Положение о договорах подряда в строительстве

Денисова Инга, Руководитель Юридической службы (материал был опубликован в журнале «Кирпич»):

Договор строительного подряда — важнейшая стартовая часть строительного проекта, которой зачастую не уделяется достаточного внимания. Это может привести к различным ошибкам и упущениям, часто переходящим в длительные судебные тяжбы, победителем из которых не всегда выходит добросовестная сторона.

В данной статье мы постараемся рассмотреть отдельные положения договора строительного подряда, чтобы помочь сторонам избежать типичных ошибок при заключении договоров и минимизировать связанные с ними риски.

Правоотношения сторон по договору подряда

Правоотношения сторон по договорам подряда в настоящее время регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (главы 9 («Сделки»), 27 («Понятие и условия договора»), 28 («Заключение договора»), 29 («Изменение и расторжение договора»), другими нормами части первой, регламентирующими положения о сделках, обязательствах и иные общие вопросы; главы 37 («Подряд») части второй ГК РФ), Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» и иными правовыми актами. Особое место в регулировании отношений между заказчиком и подрядчиком занимает существующая арбитражная практика.

Нюансы определения стоимости работ в договоре подряда особенности при работе с контрагентом на УСН

Определение договора подряда

ГК РФ в ст. 702 определяет договор подряда как соглашение, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенное ли условие — цена договора?

Для всех договоров подряда существенными являются условия о предмете договора и сроках выполнения работ. Цена в договоре подряда по общему правилу не является существенным условием. Однако в судебной практике отсутствует единое мнение по вопросу о существенности данного условия договора подряда: формулировка первого предложения п. 1 ст. 709 ГК РФ позволяет судам в отдельных случаях сделать вывод, что цена работ является существенным условием договора подряда, однако второе предложение указанного пункта предусматривает, что при отсутствии в договоре согласованной цены работ она может определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ (то есть будет считаться согласованной цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы).

Лк. 5. Ключевые особенности ценообразования в договорах строительного подряда. Родион Филиппов


Таким образом, законодатель предусматривает возможность заключения договора подряда, в котором цена выполняемых работ или порядок ее определения не согласованы. Однако в отношении договора строительного подряда такое двойственное толкование ограничено положениями п. 1 ст. 740 ГК РФ и п. 1 ст. 743 ГК РФ, согласно которым цена должна быть согласована (обусловлена) в договоре (в смете), что позволяет сделать вывод, что цена в договоре строительного подряда существенным условием все-таки является.

Предмет договора

Условие о содержании работы определяет, какая именно работа подлежит выполнению по договору подряда, и какие действия в рамках этой работы должен совершить подрядчик. Для согласования содержания работы сторонам рекомендуется определить в договоре перечень работ, подлежащих выполнению, и их состав. Способ определения объема работ зависит от конкретного вида выполняемых работ и может быть указан в метрах кубических, комплектах, штуках и пр. (т.е. в единицах объема, веса, длины и т.д.). Определение содержания и объема работы дает сторонам возможность согласовать все остальные условия договора: цену работы, сроки ее выполнения, другие положения (о необходимых материалах и оборудовании, способах выполнения работы и т.п.).

Перечень, состав и объем работ могут быть указаны в самом договоре либо в отдельном приложении к нему: в технической документации, смете, ином приложении — при условии, что в этих приложениях содержится ссылка на договор строительного подряда, и они подписаны уполномоченными представителями сторон.

  • учитывать требования к наличию и характеру результата работы (наличие овеществленного (материального) результата, что отличает договор подряда от договоров возмездного оказания услуг, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных работ);
  • определить название и характеристики результата работы (наименование овеществленного результата работ, его функциональное или целевое назначение и пр.);
  • указать дополнительные конкретизирующие признаки результата работы.

Каковы же последствия несогласования предмета договора строительного подряда?

В таком случае договор считается незаключенным и не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей (п. 1 ст. 432, ст. 702 ГК РФ).

Соответственно, заказчик не вправе потребовать от подрядчика выполнения работы и передачи ее результата, в том числе в судебном порядке обязать подрядчика исполнить договор, подрядчик же не вправе будет требовать оплаты выполненной работы, а также уплаты неустойки и процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

Читайте также:  Куда жаловаться на строительство в водоохранной зоне

Кроме того, неотработанный аванс, полученный подрядчиком, в данном случае будет составлять неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ), и подрядчик обязан будет вернуть его заказчику, а также уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами на эту сумму.

