Полномочия органов местного самоуправления в области капитального строительства регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а подзаконными актами они детализируются и конкретизируются. К этим полномочиям относятся:
1) управление капитальным строительством объектов социальной сферы, жилищного и коммунального назначения, магистральных инженерных сетей, улично-дорожной сети и искусственных сооружений;
2) обеспечение населения города услугами муниципального транспорта и создание условий по развитию и надежному функционированию городского дорожного хозяйства;
3) координация, регулирование деятельности муниципальных предприятий, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по развитию и совершенствованию капитального строительства объектов, городского транспорта, дорожного хозяйства; обеспечение устойчивого экономического положения комплекса;
4) на основании утвержденного Генерального плана развития города разработка долгосрочной программы строительства объектов социальной сферы, жилищного и коммунального назначения, магистральных инженерных сетей, улично-дорожной сети и искусственных сооружений (инфраструктуры). Функции Комитета по капитальному строительству:
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов кап-го строительства
1) осуществление функций единого заказчика по сооружению объектов социальной сферы, жилищной, коммунальной и производственной инфраструктуры;
2) участие в разработке программ рационального использования, формирования транспортной сети города, способствующей безопасности и координации движения всех видов пассажирского транспорта;
3) организация мероприятий по неуклонному повышению качества обслуживания населения городским транспортом общего пользования;
4) подготовка мероприятий по координации работы и эффективному взаимодействию городского и магистрального транспорта при перевозках пассажиров с железнодорожных и автовокзалов и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Статья 177. Нарушение законодательства и нормативных документов по строительству
Статья 177. Нарушение законодательства и нормативных документов по строительству (1) Нарушение законодательства и нормативных документов по строительству, выражающееся в: a) уклонении от предоставления данных и информации, необходимых в деятельности по обустройству
Статья 222. Нарушение правил безопасности, относящихся к строительству, эксплуатации и ремонту магистральных трубопроводов
Статья 222. Нарушение правил безопасности, относящихся к строительству, эксплуатации и ремонту магистральных трубопроводов Нарушение правил безопасности, относящихся к строительству, эксплуатации и ремонту магистральных трубопроводов, влечет наложение штрафа на
Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства
Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства 1. Возмещение вреда, причиненного
В Управлении капитального строительства Бурятии сформирован новый отдел капитального ремонта
Статья 17. Комитет кредиторов
Статья 17. Комитет кредиторов 1. Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в
63. Комитет по земельным ресурсам
63. Комитет по земельным ресурсам Комитет – самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и
64. Комитет по финансам
64. Комитет по финансам Статья 132 Конституции РФ закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с уставом
68. Комитет дорожного хозяйства
68. Комитет дорожного хозяйства Комитет дорожного хозяйства призван обеспечивать полномочия органа местного самоуправления по обеспечению качественного содержания и перспективного развития объектов внешнего благоустройства городских территорий, улично-дорожной
70. Комитет по образованию
71. Комитет по социальному развитию
71. Комитет по социальному развитию Социальная защита населения – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание
72. Комитет здравоохранения
72. Комитет здравоохранения К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические
74. Комитет по культуре
74. Комитет по культуре Согласно действующему законодательству, в круг полномочий органов местного самоуправления в области культуры входит осуществление государственной политики в области культуры на своей территории, являющейся совокупностью принципов и норм,
75. Комитет по управлению имуществом
75. Комитет по управлению имуществом В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования
СТАТЬЯ 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта
СТАТЬЯ 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта 1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического
Источник: law.wikireading.ru
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Положение не распространяется на специальное технологическое оборудование объектов коммунального и социально-культурного назначения.
1.2. Настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
1.3. Правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, отражающие их специфику, природно-климатические условия и особенности эксплуатации, должны разрабатываться соответствующими органами отраслевого управления и исполкомами местных Советов в развитие настоящего Положения.
2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
2.1. Системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий (справочное прил. 1), направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Внесены ЦНИИЭП жилища Госкомархитектуры
Утверждены приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312
Срок введения в действие
1 июля 1989 г.
2.2. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.
При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта.
2.3. Органы управления жилищным хозяйством независимо от их ведомственной принадлежности, министерства и ведомства, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, приведенные в прил. 2 и 3, при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении условий комфортного проживания и обслуживания населения.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
3.1. Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов приведен в рекомендуемом прил. 4.
3.2. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
3.3. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства.
3.4. Неплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.
3.5. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.
При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в гол проведения осмотра.
При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.
При общих осмотрах следует осуществлять контроль за выполнением нанимателями и арендаторами условий договоров найма и аренды.
Периодичность проведения плановых осмотров элементов и помещений зданий и объектов приведена в рекомендуемом прил. 5.
3.6. При проведении частичных осмотров должны устраняться неисправности, которые могут быть устранены в течение времени, отводимого на осмотр.
Выявленные неисправности, препятствующие нормальной эксплуатации, должны устраняться в сроки, указанные в обязательном прил. 6.
3.7. Общие осмотры жилых зданий должны осуществляться комиссиями в составе представителей жилищно-эксплуатационных организаций и домовых комитетов (представителей правлений жилищно-строительных кооперативов). Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций.
