«Письмо» ФАС России от 30.10.2020 N СП/95078/20 «О направлении разъяснений»
Во исполнение пункта 2 раздела VI Совета территориальных органов ФАС России от 06.10.2020 N 1 направляем разъяснения по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства при передаче прав владения и пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).
Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. г. Москва
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Ввод дома в эксплуатацию и передача ключей | 2021 | СЗ Новый город
При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.
Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в частях 1, 3, 5, 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.
Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем составляет менее 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами и (или) системами передаются по договору аренды, заключенному по результатам конкурса на право заключения договора аренды, или по концессионному соглашению.
Если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами и (или) системами могут быть переданы по концессионному соглашению или по договору аренды, заключенному без проведения конкурса на право заключения договора аренды с лицом, указанным в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении или части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.
Частью 6 статьи 27, частью 7 статьи 32, частью 2 статьи 36 Закона о концессионных соглашениях предусмотрены случаи признания конкурса на право заключения концессионного соглашения несостоявшимся.
В соответствии с частью 1.1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 Закона о концессионных соглашениях.
При этом Законом о концессионных соглашениях не ограничивается право концедента на проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем в случае признания предыдущего конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Обращаем внимание, что одной из причин отсутствия заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем может являться нежелание потенциальных инвесторов заключать концессионное соглашение на предложенных концедентом условиях, в том числе в связи с некачественной подготовкой конкурсной документации, отсутствием ряда существенных условий концессионного соглашения, нарушениями со стороны организаторов торгов и т.д.
На практике в ряде случаев органы местного самоуправления в связи с признанием конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем несостоявшимися в связи с отсутствием участников, заключают договоры аренды в отношении такого имущества с или без использования конкурентных процедур.
Вместе с тем в случае заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении или части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, как по результатам конкурса на право заключения договора аренды, так и без проведения указанного конкурса, в том числе по причине признания конкурса(-ов) на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов несостоявшимся в связи с отсутствием участников, такой договор аренды будет являться ничтожным в силу положений части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении или части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении соответственно.
Исключением является заключение договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении или части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом изложенного, действия органов и (или) лиц, указанных в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по передаче прав прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем по договору аренды в нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении или частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также бездействия указанных органов и (или) лиц по непринятию мер по возврату неправомерно переданного имущества могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее — предупреждение).
Учитывая, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, в сроке исполнения предупреждения целесообразно учитывать разумный срок для осуществления собственником действий по передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем в установленном порядке.
Подготовка и проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем является длительным процессом, завершение которого часто выходит за рамки установленного предупреждением срока. В результате собственник имущества вынужден обращаться в территориальный орган ФАС России с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.
Таким образом, срок, указанный в предупреждении, должен учитывать минимальные сроки, необходимые для обеспечения надлежащей передачи прав в отношении объектов тепло-, водоснабжения, в том числе оформление необходимых документов, проведение технического обследования, обеспечение соблюдения сроков для опубликования конкурсной документации и т.п.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Передача объекта строительства в эксплуатацию
После того, как вы выбрали квартиру и подписали Договор долевого участия (ДДУ), мы передаём договор на регистрацию в Росреестр.
Следите за ходом регистрации в личном кабинете. О регистрации договора мы уведомим вас по смс. Получить зарегистрированный договор можно в Службе клиентского сопровождения, предъявив паспорт.
Оплата производится после регистрации ДДУ. Платежи осуществляются безналичным расчётом через любой банк. Не забывайте сохранять платёжные поручения.
Найдите свой дом в списке и следите за процессом. В разделе «Ход строительства» мы ведём онлайн-трансляцию со стройплощадки и каждый месяц выкладываем актуальные фотоотчёты.
Оформите подписку на новые отчёты, и вы будете получать информацию по электронной почте. Блок подписки находится в разделе «Ход строительства» вашего дома, под фотографиями.
Важно. В процессе строительства дома мы не можем пригласить вас на территорию стройки, так как это противоречит правилам безопасности. Осмотреть квартиру можно только после того, как будет получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и начнется заселение вашего дома.
О технологии строительства и благоустройстве наших домов подробно рассказано в разделе «Качество». Посмотреть, какой будет квартира, оценить дизайн и качество отделки можно в шоу-румах, открытых на объектах «Группы ЛСР». Записывайтесь по телефону 8 800 325-01-01 и приезжайте.
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию мы публикуем полученное разрешение на нашем сайте. Подпишитесь на обновления в разделе «Новости» вашего дома и получайте актуальную информацию по e-mail.
Многие считают равнозначными понятия «срок ввода объекта строительства в эксплуатацию» и «срок передачи квартиры» (заселение). Давайте рассмотрим, в чём разница.
Планируемый срок ввода объекта строительства в эксплуатацию
Период, в котором застройщик планирует получить Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Конкретная дата зависит от государственных органов, которые выдают данный документ.
Срок передачи квартиры
Дата, до которой застройщик обязан передать квартиру по акту приема-передачи, а участник долевого строительства — принять её, согласно ДДУ.
Пример
Планируемый срок ввода объекта строительства в эксплуатацию — 2 квартал 2019 года (то есть, до июля 2019 года).
Срок передачи квартир — до 31 декабря 2019 года.
Обмер квартир
До заселения мы проводим обмеры квартир и сравниваем площадь квартир с указанной в ДДУ. При наличии расхождений, согласно условиям ДДУ, производятся взаиморасчёты.
После получения застройщиком Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и информации о готовности дома к заселению на сайте компании публикуется новость о начале заселения. Вы можете подписаться на информационную рассылку в разделе «Новости» вашего дома, чтобы получить информацию о начале заселения по e-mail.
Осмотр
В новости будет представлен график осмотров квартир, а именно, в какие дни и часы пройдёт осмотр того или иного этажа. На объекте у парадных вас встретят представители застройщика. Наши сотрудники помогут произвести осмотр, посоветуют, на что обратить внимание, как правильно заполнить документы.
Осмотреть и принять квартиру может представитель покупателя, без присутствия клиента, но при наличии нотариальной доверенности.
Если замечаний к квартире нет, вы подписываете Смотровую справку без замечаний.
Если есть замечания — вы вписываете их в Смотровую справку. Когда мы устраним замечания, пригласим вас на повторный осмотр.
Важно. Если вы не можете приехать в установленное графиком время, запишитесь на индивидуальный просмотр по телефону 8 (812) 326-01-01 или через форму обратной связи.
Что необходимо взять на осмотр
Паспорт
Зарегистрированный в Росреестре ДДУ со всеми дополнительными соглашениями (если таковые были)
Нотариально заверенная доверенность (для представителя покупателя)
- непосредственно на объекте — в течение 2-3 месяцев после начала заселения на объекте работают сотрудники, которые смогут подписать с вами Акт приёма-передачи;
- в офисе компании по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., дом 39, офис 201 — подписание документов осуществляется по предварительной записи по тел.: 8 (812) 326-01-01.
Получение ключей
Весь период заселения на объекте работают сотрудники, которые выдают ключи. С графиком работы сотрудников на объектах вы можете ознакомиться на сайте или уточнить по телефону 8 (812) 326-01-01.
Что взять на выдачу ключей
Паспорт
Акта приема-передачи (можно копию)
Нотариально заверенную доверенность (для представителя покупателя)
Регистрация права собственности
Что необходимо для регистрации права собственности
Зарегистрированный в Росреестре ДДУ
Дополнительные соглашения зарегистрированные в Росреестре
2 подлинника Акта приёма-передачи
Копию паспорта
Квитанцию об оплате госпошлины
Нотариально заверенную доверенность (для представителя)
Если квартира оформлена в ипотеку, уточните у банка, какие ещё потребуются документы
Адрес Управления Росреестра по СПб в Интернете: https://rosreestr.ru/site/fiz/
Налоговый вычет
Подать документы на получение налогового вычета можно после подписания Акта приёма-передачи. Ждать регистрации права собственности не обязательно. Подробнее — на сайте ФНС (п.п. 6, п.3, статья 220 НК РФ).
Источник