Парк это объект капитального строительства

В статье рассказывается про строительство на особо охраняемых территориях

Статья 32. Градостроительный регламент зоны парков, скверов

Статья 32. Градостроительный регламент зоны парков, скверов

1. Кодовое обозначение зоны – Р-1.

2. Цели выделения зоны:

— сохранение и развитие ценных в природном отношении территорий, пригодных для объектов отдыха, развлечений.

3. Нижеприведенные градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства распространяются на земельные участки, расположенные на территории зоны Р-1, только в случае, если указанные участки не входят в границы территорий общего пользования, выделенных красными линиями.

В случае если земельные участки, расположенные на территории Р-1 входят в границы территорий общего пользования, выделенных красными линиями, в соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты для них не устанавливаются, а их использование определяется нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с федеральными законами.

4. В соответствии с действующим законодательством земельные участки на территории общего пользования не подлежат приватизации.

5. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Наименование вида использования земельных участков и объектов капитального строительства

Основные виды разрешенного использования

Для размещения садов, скверов, бульваров

Для размещения танцевальных залов, клубов многоцелевого и специализированного назначения, летних театров и эстрады, открытых танцевальных площадок

Для размещения предприятий общественного питания, в т.ч. летних площадок для кафе

Для размещения объектов охраны общественного порядка

Для размещения объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций

6. Условно разрешенные виды использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны Р-1 не устанавливаются.

7. Земельные участки условно разрешенных видов использования могут быть сформированы на территории отдельно взятой части территориальной зоны Р-1 в замкнутых границах в пределах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона), если максимальная доля таких участков от площади этой территории не превысит следующих значений:

— при площади территории до 1 га – 0%;

— при площади территории от 1 до 5 га – 0.5%;

— при площади территории от 5 до 20 га – 1%;

— при площади территории более 90 га – 10%;

8. Площадь земельного участка, выделяемого для условно разрешенных видов использования территории Р-1 в пределах элемента планировочной структуры, не должна превышать следующих значений:

— при площади этой территории до 20 га – 0,5%;

— при площади этой территории свыше 20 га – 1%.

9. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии со статьей 4 частью II настоящих Правил, но только в форме встроено-пристроенных объектов, включая подземное исполнение.

10. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны Р-1 не устанавливаются.

11. В случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах действия ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований, указанных в настоящей статье, и ограничений, указанных в главе 3 настоящих Правил. При этом при совпадении ограничений, относящихся к одной и той же территории, более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства , в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик … Часть 2 статьи 48.1 ГрК содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения объектов капитального строительства к уникальным объектам . При этом для отнесения объекта к уникальным достаточно наличия в проектной документации хотя бы одной из характеристик, указанных в ч. 2 рассматриваемой статьи.

Строительство на особо охраняемых территориях: ограничения и судебная практика

Строительство на особо охраняемых территориях в России под запретом, но кое-какие исключения все-таки есть. Бывает даже так, что власти выводят некоторые участки из природоохранной зоны, и тогда ограничения отпадают сами собой. Но это не повод безоговорочно соглашаться на строительные работы на таких территориях.

Нужно представлять, что особо охранные природные объекты – это заказники, заповедники, национальные парки и прочее, где явно нет многоэтажек и таунхаусов. А вот возведение музеев, дорог и объектов медицинского назначения там возможно. Как это происходит и какие нюансы возникнут в процессе, мы подробно описали ниже.

Описание особо охраняемых природных объектов

Описание особо охраняемых природных объектов

Для понимания территориальной структуры России и принципов выделения конкретных объектов на территории страны следует для начала разобраться с существующими в стране агломерациями и с типами особо охраняемых природных территорий, которые могут здесь образовываться. При этом важно учитывать назначение этих земель, их ценность для природы и населения в настоящем и будущем.

Особо охраняемыми природными территориями (сокращенно ООПТ) называют земельные участки, включающие также водную поверхность и воздушное пространство над ними, обладающие особым значением с точки зрения природоохранной, научной, культурно-эстетической и рекреационно-оздоровительной деятельностей. Эти земли должны быть изъяты из любого хозяйственного использования полностью либо частично на основании соответствующего постановления государственных органов власти.

Соответственно, строительство на особо охраняемых территориях возможно только для объектов, имеющих культурную, научную или рекреационную ценность, а также нуждающихся в природно-экологическом надзоре. Эти земли обладают специальным статусом, закрепленном в Федеральном законе, и управляются подведомственными структурами государственного или федерального уровня.

Далее разберем формы ООПТ и действующую на сегодняшний момент классификацию видов.

Виды особо охраняемых природных территорий

Виды особо охраняемых природных территорий

Существуют следующие категории особо охраняемых территорий, учитывающие особенности режима данных земель и статус расположенных на них объектов:

  1. государственные природные заповедники, включая биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады.

Часть этих объектов причисляется ко Всемирному природному наследию. За их сохранение несут ответственность государства, на чьих территориях они расположены. Например, российское территориальное пространство вмещает в себя 11 таких объектов, которые в свою очередь включают в себя 13 заповедников, семь национальных парков, три государственных заказника, а также ряд памятников природы. Перечислим их ниже.

  1. «Девственные леса Коми» (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва»);
  2. «Озеро Байкал» (Байкальский, Барнкий и Байкало-Ленский заповедники, Прибайкальский, Забайкальский и частично Тункинский национальные парки, Кабанский и Фролихинский заказники);
  3. «Вулканы Камчатки» (Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский федеральный заказник);
  4. «Золотые горы Алтая» (Алтайский и Катунский заповедники);
  5. «Западный Кавказ» (Кавказский федеральный заповедник, Сочинский национальный парк, природный парк «Большой Тхач», памятники природы «Хребет Буйный», «Верховье реки Цица», «Верховье рек Пшеха и Пшехашха», частично территория километровой буферной зоны Кавказского заповедника вдоль его северной и северо-западной границ);
  6. «Центральный Сихотэ-Алинь» (Сихотэ-Алинский заповедник и национальный парк «Бикин»);
  7. «Остров Врангеля» (заповедник «Остров Врангеля»);
  8. «Убсунурская котловина» (одноименный заповедник);
  9. «Плато Путорана» (Путоранский заповедник);
  10. «Ленские столбы» (одноименный национальный парк);
  11. «Ландшафты Даурии» (Даурский заповедник).