3.8. Частичные осмотры жилых зданий должны проводиться работниками жилищно-эксплуатационных организаций, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — работниками службы эксплуатации соответствующей организации (учреждения).
3.9. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
3.10. В жилищно-эксплуатационных организациях следует вести учет заявок проживающих и арендаторов на устранение неисправностей элементов жилых зданий. Министерства и ведомства, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, устанавливают соответствующий порядок ведения учета и устранения неисправностей.
Министерства жилищно-коммунального хозяйства (коммунального хозяйства) союзных республик должны осуществлять контроль технического состояния и подготовки к работе в зимних условиях объектов коммунального и теплоэнергетического хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности.
3.11. Для централизованного управления инженерными системами и оборудованием зданий (лифтами, системами отопления, горячего водоснабжения, отопительными котельными, бойлерными, центральными тепловыми пунктами, элеваторными узлами, системами пожаротушения и дымоудаления, освещением лестничных клеток и др.), а также для учета заявок на устранение неисправностей элементов здания следует создавать диспетчерские службы. Диспетчерские службы должны оснащаться современными техническими средствами автоматического контроля и управления
Для технического обслуживания современных средств автоматики, телемеханики и для защиты инженерных коммуникаций от электрохимической коррозии в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социально-культурного назначения в крупных городах должны создаваться общегородские специализированные хозрасчетные службы
3.12. В составе затрат на техническое обслуживание должен предусматриваться резерв средств для выполнения аварийных работ. Для централизованного устранения неисправностей и аварий, возникающих в жилищном фонде и на объектах коммунального и социально-культурного назначения, должны создаваться городские аварийно-технические службы. Следует обеспечивать взаимодействие аварийной и диспетчерской (объединенной диспетчерской) служб, а также служб, выполняющих текущий ремонт
3.13. Генеральный подрядчик в течение 2-годичного срока с момента сдачи в эксплуатацию оконченных строительством или капитальным ремонтом зданий (объектов) обязан гарантировать качество строительных (ремонтно-строительных) работ и за свой счет устранять допущенные по его вине дефекты и недоделки. По объектам коммунального и социально-культурного назначения недоделки устраняются в сроки, установленные соответствующими органами отраслевого управления.
3.14. Планирование технического обслуживания зданий и объектов должно осуществляться путем разработки годовых и квартальных планов-графиков работ по техническому обслуживанию
4. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
4.1. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена и рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом прил. 7.
4.2. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением зданий по годам) и годовым планам.
Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.
4.3. Приемка законченною текущею ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организаций, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятий министерств и ведомств).
Приемка законченного текущего ремонта объекта коммунального или социально-культурного назначения должна осуществляться комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя соответствующего вышестоящего органа управления.
Порядок приемки жилых зданий после текущего ремонта должен устанавливаться Минжилкомхозами (Минкомхозами) союзных республик, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — соответствующими органами отраслевого управления.
4.4. При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.
4.5. Текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом прил. 8. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности.
5. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
5.1. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории
Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом прил. 9.
5.2. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секции). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
5.3. При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований — их частичная разборка;
повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.
5.4. Составление пятилетних и годовых планов капитального ремонта и реконструкции должно производиться в порядке, определенном Методическими рекомендациями Госплана СССР к разработке Государственного плана экономического и социального развития СССР, на основании данных о потребности в капитальном ремонте и реконструкции.
При планировании и осуществлении реконструкции зданий и объектов их выбытие и ввод в эксплуатацию должны учитываться в соответствующих натуральных и стоимостных показателях до и после реконструкции. Балансовая стоимость реконструируемых зданий и объектов должна определяться как сумма произведенных затрат на их реконструкцию и восстановительной стоимости сохраняемых частей (элементов), включая оборудование. Результаты проведенных ремонтов или реконструкции должны отражаться в техническом паспорте здания (объекта).
5.5. В городах с застройкой, включающей значительное число зданий и объектов, требующих капитального ремонта или реконструкции, следует планировать проведение их групповым методом (независимо от ведомственной принадлежности) с одновременным охватом ремонтными работами групп зданий различного назначения в пределах градостроительного образования (жилого квартала, жилого района и т.д.).
5.6. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом органами отраслевого управления.
5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
В сметной документации должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и агрегаты, распределяемый на две части: одну, предназначенную для оплаты дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений в ходе производства ремонта или реконструкции (резерв заказчика), и вторую, предназначенную для возмещения дополнительных затрат, возникающих в ходе ремонта или реконструкции при изменении способов производства работ против принятых в сметных нормах и расценках (резерв подрядчика).
За итогом смет должны указываться возвратные суммы — стоимость материалов от разборки конструкций и демонтажа инженерного и технологического оборудования, определяемая исходя из нормативного выхода пригодных для повторного использования материалов и изделий на объектах ремонта в соответствии с Инструкцией по повторному использованию изделий, оборудования и материалов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
5.8. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать:
проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.
5.9. Утверждение и переутверждение проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию должно осуществляться:
для зданий и объектов, находящихся в ведении исполкомов, местных Советов народных депутатов или на правах личной собственности, — соответствующими исполкомами или подведомственными им органами управления;
для зданий и объектов, находящихся в ведении организаций и предприятий, — руководителями этих организаций и предприятий;
для зданий и объектов, принадлежащих кооперативным, профсоюзным и иным общественным организациям, — правлениями соответствующих организаций;
для зданий и объектов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам, — собраниям членов (уполномоченных членов) кооперативов.
