Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) производится на каждом предприятии, на котором есть объекты, оказывающие негативное воздействие (далее — объект ОНВ) и относящиеся к I—III категориям (IV категория от этой обязанности освобождена), это указано в ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1]. Там же говорится, что для таких предприятий обязательно составление программы ПЭК, следование данной программе и затем предоставление отчета о ПЭК в качестве подтверждения проведения ПЭК.
Программа ПЭК содержит сведения:
• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу №74 от 28.02.2018
• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Система автоматического контроля
Помимо этого, для объектов I категории, подпадающих под критерии Распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р[2], программа ПЭК дополнительно должна включать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Такой программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю; места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов ОНВ; состав и форма передаваемой информации.
Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.
Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.
Создание такой системы автоматического контроля — дорогостоящий и долгий процесс, поэтому сейчас для объектов, которые обязаны ее создавать, введена отсрочка в связи с экономической ситуацией. В соответствии с Законом № 71-ФЗ[3], для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, продлевается на два года.
Отчет ПЭК за 2020 год по форме приказа Минприроды России №261 от 14.06.2018 (в ред. от 23.06.2020)
ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.
Правовое регулирование
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на сегодняшний день определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования № 74).
Представление отчета о проведении ПЭК
В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.
Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:
• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;
• об обращении с отходами производства и потребления.
Отчеты о проведении ПЭК сдают в Росприроднадзор или иной уполномоченный орган (если предприятие подведомственно ФСБ[4] — то туда и идет отчет[5]) по форме, определенной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020; далее — Приказ № 261). Методические рекомендации по ее заполнению содержатся в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Новые требования к программе ПЭК
Как сказано выше, сейчас программа ПЭК составляется по Требованиям № 74. Но недавно был принят Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Требования № 109) — вместо Требований № 74.
Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.
Примеры недоработанности Требований № 74
На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.
При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.
1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).
[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Федеральная служба безопасности.
[5] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.
Источник: www.profiz.ru
Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
Производственный экологический контроль (ПЭК) является комплексом мероприятий, выполняемых предприятием, организацией, учреждением по управлению воздействием на окружающую среду путем описания, наблюдения, оценки и составления прогноза источников воздействия и отходов.
С помощью ПЭК обеспечивается проверка соответствия субъекта хозяйственной деятельности законодательным нормам и правилам в сфере охраны окружающей среды.
ПЭК имеет такие ключевые цели:
- необходим для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством, для обеспечения выполнения в ходе хозяйственной или иной деятельности мероприятий рационального использования и восстановления природных ресурсов;
- обеспечение полноты, достоверности и оперативности информации об экологическом состоянии на промышленных объектах и в зоне их влияния для принятия управленческих решений относительно снижения или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Основные задачи ПЭК заключаются в выполнении всеми подразделениями предприятия, учреждения, организации требований природоохранного законодательства, установленных в документации нормативов по охране окружающей среды, а именно:
- соответствие нормативам воздействия на компоненты окружающей природной среды;
- выполнение лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
- соблюдение нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
- выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Программа ПЭК включает такие разделы:
- общие положения – информация о предприятии, куда будет направляться отчет по реализации программы;
- сведения от инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделения и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
- сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных по законодательству РФ;
- сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.
По факту реализации программы составляется отчет, который состоит из таких разделов:
- общие сведения об организации и результатах ПЭК;
- результаты ПЭК в области охраны атмосферного воздуха;
- результаты ПЭК в области охраны и использования водных ресурсов;
- результаты ПЭК в области обращения с отходами.
Кому нужен ПЭК
С 1-го января 2019-го года ПЭК является обязательным документом для предприятий, которые имеют 1-3 категорию негативного воздействия.
Индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие хозяйственную или другую деятельность на объектах 1-3 категории НВОС, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, непосредственно осуществлять его согласно действующим нормативам и требованиям, документировать и хранить все данные, которые получены в результате осуществления ПЭК.
По каждому объекту отдельно разрабатывается программа, учитывая категорию, используемые технологии и особенности производственного процесса, а также фактор негативного влияния на окружающую среду.
На территориях и производственных площадках объектов ПЭК могут находиться:
- все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарного и передвижного типа;
- очистительные системы для отходящих газов;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в частности в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты, в канализационные системы и водоотводящие сети;
- очистительные системы для отработанных вод;
- системы оборотного и повторного водоснабжения;
- источники образования производственных отходов;
- объекты по размещению и утилизации отходов, в частности площадки временного хранения и стационарные полигоны;
- складские помещения для размещения сырья, реагентов и прочих материалов;
- объекты окружающей среды, которые находятся на территории промышленной площади или территории, на которой осуществляется природопользование, санитарно-защитных зонах;
- природные ресурсы;
- природные среды, которые загрязнены химическими веществами по вине природопользователя.
Законодательная база ПЭК
К документам и нормативам, принятым законодательством, регламентирующим ПЭК и его программу, относятся следующие:
- Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Срок сдачи отчетов по ПЭК
Организации и предприятия, а также индивидуальные предприниматели должны ежегодно составлять отчет об организации и результатах проведения ПЭК. Документ предоставляется в двух экземплярах, содержит в себе данные по объемам загрязнений, методиках и измерительных операциях.
Срок предоставления отчетности – 25-ое марта года, следующего за отчетным.
Ответственность за отсутствие ПЭК
— на должностных лиц — предупреждение или от 2 000 до
— на юридических лиц — предупреждение или от 20 000 до 100 000 рублей.
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до
50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
— на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
— на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Необходимые материалы для составления отчета по ПЭК
Программа разрабатывается на основе таких данных:
- общие сведения о компании/учреждении/организации – карточка предприятия, копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия;
- сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, которые имеют аккредитацию по законам РФ;
- данные по выбросам: план-график контроля на СЗЗ и на источниках, протоколы КХА промышленных выбросов на источниках, протоколы КХА промышленных выбросов на СЗЗ;
- данные по сбросам, если имеются таковые: копия письма о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, копия письма о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод выше и ниже мест сброса, копия письма о результатах наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами, паспорт очистных сооружений, план-график проведения проверок очистных сооружений;
- данные по отходам – только для объектов размещения отходов: копия письма о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Компания ЭкоЦентрПроект предлагает свои профильные услуги по разработке программы ПЭК и выполнении всех необходимых для предприятия процедур, для своевременного сбора данных, анализа и составление отчетности по ПЭК.
Источник: www.ecocentrp.ru