Парковое строительство ландшафтно садовый проект

В данной разработке для специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство» по теме «Проект благоустройства и озеленения сквера» дано описание практического занятия в форме деловой игры. Четерым ландшафтным фирмам нужно запроектировать сквер и представить на защиту проект в программе Наш Сад Рубин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Методическая разработка открытого урока МДК 01.01 Проектирование объектов садово-паркового строительства 547.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф.Морозова»

По МДК 01.01 « Основы проектирование объектов садово-паркового строительства»

Тема: Проект благоустройства и озеленения сквера

по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Урок подготовила и провела преподаватель Рыцкова Г.В.

Благоустройство садово паркового объекта

с.Слобода 2018 г.

Данное занятие рассчитано на 1 пару (90 минут): обобщающее занятие по теме «Проект благоустройства и озеленения сквера».

Урок начинается с организационного момента, на котором преподаватель отмечает отсутствующих, настраивает студентов на работу, объявляет порядок проведения занятия.

Данный урок проходит в форме деловой игры, поэтому при подготовке к данному занятию студенты предварительно делятся на четыре группы (Ландшафтные фирмы) по 6 – 7 человек.

В качестве домашнего задания к данному практическому заданию каждой группе предлагается придумать название своей фирмы, создать логотип и слоган. Руководителю необходимо распределить должности внутри фирмы (президент, инженер-конструктор, ландшафтный дизайнер, художник, программист, специалист по смете). Кроме того, из числа присутствовавших преподавателей выбираются независимые эксперты (2-3 человека), которые проверяют и оценивают выполняемые задания.

Игра проходит в несколько этапов. На первом этапе участники каждой фирмы представляются и отвечают на вопросы, за которые получают бонусы.

На втором этапе, получив «Архитектурно-планировочное задание», каждая фирма готовит свой проект сквера.

Третий этап состоит из демонстрации знаний, умений и профессиональных компетенций студентов. От каждой ландшафтной фирмы «специалисты» компании рисуют эскиз на интерактивной доске, рассчитывают баланс территории объекта проектирования, составляют посадочную ведомость на проектируемые растения и собирают макет сквера.

На четвертом этапе каждая фирма защищает свой проект сквера, рассказывая о стиле проектирования, особенностях и демонстрирует проект в программе Наш Сад Рубин.

Затем, «Главный архитектор города», говорит о количестве баллов набранных ландшафтными фирмами.

Но самое главное, насколько участники игры остались довольны своим проектом выясняется на этапе «Рефлексия»

План учебного занятия № 205

Современный ландшафтный дизайн: тренды, цены и обзор участка в скандинавском стиле

По МДК 01.01 « Основы проектирование объектов садово-паркового строительства»

Тема: Проект благоустройства и озеленения сквера — 221 гр

дидактическая систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов по ПК 1.1. Проведению ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения; по ПК 1.2. Выполнению проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ; по ПК 1.3. Разработке проектно-сметной документации

развивающая формирование навыков работы в команде и самостоятельной работы, развитие творческой инициативы, творческих способностей, ответственности, организованности, развитие опыта целостности и последовательности знаний по МДК, развитие памяти, коммуникативного общения, логики и умения воспринимать и осмысливать знания, полученные на других дисциплинах.

воспитательная воспитание точности и аккуратности, инициативности в выполнении проекта в компьютерной программе, макета, эскиза, воспитание интереса к будущей профессии, формирование профессиональной направленности личности кругозора студентов и обучение публичной презентации результатов своей проектной деятельности и формирование ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9

Вид занятий (тип урока) практическое занятие, урок применения знаний, умений и навыков в форме деловой игры

Организационные формы обучения групповая, индивидуальная

Методы обучения имитационные (игровые), метод самостоятельной работы, частично-поисковый, проблемный, информационный (объяснительно-иллюстративный)

Средства обучения мультимедийное оборудование, презентация, методические рекомендации по выполнению практических заданий, программное обеспечение Наш Сад Рубин, раздаточный материал – для каждой ландшафтной компании, листы чертежной бумаги, карандаши, краски, кисточки

Вид и форма контроля знаний индивидуальный, блиц-опрос, корректирующий опрос

Средства контроля система устных вопросов, наблюдение, разъяснение, индивидуальное задание каждому и защита творческого проекта ландшафтной фирмой

Внутрипредметные связи темы – «Этапы проектирования», «Особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры общего пользования», «Виды цветочного оформления», «Стили садово-паркового искусства», «Формы крон», «Баланс территории», «Дороги, площадки», «Принципы пространственной композиции садово-паркового ландшафта»

Межпредметные связи Математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, экологические основы природопользования, цветочно-декоративные растения и дендрология, основы компьютерной графики

Виды самостоятельной работы студентов ответы на вопросы, выполнение проекта в программе Наш Сад Рубин, создание макета сквера, расчет «Баланса территории» и сметной документации на создание сквера, выполнение эскиза в цвете, подготовка и защита проекта ландшафтной фирмой

Домашнее задание учебник Теодоронский В.С, Боговая И.О. Ландшафтная архитектура с основами проектирования 2016 г., стр163-178, прочитать, ответить на вопросы, учебное пособие Рыцкова Г.В. «Основы проектирования объектов садово-паркового и ландшафтного строительства» стр.139-141, прочитать, ответить на вопросы

