Право и законность в период развернутого строительства коммунизма / Александров Н.Г. — М.: Госюриздат, 1961. — 271 c.
Александров Н.Г. :
Право и законность в период развернутого строительства коммунизма
Тип : Издание
Автор : Александров Н.Г.
Издательство : Госюриздат
Место издания : Москва
Количество страниц : 271
Год издания : 1961 г.
Оглавление:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава первая — Социалистическое право — высший исторический тип права . . . . .9
§ 1. Марксизм-ленинизм о сущности права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
§ 2. Основные (принципы социалистического права . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава вторая — Дальнейшее развитие социалистической демократии
и советское право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
§ 1. Главное та правление развития социалистической государственности
Диафильм Вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма. XXI съезд КПСС
в условиях развернутого строительства коммунизма . . . . . . . . . . . . . . .49
§ 2. Дальнейшее развитие социалистического демократизма прав граждан
и общественных организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
§ 3. Повышение роли общественности в осуществлении правовых форм
деятельности государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
§ 4. Развитие социалистического права в нормы коммунистического
общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Глава третья — Дальнейшее укрепление социалистической
законности — важное условие коммунистического строительства . . . . . . . . .102
§ 1. Понятие социалистической законности и ее значение в период
развернутого строительства коммунистического общества . . . . . . . . . . . .102
§ 2. Основные принципы режима социалистической законности . . . . . . . . . .109
§ 3. Укрепление законности и совершенствование законодательства . . . . . . .119
§ 4. Обеспечение законности при осуществлении государственных функций . . . .129
Глава четвертая — Социалистическая законность и применение
норм права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
§ 1. Значение нормативной обоснованности актов управления
и правосудия. Понятие применения норм права . . . . . . . . . . . . . . . . .148
§ 2. Основные требования социалистической законности при применении
норм права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
§ 3. Толкование норм права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Глава пятая — «Механизм» воздействия права на общественные отношения . . . . 183
§ 1. Взаимосвязь права и общественных отношений . . . . . . . . . . . . . . .183
§ 2. Специфические формы воздействия права на общественные отношения . . . . 188
§ 3. Нормативный характер воздействия права на общественные отношения . . . .196
В чем разница между СОЦИАЛИЗМОМ и КОММУНИЗМОМ ?
Глава шестая — Правоотношения в социалистическом обществе . . . . . . . . . .214
§ 1. Правоотношения — особый вид надстроечных отношений . . . . . . . . . . .214
§ 2. Субъективное право и юридическая обязанность . . . . . . . . . . . . . .224
§ 3. Субъекты социалистических правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . .231
§ 4. Юридические факты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
§ 5. Объекты имущественных правоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
§ 6. Правоотношения и правопорядок в социалистическом обществе . . . . . . . 255
§ 7. Органическое соединение .прав с обязанностями в будущих нормах
коммунистического общежития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Новая книга по общей теории советского права. (Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. — М.: Госюриздат, 1961. — 269 с.) →
Источник: lawlibrary.ru
Какой коммунизм строили в СССР
С интересом читаю книгу Сергея Хрущева «Реформатор. На закате власти». М. «Вече», 2017. В ней есть глава о том какой коммунизм строили в СССР (стр. 31-42). К сожалению, в электронном виде найти эту книгу мне не удалось.
Пришлось набивать краткую версию данной главы.
17 октября 1961 года открылся 22 съезд Коммунистической партии. На нем отцу предстояло доложить о программе построения коммунизма, общества всеобщего изобилия, рая на земле, где все получат по потребностям, а работать станут по ими самими определяемым возможностям. Коммунизм, как и рай, представлялся каждому по-своему, и весьма расплывчато, но пожить в нем хотелось всем. Исполнением этой программы КПСС своё предназначение, по всей видимости, исчерпывала, ибо о необходимости партии в посткоммунистическом обществе основоположники не упоминали.
Первая программа РСДРП звала к революции. В 1917 году революция победила, и большевики приняли вторую программу — строительства социализма. К концу 1930-х её выполнили, социализм, в том виде, как его понимали они сами, в основном построили.