Российские ООПТ являются объектами общенационального достояния. За организацию и функционирование таких зон на федеральном уровне отвечает Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

На начало 2017 года на территории России имелось порядка 12 тысяч особо охраняемых природных территорий общей площадью 232,5 млн га, включая морские воды. Сюда входят все объекты федерального, регионального и муниципального значения, это приблизительно 13,6 % площади всей территории РФ. В течение предыдущих пяти лет этот процент менялся ежегодно следующим образом: 11,8 % – 11,9 % – 11,9 % – 12,1 % – 12,7 %, соответственно, каждый год начиная с 2012. В общую площадь здесь не включена морская акватория.

На балансе федерального министерства сегодня числятся 296 особо охраняемых территорий: 103 природных заповедников, 49 национальных парков, 59 природных заказников, 17 памятников природы, несколько прочих объектов федерального значения. Всего данные территории занимают площадь 62,4 млн га с учетом морских вод или 48,2 млн га без учета таковых.

Региональные ведомства регулируют 10 568 ООПТ, занимающих 58,6 % от общей площади всех особо охраняемых территорий страны и составляющих долю 88,7 % от общего их числа. В свою очередь количество ООПТ местного значения на сегодня составляет 1071 объект, которым занято 49,7 млн га государственной земли.

  • Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники

Объекты, находящиеся на этих землях и представляющие экологическую, просветительскую, научную или природоохранную ценность, исключаются из хозяйственного использования. К ним относят земельные и водные ресурсы, недра, представителей флоры и фауны, являющихся образцами естественной для данного региона среды, ландшафтные артефакты, места компактного расположения генетического фонда животных и растений.

Государственные заповедники создаются с целью сохранить и изучать естественные природные процессы в растительном и животном мире. Проводится тщательное изучение и сохранение отдельных видов животных, растений и целых экосистем: как типичных, так и уникальных для данной местности.

Территории данных заповедников могут разбиваться на участки, где исключено всякое человеческое вмешательство в процессы природы, и на участки, где допускается частичная хозяйственная деятельность при условии, что они не включают в себя ценные объекты и экосистемы, и эта деятельность будет обеспечивать нормальное функционирование заповедника в соответствии с действующим положением о конкретном заповеднике.

Биосферные заповедники

Данным статусом наделяются заповедники, включенные в международный реестр биосферных резерватов программы «Человек и биосфера», созданной по инициативе ЮНЕСКО. Помимо государственных заповедников, в эту группу могут включаться национальные парки, заказники и другие природные комплексы, состоящие из различных видов особо охраняемых территорий. К таковым принадлежит биосферный резерват «Башкирский Урал», где расположены государственный заповедник «Шульган-Таш», национальный парк «Башкирия», природный парк «Мурадымовское ущелье», зоологические заказники «Алтын-Солок» и «Икский».

Национальные парки

Данные территории создаются для обеспечения природоохранной, экологической, просветительской и исследовательской функций. Национальные парки содержат объекты и природные комплексы, обладающие определенной значимостью с точки зрения экологии, истории и просветительской деятельности. Соответственно, данные объекты должны использоваться исключительно в природоохранных, научно-просветительских и культурных целях, а также обеспечивать регулируемый туризм.

Охрана объектов на территории национальных парков осуществляется в особом режиме, учитывающем природные, исторические, культурные и другие особенности этих земель. На основе данного принципа нацпарки могут разбиваться на определенные функциональные зоны:

  • заповедная зона (запрещено любое хозяйственное и рекреационное использование земли);
  • особо охраняемая зона (должны быть обеспечены условия сохранения имеющихся объектов и природных комплексов; допускается посещение туристами со строгим контролем);
  • зона познавательного туризма (предназначена для просветительских мероприятий в сфере экологии, а также для ознакомления туристов с природными достопримечательностями данной территории);
  • рекреационная зона (включает в себя зоны для отдыха, занятий физкультурой и спортом);
  • зона охраны историко-культурных объектов (должны быть обеспечены условия для сохранения указанных объектов);
  • зона обслуживания посетителей (должны быть обеспечены условия для организованного отдыха с выделением мест для ночлега, установки палаток и других туристских объектов, а также для всестороннего обслуживания посетителей);
  • зона хозяйственного назначения (предназначена для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающей функционирование нацпарка).

Особенности реконструкции уникальных объектов: в чем ее сложность

  • Природные парки

Природные парки

Данные природоохранные территории контролируются субъектами Российской Федерации и включают в себя природные объекты и комплексы, обладающие особой экологической ценностью и предназначенные для осуществления природоохранных, просветительских и рекреационных функций. В пределах природных парков необходимо:

  • сохранять в первозданном виде природные ландшафты и среду;
  • обеспечивать условия для туристического отдыха и сохранять при этом рекреационные ресурсы;
  • разрабатывать и внедрять эффективные методы природоохраны, поддерживать изначальный экологический баланс в условиях посещения данных территорий туристами.
  • Государственные природные заказники

Государственные природные заказники

К данной категории относят земли и морские воды, играющие особую роль в сохранении и восстановлении природных объектов и комплексов, а также в поддержании необходимого экологического баланса.

Природные заказники федерального уровня различаются профилем. Выделяют:

  • комплексные или ландшафтные заказники, созданные для сохранения и восстановления природных комплексов и ландшафтов;
  • биологические заказники, включающие в себя ботанические и зоологические, созданные для сохранения и восстановления редкой и находящейся на грани исчезновения флоры и фауны, а также отдельных видов животных и растений, обладающих хозяйственной научной и культурной ценностью;
  • палеонтологические заказники, призванные сохранять ископаемые объекты;
  • гидрологические заказники, включающие в себя болотные, озерные, речные и морские, созданные с целью сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, обладающих определенной ценностью;
  • геологические заказники, задачей которых является сохранение ценных объектов и их групп неживой природы.

Комплексные природные заказники имеют еще и познавательно-туристическую функцию. На этих территориях посетители могут ознакомиться с живописными ландшафтами, редкой и исчезающей флорой и фауной. При этом туристическая инфраструктура обычно ограничена оборудованными тропами, организация же стоянок для туристов в пределах заказников запрещена.

Памятники природы

Представляют собой природные комплексы, обладающие уникальностью, экологической, научной и культурно-эстетической ценностью. Памятники природы могут быть как естественными, так и искусственными, восполнение которых не представляется возможным. В данную категорию включаются участки земли, акватории, отдельные природные объекты.

