1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
1.1 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА 8
1.2 ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 12
1.2.1 Рельеф 12
1.2.2 Растительность и почвы 12
1.2.3 Инженерно-геологические условия 13
2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 14
3.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 15
3.2 ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА 15
3.3 ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО 17
3.4 ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА 18
3.5 ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ 19
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ 19
4.1 СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА СМЕН 19
4.3 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА РАБОЧИХ ДНЕЙ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 21
4.4 ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 23
5 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 24
5.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 24
5.2 СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ 25
5.3. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 28
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ВЕДУЩИХ МАШИНАХ 31
ТБ при строительстве автомобильных дорог
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОТРЯДА 31
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 34
РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 39
5.4 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 40
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ 40
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 43
СОСТАВ ОТРЯДА ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 56
РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 58
6 ОБУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 59
7 ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК С ЭПЮРАМИ ПОТРЕБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА 61
8. ДЕТАЛЬ ПРОЕКТА…………………………………………………………………………………………….…………..61
9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 68
10.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 70
10.2 СТРОИТЕЛЬСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ 71
10.3 УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 73
10.4 СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 74
Строительство дополнительного слоя основания из песчаного грунта 74
Строительство основания из щебеночных смесей 76
Строительство покрытия из ЩМА15 77
11. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 78
11.1 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ 78
11.2 ОХРАНА ТРУДА ПРИ УСТРОЙСТВЕ ИСКУССТВЕННОГО СООРУЖЕНИЯ 79
11.3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Приложения
Приложение 1 — Ведомость объемов работ и потребность основных материалов и полуфабрикатов для строительства дорожной одежды ……………………………………………………………………1
Приложение 2 — Расчет транспортных средств по обеспечению участка дороги материалами………3
Приложение 3 – Локальная смета 01-01-01……………………………………………………………….5
Приложение 4 – Локальная смета 02-01-01……………………………………………………………….7
Приложение 5 – Локальная смета 02-01-02………………………………………………………………11
Приложение 6 – Локальная смета 02-01-03……………………………………………………………. 15
Приложение 7 – Локальная смета 06-01-01…………………………………………………………….18
Строительство автомобильных дорог, парковок и площадок методом стабилизации грунта
Приложение 8 – объектная смета 02-01………………………………………………………………….21
Приложение 9 – Сводный сметный расчет……………………………………………………………….22
Графическая часть
Лист 1- этапы устройства автомобильной дороги
Лист 2- Стройгенплан
Лист 3 –Продольный профиль
Лист 4 –Конструкция дорожной одежды
Лист 5 –Поперечный профиль земляного полотна
Лист 6 -Возведение земляного полотна
Лист 7 – Карта операционного контроля при возведении земляного полотна
Лист 8 – Устройство подстилающего слоя из песка и нижнего слоя основания из ЩПАС С-4
Лист 9 – Устройство верхнего слоя основания из органоминеральной смеси
Лист 10 – Устройство покрытия
Лист 11 – Варианты уплотнения при устройстве асфальтобетонного покрытия
Лист 12 – Схема операционного контроля качества покрытия и основания
Лист 13 – Линейный календарный график
Лист 14 – Калькуляция трудовых затрат
Лист 15 – Калькуляция трудовых затрат
Лист 16 – Устройство метал.гофр.трубы и схема укладки трубы
Лист 16 – Устройство метал.гофр.трубы
Устройство трубы начинают с того, что выходного оголовка. Секции трубы тропят обычной стропой. Стальные тросыустанавливают на расстоянии одной четвертой длины секций от их торцов.Секции трубы монтируют на спрофилированное основание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне.
Расстояние между торцами секций (центрами отверстий поперечных стыков) должно быть равно полезной ширине элемента-девятьсот десять милиметров.Каждый соединительный элемент укладывают так, чтобы один его торец находился на наружной поверхности секций, а другой — на внутренней. Для этого первый соединительный элемент коротким торцом вводят в зазоры продольных стыков соединяемых секций на величину а (рис.
8.5). Элемент закрепляют постановкой двух болтов в середине каждой его длинной стороны. Точно так же устанавливают и закрепляют последующие два элемента. Затем ставят по три или четыре болта в средних частях продольных стыков соединительных элементов.Рис. 8.5.
Схема соединения двух секции стандартными элементами:а — величина сдвижки продольных стыков; 1 — продольный стык; 2 — поперечный стык. Римскими цифрами показан порядок установки звеньев при сборке звеньевПосле этого устанавливают все болты в продольном и поперечном швах от середины шва к его концам и затягивают электрическими или пневматическими гайковертами.В такой же последовательности стыкуют следующие секции труб.Для придания жесткости с обоих концов трубы окаймляющие уголки размером сорок на сорок на четыре миллиметра, длиной четыре целых семь десятых метра прикрепляют болтами.
Болты затягивают гайковертами.Устройство дополнительного защитного покрытияДополнительное защитное покрытие состоит из грунтовки и битумно-резиновой мастики. Толщина слоя мастики должна быть не менее двух миллиметров.При перевозке секций труб покрытием, которое защищенно, на опорные брусья следует укладывать войлочные прокладки, покрытые разделительными прослойками парафинированной или битуминированной бумаги.
