Дата введения 2017-06-17
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ФГБУ «ЦНИИП Минстроя» с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 82.13330.2011
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных
Уборка и планировка участка после стройки дома
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.
Работа по актуализации выполнена ФГБУ «ЦНИИП Минстроя»: руководитель темы — канд. архит. Е.П.Меньшикова.
Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (исполнительный директор — А.Ю.Эглескалн); ООО «Институт общественных зданий» (руководитель темы — канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители — канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ «ЦНИИП Минстроя» (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).
Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ «Институт Генплана Москвы» (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.
УЧАСТОК ВЫРОВНЯТЬ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ / PLOT LEVEL WILL BE PROBLEMS / ДОМ НА СКЛОНЕ
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия
ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия
ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия
ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества
ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия
ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия
ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования
ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей
ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия
ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха
ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением N 1)
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)
СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 101.13330.2012 «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения»
СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»
СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями N 1, N 2)
СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения
СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования
СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования
СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования
СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства
СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений.
Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
Источник docs.cntd.ruПроект планировки территории
Проект планировки территории — Градкодекс РФ — Статья №42
Если Вы читаете эту статью, значит Вас обязали разработать и представить на рассмотрение в администрацию муниципального образования, заказчику или потенциальному инвестору градостроительную документацию – проект планировки территории. После прочтения данного материала, Вы поймете какими законодательными актами регламентируется разработка проекта планировки территории, что в него входит и сколько стоит его разработка. Какие материалы нужны для согласования и утверждения проекта планировки территории, что необходимо чтобы приступить к разработке проекта планировки территории и сколько займет это денег, времени и сил, Ваших и всех участников проекта.
Проект планировки территории входит в перечень обязательных к представлению документов при прохождении экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство. Проект планировки территории должен быть, и как бы не хотелось его не выпускать, без него пройти экспертизу не выйдет и разрешение на строительство не получить.
Так же, проект планировки территории необходим при обращении в финансовые организации (банки, инвестиционные компании, к частным инвесторам) для привлечения проектного финансированием – в проекте планировки территории перечислены строительные объемы, потребность в обеспечении объектами социально культурного и бытового обслуживания, инженерными сетями и иными обременениями в неизменных объемах. На основании цифр, расчетов, технических и иных данных, указанных в проекте планировки территории потенциальному инвестору легче провести объективный анализ финансовых показателей потенциального инвестиционного проекта.
Проект планировки территории – это комплект чертежей и текстовых материалов, а после утверждения – протокол о договорённостях между государством и застройщиком, в части того, что можно строить, где строить, и с какими обременениями. А при дополнении проекта планировки территории экономическими расчетами и предварительным расчетом денежного потока, формируется пакет документов для продажи инвестиционного проекта.
На первый взгляд разработка проекта планировки территории кажется, что с его разработкой справится один специалист генпланист или архитектор-градостроитель, но практика показывает, что разработка проекта планировки территории — это командная работа, в которой участвуют геологи и геодезисты, архитекторы градостроители и генпланисты, дорожники, инженеры сетевики и иный специалисты. Проект планировки территории это выдержки из работ разных профильных специалистов, сформированные в одну, понятную для обывателя работу, состоящую из графических материалов, чертежей и текстовых материалов, расчетов и пояснений.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию.
Источник gradoplan.ruПодготовка участка под сад и газон после стройки. Все этапы на сайте Недвио
Приусадебный участок после строительства дома, как правило, выглядит неухоженным, неровным и завален лишним мусором. Его благоустройство, посев газона и ландшафтный дизайн выполнять еще рано — до этого следует выполнить промежуточный этап: расчистку участка и подготовку газона, дорожек и мест для будущих посадок кустарников и деревьев.
В данной статье мы рассмотрим что можно и нужно сделать, чтобы ваш участок стал выглядеть снова ухоженным, а также в каком порядке надо заниматься его благоустройством.
Этап 1: Расчистка участка
Перед тем, как приступить к разбивке сада, нужно убрать все, что осталось после стройки, включая грязь и мусор. Также следует удалить сорняки, помня о том, что недостаточно срезать их надземные части: из оставленных корней или корневищ могут вырасти новые побеги. В этом плане особенно надоедлив пырей — он отрастает даже из маленьких кусочков корней.
