения, суд может назначить штраф, размер которого может отличаться:
- если нарушение было допущено физическим лицом и не имеет серьезных последствий, то сумма штрафа составит 2-5 тыс. рублей.
- юридическое лицо может быть оштрафовано судом на сумму от 500 тысяч до 1 млн. рублей.
Стоит отметить, что суд, вынося решение о сносе, должен учитывать все обстоятельства дела. В первую очередь, судьи должны уточнить, была ли попытка узаконить «самострой». Для этого ответчик должен был подать соответствующее заявление и дождаться решения уполномоченного органа. Если чиновники игнорировали заявление, суд может стать на сторону ответчика, а если был получен отказ в получении разрешения, иск о признании строения незаконным чаще всего удовлетворяется. Помните, что вы имеете право на апелляцию, а помочь в этом вопросе могут профессиональные юристы.
Куда жаловаться на незаконное строительство?
Типичная ситуация в России – гражданин затевает стройку на своем участке, но при этом объект мешает его соседям. Или человек открывает торговую точку, но не имеет лицензии и разрешений. Могут ли соседи повлиять на ситуацию, кому и куда жаловаться?
Чтобы защитить свои права, нужно обратиться с жалобой в местную администрацию. Иногда уместно жаловаться напрямую в надзорный орган, например – по охране природопользования. По факту обращения проведут проверку, а нарушение будет установлено.
Также можно подать иск о принудительном сносе самостроя. Дела рассматриваются в городских (районных) судах по месту нахождения объекта.
Если дело имеет уголовный оттенок, например, по ст. 159 УК РФ, жалоба в администрацию не поможет. Соседям нужно подавать заявление в районную прокуратуру или к дознавателю. Если есть состав преступления, заявление оформляют на имя следователя отдела полиции. Адреса ОВД можно посмотреть на карте или на сайте МВД.
Ознакомьтесь с жалобой на незаконное строительство:
Источник: xn--80aaeaoaglffsj6ad7b0m.xn--p1ai
Ответственность за строительство без уведомления
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Аннотация
В статье рассматривается понятие строительства и эксплуатации зданий, в чем выражается экологический статус строительных объектов, правовое регулирование отношений в области строительства, административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов.
Библиографическая ссылка на статью:
Петруня Ю.В. Административная ответственность за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/87988 (дата обращения: 08.10.2022).
Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности при строительстве и эксплуатации строительных объектов.
Цель данной статьи – обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.
Строительство зданий – техника, технология и процесс возведения сооружений (имеющих стены, полы и крыши) жилищного, общественного, производственного и другого назначения. Вся деятельность строительства начинается с проектирования и определения генподрядчика, который в письменном контракте обязуется построить рассматриваемое здание в соответствии с чертежами и спецификациями за определенную плату. Генеральный подрядчик обычно прибегает к услугам субподрядчиков, заключая с ними контракты на выполнение отдельных видов работ, таких, как штукатурные, малярные, кровельные и санитарно–технические, тоже за паушальную сумму или за сумму фактических расходов плюс фиксированное вознаграждение либо определенный процент суммы расходов. Подрядчик назначает ответственного за строительство – прораба, – который, постоянно находясь на строительной площадке, координирует работу разных специалистов и от имени генподрядчика осуществляет общий контроль за ходом строительных работ. Заказчик (застройщик) также имеет своего представителя, который контролирует соответствие чертежам и спецификациям.
На стадии строительства объекта организация (подрядчик), осуществляющая это строительство, обязана знать все требования проекта, соблюдать санитарные и строительные нормы и правила, а также правила охраны окружающей среды. При этом строительная организация должна осуществлять авторский надзор за строительством объекта и выполнением требований проекта, а экологические и санитарные службы – экологический и санитарно – эпидемиологический надзор и контроль.
Контролирующие органы вправе в случаях нарушения проекта строительства, отступления от установленных в нем правил и норм по охране окружающей среды, выполнения работ с нарушением требований охраны природы, давать обязательные указания об устранении недостатков, выносить решения о приостановлении или прекращении работ, создающих угрозу для среды, ставить вопрос о внесении в проекты строительства необходимых изменений, обеспечивающих экологическую безопасность окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов стройиндустрии, затрагивающих экологические интересы населения, решения принимаются по результатам обсуждения или референдума.
Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
Запрещаются строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.
При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей среды.
Нарушение требований, изложенных в статье 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на это государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ соответствующего банка.
Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, снижению уровня выбросов и сбросов до предельно допустимых нормативов. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 34–39 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Экологический статус строительных объектов выражается в том, что:
– объекты паспортизируются на предмет степени их экологической безопасности. Так, в экологическом паспорте предприятия указываются такие сведения, как объем отходов, попадаемых в окружающую среду, наличие очистных сооружений, объем затрат на охрану окружающей среды;
– вокруг предприятий устанавливаются санитарно–защитные зоны в зависимости от степени экологического вреда, наносимого их деятельностью;
– для предприятий и иных непроизводственных объектов устанавливаются обязанности и права по обеспечению экологической безопасности своего производства. Так, предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий, осуществлять природоохранные мероприятия, полностью компенсирующие воздействие производства на природу.
Ответственность в виде наложения административного штрафа предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) (часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ).
Часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает более значительное наказание за те же действия, повлекшие отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно–технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Часть третья предусматривает повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 9.4 КоАП РФ.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдения требований нормативных документов в области строительства, в том числе при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 221, Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 1008, Порядком проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышлености строительных материалов.
В соответствии с положениями СНиП 10–01–94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
Международные, региональные и национальные стандарты других стран могут применяться в РФ, но при этом не должны нарушаться обязательные требования действующих в России нормативных документов.
Органы государственного архитектурно–строительного надзора при установлении несоответствия продукции требованиям стандарта и технических условий и отсутствии на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции соответствующего наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск этой продукции или её аннулировании.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей, состоит в несоблюдении обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно–монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не повлекло потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.
Административная ответственность по части 2 данной статьи наступает при условии, если последствия несоблюдения требований нормативных документов в области строительства не связаны с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека либо его смертью. При наступлении указанных тяжких последствий наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 216 УК РФ.
Субъектом ответственности могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица.
Субъективная сторона формальных составов правонарушений характеризуется только умышленной виной. Правонарушения, повлекшие предусмотренные частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ последствия, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Следует отметить, что административный штраф по статье 9.4 КоАП РФ накладывают уполномоченные надзорные органы строительного контроля, а судебная практика основана на оспаривании виновной стороной решения о наложении административного штрафа указанных органов. При изучении судебной практики, в частности «Банк решений Арбитражных судов» в программе «МОЙ АРБИТР» установлено, что суды априори считают решения государственных органов, наложивших административные наказания, законными и обоснованными.
Так, Арбитражный суд Тверской области, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тверское Строительное Управление № 15» (г.Тверь) к Министерству строительства Тверской области (г.Тверь) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении № 44 от 27.03.2015 г.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения (приказа) от 27 февраля 2015 г. № 86 о проведении плановой проверки в период с 04.03.2015 г. по 18.03.2015 г. в связи с поступившим извещением застройщика – Администрации муниципального образования «Калининский район» Тверской области о начале строительства объекта капитального строительства: «Строительство здания детского сада на 110 мест по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, ж.д. ст. Чуприяновка, ул. 3–я Мира, д. 16» (далее – объект капитального строительства), Министерством проведена плановая проверка выполненных работ, в результате которой были выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации, что зафиксировано в Акте проверки от 16.03.2015 года № 84.
По итогам проверки выдано предписание № 14 от 16.03.2015, в отношении общества 18.03.2015 составлен протокол об административном правонарушении № 42 и 27.03.2015 вынесено постановление № 44, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проанализировав материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статья 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию» имеет своей целью обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений. Статья состоит из пяти частей:
– часть первая предусматривает наложение административного штрафа на граждан, физических и юридических лиц за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
– часть вторая устанавливает административную ответственность за нарушение направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или не уведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
– часть третья – за продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
– часть четвёртая предусматривает административную ответственность за выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора;
– часть пятая – за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной безопасности, в частности экологической, пожарной безопасности.
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно–планировочного здания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого здания, порядок обжалования отказа.
Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, инспекцией государственного архитектурно–строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.5 КоАП РФ, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления и органов архитектуры и градостроительства установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а последними – также и архитектурно–планировочных зданий.
Правовое регулирование процессов приемки законченных строительством объектов осуществляется нормативными документами, принятыми еще в период плановой экономики. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого государственной приемкой, считается дата утверждения акта органом местного самоуправления, после чего дается официальное разрешение на эксплуатацию архитектурного объекта (заселение жилых домов, использование по назначению гражданских и производственных объектов).
Председатели и члены комиссий, нарушившие установленные правила, а также лица, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением таких правил, несут административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ.
Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной.