5.10. Интервал времени между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать 2 лет. Устаревшие проекты должны перерабатываться проектными организациями по заданиям заказчиков с целью доведения их технического уровня до современных требований и переутверждаться в порядке, установленном для утверждения вновь разработанных проектов.
5.11. Эффективность капитального ремонта и реконструкции зданий или объектов должна определяться сопоставлением получаемых экономических и социальных результатов с затратами, необходимыми для их достижения. При этом экономические результаты должны выражаться в устранении физического износа и экономии эксплуатационных расходов, а при реконструкции — также в увеличении площади, объема предоставляемых услуг, пропускной способности и т.п.
Социальные результаты должны выражаться в улучшении жилищных условий населения, условий работы обслуживающего персонала, повышении качества и увеличении объема услуг.
5.12. Исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении жилищный фонд, должны создавать маневренный жилищный фонд в размерах, обеспечивающих выполнение планов капитального ремонта и реконструкции жилых зданий, или предусматривать выделение в соответствующем размере жилой площади для переселения проживающих из зданий, подлежащих ремонту и реконструкции.
5.13. Выполнение капитального ремонта и реконструкции должно производиться с соблюдением действующих правил организации, производства и приемки ремонтно-строительных работ, правил охраны труда и противопожарной безопасности.
5.14. Организационные формы управления ремонтно-строительным производством, методы планирования производственно-хозяйственной деятельности ремонтно-строительных организаций, принципы хозяйственного расчета, формы и методы организации производства, труда, материально-технического снабжения, учета и отчетности и ремонтно-строительных организациях должны устанавливаться аналогично с капитальным строительством с учетом специфики ремонтно-строительного производства.
5.15. Расчеты за выполненные работы по капитальному ремонту и реконструкции должны осуществляться за полностью законченные и сданные заказчику объекты или комплексы работ, предусмотренные договором подряда и учтенные годовыми планами.
По объектам коммунального и социально-культурного назначения допускается также осуществлять расчеты за технологические этапы.
Расчеты заказчиков с проектными организациями за разработку проектно-сметной документации должны осуществляться в порядке, предусмотренном Положением о договорах на создание научно-технической продукции.
5.16. Приемка жилых зданий после капитального ремонта и реконструкции производится в порядке, установленном Правилами приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий и аналогичными правилами по приемке объектов коммунального и социально-культурного назначения.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ, ТРУДОВЫМИ И ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
6.1. Потребность в материально-технических ресурсах для технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна быть в пределах установленных норм расхода материальных ресурсов.
6.2. Затраты по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного и технологического оборудования должна производиться по смете эксплуатационных расходов. Указанные затраты должны предусматриваться в пределах, обеспечивающих эффективную эксплуатацию.
Исходя из общей суммы годовых затрат на техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения по союзной республике, министерству или ведомству СССР могут быть установлены дифференцированные размеры плановых затрат на эти цели (в процентах от восстановительной стоимости зданий) с учетом типа и назначения зданий, уровня их благоустройства, технического состояния и природно-климатических условий.
6.3. Финансирование реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения осуществляется государственными объединениями, предприятиями и организациями за счет государственных централизованных капитальных вложений, собственных средств, долгосрочных кредитов банков.
Советам Министров союзных республик предоставлено право разрешать для учреждений, организаций, состоящих на бюджете, за счет капитальных вложений проведение работ:
по реконструкции и благоустройству жилых домов;
по реконструкции, расширению и благоустройству объектов коммунального, культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения и социального обеспечения;
кооперативными организациями за счет средств кооперативов, кредитов банков;
домов, находящихся в личной собственности граждан, за счет средств домовладельцев.
Затраты на ремонт (текущий и капитальный) жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения финансируются за счет ремонтного фонда государственных объединений, предприятий, организаций — владельцев основных средств; в случае недостаточности этих средств ремонт жилищного фонда местных Советов народных депутатов, объектов культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения и социального назначения производится за счет ассигнований из бюджета.
Финансирование затрат на ремонт жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, кооперативов, жилых зданий, квартир, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, производится за счет средств домовладельцев.
Банком жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР производятся привлечение на счета в Банке средств, предназначенных на капитальный ремонт и реконструкцию, выдача этих средств, контроль за их своевременным поступлением, целевым и экономным их использованием, соблюдением сметной и финансовой дисциплины при расходовании средств, а также кредитование затрат, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией.
6.4. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР сверх государственных капитальных вложений, устанавливаемых годовыми планами экономического и социального развития СССР, могут расходовать до 10 % отчислений от средств, предусматриваемых на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда, на:
развитие основных фондов (кроме строительства жилых домов и общежитий) и пополнение оборотных средств ремонтных, транспортных и снабженческих организаций жилищного хозяйства;
проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по производству строительных материалов и деталей для ремонта жилых домов;
проектирование, строительство и реконструкцию мастерских и складских помещений жилищно-эксплуатационных организаций;
приобретение ремонтного оборудования, инвентаря и инструмента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Элементы здания — конструкции и технические устройства, составляющие здание, предназначенные для выполнения заданных функций.
