Анализ литературных источников необходимо начать с самой процедуры предоставления земельного участка под строительно, и как она изменилась с 1 марта 2015 года об этом подробно рассказывается в пособие Тихомирова М.Ю. «Земельные участки [Текст]: порядок предоставления для строительства и иных целей» [11] и в первом томе практического пособия «Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи» Семенщикова А.А. [8], в котором также рассматривается, какие земли используются под строительство промышленности, с какими органами согласуются строительство, а также все, что касается предоставления земельного участка под разработку недр (горный отвод, получение лицензии и утверждение проекта рекультивации), о чем более подробном описывается в учебном пособие Ламерта Д.А. «Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых» [9].
Недра и лицензии: две концепции недропользования
При разработки недр, а именно бурении скважин нельзя оставить без внимания мероприятия по охране окружающей среды, о которых подробно расписано в пособие по разработке раздела практической документации Сорокина Н.Д. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» [15] и в диссертации Безродного Ю.Г. «Разработка методов обеспечения охраны окружающей среды при проектировании и строительстве нефтегазовых скважин» [19], о том, что упустили и какие методы хотели бы ввести, чтобы нанести минимальный ущерб окружающей среде.
В соответствии с этим установлен ряд природоохранных мероприятий, которые необходимые проводить после прогнозирования негативных последствий влияющих на почвенный покров при бурении скважин, это описывается в статье Абалакова А. Д. «Оценка воздействия и охрана почв при бурении поисково-разведочных скважин на нефть и газ» [22], где одновременно отображается экологический риск техногенного воздействия по критериям устойчивости и значимости почв.
Анализ проблем экологического сопровождения, на основе накопленного опыта отдела экологии ОАО «ТомскНИПИнефте» представлен в аналитическом обзоре Гендрина А.Г. «Инженерно-экологические изыскания территории нефтяных и газовых месторождений, инвентаризация и рекультивация нефтезагрязненных земель» [14] и «Экологическое сопровождение деятельности предприятий нефтегазового комплекса» [13], в которые включен обзор проблем связанных с проведением инженерно-экологических изысканий, инвентаризацией нефтезагрязненных земель и методами рекультивации последствий. Ведь именно инженерно-экологические изыскания являются основными источниками данных о фактическом состоянии природной среды на территории месторождений.
Как выяснилось ранее бурение месторождений должно производится с учетом инженерно-геологических условий строительства объектов, однако существующими нормативными документами по инженерным изысканиям не определены виды и объемы работ, поэтому в статье Любимовой Т.В. «Влияние особенностей инженерно-геологических структур на задачи изысканий при обустройстве нефтегазовых месторождений» [23], более подробна расписана методика выделения инженерно-геологических структур, способствующая постановке детальных инженерно-геологических изысканий.
Изучив такие диссертации, как «Правовой механизм предоставления недр в пользование» Никишина Д.Л.[17], «Разработка методов оптимизации размещения эксплуатационных скважин на подземных хранилищах газ» Крапивцивой [19] и статьи «Правовое регулирование недропользования в России.» [33], «Некоторые проблемы предоставления недропользователям земельных участков для строительства объектов, связанных с пользованием недрами» Гончарова [25] и сравнив их с историческим пособием Башкатова «Право пользования недрами в СССР» можно оценить изменения в правовых отношениях между недпользователем и пользователем земельным участком на протяжении 30 лет, а также на основе разработок сделать выводы о необходимости внесения изменений в нормативно-правовую базу. О чем более подробно будет сказано в 3 главе курсовой работы.
1.2. Обзор нормативно-правовой базы
В Федеральном Законе РФ «О недрах» сказано, что «недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубины доступных для геологического изучения и освоения» [1].
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью, объединены в Государственный фонд. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государственный фонд недр составляют используемые участки как в пределах территории РФ, ее континентального шельфа, находящегося в исключительной собственности Российской Федерации, так и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации [1].
Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону. Однако наряду с ними субъектами недропользования могут быть кооперативные организации, акционерные общества и другие структуры. Добыча не общераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и частными предприятиями. На основании ФЗ №225 «О соглашениях о разделе продукции» право пользование участками недр на условиях раздела продукции предоставляются инвестору, который в свою очередь имеет лицензию на пользование данным участком недр. Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется также на основании лицензии [6]
Пользование недрами бывает срочным и бессрочным. Для геологического изучения недра предоставляются на срок до пяти лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, — до 20 лет, а при совмещении указанных видов недропользования — до 25 лет (ст. 10 Закона РФ «О недрах»)[1].
Основными пользователями недр в Российской Федерации являются горнодобывающие предприятия и предприятия нефтяной и газовой промышленности, которые имеют специфические особенности в правовом режиме предоставленных им земельных участков для целей недропользования. Специфика правового режима земель, предоставленных для целей недропользования, особые условия возврата этих земель в хозяйственный оборот обусловили необходимость более подробного изучения правового регулирования отношений, возникающих в процессе их использования. Правовой режим использования недр, а также земель, предоставленных для разработки недр, регулируется Федеральным законом от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 06.06.03), федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и ее субъектов. Земельное законодательство взаимодействует с международным, гражданским, административным, финансовым, санитарным и другим законодательством [1].
Понимание того, что эта категория земель предоставляется не для использования непосредственно самих земельных участков, а того, что находится под земной поверхностью? позволяет определить, что такое земли, предоставленные для целей недропользования. Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, является то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельного фонда России, не отграничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению. Земли, предоставленные для целей недропользования,— это земли различных категорий, в том числе специального назначения (промышленности, энергетики), изымаемые из хозяйственного оборота и предназначенные для поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [4].
О некоторых особенностях перевода земель из одной категории в другую или отнесения земельного участка к одной из категорий подробно расписано ФЗ №172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для целей разработки месторождений полезных ископаемых могут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, водного фонда, земли промышленности. Добыча полезных ископаемых может производиться открытым способом, когда залежи полезных ископаемых находятся в непосредственной близи от земной поверхности (открытые угольные разработки, добыча общераспространенных полезных ископаемых — щебня, песка, торфа и т.д.). либо подземным способом (угольные шахты, буровые нефтяные и газовые скважины). И в том, и в другом случае непосредственному воздействию подвергается земная поверхность. В подавляющем большинстве случаев это воздействие носит эколого-неблагоприятный характер для земли и для экосистемы в целом [4].
Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: землепользованием и недропользованием, т.е. совместным земельным и горным правовым регулированием. Недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, т.е. землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования [1].
Правовой режим земельных участков, предоставленных для недропользования, характеризуется целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены основаниями возникновения прав на земельные участки, когда в соответствии с лицензией недропользователь получает участок недр в виде горного отвода, который является основанием для земельного отвода.
В гражданском законодательстве закреплены общие понятия «недвижимости», которые используются и развиваются в различных законодательствах Российской Федерации (в земельном, водном, лесном и т.д.). В Гражданском кодексе РФ в п. 1 ст. 130 дано такое общее определение недвижимости: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Из данного определения выясняется, что земельный участок является основополагающей частью понятия «недвижимость» [3].
Определение понятия «земельный участок» закреплено статьей 6 Земельного Кодекса РФ. Земельный участок является недвижимой вещью, которая является частью земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи [2].
В рамках статей 39.1 39.20 «Земельного кодекса» прописаны общий порядок выбора согласования земельного участка под строительство (в отдельности под строительство нефтегазовых скважин) и порядок предоставления земельного участка под строительство (в частности и под строительство нефтегазовых скважин). Предоставление земельного участка в пользование недропользователям — процесс, состоящий из ряда установленных в законе процедур (стадий): получение лицензии (разрешения), дающей право на предоставление недр в пользование; выделение горного отвода для реализации поставленной цели; предоставление земельного отвода; государственная и площадь земельного отвода устанавливаются в зависимости от местоположения горного отвода, способа, условий и сроков его разработки [1].