Грунтовку приготовляют в емкости объемом от тридцати до пятидесяти метров. В расплавленный, обезвоженный и охлажденный до температуры сто десять –сто двадцать по Цельсию битум добавляют индустриальное масло, затем тонкой струей смесь вливают в емкость с бензином при непрерывном перемешивании.
Приготовленная битумная грунтовка должна иметь вязкость от десяти до пятнадцати секунд при температуре плюс двадцать °C. Перед нанесением грунтовки трубу очищают стальными щетками и ветошью, смоченной в бензине.Грунтовку наносят краскораспылителями С-562 или С-562А , непосредственно, как и должно быть сразу после глубокой очистки металлической трубы на не влажную поверхность, искореняявозникновение сгустков, подтеков, пузырей.Для приготовления битумной мастики пригодны открытые битумно-плавильные котелки с не автоматическим перемешиванием ингредиентов.Засыпка трубыТрубу засыпают, как считают эксперты в данной сфере, после окончания монтажа и устройства защитного покрытия.
Для защиты от возможного повреждения во время осадков трубу обсыпают грунтом на высоту, превышающую диаметр трубы на пять десятых метра.Расстояние от бровки отсыпки до стенки трубы должно быть порядка двух диаметров, но не менее четырех метров (рис. 8.6).Для засыпки труб применяют щебенистые и гравелистые грунты с крупностью частиц до пятидесяти миллиметров, пески (за исключением пылеватых), а также непылеватые глинистые грунты оптимальной влажности.Рис.
8.6. Схема засыпки трубы:1 — песчаное основание; 2 — зона уплотнения грунта ручным механизированным инструментом; 3 — грунт засыпки, уплотненный автомобилями-самосвалами; l=2D, но не менее четырех метров; в — не менее три десятых метраЗапрещается применять для засыпки труб торф, ил, мелкий песок с примесью ила, илистые суглинки, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также жирные глины.Засыпку водопропускной трубы ведут с тщательным уплотнением горизонтальными слоями толщиной от пятнадцати до двадцати метров по всей ширине насыпи.
Отсыпают грунт автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают — бульдозером. Грунт отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, не допуская разницы в уровнях засыпки более двадцати сантиметров.Послойное уплотнение призм грунта, исключая область в непосредственной близости от конструкции, производят гружеными автомобилями-самосвалами МАЗ-205 или МАЗ-503.Для трамбовки грунта подсыпки труб можно использовать машину для уплотнения грунта в стесненных условиях на базе бульдозера Д-535.После отсыпки и планировки каждого слоя грунта толщиной не более двадцати сантиметров груженый автомобиль-самосвал медленно (до десяти километров в час) перемещается вдоль трубы вперед-назад (рис.
8.7),Рис. 8.7.
Схема уплотнения грунта засыпки груженым автосамосвалом:1 — тело трубы; 2 — грунт засыпки после уплотнения; 3 — грунт засыпки до уплотнения; 4 — схема перемещения колес автомобиля-самосвала; в — не менее трез десятых метраДостоинства гофрированных металлических труб:Становиться жесткой за счет гофрирования труба, из этого следует, чтобудет обеспечен высокий защитный уровень;Остается неповреждённой поверхность дороги, когда ее укладывают;Сохраняется целостность земляного полотна;Финансовых затрат не требует такое устройство труб;На месте выполняется сборка быстро, заранее нет ее необходимости делать;для крепежа достаточно болтов,шайб, гаек, инструментови уголка.Плюсы гофрированной металлической трубы, отличающие выгодноот бетонных конструкций похожего плана:Очень лёгкая, небольшой вес конструкции;Простой монтаж труб;Сроки очень коротки;Монтаж не требует специальной техники;Труб способны выдержать большую нагрузку как статическую, так и динамически;Сокращается объем использования материал не нужно делать фундамент, и малый объем основания;Эксплуатационные расходы минимальные, стремительно приближаются к нулю;Трубы очень просто устраивать любой длины;Насыпь разрушать не требуется, при устройстве этих труб;Служит труба как минимум пятьдесят лет;Гофрированная труба не прихотлива, как для теплых краев так и для северных районов.9. Экономическая частьВ условиях свободного рыночного ценообразования и частного строительства сметное дело стало актуальным и широко востребовано всеми участниками инвестиционно-строительного комплекса.