Если участок большой, стоит рассмотреть вариант его механизированной обработки — с помощью мотокультиватора, экскаватора или мини-трактора. Выбор техники зависит от того, в каком состоянии остался участок после строительства.
Вскопку участка оптимальнее делать осенью на глубину приблизительно 15 см. После этого культиватором или бороной нужно извлечь из земли остатки сорняков. Эту процедуру необходимо повторить весной, когда оставшиеся в земле корни растений пустят побеги.
Если участок маленький, можно воспользоваться небольшой почвенной фрезой, вскопать землю лопатой и вытянуть сорняки вилами с широкими зубьями. Ими легко удалять корни и корневища.
Этап 2: Проектирование сада на участке
Этот очень важный этап освоения приусадебного участка. Однако, к сожалению, он зачастую остается без должного внимания землевладельцев.
Речь идет о том, что перед тем, как приступить к садовым работам, следует заранее продумать, как будет выглядеть будущий сад:
- Какие элементы малой архитектуры в нем будут присутствовать?
- Сколько места должен занимать газон, а сколько твердое покрытие?
- Где будут проходить подземные коммуникации?
- Где будут расположены теплицы, хозблок, компостная яма и т. д.
Если вы не желаете заниматься разработкой детального проекта, стоит сделать, по крайней мере, концептуальный эскиз освоения вашего участка и оценить затраты на его обустройство.
Этап 3: Выравнивание рельефа участка
На данном этапе территория участка выравнивается, либо выполняется согласно проекту: насыпаются холмики, убираются неровности, вырывается котлован для водоема.
Стоит заранее продумать, как (откуда и куда) будут перемещаться массы грунта, чтобы трудозатраты были минимальными. Можно использовать лишний грунт под фундаменты дома или ограждения — таким образом можно уменьшить расходы на закупку и подвоз земли.
Обязательно обратите внимание на то, чтобы неплодородный подпочвенный пласт грунта (так называемый «материк») не был смешан с верхним плодородным — гумусом.
Снятый во время строительства или завезенный плодородный слой необходимо раскладывать только в тех местах, где планируется высадка растений. Это целесообразно по двум причинам:
- Во-первых, в таком грунте лучше развиваются растения;
- Во-вторых, в земле, содержащей гумус, происходят процессы разложения, что приводит к уменьшению ее объема. Следовательно уложенное на таком слое покрытие или сооруженная на нем терраса в будущем могут провалиться.
После этого необходимо обозначить контуры дорожек и площадок. И уже можно будет легко себе представить: где будут находиться элементы малой архитектуры, а где большие и малые группы растений, каких размеров будет газон и какой будет вид из окна.
Таким образом, при сопоставлении проекта с реальной картинкой (пропорциями дома и всеми элементами окружающего его пейзажа), вы сможете увидеть где все хорошо, а где — нужны изменения. И, при необходимости, все поменять.
Этап 4: Малые архитектурные формы на участке
После разметки дорожек и тропинок, но еще до укладки покрытия и начала других работ, следует завершить рельефные работы по участку.
Если на территории есть перепады высот, лучше всего сделать на ней ступеньки. Они также упростят перемещение по саду.
Продуманные с точки зрения ландшафта ступени являются несут не только функциональную задачу, но также станут привлекательным декоративным элементом.
Лестница на участке должна иметь проступи глубиной в 30-40 см и высоту ступеней 12-17 см. Если лестница получается длинной, лучше разбить ее на несколько более коротких пролетов, сделав между ними площадки.
Можно также предусмотреть на участке место для исскуственного пруда. Водоем в саду способен не только улучшить его внешний вид, но и улучшить его микроклимат и разнообразить пространство.
Возводя пруд на участке, следует помнить о том, что берега водоема не должны быть крутыми. Эффектней всего выглядят пруды на участка не овальные или прямоугольные, а неправильной, немного хаотичной формы.
Землю, вынутую из котлована, можно также использовать для устройства искусственных холмов и возвышений, либо исправления неровностей участка. С этой же целью применяют подпорные стенки. Они позволяют ограничить пределы откосов, выдвинуть на первый план растения и превратить большие косогоры в удобные террасы.
Подпорки могут быть самыми разными. Можно строить невысокие стенки на сухой кладке или штукатурить стены, элементы которых соединены цементным раствором. Если подпорные конструкции получаются слишком высокими (свыше 1,2 м), необходимо посоветоваться со специалистом, который рассчитает нагрузку сдерживаемой земли и выполнит проект укреплений.