Неисправность элемента здания — состояние элемента, при котором им не выполняется хотя бы одно из заданных эксплуатационных требований.
Повреждение элемента здания — неисправность элемента здания или его составных частей, вызванная внешним воздействием (событием).
Дефект элемента здания — неисправность (изъян) элемента здания, вызванная нарушением правил, норм и технических условий при его изготовлении, монтаже или ремонте.
Эксплуатационные показатели здания — совокупность технических, объемно-планировочных, санитарно-гигиенических, экономических и эстетических характеристик здания, обуславливающих его эксплуатационные качества.
Техническое обслуживание жилого здания — комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы его технических устройств.
Ремонт здания — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Текущий ремонт здания — ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт здания — ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Физический износ здания (элемента) — величина, характеризующая степень ухудшения технических и связанных с ними других эксплуатационных показателей здания (элемента) на определенный момент времени.
Моральный износ здания — величина, характеризующая степень несоответствия основных параметров, определяющих условия проживания, объем и качество предоставляемых услуг современным требованиям.
Реконструкция здания — комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов
Виды жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по материалам основных конструкций
Продолжительность эффективной комплектации, лет
до постановки на текущий ремонт
до постановки на капитальный ремонт
Полносборные крупнопанельные, крупноблочные, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома, а также здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений)
То же, при благоприятных условиях эксплуатации, при постоянно поддерживаемом температурно-влажностном режиме (музеи, архивы, библиотеки и т.п.)
То же, при тяжелых условиях эксплуатации, при повышенной влажности, агрессивности воздушной среды, значительных колебаниях температуры (бани, прачечные, бассейны, бальнео- и грязелечебницы и т.п.), а также открытые сооружения (спортивные, зрелищные и т.п.).
Со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с деревянными перекрытиями: деревянные, со стенами из прочих материалов при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома и здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений)
То же, при благоприятных условиях эксплуатации, при постоянно поддерживаемом температурно-влажностном режиме (музеи, архивы, библиотеки и т.п.)
То же, при тяжелых условиях эксплуатации, при повышенной влажности, агрессивности воздушной среды, значительных колебаниях, температуры (бани, прачечные, бассейны, бальнео- и грязелечебницы и т.п.), а также открытые сооружении (спортивные, зрелищные и т. п.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов
Элементы жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения
Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены), лет
здания и объекты коммунального и социально-культурного назначения при нормальных и благоприятных условиях эксплуатации
Источник: files.stroyinf.ru
Бюджетный комитет
В данной статье рассматриваются практические аспекты деятельности, связанной с организацией и эффективной работой бюджетного комитета компании. Естественно, что перед тем как что-то создавать в компании, нужно, прежде всего, задуматься о целях. В данном случае речь идет о том, зачем вообще нужно создавать бюджетный комитет в компании.
Не во всех компаниях, даже тех что используют элементы бюджетного управления, есть бюджетный комитет. По мере роста и развития компании генеральный директор не может, да и не должен, владеть полной информацией обо всех нюансах деятельности компании в различных функциональных областях или бизнес-единицах. Для этого, собственно, в компании и появляются должности заместителей генерального директора – директоров по функциональным направлениям и, возможно, директоров бизнес-направлений (если компания имеет дивизиональную организационную структуру). С развитием бизнеса усложняется система управления и, в частности, бюджетирования.
Для эффективного и быстрого принятия согласованных решений необходимо непосредственное участие в таких процессах топ-менеджеров (функциональных директоров и руководителей бизнес-единиц). С этой целью в компаниях и создаются бюджетные комитеты. В книге подробно рассмотрены основные принципы формирования бюджетного комитета и регламент его работы как при постановке бюджетирования, так и на всех этапах процесса бюджетирования – стадиях бюджетного цикла (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»).
При формировании бюджетного комитета нужно помнить, что в большинстве компаний придется потратить значительные усилия для того, чтобы сделать из него действительно полезный орган управления бюджетным процессом. Причем усилия, в первую очередь, придется прилагать именно генеральному директору компании (см. Книгу 6 «Роль генерального директора в бюджетировании»). Создать бюджетный комитет – не значит гарантированно обеспечить работоспособность системы бюджетирования.
Наличие в компании бюджетного комитета (впрочем, так же, как и существование бюджетов) является необходимым, но недостаточным условием для эффективной работы системы бюджетирования. Бюджетному комитету еще самому придется научиться работать, чтобы все заседания бюджетного комитета не превратились в пустую говорильню и бесполезную трату времени.
Кстати, пройти такое обучение бюджетный комитет может еще на этапе постановки бюджетирования. Если компания для внедрения бюджетирования будет использовать технологию проектного управления, то функции органа управления проектом (управляющего комитета проекта) как раз и должен будет выполнять бюджетный комитет (см. Книгу 8 «Технология постановки бюджетирования в компании»). А это значит, что бюджетный комитет должен будет вникать во все с самого начала – с построения системы бюджетного управления.
