Получение безвозмездной субсидии на строительство

Содержание

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Как получить субсидию на открытие бизнеса 350 тысяч

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 — 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.

3.1. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

4.1. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра, осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4.2. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться юридическим лицам, являющимся хозяйственными обществами, в том числе для реализации ими функций, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в виде вкладов в имущество таких юридических лиц, не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 настоящей статьи.

5.1. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

6. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, а также юридическим лицам, являющимся стороной соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. Указанные субсидии предоставляются в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

8. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (в случаях, установленных федеральными законами, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц или в государственной (муниципальной) собственности), и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, на осуществление капитальных вложений и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет средств, полученных на осуществление капитальных вложений и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подлежащих в случаях, установленных федеральными законами, передаче в государственную (муниципальную) собственность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии на возмещение затрат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

8.1. В федеральном бюджете, а также в установленных федеральными законами случаях в бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам — коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, а также иной инфраструктуры в случаях, предусмотренных федеральными законами, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации порядками отбора или критериями определения таких инвестиционных проектов (далее в настоящей статье соответственно — объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, а также в случаях, установленных федеральными законами, в объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.

8.2. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать положениям пункта 3 настоящей статьи и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.

8.3. Обязательными условиями, устанавливаемыми при предоставлении предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий, являются:

1) достижение получателями субсидий результатов предоставления субсидий (иных показателей), устанавливаемых в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8.2 настоящей статьи;

2) обеспечение получателями субсидий реализации инвестиционных проектов и ввода объектов инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации без увеличения объема предоставляемых субсидий, в том числе в случае увеличения стоимости объектов инфраструктуры;

3) предоставление получателями субсидий права безвозмездного пользования созданными в результате осуществления капитальных вложений объектами инфраструктуры, предназначенными для общественного пользования, субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) на срок, определяемый в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8.2 настоящей статьи, либо обременение указанных объектов инфраструктуры иными способами, установленными законодательством Российской Федерации, в определенных федеральными законами случаях, в том числе предусматривающих безвозмездную передачу таких объектов в государственную (муниципальную) собственность, либо отсутствие обременения указанных объектов инфраструктуры в случаях, предусмотренных федеральными законами;

5) обеспечение получателями субсидий в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, проведения государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры и проверки достоверности определения их сметной стоимости;

6) соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случаях, если источником финансового обеспечения таких закупок являются субсидии, предоставляемые на цели, указанные в подпункте 1 пункта 8.1 настоящей статьи, а также если условием предоставления субсидий на цели, указанные в подпункте 2 пункта 8.1 настоящей статьи, является передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность;

7) предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными получателями субсидий капитальными вложениями в объекты инфраструктуры не ранее ввода указанных объектов инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.4. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными получателями субсидий капитальными вложениями в объекты инфраструктуры не допускается, если в целях осуществления капитальных вложений в указанные объекты инфраструктуры получателям субсидий ранее предоставлялись средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

9. Заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета юридическим лицам, указанным в пунктах 1, 7 — 8.1 настоящей статьи, в том числе в соответствии с условиями специальных инвестиционных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и заключение соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляются в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в определяемом ими порядке.

Читайте также:  Кто участвовал в молодой семье на строительство

Заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическому лицу, являющемуся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в пределах сроков и объемов возмещения затрат, определяемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

10. Субсидии в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, являющимся исполнителями таких услуг, предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса.

11. Правительство Российской Федерации устанавливает особенности применения указанных в пунктах 3 и 7 настоящей статьи общих требований к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, в бюджете которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, которые регулируют предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая ненормативный акт в оспоренной части законным, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 143, 146, 153, 154, 157, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края», постановление Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок» (действующее в проверяемый период), исходили из того, что полученные налогоплательщиком в 2011-2013 годах субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых российским законодательством, в связи с чем подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 39, 143, 146, 153, 154, 162, 166, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и пришел к выводу о неправомерном исключении обществом из налоговой базы по НДС спорных денежных средств, поскольку фактически предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты за реализацию им работ (услуг), являются его выручкой и подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований на сумму 840 973 руб. и удовлетворяя требования Комитета в указанной части, суд округа руководствовался статьями 309, 310, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пунктами 11, 12, 13, 14 Порядка предоставления в 2012 году субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 N 237 (далее — Порядок), и исходил из того, что условиями договора от 12.07.2012 N ФКР-097, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка предусмотрен целевой характер субсидии; факт направления Обществом денежных средств субсидии в спорной сумме на цели, не соответствующие целям, определенным указанным договором, подтвержден; доказательств обратного получателем субсидии не представлено.

В своих выводах суды руководствовались статьями 15, 16, 125, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 6, 7, 9, 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37.

Суд первой инстанции, удовлетворяя при новом рассмотрении дела заявленные требования частично, руководствовался статьями 28, 78, 157, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», положениями закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», по смыслу которых обязанность по обеспечению результативности, целевого характера направляемых финансовых средств областного бюджета, по контролю за теплоснабжающими организациями — получателями субсидий возложена на администрацию как на главного распорядителя бюджетных средств и орган, ответственный за принятие мер по организации надежного теплоснабжения потребителей.

Исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь статьями 6, 78, 217, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», пунктом 4 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий в рамках подпрограммы «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калужской области» на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением правительства Калужской области от 22.02.2013 N 96, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания истребуемой суммы субсидии.

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации Морозовского поселения от 15.10.2012 N 244 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии за счет средств муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сферах: развития физической культуры и массового спорта; проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; организации мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев в поселении», суды пришли к выводу, что позиция администрации о допущенных ХК «Варяги» нарушениях не находит подтверждения в материалах дела.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (здесь и далее — за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе соглашение о предоставлении субсидий, акт проверки, справку-расчет о причитающихся субсидиях, акт приемки законченного строительством объекта, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением предоставления субсидий от 16.01.2014 N 7, Законом Самарской области от 07.07.2013 N 61-ГД «О защите сельскохозяйственных растений и продукции растительного происхождения от болезней и вредителей на территории Самарской области», пришли к выводу о том, что Общество не допустило нарушений условий предоставления субсидий, поэтому не имеется оснований для взыскания с него суммы предоставленной субсидии.

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил, суды пришли к выводу о том, что при исчерпании лимитов бюджетных обязательств административный орган был вправе отказать обществу в предоставлении субсидии. Суды установили, что все имеющиеся бюджетные ассигнования распределены между получателями субсидии, своевременно представившими в полном объеме и надлежащим образом оформленные документы для получения субсидии.

Часть 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2010, N 40, ст. 4969; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 1, ст.

26; N 7, ст. 911; N 27, ст. 4278).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 40, ст. 4969; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 52 (ч. I), ст.

6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 1 (ч. I), ст. 26; N 7, ст. 911; N 27 (ч. II), ст. 4278; N 49, ст.

6852) и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1191 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст. 6667) приказываю:

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 40, ст. 4969; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 52 (ч. I), ст.

6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 1 (ч. I), ст. 26; N 7, ст. 911; N 27 (ч. 11), ст. 4278; N 49, ст.

6852) и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1193 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям на возмещение расходов по обеспечению содержания и эксплуатации объектов федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст. 6669) приказываю:

1) Статьи 78, 78.2, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2) Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

1) Статьи 78, 78.2, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2) Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

1) Статьи 78, 78.2, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2) Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».

8. Установить, что с 1 января 2017 года до 1 января 2018 года положения абзаца первого пункта 7 статьи 78 и пункта 2 статьи 78.1 (в части утверждения в законе (решении) о бюджете бюджетных ассигнований на предоставление субсидий), пункта 2 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются на средства, предоставляемые из федерального бюджета на основании решений, принимаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей и частью 1 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулируя отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливая общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, предусматривает, что субсидии юридическим лицам из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете (подпункт 1 пункта 2 статьи 78).

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Источник: legalacts.ru

Получение безвозмездной субсидии на строительство

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 ноября 1996 года N АШ-3-15/584

[О Рекомендациях по разработке и реализации
программы предоставления безвозмездных субсидий
(финансовой помощи) на строительство и приобретение
жилья гражданам, нуждающимся в улучшении
жилищных условий]

Министерство строительства Российской Федерации направляет для практического применения Рекомендации по разработке и реализации программы предоставления безвозмездных субсидий (финансовой помощи) на строительство и приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Настоящие Рекомендации разработаны Фондом «Институт экономики города» по заданию Минстроя России для оказания методической помощи в организации работы на местах при разработке программ предоставления субсидий как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств местных бюджетов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937.

Рекомендации
по разработке и реализации программы предоставления
безвозмездных субсидий (финансовой помощи) на
строительство и приобретение жилья гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий

1. Цель — новый подход к использованию бюджетных средств

2. Директивные документы

3. Местные Программы по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья

3.1. Функции органов исполнительной власти субъектов Федерации на подготовительном этапе разработки местных программ по предоставлению безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья

4. Общее описание Программы предоставления безвозмездных субсидий на приобретение и строительство жилья через выдачу Свидетельств о предоставлении субсидии и открытие блокированных целевых счетов в уполномоченных банках

4.1. Концепция Программы

4.2. Основные задачи, связанные с реализацией программы

4.2.1. Идентификация получателей свидетельств и право на получение безвозмездной субсидии

4.2.2. Определение очередности граждан — претендентов на получение субсидии

4.2.3. Выбор подхода к определению базовой стоимости строительства или приобретения одного квадратного метра жилья, используемых для расчета размера выделяемой субсидии

4.2.4. Расчет размера субсидии, выделяемой гражданину

4.2.5. Выбор схемы индексации средств выделенной субсидии

4.2.6. Вручение Свидетельств и разъяснение целей Программы

4.2.7. Действие Свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии

4.2.8. Действие именного блокированного целевого счета

4.2.9. Вовлечение в Программу продавцов жилья, сбор и распространение информации о рынке жилья