При устройстве подпорных стенок также следует учесть, что если грунт на участке слабопроницаемый, между откосом и стеной нужно сделать фильтрующий слой (из чистого или смешанного с землей гравия) и положить на его дне дрены, отводящие воду в водосборный колодец. На хорошо проницаемой почве в этом необходимости нет и можно уложить только фильтрующий слой.
Этап 5: Монтаж системы полива участка
Заядлые дачники не дадут соврать: при уходе за садом, больше всего времени, обычно, уходит на его полив — летом так вообще это нужно делать ежедневно.
Этап 6: Прокладка электропроводки на участке
Данный этап рекомендуется делать осенью. Тогда до весны земля успеет осесть, и можно будет засыпать образовавшиеся впадины, а затем — разбить газон или посадить растения, корни которых не слишком глубоко проникают в почву: многолетники и небольшие кустарники.
При разводке проводов по участку, их укладывают сначала в пластмассовые трубы и кладут в предварительно выкопанные траншеи глубиной 60-70 см. Места их прокладки следует обозначить сигнальной лентой из пленки или кирпичами (15-20 см над кабелем).
При этом любое размещаемое на участке электрооборудование (розетки, светильники, трансформаторы) должны иметь герметичные корпуса, защищенные от попадания пыли и влаги (минимальная степень защиты IP 55). А домашние средства освещения (предусмотренные для использования внутри зданий) на участке использовать нельзя, даже для освещения террас с навесом и беседок. Поскольку их параметры и защита не предусматривают уличного применения.
Учитывайте, что высоковольтное оборудование (220 В) могут проектировать и монтировать только специалисты, имеющие соответствующий допуск — разрешение на выполнение электромонтажных работ.
Низковольтное оборудование (12 или 24 В) можно установить на участке самостоятельно. Здесь потребуется понижающий трансформатор. Такие провода лучше всего укладывать на глубине не менее 30 см (чтобы во время вскапывания земли не перерезать их заступом), либо по поверхности земли.
Следует помнить о технике безопасности. Во-первых, кабели не должны пересекаться с газо- и водопроводом. Во-вторых их следует прокладывать как можно дальше от уже растущих деревьев и кустарников. И хотя правил, регламентирующих этот момент, не существует, считается, что достаточно 50 см от края проекции кроны дерева или куста до места прокладки кабеля.
Этап 7: Устройство дорожек на участке
Под дорожки и покрытия на участках чаще всего используют напольную плитку. Способ ее укладки зависит от ее назначения.
Для подъездов и других мест, где не планируется интенсивное движение, можно сделать основание из утрамбованного щебня или крупного гравия. Затем на него укладывают слой песка или цементно-песчаной смеси (цемент-песок в пропорции 1:9), а затем — камни, бетонные или керамические элементы: плиты, ФЭМы, брусчатку, клинкер.
Под дорожки, по которым будут только ходить, достаточно сделать основание из хорошо утрамбованного песка или смеси песка и цемента.
Независимо от вида укладываемого покрытия, нужно помнить о формировании поперечных уклонов (1-2%), по которым вода после дождя должна стекать на газоны или под растения. Таким образом, вы не только ускорите процесс высыхания дорожек и площадок, но и, накапливая воду в почве и создавая возможность медленного ее испарения, сделаете вклад в охрану окружающей среды. Благодаря этому решению также снизятся ваши затраты на полив сада.
Этап 8: Подготовка почвы на участке
В местах, где вы планируете расположить клумбы, овощные грядки и газоны, деревья и кустарники, рекомендуется улучшить структуру почвы, тем самым повысив ее плодородность. Для этих целей можно купить качественную почву в мешках или использовать снятый плодородный слой грунта, выкопанный перед началом строительства.
При покупке грунта обязательно поинтересуйтесь, откуда он привезен, чтобы не завезти на свой участок землю, загрязненную вредными химикатами. Если почва на участке неплодородная или испорчена при строительстве, качественный грунт нужно насыпать слоем толщиной 20-25 см.
После укладки грунта следует замерить уровень рН — кислотность почвы. Это можно сделать самостоятельно почвенным рН-метром (простым или электронным) или отдать пробы земли на анализ в лабораторию. Большинству растений подходит почва с рН 6,0-7,0, то есть слегка кисловатая или нейтральная.