Более того, именно члены бюджетного комитета и будут принимать окончательное решение о том, какова должна быть система бюджетирования. В частности, нужно будет утвердить финансовую модель (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования») и регламент (см. Книгу 2 «Регламент системы бюджетирования») бюджетирования, а также финансовую структуру компании (см.
Книгу 4 «Финансовая структура компании»). Естественно, для того чтобы качественно контролировать выполнение проекта по постановке бюджетирования, топ-менеджеры должны будут более подробно знакомиться со всем, что предлагается временной рабочей группой, занимающейся разработкой проекта будущей системы.
По крайней мере, каждый член бюджетного комитета должен будет разобраться с той частью бюджетной системы, которая непосредственно касается бизнес-процессов и подразделений, находящихся в его сфере ответственности.
А после завершения проекта, когда система бюджетирования будет регулярно функционировать, все члены бюджетного комитета должны будут уже на постоянной основе выполнять определенные функции, связанные с рассмотрением и согласованием проектов бюджетов и результатов план-фактного анализа.
Зачем и кому нужен бюджетный комитет
Иногда в компаниях задаются вопросом об обязательности существования бюджетного комитета в их организации. Можно ли считать, что в компании есть бюджетирование, если при этом нет бюджетного комитета? При внедрении эффективной системы бюджетирования нельзя обойти вопрос децентрализации планирования, то есть принятия решений (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»).
Если в компании нет будет бюджетного комитета, то принцип децентрализации планирования не будет реализован в полной мере, и у руководителей подразделений может возникать ощущение, что на самом деле ничего не изменилось. Только им теперь придется больше тратить время на подготовку каких-то планов и бюджетов, но в реальности все останется так же, как и раньше, то есть эти планы и бюджеты приняты не будут и никаких объяснений дано не будет после исправления, а финансово-экономические показатели опять будут в директивном порядке спускаться сверху генеральным директором.
Сразу нужно оговориться, что у небольших компаний нет какой-то острой потребности в бюджетном комитете. В таких компаниях генеральный директор, как правило, в курсе всего, что происходит, да к тому же как таковых топ-менеджеров, кроме генерального директора, в подобных компаниях может и не быть.
В средних и крупных компаниях ситуация иная, и генеральный директор нуждается в профессиональной и организационной поддержке со стороны своих заместителей – руководителей функциональных и, возможно, бизнес-направлений . Поэтому на самом деле в существовании бюджетного комитета, в первую очередь, заинтересован генеральный директор. Правда, некоторые директора воспринимают идею создания бюджетного комитета как попытку лишить их в какой-то мере той полноты власти, которой они располагают. Особенно остро такое отношение может быть выражено в том случае, когда генеральный директор компании не является ее собственником.
Главное — суть, а не формализм
Наверное, не стоит особенно останавливаться на том, что каждое заседание бюджетного комитета должно протоколироваться. Поэтому далее будет обращено внимание только на практические нюансы содержания таких протоколов, а также и других документов, используемых на заседаниях бюджетных комитетов.
В соответствии с регламентом бюджетирования (см. Книгу 2 «Регламент системы бюджетирования») перед каждым заседанием бюджетного комитета всем его членам заранее должны рассылаться соответствующие документы. Если заседание посвящено обсуждению плановых бюджетов, то такими документами должны быть проекты бюджетов и аналитическая записка. Если на заседании обсуждаются итоги прошедшего отчетного периода, то это – план-фактные отчеты и аналитическая записка, составленная по результатам анализа.
На самом деле в аналитических записках, составляемых по результатам план-фактного анализа, по сути, содержатся, в основном, предложения по совершенствованию действующей системы бюджетирования. Кстати, такие предложения могут содержаться и в аналитической записке, составляемой к плановым бюджетам.
Когда система только отлаживается, то может обнаруживаться большое количество ошибок и в модели, и в регламенте бюджетирования, которые могут проявляться при составлении бюджетов на очередной плановый период. Естественно, что после обнаружения таких ошибок должны быть подготовлены предложения по их устранению. И таких предложений может быть много, особенно на этапе постановки бюджетирования.
Когда система функционирует уже на регулярной основе, то, как правило, предложения по совершенствованию системы поступают именно на стадии план-фактного анализа исполнения бюджетов. Так вот, вовсе не обязательно создавать какую-то дополнительную бумагу под названием «Протокол заседаний бюджетного комитета», если все проекты решений, представленные в аналитической записке, принимаются бюджетным комитетом без изменений.
Если же есть какие-то корректировки или дополнения, то все их можно зафиксировать в протоколе бюджетного комитета. Естественно, что все такие решения должны быть исполнены в обозначенные сроки. А контролировать исполнение всех этих решений должна финансовая дирекция (см. Книгу 5 «Роль финансовой дирекции в бюджетировании»).
Но только нужно четко понимать, что контролировать – не значит самому исполнять. Такая система регулярного мониторинга бюджетов и самой системы бюджетирования позволит создать действительно эффективный механизм бюджетного управления (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»).
Кстати, нужно обратить внимание на то, что один из членов бюджетного комитета должен будет выполнять функции секретаря комитета для фиксации все принятых решений. При этом необходимо понимать, что секретарь бюджетного комитета – это не секретарь в обычном понимании. Правда, многие воспринимают функции секретаря бюджетного комитета как нечто принижающее их статус.
