Об учете расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность
Подпунктом 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. Названная норма действует с 01.01.2020.
Расходы признаются на дату передачи созданных объектов социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (пп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина России от 09.12.2021 № 03-03-07/100191).
Регулятор сразу предупредил, что под действие пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ не подпадают расходы организации в виде денежных средств, безвозмездно перечисленных в соответствующий бюджет (Письмо от 20.01.2020 № 03-03-07/2346).
А в Письме от 14.05.2021 № 03-03-06/1/36888, отвечая на вопрос, можно ли на основании пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ учесть расходы, связанные с разработкой безвозмездно переданной проектно-сметной документации на объект социальной инфраструктуры, финансовое ведомство ответило так:
Самовольно возведенное строение — признание права собственности на незаконную постройку
в силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не уменьшают базу по налогу на прибыль, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ;
расходы, связанные с разработкой безвозмездно переданной проектно-сметной документации на объект социальной инфраструктуры органам государственной власти и органам местного самоуправления, не учитываются передающей организацией в целях налогообложения прибыли.
Проще говоря, поскольку проектная документация – еще не объект социнфраструктуры, затраты на ее разработку нельзя включить в состав внереализационных расходов на основании пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ.
О видах объектов социальной инфраструктуры
Какие объекты подпадают под действие этой нормы?
Минфин в Письме от 15.04.2022 № 03-03-06/1/33589 сообщил, что гл. 25 НК РФ не содержит определения объектов социальной инфраструктуры. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно использовать определения из других отраслей законодательства РФ.
Обратите внимание: организации могут осуществлять затраты на создание объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. Но в пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ названы только объекты социальной инфраструктуры. Поэтому, сославшись на данную норму, не получится учесть для налогообложения затраты на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктур.
Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 11.11.2021 № 03-07-11/90831 и от 12.05.2020 № 03-03-06/1/38161.
Градостроительный кодекс тоже не содержит определения объектов социальной инфраструктуры. Однако в этом кодексе есть определение понятия «программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа». Это документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана). Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, как ранее учтенного (квартира)
Также имеется Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050, которым утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов. Тем не менее и в нем нет нужного нам определения или перечня объектов социальной инфраструктуры.
Постановление Правительства РФ от 14.05.2014 № 432 принято в отношении объектов социальной инфраструктуры для детей. Из него следует, что к указанным объектам относятся объекты, предназначенные для оказания социальных услуг детям в целях обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, а также их социальной защиты и социального обслуживания. Значит, аналогичные объекты для взрослого населения также нужно относить к объектам социальной инфраструктуры.
Сделанный вывод подтверждается Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2021 № 1486-р, которым утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых не является объектом государственной экологической экспертизы. В перечне названы следующие объекты капитального строительства:
предназначенные для размещения разного рода образовательных организаций;
предназначенные для размещения всевозможных больниц и госпиталей, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов (больниц) сестринского ухода, хосписов, диспансеров, амбулаторий, поликлиник, женских консультаций, домов ребенка, молочных кухонь, специализированных медицинских центров, организаций скорой медицинской помощи и переливания крови;
предназначенные для размещения специальных домов для одиноких престарелых, специальных домов-интернатов, пансионатов для престарелых и инвалидов, ветеранов ВОВ, боевых действий, военной службы, ветеранов труда, домов милосердия, домов ночного пребывания;
объекты специализированного жилищного фонда;
предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов, медиатек, театров, филармоний, концертных залов, планетариев;
площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны;
многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки;
административные здания, предназначенные для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность, избирательных комиссий, многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг;
административные здания, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб, воинских частей (органов, организаций, в которых предусмотрена военная служба и (или) проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции) войск национальной гвардии РФ, МЧС, МВД;
объекты религиозного назначения.
Еще более широкий список объектов, относящихся к социальной инфраструктуре, имеется в Распоряжении Правительства РФ от 19.08.2020 № 2134-р, которым утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых не является объектом государственной экологической экспертизы.