  1. Организационная часть подготовка студентов к работе на практическом занятии, и отметка отсутствующих в журнале (1 мин.)
  2. Сообщение и обоснование темы и целей занятия, активизация творческой активности, познавательного интереса (4 мин.)
  3. Представление команд участников (ландшафтных фирм) (4мин.)
  4. Выявление степени понимания студентами учебного материала по теме: «Проект благоустройства и озеленения сквера». Актуализация знаний студентов (10 мин)
  1. Назовите объекты ландшафтной архитектуры, для которых вы можете выполнять проекты?
  2. Дайте понятие скверу как объекту ландшафтной архитектуры.
  3. Назовите площадь скверов
  4. Каким может быть архитектурно-планировочное решение сквера?
  5. Какой элемент планировки используется для организации движения пешеходов и его нормативы
  6. При проектировании любого объекта ведут расчет баланса территории в % отношении от общей площади, подскажите нормативы для сквера
  7. Норма проектирования деревьев и кустарников на 1 га
  8. Перечислите требования к проектируемым растениям в сквере
  9. Пользуясь знаниями, полученными на дендрологии, предложите древесные породы и кустарники, соответствующие данным требованиям
  10. Перед созданием проекта необходимо выбрать стиль, применяемый в садово-парковом искусстве. Посмотрите на фотографии скверов и определите стиль проектирования.
  11. Цветники являются неотъемлемым элементом скверов, посмотрев на слайды, назовите виды цветочного оформления, которые вы видите.
  12. Перечислите этапы проектирования сквера (ЭП, П, РП, РД)
  13. Перечислите документы, которые подготавливает проектная организация?
  14. Какие документы, для вас, как для проектной фирмы необходимы, что бы начать проект?
  1. Постановка задачи, ознакомление с правилами игры и выдача индивидуальных заданий (3 мин.)
  2. Выполнение практической работы ландшафтной компанией, обсуждение по ходу занятия, контроль преподавателя. (40 мин.)
  1. Создание проекта сквера в программе Наш Сад Рубин
  2. Генеральный план сквера в масштабе М 1:200
  3. Эскиз пейзажа сквера с любой видовой точки
  4. Заполнение ассортиментно-посадочной ведомости растений с расчетом затрат на покупку
  5. Расчет затрат на приобретение проектируемых малых архитектурных форм
  6. Расчет баланса территории сквера
  7. Создание макета сквера из заранее заготовленного материала
  1. Защита проекта благоустройства и озеленения сквера ландшафтными фирмами (20 мин)
  2. Оценка действий, знаний и умений, практических навыков и утверждение проекта (5 мин.)
  3. Рефлексия (2мин)
  4. Задание на дом (1 мин.)

Здравствуйте уважаемые студенты и преподаватели. Очень рада всех видеть на уроке.

Скажите, пожалуйста, есть ли отсутствующие в группе?

Профессия ландшафтного дизайнера, которой вы сейчас обучаетесь новая и востребованная. В настоящее время создается и уже работает много различных фирм, компаний, проектных организаций и ландшафтных студий. На слайде вы видите некоторые скриншопы официальных сайтов этих организаций г.Воронежа. которые предоставляют услуги по разработке проектов различных объектов ландшафтной архитектуры от маленькой усадьбы частного дома до скверов и парков.

Проектирование объектов ландшафтной архитектуры сложный процесс, в котором обязательно принимают участие: заказчик данного проекта, фирма, которая готовит проект и лица, которые утверждают данный проект.

Сегодня у нас пройдет необычное практическое занятие (ПЗ из МУ по проведению практических занятий приложение 1) , в виде деловой игры, имитирующей участие всех нас в подготовке, защите и утверждении проекта «Благоустройства и озеленения сквера г. Воронежа». Для этого на прошлом занятии я вам предложила поделиться на четыре команды.

Целью нашего занятия является демонстрация работы ландшафтной фирмы по созданию сквера.

Каждому из вас в соответствии с занимаемой должностью в компании и учитывая ваши таланты и способности, необходимо будет продемонстрировать ваши профессиональные компетенции в области проектирования объектов ландшафтной архитектуры.

Цель игры: создать лучший проект сквера, для этого

  1. Заработать больше бонусов за ответы и за подготовку и защиту проекта сквера

Мы сегодня с вами, смоделируем ситуацию, в которой я буду в роли заказчика проекта сквера, студенты будут заниматься проектированием, а роль главного архитектора, который утверждает проект, попрошу выполнить (фамилия зам.директора по УР) и преподавателей присутствовавших на нашем уроке.

Итак, начинаем! Всем студентам желаю удачи.

Руководители ландшафтных фирм, представьте, пожалуйста, своих коллег. (4 мин)

Мне бы как заказчику очень хотелось бы убедиться в профессиональной компетенции ваших сотрудников, для этого я буду задавать короткие вопросы и за каждый правильный ответ всей команде буду выдавать бонусы (приложение 2)

Блиц опрос между проектными организациями (10 мин)

  1. Назовите объекты ландшафтной архитектуры, для которых вы можете выполнять проекты?
  2. Дайте понятие скверу как объекту ландшафтной архитектуры.
  3. Назовите площадь скверов
  4. Каким может быть архитектурно-планировочное решение сквера?
  5. Какой элемент планировки используется для организации движения пешеходов и его нормативы
  6. При проектировании любого объекта ведут расчет баланса территории в % отношении от общей площади, подскажите нормативы для сквера
  7. Норма проектирования деревьев и кустарников на 1 га
  8. Перечислите требования к проектируемым растениям в сквере
  9. Пользуясь знаниями полученными на дендрологии предложите древесные породы и кустарники соответствующие данным требованиям
  10. Перед созданием проекта необходимо выбрать стиль, применяемый в садово-парковом искусстве. Посмотрите на фотографии скверов и определите стиль проектирования. (Презентация слайд 7)
  11. Цветники являются неотъемлемым элементом скверов, посмотрев на слайды, назовите виды цветочного оформления которые вы видите. (слайд 8,9,10)
  12. Перечислите этапы проектирования сквера (ЭП, П, РП, РД)
  13. Перечислите документы, которые подготавливает проектная организация?
  14. Какие документы, для вас, как для проектной фирмы необходимы, что бы начать проект? (Слайд 11)
Читайте также:  На каком этапе строительства объекта должен вводиться внутренний противопожарный водопровод тест

Вам был дано архитектурно-планировочное задание установленной формы (Приложение 3) и ситуационный план с отмеченными «красными линиями» на проектируемый объект (Приложение 4А).