Горным отводом называется часть земных недр, предоставляемая организации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней полезных ископаемых право на земельный участок подчинено праву пользования недрами. Поэтому недропользователь должен выполнять обязанности, предусмотренные статьей 22 ФЗ «О недрах», до окончания срока действия горного отвода независимо от срока действия земельного отвода. Проект горного отвода уточняет географические координаты лицензионного участка недр и закрепляет угловые пункты отвода в системе прямоугольных координат. Установление границ горного отвода зависит от конкретной цели пользования недрами и вида полезного ископаемого. Параметры могут варьироваться контурами подсчета запасов полезных ископаемых, положением горной выработки (карьера), зонами сдвижения горных пород, границами взрывных работ, но не могут превышать площади лицензионного участка недр [1].
На выделенном участке недр разрешается добыча только тех полезных ископаемых, которые указаны в горном отводе. Если в одном участке недр расположены месторождения различных ископаемых, то на разработку каждого из них могут быть выданы самостоятельные горные отводы.
Выдаётся горный отвод, как правило, таким образом, чтобы одно предприятие (организация, учреждение) получило в пользование всё месторождение. Только в исключительных случаях разрабатывать одно месторождение могут несколько пользователей при условии взаимного согласования проектов горнодобывающих предприятий и планов развития горных работ. Изменение границ горного отвода производится в порядке, установленном для предоставления нового горного отвода. Разработка месторождений за пределами горного отвода запрещается. Получение горного отвода не даёт права на пользование земельным участком, но является основанием для возбуждения ходатайства об отводе земли [1].
Размеры горного отвода должны соответствовать производственной мощности и сроку действия соответствующего предприятия. Размеры же земельного участка вовсе не обязательно должны соответствовать площади поверхности над горным отводом. Обычно земельный отвод больше горного, так как помимо горного производства включает в себя объекты технологической цепи (транспорт, дробление, обогащение, металлургический передел, склады готовой продукции), а также другие территории экономической заинтересованности предприятия [1].
Одним из немаловажных этапов предоставления земельного участка под строительство нефтегазовой скважины является составления проекта рекультивации земель на основании Приказа от 22 декабря 1995 года № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [7].
Изучив данный Приказ выяснилось, что перед началом работ должен быть снят плодородный слой почвы, так как интенсивное использование земельных участков для добычи полезных ископаемых влечет за собой разрушение поверхностного слоя земли, возникновение горных выработок и отвалов вскрышных пород, нарушение гидрологического режима земель, разрушение целостности экологической системы и природных ландшафтов. Таким образом, межхозяйственное землеустройство, в результате которого образуются землепользования несельскохозяйственного назначения, оказывается объективно связанным с такими понятиями, как «нарушенные земли», «рекультивация земель», «землевание» [7].
В ФЗ №78 «О землеустройстве» нарушенными землями называют земли всех категорий, которые в результате производственной деятельности человека (добычи полезных ископаемых, строительных, геологоразведочных и других работ) утратили свою хозяйственную ценность или стали источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с изменением почвенного и растительного покровов, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа (рельеф, созданный в результате производственной деятельности человека) [6].
Нарушенные земли нередко теряют всякое хозяйственное значение или резко снижают свою ценность. Они часто являются источником загрязнения почв, воды, воздуха на прилегающих территориях, ухудшают гигиенические условия жизни населения и общий облик ландшафта. Карьеры и отвалы, образующиеся при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, хаотично расположенные, образуют картину пустынного и бесплодного «лунного ландшафта» [6].
Пользователям недр необходимо помнить о том, что после окончания работ, связанных с недропользованием, участки, отведенные в пользование, будут возвращены прежним пользователям земли, а значит, в обязанность субъектов недропользования входит приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для последующего использования (рекультивация земель)
Рекультивация нарушенных земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества [7].
На основании обзора уже существующей нормативно-правовой базы можно сделать вывод, что она сформирована не полностью, упущены некоторые моменты, которые на деле приводят к большим разногласиям между пользователями недр и собственниками данного земельного участка. Одним из таких противоречий является то, что в российском законодательстве до настоящего момента нет утвержденных методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников. То есть четко не прописана процедура изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя, отсутствует обоснование «справедливой» цены по которой происходит изъятие и ряд смежных вопросов.
1.3. Анализ современного состояния этапов предоставления земельного участка под строительство нефтегазовой скважины
На современном этапе развитие экономики России во многом определяется стабильностью и эффективностью функционирования добывающих отраслей и, прежде всего, нефтегазового комплекса (НГК). В условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры (снижение цен на нефть на мировом энергетическом рынке и введение секторальных экономических санкций со стороны западных государств) важной задачей является оптимизация работы отрасли, устранение сдерживающих и ограничивающих факторов ее развития. В феврале 2015 г. руководство пяти крупнейших российских нефтяных компаний подписали письмо Президенту РФ с предложением оказать поддержку нефтегазовым компаниям со стороны государства. На ряду с просьбами о пересмотре «избыточных» требований со стороны государства к компаниям (обязательный экологический аудит, высокие штрафы за сверхнормативное сжигание попутного газа и т.д.) и временном смягчении вступления в силу «жестких» требований (создание ликвидационных фондов, ликвидации прошлого экологического ущерба и т.д.), важное значение имеет предложение об устранении противоречий в законодательстве, регулирующем пользование недрами.
И одним из таких противоречий является то, что в российском законодательстве до настоящего момента нет утвержденных методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников. То есть четко не прописана процедура изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя, отсутствует обоснование «справедливой» цены по которой происходит изъятие и ряд смежных вопросов.
Отсутствие нормативно-правовой базы урегулирования вопроса между правообладателями на пользование недрами и земельным участком, находящимся над ними, приводит к потере времени и отсрочке начала геологического изучения недр, финансовым затратам и, в конечном итоге, не выполнению лицензионных обязательств. Помощью в решении этого вопроса могло бы стать разработка и закрепление в законодательстве:
· процедуры предоставления прав на землю, находящуюся над недрами для целей недропользования в зависимости от вида собственности и статуса земельного участка (категории земель к которой он относится);
· методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников.
Вывод: Направления совершенствования законодательства в области земельных отношений и недропользования является преодоление спорных вопросов между правообладателями на пользование недрами и земельным участком, находящимся над ними. В настоящее время ни в Земельном кодексе РФ, ни в законе РФ «О недрах» не закреплен четкий механизм решения этих вопросов, что приводит к затягиванию сроков освоения лицензионных участков и финансовым затратам со стороны недропользователей.
Анализ современного законодательства в вопросах земельных отношений и недропользования позволяет сформулировать следующие предложения по изменению нормативно-правовой базы:
1. Ввести новую категорию земель – «земли государственного фонда недр», к которой буду отнесены:
· земельные участки, находящиеся в государственной (федеральной) собственности и расположенные над открытыми месторождениями нераспределенного фонда недр;
· земельные участки, в отношении которых собственник не согласен предоставить их в аренду или продать недропользователю путем изъятия для государственных нужд по кадастровой стоимости с учетом будущей ренты освоения недр.
2. Расширить понятие «сервитут», позволяющее проводить на земельном участке геологоразведочные работы с нарушением почвенного слоя при согласовании собственника.
3. Законодательно закрепить, что предоставление лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых должно было осуществляться только при наличии предварительного согласования от органов управления земельными ресурсами или собственника земельного участка на изъятие земель для целей недропользования.
4. Внесение изменений в статью 78 Земельного кодекса РФ относительно включения геологоразведочных работ в перечень работ, не требующих перевода сельскохозяйственных земель в другую категорию, что значительно сократило бы срок прохождения административных процедур для начала проведения работ по изучению недр, а также сократит расходы бюджеты на выплаты компенсаций за изъятие земельных участков.
5. Ужесточение штрафов за несоблюдение лицензионных требований, а именно не осуществление работ по проведению рекультивации земель.
