1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.
1. Область применения
2. Общие положения
3. Порядок проведения экспертизы
4. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу
5. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
6. Заключение по экспертизе проектов строительства
7. Сроки проведения экспертизы
Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения
Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
Дата введения 1995-07-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.
Подача заявления на проведение гос. экспертизы на Госуслугах
* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.
2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
Экспертиза проектной документации (14 декабря 2018)
2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4 .3. Объем документации проектов строительства, по дле жащих расс мотрени ю в поряд ке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст авляе мой документации прилагаются документы об утвер ждении проекта, заключен ие ранее расс матривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строя щи мся объекта м).
4 .4. При необходимости экспертный орган по вопроса м, относящ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополните льную информац ию по рассматр ив аемому проекту строительства.
4 .5. Комплектность пре дставленн ых м атериалов, их соответствие требован иям действующ их нормативн ых документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.
При установлен ии некомплектности проектной документации экспертн ый орган уве домляет заказчика о необхо димости представления недоста ющих материалов. В этом случае экспертным органом мо жет быть так же принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.
4 .6. При повтор ной экспертизе пре дставляются:
пояснительная зап иска к доработанному по замеча ниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в котору ю внесены из менения и дополн ения по результатам предыдущего рассмотрения.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖ АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ ИЗЕ
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр инятых решен ий обоснованию инвестиц ий в строите льство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проект ирован ие, а так же исходным дан ным, техническим условиям и требованиям , вы дан ным заинтересованными органи зациями и органами государственного над зора при согласовании места размещения об ъекта ;
* основные вопросы уточняются в зависи мости от отраслевой специф ики, особых услов ий и видов строительства
налич ие необхо дим ых согласований проекта с заинтересованны ми организация ми и органа ми государственного надзора ;
хозяйственная необходи мость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион иро ва ния запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;
в ыбор пло щадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге олог иче ских, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производст венной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель ного анализа вариантов ра змещения пло щадки (трассы );
обоснованность о пределения мощности (вместимости, пропускной способност и) объекта, исходя из принятых проект ных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други ми ресурса ми, потребности в в ыпускаемой продукции или пре дставля емых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и меропр иятий по охране окру жающ ий природной среды , предупреж дению аварийных ситуаций и ли кв идации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и соору жений и соблюден ие норм и правил в зрывопож арной и по жарной бе зопасности;
соблюдени е норм и правил по охр ане труда, технике безопасности и санитарным тр ебованиям;
достаточность и нженерно-технических мероприятий по за щите населения и устойчив ост и функционирования объ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в оенного времени ;
нал ичие пр оектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности мало мобильных групп населения;
оценка технич еского уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят ия (производст ва), его материало — и энергоемкости ;
обоснованность прим еняемой технологии производства на основе сравнения во змо жных вариантов технологических про це ссов и схе м, выбор основного технологического оборудования;
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
опти м альност ь пр иня тых решени й по инж енерному обеспечению, возм ожность и ц елесоо бра зность использования автономных систем и вторичн ых эне ргорес урсов;
наличие безотходного (малоотходно го) прои зводства на базе полного и компл ексно го исполь зования с ырья и отходов;
обоснованность и наде жность строительных ре шений (особенно при соору жении объекта в сло жных ин женерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генерально му плану, их взаимоувязка с утвержден ной гра достроительной документацией, рациональнос ть решен ий по плотност и застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-план ировочных решений и габаритов з даний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щим. Эффективность использования пло щадей и объемов з даний; обесп ечен ие архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда ний и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
о ценка проектных решений по орга низации строите льства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффект ивности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ции.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ ЕЛЬСТВА
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини мавших уч астие в рассмотрении проект а.
Основные требо вания по составу и со дер жа нию экспертного заключения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного назн ачения — в приложении «Б».
6.2. Экспертн ое з аключение должно содержать:
краткую характер истик у исходных данных, ус ловий строительства и основных проектн ых решен ий, а также технико-эконо мические показа тели проекта строительства;
конкретн ые замеча ния и предложения по принятым проектны й решениям, и зменения и дополнения, внесенные в проце ссе экспертизы, о жидаемый эффект от их реали зации (с количественной оценкой);
об щие выводы о целесообраз ност и инвестиций в строительство с учетом эко номической эффектив ности, экологической бе зопасности, эксплуатационной надежности, конкурен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ющем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-эконо мических по казателей) или отклонении проекта.