Мы с вами в рамках практического занятия не можем подготовить весь пакет документов при проектировании, поэтому вам было дано задание самостоятельно придумать концепцию сквера, создать план сквера в программе Наш Сад Рубин, распечатать данный план и подготовить элементы для воплощения вашей идеи в форме макета, обязательно, учитывая масштаб. Руководителям компаний нужно было принять решение о распределении обязанностей сотрудников фирмы так, что бы каждый, обладая своими индивидуальными, творческими способностями мог реализовать себя в данном проекте.

В течении 40 минут ландшафтная фирма должна будет подготовить и представить на защиту, следующие документы:

  1. Проект сквера созданный в программе Наш Сад Рубин в объемном изображении ( Приложение )
  2. Генеральный план сквера в масштабе М 1:200 (Приложение)
  3. Макет сквера (Приложение 4Б)
  4. Эскиз пейзажа сквера с любой видовой точки (Приложение)
  5. Ассортиментно-посадочную ведомость с расчетом затрат на покупку
  6. Ведомость проектируемых малых архитектурных форм и их стоимость
  7. Баланс территории сквера

Уважаемые ландшафтные компании, вы можете начинать работу, а я буду наблюдать за процессом проектирования, задавать вам вопросы по документам которые вы создаете, а вы на них отвечать.

  1. Расскажите как вы создаете проект в программе Наш Сад Рубин – 5 мин
  2. При проектировании сквера необходимо считать баланс территории, покажите на интерактивной доске, как вы ведете данный расчет — 10 мин.
  3. При проектировании наиболее интересные проектные предложения изображаем в виде эскиза, покажите Ваш эскиз и расскажите о ландшафтной композиции выполненной вами в акварельных красках– 5 мин
  4. Приведите пример на доске по расчету «Ассортиментно-посадочной ведомости растений» – 5 мин
  5. Приведите пример на доске по расчету «Ведомости проектируемых малых архитектурных форм» и их стоимость – 5 мин
  6. Создайте макет сквера из предварительно заготовленных элементов благоустройства и озеленения – 5 мин.
  7. Какой ассортимент деревьев вы запроектировали, почему? — 3 мин
  8. Перечислите декоративные качества проектируемых растений — 3 мин

Проекты четырех ландшафтных фирм готовы и я предлагаю защитить свои проекты – по 5мин

Дорогие мои студенты, сегодня мы с вами продолжали осваивать все три профессиональные компетенции нашего модуля

ПК 1.1. Проведению ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения; ПК 1.2. Выполнению проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ; ПК 1.3. Разработке проектно-сметной документации

Увидели четыре прекрасных, интересных проекта сквера.

А самое главное вы сегодня работали самостоятельно в команде, каждый в общем проекте делал то, что он умеет лучше других, ведь вы же все талантливы в чем то.

Я сейчас хочу увидеть, довольны ли вы своей работой

Возьмите, пожалуйста, цветные стикеры и создайте «Цветок успеха» в цвете, который вы считаете нужным прикрепить.

Уважаемые главные архитекторы города Воронежа, сообщите, пожалуйста, количество баллов которые ландшафтные фирмы заработали сегодня.

На сегодня деловая игра закончилась, а наше обучение продолжается, поэтому не забудьте записать домашнее задание.

Практическое занятие № 63

Тема: «Проект благоустройства и озеленения сквера»

Цель занятия : приобрести практический опыт в проведении ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения, выполнения проектных чертежей объектов озеленения с использованием компьютерных программ, разработки проектно-сметной документации.

Средства обучения : мультимедийное оборудование, презентация, методические рекомендации по выполнению практических заданий, программное обеспечение Наш Сад Рубин, раздаточный материал – для каждой ландшафтной компании, листы чертежной бумаги, карандаши, краски, кисточки

Исходные данные . Архитектурно-планировочное задание на проектирование «Благоустройство и озеленение территории сквера г.Воронеж», ситуационный план территории проектируемого сквера

Задание. Выполнить проект благоустройства и озеленения сквера и генеральный план сквера в программе Наш Сад Рубин, рассчитать баланс территории сквера, составить ассортиментно-посадочную ведомость, рассчитать смету затрат на покупку посадочного материала и устанавливаемых малых архитектурных форм, зарисовать вид пейзажа проектируемого сквера с выбранной видовой точки и защитить данный проект ландшафтной фирмой.

Основные теоретические положения по теме «Скверы»

Сквер–это небольшая озелененная территория (0,2-2 га) на улицах и площадях, предназначенная для кратковременного отдыха.

Планировка сквера подчиняется окружающему его архитектурному ансамблю. Контурам сквера обычно придают геометрические формы прямоугольника, треугольника, круга.

При проектировании сквера, его озеленения, прилегающей территории необходимо учитывать следующие требования:

• применение наиболее простых и легко осуществимых приемов озеленения;

• высокая декоративность проектируемых посадок;

• использование существующих зеленых насаждений;

• удобство пользования зелеными насаждениями.

В сквере наиболее оптимальным средством озеленения является газон, подчеркивающий простоту архитектуры. На этом фоне размещаются другие виды озеленения: групповые, одиночные, аллейные посадки, живые изгороди, цветники.

Важным моментом в формировании ландшафта являются группы и одиночные деревья. Крупные экземпляры последних с раскидистой кроной (дуб, береза) хороши на полянах для оформления мест отдыха. Красиво смотрятся кедры, ели, лиственницы, клены на больших газонах. Однако количество одиночных посадок должно быть небольшим.