Сметное дело представляет собой процесс формирования цены строительной продукции на основе проекта, сметных норм, цен и расценок.– сметные расчеты на отдельные виды затрат;– локальные сметные расчеты;– объектные сметные расчеты;– сводный сметный расчет стоимости строительства;– сводка затрат (при необходимости).В ВКР составлена следующая сметная документация на строительство автомобильной дороги в Тоснемсокм районе Ленинградской области:–cводный сметный расчет стоимости строительства автомобильной дороги (Приложение 9);– объектная смета (Приложение 8);– локальная смета на подготовительные работы (Приложение 3);– локальная смета на земляное полотно (Приложение 4);– локальная смета на устройство дорожной одежды (Приложение 5);– локальная смета на обустройство дороги (Приложение 6);– локальная смета на водопропускные искусственные сооружения (Приложение 7);В сводных сметных расчетах стоимости дорожного строительства средства распределяются по следующим главам :Глава 1. Подготовка территории строительства.Глава 2. Земляное полотно.Глава 3. Дорожная одежда.Глава 4. Искусственные сооружения.Глава 5. Пересечения и примыкания.Глава 6. Дорожные устройства и обстановка дороги.Глава 7. Дорожная и автотранспортные службы.Глава 8. Подъезды к дороге.Глава 10. Прочие работы и затраты.Глава 11.
Содержание дирекции.Глава 12. Проектные и изыскательские работы.В ВКР приняты следующие лимитированные затраты по сводному сметному расчету:– затраты на Авторский надзор 0,2% по МДС 81-35.2004 [п.12.3][27];– затраты на налог на добавленную стоимость 18% по МДС 81-35.2004 [п.4.100][27];– непредвиденные затраты – 3% по МДС 81-35.2004 [п.3.5.9.1][27];– налог на добавленную стоимость на основании МДС 81-35.2004[27].Сумма средств по уплате НДС принята в размере 20% согласно п. 3 статьи 164 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.Сметная стоимость строительства автомобильной дороги в Ленинградской областисоставила 237970,31 тыс. рублей, в том числе НДС – 36933,87 тыс. рублей Стоимость километра с учетом НДС составила 47594,06 тыс. рублей.10 Контроль качества10.1 Подготовительные работыПри отводе полосы для строительства автомобильной дороги, непосредственно, необходимо контролировать правильность оформления документов по постоянному или временному отводу земельных угодий.
Приступать к выполнению земляных работ до полного оформления документов по отводу земли запрещается. Отвод земельных участков для дорожного строительства постоянного и временного пользования должен быть оформлен до начала работ подготовительного периода.Пикеты и плюсовые точки на местности следует закреплять забитыми в землю колышками.
Для сохранения пикетов и плюсовых точек, на период строительства их выносят за пределы полосы строительства и закрепляют колышками со сторожками, на которых указывают расстояние выноски. Пикеты и плюсовые точки закрепляют при помощи двойных промеров мерной лентой.Высотные отметки, непосредственно, закрепляют по постоянным и временным реперам.
При необходимости устанавливают дополнительные временные реперы, в качестве которых используют хорошо сохранившиеся пни деревьев, закопанные деревянные столбы и другие предметы. Дополнительные реперы устанавливают на равнинной местности не реже, чем через 2км, на пересеченной местности – не реже, чем через 1км, и около всех искусственных сооружений, насыпей высотой более 5м, но всегда за пределами территорий, на которой ведутся работы.Полосы отвода, непосредственно, автомобильной дороги необходимо закреплять столбами, установленными на их границах.
Материалы по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги разрабатывает заказчик и передает их строительной организации по акту.Растительный грунт на площадях, которые предусмотрены проектом для устройства насыпей, выемок и отведены для строительства автомобильной дороги в установленном порядке, должен быть аккуратно снят с целью его дальнейшего использования для укрепления откосов земляного полотна.Расчищенная полоса отвода принимается и оформляется актом после производства всех работ, предусмотренных проектом.10.2 Строительство искусственных сооруженийПри строительстве круглых металлических гофрированных труб, непосредственно, контролю подлежат технологические процессы, виды работ и проектно-сметная документация.Использование для гофрированных труб элементов из тонколистового металла толщиной 1,5 – 2,5мм, долговечность которого в значительной мере зависит от защитных мероприятий по предотвращению коррозии, а прочность и деформативность трубы от плотности засыпки, заставляет предъявлять к качеству работ по постройке таких сооружений повышенные требования.При устройстве оснований в виде песчано-гравелистых и других подушек в процессе работ контролируют геометрические размеры, а также плотность подушки и противофильтрационных экранов. В большинстве случаев плотность контролируют визуально по следу от груженого автомобиля или от другой значительной нагрузки.
При большой толщине подушки (больше 1м) и специальных указаниях проекта плотность определяют методом лунок или прибором Н.П. Ковалева. Во время производства этих работ следят за постоянным осушением котлована, не допуская его обводнения.
В условиях вечной мерзлоты не допускают также скопления воды в естественных впадинах в зоне трубы.Инструментальный контроль включает съемку, непосредственно, продольного профиля подушки перед укладкой трубы.При монтаже труб контролируют, во-первых, качество заводских элементов, доставленных на стройплощадку или на базу строительства, во-вторых, правильность сборки – чередование стыков, раскладку элементов, положение шайб, затяжку болтов. Для контроля качества заводских элементов применяют: шаблон, представляющий собой сегмент с дугой, очерченный по радиусу трубы; магнитный толщиномер ИТП-1; рулетку пли другой инструмент для линейных замеров.Основные браковочные признаки по виду цинкового покрытия – это видимые трещины, забоины, крупная рябизна, большие наплывы цинка в местах стыков, темные пятна и места, не покрытые цинком.
