Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.
Парк, сквер и пешеходные зоны
Парки, скверы, аллеи, бульвары – все они являются излюбленными местами отдыха горожан, уставших от бесконечных потоков машин, уличного шума и суеты.
Однако не каждый из нас сможет внятно ответить на вопрос, чем отличается парк от сквера.
Основные отличия между этими понятиями.
Парк – озелененная открытая территория, предназначенная для отдыха.
Сквер – озелененная благоустроенная территория внутри промышленной или жилой застройки.
Сравнение сквер, равно как и парк, является объектом озеленения города. Он представляет собой участок, размер которого в большинстве случаев не превышает двух гектаров.
Скверы зачастую размещаются на перекрестке улиц, на площади или же в спальных районах. Их планировка обычно включает площадки, цветники, дорожки, газоны, отдельные группы кустарников и деревьев. Это своеобразные оазисы в черте города, предназначенные для кратковременного отдыха. Так называемый эстетический центр сквера украшен скульптурами или фонтаном. Это отличное место для прогулок с детьми и мимолетного отдыха в процессе передвижения по городу.
Парки же занимают внушительную территорию – зачастую их размеры достигают 10 гектаров – и представляют собой целые архитектурно-ландшафтные объекты. Помимо зеленых насаждений, аллей, благоустроенных дорожек, скамеек и беседок парк подразумевает под собой наличие разнообразных элементов художественного оформления. К их числу можно отнести памятники, фонтаны, скульптуры и т.д.
Парки могут делиться на виды по своему предназначению. Парки аттракционов изобилуют всевозможными развлекательными элементами, качелями и каруселями. Спортивные парки оснащены полосами препятствий и спортивными снарядами. Существуют также мемориальные парки и парки-музеи, созданные в честь определенных исторических событий. Парки культуры и отдыха могут сочетать в себе все вышеперечисленные элементы.
Парк обладает значительно большей площадью, нежели сквер. Парк располагается на отдельно отведенной территории, тогда как сквер находится в черте города. Сквер предназначен для кратковременного отдыха, прогулке в парке можно посвятить целый день. Парки могут делиться на виды по своему предназначению: парки аттракционов, спортивные или мемориальные парки и т.д.
Законодательство не определяет понятия «парк», «сквер». Вместе с тем исходя из положений пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) территорию парка, сквера составляют земли или земельные участки, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, пунктами 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ территория парка, сквера может относиться к территориям общего пользования, границы которых обозначаются красными линиями и устанавливаются в документации по планировке территории.
Территории парков, скверов могут включаться в состав зон рекреационного назначения (пункт 9 статьи 85 ЗК РФ, пункт 11 статьи 35 ГрК РФ). Согласно части 2 статьи 34 ГрК РФ их границы (как и границы всех территориальных зон) могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5)границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Понятия «объект капитального строительства», «объект недвижимости» и «объект благоустройства территории» не являются равнозначными и используются каждое в своей сфере — законодательства о градостроительной деятельности, гражданского оборота и благоустройства территорий муниципальных образований соответственно. При этом парки, скверы можно однозначно отнести только к объектам благоустройства, поскольку это следует из Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.
Понятие «объект капитального строительства» определено в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».
Это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Это следует из п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации.
Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа (п. 1 ст. 262 ГК РФ)
Пешеходная зона — это городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотранспортных средствах, за исключением автомобилей спецслужб, коммунальной техники, маршрутного транспорта, транспорта для инвалидов, а также обслуживания магазинов (при отсутствии альтернативного маршрута).
В российской практике пешеходная зона — территория, обозначенная со всех сторон по периметру дорожным знаком 5.33 «Пешеходная зона» (до введения данного знака использовался знак 3.2 «Движение запрещено»[источник не указан 1382 дня]). Пешеходная зона заканчивается в месте установления дорожного знака 5.34 «Конец пешеходной зоны». В пешеходной зоне запрещается движение механических транспортных средств. Однако существуют так называемые трамвайно-пешеходные улицы, где сделано исключение для трамвая.