I. По местоположению в городской застройке:

  1. У общественных зданий;
  2. В административно-общественном центре города;
  3. У памятников архитектуры или их комплексов;
  4. У скульптурно-монументальных объектов;
  5. На улицах в пределах общегородского и районных центров;
  6. На площадях центральных и районных;
  7. На транспортных площадях и развязках;
  8. На улицах между домами и на углах улиц в жилых микрорайонах;
  9. На предзаводских площадях.

II. По характеру архитектурно-ландшафтной композиции:

1. С регулярной архитектурно-планировочной структурой -«Французского» типа;

2. С пейзажной архитектурно-планировочной структурой — «Английского» типа

и «Японского» типа;

III. По возможности доступа населения:

  1. С доступом населения;
  2. Без доступа населения (декоративного и планировочного типа на транспортных площадях и т.п.).

В таблице ниже даны рекомендации по элементам проектирования городского сквера (таблица 1)

Источник: nsportal.ru

Ландшафтный дизайн парковой зоны

Ландшафтный дизайн парковой зоны

В создании каких-то построек важно учитывать то, как они будут смотреться с природой – будет ли это выглядеть гармонично. Это важно помнить во время строительства городов, парков, заповедников, отдельных домов, при организации улиц, зон отдыха и т.д.

Виды парков для отдыха

Все парки можно разделить на разные категории по разным показателям. Таким образом, исходя от того, где они расположены, их делят на:

  • Городской вид;
  • Загородный;
  • Сельский.

Исходя из того, какие функции у парка, он может иметь одно из следующих названий:

  • Специализированный – например, если предназначен для спорта, прогулок, развлечений, выставок и т.д.;
  • Многофункциональный.

От того, какие у него размеры:

  • Малый, когда площадь занимает 5-20 га;
  • Средний, площадь которого 20-100 га;
  • Большой – более 100 га.

По тому, кто планирует посещать эту зону отдыха:

  • Молодежный;
  • Детский;
  • Для разных возрастов.

Исходя из природно-ландшафтных условий:

  • Гидропарк;
  • На территории леса;
  • На нарушенной территории;
  • На пойменной территории.

От того, как будет формироваться ландшафтный дизайн парка:

  • Постоянный;
  • Пейзажный;
  • Комбинированный из двух предыдущих.

Среди городских парков больше всего встречается многофункциональный тип

Благоустройство парковой зоны

Для того, чтобы благоустроить ландшафтный дизайн города, парка необходимо помимо всего уметь правильно использовать водоемы. Это могут быть пруды, реки, озера, водопады, а еще ручейки. Очень часто водоем является в парке центральным элементом, вокруг которого уже планируют другие части дизайна ландшафта. Это объясняет, почему обычно, если отсутствует водоем естественного типа, то делают его искусственным путем. Его можно сконструировать довольно оригинально и неповторимо, благодаря чему любой участок будет преображен.

Планируя ландшафтный дизайн улицы опытный дизайнер учитывает историю парка, а также его стиль. Это помогает ему создать полноценный вид, каждого элемента, которые будут сочетаться между собой. Таким образом, он обращает внимание на то, как будут передвигаться пешеходы и транспорт. Это должно проходить безопасно, а также удобно.

Сама зона парка должна планироваться с учетом нахождения на территории города. Выполнение композиций застройки также должно соответствовать масштабу и ритмичности. Также важно обращать внимание на то, какие постройки находятся вокруг планируемой территории, а еще на общий стиль города. Все это могут выполнить специалисты компании «БЕРСО» http://bersosamara.ru/.

Озеленение городских улиц

С давнего времени зелень является завершающим элементом дизайна территории. По мере развития количества городов городской ландшафтный дизайн набирает всю большую популярность. Скорее всего, это происходит по причине желания сохранить живую природу прямо в центре города либо даже внутри крупного торгового центра. Чаще всего для этого используют деревья и кустарники.

От того, где будет находится растение, решают, какой высоты его выбрать. Подойдя к оформлению двора, парков и площадей с ответственностью, будет возможным совместить комфортабельность с пользой для здоровья людей. Пользуясь кустарниками маленькой высоты, можно, к примеру создать изгородь живого типа. А если правильно комбинировать растения с цветами, получится оформить роскошный цветник, клумбу либо альпийскую горку.

Озеленение также включает в себя разные типы. Оно может быть вертикального и горизонтального расположения. Благодаря такому разнообразию постройку снаружи и внутри можно менять по ее архитектурному облику.

Живые изгороди в городских парках

Изгороди такого типа возможно конструировать высокими, низкими, широкими и узкими. Например, в качестве временного «забора» можно высадить большие кусты. Их нужно планировать так, чтобы оставалось по 0,3-0,4 метра друг от друга. Это будет отличная помощь в том, чтобы скрыть некрасивые ограждения либо стены постройки.

Озеленение часто делается для тех целей, чтобы оградить зону для отдыха, а также проезжую часть дороги. Такая живая изгородь будет служить образным щитом, который будет отгораживать тех, кто отдыхает от определенной части шума, грязи и пыли. От того, насколько большое движение на проезжей части зависит то, какой шириной будет этот «щит».

Рассаживать кустарники можно разным методами. Например, можно распределять их по очереди с деревьями либо группками. Если вы решите использовать первый метод, то для этого важно все узнать про особенности , а также потребности каждого из видов растений. Необходимо знать о том, какое пространство на территории им необходимо с учетом будущего развития кроны.

Читайте также:  Порядок утверждения сметной документации в строительстве

Рекомендуется также не высаживать такой вид растений, который может вызывать аллергию. Одним из таких видов, может быть тополь женской особи. Еще необходимо помнить о том, какое будет предоставлять зелени освещение, будет ли оно достаточным.