Не подлежат браковке элементы с наплывами цинка шириной до 100мм вне зоны отверстий, мелкие крупинки цинка до 0,5мм, мелкая рябизна и небольшая шероховатость поверхности светло-серые пятна.Качество эмалевого защитного покрытия проверяют по следующим показателям: толщина покрытия должна соответствовать заданной в проекте, покрытие должно быть сплошным, ровным (без натеков) и не иметь отлипа, сорности и механических повреждений. Толщину покрытия измеряют магнитным толщиномером ИТП-1, сплошность проверяется дефектоскопом ЛКД-1.Качество битумного защитного покрытия – сплошность, непосредственно, целостность, отсутствие пузырей и отслоений – оценивают визуально, а толщину покрытия определяют непосредственными измерениями в местах надрезов.
Для оценки сцепления битумного защитного покрытия с металлом трубы производят пробный надрыв изоляции у края или у надреза по двум сходящимся под углом 45-60° линиям. Адгезия (сцепление) считается достаточной, если при отрыве произойдет разрушение мастики.
Отслоение изоляции с обнажением чистой металлической поверхности — свидетельство плохого качества дополнительного покрытия.Качество засыпки труб контролируют, проверяя толщину слоев грунта, разницу уровней засыпки по обеим сторонам трубы и в пазухах многоочковых труб, соответствие материала засыпки требованиям проекта. По известным объемной массе, влажности грунта и плотности вычисляют влажность.Полученные значения плотности сравнивают с величиной максимальной стандартной плотности, вычисляют коэффициент уплотнения грунта.
Коэффициент от 0,95 и больше свидетельствует о достаточном уплотнении. Естественная влажность грунта засыпки не должна отличаться от оптимальной больше чем на 10%.В случае существенных отступлений от проекта или при не обеспечении необходимой степени плотности, характеризуемой коэффициентом уплотнения, засыпка должна быть приостановлена и приняты соответствующие меры по достижению заданных требований.До начала засыпки нужно в пяти — семи сечениях по длине трубы замерить вертикальный диаметр.
Для этой цели рекомендуется телескопическая рейка с ценой деления 1мм. С помощью этой же рейки и нивелира по тем же сечениям производят съемку продольного профиля трубы.
Измерения диаметров и съемку профиля повторяют в процессе строительства и после завершения отсыпки насыпи.Качество работ по устройству лотка оценивают визуально и по данным лаборатории о прочности бетона, его морозо- и влагостойкости. При осмотре лотка обращают внимание на трещины, раковины, отслоение материала лотка от поверхности трубы и т.п.Заводские элементы должны быть освидетельствованы сразу после их поступления.
Эту работу осуществляют лица, назначаемые руководством строительной организации.Необходимо обратить внимание, непосредственно, на систематическое и своевременное заполнение журнала работ с полным отражением в нем всех особенностей производства работ и возможных отклонений от проекта. Сразу же после окончания отдельных видов работ их надо предъявлять заказчику для освидетельствования и приемки с оформлением результатов соответствующими актами.Вся исполнительная документация, включая журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительные чертежи, различного рода согласования, материалы авторского надзора и т.д. хранятся строительной организацией и при сдаче дороги в эксплуатацию передаются заказчику.10.3 Устройство земляного полотнаДо начала работ по сооружению земляного полотна, непосредственно, должно быть проверено соответствие принятых в проекте и действительных показателей состава (крупность частиц, пластичность глинистых грунтов) и состояния (влажность, плотность) грунтов в карьерах, резервах, выемках, естественных основаниях.При наличии в зоне работ склонов и откосов круче 1:3, а также слабых грунтов следует проверять нивелированием отсутствие осадок и сдвигов земляного полотна в период строительства.При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане и высотные отметки;толщину снимаемого плодородного слоя грунта; плотность грунта в основании земляного полотна; влажность используемого грунта; толщину отсыпаемых слоев; однородность грунта в слоях насыпи; плотность грунта в слоях насыпи; ровность поверхности;поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон, крутизну откосов);правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин.Проверку правильности размещения оси земляного полотна, непосредственно, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует производить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5 – 2,0м от бровки, а при ширине слоя более20м – также в промежутках между ними.Контроль плотности грунта необходимо производить на каждой сменной захватке работы уплотняющих машин, но не реже чем через 200м при высоте насыпи до 3м и не реже чем через 50м при высоте насыпи более 3м.Контроль плотности верхнего слоя следует производить не реже чем через 50м.
Дополнительный контроль плотности необходимо производить в каждом слое засыпки пазух труб, над трубами, в конусах и в местах сопряжения с мостами. Контроль плотности следует производить на глубине, равной 1/3 толщины уплотняемого слоя, но не менее 8см.10.4 Строительство дорожной одеждыКаждый конструктивный, непосредственно, слой дорожной одежды влияет в определенной степени на прочность и долговечность всей конструкции, поэтому при строительстве автомобильных дорог необходимо уделять большое внимание операционному контролю качества работ при устройстве каждого слоя дорожной одежды, соответствия его строительным нормам и правилам.Строительство дополнительного слоя основания из песчаного грунтаВсе просадки и неровности земляного полотна перед укладкой слоя основания устраняют, а само земляное полотно выравнивают и уплотняют до необходимого уровня.
