Статья 35. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах 1. Общественно — деловые зоны
Основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства
Ответы на вопросы о том, что можно строить на участке и как его можно использовать, необходимы не только для его собственника. Они требуются и для будущих землевладельцев.
Предположим, что нужна земля для осуществления фермерской деятельности, а в старом свидетельстве на право собственности на ЗУ или в Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости указывается, что надел предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится.
Так что нужно выяснить, чтобы не было ошибок при покупке ЗУ или при подготовке строительству того или иного объекта? Ни много ни мало – ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) того поселения, на территории которого расположен участок. ПЗЗ муниципальных образований представлены на их официальных сайтах.
С первого взгляда, задача кажется сложной. Это не так. В ПЗЗ всё «расставлено по полочкам»:
- земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны:
- виды и состав территориальных зон определены в статье 35 ГрК РФ
- деление на территориальные зоны – это градостроительное зонирование территории поселения, представленное в графических материалах ПЗЗ – картах градостроительного зонирования, в которых каждая зона имеет свой цвет и буквенно-цифровое обозначение
- все территориальные зоны имеют границы
- внутри территориальной зоны устанавливается правовой порядок использования и застройки земельных участков – он называется градостроительным регламентом
- виды разрешённого использования земельных участков, которые включены в границы территориальной зоны:
- минимальные и максимальные размеры ЗУ, которые не должны быть меньше или больше так называемых предельных размеров
- виды объектов недвижимости, которые можно строить на земельных участках, расположенных в границах территориальной зоны
- параметры разрешённого строительства/реконструкции ОКС (высотность, этажность, площадь и др.)
- запрос необходимо направить в отдел градостроительства и архитектуры администрации местного поселения
Виды разрешённого использования для каждой территориальной зоны определяют местные власти:
- с учётом исторически сложившихся условий использования территории
- с использованием материалов такого документа, как Классификатор видов разрешенного использования
- утверждён приказом Росреестра № П/0412 от 10 ноября 2020 года
Документы градостроительного зонирования:
- регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, а какие – после получения разрешения
- для каких видов деятельности участки не могут быть использованы
Виды разрешённого использования земельных участков
Вид разрешённого использования земельного участка (ВРИ ЗУ) – один из параметров градостроительного регламента территориальной зоны.
Наименование ВРИ ЗУ «рассказывает» о возможных способах эксплуатации надела и объектов капитального строительства (ОКС), которые уже размещены или будут построены на участке:
- в пределах целевого назначения ЗУ
- в соответствии с градостроительным зонированием территории поселения
В Классификаторе ВРИ к видам разрешенного использования земельных участков применяется цифровое кодирование. Даётся описание ВРИ ЗУ.
- ВРИ ЗУ «ведение огородничества» с кодом 13.1:
- строительство жилого и садового дома на ЗУ с таким кодом запрещено
- разрешено возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая с/х культур
- допускается строительство жилого дома
Градостроительный регламент любой территориальной зоны определяет:
- ВРИ ЗУ и способы эксплуатации наделов, включённых в границы той или иной территориальной зоны
- назначение и виды ОКС, которые можно строить на ЗУ, включённых в границы той или иной территориальной зоны
ВРИ ЗУ делятся на следующие виды (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ):
- основные
- условно разрешённые
- вспомогательные
Основные ВРИ ЗУ и ОКС:
- устанавливаются в каждой территориальной зоне в обязательном порядке (пункт 2.1 статьи 37 ГрК РФ). :
- без разделения на основные, условно разрешённые и вспомогательные
- сопутствующие виды эксплуатации участков:
неразрывно связаны с основным ВРИ
не требует отдельных процедур, так как уже учтены
В соответствии с положениями Земельного еодекса РФ (статья 7):
- Для земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования ЗУ из категорий земель:
- земли с/х назначения
- земли населенных пунктов
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
- земли особо охраняемых территорий и объектов
- земли лесного фонда
- земли водного фонда
- земли запаса
- Правообладатель ЗУ может выбрать любой основной или вспомогательный вид разрешённого использования
- из видов предусмотренных градостроительным зонированием территорий (градостроительным регламентом территориальной зоны)
- Основной или условно разрешённый вид разрешённого использования ЗУ считается выбранным со дня внесения в ЕГРН сведений о соответствующем виде разрешённого использования
- Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется
В пределах территориальной зоны можно выполнять изменение существующего ВРИ ЗУ и ОКС на другой вид разрешённого использования (пункт 4 статьи 37 ГрК РФ):
- в соответствии с градостроительным регламентом:
- из числа видов, предусмотренных этим регламентом
Основные ВРИ земельных участков
К основным ВРИ ЗУ относятся главные виды (способы) эксплуатации участка, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны ПЗЗ, в границах которой расположен ЗУ.