4.2.10. Возможные варианты решения жилищной проблемы и выбор жилой единицы

4.2.11. Приобретение жилья и оформление сделки

4.2.12. Предоставление долгосрочных ипотечных кредитов

Приложение 1. Опыт Нижегородской области по проведению эксперимента по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, через целевые адресные субсидии за счет средств федерального бюджета

Приложение 2. Образец Свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии

Читайте также:  Что такое щпс в строительстве дорог

Приложение 3. Основные вопросы подготовки Положения о порядке проведения конкурса по определению уполномоченных банков

Приложение 4. Условный пример возможной схемы индексации денежных средств субсидии

В декабре 1993 года в Российской Федерации государственная политика в отношении использования средств республиканского бюджета, выделяемых на субсидирование, направленная на решение проблемы поддержания падающего платежеспособного спроса со стороны населения в жилищном секторе и тем самым на стимулирование жилищного строительства, претерпела существенные положительные изменения.

Наметился отход от использования средств республиканского бюджета РФ на предоставление бюджетных инвестиций на строительство жилья и компенсации высоких процентных ставок при долгосрочном жилищном кредитовании, обусловленных инфляцией, и переориентация на оказание финансовой помощи непосредственно гражданам в приобретении или строительстве жилья посредством предоставления им целевых безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья. Правительством РФ были приняты соответствующие Постановления.

Однако начавшаяся практическая реализация этих Постановлений показала необходимость дополнительной разработки соответствующего механизма и организационного обеспечения процесса предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья конкретным гражданам. Именно это и послужило причиной подготовки данных методических материалов, разработанных в помощь региональным и местным органам исполнительной власти, решившим начать реализацию региональных и местных программ предоставления гражданам, проживающим на их территории, безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Материалы могут быть использованы при разработке программ предоставления субсидий как за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, так и за счет средств региональных и местных бюджетов.

В данных материалах описываются механизм предоставления безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья, взаимоотношения между основными участниками процесса, а также основные задачи и мероприятия по подготовке и реализации местных программ по предоставлению безвозмездных субсидий.

В ряде случаев рассматривается несколько возможных вариантов, касающихся конкретных характеристик разрабатываемой программы. Кроме того, возможны и иные варианты, обусловленные спецификой конкретной территории. Следует отметить также, что наименования структурных подразделений администраций, других организаций, используемые в тексте, являются условными и должны быть приведены в соответствие с используемыми на данной территории.

1. Цель — новый подход к использованию
бюджетных средств

В условиях перехода к рыночным отношениям в жилищном секторе и острого дефицита бюджетных средств на всех уровнях, старые подходы к решению проблемы обеспечения жильем граждан и финансирования строительства жилья оказываются недейственными. В связи с этим одной из проблем, с которой сталкиваются региональные и местные органы исполнительной власти, становится поиск новых подходов к использованию крайне ограниченных бюджетных средств, направляемых в жилищный сектор.

Цель данных материалов — заинтересовать и помочь заинтересованным государственным и местным органам исполнительной власти осуществить на практике один из возможных достаточно эффективных подходов к инвестированию в жилищную сферу и решению проблемы обеспечения граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, жильем.

Идея этого подхода заключается в сокращении доли бюджетных средств, используемых администрациями на прямое финансирование жилищного строительства с последующим предоставлением нуждающимся гражданам бесплатного муниципального жилья, и переходе к использованию максимально возможного объема бюджетных средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, адресных безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья.

Среди аргументов в пользу использования субсидий на приобретение или строительство жилья в качестве основной, более эффективной формы инвестирования в жилищную сферу и механизма обеспечения жильем граждан вместо прямого финансирования строительства можно отметить следующие:

1. Свобода выбора для потребителя. Имея в своем распоряжении субсидию, которую можно использовать исключительно на приобретение или строительство жилья, граждане как потребители имеют свободу выбора варианта решения своей жилищной проблемы. При наличии такого выбора приобретаемое жилье будет в большей степени отвечать запросам граждан, чем в том случае, когда им просто предоставляется муниципальное жилье по мере продвижения очереди. Например, граждане, которые предпочитают приобрести или построить скромный отдельный дом в пригороде, смогут купить или построить именно такой дом, а не квартиру в многоквартирном доме.

2. Повышение эффективности строительства. Имея субсидию, граждане выбирают жилье, которое сочетает наилучшую комбинацию качества, местоположения и цены. Вследствие того, что субсидия выделяется на часть стоимости приобретаемого жилья, граждане должны вложить в покупку жилья часть своих собственных средств, и их вклад будет тем меньше, чем ниже цена, которую они смогут согласовать с продавцом, т.е. имеется очень сильный стимул добиваться наилучшего соответствия цены и качества жилья. Застройщики, предлагающие лучшее жилье, будут иметь лучшее положение на рынке. С течением времени такая ситуация заставит застройщиков, работающих неэффективно, либо строить жилье по лучшим проектам, либо вообще прекратить заниматься этой деятельностью.