При вывозке и распределении материала необходимо принять все меры для того, чтобы не повредить верх земляного полотна, подготовленного для устройства дорожной одежды.При поступлении на строительство все материалы проверяет лаборатория путем внешнего осмотра, а также путем отбора проб материалов и их испытания. В процессе работы качество материалов контролируют не реже 1 раза в неделю, но не менее чем на каждом километре строящегося основания.Таблица 10.4.
Контроль качества устройства песчаного подстилающего слоя основанияОперацияСостав контроляКто контролируетСредство контроляВремя контроляПодготови-тельные работыОтметки продольного и поперечного профиля земляного полотна, уклон, ровность основанияПрорабТеодолитом, нивелиром, мерной лентойВ процессе подготови-тельных работКачество уплотнения земляного полотнаЛабораторияЛабораторныйДо вывозки материаловВывоз и распределе-ние матери-аловПорядок разгрузки и перемещения материалов, качество планировки, толщину слоя до уплотнения, шири-ну слояМастермерной лентойВ процессе вывоза и распределения матери-аловПрикатка слояСхему укатки и количество проходов каткаМастервизуальноВ процессе укаткиВывоз и распределе-ние клинцаКачество клинцалабораториялабораторныйДо вывоза клинцаКоличество и размерное распределение клинцаМастерРасчетом потребностиВ процессе работУплотнение и увлажне-ние слояКачество увлажнения материалов, схему укатки, поперечный профиль, уклон, ровность, толщину слоя после укаткиМастерНивелиром, трехметровой рейкой, щупомВ процессе выполнения работКачество уплотнениялабораториялабораторныйПосле укаткиСтроительство основания из щебеночных смесейЩебеночная смесь в момент укладки должна иметь влажность, близкую к оптимальной с отклонением не более 10%. При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за 20–30 мин до начала уплотнения.Ориентировочно количество проходов катков следует уменьшить на 30%.Табл.10.5 — Контроль качества основания из щебеночных смесей (операционный).ЭтапыработКонтролируемые операцииКонтроль (метод, объем)ДокументацияПодгото-вительные работыПроверить:- наличие паспортов на материалы;- соответствие уклонов и отметок грунтового основания проекту;- выноску разбивочных осей и надежность их крепления;- выполнение мероприятий по водоотводу;- влажность грунтового основания.ВизуальныйИзмерительныйТо жеТехнический осмотр всей поверхностиПаспорта(сертификаты),общий журнал работУстройство щебеночного основания и асфальто-бетонного покрытияКонтролировать:- влажность щебня;- ширину и толщину укладываемого слоя;- качество уплотнения и соблюдение режима ухода;- температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси;- ровность поверхности;- качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;- высотные отметки и поперечный уклон полотна.Измерительный, не реже одного раза в сменуИзмерительныйВизуальныйИзмерительный, в каждом самосвалеИзмерительный, рейкой длиной 3 мВизуальныйИзмерительныйОбщий журнал работПриемка выполнен-ных работПроверить:-соответствие выполненных работ требованиям проекта.Технический осмотр, комплексная оценка качества выполненных работАкт приемки выполненных работКонтрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, трехметровая рейка.Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — в процессе работ.Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), геодезист, представители технадзора заказчика.Строительство покрытия из ЩМА15(операционный контроль)ОперацияСостав контроляКто контролируетСредство контроляВремя контроляУстройство боковых упоровПоложение боковых упоровМастернивелиром, мерной лентойВ процессе выполнения работПодготовка нижележа-щего слояПлотность, ровность, поперечные уклоны, чистота поверхностиМастерТрехметровая рейка, нивелирВ процессе выполнения работУстройство подгрунто-вочного основанияТемпература вяжущегоМастертермометрВ процессе выполнения работРавномерность распределения вяжущегоВизуальноПрием и укладка асфальтобе-тонной смесиНаличие паспорта смесиМастерТермометрВ процессе выполнения работТемпература смесиТолщина слоя до укаткиЩупРовность поверхности, уклоны, качество стыковТрехметровая рейка, ниве-лирПосле 2-3 проходов катка11.