При необходимости собственник ЗУ вправе сделать выбор предпочтительного для себя одного из основных видов использования ЗУ:
- в самостоятельном порядке (без согласований)
- в совокупности со вспомогательным видом использования
- внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования ЗУ не требуется
Изменение основного ВРИ ЗУ на другой вид проводится в соответствии с наименованием вида использования участка по Классификатору ВРИ.
Изменение ВРИ объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений:
- жилых – в нежилые помещения
- нежилых – в жилые помещения
осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Существующий основной ВРИ ЗУ считается изменённым с момента внесения в ЕГРН сведений об участке с новым ВРИ и записи в ЕГРН.
В Классификаторе ВРИ ЗУ основные виды разрешённого использования ЗУ сгруппированы по разделам. Они соответствуют целевыму назначению участков:
- сельскохозяйственное
- жилая застройка
- общественное использование объектов капитального строительства
- предпринимательство
- отдых (рекреация)
- производственная деятельность
- транспорт
- обеспечение обороны и безопасности
- деятельность по особой охране и изучению природы
- лесное
- водные объекты
- общее пользование территории
Каждый из разделов состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.
К примеру, раздел Классификатора 2021 «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:
- для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)
- малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)
- для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)
- блокированная жилая застройка (код 2.3)
- передвижное жильё (код 2.4)
- среднеэтажная застройка (код 2.5)
- многоэтажная застройка (высотная) — код 2.6
- обслуживание жилой застройки (код 2.7)
- объекты гаражного назначения (код 2.7.1)
Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» описание вида выглядит так:
Если вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, то он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору (часть 11 статьи 34 ФЗ №171).
При этом смена ВРИ ЗУ не выполняется, а земельный надел используется по своему прежнему назначению до тех пор, пока у собственника не возникнет надобность в этой замене. Изменить вид использования надела можно будет только из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом и, как понятно, в соответствии с Классификатором ВРИ.
Условно разрешённые виды использования земельных участков
Не во всех случаях основной ВРИ недвижимости (ЗУ или ОКС) позволяет эксплуатировать его достаточно эффективно. Градостроительный регламент территориальной зоны позволяет собственнику недвижимости рассмотреть возможность применения условно разрешённого вида использования.
Условно разрешённый вид использования (УРВИ) земельного участка или ОКС не относится к основным. Несложно заметить, что название вида использования «подсказывает», что получение УРВИ возможно лишь при определённых разрешениях.