На самом деле, чтобы качественно выполнять функции секретаря бюджетного комитета, необходимо обладать гораздо большими знаниями, чем это требуется обычному секретарю. Ведь на бюджетных комитетах принимаются очень важные решения и если их не правильно записать, то потом могут возникнуть проблемы.
Когда в одной компании для выполнения этих функций приглашали секретаря генерального директора, то в результате получали не протоколы с решениями, а нечто похожее на литературный рассказ о беседе нескольких умных людей. Секретарь, по сути дела, просто стенографировала все происходящее. Да она и не могла поступить по-другому, т.к., естественно, была не в курсе всех аспектов системы бюджетирования. К тому же, зачастую, она даже не понимала терминов, используемых при проведении заседаний бюджетного комитета.
Поскольку я в качестве консультанта принимал участие в таких заседаниях, то мне пришлось всем объяснить, что функцию секретаря бюджетного комитета должен взять на себя знающий человек, и в этом нет ничего как-то принижающего статус руководителя. Как правило, секретарем бюджетного комитета становится либо финансовый директор, либо начальник ПЭО, если он входит в состав комитета.
Причем записывать много не придется, т.к. в протокол не нужно писать все подряд. Там должны фиксироваться только решения, а также вопросы, которые предстоит обсудить дополнительно, поскольку пока по ним выработать решения не удалось. Кстати, со временем таких вопросов должно быть все меньше и меньше, а протокол заседаний бюджетного комитета должен состоять только из принятых решений.
Кто должен докладывать на бюджетном комитете
При проведении заседаний бюджетного комитета, как правило, одним из основных докладчиков является финансовый директор. Поэтому финансовый директор должен быть полностью информирован о всех бюджетах, которые должны рассматриваться на бюджетном комитете, в том числе и о всех проблемных местах, которые в основном и должны обсуждаться на бюджетном комитете.
Ведь одно из назначений бюджетного комитета и заключается в том, чтобы сократить коммуникации между генеральным директором и всеми функциональными и бизнес-направлениями при согласовании бюджетов и результатов план-фактного анализа исполнения бюджетов.
При рассмотрении любых вопросов на бюджетном комитете обязательно в обсуждении должен принимать участие финансовый директор и занимать определенную активную позицию. Ни в коем случае нельзя понижать статус системы бюджетирования, как иногда бывает.
В одной компании, например, довольно-таки часто бюджетный комитет проходил примерно по такой схеме. Вначале буквально пару слов произносил финансовый директор, а потом передавал слово начальнику ПЭО. В такой ситуации получалось, что финансовый директор как бы дистанцировался от бюджетирования, а этого ни в коем случае нельзя допускать (см. Книгу 5 «Роль финансовой дирекции в бюджетировании»).
Генеральному директору придется как минимум на первых порах следить за тем, чтобы такого не происходило. Ведь все остальные менеджеры мгновенно почувствуют отношение к происходящему процессу. Они вполне справедливо в такой ситуации могут рассудить, что если даже финансовый директор так относится к бюджетам, то почему для них это должно быть так важно.
Необходимо обратить внимание и на проблемы, которые могут возникать при другой крайней ситуации. В одной компании, например, при проведении заседаний бюджетного комитета происходило примерно следующее. На все вопросы генерального директора по проектам результатов план-фактного анализа отвечал только финансовый директор, несмотря на то, что обращены они были к конкретным топ-менеджерам.
С одной стороны, конечно же, хорошо, что финансовый директор все так досконально знал, но с другой стороны, можно было сделать однозначный вывод о том, что никто из топ-менеджеров (кроме финансового директора) не принимал активного участия в бюджетном процессе, т.к. они не могли внятно ответить ни на один вопрос, касающийся тех отчетов, на которых стояли их подписи.
Проведение заседаний бюджетного комитета в этой компании напоминало известный рассказ о совещании на ликероводочном заводе. Кстати, этот случай как раз произошел именно на ликероводочном заводе. Правда, единственным докладчиком был не начальник транспортного цеха, а финансовый директор.
Таким образом, при построении работы бюджетного комитета нужно добиваться того, чтобы не было таких крайностей, когда финансовый директор либо отстраняется от обсуждения актуальных вопросов, либо, наоборот, является единственным участником данного процесса. Кстати, в Положении о бюджетном комитете может быть зафиксирован регламент выступления топ-менеджеров, каждый из которых должен давать все необходимые пояснения, касающиеся тех бюджетов, которые за ними закреплены (см. Рис. 1).
Рис. 1. Пример распределения бюджетов между членами бюджетного комитета
Итак, финансовый директор должен до проведения бюджетного комитета максимально полно проработать все вопросы, касающиеся проектов решений по результатам анализа, если речь идет о приближающемся заседании бюджетного комитета по утверждению результатов план-фактного анализа исполнения бюджетов (то же замечание относится и к вопросам, касающимся проектов бюджетов, которые рассматриваются на бюджетных комитетах, проводимых для согласования и утверждения бюджетов).