Минтранс России 30.07.2018 года утвердил «Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов в Российской Федерации» (далее — методические рекомендации) направленные на комплексное развитие безопасных и комфортных территорий, используемых для движения пешеходами.
Методические рекомендации предназначены для применения:
- Органами местного самоуправления при:
-обеспечении пешеходными связями территорий поселений, городских округов,
благоустройстве территорий общего пользования, предназначенных для обеспечения движения транспортных средств и (или) пешеходов.
Методические рекомендации распространяются на тротуары вдоль дорог поселений, городских округов, дороги с ограниченным движением транспортных средств и дороги, полностью изолированные от движения транспортных средств (далее — пешеходные улицы), пешеходные зоны, на которых имеются временные ограничения на движение транспортных средств (например, в выходные дни), участки площадей, предназначенные для пешеходного движения (далее — пешеходные площади), пешеходные улицы в составе транспортных развязок (двухуровневые дороги с разделением движения пешеходов и транспортных средств по вертикали), участки набережных, предназначенные для пешеходного движения (далее — пешеходные набережные), бульвары, пешеходные дорожки и тротуары внутри дворов (далее — пешеходное пространство).
Целями создания пешеходных пространств является совершенствование пешеходной инфраструктуры в поселениях, городских округах Российской Федерации, обеспечение единства и комплексности подходов к благоустройству совокупности дорог на территории поселения, городского округа (далее — сеть дорог), в том числе:
- повышение безопасности на дорогах;
- снижение загрязнения атмосферы;
- качественное благоустройство территорий;
- повышение комфортности городской среды;
- увеличение интенсивности движения пешеходов внутри районов;
- повышение коммерческого потенциала территорий.
В рамках принятия решения по организации пешеходных пространств рекомендуется проводить:
- расчет интенсивности движения пешеходов по времени суток;
- разделение движения пешеходов и транспортных средств, включая движение велосипедистов;
- выявление инвалидов и иных граждан, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении;
- определение точек входа-выхода из прилегающих к пешеходному маршруту территорий и зданий;
- определение прилегающих маршрутов (пешеходное пространство может входить в городской пешеходный маршрут);
- расчет основных траекторий движения (в рамках территорий, в основном ориентированных на выполнение транзитных функций) и основных сценариев поведения пешеходов (для пространств, обладающих свойствами общественных);
- распределение «точек притяжения» (пешеходные пространства могут содержать в себе несколько точек привлечения внимания, которые помогают не концентрировать весь пешеходный поток в одном месте, а задействовать всю рассматриваемую территорию);
- расчет времени функционирования пешеходного пространства;
- расчет средних скоростей движения пешеходов в зависимости от типа пространства.
В пешеходной зоне могут быть культурные, досуговые и спортивные центры.
Сами пешеходные зоны могут быть созданы не только в центрах городов, но и в промышленных зонах и спальных районах. Отдельно прописаны в рекомендациях места, где может возникнуть конфликт интересов автомобилистов и пешеходов. Поэтому регионам рекомендуют обязательно продумывать альтернативные варианты объезда таких территорий автомобилистами. На улицах, где одновременно ходят пешеходы и ездят машины, рекомендуется ограничить скорость движения автотранспорта 20 километрами в час, как на дворовых территориях.
В спальных районах пешеходы передвигаются между домами, где небольшие по площади пространства. Они позволяют ощутимо сократить путь, но зачастую небезопасны. Муниципалитет обязан оборудовать их освещением и видеокамерами. В промежутках между домами (особенно малоэтажными) могут быть организованы игровые зоны, небольшие променады или изолированные от шума места отдыха для местных жителей.
При этом улицы, уклон которых превышает восемь градусов, рекомендуется по возможности не включать в пешеходную зону. Кстати, все без исключения тротуары должны быть оборудованы ливневой канализацией и пригодны для комфортной прогулки в любое время года, отмечается в документе.