Источник: megalektsii.ru
О государственной регистрации прав на буровые скважины
Федеральным законом от 31.12.2014 № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК ) дополнена новым пунктом 4.2.
В соответствии с указанной нормой не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Государственная регистрация прав на созданные (создаваемые) объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, осуществляется в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации ).
Согласно статье 25.3 Закона о регистрации:
основанием для государственной регистрации прав на объект недвижимости, для строительства, реконструкции которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (пункт 1);
не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случаев установленных пунктом 2 статьи 25.3 Закона о регистрации (пункт 2);
документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3);
истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.3 Закон о регистрации объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается; при этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5).
Форма декларации об объекте недвижимого имущества, представляемой в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации установлена приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447.
При этом все сведения об объекте недвижимого имущества (за исключением кадастрового номера земельного участка, на котором расположен объект недвижимости) определяются и вносятся заявителем в указанную декларацию самостоятельно.
Вместе с тем в отличие от иных поименованных в части 17 статьи 51 ГрК объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, строительство буровых скважин должно осуществляться при соблюдении определенных условий (их строительство должно быть предусмотрено подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр).
В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее — Положение).
подготовка технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее — проектная документация), заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 2);
подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее — проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах (пункт 3);
проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации , заверяется печатью этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке (пункт 4);
проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (пункт 5);
требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 14).
Так, в соответствии с Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья, утвержденными приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 254, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема опытно-промышленной разработки месторождения, залежей или участков залежей, технологическая схема разработки и технологический проект разработки должны включать в том числе раздел, содержащий сведения о конструкции и технологии бурения скважин.
Принимая во внимание, что в силу статьи 25.3 Закон о регистрации не допускается истребование у правообладателя документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения и отсутствие такого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации, а также указанные выше нормативные правовые акты, возникает вопрос о возможности применения при государственной регистрации прав на буровые скважины положений указанной статьи.
Учитывая, что Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просим высказать позицию по следующим вопросам:
должна ли государственная регистрация прав на буровые скважины осуществляться в порядке статьи 25.3 Закон о регистрации на основании декларации об объекте недвижимого имущества либо в порядке статьи 25 Закона о регистрации, т.е. в общем порядке, — поскольку требуется подготовка в том числе проектной документации, с предварительной (до государственной регистрации прав) поставкой буровой скважины на государственный кадастровый учет;
должен ли государственный регистратор запросить в Федеральном агентстве по недропользованию, его территориальном органе (либо каком-то ином органе) информацию о том, что строительство соответствующих буровых скважин предусмотрено согласованной и утвержденной проектной документацией, и каковы должны быть последствия непредоставления указанными органами такой информации (учитывая, что согласно пункту 5 статьи 25.3 Закон о регистрации отсутствие документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимости сведения, не может являться основанием для приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав).
Источник: ohranatruda.ru
Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов
Какие виды расходов относятся к расходы на освоение природных ресурсов? В каком порядке учитываются данные расходы для целей исчисления налога на прибыль? Чем отличается налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.
Виды расходов на освоение природных ресурсов.
Расходы на освоение ресурсов для целей применения гл. 25 НК РФ – это расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин (ст. 261 НК РФ).
Перечень расходов, которые можно отнести к расходам на освоение природных ресурсов, открытый. Законодатель относит к этому виду расходов, в частности, следующие:
расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в том числе затраты, связанные со строительством и ликвидацией скважин, разведку полезных ископаемых и гидрогеологические изыскания;
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, в том числе на устройство временных подъездных путей, хранение плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранение добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.
По мнению представителей Минфина, к расходам на освоение природных ресурсов можно в том числе отнести следующие:
затраты на 3D-сейсморазведку, которая осуществляется в рамках этапов и стадий работ по геологическому изучению недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Но если в результате произведенных расходов на работы по 3D-сейсморазведке налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются НМА и подлежат амортизации. При этом суммы расходов на работы по 3D-сейсморазведке, ранее учтенные в соответствии с положениями ст. 261 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость НМА не подлежат (Письмо от 14.11.2014 № 03-03-06/1/57750);
расходы на обеспечение безопасности скважин, полученных в безвозмездное пользование и расположенных в границах предоставленного в пользование лицензионного участка недр (письма от 16.05.2014 № 03-03-05/23390, от 19.09.2014 № 03-03-06/1/47154);
расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин (в частности, расходы на выполнение тех или иных работ, которые обусловлены технологическим процессом такой зарезки и требованиями нормативных документов к ее проведению) (Письмо от 19.04.2019 № 03-03-06/1/28278).
При этом, по мнению финансистов, расходы на рекультивацию земель, которые проведены на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, не отвечают требованиям, предъявляемым к расходам, используемым в ст. 261 НК РФ (Письмо от 14.01.2016 № 03-03-06/1/596). Обосновывают они это следующим. В силу приведенного в ст. 261 НК РФ перечня расходами на освоение природных ресурсов признаются исключительно те расходы, которые ограничены геологическим изучением недр, разведкой полезных ископаемых, проведением работ подготовительного характера.
Напомним, что согласно пп. 1 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются в том числе расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 НК РФ. В этом случае в соответствии с пп.
1 п. 7 ст. 254 НК РФ расходы на рекультивацию и иные природоохранные мероприятия как осуществляемые в рамках производственной деятельности, не связанной с освоением природных ресурсов, приравниваются для целей налогообложения к материальным расходам.
Особенности учета расходов на освоение природных ресурсов.
Расходы на освоение ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов. Единственным условием в данном случае является отсутствие бюджетного финансирования (средств государственных внебюджетных фондов).
Обратите внимание:
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 НК РФ.
Если расходы на освоение природных ресурсов относятся к нескольким участкам недр, то они учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:
расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, на возмещение комплексного ущерба включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.
Исключением из этого правила являются расходы на освоение природных ресурсов нового морского месторождения углеводородного сырья (п. 7 ст. 261 НК РФ).
Отметим, что расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат (п. 6 ст. 261 НК РФ).
Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318 – 320 НК РФ при условии соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.
Непродуктивные скважины.
Если разведочная скважина на месторождениях углеводородного сырья оказалась непродуктивной, то расходы на ее строительство (бурение), проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины учитываются также в соответствии со ст. 261 НК РФ.
Подобный порядок применяется независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине.
Затраты по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение (п. 4 ст. 261 НК РФ).
В данном случае важно, что решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.
Налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее установленного гл. 25 НК РФ предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов. Заметим, что порядок данного уведомления не установлен нормами НК РФ. Во избежание претензий со стороны проверяющих органов целесообразно представить рассматриваемое уведомление в налоговый орган в установленные сроки.
Новые морские месторождения углеводородного сырья
Расходы на освоение природных ресурсов, понесенные налогоплательщиком, владеющим соответствующей лицензией (пп. 1 п. 1 ст. 275.2 НК РФ), на участке недр при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья (НММ), признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, в котором налогоплательщиком принято решение об отнесении всей суммы указанных расходов либо любой ее части к расходам по названной деятельности[1].
Если на участке недр выделено более одного НММ, то налогоплательщик вправе по своему выбору отнести обозначенные расходы либо любую их часть к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на НММ, осуществляемой на любом новом морском месторождении углеводородного сырья, выделенном на данном участке недр.
При этом расходы налогоплательщика, осуществляющего в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями на пользование недрами деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку НММ, на поиски и оценку таких месторождений углеводородного сырья, признаются для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 261 НК РФ, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 (п. 9 ст. 261 НК РФ).
В целях применения НК РФ новое морское месторождение углеводородного сырья признается выделенным на участке недр с даты первого согласования в предусмотренном порядке технологической схемы разработки соответствующего месторождения.
Налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов.