Статус памятников природы могут получить:

  • земельные участки с живописным пейзажем;
  • природные объекты, сохраненные в первозданном виде;
  • территории культурного ландшафта — старые парки, каналы, аллеи и т. д.;
  • участки с образцами реликтовой и находящейся под угрозой исчезновения флоры и фауны, включая граничные области их произрастания и обитания;
  • лесные массивы и участки с ценными породами деревьев, выделяемыми по их различным характеристикам;
  • образцы достижений лесного хозяйства;
  • малые дендрологические парки;
  • природные объекты, важные с точки зрения поддержания гидрологического баланса;
  • уникальные геологические образования и ландшафты — скалы, каньоны, ущелья, ледники, дюны, барханы, пещерные группы и т. д.
  • места выхода на поверхность горных пород, ценных для науки — обнажения редких минералов и полезных ископаемых, опорные разрезы, стартотипы;
  • геолого-географические полигоны, включая территории с очевидным и следами сейсмической деятельности, различных нарушений залегания пород;
  • места, где были обнаружены редкие и ценные объекты палеонтологии;
  • различные участки морских, речных и озерных акваторий, а также болота;
  • гидроминеральные комплексы естественного образования;
  • термальные источники и залежи лечебных грязей;
  • прибрежные объекты — косы, острова, полуострова, бухты, перешейки, лагуны и т. д.;
  • гнездовые ареалы птиц, особо ценные с исторической точки зрения отдельные деревья (в том числе древние), причудливые по форме растения, единичные реликтовые экземпляры живой и неживой природы, вулканы, отдельные пещеры и карстовые проявления, останцы, утесы, валуны и т. д.
  • Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады

Данные особо охраняемые территории создаются с целью сбора и сохранения ценных коллекций растений, способных обогатить и разнообразить растительный мир. Также в дендропарках и ботанических садах осуществляется научная и учебно-просветительская деятельность. Научно-исследовательские и образовательные учреждения, выполняющие данную деятельность, владеют и пользуются этими земельными участками на бессрочной основе с условием исключительно целевого использования.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Необходимо разграничивать понятия особо охраняемой природной территории и природоохранной зоны. Во втором случае на застройщика накладываются определенные ограничения в зависимости от степени защиты охраняемых объектов и от технических особенностей возводимых строений. На землях особо охраняемых территорий строительство запрещено за исключением случаев, необходимых для обеспечения государственной безопасности.

О том, что участки находятся под охраной природных объектов, сигнализируют информационные таблички, устанавливаемые владельцами данных участков. На этих территориях может осуществляться определенная деятельность на основе соответствующих законодательных актов, решений местной власти и положений Гражданского, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Как правило, в границах природоохранных зон разрешено проектирование, возведение и реконструкция жилых зданий и хозяйственных построек, предусматривающих наличие очистных сооружений и иных конструкций, обеспечивающих сохранность данных земель. Любые работы в обязательном порядке согласуются с санитарно-эпидемиологическими службами.

Читайте также:  Что является объектом капитального строительства выберите наиболее полный и точный перечень

Иногда органами муниципальной власти устанавливаются дополнительные ограничения по хозяйственному и иному использованию участков в пределах природоохранных зон. Поэтому застройщику необходимо получать разрешение и в местной администрации, предоставив ей для этого всю проектную и рабочую документацию. Несоблюдение требований муниципальных властей может повлечь за собой судебные тяжбы. Дальнейшая судьба застройщика зависит от его способности доказывать легитимность своих действий.

Реконструкция магазина – особенности, преимущества, оформление по закону

В некоторых случаях отдельные земельные участки исключаются из территорий природоохранных зон местными властями. Если это произошло, застройщику перед началом работ нужно самому проверить законность данного решения. Изменять границы зон допускается с разрешения федеральных инстанций. При отсутствии необходимой санкции участок может получить свой первоначальный статус, а значит на него накладываются все связанные с этим ограничения. Проводить согласование муниципальные власти должны с федеральными органами, ответственными за:

  • охрану окружающей среды;
  • государственную безопасность.

Местные исполкомы обязаны согласовывать с федеральными ведомствами также решения по созданию природоохранных зон. Запрещается в самовольном порядке изменять назначение участков, находящихся в границах населенных пунктов.

Судебная практика

Прежде всего следует учитывать, что Закон об ООПТ не предусматривает изъятие в государственную или муниципальную собственность тех земель, которые принадлежат физическим и юридическим лицам. Тем не менее, если земельный участок попал в границы особо охраняемых территорий, он обычно изымается из хозяйственного использования полностью или частично. Будущему владельцу перед приобретением такой земли следует выяснить все действующие ограничения. Как минимум, он должен получить четкое документальное подтверждение того, что участок находится в пределах ООПТ.

Именно при получении данной информации покупатели часто сталкиваются с трудностями. Проблема заключается в том, что создание особо охраняемых территорий началось еще в 20 веке, с текстовым и не всегда конкретным описанием границ. И в ЕГРН на сегодняшний день зарегистрированы не все ООПТ.

Судебная практика

Рассмотрим ситуацию на реальном примере. Волго-Ахтубинская пойма стала особо охраняемой территорией регионального уровня 17 апреля 1998 года, получив статус природного парка на основании соответствующего Закона Волгоградской области. Документальное описание границ созданной ООПТ выглядело следующим образом: «Под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава «Ахтуба» и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями».

Более конкретно границы парка были описаны лишь в 2010 году после утверждения администрацией области соответствующего положения. Общедоступной данная информация стала спустя шесть лет, когда она появилась в государственном кадастре недвижимости. Однако еще в 2012 году на территории Волго-Ахтубинской поймы начали возводить коттеджный поселок «Белая дача». Разумеется, в ходе юридической проверки стройки на законность никаких подвохов выявлено не было. Тем не менее, в 2016 году прокуратура постановила снести 30 домов. Жильцы остались без собственности.

Похожие ситуации в судебной практике встречались очень часто. В некоторых из этих случаев разрешения на строительство на особо охраняемых природных территориях выдавались гражданам муниципальной властью, не обладающей необходимыми для этого полномочиями. При этом местная администрация даже не располагала информацией о статусе этих земель.

Судебная практика

Примечателен факт, случившийся в Архангельской области. Там областная прокуратура признала недействительным решение местных властей разрешить собственникам строиться на своих землях, попадающих в границы национального парка «Кенозерский». Для этого были поданы несколько исков в Плесецкий районный суд. Аналогичная ситуация произошла в городе Луга, Ленинградской области. На территории природного заказника «Череменецкий» были выявлены несколько земельных участков в категории «земли населенных пунктов», где разрешено индивидуальное жилищное строительство. Решение о переводе земель в данную категорию в итоге признано недействительным.

