Памятник объект капитального строительства или нет

Как познакомиться с московским реестром объектов культурного наследия. Как получить официальный документ об отнесении здания к объектам культурного наследия. Что делать, если вы считаете здание объектом культурного наследия

Проблемы трактовки: капитальное строительство на территории ОКН

Начальник отдела правового обеспечения административного производства КГИОП Юлия Богачева рассказывает об особенностях применения федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В 2015 году вступил в силу федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вносил изменения в федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе был внесен запрет на строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно‑пространственных характеристик существующих объектов капитального строительства. Документ также запрещал проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко‑градостроительной или природной среды ОКН на территории памятника или ансамбля (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1). На первый взгляд достаточно жесткое императивное регулирование указанной нормы вызвало разногласия у участников правоотношений, связанных с государственной охраной объектов культурного наследия.

Так, с одной стороны судебные органы однозначно трактуют возведение нового объекта капитального строительства на территории ОКН, либо увеличение существующих объемно‑пространственных характеристик объектов капитального строительства, не являющихся ОКН, как нарушение требований государственной охраны объектов культурного наследия. Нарушение влечет признание таких объектов строительства самовольными постройками, подлежащими сносу независимо от соблюдения иных норм и правил (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 19.01.2017 № 33-1114/2017, от 23.01.2017 № 33-234/2019).

Вместе с тем, приведенная норма права имеет свои логические разделы, в связи с чем суды признают, что на территории объекта культурного наследия допускается проведение строительных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды ОКН(апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.06.2016 № 33а-9717/2016, решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19.06.2019 № 2а-484/2019).В силу статьи 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся не только объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения и объекты, строительство которых не завершено), но также и мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные (к примеру, суда, доты), некрополи и тому подобные.

Термин «объект капитального строительства» используется в Законе № 73-ФЗ исключительно в отношении объектов, которые не являются ОКН. Это направлено на разграничение режима использования объектов культурного наследия и капитального строительства (здания, сооружения), находящихся в границах территории ОКН, что следует, к примеру, из пункта 5 статьи 11, статей 34, 36 Закона № 73-ФЗ.

Исходя из целей сохранения памятников (ансамблей) Законом № 73‑ФЗ, среди прочего, выделяется специальный правовой режим использования непосредственно объектов культурного наследия и общий правовой режим использования территории объектов культурного наследия, включая расположенные в границах указанной территории объекты капитального строительства, не являющиеся ОКН. Так, статьей 5.1 Закона № 73-ФЗ установлены требования к деятельности в границах территории ОКН и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом в отношении памятников устанавливаются, в частности, требования к сохранению, включающие в себя требования по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению памятника для современного использования либо сочетание указанных мер (статьи 40, 47.2 Закона № 73-ФЗ); содержанию и использованию (статья 47.3 Закона № 73-ФЗ), среди которых отдельно выделяются требования к осуществлению деятельности в границах территорий памятников (подпункт 5 пункта 1 статьи 47.3 и статья 5.1 Закона № 73-ФЗ). Если предмет охраны объекта культурного наследия определен, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры памятника могут быть изменены, при условии, что указанные особенности не входят в предмет охраны памятника (пункт 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Читайте также:  При подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства

Стоит отметить, что пункт 3 статьи 40 Закона № 73-ФЗ прямо допускает возможность изменения площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей путем проведения работ по сохранению ОКН. Указанная возможность также предусмотрена пунктом 10 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ. Таким образом, работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, могут включать в себя работы по изменению площади объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства. В случае с объектами культурного наследия все перечисленные работы являются частными случаями изменения площади объекта и фактически представляют собой реконструкцию объекта капитального строительства, проводимую в рамках приспособления объекта для современного использования при условии соблюдения специальных требований, предъявляемых Законом № 73-ФЗ. При этом согласно пункту 1 статьи 47 Закона № 73-ФЗ в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных предусмотрена возможность воссоздания объекта культурного наследия посредством его реставрации.

Если бы требования подпункта 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ распространялись на объекты культурного наследия, то утраченные объекты не подлежали бы воссозданию, а восстановление (реставрация) утраченных частей памятников (включая купола, шпили, башни, фронтоны, крыши, аттики, балюстрады, скульптурные композиции на зданиях‑памятниках) стало бы невозможным, поскольку в результате таких реставрационных действий происходит увеличение объемно‑пространственных характеристик объектов культурного наследия.