По утвер жденным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делает ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо дящимся в стадии строительства, ука зываются виды работ, которые могут выполнять ся до доработки проектной документации).
6.3. При выявлении в результате э ксперт изы грубых нарушений нормативных требов аний, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или соз дать ин ые аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме нении в установленном порядке к органи зациям-разработчикам прое ктной докум ент ац ии штрафных санк ций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц ензий.
6. 4. Заключение утвержда ется руковод ителем экспертного органа и направляется зак азчику или в утверждающую про ек т, инстанцию.
6.5. При провед ении совместной эксп ерти зы заключение утверждается руково дством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительства .
В конкретных эк спертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды экспе ртизы, является обязательной.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы
7.1. Сроки проведе ния комплекс ной государственной экспертизы проектов строительства принима ются в зависимо сти от трудоем кости экспертиз ы и, как прав ило, не дол жны превышать 45 дней.
В отдельных с лучаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъектов, ука занный срок мо жет быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за ключениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3. Сроки пр оведения экспертизы проектов строительства, осущ ествляем ого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре зервов, зае мных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором .
7.4. Продолж ительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол жительности ко мплексной эксперт изы проекта строительства .
7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ждения руково дством экспертного органа плана ее проведения (или подпи сания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен ия заказчику или утверждающей проект инстанц ии.
Прилож ение А
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе ктов производственного назначения
(наи меновани е об ъекта и его м есторасполож ени е)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирование;
— задание на проектирование;
— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован ие инвестиций в строительст во объекта и др.
6. Основные данные и принятые решения*.
6. 1. Хозяйств енн ая необходимость и целесообразность строительства:
обеспечение пе рспективной потребности в данном виде продук ции в результате строительства объекта.
6.2. Характер истика участка строительства:
— варианты разме щения объекта, результат ы сравнительного анал иза и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;
* по проекту строительства, возвращаем ому на доработку излагаются в минимально необх одимом объеме, обосновываю щем замечания и предло жения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излага ются с учетом изменен ий и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы
— краткое описание района, пункта, реко мендуемой для строител ьства площа дки, сведе ния о природно-климатических, и нже нерно-геологических, экологических и др. условиях;
— сведения о согласовании с ме стными органами государственного управления в части зе млепользования и производственной инфрас труктур ы территории, а так же согласованиях с органами госнадзора.
6.3. Годовая мо щность и номенклатура продукции:
— объем прои зво димой продукции (мощность);
— основная номенклатура продукц ии и ее характеристики;
— наличие материальных, сырьевых и др. видов р есурсов (осно вные в иды сырья, материалов, ко мплектующих изд елий).
6.4. Основные технолог ические реш ения:
— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, маш ин и механизмов,
6.5. Организац ия производства и управления:
— произ водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;
— мо щно сть основных производств и цехов:
— решен ия по в спомогательным объектам, ремонтному , складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;
— структура управления, ре жим работы предприятия;
— общая численность работающ их, обеспечение произ водства и строительства трудовыми ресурсами.
6.6. Генплан, транспорт:
— основные решения и показатели генерального плана;
— схемы грузопотоков, реш ения по внутриплощадочному транспо рту.
6.7. Основн ые строительные реш ения:
— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло жных здан ий и соору жений;
— реше ния по фундаментам;
— обеспечение прочности и у стойч ивости зданий и сооружений;
— теплозащита ограждающих конструкций.
6.8. Инженерное обеспечение:
— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои зводственных и хозяйственно-бытовых нужд;
— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— использован ие вторичн ых энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при менение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
6.9. И нженерно-технически е мероприятия граж дан ской о бороны (Г.О. ):
характеристика инженерно-технических м ероприятий гра жданской обороны, использо вание по мещений Г.О. в обычных условиях хозя йственной деяте льности.