Так, Арбитражный суд Свердловской области, рассмотрел дело по заявлению Заместителя прокурора Прокуратуры Тагилстроевского района г. Нижний Тагил к Индивидуальному предпринимателю Кривову Алексею Викторовичу (ИНН 666900336263, ОГРНИП 316965800109856) о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено: Прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила проведена проверка на основании решения о проведении проверки № 190 от 06.08.2018 г. по обращению гражданина, содержащего сведения о нарушениях требований земельного, градостроительного законодательства магазином «Продукты», расположенным по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д.31.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Кривовым Алексеем Викторовичем осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства (магазин продовольственных товаров), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31 без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Результаты проверки изложены в акте от 06.08.2018 г. По результатам рассмотрения материалов проверки исполнения градостроительного законодательства Заместителем прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил советником юстиции Куликовой О.В. в отношении ИП Кривова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2018 г. по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 9.5 Кодекса, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Кривова Алексея Викторовича к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам. В соответствии с п. 10 ст.
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось, однако эксплуатация, объекта осуществляется, что является нарушением ст.55 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
В соответствии с ч.2, 3, 4 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, указанные в ст. 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу ч. 10 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. Согласно п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011г. № 11 (в ред. от 25.01.2013г.) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
субъектом административного правонарушения по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ является
лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального
строительства. Материалами дела установлено, по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31 расположено два магазина – «Продукты» и «Ваш дом». Эксплуатацию магазина «Продукты» осуществляет ООО «Екатеринбург АТР» на основании договора аренды от 08.04.2016г. б/н., а также индивидуальный предприниматель Кривов Алексей Викторович.
Нежилые помещения используются ИП Кривовым А.В. на основании договора субаренды от 01.04.2017 г. б/н. Магазин «Ваш дом» эксплуатируется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.07.2008 г., согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта – части жилого дома под магазин промтоваров по вышеуказанному адресу.
Земельный участок по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, д. 31, общей площадью 644 кв.м. находится в собственности Усубова З.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2013г.
Усубову З.М. (арендодателю) разрешение на ввод объекта капитального строительства – пристроя к магазину «Ваш дом», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Фестивальная, 31, не выдавалось. Строительство объекта завершено 15.04.2014г., что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта.
Факт осуществления эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (торговая деятельность) подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а именно: обращением Дубинкина Н.И. от 20.07.2018г., информацией Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил от 17.08.2018г., согласно которому заявление о подготовке разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция части жилого дома под магазин продовольственных товаров. Пристрой.
По адресу: ул. Фестивальная, д. 31» в управление архитектуры и градостроительства не поступало. Разрешение на ввод в эксплуатацию управлением не выдавалось. Земельный участок по адресу: ул. Фестивальная, д. 31 относится к категории земель: земли населенных пунктов, и заинтересованным лицом не оспаривается.
На момент проверки здание магазина используется без разрешения на ввод в эксплуатацию под магазин продовольственных товаров, что подтверждается актом проверки от 06.08.2018 г., и заинтересованным лицом не оспаривается. Таким образом, в действиях ИП Кривова А.В. допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Кроме того, как показывает практика, несмотря на достаточно большой объем нормативно – правовой базы, научно–методического материала, проблемы в вопросах привлечения к административной ответственности за нарушение порядка строительства и эксплуатации строительных объектов своей остроты не теряют:
– во–первых, до настоящего времени отсутствуют в Российской Федерации административные суды, в связи с большой загруженностью судов общей юрисдикции, сроки по административным делам увеличиваются, по ним принимаются не эффективные решения;
– во–вторых, большое количество органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, также не способствует созданию единообразия административно–процессуального правоприменения при привлечении нарушителей к административной ответственности.
В ходе проведенного исследования установлено, что за несоблюдение требований, закрепленных в вышеприведенных нормативных правовых актах, к нарушителям в градостроительной деятельности могут быть применены соответствующие санкции, предусмотренные нормами административного законодательства Российской Федерации. Законодатель, применяя административно–предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений и предотвратить их наступление. Но на практике, очевидно, что не всегда привлечение к административной ответственности позволяет обеспечить общественную безопасность в сфере градостроительных правоотношений, и в отдельных случаях пренебрежительное отношение к соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области строительства приводит к достаточно тяжким последствиям.
К таковым можно причислить, например, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо снос объекта строительства, созданного без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
- “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 03.04.2017). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 N 21–ФЗ (ред. от 19.07.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон “О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999 N 52–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” от 17.11.1995 N 169–ФЗ (последняя редакция). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 221 “Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения”. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 “О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации”. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Кононов П.И., Кикотя В.Я., Килясханова И.Ш. Административное право России. М. 2016.
- Краснов А.С., Круглова Ю.Б. Административная ответственность: учебно–методический комплекс. М. 2017.
- Федцов В.Г., Федцова А.В., Ю.А. Ежов. Экологическое право России. М., 2015.
Источник: web.snauka.ru