Таким образом, установленный Законом №73-ФЗ запрет на увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника (ансамбля) объектов капитального строительства не распространяется на объекты культурного наследия, поскольку в отношении памятника (ансамбля) Законом № 73-ФЗ предусмотрены иные специальные (конкретизированные) ограничения.

Таким образом, основным отличием объектов некапитального строительства от капитального выступает то, что они не имеют прочной связи с землей. Конструкция таких объектов позволяет переместить их или демонтировать с последующей сборкой без ущерба их назначению и без изменения основных характеристик. Для возведения некапитальных строений и сооружений не требуется получать разрешение на строительство , ввод в эксплуатацию, уведомлять районную администрацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать право собственности в ЕГРН.

Как узнать, является ли здание культурным наследием

Как познакомиться с московским реестром объектов культурного наследия. Как получить официальный документ об отнесении здания к объектам культурного наследия. Что делать, если вы считаете здание объектом культурного наследия

  • 1. Что такое объекты культурного наследия?
  • 2. Как узнать, является ли здание объектом культурного наследия?
  • 3. Как получить документальное подтверждение того, что сооружение — памятник истории и культуры?
  • 4. Я могу посодействовать признанию здания объектом культурного наследия?

1. Что такое объекты культурного наследия?

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Читайте также:  Реквизиты управление капитального строительства

Вокруг объекта культурного наследия всегда есть охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении также устанавливается особый режим использования земель.

Кроме того, владельцы объектов недвижимости, отнесенных к культурному наследию, в случае если это никак не навредит сохранности исторических и культурных памятников, должны обеспечить к ним доступ гражданам России и иностранцам.

2. Как узнать, является ли здание объектом культурного наследия?

Объекты культурного наследия вносятся в реестр объектов культурного наследия. Проверить, внесено ли здание в реестр, можно, изучив список объектов культурного наследия, размещенный на Портале открытых данных.

Кроме того, на многих памятниках истории и культуры Москвы установлены таблички с QR-кодами. Это проект «Культурные коды Москвы» навигационно-туристического портала «Узнай Москву».

При наведении на QR-код камеры мобильного устройства пользователь может получить информацию об объекте культурного наследия (историческую справку, фотографии, видео- и аудиоинформацию).

3. Как получить документальное подтверждение того, что сооружение — памятник истории и культуры?

Узнать, является ли объект недвижимости памятником истории и культуры, можно лично, обратившись с заявлением в службу одного окна Департамента культурного наследия (бланк заявления вам выдадут здесь же). При подаче заявления вас попросят предъявить паспорт. А для заявителей, представляющих интересы юридических организаций, еще и доверенность от организации.

Срок предоставления запрашиваемой информации — до 15 рабочих дней. Срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления. В результате вам выдадут на бумажном носителе:

  • сведения из городского реестра недвижимого культурного наследия в виде выписки из городского реестра недвижимого культурного наследия;
  • сведения из историко-культурного опорного плана города Москвы в виде фрагмента историко-культурного опорного плана города Москвы;
  • сведения о нахождении запрашиваемого объекта в границах установленных территорий, зон охраны или защитных зон объектов культурного наследия в виде информационного письма (в случае если объект недвижимости не относится к объектам, учтенным в городском реестре недвижимого культурного наследия);
  • либо решение об отказе в предоставлении государственной услуги (в случае отказа).

4. Я могу посодействовать признанию здания объектом культурного наследия?

Да. Если вы считаете, что здание, расположенное в Москве, должно быть включено в реестр объектов культурного наследия, вам необходимо направить заявление в Департамент культурного наследия города. В заявлении нужно описать объект недвижимости, рассказать об истории его строительства, возможной мемориальной ценности, предоставить фотографии. Бланк заявления предоставляется в службе одного окна Департамента.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации. Письмо. от 10 февраля 2020 года N 4155-ОД/08. [По вопросу определения объекта капитального строительства ]. Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу определения объекта капитального строительства и сообщает.

«Кто ж их зарегистрирует? Они же — памятник!» // Русское право недвижимости, бессмысленное и беспощадное

Долгое время я пребывал в убежденности, что, занимаясь правом недвижимости, я видел бездну человеческой глупости, знаком с дном человеческой подлости, но, как выяснилось, что все-таки есть еще кое-что, что способно меня удивить.