Клумбы в парках города

Когда сквер организован небольшой, то цветники можно планировать вдоль проезжей части и тропинкам. Парки покрупнее позволяют на своей территории размещать целые партеры, которые содержат тропинки, а еще цветники со строгими очертаниями (рабатки). Стоит учитывать тот момент, что такая планировка должна смотреться органично не только с общим дизайном, но также чертежом парка.

Чтобы сформировать цветочную композицию правильным образом, нужно выбирать как можно более простой рисунок, а также мудро подходить к вопросу планирования разных ее частей – они должны соответствовать друг другу. Есть такое правило, по которому не нужно отводить цветам больше части газоны, чем ½. Такие простые композиции, которые включают всего 3 разных вида цветов, будут порой выглядеть более роскошно, чем те, которые содержат много, но смотрятся наляписто.

Лучше для создания рабаток и клумб выбирать те сорта цветов, срок цветения которых долгий.

При рассаживания разных растений, нужно следить за тем, что высокие не перекрывали низких. Чтобы этого избежать, низкорослые можно размещать по краям, а высокорослые по центру композиции. Чтобы понять, насколько высокими должны быть растения, чтобы рабатка или клумба выглядело должным образом, нужно запомнить правило. Оно звучит так: высота не должна быть больше половины или ¼ ширины выбранной посадки.

Ассортимент растения для озеленения

Обычно, чтобы озеленить скверы на территории города, применяют деревья и кусты. Чтобы выбрать из всего разнообразия нужный вид флоры, важно узнать о том, как долго он живет, какими обладает санитарно-гигиеническими характеристиками и, насколько экономически выгодно его можно будет использовать.

Существуют такие виды, которые могут без большого ухода жить долго с постоянными декоративными качествами. Такими являются:

  • Лиственный тип деревьев – пушистая береза, остролистый клен, белый тополь и т.д.;
  • Кустарники лиственного вида – шиповник, барбарис, сирень и т.д.;
  • Хвойные представители флоры – канадская и сербская ели, лиственница и другие.

Существует много экземпляров, которые обладают высоким показателем декоративных качеств. Однако, к сожалению, они показали себя менее устойчивыми к отрицательному влиянию городской среды. Это такие, как:

  • Деревья лиственного типа, которые включают в себя вишню, липу, грушу, каштан и другие;
  • Лианы – хмель, девичий виноград и т.д.;
  • Кустарники лиственного вида, включающие форзицию, иргу канадскую, черную бузину и другие;
  • Вечнозеленые деревья хвойного типа – ель, пихта, сосна и т.д.;
  • Хвойные кусты – можжевельник казацкий и западная туя.

Есть также ограниченная группа зеленых экземпляров, которые часто размещают на территории, где находятся памятники ландшафтного дизайна. Они требуют к себе большего внимания и особого ухода. Например, это:

  • Гортензия древовидная;
  • Западная туя;
  • Сирень обыкновенная;
  • Итальянский тополь;
  • Чайная парковая роза.

Чтобы достичь нужного роста и роскошного внешнего вида, растениям необходимо предоставить тот грунт, количество света, уровень подземных вод, в которых каждый из них нуждается. Помимо этого, следует не забывать также об общей архитектуре парковой зоны.

Выбирая разных представителей флоры, нужно обращать внимание на их скорость роста. Некоторые, способны за год вырастать на 0,5-0,7 метра, другие – всего лишь на 0,2 метра.

Конечно, всем известно, что очень ценятся хвойные представители зелени, потому что на протяжении круглого года они вносят неоценимый вклад в дизайн.

Архитектурные элементы в оформлении городских парковых зон

Для полной картины в планировки ландшафта добавляют архитектурные детали. Ими могут быть скульптуры и бюсты. Таким образом, получается достигнуть нужного стиля на конкретном участке. Крайне важно для таких элементов, быть долговечными и соответствовать эстетике. Еще для таких целей применяют вазы и кувшины с растительными композициями.

Чтобы декоративно дополнить вход на парковую территорию, используют арки, рамки и другие виды архитектурных элементов.

Неотделимой деталью в планировании скверы, конечно, принято считать скамейки. Для удобства их размещают по направлению аллей, под кроной деревьев, около водоемов и фонтанов.

Еще применяется геопластика для организации пространства зоны отдыха. Это могут быть, к примеру, мосты, подпорные стенки, террасы и другие конструкции.

Источник: lanshaft.com

Парковое строительство ландшафтно садовый проект

Благоустройство в реновации. Подходы и проблемы
Т. Н. Гук, Ю. В. Фролова, Е. В. Семенкова, Е. В. Арсенъева, Д. В. Садков, М. Р. Морина, О. Л. Жибуртович, П. В. Климов, И. И. Янычева, Е. Г. Шонина, А. С. Кулаков, А. А. Одинцов, О. И. Сидоренко, А. В. Стребков

Колористика в архитектурной дендрологии
А. И. Ковешников, Н. Е. Новикова, Ж. Г. Силаева, П..А..Ковешников

Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии
А. В. Дроздов, Н. А. Алексеенко, А. Н. Антипов, Р. Йоханнсен, И. В. Замотаев, В. В. Кравченко, Т. М. Кудерина, К. Н. Кулик, Ю. М. Рулевч, Ю. М. Семенов, Ю. И. Сухоруких, Ф. Флоринет, Е. Хакер

Источник: elima.ru

благоустройство, озеленение и ландшафтный дизайн

схема ландшафтного дизайна

Благоустройство, озеленение и ландшафтный дизайн парков

Функциональное зонирование территории парков. Функциональное зонирование заключается в определении состава, местоположения, площади, конфигурации и линейных размеров основных функциональных зон под ландшафтный дизайн парков.

Состав и площади основных функциональных зон под ландшафтный дизайн, озеленение и благоустройство парка определяются в соответствии с его функциональным профилем, характером современного и перспективного использования прилегающих к парку территорий.