6.10. Охрана окружающей сре ды:
— общая экологич еская характ ери стика района;
— воз действи е с троительства и э ксплуа тации объекта на окружающую сре ду;
— мероприятия по охран е окру жающей среды и рационально му использованию приро дн ых ресурсов;
— реш ения по обеспечению технической без опасности, пре дупреждению и ликвидации последствий возмож ных аварийных ситуаций.
6.11. Организация строительства:
— объе мы основн ых строительно-монтажн ых р абот;
— потребность в строительных материалах, механи змах и тра нспорт ных средствах;
— трудоемкость и сроки строит ельства объекта;
— оч ередность строительст ва, пусковые комплексы.
6.12. Стоимость с троите льства и эконо мическая эф фективн ость ин вестиций :
— стоимост ь ст роительства;
— эффек тивность инв естиций, сопос тавл ение основных технико-экономических по казател ей с показ ателями, опре деленными в обосновании инв естиций в строительст во объ екта.
7. Замечания и пр едложения по принятым ре шениям и результаты экспертизы:
— соотв етствие за данию на про ектиров ание, обоснованию и нвестиций в строител ьство объекта, техн ическим у сло виям и требованиям, выданным орга нами государственного на дзора и заинтересован ными организациями, о сновным направл ениям техн ической политики в соответствующей отрасли;
— оценка сост ава и комплектности представленных мат ериалов, полноты и качества инженерных изыска ний;
— оц енка качества всех разделов проектной документации , изло жен ных в п.6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложен ия по по выше нию экономической эффективности , экс плуатационной наде жност и и экологической безопасности за счет совер шенствования тех ни че ских реш ений, более рац ионального исполь зован ия ресурсов и их результативность: изменен ие (ум еньш ение, увеличени е) сто имости строител ьства, продолжит ельности строительства, уменьшение расх ода потр ебляемых топливно-энергетических ресурсов, тру дозат рат в строи тельстве, расхода основных стро ительных материалов (проката, металла, це мента, лесоматериалов) и др. (форма произв ольная в зави симости от характера изло жения).
Общие выводы о целесо об разности стр оительства объекта и условиях его реализа ции.
С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в несенных в процессе эксперт изы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ждению (пр иводятся рекомендуемые к утвер ждению технико-экономические показа тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп ецифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.
Приложение Б
ОСНОВНЫЕ ТРЕ БОВ АНИЯ
по составу и со держани ю экспертного заключения по проекту строительства объе ктов жилищно-гражданс кого и общественного на значения
(наименование объекта и его месторасположение)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирован ие;
— государственные п рограммы , проект ы застройки м икрорайон ов, кварталов, градостроите льных ко мплексов и жилых групп.
6. Основные да нные и принятые реш ения*.
6.1. Хо зяйств енная необ ходимость и целесообразность строительства :
— назначени е о бъ екта , ожидае мый в ре зультате строительства социальный эффект;
— м ощно сть (вмести мость) и функциональная структура объекта.
6.2. Характ еристика участка строительства:
— краткая характери стика рекомендуе мого для строительства участка по раз мерам, расположен ию в инфраструктуре населенного
пункта, транспортной доступност и, рельефу, инженерно-геолог ическим, гидрогеологическим и экологическ им условиям , наличию подзем ных и наземн ых сооружен ий и комм уникаций на площадке строител ьства ;
* по проекту стро ительства, во звращаемому на доработку излагаются в м инимально нео бход имом о бъеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повт орно — излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям эксперти зы.
— вар иант ы разм ещ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объ екта в утвер жденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.
6.3. Р ешения генплана объекта:
— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щен ие зданий и их в заимосвязь на пло щадке, увязка предлагаем ых реш ений с окружающ ей застройкой;
— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле нение, использован ие сущ ествующего рельефа, формирование доступной для ин валидов среды жизнедеятельности;
— основ ные показатели по генплану.
6. 4. Объем но-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные реш ения:
— варианты градо строительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал из;
— этажность, общ ая площ адь, стр оительный объем;
— краткая характер истика конструкт ивных решений теплозащиты ограждающих конструкций;
— решен ия по фундаментам;
— о беспечен ие прочности и устойчивости зданий и сооружений;
— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о бъекта, формиро вание доступной для инвалидов среды жизнедеятельно сти;
— выразительность по фасадам;
— применяемые отделочные материалы;
— решения по интерьерам, естественному освещ ению помещений и коридоров , художественному оформлению.