Расходы на освоение природных ресурсов учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии со ст. 261 НК РФ, при этом порядок ведения налогового учета таких расходов предусмотрен ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.02.2019 № 03-03-06/1/9344).
Отличительными чертами налогового учета рассматриваемых расходов являются в том числе следующие:
Расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, учитываются отдельно. В случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, амортизация которых начисляется в порядке, установленном
ст. 256 – 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Расходы отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами). При этом данные расходы могут группироваться по-разному в зависимости от конкретного вида расходов.
При проведении геолого-поисковых работ и (или) геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых и при проведении работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями ст. 261 НК РФ. Налоговый учет указанных расходов организуется по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.
Если осуществленные расходы непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), то они отражаются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл.
25 НК РФ (п. 4 ст. 325 НК РФ). Таким образом, например, расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев. При этом если зарезка боковых стволов осуществляется не у эксплуатационных скважин, то такие расходы учитываются в общеустановленном порядке в зависимости от характера осуществленных расходов (Письмо Минфина России от 14.02.2017 № 03-03-06/1/7959).
Расходы, предусмотренные п. 10 ст. 261 НК РФ, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому договору займа на финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта.
Кроме этого, действует отдельный порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр к третьему лицу. В этом случае расходы на освоение природных ресурсов, фактически осуществленные налогоплательщиком – прежним владельцем лицензии, учитываются им в порядке, установленном ст. 325 НК РФ.
Это означает, что при передаче прав на пользование недрами налогоплательщик – прежний владелец лицензии продолжает учитывать осуществленные расходы на освоение природных ресурсов в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 05.06.2017 № 03-03-06/1/34622).
Это же правило применяется и в случае, когда лицензия на пользование недрами передается дочерней организации: налогоплательщик – прежний владелец лицензии (материнская компания) продолжает учитывать осуществленные расходы на освоение природных ресурсов в порядке, определенном ст. 325 НК РФ (Письмо Минфина России от 09.03.2017 № 03-03-06/1/13147).
Вместе с тем если передача указанных имущественных прав носит безвозмездный характер, то на основании п. 8 ст. 250 НК РФ доход от такой операции подлежит включению в состав внереализационных доходов дочерней организации, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций (Письмо Минфина России от 28.02.2019 № 03-03-06/1/13134).
В случае, если переход (передача) права пользования участком (участками) недр происходит в связи с реорганизацией организации, учет расходов осуществляется в соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК РФ.
Судебная практика.
Приведем примеры актуальной судебной практики по вопросам применения ст. 261 НК РФ.
Определением ВС РФ от 22.03.2019 № 305-ЭС19-1936 был поддержан вывод судей предыдущих инстанций, которые посчитали правомерным доначисления налога на прибыль в связи с некорректным включением в состав расходов суммы разовых платежей за предоставление в пользование участков недр, указанных в лицензиях, – налогоплательщик единовременно включил их в состав косвенных расходов.
Судьи отметили, что согласно нормам НК РФ расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, подлежат включению в расходы по налогу на прибыль равномерно в течение двух лет. При этом законодатель прямо указывает на наличие единого общего порядка учета расходов (в течение двух лет), осуществленных в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, вне зависимости от порядка приобретения лицензии (на основании конкурса/аукциона либо без проведения конкурса/аукциона). Актуальная судебная практика по налоговым спорам также исходит из того, что разовый платеж подлежит списанию по правилам ст. 325 НК РФ в течение двух лет (Определение ВС РФ от 24.08.2017 № 305-КГ17-10847).
Таким образом, разовый платеж за пользование недрами (по своему смыслу) является расходом, осуществляемым в целях приобретения лицензий на пользование недрами, предусмотренным п. 1 ст. 325 НК РФ, и подлежит списанию по правилам ст. 325 НК РФ в течение двух лет.
Расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин для целей применения гл. 25 НК РФ относятся к расходам на освоение природных ресурсов, особенности и порядок учета которых регулируется нормами ст. 261 НК РФ.
Данные затраты подлежат включению в состав прочих расходов. При этом порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 НК РФ.
[1] Об изменениях, действующих с 2019 года в порядке признания доходов и расходов от осуществления рассматриваемой деятельности, читайте в статье Е. П. Зобовой «Расходы на освоение природных ресурсов: обновление-2019» в № 5, 2019.
Источник: www.audit-it.ru
Лицензирование скважин в СНТ в 2020-2021 годах – последние новости для физических лиц
С начала 2015 года в Законе РФ «О недрах» появились существенные изменения, касающиеся регистрации и получения лицензии на пользование недрами при добыче воды. С того же момента была объявлена так называемая водная амнистия до 1 сентября 2021 года, в течение которой требовалось оформить надлежащим образом скважины, попадающие под действие статьи 19 вышеназванного Закона.
Если с правилами лицензирования данного вида деятельности для юридических лиц все более или менее понятно, то у граждан, имеющих скважину на домашнем или дачном участке, порядок получения лицензии вызывает немало вопросов. Попробуем разобраться, в каких случаях лицензирование необходимо, а когда пользоваться подземными водами разрешено без документального оформления? Какие потребуются документы и где получить лицензию на скважину с питьевой водой?
Скважина на участке: всегда ли нужна лицензия?
Новая редакция Закона «О недрах», в отличие от предыдущего текста закона, строго устанавливает условия, при которых получение лицензии установленной формы на добычу воды из подземного источника является обязательным. Ещё в январе 2015 года сообщение о новых правилах строительства скважин и санкциях, предусмотренных за нарушение законодательства о недрах, вызвали определенный ажиотаж среди частных лиц, владеющих источником подземных вод на жилом или дачном участке. Связано это было в большинстве случаев с довольно высокой стоимостью процедуры лицензирования и жесткими обязательными требованиями эксплуатации скважины, практически невыполнимыми на обычном дачном участке. Иными словами, дачники и владельцы частных подворий опасались просто остаться без источника воды на своей земле.
Ясность внесли пояснения Министерства экологии и природопользования столичного региона, опубликованные в нескольких изданиях. Новые условия эксплуатации такого природного ресурса, как подземные воды, по утверждению главы лицензиата, касаются предпринимателей и организаций, добывающих воду для коммерческих целей, а лицензия на скважину для воды на загородном участке или в сельском домовладении не требуется.
Но не все так просто. Статья 19 четко определяет условия, при которых пробурить скважину или колодец можно, не проходя процесс лицензирования и регистрации источника воды. При несоответствии хотя бы одному из указанных факторов лицензия на скважину для физических лиц должна быть получена в обязательном порядке.
Закон о скважинах на воду в частном доме и на даче 2021
Вышли новые правила о пользовании подземными водами. Владельцы частных домов и дачники забеспокоились. Ведь так называемый закон о скважинах в частном доме, который вступил в силу в 2021 году повлечет за собой новые налоги, ужесточит требования.
Статья 19.2 Закона “О недрах” с последней редакцией от 2019 года
Вырезка из закона “О недрах”
Как видно из статьи 19.2 обычному дачнику или садоводу волноваться не стоит. Никто не заставит Вас получать лицензию на скважину, которую вы используете для собственных нужд.
Несмотря на это уже сейчас появляются сообщения о попытках мошенничества и принуждения получения липовых “лицензий”.
Будьте внимательны, не попадитесь на уловки мошенников! Полностью текст Закона “О недрах” можно прочитать на сайте КонсультантПлюс.
С одной стороны, недра принадлежат государству. Питьевая вода по сути – полезное ископаемое, наряду с нефтью, газом, каменным углем. Ее месторождения и места добычи подлежат государственному учету и контролю. Каждая скважина внесена в госреестр, ей присвоено регистрационное свидетельство.
На Вашем участке уже есть скважина или еще думаете о Плюсах и Минусах?