Буквально на днях меня оглушила новость — Росреестр по г. Москве провел государственную регистрацию права собственности города Москвы на . скульптурную композицию «Рабочий и колхозница». В информационном сообщении, которое есть на сайте Росреестра, говорится следующее:

«В Управлении Росреестра по Москве была проведена государственная регистрация права собственности города Москвы на объект культурного наследия – скульптурную композицию авторов Веры Мухиной и Бориса Иофана «Рабочий и колхозница», возведенный в 1937 году.

Долгое время право на данный объект не могло быть оформлено по причине отсутствия необходимых на то документов, тогда как права на большинство объектов, находящихся на территории Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ), перешли к городу в 2014-2015 годах и были удостоверены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Вместе с тем, благодаря совместной работе Управления и органов исполнительной власти города Москвы, наконец, удалось оформить право города и на этот объект.

Стальной монумент, высотой в 25 метров и общим весов в 185 тонн, является народным символом советской эпохи. Он отражен во многих советских и российских киноработах и считается эмблемой киностудии «Мосфильм». С 2010 года скульптура возвышается на постаменте-павильоне, в котором находится музей им. Веры Мухиной. «

Вот так вот, нате-ка выкусите. Прям на самый монумент, выходит, и зарегистрировали. Прямо как на недвижимость!

Читайте также:  Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства школа

Напомню, что скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие). В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на подыскание нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществили. Более того, в 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года.

В общем, из этих немудреных фактов, легко сделать вывод о том, что скульптура «Рабочего и колхозницы» никакой недвижимостью не является. Она перемещаемая, причем без причинения ей несоразмерного ущерба. То, что сделал Росреестр — это дурь полная. И закону противоречит, а именно — ст. 130 ГК РФ.

Но меня тут вот ведь еще что насторожило. Этот памятник — объект культурного наследия федерального значения. В соответствии с законом об объектах культурного наследия (п. 1 ст. 50) такие объекты отчуждению не подлежат. Иными словами, никто кроме публичного образования не может претендовать на эту скульптуру. Но тогда не понятно, зачем же вообще понадобилось регистрировать право собственности на скульптуру? Неужели с ней кто-то хочет совершить сделку — продать, подарить, заложить?

Опять хочу напомнить, что в ст. 129 ГК РФ теперь нет такого рода объектов — изъятых из оборота, это теперь вообще не вещи. А раз не вещи, то и собственности на них быть не может. Да и не нужна собственность там, где оборота нет, ведь собственность — это предпосылка для вовлечения вещи в оборот. Эта скульптура не оборотоспособна, но зачем же тогда записывать права на нее в реестр, ведь тот нужен для того, чтобы третьи лица, намеревающиеся совершить сделку, имели возможность получить достоверную информацию о правах контрагента на имущество, которое будет предметом сделки.

Но, как видим, все эти правильные вещи разбиваются о чиновничью некомпететность. В общем, я присоединяю свой голос к обильным поздравлениям в адрес Москвы с тем, что та «наконец обрела право» на скульптуру и поздравляю коллег из правительства Москвы и Росреестра с тем, что они плохо учили гражданское право в университете.

PS. Благодаря Игорю Ястржембскому последние сомнения были развеяны — зарегистрировано именно право на статую, а не на постамент.

Этот памятник — объект культурного наследия федерального значения. В соответствии с законом об объектах культурного наследия (п. 1 ст. 50) такие объекты отчуждению не подлежат. … Начнем с того, что очевидно, что сам памятник не стоит на земле. А у него есть, А) фундамент, который очевидно является объектом недвижимости, поскольку в нем еще находится большой подземный гараж, Б) выставочный зал, на котором собственно и стоит памятник , который очевидно является недвижимостью. При этом на кадастровый учет все это, — объект капитального строительства , поставлено 25 мая 2012 года. При этом все вышеизложенное — общеизвестные и общедоступные факты.

Источники
  • https://legalacademy.ru/sphere/post/problemy-traktovki-kapitalnoe-stroitelstvo-na-territorii-okn
  • https://www.mos.ru/otvet-kultura/kak-uznat-yavlyaetsya-li-zdanie-kulturnym-naslediem/
  • https://zakon.ru/blog/2016/4/24/kto_zh_ih_zaregistriruet_oni_zhe__pamyatnik__russkoe_pravo_nedvizhimosti_bessmyslennoe_i_besposchadn

Рейтинг
Загрузка ...