6.5. Технологические решения:
— состав и площади запроектированных помещений и слу жб;
— об щая характерист ика основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;
— мероприятия по соблю дению нормативных и технических требований госу дарственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о бъекта.
6.6. Инженерное обеспечение:
— отопление, венти ляция, водосна бжение , водоотведение, электроснабжение, слаботоч ные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжени е и другие инженерные систе мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.
6.7. Инженерно-т ехнические мероприятия гра жданской обороны (Г.О. ):
характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зование поме щений Г.О, в обычных условиях хо зяйст венной деятельности.
6.8. Охрана окру жаю щей сре ды:
— общая характе ри стика экологической ситуации на площадке строит ельства;
— решение вопро сов оч истки, уничтожения и утилизации обра зующихся выбросов и отхо дов, использования и рекультивации земель;
— м ероприятия по з ащите от шу ма, электромагнитных излучений, радиационного загря зн ения и других вредных факторов.
6.9. Противопожарная безопасность:
р ешения по пож арной безопасности и обеспечен ию надежности эвакуа ции людей в эк стренных условиях.
6. 10. Органи зация строитель ства:
— объемы основн ых строительно-монтажных р абот;
— потребность в стро ительных материалах, механизмах и транспортных с редствах;
— трудо емкость и ср ок и стро ительства объекта;
— очередность стро ительства, пус ковые комплексы.
6 .1 1. Стоимост ь стр оите льства.
7. Зам ечани и и п ред ложения по принятым решениям и результатам экс пертизы:
— соответствие за данию на проектирование, государственным програм мам, п роектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроите льных компл ек со в и жилых групп:
— оц енка состава и комплектности представленных материалов, полноты и каче ства инженерных изысканий;
— оц енка качества всех ра зделов проектной документации, изложенных в п.6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложения по по вышению экономической эффективно сти, эксплуатационной на дежно сти, уро вня комфортности за счет совершенствован ия технических решений и их ре зультативность: изме нение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите льства, у меньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ых материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен ия).
Общ ие в ывод ы о целесообразности строительства объекта и усло виях его реализации.
С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп ертизы изменений и дополнений, проект ре комендуется к утв ерждению (приводятся рекомендуемы е к утверж дению т ехнико-экономические показатели, соста в котор ых определ яется в за висимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щается на доработку.
Источник: znaytovar.ru
Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(1) организуется и осуществляется на основании действующего законодательства *(2).
2. Государственная экспертиза проводится с целью выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
3. Государственная экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, законности и научной обоснованности и гарантированности оплаты труда при проведении экспертизы.
4. Государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений*(3) в части соблюдения в них общестроительных требований, специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником*(4) современных средств поражения.
5. Государственная экспертиза проводится:
при внесении на рассмотрение проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
при составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил и расселения по субъектам Российской Федерации и экономическим районам;
при составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
при составлении схем и проектов районной планировки;
при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений);
при разработке проектов планировки промышленных зон (районов) городов;
при проектировании промышленных районов и узлов;
при разработке проектов строительства потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов*(5), а именно: ядерно-, радиационноопасных, химически опасных, взрыво-, пожароопасных объектов; гидросооружений; нефте-, газо- и продуктопроводов; резервуарных парков; транспортных магистралей и их инженерных сооружений; узловых и сортировочных станций; метрополитенов; аэродромов и морских портов; предприятий агропромышленного комплекса;
при разработке проектов строительства специальных сооружений — объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, средств коллективной защиты, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения.
6. Государственная экспертиза осуществляется штатным экспертным органом — Государственной экспертизой проектов МЧС России, образованной при МЧС России, и внештатными экспертными органами — экспертными комиссиями, образованными из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации*(6).