К проектам бюджетов и план-фактным отчетам обязательно должны прикладываться аналитические записки (см. Книгу 3 «Финансовая модель бюджетирования»). Полный пакет документов, которые должны быть рассмотрены на бюджетном комитете, должен быть разослан всем членам бюджетного комитета заранее.
Положение о бюджетном комитете компании
Положение о бюджетном комитете регламентирует проведение бюджетного комитета при утверждении бюджетов, а также при рассмотрении и утверждении результатов план-фактного анализа исполнения бюджетов. То есть, по сути, данное положение определяет каким образом будет проходить окончательное согласование и утверждение бюджетов, причем как плановых, так и фактических (точнее говоря не фактических бюджетов, а результатов план-фактного анализа).
В принципе эти функции могут быть подробно регламентированы и в Положении о бюджетировании. К тому же если компания небольшая и в ней нет бюджетного комитета, то тем более такого документа может и не быть в компании. Но если бюджетный комитет в компании есть, то лучше функции по утверждению бюджетов регламентировать в отдельном документе – Положении о бюджетном комитете.
В состав бюджетного комитета входят топ-менеджеры, а они, как правило, не пользуются объемными документами, поэтому лучше объем Положения о бюджетном комитете не должен превышать нескольких страниц. Положение о бюджетировании может быть объемным документом, а если из него вынести функции, относящиеся к утверждению бюджетов, то получиться довольно компактный документ.
В этом документе будет по шагам расписана процедура заседаний бюджетного комитета и данный документ на первых порах (пока еще регламент не отработан) можно использовать прямо в качестве повестки дня при проведении бюджетных комитетов.
Бюджетный комитет как участник процесса бюджетирования
Бюджетный комитет создается для целей эффективного управления процессом утверждения бюджетов и результатов план-фактного анализа. Бюджетный комитет, как правило, создается в средних и крупных компаниях, в которых есть проблема «длинных» коммуникаций между различными функциональными подразделениями. В небольших компаниях в нем нет особого смысла. Хотя в некоторых случаях даже в сравнительно небольших компаниях (порядка 100 человек из них примерно 10 человек управленческого персонала) специально вводят бюджетный комитет, на котором коллегиально принимаются окончательные цифры в бюджетах компании.
Помимо такой цели как сокращение коммуникаций бюджетный комитет может помочь разрешить одну довольно-таки существенную проблему, которая не так уж и редко встречается на практике. Особенно эта проблема проявляется в компаниях с функциональной организационной структурой, когда заместители генерального директора между собой «не очень дружат». Иногда это бывает так ярко выражено, что компания напоминает героев известной басни Крылова про лебедя, рака и щуку. Бюджетный комитет, как правило, состоит как раз из топ-менеджеров компании (генеральный директор и его заместители).
Понятно, что если просто создать бюджетный комитет, который будет регулярно собираться, проблему не решишь. Один из подходов заключается в том, что такой бюджетный комитет еще можно и замотивировать на исполнение финансовых бюджетов компании и выполнение стратегических показателей (см. Книгу 4 «Финансовая структура компании»). При этом членам бюджетного комитета становится выгодно сотрудничать, а не противостоять друг другу, хотя даже такой подход не всегда дает положительный результат.
Когда бюджетный комитет создается в группе компаний, то здесь нужно учитывать ряд особенностей. Во-первых, в группе компаний должен быть центральный бюджетный комитет, который должен формироваться из президента холдинга и из директоров всех предприятий, входящих в группу. Также в этот бюджетный комитет должен входить финансовый директор группы компаний. Кроме того, должны быть локальные бюджетные комитеты на всех предприятиях.
Иногда, правда, делают составные бюджетные комитеты. Например, если предприятия группы логично разбить по направлениям, то можно формировать бюджетные комитеты не для каждого предприятия, а для нескольких предприятий определенного вида. К тому же если из этих небольших групп есть как бы основное предприятие, то тем более лучше сделать для такой группы один бюджетный комитет.
Например, когда в одном холдинге выполнялся проект по постановке бюджетирования, то все предприятия разбили на несколько групп. Во-первых, это группа «Уголь», в которую входили предприятия, добывающие уголь и предприятия, выполняющие сервисные функции по отношению к добывающим (строительство и ремонт горных капитальных выработок, изготовление материалов и т.д.). Во-вторых, была группа транспортных предприятий, обеспечивающих доставку угля до станции отправления Заказчику, а также на обогатительные фабрики. В-третьих, была группа торговых предприятий обеспечивающих сбыт продукции и снабжение основными материалами. Кроме того, была отдельная управляющая компания у этой группы предприятий.
Соответственно в данной группе предприятий был один центральный бюджетный комитет и три локальных бюджетных комитета. Для того, чтобы проекты бюджетов получались максимально проработанными и согласованными в заседаниях локальных бюджетных комитетов принимали участие финансовый директор группы компаний и соответствующие функциональные директора управляющей компании (технический директор, директор по капитальному строительству, директор по снабжению и т.д.).
Более подробно о функциях бюджетного комитета можно прочитать в Книге 7 «Бюджетный комитет компании».
Ответственность бюджетного комитета
Формирование центров финансовой ответственности (ЦФО) и введение схем мотивации является важным и эффективным шагом. Ни для кого не секрет, часто бывает так, что успех компании во многом определяется работающими там топ-менеджерами, которые как правило входят в состав бюджетного комитета.