Во время ремонта минимальная ширина дорожки для прохода должна быть равна 75 сантиметрам, а пешеходное движение от автомобильного должно быть отделено сигнальными шнурами и лентами.
Есть интересные предложения по трамвайно-пешеходным дорогам. В центре некоторых городов они уже есть. Преимуществами таких пешеходных пространств является то, что они предоставляют как минимум три варианта передвижения (пеший, на велосипеде и на трамвае). Ширина пешеходной дорожки в такой зоне должны быть не меньше 0,75 метра, ширина велопешеходной дорожки не менее двух метров.
Мосты, могут служить отличными смотровыми площадками, где открывается прекрасный вид на город. Однако все лестницы к ним должны быть оборудованы пандусами, чтобы на мост можно было без проблем заехать на коляске или велосипеде.
В кварталах жилых зон предлагается размещать площадки общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Сколько должно быть парковок и детских площадок, регионы должны определять в рамках градостроительного проектирования и правил землепользования и застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 15 процентов общей площади жилой зоны, а тротуары должны быть не менее 0,75 метра в ширину.
Организация уборки и обслуживание парков, скверов пешеходных зон осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Обустройство спортплощадок нельзя приравнять к возведению объекта капитального строительства . Как указал Верховный Суд, такие работы и их результат следует относить к некапитальным сооружениям и улучшениям земельного участка, заключающимся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся таким участком. … По мнению одного эксперта «АГ», в деле подняты достаточно интересные вопросы: всякое ли возведение культурно-спортивного комплекса можно признать возведением капитального объекта , что является объектом капитального строительства и как эта категория соотносится с понятием недвижимого имущества.
Расходы на благоустройство территории: как отразить в учете?
Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.
Понятие «благоустройство территории»
Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная (п. 36 ст. 1 ГрК РФ):
на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр).
Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.
В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:
уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;
озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);
ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;
обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок;
ремонт памятников, обелисков и др.
Выбор КВР и статьи КОСГУ
В настоящее время правила применения КВР и статей КОСГУ регулируются Порядком № 85н и Порядком № 209н соответственно.
В силу положений Порядка № 85н расходы на благоустройство территории следует относить на КВР:
243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» – если расходы осуществляются в рамках капитального ремонта;
244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» – если благоустройство проводится в рамках текущих расходов и включает в том числе выполнение работ по расчистке территорий, приобретение расходных материалов, объектов малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), осуществление работ по их установке, а также работ по созданию (строительству) иных некапитальных строений, сооружений;
407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» – если расходы осуществляются бюджетными и автономными учреждениями, 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» – если расходы осуществляются казенными учреждениями в целях капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности.
Согласно положениям Порядка № 209н в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, их следует отражать в учете (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 15.05.2020 № 02-08-10/40908, от 13.09.2019 № 02-08-05/70775):
по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ – при создании объектов основных средств (асфальтовых дорожек, различных архитектурных форм, спортивных, детских площадок, ограждений и т. п.), приобретении объектов наружного освещения (фонарей), скамеек, урн с учетом стоимости их установки (если таковая осуществляется поставщиком исходя из условий договора на их покупку);
по соответствующим подстатьям статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ – при покупке материальных запасов для благоустройства территорий. Например, приобретение стройматериалов (песка, щебенки, плитки) для ремонта тротуара необходимо относить на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов», семян, рассады, грунта для посадки растений – на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», материалов для целей капвложений – на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – при оплате работ и услуг, произведенных и оказанных в целях содержания, ремонта, обслуживания, поддержания и (или) восстановления функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов (ремонт фасадов зданий, восстановление дорожного покрытия, очистка территории учреждения от грязи, мусора, покос травы, стрижка кустарников и т. п.);
по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ – при оплате работ, услуг, не связанных с ремонтом и не формирующих капвложения (разбивка клумб, высадка рассады, цветов и др.);
по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ – при оплате услуг и работ, формирующих капвложения (услуги и работы, оказываемые и осуществляемые для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, например по установке (монтажу) основных средств, высадке саженцев многолетних насаждений).
Особенности учета расходов на благоустройство
Рассмотрим на примерах особенности учета отдельных видов расходов на благоустройство территории.
Капремонт фасада здания
Пример 1.
В ходе реализации мероприятий по благоустройству территории автономным учреждением культуры был заключен с подрядчиком контракт на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания на сумму 1 200 000 руб. Размер аванса по контракту составил 360 000 руб., сумма окончательного платежа – 840 000 руб. Расходы по оплате работ произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике они относятся к общехозяйственным.
Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).
Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания необходимо отразить по КВР 243 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.
Согласно Инструкции № 183н указанные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислен аванс подрядчику |
5 206 25 564 |
5 201 11 610 |
360 000 |
Отражена стоимость выполненных работ по капитальному ремонту фасада здания на основании акта (ф. 0504103)* |
5 109 80 225 |
5 302 25 734 |
1 200 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс |
5 302 25 834 |
5 206 25 664 |
360 000 |
Произведен окончательный расчет с подрядчиком |
5 302 25 834 |
5 201 11 610 |
840 000 |
* Информацию о капремонте здания следует отразить в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на объект недвижимого имущества.
Возведение спортивной площадки
Пример 2.
Бюджетное учреждение культуры и отдыха (парк) заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. Оплата работ произведена за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений.
Построенная спортивная площадка принята к учету как отдельный инвентарный объект недвижимого имущества (код ОКОФ 220.41.20.20.900). Срок ее полезного использования – 15 лет (180 мес.).
В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанному объекту признаются прямыми затратами и относятся на себестоимость оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Для начисления амортизации применяется линейный метод.
Расходы на оплату работ по возведению спортивной площадки – объекта капитального строительства, произведенные бюджетным учреждением, необходимо отразить по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ.
На основании Инструкции № 174н в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены вложения в объект основных средств – спортивную площадку |
6 106 11 310 |
6 302 31 734 |
1 800 000 |
Погашена задолженность перед подрядчиком |
6 302 31 834 |
6 201 11 610 |
1 800 000 |
Отражен перевод капвложений на возведение спортивной площадки с кода вида деятельности 6 на код вида деятельности 4 |
6 304 06 832 |
6 106 11 310 |
1 800 000 |
4 106 11 310 |
4 304 06 732 |
||
Принята к учету спортивная площадка в составе основных средств по факту государственной регистрации прав на нее |
4 101 12 310 |
4 106 11 310 |
1 800 000 |
Отражено увеличение расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества |
4 401 10 172 |
4 210 06 661 |
1 800 000 |
Отражено ежемесячное начисление амортизации в течение всего срока эксплуатации спортивной площадки |
4 109 60 271 |
4 104 12 411 |
10 000 |
Уборка территории
Пример 3.
Казенное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор гражданско-правового характера (ГПХ) на очистку его территории от грязи и мусора. Вознаграждение по договору в размере 20 000 руб. выдано из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.
Расходы по оплате заключенного с физическим лицом договора ГПХ на очистку территории от грязи и мусора необходимо отразить по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ.
На основании Инструкции № 162н указанные операции должны быть оформлены в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Начислено вознаграждение физическому лицу по договору ГПХ |
1 401 20 225 |
1 302 25 737 |
20 000 |
Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения |
1 302 25 837 |
1 303 01 731 |
2 600 |
Начислены страховые взносы: |
|||
– на ОМС |
1 401 20 225 |
1 303 07 731 |
1 020 |
– на ОПС |
1 401 20 225 |
1 303 10 731 |
4 400 |
Выдано вознаграждение физическому лицу из кассы учреждения |
1 302 25 837 |
1 201 34 610 |
17 400 |
Установка скамеек и урн для мусора
Пример 4.
Автономное учреждение культуры в целях благоустройства своей территории приобрело у поставщика металлические скамейки и урны для мусора на сумму 72 000 руб. Работы по их установке оплачивались по отдельному договору, заключенному с подрядчиком на сумму 8 000 руб.
Все расходы произведены учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (не облагаемой НДС).
Комиссией учреждения принято решение учитывать скамейки и урны в составе основных средств на счете 2 101 36 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанным объектам не формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением, они относятся на финансовый результат текущего финансового года.
Расходы на приобретение скамеек и урн следует относить на статью 310 КОСГУ, а оплату работ по их установке – на подстатью 228 КОСГУ. Указанные затраты отражаются по КВР 244.
В бухгалтерском учете должны быть сформированы следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны) |
2 106 31 310 |
2 302 31 734 |
72 000 |
2 302 28 734 |
8 000 |
||
Перечислены денежные средства: |
|||
– за поставленные скамейки и урны |
2 302 31 834 |
2 201 11 610 |
72 000 |
– за выполненные работы по их установке |
2 302 28 834 |
2 201 11 610 |
8 000 |
Приняты к учету объекты основных средств (скамейки и урны) в сумме фактических вложений |
2 101 36 310 |
2 106 31 310 |
80 000 |
Начислена амортизация* |
2 401 20 271 |
2 104 36 411 |
80 000 |
* В примере исходим из того, что стоимость одного объекта превышает 10 000 руб. и при выдаче его в эксплуатацию амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.
Обложение объектов благоустройства налогом на имущество
В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств.
Государственные (муниципальные) учреждения рассчитывают и уплачивают налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Обратите внимание: порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473).
Не облагаются налогом на имущество организаций:
любое движимое имущество (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);
имущество, которое не является объектом налогообложения на основании п. 4 ст. 374 НК РФ (например, земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы));
льготируемое имущество учреждения (п. 2 ст. 372, ст. 381 НК РФ).
На основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты. При этом вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется (например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и иные объекты).
Кроме того, согласно ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).
В то же время в силу ст. 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.
По мнению Росреестра (см. Письмо от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом данное оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Таким образом, созданные в ходе выполнения работ по благоустройству территорий объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Что касается элементов благоустройства, неразрывно связанных с объектами капстроительства или земельными участками, например малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), заасфальтированной площадки, покрытого гравием земельного участка, они этим налогом не облагаются (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 04.02.2020 № 03-05-05-01/6848, от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 01.04.2020 № 03-03-07/26051).
В статье рассмотрены особенности учета отдельных видов расходов, которые имеют место при благоустройстве территорий учреждений культуры. В зависимости от вида выполняемых работ соответствующие расходы подлежат отражению:
при проведении капитального ремонта фасада здания – по КВР 243 и подстатье 225 КОСГУ;
при возведении (строительстве) на территории бюджетного учреждения спортивной площадки, учитываемой в качестве объекта недвижимости, – по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ;
при уборке территории от грязи и мусора – по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ;
при приобретении скамеек, урн и оплате работ по их установке в рамках отдельных договоров – по статье 310 КОСГУ (в части расходов на покупку указанных объектов) и подстатье 228 КОСГУ (в части затрат на их установку) в увязке с КВР 244.
Элементы благоустройства, являющиеся неотъемлемой частью капитального сооружения, здания или земельного участка, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поэтому облагать их налогом на имущество организаций не нужно.
СП 475.1325800.2020. Свод правил. Парки . Правила градостроительного проектирования и благоустройства . Parks . Rules for urban design and landscaping. ОКС 91.020. Дата введения 2020-07-23. Предисловие. Сведения о своде правил. … 4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 26/пр и введен в действие с 23 июля 2020 г. 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке.