С другой стороны, почему человек, обустроивший участок, за который он уже заплатил налог, вложил собственные средства на строительство частного колодца на даче, пользуется им изредка и исключительно в личных целях, должен платить еще?
Контроль за водопользованием объективно необходим потому, то имеет тесную взаимную связь с экологическим благополучием жизни и эпидемиологической обстановкой.
Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду
Закон о регистрации скважин на воду вступил в силу с 1 января 2019 года.
Все, кто занимается добычей воды, распределены на три категории:
- Юридические лица, ведущие производственную и хозяйственную деятельность, добывающие артезианскую воду.
- Садоводческие товарищества, дачники, пользующиеся скважинами в личных некоммерческих целях.
- Частные лица, пользующиеся подземными источниками для удовлетворения собственных потребностей. Эта группа ограничена рядом регламентирующих условий.
Законодательно утверждена процедура добычи воды. Если предполагается бурить артезианскую скважину, обязательно потребуется лицензия. Если колодец построен для частных нужд на даче и расположен на глубине первого от поверхности земли водоносного слоя (на песке), разрешение на него получать не нужно.
Что можно по закону без регистрации и лицензии?
Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.
В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:
- Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
- Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
- Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.
Из этих допусков следует, что колодцами на своем участке в личном подсобном хозяйстве можно пользоваться по-прежнему без регистрации, лицензирования и налога на скважину.
С проблемой столкнутся владельцы частных колодцев, где подземные воды в принципе залегают очень глубоко. А даже в Подмосковье есть территории, где водоносный песчаный или известняковый слой расположен на глубине 20 и более метров. Здесь без лицензии не обойтись вовсе.
Нововведения в законодательстве о недрах
- Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.
- В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.
- Узаконить колодец придется, если:
- Вода используется для производства товаров.
- Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.
Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины.
В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.
Как регистрируется водоносная скважина?
Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2021 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.
И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2021 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.
Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.
Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду
Первоначально определяют, где, в каком конкретном месте вести земляные работы, чтобы попасть в водяную жилу, чтобы она не истощалась с течением времени. С какой глубины и из какого пласта брать воду, чтобы она была питьевой, а не годилась только для бытовых нужд.
Для этого делают запрос в региональный Фонд геологической информации. Сотрудники данной службы, отталкиваясь от карты, на которой указано расположение участка, предоставят необходимую геологическую информацию.
Законодательством предписано, что бурение колодцев могут проводить только специализированные организации, имеющие государственную аккредитацию и другие разрешительные документы.
Как зарегистрировать уже готовую скважину?
Если артезианская скважина уже имеется, и закон вступил в силу после, ее все-равно придется регистрировать на общих основаниях. В противном случае скважину или колодец обяжут ликвидировать в судебном порядке.
Как получить лицензию на водопользование из скважины?
Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:
- Технический паспорт установленного образца.
- Проведение геофизических исследований.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).
Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.
Роспотребнадзор согласует пригодность участка заявленным целям. На территории не должно быть загрязняющих объектов на расстоянии ближе 300 метров от скважины.
Чтобы оформить скважину, потребуются:
Для физических лиц | Документ, удостоверяющий личность. |
Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности или договор аренды). | |
Генплан участка. | |
Кадастровый план участка. | |
Ситуационный план с указанными объектами инфраструктуры. | |
Для юридических лиц | Банковские реквизиты организации. |
Фактический и юридический адрес. | |
Устав. | |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. | |
Свидетельство ЭГРЮЛ. | |
Документы об учредителях. | |
Справка об отсутствии задолженностей по налогам и сборам. |
При каких условиях добычи воды лицензия не нужна?
Итак, какой, согласно поправкам в Закон «О недрах», должна быть скважина (колодец) на участке, чтобы владельцу не потребовалась лицензия на скважину?
- Вода, добываемая из скважины, предназначена исключительно для нужд владельца источника воды и не употребляется для каких-либо коммерческих целей. На практике это условие устанавливает обязательное лицензирование не только для частных предпринимателей или садоводческих товариществ, но и для личной скважины, которой безвозмездно пользуются соседи собственника.
- Суточный объем ресурса, то есть подземных вод, добываемых из скважины, должен быть не более 100 м³.
- Скважина устроена на уровне первого водоносного горизонта. Здесь требуется пояснить, что речь идет о так называемых грунтовых водах, природные залежи которых находятся на глубине до 5 метров от земной поверхности.
- Источник, из которого добывается вода, не является источником централизованного водоснабжения и не находится на балансе государства. Организация, которая может дать сведения об источниках, находящихся на гос. учете – Отдел фонда геологической информации, к которому территориально относится земельный участок. Для получения этой информации собственнику участка потребуется подать заявку и оплатить стоимость услуги.
Упрощенный порядок получения
Законом о недрах и новым законом о садоводстве установлен упрощенный порядок получения лицензии СНТ и ОНТ.
На основании ст. 19.2 закона №2395-1 нет необходимости предоставлять обязательную для других заявителей документацию:
- результат проведения госэкспертизы по наличию запасов полезных ископаемых;
- результаты проведения геологических исследований;
- общие данные о геологических, экологических и экономических характеристиках участка;
- проектную документацию;
- доказательство наличия квалифицированного персонала, финансовых и технических средств для осуществления работ.
Лицензирование скважин в СНТ осуществляется на основании следующих документов:
- копия Устава или иного учредительного документа;
- паспорт скважины при его наличии;
- схема расположения самого участка и расположения на нем скажин;
- результаты анализов воды в целях определения ее качеств.
Новый закон о продлении дачной амнистии до 2022 года – когда ждать принятия?
Артезианская вода
Чистоту, вкус и полезные свойства настоящей артезианской воды сложно переоценить. Однако добывать этот ценнейший ресурс теперь придется также с учетом поправок в законе. В чем отличие добычи этой категории подземных вод и потребуется ли лицензия на артезианскую скважину, построенную на частном участке для личных нужд владельца?
Артезианским называют водоносный слой, залегающий значительно ниже первого «песчаного» горизонта, на глубине от 20 до 200 м между пластами известняковых пород. Лицензия на скважину для воды из артезианского источника, даже предназначенную для личного использования, – обязательное требование закона. Тем более что все «известняковые» месторождения воды обязательно берутся на баланс государства. По этой причине, прежде чем приступать к бурению в «государственных» известняковых почвах, следует узнать, как получить лицензию на скважину и разрешение на пользование артезианской водой.
Лицензия на водопользование из скважины как получить
ЗАЧЕМ НУЖНО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Любое государство ведет учет своих природных ресурсов и ценных ископаемых, к коим относится и питьевая вода
Поэтому каждая скважина должна быть внесена в Государственный реестр с присвоением ей регистрационного номера. Но потенциальных водопользователей больше заботит другое: сможет ли скважина в доме или на улице обеспечивать их необходимым объемом воды, надолго ли её хватит и вообще – удастся ли с первого раза добуриться до воды хорошего качества.
Чтобы получить утвердительный ответ на все эти вопросы, необходимо знать из какого горизонта, с какой глубины и в каком конкретно месте можно добыть требуемый объем воды, не рискуя уже через несколько месяцев или лет истощить водоносный пласт. Обратите внимание. Проектирование и строительство скважины должно производиться квалифицированными специалистами, которыми будет соблюдаться инструкция по охране земных недр. Перечисленные выше сведения о залегании воды, её количестве и грунтах, сквозь которые придется проходить, можно получить, проведя все необходимые изыскания, которые проводятся в рамках получения лицензии. Её наличие позволит вам избежать крупных трат на: Бурение незапланированных скважин на воду; Ремонт или реконструкцию неправильно спроектированных или некачественно пробуренных скважин; Сложную и дорогостоящую систему водоподготовки, необходимость в которой возникает из-за низкого качества питьевой воды; Оплату штрафов за незаконное пользование природными ресурсами
Какие сведения содержатся в лицензии
Следует сразу отметить, что если у вас планируется артезианская скважина – лицензия на неё оформляется в обязательном порядке. Если скважина на песок (первый от поверхности земли водоносный горизонт), то никаких разрешающих документов на неё получать не нужно.