Безопасность и эко логичность при строительстве участка автомобильной дороги11.1 Мероприятия по охране окружающей среды предусмотренные в проектеРазработка мероприятий,непосредственно, по охране окружающей среды при строительстве дороги предусмотрена в соответствии с инструкцией ВСН и Рекомендаций по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, а так же Автомобильные дороги и охрана труда [26].При проведении строительства автодороги наблюдается воздействие на почву, воду, воздух, ландшафт, землю, животный и растительный мир.Воздействие на водную среду:- использование воды на хозяйственно-бытовые и технические нужды;- проведение строительства в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водотоков (при проведении данных работ следует соблюдать максимально возможные природоохранные требования).В проекте по строительству автодороги предусмотрены следующие мероприятия природоохранного характера:- отвод ливневых стоков водоотводными канавами;- обеспечение поперечного и продольного водоотвода для предотвращения заболачивания прилегающей территории (т.е. приняты меры по предотвращению возможности возникновения отрицательных гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (осушение, заболачивание).Наблюдаемое отрицательное воздействие на почву, непосредственно,:- снятие плодородного растительного слоя; — загрязнение грунта нефтесодержащими веществами от строительной техники; — загрязнение грунта бытовыми отходами и хозяйственно-бытовыми сточными водами.Предусмотренные проектом охранные мероприятия:- снятие плодородного слоя в соответствии с геологическими изысканиями и запроектированными данными, складирование плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования;- предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных геодинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия).Сохранению природной обстановки в районе строительства будет способствовать строгое соблюдение проектных требований по технологии и срокам выполнения работ, а также обязательное соблюдение нормативных документов.11.2 Охрана труда при устройстве искусственного сооруженияПодготовительные работы:- ознакомление с рабочими чертежами- осмотр мест расположения труб и подъездов к ним.- Геодезические и разбивочные работы.- планировка площадок и устройство подъездов, а также предварительная сборка секций труб на базах строительства.Исполнительные работы:- рытьё котлована экскаватором и зачистка его вручную- устройство гидроизоляции труб;- обратная засыпка грунта и укатка катками.При устройстве водопропускной гофрированной металлической трубы используют следующие дорожные машины: экскаватор, бульдозер, автокран, Автокаток.При работе экскаватора запрещается:- находиться рабочим под его ковшом или стрелой;- проводить какие-либо другие работы со стороны забоя;- пребывать посторонним лицам в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.Во время перерывов в работе, независимо от их продолжительности стрелу одноковшового экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на землю. Очищать ковш необходимо, опустив его на грунт.Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5—0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с нагруженным ковшом.
Запрещается поднимать и перемещать негабаритные грузы: крупные куски породы, бревна, доски, балки при помощи ковша или грейфера экскаватора (кроме щитов, необходимых для передвижения самого экскаватора).Погрузка грунта, щебня и других сыпучих материалов в кузова автомобилей и тракторные прицепы при помощи экскаватора должна производиться в положении, исключающем перемещение ковша над кабиной автомобиля или трактора; грузить можно со стороны заднего или бокового борта. Людям запрещается находиться во время погрузки между экскаватором и транспортными средствами.
Во время работы запрещается:а) менять вылет стрелы при заполненном ковше:б) подтягивать груз при помощи стрелы;в) регулировать тормоза при полном ковше. В процессе работы экскаватора, оборудованного прямой или обратной лопатой, необходимо:- поворот на выгрузку начинать только после выхода ковша из грунта, после достаточного отрыва ковша от разрабатываемого забоя;- тормозить в конце поворота с заполненным ковшом плавно, без резких толчков;- при разработке тяжелых грунтов не выдвигать рукоять до отказа;- при подъеме ковша не допускать упора блока ковша в бок стрелы;- при опускании ковша не сообщать рукояти напорного движения;- при опускании стрелы или ковша не допускать их ударов о раму, гусеницу или грунт;При работе бульдозеров всех типов необходимо соблюдать следующие правила:- в случае обнаружения в разрабатываемом грунте крупных камней, пней или других предметов бульдозер необходимо остановить и удалить с его пути препятствия, чтобы не вызвать аварию;- при перемещении грунта бульдозером на подъеме необходимо сле-дить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт; запрещается перемещать грунт бульдозером на подъем или под уклон более 30°;- сбрасывая грунт под откос отвалом бульдозера, не выдвигать последний за бровку откоса насыпи;11.3 Обеспечение безопасности движения на период строительстваВ целях повышения безопасности движения и лучшей ориентировки водителей на дороге предусмотрены следующие мероприятия:- установка дорожных знаков;- установка сигнальных столбиков;- установка барьерных ограждений;- дорожная разметка;- наружное освещение.До начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ.
На схемах показывают геометрические параметры строящегося участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.
Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами ГИБДД.При выполнении дорожных работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т. д.), схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ, как считают эксперты в данной сфере, необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями, а затем с органами ГИБДД.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дипломном проекте разработан проект производства работ на участке строительства автомобильной дороги М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) на участке км 610+000 – км615+500в Тосненском районе Ленинградской области. При выполнении дипломного проекта был разработан перечень вопросов, определяющих организационно-технические,технологические, экономические и экологические решения принятые при строительстве автомобильной дороги.Основные решения по организации дорожно-строительных работ были приняты на основании природно-климатических характеристик района строительства.Строительство дорожной одежды и земляного полотна ведется поточным методом.
В экономической части дипломного проекта представлены локальные сметы на подготовительные работы строительство дорожной одежды, земляного полотна, искусственных сооружений, обустройство автомобильной дороги, а также сводный сметный расчет и объектная смета.В разделе безопасность и экологичность проекта отражены основные решения по охране окружающей среды, охране труда, устойчивости функционирования технических систем в чрезвычайных ситуациях.Строительство данного участка разгрузит автомобильную дорогу М-10, а так же улучшит транспортную связь с соседними областями.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ СП 34.13330.2010 (СНиП 2.05.02-85*). Строительные нормы и правила.