Обустройство спортплощадок нельзя приравнять к возведению объекта капитального строительства
Как указал Верховный Суд, такие работы и их результат следует относить к некапитальным сооружениям и улучшениям земельного участка, заключающимся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся таким участком
По мнению одного эксперта «АГ», в деле подняты достаточно интересные вопросы: всякое ли возведение культурно-спортивного комплекса можно признать возведением капитального объекта, что является объектом капитального строительства и как эта категория соотносится с понятием недвижимого имущества. Другой полагает, что ВС указал, что понятие объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе РФ корреспондирует понятию недвижимого имущества, а непредставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позволяет подтвердить участнику аукциона его соответствие дополнительным требованиям по наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству капитального объекта.
2 февраля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС21-16773 по делу № А07-31052/2019 об оспаривании решения антимонопольного органа о соответствии отклоненной заявки участника закупки дополнительным требованиям конкурсной документации, в котором разъяснил тонкости признания сооружений объектами капитального строительства.
В июне 2019 г. Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике опубликовал извещение об электронном аукционе на капремонт местной поликлиники с начальной ценой контракта 14 млн руб. В соответствии с документацией от участника аукциона требовалось представить документы, подтверждающие наличие за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения одного контракта (договора) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капстроительства.
По итогам рассмотрения комитет отклонил заявку ООО «Промэлектроснабкомлект» со ссылкой на то, что представленный им договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ в двух культурно-спортивных оздоровительных комплексах и поставку необходимых материалов и оборудования не является документом, подтверждающим необходимый опыт, а объекты выполнения работ не являются объектом капстроительства. Свое решение заказчик работ обосновал п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ).
7 августа 2019 г., рассмотрев обращение общества, Башкортостанское УФАС России выявило в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ и выдало предписание об устранении нарушения. Документ был обоснован техническим заключением ООО «Ассоциация судебных экспертов и оценщиков Республики Башкортостан», согласно которому обследованные в ходе визуального внешнего осмотра культурно-оздоровительные комплексы открытого типа, расположенные возле двух образовательных школ, являются объектами капстроительства.
Комитет обжаловал решение УФАС в суд, однако три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. Они посчитали, что представленный обществом «Промэлектроснабкомплект» договор подтверждал выполнение необходимого вида работ. В связи с этим Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отметила, что в рассматриваемом деле соискатель фактически представил договор подряда, который предусматривал покрытие двух земельных участков для обустройства спортивных площадок возле двух образовательных школ и установление на них поставляемого спортивного оборудования. «Вместе с тем суды не учли, что данное техническое заключение не может предрешать вопросы права и правовых последствий оценки доказательств, которые относятся к полномочиям суда. В документации об электронном аукционе в числе прочего предусмотрено представление копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)», – отмечено в определении Суда.
Как пояснил ВС, из решения антимонопольного органа и обжалуемых судебных актов не следует, что в отношении предмета договора, копия которого приложена ко второй части заявки обществом, выдавались разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию. Судами также не было установлено, что представленный договор подряда непосредственно предусматривал строительство объекта капитального строительства или такие сведения были отражены в акте о приемке законченного строительством объекта приемочной комиссией, который также был приложен к заявке.
«Лицами, участвующими в деле, не были представлены для исследования документы о государственной регистрации недвижимости, в частности сооружений, созданных по результатам обозначенных в договоре подряда работ. Обстоятельства дела, которые, согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, – указал Суд. – В отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих выполнение ООО “Промэлектроснабкомплект” работ по строительству объекта капитального строительства, такие работы и их результат при правильной правовой квалификации следовало отнести к некапитальным сооружениям и улучшениям земельного участка, заключающимся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком».