Поэтому уж очень важным моментом является внедрение еще и отдельной схемы мотивации для бюджетного комитета. К тому же бывает так, что в компаниях функциональные директора, мягко говоря, не очень дружат между собой, что усложняет коммуникации между подразделениями. Поэтому можно сделать такую схему мотивации, которая бы стимулировала повышение эффективности работы компании, причем чтобы члены бюджетного комитета были бы в этом непосредственно заинтересованы. Сделать это можно так.
Часть прибыли, заработанную компанией, пускать на формирование специального ФМП для членов бюджетного комитета. Точнее говоря, не прибыли, а превышения прибыли нижнего ограничения. Тогда они все будут заинтересованы в росте финансовых результатов компании. То есть собственник определяет по месяцам минимальный уровень прибыли, который должен быть обеспечен бюджетным комитетом компании. Если ограничение будет превышено, то заранее оговоренная часть от этой «дельты» идет на премию бюджетного комитета.
Только здесь нужно учесть вот какой момент. Ведь с введением такой схемы мотивации у членов бюджетного комитета появляется возможность дополнительно заработать премию. Поэтому нужно сделать так, чтобы выполнялось правило соответствия возможностям и угрозам. Другими словами, если есть возможность больше заработать, то должен быть и выше риск. Это значит, что если нижнее ограничение по прибыли не будет превышено, то бюджетный комитет должны штрафоваться.
Отсюда следует, что, вводя положительную мотивацию, в противовес нужно поставить и отрицательную. Иначе получается так, что члены бюджетного комитета могут заработать больше, если сработают хорошо, но если сработают плохо, то они ничего не потеряют. Таким образом, получается, что бюджетный комитет будут работать по безрисковой схеме. При этом собственник будет рисковать, а они – почти нет, т.к. в случае если план не будет реализован, собственник не получит той прибыли, на которую рассчитывал, а топ-менеджеры не получат дополнительной премии (причем некоторые из них все равно получат индивидуальные премии, которые не зависят от прибыли).
А время при этом, конечно же, будет потеряно. К тому же на некоторых менеджеров опасность потерять то, что уже имеешь, действует сильнее, чем опасность потерять то, чего пока нет (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Поэтому все-таки должен быть какой-то элемент отрицательной мотивации (должен быть и кнут, и пряник).
К тому же можно ввести прогрессивную шкалу в зависимости от перевыполнения ограничения по прибыли (дополнительный пряник и штраф). Например, если прибыль превышает ограничение не больше чем на 5%, то на мотивацию идет Х%, если от 5% до 10% – 1.2Х%, если от 10% до 15% – 1.3Х% и т.д. И для отрицательной мотивации тоже можно использовать прогрессивную шкалу. В таком случае схема мотивации будет сбалансирована.
Даже если будет выстраиваться более простая схема мотивации для бюджетного комитета, то в любом случае нужно помнить одно очень важное правило. Если оценивать в целом систему мотивации бюджетного комитета компании, то ни в коем случае не должно быть такого, что компания за отчетный период получила убыток, но при этом члены бюджетного комитета получили премию. Если такое происходит, то явно что-то не то в системе мотивации. Другими словами, не должно быть такого, что, например, компания за отчетный период получила убыток в 1 млн. руб., но при этом бюджетный комитет дополнительно премировался на сумму 100 тыс. руб.
Как это ни странно может показаться, но в некоторых компаниях действительно происходят такие парадоксальные ситуации. Кстати, вопрос о том, стоит ли вообще кому-либо из сотрудников компании выплачивать премию при отрицательной прибыли, не такой уж простой. В некоторых организациях данный вопрос решается достаточно жестко. Если компания получила убыток, или план по прибыли не выполнен, то премию вообще никто не получает. Конечно же, может быть, что есть люди, которые действительно работали эффективно и должны заслужено получить за это премию.
Но поскольку основная масса сотрудников компании сработала неэффективно, финансовый результат компании отрицательный. Понятно, что те, кто сработал нерезультативно, не должны премироваться, но почему должны лишаться премии те, кто действительно сработал эффективно? Поэтому некоторые компании подходят к решению данной проблемы дифференцированно.
Это значит, что у каждого ЦФО есть своя индивидуальная схема мотивации, которая зависит только от результатов работы ЦФО. Кроме этого, есть еще одна схема мотивации, зависящая от итогового результата работы компании в целом. Если компания в целом сработала в убыток, то, естественно, вторая часть премии будет нулевой, но если при этом какие-то ЦФО четко выполнили свои бюджеты, то они получают премии в соответствии с утвержденными схемами мотивации.
Итак, при разработке финансовой структуры нужно учитывать тот факт, что все-таки бюджетный комитет компании существенным образом может влиять на итоговое финансово-экономическое состояние компании. Поэтому его ФМП, в отличие от рядовых сотрудников, должен быть четко привязан к стратегическим показателям компании.
Это значит, что определенные сотрудники могут получить премию, даже если компания сработала в убыток. Но что касается членов бюджетного комитета, то они располагают гораздо большими полномочиями, поэтому и должны нести ответственность за итоговый результат работы компании в целом.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.
Источник: bud-tech.ru