7. Функции Государственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависимости от их компетенции, при этом:
7.1. Компетенция Государственной экспертизы проектов МЧС России распространяется на рассмотрение градостроительной документации и проектов строительства, а именно:
на схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, генеральные планы городов-центров субъектов Российской Федерации и городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, систем локализации аварий, защитных сооружений гражданской обороны, проекты строительства объектов, финансируемых из бюджета Министерства, проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
7.2. Компетенция экспертных комиссий распространяется на рассмотрение документации, относящейся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, а именно:
на схемы районной планировки административно-территориальных образований, генеральные планы городов с численностью населения менее 500 тыс. человек, проекты строительства объектов промышленного и гражданского назначения, проекты строительства убежищ и противорадиационных укрытий, кроме типовых и экспериментальных проектов.
8. При необходимости рассмотрения проектов федеральных целевых программ государственного значения, схем расселения и территориальной организации производительных сил регионов и субъектов Российской Федерации, особо важных объектов промышленности, энергетики и транспорта международного значения, а также проведения экспертной оценки чрезвычайных ситуаций катастрофического характера при МЧС России может быть создан экспертный совет.
9. Органы экспертизы МЧС России при проведении экспертизы взаимодействуют следующим образом:
Государственная экспертиза проектов МЧС России — с Главгосэкспертизой России;
экспертные комиссии — с территориальными организациями Государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации.
При необходимости указанные органы экспертизы МЧС России могут взаимодействовать в установленном порядке с экспертными органами Минприроды России (Государственной экологической экспертизой), экспертными подразделениями отраслевых министерств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими надзорными органами.
9. Органы экспертизы МЧС России имеют право: запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения стоящих перед ними конкретных задач;
пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы;
вносить предложения в любые кредитно-финансовые органы о прекращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований или не соответствующей требованиям установленных норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
вносить в установленном порядке на рассмотрение проекты приказов, указаний, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих проведение экспертизы в Министерстве;
оказывать методическую помощь экспертным органам министерств и ведомств в области защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать связь с общественностью, подготавливать материалы по результатам экспертиз для опубликования их в печати.
10. Представители органов экспертизы МЧС России могут привлекаться при необходимости для работы в экспертных комиссиях других министерств и ведомств Российской Федерации.
11. Органы экспертизы МЧС России несут ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренных проектов строительства и документов, обоснованность рекомендаций по их утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки.
13. Финансирование работ по проведению государственной экспертизы проводится за счет средств:
федерального бюджета Российской Федерации по объектам, строящимся за счет бюджетных средств;
заказчиков объектов, которые строятся предприятиями, учреждениями и организациями за счет собственных средств.
*(1) Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в дальнейшем именуется — государственная экспертиза.
*(2) Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации», Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», приказ МЧС России № 96 от 16.3.1994 г. о введении в действие «Положения о разграничении функций между органами экспертизы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главгосэкспертизой России при проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства»
*(3) Технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.
*(4) Термин «возможный противник» включает в себя как действия вооруженных сил сопредельных государств, так и действия террористических групп или лиц по проникновению на объект для хищения опасных веществ, или для использования объекта в качестве средства шантажа, вымогательства.
*(5) Перечень потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов утверждается Минстроем России совместно с МЧС России.
*(6) Экспертные комиссии, образованные из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации далее по тексту именуются — экспертные комиссии.
Начальник Государственной
вневедомственной экспертизы
Российской Федерации
Источник: meganorm.ru
Законодательная и нормативно-методологическая база экспертиз в строительстве
Проведение экспертиз на всех этапах инвестиционно-строительного процесса должно осуществляться в соответствии с требованиями Конституции РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативно-правовыми актами, а также постановлениями, приказами и указаниями субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Законодательная база экспертиз включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда также относятся международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы. Законодательная база экспертизы инвестиционных программ, обоснований, градостроительной документации и проектов строительства, правовые, экономические и организационные функции предопределяются рядом основных актов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (от 29.12.2004 №190-ФЗ) предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, и государственной экологической экспертизы проектной документации, за исключением предусмотренных данным документом объектов.
Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.1999г. №39-ФЗ) с дальнейшими дополнениями и изменениями — сформулированы требования о государственной экспертизе инвестиционных проектов, как форме государственного регулирования инвестиционной деятельности, проведения политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России. Этими актами предусматривается проведение экспертизы при создании предприятий с иностранными вложениями капитала, которая осуществляется в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ»(от 17.11.1995г. N 169-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.
Главгосэкспертиза России, организации государственной экспертизы в республиках в субъектах составляют систему экспертных органов Росстроя России. Главгосэкспертиза России осуществляет организационное и методическое руководство работой этих организаций, а также экспертных органов министерств и ведомств РФ.
Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определяет органы, осуществляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и региональном уровнях, разграничивает их полномочия, предусмотратривает проведение экспертизы по принципу «одного окна».
Нормативно-методологическая база государственной экспертизы — совокупность законов, постановлений и других государственных актов, нормативных и методических документов, определяющих статус экспертных органов, экспертов, их компетенцию, порядок проведения и организационные основы работы на федеральном уровне и на местах. Эти разработки регламентируют экспертизу, как сферу деятельности и как технологический процесс.
При проведении экспертиз проектной документации экспертные организации, как государственные так и негосударственные, оценивают соответствие предоставленной проектной документации требованиям нормативно-правовой базы процессов проектирования и строительства в РФ. Основополагающим документом, содержащим исчерпывающие требования к составу разделов проектной документации и их содержанию, является Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с которым проектная документация должна отвечать ряду требований.
Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В 2007 году был издан Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188 «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Руководящим началом при экспертизе является система нормативных документов в строительстве.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и интересов потребителей, общества и государства.
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты — Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
Строительные нормы и правила (СНиП) — Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Строительные нормы и правила содержат требования для расчета условий эксплуатации — прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.
Строительные нормы и правила (СНиП) носят характер документа, обязательного для исполнения.
Сюда же относятся Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП), а также территориальные строительные нормы (ТСН).
Территориальные строительные нормы (ТСН) — обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.
Своды правил (СП) — нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности.
Государственные стандарты — документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Особое значение для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и спецификаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной Документации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).
Законом «О защите прав потребителей» определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве Санитарные правила и нормы (СанПиНы).
Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе проектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».
В данный момент в РФ формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России, которая основана уже на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ, который на основании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основополагающим техническим регламентом, применяемым для проведения оценки проектной документации на предмет ее соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований указанного Федерального закона обеспечивается в результате применения национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» целями его принятия являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не отнесена к целям принятия Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ.
Одновременно сообщается, что постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 05 марта 2007 года № 145 и утверждённым им Положением не предусматривается осуществление оценки соответствия сметной документации в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из необходимости постоянного совершенствования экспертной деятельности и обеспечения выполнения федеральных целевых программ, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приоритетными задачами остаются:
— реализация положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, других законодательных и нормативных правовых актов, а также решений Министерства регионального развития Российской Федерации в части выполнения возложенных полномочий по проведению государственной экспертизы;
— повышение эффективности и качества рассмотрения проектной документации, улучшение технико-экономических показателей и иных качественных характеристик запроектированных объектов путём углубленного экономического анализа проектных решений и усиления контроля за соблюдением нормативных требований.
Безусловно поставленные задачи могут быть достигнуты только в совокупности с решением вышеуказанных проблемных вопросов.
На всех этапах создания зданий (инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация), а также при обследовании и мониторинге зданий и сооружений необходимо соблюдение требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», вступившего в действие с 1 января 2011 года, и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».
3. Проведение экспертиз по принципу «одного окна», компьютеризация и информационное обеспечение экспертной деятельности.
В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы, создания благоприятных условий деятельности для инвестора, с 1 января 2007 года введена единая государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, заменившая санитарно-эпидемиологическую, государственную экологическую, государственную историко-культурную экспертизы, государственную экспертизу условий труда, государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизу промышленной безопасности.
Мир развивается по пути широкого использования информационных технологий, опирающихся на компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств в экспертную деятельность связано с переходом к широкому использованию персональных компьютеров, программных средств и появлением возможности их объединения в локальные сети; развитием модемной техники, обеспечивающей возможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым, государственным и коммерческим банкам данных.