В лицензии на недропользование должны содержаться следующие сведения: Информация о получателе; Целевое назначение производимых разработок; Основания для выдачи документа; Планируемый объем добычи воды; Точные координаты местонахождения скважины; Геологическая информация об участке, на котором она расположена; Период действия лицензии; Условия оплаты. Кроме того, в ней обязательно оговариваются условия проведения разведывательных работ и требования по безопасному использованию недр. Внимание! В случае необходимости внесения изменений в тест документа, это делается только по согласованию с органами государственного лицензирования и с ведома пользователя.
КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ
Получение лицензии на скважину – процедура долгая и изнурительная, так как от её будущего владельца требуется собрать массу информации, часть которой станет доступна только после проведения изысканий на месте строительства. Также потребуется согласованный в соответствующих инстанциях проект на бурение скважины. Этот этап пройдет для вас совершенно безболезненно, если к работе будет привлечена солидная организация, у которой есть лицензия на бурение скважин на воду и сведения об уровне залегания артезианских вод в разных районах вашей области. Её специалисты сами займутся и сбором необходимых документов, и их согласованием, и производством разведочных работ. Привлечение такой организации целесообразно не только потому, что вы в любом случае не сможете своими руками пробурить артезианскую скважину, но и в целях получения гарантии на то, что вода в ней будет, причем надлежащего качества и в достаточном количестве.
Документы, оформляемые буровой организацией
Лицензирование скважин на воду возможно только после проведения следующих документально подтвержденных мероприятий: Разработка технического паспорта на конкретную скважину; образец технического паспорта на скважину Выполнение геофизических исследований, результаты которых вносятся в техпаспорт; Обследование участка санэпидстанцией с подготовкой заключения по результатам обследования; Полный анализ воды по бактериологическим, химическим и радиационным параметрам с занесением данных в техпаспорт. Также по окончании буровых работ специалисты компании производят анализ соответствия наличия воды в скважине её предполагаемому потреблению. После чего передают всю подготовленную и оформленную в соответствии с правилами документацию в лицензирующий государственный орган.
Особенности лицензирования скважины для личного пользования физических лиц
Независимо от того, нужна ли лицензия на скважину артезианской воды или источник воды, принадлежащий физическому лицу, требуется официально зарегистрировать по иной причине, пройти весь процесс лицензирования придется на тех же условиях, что и крупному юридическому лицу. Ситуация осложняется тем, что эффективной и быстрой разрешительной процедуры для физических лиц до сих пор не существует. По этой причине лицензия на скважину для физических лиц – это «долго и дорого». Весь процесс, от получения лицензии до кадастровой регистрации, может тянуться не один месяц. Стоимость лицензии на скважину, с учетом всех работ по приведению территории в соответствие с требованиями санитарной безопасности и затратами на сбор и оформление пакета документов, уже на сегодняшний день варьируется от полумиллиона до миллиона рублей.
Значительно облегчить и ускорить процесс выдачи разрешительных документов можно, обратившись к компаниям, профессионально специализирующимся на получении лицензий. Подобные организации действуют практически в любом регионе и, после заключения договора, собственник участка будет избавлен от утомительного «хождения по кабинетам». Единственным недостатком обращения к посреднику, пожалуй, будет то, что стоимость лицензии на скважину обойдется ещё дороже – тоже обойдутся недешево.
Дополнительные законодательные требования
Акустический уровнемер для скважины
Кроме оформления лицензии, по закону каждый собственник глубинного скважинного сооружения должен установить на нем приборы учета и измерители уровня подпочвенных вод. Проверку показаний водорасходных счетчиков осуществляют специалисты Роспотребнадзора, а водные датчики, измеряющие уровень, мониторит природоохранная прокуратура.
Все гидротехнические сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, либо те, которыми не пользуются, придется ликвидировать в соответствии с проектными документами.
Законодательно закреплено, что каждый собственник скважины должен принимать меры, чтобы предотвратить разгерметизацию обсадной колонны. Этот элемент изолирует водоносные горизонты при пробуривании новых или реставрации действующих гидротехнических сооружений.
Еще один важный момент связан с требованием о монтаже мониторинговых скважин при суточном объеме потребления воды более 100 кубометров.
Ответственность за пользование недрами без лицензии
Самый весомый аргумент в пользу получения лицензии в законном порядке – ответственность, которую придется понести физическому лицу, пробурившему на своем участке артезианскую скважину или иной источник, попадающий под требования о получении лицензии. Отсутствие лицензии на скважину влечет за собой наложение штрафа на владельца участка, сумма которого для физического лица может составить от 3000 до 5000 рублей (статья 7.3 КоАП РФ). По итогам проверки документов и условий эксплуатации источника воды проверяющий, обнаруживший это нарушение, выдаст предписание, документ, в котором указаны все нарушения по добыче подземных вод, а также сроки, в которые их следует устранить. Неисполнение предписания или исполнение с нарушением установленных документом сроков, приведет к штрафным санкциям. В дальнейшем, может быть принято решение о ликвидации скважины путем тампонирования.
Отдельно в той же статье КоАП РФ определена ответственность для частников, имеющих действующую лицензию, но нарушающих лицензионные условия эксплуатации: штраф от 2000 до 3000 рублей.
Лицензия на скважину для юридических лиц
По запросу в Минэкологии Московской области, который занимается выдачей лицензий для добычи подземных вод, был получен ответ, что обычные дачники не попадают под Закон «О недрах». Для физических лиц, которые источники для личных точек водозабора в быту, получение лицензии не является обязательным.
Все нововведения внесены, в основном для юридических лиц и частных предпринимателей, которые используют государственные ископаемые в процессе производства.
Статья 19 Закона «О недрах» полностью регламентирует, в каких случаях, и при каких условиях, собственники индивидуальных источников воды на личном участке могут добывать и пользоваться скважинной водой без необходимости регистрировать конструкцию водозабора.
Владельцы загородной недвижимости в частных целях могут копать у себя на участке колодцы не большой глубины для добычи жидкости с поверхностного слоя или рыть скважины, которые питаются ресурсами первого водоносного горизонта. То есть можно использовать «верховодку» грунтовую влагу для личных нужд.
На какой глубине должна быть вода, чтобы пользоваться источником без регистрации:
- в колодцах допустимая глубина – 5 м;
- в скважинах подходят те глубины, которые не находятся на государственном учете. Как правило, это 5-21 метр, но иногда до артезианского слоя копать можно от 34 до 41 метра.
То есть оформление лицензии на скважину для физических лиц не нужно, если использовать влагу из любых водоносных слоев, кроме артезианского. Для этого нужно иметь представление о водоносном горизонте на участке.
В законе указано три условия, которые должен соблюдать владелец индивидуальной скважины:
- Собственник скважинного ресурса может использовать его исключительно для личных нужд.
То есть запрещено пользоваться источником для осуществления предпринимательской деятельности. Колодцы на дачных участках должны применяться только для водоснабжения дома и полива.
- Объем расходуемой скважинной воды не должен превышать 100 м³/сутки.
Статистические исследования демонстрируют, что частники укладываются в отмеренное количество. Обычная семья из 4-х взрослых человек для гигиенических процедур, бытовых целей и полива зеленых насаждений тратит не больше 1,0-1,5 м³/сутки. Для контроля расхода устанавливают счетчики.
- Воду можно добывать из водоносного слоя, который расположен выше артезианского горизонта, то есть выше источника централизованного водоснабжения.
Третье условие можно не учитывать, поскольку точных данных о централизованных источниках не существует.
Согласно Закону, все физические лица имеют право на использование воды из скважины в личных нуждах, поэтому нет необходимости в получении лицензии. А если в конкретной местности нет централизованного водоснабжения, то глубина скважины не ограничивается.