В 1939 году на 18 съезде партии Сталин заговорил о новой, третьей программе партии, определявшей путь к коммунизму. Создали комиссию во главе с ним самим. Но тут грянула война, стало не до коммунизма. Сразу после победы, в 1946 году, комиссия по подготовке построения коммунизма возобновила работу под руководством Андрея Жданова.
Одновременно Госплан верстал план развития экономики до 1965 года, решавший «практическую задачу преобразования социализма в коммунизм». К 1948 году комиссия кое-что наработала, на строительство коммунизма отводилось 20 лет. Его пришествие наметили на 1965 год.
Однако «прославиться» Жданову не довелось, помешала холодная война, все средства бросили на разработку атомной бомбы. Затем Сталин увлёкся борьбой с «безродным космополитизмом», и ему вновь стало не до коммунизма. В 1949 году испытали атомную бомбу и на 19 съезде партии вернулись к перспективам построения коммунизма. Снова создали комиссию, но она так и не приступила к работе.
Сталин вскоре умер, и строительство коммунизма отложили до 20 съезда партии, а тот постановил «подготовить новую программу партии» в 21 съезду. Снова создали комиссию, теперь её возглавил отец, раздали задания академикам, но серьёзно за работу не принялись. В верхах разгорелись споры. Отец и Молотов не только на будущее, но и на настоящее смотрели уж очень по-разному. Молотов считал, что сооружена только основа, фундамент социализма, отец утверждал, что социализм подведен под крышу, в основном построен.
Академики смогли сориентироваться только в 1957 году, после ухода со сцены «антипартийной группы» молотовцев. Станислав Струмилин и Евгений Варга, в те годы непререкаемые авторитеты в области экономики, в 1958 году выработали два основополагающих документа: «Общий курс капитализма» и «На путях построения коммунизма». В них они предрекали наступление коммунизма через 10-15 лет, к 1964 году обещали обогнать США по общему объёму промышленного выпуска, а к 1971 году и на душу населения. Эту программу авторы предлагали утвердить на 21 съезде КПСС.
Прочитав труды академиков, отец остался неудовлетворённым: с одной стороны, конкретные сроки, а с другой — полная неопределённость, что к этим срокам следует сделать. Он предложил просчитать, что и сколько получит к моменту построения коммунизма каждый советский гражданин.
25 июля 1959 года Президиум ЦК КПСС расставил акценты: теорией займутся академики, практические подсчёты должны предоставить Госплан и Госэкономкомиссия. Госплан предлагал записать на 1961-1980 годы ежегодный прирост промышленности 9,4% (в 4 раза за весь период).
Сельское хозяйство предполагалось приращивать в год на 5,7-6,5%, к 1980 году увеличить производство зерна, мяса, молока в 3,5 раза, а производительность труда повысить в 2,5 раза. При этом перераспределялись приоритеты, резкий крен делался в сторону увеличения производства предметов потребления (группы «Б»). К 1980 году она возрастала в 13 раз, тогда как группа «А», тяжёлая промышленность, — всего в 6 раз. Госэкономсовет предлагал ориентироваться на более высокие годовые приросты.
Госплан и Госэкономсовет экстраполировали прошлое в будущее. Они предполагали, что американская промышленность будет расти на 2,5-3%, а сельское хозяйство на 1,7-2% ежегодно. При этом Госплан исходил из того, что в 1960 году промышленная продукция СССР достигала 60% от американской, а сельскохозяйственная — 80%. По данным ЦРУ, в 1987 году ВНП СССР составлял 55% от ВНП США.
В свою очередь экономист Игорь Бирман утверждал, что этот показатель не превышал 25%. Кстати, прогноз ЦРУ, составленный в конце 1950-х годов, говорил о том, что СССР постепенно обгонит США по ВНП.
Но при чём тут коммунизм? В 1961 году коммунизм для всех, в том числе для отца, означал зажиточную жизнь. Жизнь лучше, чем у кого-либо в мире, в первую очередь лучше, чем в Америке, которая, следуя этой странной логике, уже тогда жила в коммунизме. Но я, кажется, зашёл слишком далеко.
Вернусь к Программе. Каким же всем нам, в том числе и отцу, представлялся коммунизм? В первую очередь — всеобщий достаток и равенство. Тут возникало противоречие с провозглашённым отцом принципом материальной заинтересованности: работаешь лучше — живёшь богаче. Ещё одно противоречие — роль и место государства в нашем будущем.
Согласно теоретикам, а отец с ними полностью соглашался, по мере приближения к коммунизму государство, как инструмент насилия обрекалось на отмирание, обществу предстояло брать на себя заботу о человеке от рождения до смерти. По этому пути и шёл СССР. Были бесплатные ясли, детские сады, образование и здравоохранение.
Были бесплатные или почти бесплатные дома отдыха, студенты и получали стипендии, а старики и инвалиды — пенсии. Согласно теории, с приближением к коммунизму роль государства возрастала, государственная собственность доминировала в экономике, но в то же время ему предписывалось отмереть. Противоречие, которое в практическом плане оказалось неразрешимым.
Пока же из Программы убрали тезис «диктатуры пролетариата». Теоретики считали, что диктатура отомрёт лишь вместе с государством. Отец с ними не согласился. Жизнь страны без правительства он себе не очень представлял, а вот без диктатуры, считал, можно обойтись. Государству предстояло стать общенародным, без подавления кого-либо кем-нибудь, и демократическим, когда свободные люди смогут выбирать правительство, какое захотят.
По мере всенародного обсуждения Программы зуд к обобществлению всего в стране возрастал. Рядовые граждане требовали немедленно «разобраться» с частной собственностью, не только передать обществу личные дома, дачи, машины, но и обобществить превышающие «допустимый» (весьма скромный) уровень вклады в сберкассы, переселить людей из квартир в «комфортабельные» общежития, чтобы избавить их от «хлама» и вернуть им дух коллективизма.
Отец всеобщего обобществления не одобрял, но тоже считал, что в будущем под дачи для всех земли не хватит. В результате был найден компромисс: вместо индивидуальных домиков предполагалось строить на природе многоэтажные кооперативные комплексы с квартирками, передаваемыми в собственность одной семьи или нескольких поочерёдных владельцев.
Автомобилистов пока оставили в покое, хотя и отметили, что будущее за городским общественным транспортом, а если кому-то при коммунизме захочется прокатиться на машине, они смогут воспользоваться услугами проката.
Академики предлагали провозгласить «добровольность труда» при коммунизме. «Представьте себе, что половина общества не захочет трудиться добровольно, — сомневался отец. — Формула добровольности устарела. Может быть, классики, создавая теорию, чтобы привлечь внимание, и провозглашали: хочешь — работай, хочешь — не работай, а кушай сколько влезет. Это неправильно.
Нужно сказать — необходимый труд». «Добровольность труда» из текста Программы исчезла. А вот правка помельче. В пункте, обещавшем «увеличить оплачиваемые отпуска в ближайшие годы с трёх недель до месяца», отец «ближайшие годы» вычёркивает, неизвестно, как ещё дела сложатся.
Готовый проект Программы обкатали 17 июня 1961 года на заседании Президиума, затем 19 июня на Пленуме ЦК, а в октябре, после окончательной доработки и полировки, за неё проголосовали делегаты 22 съезда коммунистов.
Съезд завершился словами отца: «Наши цели ясны. Наши задачи определены. За работу, товарищи!». Присутствовавшие в зале долго аплодировали стоя. Самые доступные из коммунистических новаций стали распространяться уже в 1962 году: в столовых появились хлебницы с бесплатным хлебом: ешь сколько влезет.
В городском общественном транспорте исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд: теперь сознательные пассажиры бросают монету в ящик, несознательные — едут так. Со временем число бесплатных услуг населению должно было увеличиваться.
За два десятилетия 1961-1981 годов валовой объём промышленной продукции СССР увеличился в 4, а не в 6 раз. Производительность труда возросла не в 4-4,5 раза, а в 2,6 раза. Сельское хозяйство увеличило производство всего на 54%, а зерно на корм скоту стали закупать за нефтедоллары за границей. При этом расходы на вооружённые силы многократно возросли.
Что же такое коммунизм? В ответе следует сразу отбросить утопические нелепости, вроде отмирания государства или самоуправления. Остаётся квинтэссенция коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Потребности каждый соизмеряет со своим вкусом, а ведь основоположники, не говорили о них, как об индивидуальных прихотях, и, по определению, коммунизм — общество равных, в котором никому не дозволено выделяться на общем фоне. Кроме того, чтобы потребить продукт, его надо заранее произвести в достаточном количестве и требуемого качества.