Анализируя судебные прецеденты, можно прийти к выводу, что позиция судебных органов по вопросу допустимости строительства на земельном участке, одновременно расположенном в границах населенного пункта и ООПТ, до сих пор весьма неоднозначна. Проблема заключается в юридической невозможности причисления участка сразу к двум категориям — «земли особо охраняемых территорий и объектов» (куда включаются и собственно ООПТ) и «земли населенных пунктов».

В той же судебной практике можно найти несколько случаев, когда местные власти пытались без веских оснований вносить земельные участки в состав населенного пункта, стремясь таким образом вывести их из границ особо охраняемых природных территорий. Как правило, подобные попытки заканчиваются неудачно, если только не проводилась соответствующая экологическая экспертиза. В данных случаях неправомерные решения муниципальных властей отменяются в судебном порядке. Прецеденты зафиксированы как минимум в четырех областях РФ — Московской, Тверской, Ярославской и Нижегородской.

Здесь следует учитывать такой факт: включение участка земли в состав населенного пункта не означает, что введенные ограничения по использованию этого участка перестают действовать. Поэтому более разумно установить для земельного участка статус особо охраняемой территории в составе населенного пункта, предусмотренный Земельным кодексом РФ (стать 85 части 10).

Однако сохраняется действие и Градостроительного кодекса, а именно первой части статьи 36, где говорится об отсутствии градостроительного регламента для земель, включенных в границы ООПТ. Это означает прямое противоречие утвержденных для конкретного участка правил землепользования и застройки существующему режиму использования в соответствии с положением об особо охраняемых природных территориях.

В связи с этим Конституционный суд РФ в 2015 году разрешил на территории национальных парков возведение объектов, так или иначе обеспечивающих функционирование населенных пунктов. Соответствующее судебное определение № 2742-О при этом ссылалось на Закон об ООПТ, а именно — на подпункт «д» пункта 1 и подпункт «д» пункта 2 статьи 15 указанного документа. С этой целью производится выделение специальной зоны хозяйственного назначения, где разрешены действия по обеспечению жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Отмена экологической экспертизы

Этим определением руководствовался Вологодский областной суд, позволив владельцам земельных участков города Кириллов строиться в границах национального парка «Русский север» внутри отведенной зоны хозназначения. На сегодняшний день это пока единственный исключительный случай, когда строительство было разрешено в судебном порядке.

Отмена экологической экспертизы

Отмена экологической экспертизы

В июле 2020 года Президентом России был подписан Федеральный закон № 440-ФЗ, полностью отменяющий обязательное проведение экологической экспертизы для строящихся на территории региональных ООПТ зданий и сооружений. Документ, созданный 16 декабря 2019 года, имеет следующее полное наименование: «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Данный нормативно-правовой акт также отменяет экологическую экспертизу на охраняемой территории озера Байкал и на федеральных заповедных землях вплоть до 31 декабря 2024 года.

Правительством Российской Федерации сформирован и утвержден список социально значимых объектов, проекты которых отныне не нужно подвергать государственной экоэкспертизе. Это касается зданий и сооружений, расположенных одновременно в пределах населенных пунктов, в зоне атмосферного влияния природной территории «Озеро Байкал» и в соответствующей буферной экологической зоне, но не попадающих в границы ООПТ.

С одной стороны, данная инициатива была создана для защиты экологии, с другой, существенно ограничивала развитие объектов социальной направленности. Долгие переговоры с депутатами и чиновниками федерального уровня, наконец, дали позитивный результат. Теперь процедуры строительства и ввода в эксплуатацию социальных объектов можно ускорить, чем обеспечится больший комфорт граждан.

Утвержденный список включает в себя:

  • капитальные здания для размещения образовательных и медицинских учреждений;
  • открытые площадки для занятий физкультурой и спортом;
  • здания, в которых будут размещены интернаты и дома престарелых;
  • здания, отведенные под музеи, выставочные залы, художественные галереи, библиотеки, театры, концертные залы, филармонии, дома культуры, планетарии;
  • объекты культурного наследия;
  • капитальные постройки, предназначенные для нужд аварийно-спасательных служб, а также аэродромы, обслуживающие воздушный санитарный транспорт;
  • здания и сооружения специализированного жилищного фонда.

Итак, подведем краткий итог. Строительство на землях особо охраняемых природных территорий может сулить серьезные проблемы для застройщика. Будущему владельцу участка при покупке стоит самому удостовериться, попадают ли эти владения в запретную зону.

5.5 Отличительные признаки объектов капитального строительства . 5.6 Такими признаками являются: Капитальное строение в 2018 году — что это такое, определение Градостроительный кодекс, на земельном участке. … При оформлении строительства или регистрации объекта собственности в документации необходимо указывать тип постройки. От этого зависит ее оценочная стоимость, ставка облагаемого налога, назначение дальнейшего использования и т.д. Поэтому при возведении объекта важно определять, относится ли он к капитальному строению. Что это такое. Юридически, что такое капитальное строение, определение дает Градостроительный кодекс.

Виды объектов капитального строительства определение. Объекты капитального строительства: проблемы законодательного регулирования

Объект капитального строительства – это такое сооружение, для возведения которого требуется произвести не только строительные, но и земельные работы. В РФ этот термин был официально утвержден в 2005 году. К данному понятию также относят и объекты, строительство которых не завершено.

Виды капитального строительства

Капитальное строительство подразделяют на 3 категории:

В этом случае по мотивированному предложению контрольного органа собрание назначает аудитора или компанию пересмотр. Законодательные аудиторы будут получать ежегодные вознаграждения в течение срока их работы на основе текущих профессиональных сборов. Заседания совета устаревших аудиторов также могут осуществляться электронными средствами при условии, что уведомление о созыве указывает на способы связи, что все участники могут быть идентифицированы с определенностью и им разрешено следить за обсуждением и вмешиваться в режиме реального времени для обсуждения затронутых тем.

  1. Жилое. Такие здания должны быть оборудованы всеми необходимыми для жизни коммуникациями (водоснабжение, электричество и т.д.). Также в обязательном порядке должна присутствовать не только наземная, но и подземная часть сооружения. Вторая обычно используется для производственных нужд (размещение бойлеров, погребов и т.д.).
  2. Нежилое. Коммерческие или государственные постройки, созданные для временного пребывания людей (магазины, стадионы и т.д.).
  3. Объекты незавершенного строительства (прекращение работ на неопределенный срок).