Автомобильные дороги. Введ.01.01.12.-М.: Стройиздат, 2012. — 56 с.СП 131.13330.2011 (СНиП 23-01-99*). Строительные нормы и правила. Строительная климатология:утв. постановлением Госстроя России от 11 июня 1999 г. N45, с изменениями от 24 декабря 2011 г. Взамен СНиП 2.01.01-99. Дата введения 2013-01-01 : М.:ГУП ЦППС; 2013г.
70 c.СНиП 2.02.01-83. Строительные нормы и правила. Основания зданий и сооружений.- М.: Стройиздат, 1986. — 415 с.Отраслевые дорожные нормы. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.ОДН 218.0.006-2002 Дата введения 03.10.2002 г.2.01.07-85*. Строительные нормы и правила.
Нагрузки и воздействия .Введ.01.01.87.М.: Стройиздат, 1985 г.СНиП 2.05.03-84*. Строительные нормы и правила. Мосты и трубы. — Введен. 01.01.86.-М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1988.-200 с.СНиП 2.01.02-82. Строительные нормы и правила.
Строительная климатология и геофизика. Введ. 01.01.84. — М.: Стройиздат, 1983. -136 с.ЕНиР Е2. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: утв. . Госстрой СССР .Сборник Е2: Земляные работы. Вып. 1: — Механизированные и ручные земляные работы.- М.: Стройиздат, 1989. -224 с.ЕНиР Е17.
Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: утв. . Госстрой СССР. Сборник Е17:Строительство автомобильных дорог. Вып. 1- М.: Стройиздат, 1989. — 48 с.ГОСТ 25100-95. Государственные стандарты. Грунты. Классификация / Издательство стандартов. – Введ. 1996.01.07. — М.:1996 г.ГОСТ 58406.1-2020. Государственные стандарты.
Дороги автомобильные общего пользования. СМЕСИ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН / Издательство стандартов. – Введ. 2003.01.05. – М.:2005 г.ГОСТ 9128-2009. Государственные стандарты. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. / Издательство стандартов. – Введ. 2011.01.01. – М.:2011 г.ГОСТ 8736-93.
Государственные стандарты. Песок для строительных работ. / Издательство стандартов. – Введ. 1995.01.07. – М.:1995 г.ГОСТ 25607-2009. Государственные стандарты. Смеси Щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и основания автомобильных дорог и аэродромов / Издательство стандартов. – Введ. 2011.01.01. — М.:2009 г.ГОСТ 6482-2011. Государственные стандарты.
Трубы железобетонные безнапорные / Издательство стандартов. — Введ. 1913.01.01. – М.:2013 г.ГОСТ 50971-96. Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения.Световозвращатели дорожные.Общие технические требования.Правила применения. / Издательство стандартов. – Введ. 1997.07.01. – М.:1996 г.ГОСТ Р 52289-2004.
Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств / Издательство стандартов. – Введ. 01.01.06 — М.: ИПК,2006 г. ГОСТ Р 50970-96. Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения.
Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования / Издательство стандартов – Введ. 01.07.97 — M.: ИПК, 1997 г.ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные.
Общие технические требования. / Издательство стандартов – 01.01.2006. — M.: ИПК, 2006 г.ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования. / Издательство стандартов – 01.01.2000. – М.: ИПК, 2000 г.ГОСТ 3640-94. Государственные стандарты.
Цинк. Технические условия. / Издательство стандартов – 27.061996. – М.: ИПК, 1996 г.ГОСТ 5180-84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. / Издательство стандартов – М.:1985.01.07Имайкин, Г.А. Автомобильные дороги. Охрана труда в строительстве:учебник / Г.А. Имайкин. — М.: Транспорт, 1985. – 208 с.ВСН 37-84. Ведомственные строительные нормы.
Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: утв .Минавтодор РСФСР — Введ. 01.10.85. – М., 84 г.Методика определения строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 – Москва.: ФГПУ ЦПП, 2006 – 61с.Медведев, А.Ю. Ценообразование и сметное дело в строительстве. Учебное пособие / А.Ю.Медведев, И.В. Сорокина, Г.С.
Староверова. – Вологда.:ВоГТУ, 2008 – 192 с.Методика определения величины накладных расходов в строительстве. МДС 81-33.2004 – Москва.:2004.12.01Методика определения величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 – Москва.:2001.28.02Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений.
ГСН 81-05-01-2001 – Москва.:2001.15.05Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. ГСН 81-05-02-2001 – Москва.:2001.01.06Постановление правительства о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства.
От 21.06.2010г. № 468СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1)- Введ. 01.01.2013. – М., 2013 г.33. ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия (Переиздание)Введ. 01.01.2013. – М., 2013 г.
1. СП 34.13330.2010 (СНиП 2.05.02-85*). Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги. Введ.01.01.12.-М.: Стройиздат, 2012. — 56 с.