Чтобы установить УРВИ потребуется провести дополнительные согласования – в следующем порядке:
- в комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования, в которой оценивается эффективность задачи:
- целесообразность изменения ВРИ
- последствия изменения ВРИ для окружающей среды
- правовые и экономические последствия для соседних землепользователей
- в ходе слушаний участники высказывают замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта (ЗУ или ОКС) на условно-разрешенный
- результаты слушаний фиксируются в протоколе
- или об установлении испрашиваемого условно разрешённого вида использования ЗУ
- или об отказе в установлении для земельного участка УРВИ
Таким образом, одним из отличий условно разрешённого вида использования (УРВИ) ЗУ и ОКС от основного ВРИ является зависимость выбора необходимого УРВИ от согласований и разрешений:
- при выборе вида из основных ВРИ не требуется получение согласований и разрешений от органов власти
- для выбора одного из УРВИ требуется получение от местной администрации разрешения на этот вид использования
Порядок получения разрешения на условно разрешённый участка установлен Градостроительным кодексом РФ (статья 39):
- правообладатель направляет заявление в комиссию по ПЗЗ
- по итогам рассмотрения заявления комиссия направляет протокол заседания в орган местного самоуправления (в администрацию местного поселения)
- администрация:
- организует и проводит публичные слушания
- готовит заключение (решение главы администрации):
- или о предоставлении разрешения на УРВИ
- или отказ в предоставлении разрешения на УРВИ с указанием причин
Если решение о установлении для участка УРВИ будет положительным, то решение направляется в Росреестр для внесения сведений об условно разрешённом виде использования ЗУ в государственном кадастре недвижимости (ГКН).
Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков
Вспомогательные виды эксплуатации участков – дополнительные к основным и условно разрешённым ВРИ:
- могут применяться только совместно с основными и условно разрешёнными видами:
- не должны быть преимущественными
Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными ВРИ вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов:
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков ". (Зарегистрирован 15.12.2020 № 61482). Дата опубликования: 16.12.2020. Номер опубликования: 0001202012160040. — Скачать PDF-файл для качественной печати (1757 Кб). — Печать документа. ? — Текст правового акта.
Статья 35. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах
1. Общественно — деловые зоны (код зоны ОД) предназначены для размещения административных зданий, объектов делового, финансового назначения, здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, культовых, объектов иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
2. Градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования в территориальных общественно-деловых зонах приведены в таблице:
Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах общественно-деловой застройкиКод и наименование территориальной зоны общественно-деловой застройки
Зона административно-хозяйственного, общественно-делового, коммерческого
и финансового назначения
Зона размещения объектов культуры
Зона размещения объектов здравоохранения, социального и физкультурно-оздоровительного назначения
— здания и офисы административно-хозяйст
венных, деловых и общественных учреждений и организаций, их представительств;
— судебные и юридические органы и учреждения;
— банки, их отделения и филиалы, обменные пункты;
— гостиницы, центры обслуживания туристов, туристические и рекламные агентства;
— магазины, торговые (торгово-развлекательные) комплексы общ. площадью до 1500 кв 2 ,
ярмарки и выставки товаров;
— предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);
-телевизионные и радиостудии, компьютерные центры, интернет-кафе;
— объекты по оказанию услуг населению (дома быта, пошивочные и фотоателье, парикмахерские, косметические салоны, мастерские по ремонту бытовой техники и др.);
— отделения, участковые пункты милиции;
— музеи, выставочные залы, картинные и художественные галереи и салоны;
-зрелищно-спортивные комплексы многоцелевого назначения, театры, концертные залы,
кинотеатры, видео салоны, танцзалы;
— библиотеки, клубы (дома культуры), досуговые центры многоцелевого и специализиро-
— компьютерные центры, интернет-кафе;
— детские дошкольные учреждения;
— специализированные школы, лицеи, гимназии;
— многопрофильные учреждения дополни-
тельного образования (дома детского творчества, школа искусств и т.п.)
— учреждения среднего специального и профессионального образования, колледжи;
— высшие учебные заведения, их филиалы и отделения;
— отделения, участковые пункты милиции.
— больницы, поликлиники, пункты оказания
первой медицинской помощи;
— консультативные поликлиники, центры психологической реабилитации населения;
— станции скорой медицинской помощи (при
условии соблюдения СЗЗ не менее 50м от
— аптеки, магазины (салоны) оптики;
— учреждения социальной защиты
— интернаты для престарелых и инвалидов;
— специализированные жилые дома для больных, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении;
— спортивные и тренажёрные залы;
— открытые автостоянки (парковки) перед объектами здравоохранения, социального и физкультурно-оздоровительного назначения;
— отдельно стоящие гаражи для специального транспорта медицинских служб;
— подземные и встроенные в здания гаражи и автостоянки;
— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);
— объекты озеленения и благоустройства, малые архитектурные формы;
— предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные, бары, рестораны);
— объекты пожарной охраны.