Классификации ОКС

ОКС принято разделять на категории, в зависимости от функционального предназначения здания:

Если эти условия соблюдены, совет считается проведенным в том месте, где находится президент колледжа, с тем чтобы обеспечить подготовку и подписание протоколов собрания в относительной социальной книге. В конце каждого финансового года Совет директоров подготовит финансовую отчетность, составленную балансом, отчет о прибылях и убытках и пояснительные примечания, которые должны быть заполнены с осторожными надзорными критериями и в соответствии с законом, а также соответствующими сопроводительными документами. что делает их своевременными и необходимыми.

  1. Коммуникационные. Под данное понятие подпадают ЛЭП, мосты (всех типов), шоссе и другие объекты, возведение которых связано с межеванием и проектировкой.
  2. Промышленные объекты (заводы, склады и т.д.).
  3. Оборонительные сооружения.
  4. Различные непроизводственные постройки (бытового, культурного и социального назначения).

В ГК РФ также принято классифицировать объекты КС по уровню значения (местные, региональные и федеральные).

Дивиденды, не собранные в течение пяти лет, устанавливаются в пользу компании и распределяются в резерв. Объекты все больше и больше предметов Что касается артефактов, искусственно созданных вещей, то, безусловно, можно начать с наблюдения. Они связаны с характером человека, с его эволюцией, с его разворачиванием и проявлением. Они отражают возможную перегруппировку и изменения курса. Объекты идут в ногу со временем. Очевидно, что через них тема инноваций, перемен, работает намного быстрее, чем в области архитектуры.

Поэтому интересно рассмотреть последствия антропологической природы, к которым они относятся, а также различные эстетические коннотации, вытекающие из нее. Таким образом, связь с философскими и социологическими дисциплинами очень важна, сегодня, как никогда ранее, рассматривалось, с одной стороны, огромное количество создаваемых объектов, с другой стороны, их положение на плоскости, все более и более совпадающее с положением человека, настолько, чтобы стать продолжением человеческого присутствия.

Характерные черты объектов капитального строительства

Здания, причисленные к объектам капитального строительства, имеют следующие отличительные особенности:

  • внушительное количество разрешительной и проектной документации, любое капитальное сооружение строго регламентируется на государственном уровне;
  • полная стационарность, наличие мощного фундамента;
  • продолжительный период эксплуатации объекта (5-100 и более лет);
  • отсутствует возможность демонтировать здание и транспортировать куда-либо, допустим лишь полный или частичный снос постройки;
  • обязательна процедура регистрации права собственности с занесением в РосРеестр.

Важно: для каждого этапа строительства предусмотрена своя проектная документация и определенные нормы. Любое отклонение от правил может поставить крест на судьбе будущего здания.

Фактически, объекты все чаще становятся героями. Способно выражать себя структурированным образом, определять среду или даже предлагать эмоции. Таким образом, необходимо рассмотреть грани человека, позы человека, начиная с тех же предметов, которые используются ежедневно, и эстетического люка, который вытекает из него. Текст, который очень хорошо описывает определенный «протагонизм» объектов, как он происходит и какие эстетические ценности вытекают из него. Маффесоли, философ обучения, привносит эстетику в плодородные территории социологии, оживляя ее возможностями.

Что не может быть отнесено к ОКС

К объектам капитального строительства не относят:

  • Нестационарные (иными словами передвижные) постройки. Под данным понятием подразумеваются мобильные сооружения, которые без проблем демонтируются и транспортируются. К таковым относят павильоны, киоски, бытовые сооружения и т.д. Обычно при их создании применяют легкие и недорогие материалы.
  • Постройки временного характера, то есть воздвигнутые для обеспечения выполнения определенных задач при строительстве. К таковым относят склады, бытовки (помещение для времяпрепровождения рабочих), места хранения инвентаря и т.д. По регламенту такие здания должны существовать не более 5 лет.

Перечисленные выше объекты строительства не требуют каких-либо разрешений на строительство. К числу ОКС не относят временные постройки, которые без проблем (и ущерба) демонтируются и перемещаются.

Потому что, по существу, по мнению известного французского интеллектуала, именно в столкновении с другими происходит оживление, как социальная практика обмена красотой. Этот подход особенно интересен, когда мы рассматриваем сферу объектов использования, где это удобство, которое можно потратить на уровне восприятия для эстетической оценки. В упомянутом эссе Маффесоли подчеркивает характер субъективности, содержащейся в объектах. Объекты становятся «субъектами». И мир является формой кристаллизации, то есть формой усиленного, эксцентричного видения, начиная с тысячи вещей, которые «объективно» раскрывают множество значений. Объект как концентрат мира — утверждает Маффезоли, объекты, которые нас окружают с настоянием у них есть гомеопатическая функция: они приучают нас к странности природы.

Незавершенное строительство

Незавершенное строительство – главный бич российской градостроительной системы, с которым государство пытается активно бороться. Иногда в официальных отчетах можно встретить формулировку «объекты второстепенного назначения».

К таковым можно отнести любой тип объекта (дача, гараж и т.д.). Их не включают в реестр недвижимости до момента полного завершения строительства.

Поэтому они поддерживают обратимость между двумя мирами природы и общества. В то же время они также показывают единство 2. Это означает, что объекты — это не просто объекты, а символические выражения чего-то, желаний, действий, поведения. И мы могли бы сказать, что их проектная функция может быть представлена ​​в этой «кристаллизации» упомянутого мира. Это их общий дизайн. То есть, на мгновение объекты включают в себя значения мира, отражают и отражают интимную природу, и в то же время они распространяют ауру.

В этом направлении следует понимать термин «объективный». Он представляет собой своеобразное культурное склонение чистого объекта, определенных характеристик объекта. Определенные его объективные характеристики — создание среды, общение и т.д. — преобладают, перегружаются с объекта и становятся протагонистами, как и в любом предмете, который становится эксцентричным для своих персонажей: одиночество, скука, красота, уродство. «Объект» начинается с того, что объективность, однажды отклоненная, взаимозаменяемая, может воспринимать субъективные ценности и, следовательно, символизирует определенные виды поведения.