Полагаем, представленные в названных распоряжениях Правительства РФ перечни помогут понять, можно ли учесть в составе внереализационных расходов затраты на создание конкретного объекта, безвозмездно переданного в государственную или муниципальную собственность.
К сведению: в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к функциям и полномочиям публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» относится финансирование за счет его имущества мероприятий по завершению строительства (строительству) объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник. С учетом изложенного выше понятно, что названные объекты – далеко не полный перечень объектов социальной инфраструктуры.
Также налогоплательщики могут руководствоваться иными федеральными законами. Например, согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
О перечне расходов на создание объекта
В Письме от 26.03.2021 № 03-03-06/1/22048 Минфин разъяснил, какие виды расходов могут формировать первоначальную стоимость объекта социальной инфраструктуры. В частности, указано:
согласно СП 476.1325800.2020 «Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» дошкольные образовательные организации – это объекты социальной инфраструктуры, представляющие собой отдельно стоящие здания, а также встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные к жилым зданиям;
на основании ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» детские ясли и сады входят в группировку «Прочие здания»;
при передаче в муниципальную собственность созданного дошкольного образовательного объекта в составе внереализационных расходов отражаются только затраты на создание самого здания как самостоятельного объекта учета и не учитываются расходы, связанные с комплектованием этого объекта необходимым оборудованием, мебелью и прочим инвентарем.
Свои своды правил имеются также для постройки, в частности, стадионов. Например, в силу п. 3.1.33 СП 285.1325800.2016 «Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» футбольный стадион – это спортивное сооружение (в том числе манеж), на котором проводится футбольный матч, включая спортивную арену с прилегающей территорией, вплоть до внешнего ограждения.
Таким образом, соответствующие своды правил помогут налогоплательщику избежать ошибок при формировании базы по налогу на прибыль.
О видах договоров
В Письме от 19.02.2021 № 03-03-06/1/11768 Минфин, отвечая на вопрос об учете в целях обложения налогом на прибыль расходов на строительство объектов социальной инфраструктуры, передаваемых городу на основании договора дарения, указал, что пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ не содержит требований к договору (соглашению), в рамках которого безвозмездно передаются объекты социальной инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность. Иными словами, наименование договора (соглашения) не имеет принципиального значения при условии, что предметом договора (соглашения) является именно безвозмездная передача.
О начислении, вычетах и восстановлении НДС
Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус» (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию данных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории «Сириус» не признаются объектами обложения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при передаче объектов социальной инфраструктуры налогоплательщику не надо начислять НДС (Письмо Минфина России от 11.07.2019 № 03-07-03/51202).
Соответственно, в силу п. 2 ст. 170 НК РФ при строительстве объектов социальной инфраструктуры суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо включать в стоимость строящегося объекта.
Если цель строительства объекта социальной инфраструктуры изначально однозначно не определена, у налогоплательщика есть право на применение вычетов. Если в дальнейшем объект будет безвозмездно передан в государственную или муниципальную собственность, суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 11.11.2021 № 03-07-11/90831).
ИсточникМуниципальное казенное учреждение
«Администрация
Сосновского сельского поселения»
Каргасокского района Томской области
Главная » Новости » Регистрация права при разграничении собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
Регистрация права при разграничении собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
Регистрация права при разграничении собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
Разграничение собственности, возникшей до 1992 года регулируется постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 – 3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Постановление № 3020-1 также предусматривает порядок оформления передачи указанных в приложениях объектов, отдельные вопросы возникновения прав на объекты, порядок передачи объектов из одного ведомства в другое и иные вопросы.
Порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением № 3020-1, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.
Решение о государственной регистрации прав, возникших на основании Постановления № 3020-1, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов.
При этом Постановление № 3020-1 являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы (возведены) до вступления в силу Постановления № 3020-1.
Для осуществления государственной регистрации права собственности на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра соответствующего собственника имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности – Постановлении № 3020-1.
При этом документы, подтверждающие ведомственную принадлежность объектов, а также документы, послужившие основанием для включения указанных объектов в реестр имущества, при осуществлении учетно-регистрационных действий, как правило, не истребуются.
В случае выявления несоответствий сведений об объекте в правоустанавливающем документе сведениям Единого государственного реестра недвижимости, наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, государственными регистраторами прав принимаются решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прав.
ИсточникНовые разъяснения Госкомимущества по безвозмездной передаче в госсобственность: что изменилось?
На сайте Госкомимущества в новой редакции изложены разъяснения по применению норм законодательства при приеме-передаче имущества на безвозмездной основе.
Рассмотрим, что изменилось в разъяснениях по сравнению с их прежней редакцией, датированной 2019 годом.
Раздел I разъяснений Госкомимущества
Прежде всего, в новых разъяснениях из раздела I исключены все отсылки на нормы Указа N 294, срок действия которого истек 14.11.2019.
Как и ранее, в разъяснениях отмечено, что распоряжение госимуществом, включая его приобретение в госсобственность, осуществляется в соответствии с Указом N 169 . Вместе с тем теперь уточнено, что при безвозмездном приобретении имущества в коммунальную собственность необходимо руководствоваться соответствующим решением местного Совета депутатов .
Указано, что при подготовке проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, следует руководствоваться постановлением Совмина N 767 .
Сохранено с небольшой правкой разъяснение о том, что решение об отчуждении на безвозмездной основе из собственности Республики Беларусь, передаче без перехода права собственности движимого и недвижимого имущества принимается на основании согласия принимающей стороны на приобретение такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). В этом случае договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются. При этом добавлено, что в случае передачи движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, без перехода права собственности такое согласие должно быть предоставлено принимающей стороной, в чье хозяйственное ведение (оперативное управление) либо безвозмездное пользование передается госимущество, без согласования с вышестоящим органом управления, если иное не предусмотрено п. 5 Указа N 169, уставом организации или договором безвозмездного пользования .
Отмечено, что решение о приобретении на безвозмездной основе в собственность Республики Беларусь имущества принимается на основании согласия собственника на передачу такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). Причем при передаче без перехода права собственности либо отчуждении в коммунальную собственность, а также приобретении в собственность Республики Беларусь движимого имущества, не относящегося к ОС, перечень документов для принятия такого решения законодательством не определен .
Предусмотрено, что при передаче на безвозмездной основе в госсобственность имущества, в том числе не относящегося к ОС, стороны вправе заключить договор безвозмездной передачи имущества. Передача осуществляется по акту приема-передачи. При этом договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются .
Раздел II разъяснений Госкомимущества
Раздел II «О налогообложении безвозмездной передачи имущества» разъяснений Госкомимущества полностью изложен в новой редакции. Теперь разъяснения Госкомимущества даны на основании письма МНС от 09.09.2020 N 2-1-10/01904.
В разделе указано, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице госорганов и иных юридических лиц . При этом разъяснено, что применительно к безвозмездной передаче имущества указанная норма означает, что передающая сторона не исчисляет НДС, когда соблюден порядок оформления приемки имущества в госсобственность, который регулируется нормами Указа N 169.
При безвозмездной передаче работ и услуг порядок принятия безвозмездно выполняемых работ, оказываемых услуг Республикой Беларусь или ее административно-территориальными единицами, подобный порядку для имущества, закрепленному Указом N 169, в законодательстве отсутствует. Поэтому передача работ, услуг на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться в качестве передачи работ, услуг в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам. Следовательно, безвозмездное выполнение (оказание) на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи работ (услуг) облагается НДС в общеустановленном порядке.
При безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта следует руководствоваться подп. 2.5.5 ст. 115 НК как специальной нормой, определяющей конкретных получателей при такой безвозмездной передаче, и, соответственно, при определении налоговых вычетов применять норму подп. 24.9 ст. 133 НК.
Раздел III разъяснений Госкомимущества
Раздел III «Порядок оформления документов при передаче на безвозмездной основе в государственную собственность имущества» разъяснений Госкомимущества изменений не претерпел.
Источник