Этап 9: Нанесение удобрений
При хорошем состоянии почвы достаточно ее вскопать, в случае необходимости — известковать, а затем добавить перегной.
Отличный вариант удобрений — компост. Его можно вносить осенью или весной (из расчета 5 кг/м2) и смешивать с почвой. Осенью можно также использовать навоз (4-10 кг/м2), лучше всего компостированный, поскольку он не имеет неприятного запаха.
За 2-3 недели до закладки газона в землю, рекомендуется внести многокомпонентное минеральное удобрение или одно из удобрений, предназначенных для роста травяного покрова. Затем почву перекапывают заступом или перемешивают почвенной фрезой и тщательно выравнивают.
После всех этих этапов можно уже переходить к посеву травы и устройству газона. Но об этом мы уже поговорим в следующей статье.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Источник nedvio.comПланировка территории после строительства
<Письмо>Минстроя России от 11.08.2017 N 28588-ХМ/08 (вместе с «Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка», «Разъяснениями об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка»)
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08
По результатам проведенного 20 июля 2017 г. в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации семинара на тему: «Актуальные вопросы планировки территории», Минстрой России направляет разъяснения по наиболее значимым вопросам, заданным в рамках указанного семинара.
Минстрой России просит довести указанные разъяснения до органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области градостроительства, а также до органов местного самоуправления муниципальных образований.
ОБ ОСНОВАНИЯХ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ) является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка (далее — Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче ГПЗУ может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с требованиями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории (далее — ДПТ), выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, а также для получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой ДПТ.
Подготовка ДПТ согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка ДПТ является обязательной.
Дополнительно отмечается, что в иных Федеральных законах, носящих специальный характер, содержатся нормы, предусматривающие обязательную подготовку ДПТ при застройке территории, так, например:
— в случае создания искусственного земельного участка (статья 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— в случае размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги (статья 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Необходимо особо отметить, что отсутствие утвержденной ДПТ, требование о подготовке которой установлено указанными специальными законами, не является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, так как частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ только в случаях обязательной подготовки ДПТ, установленных ГрК РФ, а не в иных федеральных законах.
Таким образом, основаниями для отказа в выдаче ГПЗУ, согласно действующему законодательству, являются:
1) обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
2) отсутствует утвержденная ДПТ, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Учитывая, что в ГрК РФ не установлен четкий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, такие основания включены в разработанный Минстроем России проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» (далее — законопроект).
В законопроекте предусматриваются следующие основания для отказа в выдаче ГПЗУ:
— отсутствие утвержденной ДПТ, в случае, если в соответствии с федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации;
— обращение с заявлением о выдаче ГПЗУ лица, не являющегося его правообладателем;
— отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Отмечается, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в выдаче ГПЗУ в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, а также в связи с отсутствием ДПТ, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, нежели ГрК РФ, будет противоречить законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, вправе требовать от заявителя документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Согласно пункту 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона N 210-ФЗ при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и выдаче документов, многофункциональный центр обязан устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21.1 Федерального закона N 210-ФЗ при обращении за получением государственной или муниципальной услуг в электронном виде, такое обращение может осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ.
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К ОБЪЕКТАМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В целях решения проблем, возникающих при подготовке документации по планировке территории (далее — ДПТ) для размещения объектов на территории нескольких муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 373-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГрК РФ) внесены соответствующие изменения в статью 45 ГрК РФ.
В соответствии с установленным ГрК РФ порядком подготовки ДПТ уполномоченный орган на принятие решения о ее подготовке и ее утверждение определяется в зависимости от:
а) значения объекта (федеральное, региональное, местное), в целях размещения которого разрабатывается такая документация;
б) планируемого размещения объекта относительно границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в) источника финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства (исключительно применительно к объектам регионального или местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа, поселения).
Так, частями 2 и 3.2 статьи 45 ГрК РФ установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов федерального значения;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» относятся объекты регионального, местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, но планируется их расположение на территории двух и более субъектов Российской Федерации (исключение — объекты регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти «соседних» субъектов Российской Федерации);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае когда их размещение планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, при условии наличия отказа в согласовании такой документации одним или несколькими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется строительство, реконструкция таких объектов регионального значения.
Порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации частями 3, 3.1 и 4.2 статьи 45 ГрК РФ, согласно которым уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке ДПТ (за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ), обеспечивают подготовку ДПТ и утверждают ДПТ, предусматривающую размещение:
1) объектов регионального значения, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации;
2) иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 ГрК РФ. То есть к «иным объектам» в указанной части статьи 45 ГрК РФ относятся объекты местного значения, а также объекты, не являющиеся объектами ни федерального, ни регионального, ни местного значения, а размещение которых планируется в границах одного субъекта Российской Федерации, но на территориях двух и более муниципальных образований (исключение — объекты федерального значения, объекты местного значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета муниципального образования и отсутствуют отказы в согласовании ДПТ уполномоченными органами власти);
3) объектов регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, по согласованию с такими субъектами Российской Федерации и отсутствуют отказы в таком согласовании;
4) объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, в случае отказа в согласовании ДПТ одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объектов местного значения муниципального района, городского округа.
По аналогии порядок отнесения полномочий на принятие решения о подготовке и утверждение ДПТ установлен в отношении уполномоченных органов местного самоуправления частями 4 — 5.2 статьи 45 ГрК РФ.
По вопросу отнесения объектов капитального строительства к объектам федерального, регионального или местного значения Минстрой России сообщает следующее.
Из содержания пунктов 18 — 20 статьи 1 ГрК РФ следует, что не все объекты федерального, регионального или местного значения подлежат отображению в документах территориального планирования, а лишь те, отображение которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения) или законами субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального и местного значения).
При отнесении объекта к объекту того либо иного значения следует руководствоваться необходимостью в данном объекте для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации (применительно к объектам федерального значения), субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (применительно к объектам регионального значения), органов местного самоуправления (применительно к объектам местного значения).
Указанные полномочия должны быть установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Факт финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства коммерческими организациями не исключает возможности отнесения объекта капитального строительства к объекту федерального, регионального либо местного значения.
Так, например, в соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы связи не отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относят вопросы связи ни к компетенции субъектов Российской Федерации, ни к компетенции муниципальных образований.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (далее — Федеральный закон N 126-ФЗ) определено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
— сеть связи общего пользования;
— выделенные сети связи;
— технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
— сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ электросвязью являются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В соответствии со статьей 14 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанностью организаций, в том числе относящейся к частной форме собственности, является предоставление в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иных технических устройств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» оповещение населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, обеспечение безопасности населения является исключительной компетенцией Российской Федерации.
Таким образом, вопросы регулирования правоотношений в области федеральной связи отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, а все объекты электросвязи и почтовой связи являются объектами федерального значения. Отнесение объектов связи к объектам регионального или местного значения, а также принятие решений о подготовке или утверждении ДПТ органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления не допускается, так как данные полномочия, согласно части 2 статьи 45 ГрК РФ, отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
ОБ ОТСУТСТВИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ВЫДАЧИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В связи с часто задаваемыми вопросами о возможности продления установленного срока подготовки градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ), Минстрой России сообщает.
Частью 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его правообладателю земельного участка.
При этом отмечается, что в силу пункта 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ) вплоть до утверждения правил землепользования и застройки, срок подготовки и утверждения ГПЗУ, установленный частью 17 статьи 46 ГрК РФ, мог быть продлен в следующих случаях:
а) направления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проекта ГПЗУ на рассмотрение на публичных слушаниях на срок, необходимый для организации и проведения публичных слушаний;
б) выявления уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления противоречий в документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами необходимы для выдачи ГПЗУ и представлены в указанные уполномоченные органы лицом, обратившимся с заявлением о выдаче ГПЗУ, или получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, на срок, необходимый для уточнения соответствующих сведений.
1 июля 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым срок подготовки и регистрации ГПЗУ устанавливается частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ, а не частью 17 статьи 46 ГрК РФ.
С момента вступления в действие новой редакции ГрК РФ, ГПЗУ исключен из видов документации по планировке территории.
На основании изложенного, указанные в пункте 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ случаи продления срока выдачи ГПЗУ применению не подлежат.
Минстрой России обращает внимание, что пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ предоставлялась возможность продления срока подготовки и утверждения ГПЗУ, установленного частью 17 статьи 46 ГрК РФ, не представляя такую возможность в отношении срока подготовки ГПЗУ, установленного частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ.
На основании изложенного, продление срока выдачи ГПЗУ согласно действующему законодательству невозможно.
Источник legalacts.ru