Речь шла не о прихотях, а об усреднённой потребительской корзине, рассчитанной по неким методикам: в год индивидууму требуется столько-то мяса и хлеба, столько-то пар обуви, поездок на курорт и так до последней малости. Вот эти потребности и предполагалось при коммунизме удовлетворить. Потому и необходимость в деньгах отпадает, предусмотренные заранее потребности удовлетворяются даром, сверх того ничего не купишь, «сверх» просто ничего не произведут. За соблюдением равенства в коммунизме предусмотрен надзирающий орган, о нём писал ещё в начале 1600-х годов Томазо Кампанелла.
В общем, коммунизм — это совсем не то, что грезится обывателю. Так что не обижаться надо на то, что коммунизм не построили, а радоваться.
Так заканчивается глава о коммунизме в книге Сергея Хрущёва, который с 1991 до самой смерти в 2020 году жил в США. Странно, что в своих рассуждениях он не уделил внимание тому, что коммунизм СССР строил в условиях враждебного окружения и был вынужден тратить огромные средства на вооружение. Удивительно, что он написал только о валовых показателях производства товаров.
Ведь когда СССР нарастил выпуск гражданской продукции очень остро встал вопрос её качества. И самое главное. По Ленину коммунизм это не только материальное изобилие, но и всестороннее развитие личности и поощрение творчества. Об этом Хрущёв не сказал ничего.
Источник: new-rabochy.livejournal.com
Как Программа КПСС определяет понятие «коммунизм»? Укажите его признаки. 2) Какие этапы построения коммунизма названы в Программе?
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Источник: www.soloby.ru
КОММУНИЗМ В РОССИИ.
В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму:
— свободные коммуны,
— конфискация машин и дач,
— перевод чинуш в рабочие,
— переселение евреев в Израиль или Сибирь.
Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29 070 корреспонденций, из которых 5 039 было опубликовано.
В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 миллиона человек, они внесли около 150 тысяч пожеланий и предложений. С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тысяч предложений к документу.
Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма. Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.
Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры.
В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право. Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись.
Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.
В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве. Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года.
Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения. Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти – это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е – троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.
Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950 — 1960-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма. Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым». К примеру, коммунист и фронтовик И. Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек». Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Товарищ Заброда предлагал:
«В течение ближайших пяти лет, то есть с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».
Коммунист Е. И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением:
«Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов. В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов.
Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем, чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».
В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.
В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Е. А. Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунист», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова — коммуна». Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф. Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:
— Как её фамилия? – спрашиваю председателя.
— Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя.
Я Николай Пролетволя. Так-то!
Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека». Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости. Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»:
«Кто не работает, тот не ест».
При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника. Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают. Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал:
«Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».
Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии. Наибольшее раздражение у населения вызывало такое имущество, которое в Советском Союзе воспринималось как особая роскошь: автомобили, дачи, частные дома, гаражи и тому подобное. В адрес различных организаций поступили тысячи предложений с идеями изъятия имущества. К. В.Белкин в своем послании указывал, что в проекте Программы:
«Мало сказано о непомерной личной собственности, которая как палка в колесе коммунизма. Дачники, садоводы, владельцы автомашин подобны паразитам на здоровом теле строителей коммунизма. Они удлиняют путь к нему».
Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё внаём. Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и:
«Деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».
Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К. К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности. Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь – еврейскому. К примеру, В. Сыроваткин писал:
«Евреи являются в СССР привилегированной нацией, так как они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и так далее, поэтому дружба с ними невозможна».
В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В. Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.
Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П. И. Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания. Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов.
Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма.
Неудивительно, что бурное развитие космической отрасли в СССР началось при Хрущеве – последнем руководителе страны, кто «видел Ленина». Космическая программа в те годы четко ассоциировалась с возвращением к ленинским принципам жизнеустройства, с надеждой на скорое построение коммунизма и совершенного общества. Ленинизм в начале ХХ века был не только «электрификацией» и попыткой вестернизации общества. Это еще и последнее политическое течение, пропитанное мистикой, на уровне алхимического преобразования не только общества, но и самого человека. Приход к власти группы Брежнева, по сути, символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.
Источник: zampolit-ru.livejournal.com