— высшие и средние специальные учебные заведения;
— автостоянки подземные, надземные многоуровневые;
— предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные);
— жилые дома для медицинского и обслуживающего персонала;
— объекты религиозного назначения (при условии ограничения обрядовых услуг и шумовых эффектов, мешающих функционированию лечебно-оздоровительных учреждений);
— бани (сауны), банно-оздоровительные
— предприятия общественного питания (столовые, кафе, закусочные);
— здания смешанного использования: с квартирами на верхних этажах и размещением на нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения
при условии поэтажного разделения жилого и нежилых видов использования;
— некоммерческие коммунальные предприятия жилищно-эксплуатационные и аварийно-
— отделения, участковые пункты милиции;
— аптеки, магазины (салоны) оптики;
— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, связь);
— объекты пожарной охраны;
— временные торговые объекты (павильоны розничной торговли) при условии соответствия архитектурно-художественному облику окружающей застройки (стилевое единство, цветовое решение фасадов, элементы благоустройства ит.п.)
— антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.
3. Объекты, размещаемые в территориальной зоне, должны соответствовать основным видам разрешенного использования на 75% площади территории. До 25% площади территории допускается использовать для размещения объектов, назначение которых определено настоящими Правилами в качестве условно разрешённых и вспомогательных видов разрешенного использования.
4. Новое строительство на данной территории может быть осуществлено только в соответствии с основными видами разрешенного использования, в случае если до 25% площади территории используются не в соответствии с ее основным назначением.
5. Строительство на территориях зон здравоохранения объектов, не связанных с лечебно-оздоровительным процессом, если это не предусмотрено градостроительным регламентом, запрещается.
6. Изменение функционального назначения объектов социально-бытового и культурно- досугового обслуживания населения, которое влечет за собой снижение установленного государственными и муниципальными градостроительными нормативами уровня обслуживания населения, не допускается.
7. При принятии решения об изменении функционального назначения объекта в рамках разрешенного использования территориальной зоны размеры земельного участка могут быть пересмотрены в соответствии с действующими градостроительными нормативами.
8. Прокладка магистральных инженерных коммуникаций на территории участков школьных, дошкольных и медицинских учреждений допускается в исключительных случаях, при отсутствии другого технического решения.
9. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3:
1) минимальная ширина земельного участка – 20 м (для основных видов разрешённого использования);
2) минимальная площадь земельного участка – 400 м 2 (для основных видов разрешённого использования);
3) минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) – 3 м ;
4) максимальное количество этажей – 5;
5) максимальный процент застройки в границах земельного участка – 50%.Главная » Архив » Архитектура и градостроительство » Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тарко-Сале » Статья 35. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков . Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных . участков " (Зарегистрировано в Минюсте России. 08.09.2014 N 33995). … от 1 сентября 2014 г. N 540 КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ . Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709, от 06.10.2017 N 547, от 09.08.2018 N 418, от 04.02.2019 N 44).
Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)
Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)
Основные выводы Обзора:
1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:
- арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.
Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.
5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.
- генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
- основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
- положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.
Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.
Разрешенное использование земельных участков , установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков , признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ). Название документа Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков " (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995). КонсультантПлюс. надежная правовая поддержка.
Источники- https://www.zemvopros.ru/page_290.htm
- http://www.tsgrad-adm.ru/acity/7/pzz/37/
- https://rgud.ru/novosti/razyasneniya-pozitsii-verkhovnogo-suda-po-vidam-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnykh-uchastkov/
- Для земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования ЗУ из категорий земель: