Зачастую нарушители, не получив соответствующее разрешение, без соблюдения градостроительных норм и правил ведут строительство объектов в непосредственной близости от автомобильной дороги. Данная противоправная деятельность негативно отражается на обеспечении безопасности дорожного движения, также не редки случаи повреждения самих дорог и элементов ее обустройства. Кроме того, плотная застройка вдоль дорог сдерживает развитие дорог. Зачастую, даже имея бюджетные возможности невозможно реализовать проекты реконструкции дорог из-за высокой стоимости сноса придорожных объектов.
Данная статья направлена на правовое просвещение и минимизацию судебных разбирательств, когда объекты признаются самовольными постройками и сносятся за счет ответчика.
Так что же такое полоса отвода и придорожные полосы автомобильной дороги и для чего они предназначены?
Полоса отвода автомобильной дороги — это земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
где она полоса отвода дороги
Придорожные полосы автомобильной дороги – это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
При этом строительство, реконструкция в данных полосах автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Полоса отвода
В противном случае, лица, осуществляющие работы в пределах полосы отвода и придорожных полос без разрешения владельца автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, по требованию Дагестанавтодора обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений.
В связи с этим Дагестанавтодор напоминает о необходимости согласования размещения или строительства какого-либо объекта в пределах полосы отвода и придорожных полос с владельцами автомобильных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения и во избежание судебных разбирательств.
Просим ценить труд дорожников и уважать других участников дорожного движения.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
3. Постановление Правительства РД от 19.04.1999 г. № 102 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан».
Источник: www.mintransdag.ru
Полоса отвода автомобильной дороги
Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. (п. 15 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Полоса отвода на любой трассе, а точнее сказать, на обочине таковой представляет собой участок земли, на котором находятся лесопосадки, различные водоотводящие сооружения, линии связи и электропитания, наконец, снегозащитные заборы. Обычно её пределы обозначаются специализированными знаками. Последние устанавливаются в местах изгиба дорожного полотна на расстоянии, никак не меньшим, чем четверть километра друг от друга.
По сути, полоса отвода автомобильной дороги представляется типичным инженерным объектом, нуждающимся в собственном проектировании перед тем, как быть воплощённым в жизнь. Задокументированная определённым образом, вся техническая информация содержится в специальных дорожных службах.
Ширина полосы отвода автомобильной дороги
Впрочем, даже без обращения к ним за помощью можно отметить тот факт, что минимум ширины такой полосы не может быть меньше, чем 24 м. А в местах, где есть нужда в защитных сооружениях, она изменяется с учётом их параметров. В то же самое время средние величины таких объектов должны быть равны:
- для дорог первых двух категорий – 75 м;
- для путей III и четвёртой категорий – 50 м;
- для линейных объектов 5-й категории – 25 м;
- для подъездов, способствующих соединению админцентров, крупных городов, участков трасс, построенных в целях огибания населённых пунктов с населением менее четверти миллиона человек – 100 м;
- для трасс, используемых в целях объезда городов, с количеством проживающих в них, более 250000 человек – 150 м.
Границы полосы отвода автомобильной дороги и факторы, влияющие на них
Рамки полос отвода автомобильных дорог определяются, исходя из плановых требований, специализирующихся на формировании автомобильных путей, а также объектов дорожного сервиса с учётом имеющихся норм.
Положение данных пределов определяется, исходя из таких, ниже перчисляемых, факторов:
- угол земляных откосов;
- боковые резервы (их наличие или отсуствие);
- требования относительно реализации правил техники безопасности;
- количество полос движения;
- категория дороги;
- высота насыпей, а также глубина обустраиваемых выемок.
Ограничения на внедрение норм при создании отводных дорожных полос
Стоит отметить, что на использование только что озвученных норм налагаются определённые рамочные ограничения. В частности, они не относятся к участкам дорог:
Источник: rkc56.ru
помогите разобраться в терминах по отводу земель
В процессе проектирования столкнулась с тем, что надо назначить ширину полосы отвода автомобильной дороги, охранную зону и площадь вырубки. Перерыла всю доступную нормативную базу и окончательно запуталась. Каким образом их назначают и в чем разница между охранной зоной и полосой отвода? Мне подсказали, что вырубку производят строго в пределах полосы отвода, так ли это?