Причины приостановления строительства могут быть следующие:

  • технические затруднения (при строительстве было обнаружены ошибки генерального плана, не позволяющие закончить его);
  • геодезические (пример: в процессе разработки фундамента в земле обнаружились горные образования);
  • дефицит материала;
  • недостаточное финансирование (наиболее популярная причина задержек строительства, особенно гражданского).

Незавершенные постройки можно занести в РосРеестр, но их использование допустимо только когда объект полностью сдан. Процедура ввода в эксплуатацию отличается множеством бюрократических проволочек (необходимость сбора документов, десятки комиссий и т.д.).

Фактически, по мнению Маффезоли, вместо того, чтобы просто ограничиваться своей материальностью, объект обладает «сверх-индивидуальной мыслью», которая вводит сложность обширного социального мира 3. Эстетика служит И эта над-индивидуальная мысль означает объекты с эстетической точки зрения. То есть эстетика служит для сублимирования цели, делает ее духовной и раскрывает внутреннюю динамику, которая оживляет ее, а не ее чистую красоту.

Читайте также:  Капитальное строительство общие понятия

Маффезоли соглашается с Жан-Мари Гайо, выразителем так называемой «социологической эстетики», которая в основном заявила, что «нужна эстетика». Маффесоли пишет: Не боясь банальности или изобретательности, и помня, что банальности всегда хороши, мы можем помнить, что потребность и желание являются строительными блоками индивидуальной и социальной архитектуры. Поэтому существует тесная связь между «генезисом эстетического чувства» и историей потребностей и желаний. Этот непризнанный социолог, вдохновитель Ницше и Дюркгейма, поэтому акцентировал внимание на виталистическом аспекте эстетики, на том, что последнее не является излишним, более или менее отстраненным от реальности, но является структурным элементом.

На видео об объектах капитального строительства

Нередко бывают случаи, когда временный характер сооружений не очевиден. В таких ситуациях решение о причислении к ОКС осуществляется на основании экспертной проверки. Обычно её осуществляют сотрудники местных органов градостроительства, но при желании могут быть задействованы частные (независимые) эксперты.

Динамический парадокс, который показывает нам, как можно связать красоту и функциональность. Полезный и приятный здравый смысл. Такая связь лежит в основе «объекта». 4. По словам французского философа, «искусство всегда связано с двойным движением: воздействием и стимуляцией», — говорит Серджио Гивоне о Гайау и социологических последствиях его эстетики. Стимулы, возникающие в изобилии объектов, в их расширении и базировании диалогов с человеком, неизбежно связаны с идеей обновления, многолетней регенерации в соответствии с колебаниями непрерывной адаптации между людьми и вещами, создаваемыми для обмана времени ожидание.

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее — ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права. В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям. Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

Фактически, Маффезоли утверждает, что объекты обладают внутренней силой, которая делает добродетелью пороком: эта укрепляющая вещь для строительства, тем не менее, вызывает рост общества. Статичность создает динамизм, это естественная сила создания «объекта». 7. Объекты капитализируют. Более чем что-либо еще это форма перераспределения дизайнерской мысли, которая больше не запутывается машиной, но возвышена — так сказать, теми же процессами производства, вплоть до идеального разъединения, что приводит к неожиданным результатам, которые могут даже не быть в соответствии с капиталистическими проектами, они также могут не согласиться, указать другие пути.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е. объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Разумеется, замена «машины» на «компьютер», переход от возраста механизации к эпохе электроники, привела к значительным изменениям. Было возможно произвести разнообразие «в серии» и возвысить, прежде всего, особенность каждого против уникальной идеи одного пользователя, массы пользователей, которым все нужны одинаковые вещи. В каком-то смысле человек говорил, и он делал это также посредством использования вещей. Пока все не приобрело все большую автономию, важность и соблазнительную силу. Эта «сексуальная привлекательность неорганических», цитирует Марио Перниолу, которая заставляет людей смотреть на вещи не только как на неодушевленные предметы, но и на объекты, у которых есть душа: учит Филипп Старк.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Объекты, к которым привязаны не к экономической ценности, как это происходит для антиквариата, но для значительного заряда, содержащегося в них. 12. Дизайнер, со своей стороны, уже не простой решатель проблем, а человек, способный выставить свою собственную концепцию мира через дизайн объектов. Дизайнер становится немного философом. Дизайн становится формой мысли, а не простой формой вещей. Вместо этого мы пытаемся сформировать наше мышление, и мы делаем это, планируя. Более того, то же самое произошло и для мыслителей современности.

Скажем так, что сегодня формы мышления умножились, мир созрел для этого. Это философия функционализма. Сегодня за ним следуют многие другие. Не совсем верно, что экспоненты современного движения работали, чтобы отделить прибыль от красоты, получать прибыль от удовольствия; но по отношению к проекту, можно сказать, красота современных была достижением совершенно функционального существования, в гармонии с машиной и ее привлекательными механизмами, ни больше, ни меньше, чем сегодня безмолвное очарование электронов.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные. В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота. На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

Красота заключалась в том, чтобы создавать элегантность в функциональных формах, создавать эстетику в процессах развитого социального функционирования. В этом смысле стандартизация поведения была, конечно же, не жертвой, а средством достижения такой высокой цели, которая должна была сформировать общество будущего, построить демократию, избавить умы от более ясных форм демократии. Теперь мы думаем о другом великом секторе сегодняшних объектов: «объектах протеза», то есть о тех предметах, с которыми мы говорим, как если бы они были людьми, с которыми мы запрашиваем информацию и выступления среди самых разных.

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Достаточно подумать о книгах Дональда Нормана, который сделал ключевой момент своей критики дизайнерской критики, где в крайнем случае мы говорим об объектах, которые склонны переусердствовать с путаницей людей, создавать проблемы для них. 15. Так много оставить безмолвство, поощрять длительный диалог, где найти другие миры. Ввод на экран компьютера, график реализует возможность ориентирования себя на внешнюю сторону; самость, которая используется для чрезмерной интроверты 16. В этом случае мы тоже сталкиваемся с формой протагонизма несущественного.

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений. Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует. Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет. В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство — это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций . Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство — сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п . Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений. Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным. Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. («Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики», утв. Минэкономразвития РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 13-6-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 02.12.2002);

Сооружения – инженерно — строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что под сооружениями принято понимать различного рода объекты, имеющие обеспечительную функцию и являющиеся дополнительными, не имеющими самостоятельного значения при рассмотрении их вне взаимосвязи с объектом основным. Это вполне логично применительно к подземным коммуникациям различного рода, учитывая к тому же тот факт, что линейные объекты также относятся к ОКС. Сооружения также могут быть представлены в виде определенного обособленного пространства, не предназначенного для длительного пребывания в них людей, и имеющего также второстепенную обеспечительную функцию (например, для размещения оборудования).