3. Аналогичные или меньшие экономические затраты. Иногда считается, что при государственном (бюджетном) финансировании строительства затраты на него меньше, так как застройщик не должен выплачивать проценты за пользование средствами, используемыми в период строительства. Эта выгода весьма иллюзорна. При этой системе в течение периода строительства само государство, в конечном итоге, для покрытия бюджетного дефицита занимает деньги, и само же платит проценты за пользование средствами. Следовательно, общие затраты на строительство одинаковы, как при финансировании периода строительства, так и при использовании субсидий, при условии, что деятельность застройщиков одинаково эффективна.

Фактически же деятельность застройщиков, использующих государственное (беспроцентное) финансирование, вероятнее всего, будет менее эффективна. Вследствие того, что другие застройщики платят за использование средств в период строительства, застройщики, использующие беспроцентные средства, имеют явное преимущество в объеме затрат. Подобные организации имеют тенденцию становиться менее эффективными, потому что на них не оказывается давления, принуждающего вести эффективную деятельность: как эффективные, так и неэффективные организации могут назначить одинаковую цену за свою продукцию на рынке. Тот аргумент, что «унифицированный» заказчик может реально контролировать затраты и цены в тех организациях, которые используют беспроцентные средства, неубедителен, о чем свидетельствует и мировой опыт.

4. Субсидии дешевле для государства. При финансировании периода строительства государство несет все затраты по обеспечению нуждающегося населения жильем. При использовании субсидий граждане должны будут оплатить за счет собственных средств часть стоимости жилья (в зависимости от размера положенной гражданину субсидии собственные средства могут составлять от 30 до 95 процентов приобретаемого ими жилья). В результате при наличии одинаковых бюджетных средств, используя механизм финансирования строительства, можно обеспечить жильем существенно меньшее количество граждан, чем при использовании практики предоставления безвозмездных субсидий.

5. Использование субсидий обеспечивает практически немедленное вступление в права собственности. При финансировании строительства и последующем предоставлении в соответствии с очередью бесплатного муниципального жилья граждане сначала занимают предоставленное жилье по договору найма, и лишь затем могут обратиться с просьбой о его приватизации. В отличие от этого при использовании субсидии граждане становятся собственниками с момента заключения сделки купли-продажи на приобретаемое жилье.

Однако, несмотря на очевидные преимущества, до сих пор практика предоставления безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, либо не получила широкого распространения, либо начинает применяться в форме, в конечном счете, ориентированной на поддержание традиционно существовавшего распределительного способа предоставления гражданам жилья и использования бюджетных средств на финансирование жилищного строительства. При этом сохраняется монопольное положение Государственного заказчика (имеется в виду Администрация в целом или ее соответствующее подразделение) в использовании бюджетных средств.

Практика свидетельствует, что даже если предоставить гражданам формальные право на получение субсидии и возможность направлять средства, по их усмотрению, любым юридическим или физическим лицам, но сохранить господствующее положение Государственного заказчика, то интересы и возможности Государственного заказчика не позволяют реально использовать денежные средства субсидий иначе, как на финансирование строительства, осуществляемого через Государственного заказчика.

В результате предоставление субсидий приобретает абсолютно формальный характер, когда гражданину предлагается жилье только в построенном через Государственного заказчика доме, за которое к тому же гражданин должен заплатить из собственных средств от 30 до 95 процентов стоимости (в зависимости от размера выделенной ему субсидии). Если же гражданин не согласен на предложенное жилье, то субсидия ему не предоставляется, даже если он имеет на нее право, и он остается в очереди ждать, когда ему предложат новый вариант. Такая схема предоставления безвозмездных субсидий не эффективна, она тормозит развитие рыночных отношений в жилищном секторе, т.к. абсолютно не способствует решению задачи формирования платежеспособного спроса в этом секторе.

Наряду с описанной выше практикой появился и новый подход к выделению безвозмездных субсидий на приобретение и строительство жилья, основанный на использовании концепции открытия гражданам, имеющим право на безвозмездные субсидии, именных блокированных целевых счетов в коммерческих банках, на которые поступают денежные средства в размере выделенной гражданину субсидии.

Данный механизм уже прошел свою апробацию (подробное описание результатов эксперимента в Нижегородской области приводится в приложении N 1) и показал хорошие результаты, прежде всего с точки зрения стопроцентного целевого использования средств, выделенных из бюджета на субсидии, защиты этих средств от инфляции в жилищном секторе, сокращения сроков решения гражданами своих жилищных проблем, привлечения внебюджетных источников денежных средств (собственных средств граждан и кредитов коммерческих банков).

Результаты эксперимента свидетельствуют также, что в рамках данного механизма удалось отойти от традиционного способа предоставления гражданам жилья путем достаточно эффективного использования для решения социальных проблем (обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) следующих элементов рыночного механизма:

— предоставление гражданам реальной полной свободы в выборе варианта решения своей жилищной проблемы, поиске партнера, строящего или продающего жилье;

— использование рыночной стоимости строительства жилья при расчете размера выделяемой субсидии;

— защита коммерческими банками средств субсидий от инфляции в жилищном секторе посредством их индексации;

— вовлечение коммерческих банков в процессы контроля за целевым использованием выделенной субсидии, анализа технико-экономической обоснованности вариантов приобретения или строительства жилья;

— выдача банками кредитов заинтересованным гражданам.