По поводу полосы отвода нашла СН-467-74, но ГИП говорит что это как раз охранная зона. А как тогда определить полосу отвода? Дорога у меня 4в категории (межплощадочная)
Ответ знает, но не говорит! У вашего ГИПа весьма интересная методика обучения проектировщиков (и это правильно). Вместо рыбы он дает Вам удочку
Вам возможно необходим ГОСТ 17.5.3.02-90 «ОХРАНА ПРИРОДЫ. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог»
P.S Администрация сайта сделала целый раздел под дороги, так что если хотите своевременно получать ответы на вопросы-закидывайте их в соответствующие места
инженер-проектировщик АД, ГП, ПОС
Не знаю чего он там знает и что у него за метода, но не говорит — это факт. Он вообще-то не дорожник, может и не знает.
За ГОСТ спасибо, но там про выделение защитных полос лесов, а мне надо наоборот вырубить)))
Ветку про дороги вчера не нашла((( Поищу еще) Спасибо
Проектирование генплана и транспорта (нефтегазовая отрась); карьеры нерудных строительных материалов
Зачем так сложно? Когда есть СН 467-74 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог». В вашем случае для дороги IV категории табл. 6
инженер-проектировщик АД, ГП, ПОС
dv_tim, да, я его находила. Но ГИП меня запутал сказав что это охранная зона. А мне надо указать и охранную зону, и полосу отвода, и вырубку. Если смотреть по той таблице то полоса получается порядка 30м, что-то мне подсказывает что для такой фиговой дорожки вырубать лес на 30м в обе стороны (даже если от оси) нелогично. Мне казалось там метров 5 от края кювета должно быть. но подтвердить это ничем не могу.
Успокойтесь и не паникуйте!
1.Граница полосы отвода-назначается по СН 467-74;
2.Вырубку леса МОЖНО делать если не обеспечена видимость, но ТОЛЬКО в пределах вашей полосы отвода! Можно, но не обязательно. Если не машает. пусть растет, что вам, жалко что ли)
3.На моем месте я бы подошел к ГИПу и сказал, что не понимаю что он от меня хочет по поводу охранной зоны, пусть либо сам ищет, либо направит вектор в нужном направлении с целью экономии времени и нервных клеток.
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
Вырубку леса при обосновании можно делать, где угодно. Она никак не связана с полосой отвода.
При вырубке леса вне полосы отвода нужно согласие собственника участка леса вне полосы отвода и порубочный билет от лесничества.
Для вырубки леса выдаётся порубочный билет, аренда участка вырубаемого леса не требуется.
Теоретически собственник соседних участков обязан и хочет сравнивать полосу отвода с СН и строго посылать при 1 мм свыше, но подозреваю, что сейчас этот вопрос решается взятками и отсутствием квалификации у чиновников.
Охранной называется зона в которой действуют ограничения на период эксплуатации объекта кап. строительства.
Например на высоту деревьев, чтобы не упали на дорогу.
Площадь вырубки выдаётся технологами по нормам и правилам. То есть задание АД-всем.
У электриков например на эту тему есть свой ПУЭ регламентирующий охранную зону и высоту леса на определённом расстоянии от трассы ЛЭП.
Для дорог не знаю, видимо СНиП по АД.
Охранная зона и зона вырубки деревьев (2 зоны: на период стр-ва и на период эксплуатации) могут совпадать при стечении обстоятельств.
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
4.24. Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна. |
О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (с изменениями на 11 марта 2011 года)
Вид документа: Постановление Правительства РФ от 02.09.2009 N 717
Регламентирует полосу отвода.
5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ. |
Но отсюда не следует, что в случае только одной вырубки леса и поддержания леса в определённых параметрах этот участок необходимо арендовать или выкупить. Достаточно договориться с собственником участка о сервитуте.
Видимо для автодорог понятия охранная зона нет.
Во всяком случае не нашёл такого в нормах.
Слушайте, а у нас в стране что ли принято решение сделать езду небезопасной и случае падения дерева на машину каждый раз государству дешевле выплачивать $ ? о__О
Странно. Не нашёл про падение деревьев ничего в нормах.
Источник: forum.dwg.ru