Главгосэкспертизой России с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполнен цикл соответствующих работ. Выработана концепция совершенствования информационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, которая была одобрена на Экспертном совете и принята для реализации.
Главк, по сути, стал информационно-методическим центром системы и вобрал в себя широкий спектр информации, необходимой как при разработке, так и при экспертизе градостроительной документации и проектов строительства.
Банки данных непрерывно пополняются, осуществляется связь и обмен материалами с системой специализированных информационных центров.
В Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредоточено значительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» и др.).
В основу концепции совершенствования информационного дела органов государственной экспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечения должна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспертизы России, ее территориальных органов, министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международные базы данных были доступны и могли быть использованы в работе с минимальными затратами времени.
Исходя из этих предложений, были определены направления совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной экспертизы:
• отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи — телекоммуникационные компьютерные сети;
• расширение состава документов, получаемых Главгосэкспертизой;
• расширение состава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органов экспертизы;
• организация работы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных;
• создание при Главгосэкспертизе специального Информационного центра;
В качестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат» и др.
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью проводятся экспертизы в строительной области?
2. Объекты и субъекты экспертизы
3. Что такое экспертиза инвестиционного процесса?
4. В чем отличие экспертизы от инспектирования относительно временного аспекта?
5. Назначение системы государственной экспертизы проектов
6. История развития государственной экспертизы
7. Нормативно-правовая база проведения экспертиз инвестиционно-строительных процессов
Источник: studopedia.ru
Приказ 446
О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в части соблюдения в них общестроительных требований, специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения.
Оглавление
Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Порядок проведения государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России
1. Проведение государственной экспертизы и состав проектной документации, представляемой на экспертизу
2. Сроки проведения экспертизы
3. Основные вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении государственной экспертизы
4. Заключения по экспертизе градостроительной документации и проектов строительства
5. Согласование градостроительной документации и проектов строительства
Положение о Государственной экспертизе проектов (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
01.07.1995 |
01.09.2013 |
01.01.2021 |
Этот документ находится в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативно-правовые документы
- Раздел Экспертиза, госнадзор
Организации:
Утвержден | МЧС России | 446 |
- Постановление 585О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства
- Закон 1488-1Об инвестиционной деятельности в РСФСР
- Федеральный закон 68-ФЗО защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Закон 3295-1Об основах градостроительства в Российской Федерации
- СНиП 2.01.51-90Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
- Показать все
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Приказ МЧС РФ от 23 июня 1995 г. № 446
«О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
Во исполнение Плана основных мероприятий по реализации Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»* в системе МЧС России приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1995 г. прилагаемые:
Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приложение № 1) и Положение о Государственной экспертизе проектов МЧС России (приложение № 2).
2. Начальникам департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам учреждений, подведомственных МЧС России, при организации и проведении экспертизы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечить выполнение требований положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
3. Признать утратившим силу с 1 июля 1995 г. приказ МЧС России от 3 июня 1994 года № 252 «О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».
4. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников учреждений, подведомственных МЧС России, в порядке, установленном приказом МЧС России от 30 сентября 1994 года № 602.
* Приказ МЧС России от 16.02.95 г. № 111 «О мерах по реализации Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Приложение 1
к приказу МЧС РФ
от 23 июня 1995 г. № 446
Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(утв. Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий 22 июня 1995 г.)
1. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(1) организуется и осуществляется на основании действующего законодательства *(2).
2. Государственная экспертиза проводится с целью выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
3. Государственная экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, законности и научной обоснованности и гарантированности оплаты труда при проведении экспертизы.
4. Государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений*(3) в части соблюдения в них общестроительных требований, специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником*(4) современных средств поражения.
5. Государственная экспертиза проводится:
при внесении на рассмотрение проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
при составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил и расселения по субъектам Российской Федерации и экономическим районам;
при составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
при составлении схем и проектов районной планировки;
при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений);
при разработке проектов планировки промышленных зон (районов) городов;
при проектировании промышленных районов и узлов;
при разработке проектов строительства потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов*(5), а именно: ядерно-, радиационноопасных, химически опасных, взрыво-, пожароопасных объектов; гидросооружений; нефте-, газо- и продуктопроводов; резервуарных парков; транспортных магистралей и их инженерных сооружений; узловых и сортировочных станций; метрополитенов; аэродромов и морских портов; предприятий агропромышленного комплекса;
при разработке проектов строительства специальных сооружений — объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, средств коллективной защиты, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения.