Все вместе эти элементы позволяют достаточно эффективно использовать средства, выделенные из бюджета на безвозмездные субсидии, путем формирования реального целенаправленного платежеспособного спроса со стороны граждан, что в свою очередь способствует развитию рынка в жилищном секторе.

Однако, для того, чтобы иметь возможность использовать механизм блокированных целевых счетов при предоставлении безвозмездных субсидий, необходимо выполнение следующих условий:

во-первых, чтобы Государственный заказчик был реально лишен монопольного положения основного распорядителя денежными средствами, выделяемыми из бюджета на безвозмездные субсидии, и наделен только правом передачи этих средств конкретным гражданам (после соответствующего подтверждения права гражданина на безвозмездную субсидию) через перечисление средств выделенной субсидии на блокированный целевой счет, открытый на имя конкретного гражданина в банке,

во-вторых, чтобы Государственный заказчик взял на себя роль организатора практического функционирования всего механизма предоставления безвозмездных субсидий,

в-третьих, чтобы коммерческие банки имели возможность быть активно вовлечены в процесс функционирования этого механизма и стали основными исполнителями по работе с денежными средствами, направленными на субсидии.

Третий пункт особенно важен, т.к. в современных экономических условиях только банки могут взять на себя ответственность по защите денежных средств от инфляции и реально исполнить это обязательство.

Банки реально работают на рынке недвижимости: участвуют в финансировании сделок купли-продажи, осуществляют финансирование периода строительства, отслеживают тенденции изменения цен на этом рынке и т д., поэтому банки располагают штатом специалистов, которые могут квалифицированно провести технико-экономический анализ предлагаемых вариантов приобретения жилья, а также обеспечить юридическую корректность совершаемой сделки. Банки имеют опыт работы с клиентами по жилищно-накопительным схемам, по выдаче ипотечных кредитов, и этот опыт может быть активно использован с целью оказания помощи в накоплении гражданами собственных средств, недостающих для приобретения жилья, и с целью привлечения кредитных средств. Пожалуй, ни одна другая организация в настоящее время не обладает таким благоприятным сочетанием возможностей, для участия в создании эффективного механизма предоставления безвозмездных субсидий.

Основную же роль в организации процесса предоставления безвозмездных субсидий на своей территории и запуске эффективного механизма должны сыграть органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Прежде всего они должны принять решение о намерении реализации на своей территории нового подхода к использованию имеющихся собственных бюджетных ресурсов, а также ресурсов, поступающих к ним на предоставление безвозмездных субсидий из федерального бюджета.

Одновременно с этим для практической реализации нового подхода от Администрации потребуется решение целого ряда задач, подробное описание и возможные варианты решения которых в рамках существующей правовой основы обсуждаются в данных материалах.

Источник: docs.cntd.ru

Субсидия малому бизнесу от государства в 2022 году: как предпринимателю получить помощь

Автор статьи: Евгений Маляр

Евгений Маляр

Субсидия малому бизнесу от государства в 2022 году: как предпринимателю получить помощь

# Нюансы бизнеса

Программы субсидирования бизнеса

Одна из самых популярных субсидий в России – субсидия от Центра занятости. Ее размер составляет 58 800 рублей.

  • Что такое субсидия от государства
  • Правовая основа
  • Субсидии предпринимателям в 2022 году
  • Обеспечение самозанятости физлица
  • Субсидия ИП на развитие бизнеса
  • Бизнес-план для получения индивидуальным предпринимателем субсидии
  • Субсидия на развитие бизнеса для ООО
  • Региональные субсидии малому и среднему бизнесу
  • Документы для получения субсидии

Малый и средний бизнес – это финансовый фундамент национальной экономики любой страны. Именно небольшие предприятия обеспечивают львиную долю занятости населения. По этой причине в России оказывается целенаправленная поддержка предпринимателям, которые хотят открыть и развивать свое дело. Программа гос. субсидий малому и среднему бизнесу будет подробно рассмотрена в этой статье.

Что такое субсидия от государства

Под субсидией понимается единоразовая безвозмездная целенаправленная финансовая помощь предприятию или предпринимателю со стороны государства. В этом определении каждое прилагательное наполнено смыслом:

  • «единоразовая» – дважды, трижды и более субсидию получить невозможно;
  • «безвозмездная» – возвращать субсидию не нужно;
  • «целенаправленная» – предполагается использование средств исключительно для развития бизнеса;
  • «финансовая» – помощь выделяется в денежной форме.

Правовая основа

Выделение субсидий производится на основе следующих правовых актов:

  1. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий» №761 от 14 декабря 2005 года.
  2. 88-ФЗ «О поддержке малого и среднего бизнеса» от 14 июня 1995 года.
  3. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 года.
  4. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10 декабря 1995 года.
  5. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года.

Каждому предпринимателю, желающему получить субсидию на организацию своего бизнеса или его развитие, необходимо тщательно изучить эти документы.

Много денег

Субсидии предпринимателям в 2022 году

Задачи субсидирования хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей характеризуются двумя основными направлениями.