Рекомендуемый состав и соотношение площадей основных функциональных зон многофункциональных ландшафтного дизайна и благоустройства парков приведены в табл. 1.

Таблица 1. Рекомендуемый состав и соотношение площадей основных функциональных зон многофункционального парка под ландшафтный дизайн и благоустройство площадью 20-50 га

Функциональные зоны парка

% общей площади парка

Массовых мероприятий, развлечений, аттракционов

Тихого отдыха, прогулок

ландшафтный дизайн московский

Местоположение, конфигурация и линейные размеры функциональных зон ландшафтного дизайна, благоустройства и ландшафтного строительства парка определяются с учетом следующих факторов:

— особенности ландшафтных условий проектируемого участка (крутизна рельефа, ориентация склонов, близость водоемов и т.п.);

— отсутствие или наличие на прилегающих к парку территориях источников загрязнения окружающей среды (улицы с интенсивным движением автотранспорта, котельные и т.п.);

— удобное размещение функциональных зон парка по отношению к входам со стороны прилегающих жилых и общественных территорий и объектов, а также функциональных зон ландшафтного дизайна и благоустройства парка между собой;

— ожидаемая интенсивность и направления передвижения посетителей по парку.

Расстояния между входами в парк следует принимать не более 300 м.

м дизайн ландшафтный дизайн

Зона массовых мероприятий, развлечений, аттракционов создается благоустройство зоны вблизи основных входов в парк на расстоянии до 150 м от них. В ней размещаются площадь для проведения массовых мероприятий, зрелищные и выставочные объекты, объекты питания, пункты проката, аттракционы и другие объекты массовых посещений.

Вокруг комплекса аттракционов следует создавать шумозащитную полосу с помощью озеленения зеленых насаждений.

Открытый ландшафтный дизайн и благоустройство зеленого театра лучше располагать в более тихой зоне, используя естественные уклоны рельефа.

дачный участок проекты ландшафтного дизайна

Физкультурно-оздоровительная зона размещается на открытых участках с относительно ровным рельефом, вблизи водоема. В ней размещаются спортивные площадки, дорожки для бега, катания на роликовых коньках и т.п. Спортивные площадки и сооружения следует располагать вблизи входов в парк со стороны жилых территорий, школы, что обеспечивает их удобную загрузку и минимизацию транзита через другие парковые зоны.

Детская зона включает площадки для детей разных возрастных групп, которые желательно размещать обособленно, недалеко от входов в парк со стороны жилой застройки, детских учреждений. Следует пространственно разделять площадки для детей разных возрастных групп гармоничным ландшафтным дизайном, благоустройством, особенно правильно подбирать зеленые насаждения для озеленения.

красивый ландшафтный дизайн участка

Зона тихого отдыха, прогулок включает озеленение зелеными насаждениями, площадки для отдыха с легкими парковыми сооружениями (навесы, беседки). Зона тихого отдыха, прогулок обычно размещается в периферийной части парка, удаленной от шумных объектов. Для этой зоны важно формирование живописных ландшафтных дизайнов вдоль прогулочных аллей, создавая благоустройство видовых площадок.

Хозяйственная зона размещается на периферии парка с транспортным въездом с прилегающей улицы и связью с аллеями парка, выполняющими функции внутрипарковых проездов. В ней размещаются здание для администрации и работников парка, мастерские для ремонта садовой мебели, оборудования, склад сезонного инвентаря, помещение или навес для машин, предназначенных для уборки мусора, стрижки газона и т.п.

Площадь хозяйственной зоны определяется из расчета 0,2 кв.м на одного посетителя парка. При парках площадью более 100 га допустима организация цветочно-оранжерейного хозяйства для поддержания композиций ландшафтного дизайна парка.

Рекомендации по размещению функциональных зон парка с учетом особенностей природно-ландшафтных и планировочных условий приведены в табл. 2.

По периметру парка следует создавать защитную полосу озеленения территорий зелеными насаждениями шириной не менее 10 м, в которой могут размещаться автостоянки.

Таблица 2. Рекомендации по размещению функциональных зон парка с учетом особенностей природно-ландшафтных и планировочных условий

Функциональные зоны парка

Особенности природно-ландшафтных и планировочных условий

Наличие зеленых насаждений (озелененность более 50%)

Вблизи входов в парк

вблизи главного входа

вблизи второстепенных входов

Массовых мероприятий, развлечений, аттракционов

Тихого отдыха, прогулок

парк автостоянка

Автостоянки для посетителей следует размещать за пределами территории парка и проводить ландшафтное проектирование и благоустройство из расчета 5-7 машино-мест на 100 единовременных посетителей при расчетной площади 25 кв.м. (2,5 × 5,5 м) на один легковой автомобиль. Исходя из эстетических и санитарно-гигиенических требований рекомендуется разделение с помощью озеленения зелеными насаждениями территории парка и автостоянок, а архитектурно-ландшафтное решение самих автостоянок – с использованием озеленения и благоустройства.

нормы проектирования парков

Безбарьерная зона для маломобильных групп населения. При определении местоположения основных функциональных зон парка следует учитывать необходимость создания безбарьерной зоны, оборудуемой с учетом требований физически ослабленных лиц. В состав безбарьерной зоны включаются детские площадки, места прогулок, физкультурно-оздоровительных занятий, которые должны располагаться вблизи входов в парк.

Пространственное зонирование территории. Пространственное зонирование заключается в определении местоположения и соотношения площадей открытых, полуоткрытых и закрытых озелененных и благоустроенных пространств парка и проводится в соответствии с общим композиционным замыслом ландшафтного проектирования и функциональным зонированием парка.

Читайте также:  Сосна или ель при строительстве деревянного дома

Закрытие пространства, формируемые с помощью озеленения плотными посадками зеленых насаждений, обеспечивают защиту от шума, загазованности, пыле-, ветрозащиту, служат фоном для формируемых пейзажных композиций ландшафтного дизайна. Они используются для создания периметральной полосы зеленых насаждений вдоль границ парка, визуально выделяющих ландшафтный дизайн паркового пространства и разграничения функциональных зон парка.