6. Государственная экспертиза осуществляется штатным экспертным органом — Государственной экспертизой проектов МЧС России, образованной при МЧС России, и внештатными экспертными органами — экспертными комиссиями, образованными из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации*(6).
7. Функции Государственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависимости от их компетенции, при этом:
7.1. Компетенция Государственной экспертизы проектов МЧС России распространяется на рассмотрение градостроительной документации и проектов строительства, а именно:
на схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, генеральные планы городов-центров субъектов Российской Федерации и городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, систем локализации аварий, защитных сооружений гражданской обороны, проекты строительства объектов, финансируемых из бюджета Министерства, проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
7.2. Компетенция экспертных комиссий распространяется на рассмотрение документации, относящейся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, а именно:
на схемы районной планировки административно-территориальных образований, генеральные планы городов с численностью населения менее 500 тыс. человек, проекты строительства объектов промышленного и гражданского назначения, проекты строительства убежищ и противорадиационных укрытий, кроме типовых и экспериментальных проектов.
8. При необходимости рассмотрения проектов федеральных целевых программ государственного значения, схем расселения и территориальной организации производительных сил регионов и субъектов Российской Федерации, особо важных объектов промышленности, энергетики и транспорта международного значения, а также проведения экспертной оценки чрезвычайных ситуаций катастрофического характера при МЧС России может быть создан экспертный совет.
9. Органы экспертизы МЧС России при проведении экспертизы взаимодействуют следующим образом:
Государственная экспертиза проектов МЧС России — с Главгосэкспертизой России;
экспертные комиссии — с территориальными организациями Государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации.
При необходимости указанные органы экспертизы МЧС России могут взаимодействовать в установленном порядке с экспертными органами Минприроды России (Государственной экологической экспертизой), экспертными подразделениями отраслевых министерств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими надзорными органами.
9. Органы экспертизы МЧС России имеют право: запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения стоящих перед ними конкретных задач;
пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы;
вносить предложения в любые кредитно-финансовые органы о прекращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований или не соответствующей требованиям установленных норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
вносить в установленном порядке на рассмотрение проекты приказов, указаний, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих проведение экспертизы в Министерстве;
оказывать методическую помощь экспертным органам министерств и ведомств в области защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать связь с общественностью, подготавливать материалы по результатам экспертиз для опубликования их в печати.
10. Представители органов экспертизы МЧС России могут привлекаться при необходимости для работы в экспертных комиссиях других министерств и ведомств Российской Федерации.
11. Органы экспертизы МЧС России несут ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренных проектов строительства и документов, обоснованность рекомендаций по их утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки.
12. Организация и проведение государственной экспертизы осуществляется в соответствии с прилагаемым «Порядком проведения государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России».
13. Финансирование работ по проведению государственной экспертизы проводится за счет средств:
федерального бюджета Российской Федерации по объектам, строящимся за счет бюджетных средств;
заказчиков объектов, которые строятся предприятиями, учреждениями и организациями за счет собственных средств.
*(1) Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в дальнейшем именуется — государственная экспертиза.
*(2) Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации», Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», приказ МЧС России № 96 от 16.3.1994 г. о введении в действие «Положения о разграничении функций между органами экспертизы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главгосэкспертизой России при проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства»
*(3) Технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.
*(4) Термин «возможный противник» включает в себя как действия вооруженных сил сопредельных государств, так и действия террористических групп или лиц по проникновению на объект для хищения опасных веществ, или для использования объекта в качестве средства шантажа, вымогательства.
*(5) Перечень потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов утверждается Минстроем России совместно с МЧС России.
*(6) Экспертные комиссии, образованные из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации далее по тексту именуются — экспертные комиссии.
Начальник Государственной
вневедомственной экспертизы
Российской Федерации
Источник: standartgost.ru