Однако не стоит отчаиваться. Признание договора незаключенным не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании задолженности за выполненные работы.

Если подрядчик документально подтвердит факт выполнения работы и приемки ее результата заказчиком (представит акты сдачи-приемки работ, подписанные заказчиком), то последний должен будет оплатить результат работы в соответствии со ст. 711 ГК РФ.

Если заказчик фактически принял работы и не заявил возражения о незаключенности договора до рассмотрения иска о применении договорной ответственности, то суд также может признать договор подряда заключенным, применить к отношениям сторон его условия и удовлетворить требования подрядчика о взыскании обусловленной договором неустойки по ст. 330 ГК РФ или процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ. При этом в случае принятия работ заказчиком перечисленная подрядчику сумма аванса не будет квалифицирована судом как неосновательное обогащение, а заказчик не сможет взыскать уплаченный аванс и потребовать начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на эту сумму.

Источник: irbis-company.livejournal.com

Общие положения о договоре строительного подряда

Правовое регулирование строительной деятельности в РФ

Данную работу мы начнем с описания и анализа правового регулирования строительной деятельности.

Строительное законодательство регулирует деятельность всех участников строительного процесса: проектировщиков и архитекторов, разработчиков технической и сметной документации, заказчиков, инвесторов, застройщиков и, наконец, самих строителей — подрядчиков и субподрядчиков.

Правовой статус участников строительства определяется по двум направлениям правового регулирования:

во-первых, он установлен достаточно большим числом императивных норм и в этой части можно говорить об определенной единой стабильной составляющей правового статуса всех инвесторов, всех заказчиков и всех подрядчиков;

во-вторых, он определяется индивидуально для каждого субъекта условиями договоров, в которых он участвует.

Основным правовым документом, посвященным взаимоотношениям всех участников строительства, является закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ (далее — Закон). [7]

В этом нормативном акте даются определения таких постоянных участников строительного процесса, как инвесторы и заказчики. При использовании в любых правовых документах этих терминов необходимо принимать во внимание, что в названном Законе по целому ряду позиций зафиксировано их правовое положение в ходе строительного процесса и соответствующие правила будут применяться в случае спора независимо от того, даны ли аналогичные определения в конкретных договорах или нет.

Инвесторами являются те участники строительного процесса, которые согласно п.3 ст.2 Закона осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств и обеспечивают их целевое использование. Таким образом, инвесторами могут быть, прежде всего, те юридические или физические лица, которые имеют право самостоятельно распоряжаться собственными средствами. К числу таких лиц относятся коммерческие и некоммерческие организации, которые являются собственниками своего имущества. А те юридические лица, которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны получить соответствующие полномочия для осуществления инвестиций в строительное производство от своих учредителей.

Кроме того, инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами. К их числу относятся в первую очередь Правительство РФ, а также министерства и ведомства РФ и субъектов РФ. Инвесторами могут быть и такие неправительственные организации, наделенные правами по управлению федеральной собственностью, как Российская академия наук (РАН). [4]

Если инвестиции осуществляются за счет заемных средств, то следует иметь в виду, что заем и банковский кредит предоставляются, как правило, с определенной в договоре займа или кредита целью и расходование заемных средств контролируется кредитором. Поэтому при заключении договоров с инвесторами, предлагающими заемные средства как инвестиции, необходимо проверять, соответствует ли такое использование полученных ими заемных средств условиям и требованиям, зафиксированным в законодательных нормах и договорах с кредиторами.

Если в качестве инвестиций предполагается использование привлеченных средств, необходимо проверить, вправе ли данный инвестор привлекать, например, средства граждан для данных инвестиций.

При строительстве крупных объектов нередко объединяются средства нескольких инвесторов, что прямо предусмотрено в п.3 ст.2 того же Закона.

В этих случаях инвесторы заключают договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) и определяют в нем условия объединения своих средств.

Договоры о долевом участии в строительстве жилых домов получили широкое распространение. При вступлении в число дольщиков по таким договорам следует иметь в виду, что в соответствии с п.3 ст.7 Закона незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются объектом доле вой собственности участников инвестиционного процесса до приемки и оплаты инвестором выполненных работ и услуг. Если инвестор откажется от дальнейшего финансирования строительства до его завершения, то он должен, если иное не предусмотрено в договоре, компенсировать другим участникам проекта их затраты.

Читайте также:  Акустика в строительстве это

При долевом участии в строительстве жилых домов граждане-инвесторы могут стать собственниками квартир только после их полной оплаты, что в свою очередь возможно после приемки всего дома в эксплуатацию.