парки хорошего качества

Полуоткрытые пространства, образуемые разреженными с помощью озеленения зелеными насаждениями, благоприятны для организации зон тихого отдыха и прогулок, создания перехода от закрытых к открытым пространствам в ландшафтных композициях.

Открытые пространства: поляны, акватории, спортивные площадки – обеспечивают хорошие условия обзора парковых композиций ландшафтного дизайна, раскрытие пейзажных картин окружающего ландшафтного дизайна и благоустройства парка.

Рекомендуемое соотношение закрытых, полуоткрытых и открытых пространств для многофункциональных парков в условиях средней полосы Европейской части России – 1:1:2.

проектирование парка отдыха

Современные парки отличаются разнообразием выполняемых рекреационных функций и приемов организации пространства. Оптимальное решение парка должно отвечать следующим критериям:

— минимизация расстояний от входов в парк до мест концентрации потенциальных посетителей;

— минимизация и рациональная организация транзитных потоков через парк;

— обеспечение пространственной изоляции зон с плохо совместимыми функциями (например, тихого отдыха, прогулок и массовых мероприятий, развлечений, аттракционов; детской и хозяйственной и т.п.).

Планировочный каркас парка. Это остов, «скелет» парка, включающий планировочные центры (площадь массовых действий, парковые павильоны, зона ландшафтного дизайна парка и другие массово посещаемые зоны) и планировочные оси (основные аллеи парка, соединяющие планировочные центры).

проектирование садов и парков

Планировочный каркас выражает главную идею ландшафтно-планировочного решения парка. При его формировании должны учитываться особенности окружающего ландшафтного дизайна и пространственных условий участка парковой территории.

Дорожно-тропиночная сеть должна обеспечивать удобную доступность рекреационных объектов и устройств и рациональное распределение потоков посетителей, обеспечивающее допустимые рекреационные нагрузки на парковые ландшафтные дизайны.

Трассировку основных аллей целесообразно вести по водоразделам, вдоль крутых и поперек пологих склонов. При трассировке аллей должно учитываться, что они служат не только для передвижения посетителей, но и являются трассами обзора паркового ландшафтного дизайна; при размещении парковых сооружений – что они выполняют не только функциональную, но и композиционно-ландшафтную роль.

вход в парк

Дорожки и аллеи следует проектировать под имеющийся ландшафтный дизайн таким образом, чтобы они могли быть использованы для прогулок инвалидов и физически ослабленных лиц, взрослых с детскими колясками и других маломобильных групп населения.

Входы в парки следует размещать, обеспечивая удобные связи с близко расположенными жилыми районами, общественными центрами, остановками общественного транспорта, пешеходными переходами через улицы, автостоянками.

Перед входами необходимо предусматривать пригласительные площадки, которые не должны уменьшать ширину тротуара. Размеры пригласительной площадки определяются исходя из максимального ожидаемого числа посетителей, одновременно пользующихся входом, и принимаются не менее 2 кв. м/ чел.

задание на проектирование парка

Для посетителей общегородских многофункциональных и специализированных парков, парков и спортивных центров районного значения следует предусматривать удобные пешеходные подходы – не более 50 м к остановкам общественного транспорта.

Формирование парковых композиций ландшафтного дизайна и благоустройства. Средствами формирования парковых композиций ландшафтного дизайна и благоустройства являются поверхности (земли, воды), объемы (зеленые насаждения, рельеф, сооружения), колорит, свет и тень, линейная и воздушная перспектива.

нормы проектирования резервуарных парков

Сценарий визуального восприятия паркового пространства включает определение последовательности смены пейзажей паркового ландшафтного дизайна, раскрывающихся при движении по аллеям парка. При разработке ландшафтного проектирования учитываются особенности пространственных условий зрительного восприятия парка, выявленные в процессе натурных обследований (местоположение композиционных центров ландшафтного дизайна парка, осей, видовых точек, трасс обзора).

Следует стремиться к тому, чтобы с основных трасс и точек обзора были видны наиболее эстетически ценные пейзажи ландшафтного дизайна парка и его окружения.

Важно обеспечить разнообразие зрительных картин, раскрывающихся при движении по парковым аллеям. При этом используются такие приемы, как:

— изменение направления обзора за счет поворота аллеи, когда меняется объект, замыкающий перспективу ландшафтного дизайна, зрительная картина;

— раскрытие дальних перспектив при подъеме на высокие отметки рельефа;

— чередование одноплановых и многоплановых (включающих три и более пространственных плана) пейзажных композиций ландшафтного дизайна парка.

проектирование парка развлечений

Результатом разработки с помощью ландшафтного проектирования визуального восприятия паркового пространства является схема визуально-эстетической организации парка с указанием основных трасс и точек обзора, композиционных акцентов, особо эстетически ценных зон парка.

Учет зрительных иллюзий. Размеры пространства можно зрительно расширить за счет создания многоплановых перспектив ландшафтного дизайна парка. Наличие нескольких планов зрительно увеличивает глубину пространства.

Красивый вид можно обыграть с помощью обрамления – деревьев, кустарников, шпалер. Не менее выразительны виды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.

проектирование парков скверов

Воздушная перспектива отражает изменения цвета, контуров, фактуры поверхности предметов, обусловленные удалением от наблюдателя. Влажность воздуха влияет на видимый цвет, рельефность, очертания предметов ландшафтного дизайна парка. В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый, оранжевый цвета.

Объекты, окрашенные в эти цвета, зрительно кажутся ближе, чем на самом деле. Так. Ярко-желтые цветы, высаженные на дальнем плане, кажутся ближе к зрителю. Предметы с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком оптически удаляются от наблюдателя. Используя эффекты воздушной перспективы в ландшафтном дизайне парка, можно иллюзорно увеличивать площадь участка.