Обеспечение самозанятости физлица

Начинающий ИП может претендовать на получение помощи в сумме 58,8 тыс. руб. Чтобы ее получить, необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • быть безработным;
  • не быть зарегистрированным индивидуальными предпринимателем;
  • разработать бизнес-план.

Иными словами, безработному гражданину государство предоставляет возможность стать индивидуальным предпринимателем и с этой целью выделяет денежную помощь.

Следующее действие будущего ИП – постановка на учет в центре занятости населения. Это несложно. С собой нужно принести следующие документы:

  • общегражданский российский паспорт (оригинал и копия);
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • свидетельства и дипломы, подтверждающие уровень образования и квалификации;
  • справка о доходах, полученных на последнем месте трудоустройства.

При постановке на учет в центре занятости, гражданин указывает свое желание заниматься предпринимательской деятельностью и получить субсидию. Намерение подкрепляется бизнес-планом.

Субсидия ИП на развитие бизнеса

Другой вариант – индивидуальный предприниматель уже зарегистрирован и работает, но хотел бы расширить свою деятельность. Такое намерение также поддерживается и поощряется государством. Однако для получения субсидии в сумме до полумиллиона рублей, соискатель должен соответствовать следующим критериям:

  • быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в государственных и налоговых органах;
  • не иметь задолженностей по фискальным обязательствам;
  • не иметь просроченных кредитных задолженностей;
  • заявка на субсидию подается впервые;
  • иметь проработанный и обоснованный бизнес-план с указанием необходимой конкретной суммы;
  • указанный бизнес-план должен обеспечивать возникновение новых рабочих мест.

Заявление на получение субсидии ИП предоставляет в местные органы власти вместе с требуемым пакетом документов. Как правило, он включает регистрационные свидетельства и финансовые отчеты.

Бизнес-план для получения индивидуальным предпринимателем субсидии

Этот документ нужен в обоих случаях, независимо от назначения (открытие или развитие). Следует понимать, что господдержка в виде субсидии предусматривает рациональное расходование фондов, а не простую раздачу денег нуждающимся.

Бизнес-план индивидуального предпринимателя составить проще, чем для ООО. Он содержит следующие сведения и расчеты:

  • суть проекта и его экономическое обоснование;
  • общая сметная стоимость;
  • расчетные показатели срока окупаемости и рентабельности;
  • суммы собственных инвестируемых средств и ожидаемой помощи от государства;
  • количество новых штатных единиц, возникающих в результате реализации бизнес-плана.
Читайте также:  Использование автоматизированных систем в строительстве

Изложенная информация рассматривается отделом по работе с гражданами. Если возникают замечания и выявляются неточности, документ подлежит доработке.

Решающим этапом при выделении субсидии становится заседание комиссии. Претендент защищает свой проект, отвечая на вопросы и аргументировано отстаивая свои расчеты. Если ему это удается, то он получает государственную поддержку. В случае успеха средства зачисляются на расчетный счет индивидуального предпринимателя.

Получение субсидии сопровождается составлением акта, подтверждающего обязательство ее целевого использования и возврата неиспользованной (неосвоенной) суммы государству.

Субсидия на развитие бизнеса для ООО

Безвозмездная субсидия на развитие малого бизнеса в форме предприятия имеет несколько форм и может быть направлена на помощь в приобретении:

  • коммерческой недвижимости (или ее аренду);
  • производственно-технологического оборудования (основных средств);
  • товара для реализации;
  • нематериальных активов.

Целевое использование средств контролируется, а нарушение обязательств влечет ответственность в административном и уголовном порядке.

Государственные субсидии на открытие бизнеса и его развитие, на федеральном уровне распределят Фонд содействия малому бизнесу. Виды субсидий для ООО представлены следующими программами:

Название программы субсидирования Описание Предельный размер субсидии на малый бизнес в 2022 году, руб.
Умник Программа позиционирована на поддержку молодежи (18–30 лет), занимающейся инновационной коммерческой деятельностью 500 000
Развитие Поддержка модернизации, создания рабочих мест и повышение производительности успешно действующих предприятий 20 000 000
Старт Помощь в разработке инновационных видов высокотехнологичной продукции. Предусматривает сочетание государственных (в первый год) и частных инвестиций 10 000 000
Интернационализация Развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики Не установлена
Коммерциализация Поддержка в наращивании производственных мощностей Определяется индивидуально
Кооперация Стимулирование хозяйственных связей малых и крупных предприятий 25 000 000

Изучить все активные программы можно на сайте Фонда содействия инновациям: fasie.ru .

Региональные субсидии малому и среднему бизнесу

Кроме общегосударственных, малому бизнесу предоставляются многие региональные субсидии, выделяемые правительствами федеральных округов. Примером может служить Москва, где оказывается реальная помощь предпринимателям до среднего уровня. Получение безвозмездной субсидии на развитие малого бизнеса в столице делает возможным приобретение производственного оборудования, нематериальных и других активов.

Региональные требования к соискателям часто отличаются от федеральных. Получить государственную субсидию на открытие бизнеса в 2022 году легче, чем областную, так как во втором случае предприниматель должен иметь стаж успешной работы не менее двух лет. Численность персонала, занятого на ООО, не может превышать 250 сотрудников.