Владельцы участков со скважинами, которые входят в садоводческое некоммерческое товарищество, часто интересуются попадают ли они под нововведения.
Членство в СНТ формально не предоставляет никаких привилегий. Собственники таких участков обязаны оформить бурение и использование скважин на воду. Лицензии выдаются уполномоченной организацией в соответствующем порядке с предоставлением всей необходимой документации.
Не снимается необходимость в проведении установленных исследований, экспертиз, заключений, справок, расчетных и бухгалтерских документов. Помимо прочего понадобится также разработка проекта.
Так официальное разрешение на право пользования недрами должны оформить все пользователи — члены товарищества, юридические лица, частные предприниматели. Их права и обязанности вступают в действие с момента регистрации.
Подземные воды причислены к категории полезных ископаемых, которые являются собственностью государства. Поэтому пользоваться ими можно только после оформления правительственного разрешения — лицензирования.
Для разнообразных организаций и предприятий необходимы высокопроизводительные источники жидкости. Такими считаются скважины, пробуренные на второй водоносный слой — артезианский. По закону добыча влаги из артезианских водоносных горизонтов может производиться исключительно при наличии разрешения.
Эксплуатация артезианской скважины без лицензии влечет за собой штрафные санкции в размере:
- от 800 000 до 1 000 000 рублей – для юридических лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц;
- от 3 000 до 5 000 рублей – для физических лиц*.
* если физическое лицо, то есть простой дачник начнет использовать скважину в коммерческих целях (например, продажа воды) без получения лицензии, то ему грозит штраф.
Предлагаем ознакомиться Как вернуть залог при покупке бу автомобиля
Регистрация скважины на воду необходима всем юридическим лицам и частным предпринимателям.
- Оформление лицензии на право геологического изучения недр.
- Разработка проекта геологоразведочных работ.
- Выполнение работ по оценке запасов подземных вод.
- Оформление лицензии на недропользование.
В каждом конкретном случае – свои сроки лицензирования:
- на оформление первой лицензии, разрешающей поисково-оценочные работы, потребуется до 3-х месяцев;
- 3 месяца – на разработку проекта геологоразведочных работ;
- работы по подсчету запасов подземных ресурсов продлятся не менее 6-и месяцев;
- оформление лицензии на право пользования недрами может растянуться на 4 месяца.
Стоимость зависит от объема работ: чем больше документов нужно подготовить и согласовать, тем выше цена.
Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра — Департамент по недропользованию (терр. подразделение Федерального агентства по недропользованию).
Определение законности постройки и пользования скважинными источниками относится к компетенции двух ведомств. С одной стороны, это экологическое право, требования которого отражены в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С другой стороны, подземные воды в соответствии с ФЗ «О Недрах» отнесены к категории полезных ископаемых и для их законной добычи необходимо получение соответствующего разрешения в виде лицензии на пользование недрами от Распорядителя недр Федерального или Регионального уровня.
Функция выдачи лицензий на пользование недрами на Региональном уровне закреплена с 1 января 2015 года, со вступлением в силу поправок в ФЗ «О Недрах». На практике это означает, что если максимальный суточный объем водопотребления вашей организации составляет более 500 кубических метров, то для получения лицензии необходимо обращаться в территориальное отделение Департамента по недропользованию Федерального округа, в пределах которого расположена ваша организация.
Применительно к Санкт-Петербургу и Ленинградской области – это Севзапнедра. Во всех остальных случаях разрешительная документация получается на Региональном уровне, у органа исполнительной власти, отвечающего за регулирование вопросов недропользования и природопользования соответствующего региона. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – это Комитет по природопользованию.
Куда обращаться, чтобы получить лицензию
Владелец частного участка, планирующий пробурить скважину, попадающую под требования закона о лицензировании, или зарегистрировать уже существующую скважину, должен начать с получения лицензии на право пользования недрами с указанием назначения: «Для добычи подземных вод». Где получить лицензию на скважину? Обратиться за выдачей такого документа следует в отдел лицензирования Территориального отдела государственного органа (Департамента, Министерства области или иных), ведающего разработкой недр в данном регионе.
Выводы
Исходя из всего вышесказанного, с 1 января 2021 года подземная вода станет платной для садовых и дачных товариществ (однако не стоит забывать, что с вступлением в силу нового закона о садоводстве ФЗ-217 термин «дачное товарищество» из законодательства исключен). Платность подразумевает, что придется заплатить за получение лицензии, если этого не будет сделано до конца текущего года. С этого же момента наличие соответствующей лицензии становится обязательным для указанных субъектов пользования недрами.
Это означает на практике, что оформить специальное право придется практически всем СНТ без исключения, так как в настоящее время садоводческие и огороднические товарищества используют для добычи воды значительных объемов в целях полива первый водоносный слой с применением скважин различных видов.
Никакой налог на пользование подземными водами для дачников не вводится, лицензию должны получить СНТ и ОНТ, до 2021 года это можно сделать бесплатно, после придется оплачивать государственную пошлину в размере 7 500 рублей.
Пакет документов для получения лицензии
Для физического лица, которому требуется лицензия на скважину, установлен следующий пакет документов:
- Заявление (заявка) на выдачу лицензии.
- Паспортные данные.
- Свидетельство, подтверждающее право собственности на участок земли (или право аренды, право пользования и так далее).
- Планы участка (ситуационный и генеральный).
- Кадастровый план.
- Свидетельство ИНН.
- Банковские реквизиты.
- Проекты ЗСО и бурения скважины
На последних документах стоит остановиться подробнее.
Порядок и сроки получения документа
Как слить воду из гидроаккумулятора
Для частного лица лицензирование водоносного объекта заключается в следующем:
- Составление баланса потребления и водоотведения;
- Получение заключения о возможности разработки скважины. Вместо данного документа подходит справка для конкретного участка, о гидрологических условиях;
- Составление проекта, согласно которому будет организовано бурение на воду;
- Подготовка для 1-3 поясов проекта организации соответствующих охранных зон;
- Все расчеты и собранные документы подаются в территориальный фонд геологической информации и Росгеолфонд.
Для юридического лица следует учитывать отсутствие необходимости лицензий согласно закону № 128-03 от 8 августа 2001 г. на ликвидацию, ремонт и бурение скважин. По ст. 17 этого закона данная деятельность регулируется согласованными проектами в определенном порядке. До начала работ по обустройству водоносного объекта следует заняться оформлением лицензии. Процедура такая же, как и для физического лица, отличается спецификой проводимых расчетов и характером проектов.
Сроки получения лицензии зависят от необходимых шагов. Примерное время на выполнение операций:
- На первом этапе для источников до 100 куб. м в сутки – выработка паспорта и опытно-фильтрационные, геологические работы займут неделю;
- Разработка зон проекта, включенного в 3 пояса – до 2 месяцев;
- Экспертиза проекта, его согласование Роспотребнадзором и получение проекта ЗСО – до 2 месяцев;
- Разработка программы производственного контроля качества для воды, употребляемой для питья – 1 неделя;
- Заключение сан эпидемического заключения в Роспотребнадзоре – 2 месяца;
- Составление отчета для участка на местном уровне оценки запасов ресурса – 1 месяц;
- На втором этапе производится консультация для формирования пакета необходимых бумаг на получение лицензии – 1 неделя;
- Дополнительно требуется анализ воды, сделанный в лабораторных условиях по СанПиН 2.1.4.1074-01, оплата госпошлины и экспертизы проекта ЗСО – 1 неделя.