В практике нередко возникают споры о том, как должны быть оплачены квартиры при долевом строительстве, если в течение срока возведения дома цены на завершенный объект выросли ввиду роста цен на строительные материалы, энергоносители, изменения налогового законодательства и т.д., т.е. в связи с обстоятельствами, за которые подрядчик не отвечает. Законодательство стоит на той позиции, что инвестор становится собственником квартиры только после ее полной оплаты по тем ценам, которые сложились на момент сдачи объекта.

Согласно нормам п.4 ст.5 Закона инвестор может передать по договору свои правомочия как по самим инвестициям, так и по их результатам иным лицам. При этом могут быть использованы две юридические конструкции перехода прав инвестора: перемена лиц в обязательстве или продажа прав.

В тех случаях, когда инвестор связан с другими участниками строительства и инвестиционного проекта только такими правоотношениями, в которых ему принадлежат права и нет никаких обязанностей, то он вправе продать свои имущественные права в соответствии с указанием п.4 ст.454 ГК РФ.

Если же инвестор является субъектом не только прав, но и обязанностей, то он должен соблюдать правила о переводе долга, т.е. ему необходимо получить согласие других участников правоотношений на замену себя на другое лицо.

Следует также иметь в виду что норма п.3 ст.7 Закона, устанавливающая правоотношения долевой собственности на незавершенный объект строительства, распространяет таким образом правила об общей собственности на взаимоотношения дольщиков, что предполагает преимущественное право каждого из них на приобретение отчуждаемых инвестором прав на результаты инвестиций (построенные объекты). [10]

Как правило, инвестор выступает заказчиком при строительстве. Однако возможна и другая конструкция: инвестор вправе уполномочить другое юридическое или физическое лицо, а также государственный орган осуществить реализацию проекта. Такое лицо будет выполнять функции заказчика, хотя строительство в этом случае будет осуществляться не за счет средств самого заказчика.

Согласно прямому указанию ч.2 п.4 ст.7 Закона такой заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на тот период и в тех пределах, которые указаны в его договоре с инвестором. Как видим, в этой части строительное законодательство вплотную подошло к формулированию специального вещного права заказчика на объект инвестиционной деятельности. Это право состоит из традиционных трех правомочий, образующих основные вещные права, однако это не право собственности, не право хозяйственного ведения и не право оперативного управления, поскольку последние два имеют строго ограниченный законом круг возможных субъектов. К их числу заказчики не относятся, поскольку статус заказчика можно получить только на основании договора или заменяющего его административного акта — распоряжения, а статус субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления — в силу учредительных документов данного юридического лица и прямых указаний законодательства о юридических лицах данного вида.

Основные особенности правового статуса единого заказчика зафиксированы в Положении о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. № 16.

Инвестор, как правило, финансирует строительство объектов, которыми сам затем и пользуется. Однако в тех случаях, когда этого не происходит, и инвестор — это не то лицо, которое становится пользователем объекта инвестиций, т.е. строящегося здания, предприятия или жилого дома, то между таким пользователем и инвестором должен быть заключен договор об инвестировании, в котором определяются их взаимные права и обязанности. Вместо договора об инвестировании может быть издано решение об инвестировании. Такое решение издается, например, государственным органом, уполномоченным осуществлять распределение бюджетных средств для строительства муниципального жилья и объектов соцкультбыта.

При использовании в качестве инвестиций таких специфических источников, как государственные валютные средства и государственные иностранные инвестиционные кредиты, действуют нормы специального акта — постановления Правительства РФ от 8 июня 1993 г. №531 «Об упорядочении в РФ строительства объектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов”.

Основным документом, лежащим в основе взаимоотношений участников строительного процесса, является заключаемый ими договор. Согласно ст.7 Закона такой договор регулирует производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между участниками строительства. [6]

Центральное звено этих отношений — это отношения между заказчиком (который может быть и инвестором) и исполнителем-подрядчиком.

Основной особенностью правового положения подрядчика является то, что строительная деятельность относится к числу лицензируемой. Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. №351 утверждено Положение о лицензировании строительной деятельности.

Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий, утвержден 28 декабря 1992 г. Минстроем России.

При определении подрядчика заказчики свободны в своем выборе и вправе воспользоваться предложениями любой организации, как российской, так и иностранной, если подрядчик имеет соответствующую лицензию.