Приемы построения парковых композиций ландшафтного дизайна. При формировании паркового пространства используются регулярные и пейзажные приемы построения парковых композиций ландшафтного дизайна.

проектирование скейт парков

Регулярные парковые композиции ландшафтного дизайна применяются обычно в местах массовых посещений – вблизи главного входа в парк, стадиона и т.п.

Пейзажные парковые композиции ландшафтного дизайна создаются в местах тихого отдыха и прогулок, на других участках парка с превалированием природных компонентов ландшафтного дизайна.

Композиционными акцентами формируемых парковых пейзажей ландшафтного дизайна являются запоминающиеся и привлекающие внимание объекты, концентрирующие на себе внимание зрителей: здания, парковые павильоны, малые архитектурные формы, выразительные группы и одиночные деревья и кустарники. Однако следует помнить, что чрезмерная перегруженность пейзажа ландшафтного дизайна визуальными акцентами опасна. Большое их число снижает эстетические достоинства ландшафтного пейзажа.

проект парка сделать

Обрамление переднего плана парковых композиций ландшафтного дизайна создается с целью направить внимание зрителя на тот или иной фрагмент паркового пространства. В качестве обрамления переднего плана используются архитектурные формы (арки, колоннады и т.п.) или природные (деревья, кустарники).

Кулисы являются элементами построения второго пространственного плана ландшафтно-пейзажных картин и создаются с целью ограничить боковой обзор.

При формировании парковых пейзажей ландшафтного дизайна используются:

— пропорциональность, которая выражается в пространственной упорядоченности и соразмерности отдельных элементов пейзажных композиций ландшафтного дизайна;

— равновесие пространственных форм, которое может быть достигнуто средствами симметрии и асимметрии;

рекомендации по проектированию парков

— ритм, который достигается чередованием пространственных форм и промежутков между ними;

— другие композиционные приемы ландшафтного дизайна и средства.

Семантика садово-парковых композиций ландшафтного дизайна. Садово-парковые композиции ландшафтного дизайна часто несут семантическую нагрузку (от гр. semantikos – обозначающий), имеют смысловое, содержательное значение.

сделай пол кар парк

Парки с древних времен олицетворяли Эдем – рай на земле. Композиции ландшафтного дизайна, а именно зеленые насаждения, а так же размещавшиеся в парках фонтаны, каскады, ручьи, пруды, оранжереи и другие ландшафтные сооружения, несли смысловую нагрузку. Причем в разные исторические периоды они получали разную семантическую окраску.

Например, эрмитаж в эпоху романтизма олицетворял место обитания отшельника (эрмита). В XVII-XVIII вв. эрмитажи обычно размещались на границе или за пределами изгороди парка, там, где он сменялся естественным лесом и становились неожиданностью для гуляющих. Позднее эрмитажи стали рассматриваться как места уединенного размышления. Появились эрмитажи, призванные «театрализовать» пребывание в парке: эрмитажи в арабском стиле с арабскими надписями, в «китайском вкусе», эрмитажи со значением «Аркадия» (страна райской невинности).

Эрмитажи в Царском Селе и Петергофе под Санкт-Петербургом откровенно предназначались для развлечений и для приятного времяпрепровождения. В эрмитаже Монплезир в Петергофе, стоящем вблизи моря, картины с изображением моря и кораблей на стенах подчеркивали местоположение здания.

сделать городской парк

В царском Селе было два эрмитажа. Эрмитаж, построенный Б.-Ф. Растрелли, — это богато украшенное здание, которое никак не могло быть «местом уединенного размышления». Эрмитаж Грот в большей степени подходил для этой цели. В нем при Екатерине II был и свой «эрмит» — мраморная скульптура сидящего Вольтера работы Ж.-А.

Гудона, которая ныне украшает Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Петербургский Эрмитаж при Екатерине II предназначался для того, чтобы развлекать императрицу, окружив ее произведениями искусства. Отдаленная семантическая связь с райским садом сохранилась на уровне второго этажа, где был устроен «висячий сад» с деревьями в кадках, большим количеством цветов и искусственных гнезд для птиц, которые своим пением должны были напоминать об Эдеме.

сделаем москву парком

Идеология экологичной архитектуры нашла воплощение в произведениях Фриденсрайха Хундертвассера. Во всех его работах активно присутствует природа: кусты и деревья растут на балконах и террасах, крыши зданий покрывает растительность. «Человек и природа должны жить в гармонии» — один из главных его творческих принципов. Даже завод по переработке мусора в Вене (1990-1991 гг.) не избежал включения форм ландшафтного дизайна.

Библиотека варшавского университета – еще один пример яркого архитектурного воплощения идеологии «экологичной архитектуры». В 1993 г. был проведен конкурс на проект библиотеки, на котором победителем среди 50 представленных проектов стал проект архитекторов Марека Будзинского и Збигнева Вадовского. Архитектурный ансамбль воплощает идею увеличения природной составляющей в современном городе. Здание и прилегающий парк решены как единое «перетекающее» пространство, обедняющихся в единый ландшафтный дизайн. Из читального зала через стеклянную крышу видно небо и зеленые насаждения, растущие на крыше.

Озеленение крыши является продолжением прилегающего парка и может использоваться в качестве «второго читального зала», откуда открывается красивый вид на город. В парке тоже можно читать, сидя на скамьях или отдохнуть лежа на газоне. В отделке фасадов здания использована состаренная, патинированная медь, стены увиты лианами. Растительные мотивы присутствуют в формах архитектурных конструкций. Автостоянки размещены в подземном пространстве.

Источник: www.ozelenitel-stroy.ru

Рейтинг
Загрузка ...