2. СП 131.13330.2011 (СНиП 23-01-99*). Строительные нормы и правила. Строительная климатология: утв. постановлением Госстроя России от 11 июня 1999 г. N45, с изменениями от 24 декабря 2011 г. Взамен СНиП 2.01.01-99. Дата введения 2013-01-01 : М.:ГУП ЦППС; 2013г. 70 c.
3. СНиП 2.02.01-83. Строительные нормы и правила. Основания зданий и сооружений.- М.: Стройиздат, 1986. — 415 с.
4. Отраслевые дорожные нормы. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.ОДН 218.0.006-2002 Дата введения 03.10.2002 г.
5. 2.01.07-85*. Строительные нормы и правила. Нагрузки и воздействия .Введ.01.01.87.М.: Стройиздат, 1985 г.
6. СНиП 2.05.03-84*. Строительные нормы и правила. Мосты и трубы. — Введен. 01.01.86.-М.:ЦИТП Госстроя СССР, 1988.-200 с.
7. СНиП 2.01.02-82. Строительные нормы и правила. Строительная климатология и геофизика. Введ. 01.01.84. — М.: Стройиздат, 1983. -136 с.
8. ЕНиР Е2. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: утв. . Госстрой СССР .Сборник Е2: Земляные работы. Вып. 1: — Механизированные и ручные земляные работы.- М.: Стройиздат, 1989. -224 с.
9. ЕНиР Е17. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: утв. . Госстрой СССР. Сборник Е17:Строительство автомобильных дорог. Вып. 1- М.: Стройиздат, 1989. — 48 с.
10. ГОСТ 25100-95. Государственные стандарты. Грунты. Классификация / Издательство стандартов. – Введ. 1996.01.07. — М.:1996 г.
11. ГОСТ 58406.1-2020. Государственные стандарты. Дороги автомобильные общего пользования. СМЕСИ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН / Издательство стандартов. – Введ. 2003.01.05. – М.:2005 г.
12. ГОСТ 9128-2009. Государственные стандарты. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. / Издательство стандартов. – Введ. 2011.01.01. – М.:2011 г.
13. ГОСТ 8736-93. Государственные стандарты. Песок для строительных работ. / Издательство стандартов. – Введ. 1995.01.07. – М.:1995 г.
14. ГОСТ 25607-2009. Государственные стандарты. Смеси Щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и основания автомобильных дорог и аэродромов / Издательство стандартов. – Введ. 2011.01.01. — М.:2009 г.
15. ГОСТ 6482-2011. Государственные стандарты. Трубы железобетонные безнапорные / Издательство стандартов. — Введ. 1913.01.01. – М.:2013 г.
16. ГОСТ 50971-96. Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения.Световозвращатели дорожные.Общие технические требования.Правила применения. / Издательство стандартов. – Введ. 1997.07.01. – М.:1996 г.
17. ГОСТ Р 52289-2004. Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств / Издательство стандартов. – Введ. 01.01.06 — М.: ИПК,2006 г.
18. ГОСТ Р 50970-96. Государственные стандарты. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования / Издательство стандартов – Введ. 01.07.97 — M.: ИПК, 1997 г.
19. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. / Издательство стандартов – 01.01.2006. — M.: ИПК, 2006 г.
20. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования. / Издательство стандартов – 01.01.2000. – М.: ИПК, 2000 г.
21. ГОСТ 3640-94. Государственные стандарты. Цинк. Технические условия. / Издательство стандартов – 27.061996. – М.: ИПК, 1996 г.
22. ГОСТ 5180-84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. / Издательство стандартов – М.:1985.01.07
23. Имайкин, Г.А. Автомобильные дороги. Охрана труда в строительстве:учебник / Г.А. Имайкин. — М.: Транспорт, 1985. – 208 с.
24. ВСН 37-84. Ведомственные строительные нормы. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: утв .Минавтодор РСФСР — Введ. 01.10.85. – М., 84 г.
25. Методика определения строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 – Москва.: ФГПУ ЦПП, 2006 – 61с.
26. Медведев, А.Ю. Ценообразование и сметное дело в строительстве. Учебное пособие / А.Ю.Медведев, И.В. Сорокина, Г.С. Староверова. – Вологда.: ВоГТУ, 2008 – 192 с.
27. Методика определения величины накладных расходов в строительстве. МДС 81-33.2004 – Москва.:2004.12.01
28. Методика определения величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001 – Москва.:2001.28.02
29. Сборник сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений. ГСН 81-05-01-2001 – Москва.:2001.15.05
30. Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. ГСН 81-05-02-2001 – Москва.:2001.01.06
31. Постановление правительства о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства. От 21.06.2010г. № 468
32. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением N 1) — Введ. 01.01.2013. – М., 2013 г.
33. 33. ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия (Переиздание) Введ. 01.01.2013. – М., 2013 г.
Разработка технологической карты на устройство выемки бульдозером с отсыпкой кавальеров на дороге необщего пользования МО РФ
Источник: www.homework.ru