Однако при строительстве за счет государственных средств действуют специальные правила, установленные постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. №812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в РФ (с изм. на 26 июня 1995 г.) ” и детально изложенные в письме Госстроя РФ от 7 октября 1993 г. №15-144 «О порядке заключения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд”. [1]

Читайте также:  Как разработать программу жилищного строительства

Если же строительство ведется за счет средств частных лиц, то они могут пользоваться этими документами как нормами рекомендательного характера наряду с такими документами, как Типовой договор подряда на капитальное строительство, Типовое дополнительное соглашение к договору подряда на капитальное строительство. Типовая форма графика производства строительно-монтажных работ, квартальных заданий., утвержденными постановлением Госстроя СССР от 23 января 1987 г. №13.

При выборе подрядной организации для осуществления строительства за счет государственных инвестиций организуются подрядные торги, проведение которых регулируется Положением о подрядных торгах в РФ, утвержденным Распоряжением Госкомимущества РФ от 13 апреля 1993 г. №660-р (с изм. и доп. от 18 октября 1994 г.).

Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.

В договоре подряда на капитальное строительство или, иными словами, в договоре строительного подряда, содержатся условия, определяющие права и обязанности заказчика и подрядчика. Этим договорам посвящен § 3 гл.37 ГК РФ.

В тех случаях, когда строительно-монтажные работы выполняются не только той организацией, которая заключила договор с заказчиком, но требуют привлечения также и специализированных организаций, таких, например, как ведущих отделочные работы, выполняющих монтаж инженерного оборудования и т.д., подрядчик должен включить в договор свое право на привлечение субподрядных организаций. При этом важно определить, требуется ли согласие заказчика на выбор каждого конкретного субподрядчика или он доверяет это полностью своему подрядчику. В тех случаях, когда, кроме основного подрядчика, договор предполагает наличие и субподрядчиков, такой договор называется договором генерального подряда, а сам подрядчик — генеральным подрядчиком. [12]

При заключении договоров подряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиками применяются правила о договорах строительного подряда, где генподрядчик выступает уже в роли заказчика, а субподрядчик — его подрядчиком.

К этим договорам применяется в качестве рекомендательного акта, если речь идет о частных инвестициях, и в качестве императивного, если стройка ведется за счет государственных средств — Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. №132.

Порядок сдачи готового объекта строительства регулируется постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. №24 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов”. Кроме того, действует специальный нормативный акт, применяемый в обязательном порядке для специфической группы объектов — объектов связи общего пользования, однако частные инвесторы и заказчики могут воспользоваться при составлении своих договоров этим документом как рекомендательной нормой: это «Временные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации”, утвержденные приказом Министерства связи РФ от 19 декабря 1995 г. [1]

При определении в договоре условий приемки законченного строительством объекта любого назначения следует учитывать, что императивные нормы и традиционно сложившиеся в нашей стране условия таких договоров не предусматривают ответственности подрядчика за сдачу объекта с недоделками и дефектами. В различных документах — Типовых договорах, Правилах подряда на капитальное строительства, не говоря уже о самых общих, не детализированных нормах законодательства об инвестиционной деятельности, не содержатся нормы о штрафной ответственности подрядчика за сдачу объектов с недоделками и дефектами, Здесь, если нет специальных указаний в договоре, могут быть применены только общие нормы об ответственности в форме возмещения убытков. Поэтому при разработке проектов договоров строительного подряда рекомендуется обеспечивать интересы заказчика, помимо иных способов, также включением в те кет договора условий об уплате подрядчиком штрафных санкций в форме неустоек или штрафов за предъявление к сдаче объекта с недоделками. [5]

При строительстве жилья права заказчика нуждаются в особой охране, а процесс сдачи-приемки объектов — в подробном урегулировании, поскольку здесь заказчик — не пользователь построенного дома, если речь идет о строительстве муниципального жилья. Поэтому в этой сфере действует специальный документ — распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1994 г. №1387-р «О полномочиях заказчика при завершении строительства и продаже не завершенных строительством жилых домов”.

Если строительство по тем или иным причинам в рамках данного договора не завершено, строительное законодательство предусматривает продажу таких объектов, т.е. по существу ограничивает сроки существования незавершенных объектов. Соответствующие правила содержатся в Указе Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1181 «О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством объектов”, которым утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов и в постановлении Совета Министров РФ от 3 февраля 1992 г. №59 (в ред. 21 марта 1994 г.)»О мерах по продаже не завершенных строительством объектов”.

В соответствии с этими документами объекты незавершенного строительства выставляются на инвестиционные или коммерческие конкурсы. [7]

Источник: studbooks.net

Рейтинг
Загрузка ...