Только термин «сооружения» законодатель рассматривает в привязке к определению «подземное». Таких категорий как «подземное здание» или «подземное строение» законодательство не содержит.

С одной стороны это вполне логично:

1) здания представляют собой архитектурно — строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально — культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359);

2) строение — отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации»).

Подземные объекты не подпадают под указанные категории исходя из их (категорий) видовых характеристик, а также своего рода «физических», «материальных» особенностей. Подземному объекту в силу своей природы не могут быть присущи структурные части здания или сооружения. Что же касается функциональных признаков, то исходя только из этих соображений существование подземных зданий и сооружений, как бы это удивительно не звучало, вполне возможно и существует на практике: метрополитен, подземные автостоянки, практикуемая в крупных мегаполисах практика размещения под землей наряду с обычными пешеходными переходами различного рода объектов общественного питания в виде отдельных кафе и ресторанов, а также объектов розничной торговли в виде отдельных магазинов. В качестве примера можно также привести и объекты военного и режимного значения: бункеры, бомбоубежища и т.д. Не стоит также забывать и о структурных частях здания (к примеру, подвальные помещения), которые не являются ОКС в полном смысле этого слова, так как рассматриваются только в привязке к основному объекту, но, несмотря на это, ему присущи все функции основного объекта, то есть здания. Такого рода помещения нередко используются для размещения спортивных клубов, магазинов, объектов общественного питания и т.д.

Все вышесказанное говорит о существовании в законодательстве РФ пробелов и коллизий в отношении регулирования вопросов, связанных с подземными сооружениями: юридически они не могут выполнять функции, присущие зданиям и строениям, так как не обладают должными признаками, присущими последним, но фактически они их выполняют, хотя в рамках их своеобразного правового статуса (сооружение) это просто невозможно.

Кроме того, подземному сооружению, как и любому объекту материального мира, свойственен износ. Дальнейшая эксплуатация такого рода объектов может привести к реальной угрозе жизни и здоровью человека, а также собственности. Возможно ли применение по отношению к категории «подземные сооружении» термина «ветхость», присущей изначально именно зданиям и сооружениям (ветхое состояние здания — состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов — свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004»)

На данный момент особо острых ситуаций, связанных с регулированием данного вопроса, не возникало. Связанно это, на мой взгляд, с их достаточной редкостью. Строительство сетей метрополитена осуществляется и контролируется федеральными органами, подземные гаражи и автостоянки, а также иного рода подземные объекты встречались на практике как правило лишь на территориях городов федерального значения (Москва, Санкт – Петербург), а это все-таки несколько иной уровень регулирования. Однако, в последнее время такого рода объекты стали появляться и в других городах РФ, что в свою очередь ведет к необходимости более четкого правового регулирования данной сферы.

Читайте также:  Тротуарная плитка объект капитального строительства

Одной из основных проблем законодательного регулирования ОКС является отсутствие должной классификации ОКС на ОКС федерального значения, регионального и местного. В ст. 10,14 и 19, 23 ГрК РФ содержится перечисления ОКС федерального, регионального и местного значения соответственно. Данные положения являются лишь перечислением соответствующих объектов, а это, в свою очередь, нельзя назвать классификацией, так как отсутствует должное основание, по которому она была проведена. Кроме того все эти нормы содержат следующую фразу: «. и иных объектов, размещение которых необходимо, для осуществления полномочий. », то есть перечень является открытым. Думаю, на основании всего вышеизложенного, предложенная законодателем классификация нуждается в доработке, по крайней мере, необходимо обозначить ее основание.

Прежде всего, следует определиться с тем, что же все-таки имеет в виду наш законодатель, говоря об ОКС федерального, регионального или местного значения.

Логически мы можем предположить, что ОКС федерального, регионального или местного значения, так или иначе связаны с решением вопросов федерального, регионального и местного значения соответственно.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ (то есть ФЗ № 131-ФЗ) осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Если абстрагироваться от официального толкования категории «вопросы местного значения», данного в законодательстве, и обратиться к толкованию лексическому, то смысл будет следующий: вопросы местного значения — это обстоятельства общественной жизни, имеющие значение для населения муниципального образования, регламентация которых зависит (осуществляется) от органов местного самоуправления. Суть заключается именно в этом.

Определений вопросов федерального и регионального значения законодательство не дает, но их можно вывести по аналогии. Таким образом, под вопросами федерального значения стоит понимать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения РФ, решение которых осуществляется федеральными органами государственной власти. Вопросами регионального значения, соответственно, являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения субъекта РФ, решение которых осуществляется органами государственной власти субъекта.

Итак, с «вопросами» все более-менее ясно. Теперь необходимо связать эти категории с ОКС. На мой взгляд, единственная возможная логическая связь между ними заключается в том, что ОКС являются в некотором роде одним из средств, способов решения вопросов того или иного значения. Но это не непосредственные методы их решения, а косвенные, вспомогательные.

Исходя из всего вышесказанного можно вывести определения ОКС того или иного значения:

  • ОКС федерального значения — это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению РФ, то есть служащие целям реализации полномочий федеральных органов власти и/или подконтрольные им;
  • ОКС регионального значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению субъектов РФ, то есть служащие целям реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и/или подконтрольные им;
  • ОКС местного значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению органов местного самоуправления РФ, то есть служащие целям реализации полномочий ОМС и/или подконтрольные им.

Как я уже говорила, основным вопросом законодательного регулирования ОКС является вопрос относительно основания классификации ОКС на ОКС федерального, регионального и местного значения. По моему мнению, наиболее рациональным решением данного вопроса является использование в качестве основания сфер ведения РФ, субъектов РФ и ОМС соответственно. В принципе, ГрК РФ об этом и говорит, но его положения нуждаются в некоторой доработке.

Cферы ведения РФ обозначены в статье 71 Конституции РФ, ОМС — в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов субъектов РФ можно вывести по остаточному принципу. Кроме того, при определении уровня принадлежности ОКС к ведению того или иного органа необходимо учитывать и территориальный критерий. В частности это относится к лечебно-профилактическим учреждениям, объектам жилищных фондов и т.д.