В требованиях есть и общие черты: отсутствие просроченных задолженностей перед бюджетом, банками и другими фирмами.

Важно и разнообразие целевых назначений субсидий. Например, субсидия на возврат процентов по взятому кредиту, если он брался в коммерческом банке на открытие собственного бизнеса. Муниципалитет готов частично погасить задолженность, если начинающий бизнесмен:

  • зарегистрирован как ИП;
  • работает не дольше двух лет;
  • имеет правильно оформленный договор с банком о получении кредита;
  • занимается не торговлей, а производством, инновациями и другими видами деятельности, относящимися к сектору реальной экономики;
  • кредит брался для закупки основных, а не оборотных средств.

При соблюдении этих условий ИП может претендовать на субсидию в сумме до 5 млн руб.

Пачка 5000 рублей

Или другой пример – субсидия на возмещение платежей по лизингу. Условиями столичной муниципальной программы предусмотрено погашение до 5 миллионов рублей, если эти затраты подтверждены договором финансовой аренды основных средств, заключенным после 2013 года.

Со списком региональных программ субсидирования малого бизнеса в России можно ознакомиться на официальных сайтах местных администраций. В каждой области приоритетные целевые направленности и предельный размер субсидии на открытие бизнеса или его развитие определяются самостоятельно.

Документы для получения субсидии

Субсидия малому бизнесу от государства с нуля или на развитие в 2022 году предоставляется тем субъектам хозяйствования, которые сумеют заинтересовать упомянутый Фонд содействия или уполномоченных представителей региональных властей. Инструмент решения этой задачи – бизнес-план. Критерии удачного бизнес-плана:

  • Социальная значимость проекта и его полезность для общества.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Рентабельность.
  • Целевое назначение субсидии.
  • Достаточная доля вложений собственных средств.

Приложением к бизнес-плану могут служить различные статистические справки, свидетельствующие о перспективности выбранного направления и его высоком коммерческом потенциале.

Пакет документов, прилагаемых к заявке на получение субсидии для юридического лица, по смыслу и содержанию аналогичен набору, требующемуся от ИП. Он должен подтвердить легальность работы предприятия, отсутствие задолженностей и финансовую состоятельность субъекта хозяйственной деятельности.

Различие состоит в количестве документов и разнообразии требований в зависимости от направления деловой активности, формы собственности и других важных факторов.

С полным списком документов, прилагаемым руководством ООО к заявке на получение субсидии, можно ознакомиться здесь . На этой странице указаны также требования к нотариальному заверению отдельных свидетельств и справок.

Источник: delen.ru

Меры социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми в Удмуртии в 2022 году

Представленная далее информация актуальна на 09.10.2022, взята из законов Удмуртской Республики, даётся в ознакомительных целях и предполагает дальнейшее самостоятельное изучение законов и подзаконных актов. Можете задавать вопросы в комментариях, по возможности я на них отвечу.

В Удмуртии многодетной считается семья, воспитывающая (имеющая на иждивении) трёх и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, профессиональных . далее

образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

Информация из Закона Удмуртской Республики N 13-РЗ «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» (28.04.2022)

Региональные меры социальной поддержки многодетной семьи

  • бесплатное посещение детьми из многодетной семьи один раз в месяц государственных музеев, подведомственных органам государственной власти Удмуртской Республики, бесплатное единовременное посещение детьми из многодетной семьи выставок (один раз в течение работы выставки), проводимых государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Удмуртской Республики;
  • предоставление целевых жилищных займов и социальных выплат на погашение части основного долга по указанным займам;
  • предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в которой одновременно родились трое и более детей;
  • компенсация многодетным семьям произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30%, которая предоставляется в пределах республиканского стандарта социальной нормы площади жилого помещения на 1 человека, установленного в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Приказ Министерства энергетики и ЖКХ УР N 01-09/117 «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление компенсации многодетным семьям произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов»» (21.06.2022)

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 643 «О порядке предоставления многодетной семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения в Удмуртской Республике, компенсации стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), путем выдачи проездных билетов и о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 ноября 2006 года N 127» (24.11.2021)

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 35 «О безвозмездных субсидиях на приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которых одновременно родились трое и более детей» (03.09.2021)

Закон Удмуртской Республики N 86-РЗ «О статусе многодетной семьи в Удмуртской Республике» (28.02.2020)

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 168 «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода многодетной семьи, дающего право на получение мер по социальной поддержке, предусмотренных частью 2 статьи 3 Закона Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (01.03.2022)

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 127 «О реализации Закона Удмуртской Республики N 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (23.12.2021)

Социальная выплата на погашение части основного долга по кредитному договору (договору займа), в соответствии с которым кредит (заем) был использован на приобретение или строительство жилого помещения

Социальная выплата предоставляется одному из супругов (одинокому родителю) в случаях:

  • рождения (усыновления, удочерения) третьего ребенка в течение срока действия кредитного договора (договора займа), в соответствии с которым кредит (заем) был направлен гражданином на приобретение жилого помещения с использованием средств субсидии;
  • наличия третьего ребенка на момент заключения кредитного договора (договора займа).