Для объектов водозабора с производительностью более 100 кубометров в сутки потребуется:
- Формирование на первом этапе необходимых документов, что затягивается на 5 месяцев;
- На втором этапе при проведении проектных работ на составление баланса водоотведения и водопотребления отводится неделя, для опытно-фильтрационных работ – 1 неделя, для геофизических исследований – 1 неделя, для разработки паспорта скважины – 2 недели. Паспорт выдается в случае предоставления результатов геофизического исследования;
- Для скважины потребуется составление учетной карточки – 2 дня, ситуационного плана – 1 неделя, разработка проекта оценки и поиска подземных вод, геологического изучения слоев – 1 месяц и 3 месяца для экспертизы проекта;
- Разработать проект для расположения зон санитарной охраны объекта – 1 месяц;
- Проведение экспертизы проекта ЗСО – 2 месяца, разработка программы контроля добываемого ресурса – 1 неделя;
- Получение санитарно эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре – 2 месяца, разработка программы контроля подземных ресурсов – 2 недели;
- Составление отчета об оценке водных запасов – 1 месяц, предоставление его в Минэкологию области – 1 месяц, разработка проекта водозабора согласно Приказа Минприроды РФ от 27.10.2010 г. №463 – 1 месяц;
- На третьем этапе производится внесение в лицензию изменений – 2 месяца;
- В дополнительные расходы включается проведение в лабораторных условиях анализа ресурса согласно СанПиН 2.1.4.1074-01, оплата госпошлины, экспертиза проекта ЗСО, экспертиза документации Росгеолэкспертизой, государственная экспертиза Минэкологии области – 1 неделя.
Расчет суточного потребления
Первым шагом перед подачей документов в лицензионный отдел будет проведение расчета суточного потребления добываемой из скважины воды.
Сделать это можно самостоятельно, подытожив примерное потребление воды за сутки всеми, кто будет в дальнейшем регулярно пользоваться водой из скважины или обратившись за помощью в компанию, занимающуюся проектированием скважин. Для максимально точных сведений следует пересчитать всё водопотребляющее оборудование, даже то, что планируется подключить после строительства скважины: сантехника, оросительные или поливочные системы и прочее.
Полученные сведения обязательно подлежат согласованию в областном подразделении Минприроды (Министерства природных ресурсов и экологии — МПРиЭ). В дальнейшем этот документ понадобится для создания проекта будущего источника воды.
Проект зоны санитарной охраны: требования к ЗСО
Другой проект касается обязательного требования санитарной безопасности обеспечить возле источника воды зону санитарной охраны (ЗСО). Перед тем как получить лицензию на скважину, потребуется создать возле источника воды (скважины) огороженную санитарную зону, радиус которой от 30 до 50 метров. В отдельных случаях эта цифра может быть уменьшена, но не более чем на 10 метров. Доступ за ограду следует ограничить для всех, кроме владельца участка и рабочих по обслуживанию оборудования водной скважины.
Но огражденной территории не должно находиться никаких объектов, не связанных с функционированием скважины, в том числе деревьев, столбов, кустарников. Также не следует забывать о регулярной стрижке (скашивании) травы в ЗСО. Дорожки к скважине и сопутствующему оборудованию должны иметь твердое покрытие, например, бетон, асфальт и прочее.
Получить свидетельство о наличии условий для организации ЗСО нужно в местном отделении Роспотребнадзора.
Порядок получения и подачи документации на лицензирование скважин
Стоит понимать, что перед подачей документов вы должны четко определиться со всеми нюансами, что касаются обустройства источника, его характеристик и т.д.
Это необходимо для того, чтобы иметь возможность послать документацию в местное отделение министерства Природы. Там его рассмотрят, дадут вам ответ и разрешение на проведение работ.
В первый пакет документации обязательно должны входить документы, что подтверждают вас, как владельца участка. В противном случае, ни о каком лицензировании не может быть и речи. Что впрочем, вполне очевидно.
Также вы должны послать подробный план вашего участка, отметить на нем все границы, капитальные строения и предполагаемое место размещения скважины.
При этом помните, что артезианские источники нужно монтировать только в определенном месте. На расстоянии 30 метров от них не должно быть сточных ям, туалетов, бытовых отстойников, мусорных свалок, канализации и т.д. По-хорошему — это должна быть лужайка или сад, без мусора, грязи и т.д.
Также не рекомендуется размещать вблизи скважины капитальные строения или выполнять постройку малых архитектурных форм, хотя, здесь уже все зависит от конкретной ситуации.
Потребуется также и геологический разрез почвы или пробы. Но этот документ вы уже можете подготовить вместе со специалистами из министерства.
Обработанная простейшим образом артезианская скважина с вентилем
Еще один интересный момент заключается в том, что вам необходимо самостоятельно просчитать баланс водопотребления, чтобы описать ситуативный дебит скважины. Выше мы уже упоминали, что воды из глубоких отложений считаются государственным ресурсом, а потому их потребление регламентировано.
Помощь в этом вам сможет предоставить федеральное агентство водных ресурсов. При желании они даже выдадут вам необходимую документацию и помогут составить все планы. Впрочем, эту норму вы можете подсчитать самостоятельно, она также входит в пакет документов вместе с планом застройки и самого участка.
Вышеописанные документы отправляются в министерство, где их анализируют и дают заключение. После этого вы должны получить ответ. Как правило, процедура занимает одну или две недели, но тут все зависит от конкретной нагрузки в тот или иной период.
Если ответ положительный, то создается комиссия из квалифицированных работников Роспотребнадзора и геологов из других предприятий, которые должны еще раз оценить весь план, состояние участка и выдать вердикт. Если все правильно, нет никаких отклонений и осложнений, то вы получите разрешение на проведение бурильных работ, а также на установку скважины.
После этого можете заказывать специалистов и заниматься обустройством непосредственно скважины. По завершении процесса вам рекомендуется отдать воду на анализ, получить рекомендации по улучшению качества воды и пройти еще несколько незначительных шагов.
Это позволит вам завершить процесс лицензирования. Если все в порядке, то скважине присвоят водный кадастровый номер и выдадут вам все необходимые бумаги.
С этого момента вы являетесь полноправным пользователем скважины и воды, что поднимается из земных недр. Вы отвечаете за этот источник, его работу и имеете право на обеспечение из него личных потребностей.
Стоит понимать, что в описанной здесь процедуре есть еще несколько подводных камней, да и законодательство в разных регионах может незначительно различаться. Поэтому, чтобы облегчить себе жизнь, лучше обратиться к специализированным компаниям.
Они соберут вам все документы и получат разрешение намного быстрее, чем с этим справились бы вы. Впрочем, тут уже вам решать.
Выдача лицензии, сроки действия
Из всего вышеперечисленного становится ясно, что создание необходимых условий и формирование пакета документов на лицензирование скважины – довольно непростой процесс. Документация рассматривается в срок до двух месяцев, после чего выносится решение о выдаче лицензии на право пользование недрами, которую проще называют «лицензия на скважину», или передается официальный отказ в лицензии.
Получив на руки этот документ, можно приступать к фактическому строительству скважины. Стоит заметить, что на работы по бурению артезианских скважин также требуется лицензия – она должна быть у организации, осуществляющей такую деятельность.
Важно! Лицензия на частную скважину имеет срок действия, 25 лет, по окончании которого потребуется пройти всю процедуру заново.
Регистрация скважины
Завершающим этапом официального «приобретения» скважины на участке станет регистрация и присвоение индивидуального номера (ИН). Происходит это в несколько этапов:
- Специалисты Департамента (Министерства) недропользования выезжают на местность для геологической экспертизы. При положительном заключении можно переходит к следующему шагу.
- Возведение ЗСО согласно проекту.
- Взятие проб воды приглашенным специалистом Роспотребнадзора. По результатам всех экспертиз владелец скважины получит на руки заключение о пригодности воды для питьевых или технических целей.
- Регистрация скважины и присвоение ИН в государственном водном реестре.
Необходимые документы
План участка с указанием размещения источника
Чтобы получить разрешение на проведение бурильных работ, произвести лицензирование скважин на воду или начать регистрировать гидротехническое сооружение, вам понадобится подать в соответствующие инстанции следующие документы:
Источник: ventprofufa.ru