На основании всего вышеизложенного можно вывести классификацию ОКС соответствующего значения (Приложение).

Интересным и довольно проблемным является также вопрос относительно взаимосвязи и возможной взаимозависимости классификации ОКС по сферам ведения и права собственности тех или иных субъектов на ОКС.

В теории и на практике существует мнение, в соответствии с которым классификация по сферам ведения подразумевает и учет формы собственности на тот или иной ОКС. Кроме того, зачастую классификация по сферам ведения воспринимается именно как классификация по формам собственности, то есть произошло некое смещение понятий.

На мой взгляд, такой подход не совсем верен. Безусловно, форму собственности на ОКС учитывать следует и даже необходимо, ведь, зачастую если ОКС находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, то и сфера ведения будет соответствующая (к примеру, ОКС жилищных фондов). Однако, это возможный, но совсем не обязательный вариант, поэтому не стоит его абсолютизировать.

Необходимо учитывать то, что помимо государственной и муниципальной собственности у нас существует и такая ее форма как собственность частная, в которую входит имущество физических и юридических лиц. После «глобальной» приватизации государственного имущества во времена «перестройки» именно частная собственность стала главенствующей формой, которой остается и по сегодняшний день. Если при этом мы будем использовать в качестве основания классификации ОКС только форму собственности на них, большая часть ОКС просто из данной классификации «выпадет», не будет ими охвачена. Кроме того, зачастую право собственности и значение ОКС могут быть различными, не совпадать и не зависеть друг от друга.

По моему мнению, сфера ведения того ли иного органа власти в отношении какого-либо ОКС означает не наличие у этого органа правомочий собственника на ОКС, а наличие у него полномочий по контролю за владением, пользованием и распоряжением ОКС, полномочий по созданию необходимой базы для должного осуществления собственником своих прав, учитывая при этом значимость и возможную общественную ценность данного объекта. В связи с этим смешение понятий «сфера ведения» и «форма собственности» просто лишает нас адекватной, логичной и практически значимой классификации ОКС.

Еще один момент. В статье 14 ГрК РФ сказано, что схемы территориального планирования субъектов могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения. ОКС федерального значения по смыслу статьи обозначать не надо. Схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов, согласно ст. 19 и 23 соответственно, включают в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС местного значения. ОКС федерального и регионального значения в документах территориального планирования поселения обозначаться не должны, что следует из положений указанных норм ГрК РФ. На практике же документы территориального планирования субъектов содержат не только карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения, но и ОКС федерального значения; документы территориального планирования поселений кроме карт (схем) размещения ОКС местного значения содержат и информацию о размещении ОКС федерального и регионального значения. Логически данное отступление от положений законодательства верно. Документы территориального планирования должны содержать полную и адекватную информацию о планировании развития территории, в том числе о функциональных зонах, о зонах планируемого размещения ОКС, о зонах с особыми условиями использования территорий. Такая информация не может быть полной без соответствующего обозначения в ней данных об ОКС федерального и регионального значения на документах территориального планирования субъектов и муниципальных образований соответственно. К примеру, если на территории городского поселения располагается лечебно-профилактическое учреждение регионального значения, это не значит, что данный ОКС не следует обозначать в генеральном плане поселения, без этой информации генеральный план просто будет неполным. Поэтому в этой части отступления от положений ГрК РФ вполне разумны.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства федерального значения относят:

 объекты федеральных энергетических систем;

 объекты федеральной транспортной системы;

 объекты путей сообщения;

 объекты информации и связи;

 объекты обороны и безопасности, оборонного производства;

 объекты производства различных ядовитых, наркотических веществ;

 объекты метеорологической службы;

 объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы;

 объекты, обеспечивающие деятельность естественных монополий;

 объекты управления федеральной государственной собственностью (и сама собственность в том числе);

 объекты федерального финансового, валютного, кредитного,таможенного регулирования;

 объекты федеральных специализированных медицинских учреждений;

 и иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательном к ведению Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства регионального значения относят:

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие деятельность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

 объекты, обеспечивающие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

 объекты, обеспечивающие предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты, обеспечивающие предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие функционирование государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

 объекты системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;

 объекты специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

 объекты, обеспечивающие деятельность государственных нотариальных контор;

 объекты, обеспечивающие организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)

 объекты, обеспечивающие деятельность мировых судей;

 объекты системы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

 объекты, обеспечивающие осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 объекты, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также профессиональную подготовку, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

 иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов. РФ.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства местного значения относят:

 объекты автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами (в отношении районов) / автомобильных дорог общего пользования (в отношении поселений и городских округов), мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района / мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

 объекты, обеспечивающие организацию электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

 объекты системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

 объекты, обеспечивающие жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие население услугами организаций культуры;

 объекты физической культуры и массового спорта, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий местного значения;

 объекты, обеспечивающие обустройство мест массового отдыха населения;

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов местного значения;

 объекты, обеспечивающие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора;

 объекты, объекты, обеспечивающие оказание населению ритуальных услуг;

 объекты гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 объекты, обеспечивающие функционирование аварийно- спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований;

 объекты обеспечения безопасности населения на водных объектах;

 объекты лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения;

 объекты, обеспечивающие организацию и осуществление работы с детьми и молодежью на территории муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие охрану общественного порядка на территории муниципального образования, обеспечивающие функционирование муниципальной милиции;

 объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно- авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

 объекты, обеспечивающие функционирование системы общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления

Тимонина Е.Д., ведущий юрист
Отдела нормативно-правового обеспечения ИТП «Град»

11. В случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах действия ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований, указанных в настоящей статье, и ограничений, указанных в главе 3 настоящих Правил. При этом при совпадении ограничений, относящихся к одной и той же территории, более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие. Новости. В ГД предложили "заморозить" кадастровую стоимость для исчисления налога физлицам.

Источники
  • http://zakon.kadastr61.ru/mainmenu/biblioteka/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-municzipalnogo-obrazovaniya-%C2%ABgorod-novocherkassk%C2%BB/2016/04/03/statya-32.-gradostroitelnyij-reglament-zonyi-parkov,-skverov/
  • https://dorians.ru/blog/stroitelstvo-na-osobo-okhranyaemykh-territoriyakh/
  • https://odnogrupniki.ru/types-of-capital-construction-objects-definition-objects-of-capital-construction-problems-of-legislative-regulation/

Рейтинг
Загрузка ...