Социальная выплата может быть направлена только на погашение остатка основного долга по кредитному договору (договору займа).

Социальная выплата не предоставляется в случае получения гражданином и (или) его супругом (супругой) ранее социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 52 «О жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики» (24.05.2022) , или Постановлением N 132 «О предоставлении молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счёт средств бюджета Удмуртской Республики» (03.09.2021) , или Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 369 «О мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей за счет средств бюджета Удмуртской Республики» (27.01.2022) .

Размер социальной выплаты составляет 300000 (триста тысяч) рублей, но не более остатка основного долга по кредитному договору (договору займа).

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 75 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий» (30.06.2021)

  • на пособие на третьего ребёнка до 3 лет;
  • на получение бесплатного земельного участка;
  • на частичное освобождение от уплаты транспортного налога;
  • на дополнительные выплаты при рождении третьего ребёнка или последующих детей;
  • на погашение долга по ипотеке в размере 450 000 рублей при рождении третьего ребёнка или последующих детей;

Региональные меры социальной поддержки семей с детьми

  • дети в возрасте до трех лет (2 года 11 месяцев 29 дней) по заключению врачей обеспечиваются полноценным питанием, в том числе через специальные пункты питания и магазины — только малоимущим семьям;
  • родители (законные представители), один или оба из которых являются инвалидами первой или второй группы и не имеют других доходов, кроме пенсии, освобождаются от платы за присмотр и уход за детьми, обучающимися в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
  • cоциальная поддержка обучающихся — Статья 7 Закона Удмуртской Республики N 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» (08.12.2021) ;
  • дети в возрасте с трёх лет до шести лет и шести месяцев при амбулаторном лечении бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами по рецептам врачей (фельдшеров) по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Удмуртской Республики — введена Законом Удмуртской Республики N 33-РЗ от 10.06.2020 — только малоимущим семьям;

Компенсация платы за детсад

Компенсация части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории Удмуртской Республики и реализующих образовательную программу дошкольного образования, предоставляется семьям, доход которого в месяц не превышает полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Удмуртской Республике для трудоспособного населения, действующего на день обращения заявителя за получением компенсации — на данный момент это 20 256 ₽ (2022 год) .

Компенсация выплачивается в следующих размерах:

  • на первого ребенка — 20%;
  • на второго ребенка — 50%;
  • на третьего и каждого последующего ребенка — 70%.

Расчет компенсации производится от среднего размера родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях, установленного Правительством Удмуртской Республики.

Постановление Правительства Удмуртской Республики N 124 «О некоторых вопросах, связанных с компенсацией части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории Удмуртской Республики и реализующих образовательную программу дошкольного образования» (21.01.2021)

Безвозмездная субсидия на оплату части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения

На данную меру поддержки имеют право:

  1. Молодая семья, одновременно соответствующая следующим условиям:
    • семья граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории Удмуртской Республики, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 полных лет (не достиг 36 лет), а также неполная семья с детьми, в которой возраст одинокого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Удмуртской Республики, не превышает 35 полных лет (не достиг 36 лет) на день принятия решения о включении молодой семьи в список;
    • один из супругов семьи (одинокий родитель) является по основному месту работы:
    • работником организации бюджетной сферы, финансируемой из федерального бюджета и расположенной на территории Удмуртской Республики и (или) финансируемой из бюджета Удмуртской Республики или бюджета муниципального образования, образованного на территории Удмуртской Республики;
    • или работником государственного или муниципального унитарного предприятия, расположенного на территории Удмуртской Республики;
    • или работником организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности деятельность, относящуюся к разделу C «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (далее — ОКВЭД2), а также их зависимых и дочерних обществ, расположенных на территории Удмуртской Республики;
    • или работником организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности деятельность, относящуюся к разделу F «Строительство» ОКВЭД2;
    • или работником организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности деятельность, относящуюся к классу 71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа» ОКВЭД2;
    • один из супругов семьи (одинокий родитель) состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо признан органами местного самоуправления по месту его постоянного жительства нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли иные члены семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
    • Граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Удмуртской Республики, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не состоящие на таком учете, воспитывающие детей-инвалидов;
    • Ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», зарегистрированные по месту жительства на территории Удмуртской Республики, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не состоящие на таком учете;
    • Лица, состоящие на учете для получения компенсации процентной ставки по кредитным договорам (договорам займа) в соответствии с Постановлением N 132 «О предоставлении молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счёт средств бюджета Удмуртской Республики» (03.09.2021) , в отношении которых не принято решение о предоставлении компенсации процентной ставки по кредитным договорам (договорам займа) в случае, если их жилищные условия не были улучшены;

    Размер субсидии составляет 10 процентов от расчетной стоимости приобретения жилого помещения, но не менее 200 тысяч рублей.

    Постановление Правительства Удмуртской Республики N 75 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий» (30.06.2021)

    Источник: mnogodetey.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...