Верховный Суд подчеркнул, что, таким образом, покрытие двух земельных участков для обустройства спортивных площадок и установление на них оборудования не может быть приравнено к строительству объекта капстроительства и подтверждать соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в связи с чем он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал недействительным решение антимонопольного органа.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников напомнил, что ранее Верховный Суд в п. 38 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 разъяснял, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы, а замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью. «Однако на практике суды часто сталкиваются с трудностями при отнесении того или иного объекта к недвижимому, капитальному объекту. Поэтому в практике Верховного Суда имеется множество дел, в которых он в целом ориентирует суды на отнесение различных площадок, замощений и полигонов не к самостоятельным объектам недвижимого имущества, а к различного рода улучшениям соответствующего земельного участка (напр., определения ВС РФ от 7 апреля 2016 г. № 310-ЭС15-16638 по делу № А35-8277/2014, от 30 сентября 2015 г. № 303-ЭС15-5520 по делу № А51-12453/2014, от 12 января 2016 г. №18-КГ15-222)», – отметил он.
По словам эксперта, в практике выделяются как «сущностные» признаки объектов, способные относить их в силу природных свойств к недвижимым вещам (наличие самостоятельного функционального назначения, возможность выступать в обороте в качестве самостоятельного объекта, прочная связь с землей, невозможность переместить без соразмерного ущерба), так и «формальные» (наличие документов технического учета, разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, землеотвода). «В целом сущностные признаки имеют базовое значение. И Верховный Суд отметил, что судами не устанавливалось, что представленный договор подряда, исходя из его содержания, непосредственно предусматривал строительство объекта капитального строительства, что вполне соотносится с приводимой выше практикой высшей инстанции по схожим объектам и не является чем-то новым», – считает Николай Сапожников.
Он добавил, что в рассматриваемом деле данная проблематика поднималась в контексте соблюдения дополнительных требований при заключении контрактов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Поэтому Верховный Суд, по сути, основной акцент сделал на формальных признаках и дело на повторное рассмотрение не отправлял. По сути, ВС указал, что понятие объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе РФ корреспондирует понятию недвижимого имущества, а с учетом ч. 2 ст. 51 ГрК РФ непредставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позволяет подтвердить участнику аукциона его соответствие дополнительным требованиям по наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству капитального объекта», – заключил эксперт.
Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов полагает, что рассматриваемый спор, который непосредственно не относится к строительству и недвижимости, – об оспаривании решения антимонопольного органа по поводу недопуска к аукциону, – поднял достаточно интересные вопросы: всякое ли возведение культурно-спортивного комплекса можно признать возведением капитального объекта, что является объектом капитального строительства и как эта категория соотносится с понятием недвижимого имущества.
«Верховный Суд указал, что понятия недвижимости и объекта капстроительства корреспондируют друг другу. С точки зрения рассматриваемого спора, для того чтобы признать наличие у компании опыта возведения объектов капстроительства, следовало представить доказательства выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и документы о госрегистрации недвижимости. В отсутствие этих документов работы по возведению культурно-спортивного комплекса нельзя признать строительством нужных объектов, так как это могло быть просто замощение земельного участка для обустройства спортивных площадок, установление на них оборудования, в результате чего новый объект недвижимости создан не был», – резюмировал он.
— некапитальные нестационарные сооружения; — элементы объектов капитального строительства . 2. Общие принципы и подходы. … 2.18. В качестве приоритетных объектов благоустройства рекомендуется выбирать активно посещаемые или имеющие очевидный потенциал для роста пешеходных потоков территории населенного пункта, с учетом объективной потребности в развитии тех или иных общественных пространств, экономической эффективности реализации и планов развития муниципального образования.
- https://xn--f1ahbn2b.xn--p1ai/life-situations/park-skver-i-peshekhodnye-zony
- https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/1034779.html?SECTION=account&SUB_SECTION=assets&SECTION_NUMBER=8&NUMBER=1034779
- https://www.advgazeta.ru/novosti/obustroystvo-sportploshchadok-nelzya-priravnyat-k-vozvedeniyu-obekta-kapitalnogo-stroitelstva/