Получение разрешения на строительство дачная амнистия

Вопрос сворачивания «Дачной амнистии» довольно широко освещался в юридическом сообществе, в том числе и на этом ресурсе. Поэтому постараюсь написать не столько о том, что и как произошло, сколько о том, зачем, почему, и как дальше жить. И, в отдельной заметке, о крайне спорной позиции Минэкономразвития – распространении на жилые дома на дачных участках правового режима ИЖС.

Вообще ситуация с «Дачной амнистией» довольно характерно отражает одну из порочных схем современного российского законодательного регулирования. Ту, когда законодатель изначально устанавливает весьма жесткие и сложные для выполнения общие правила, затем же начинает вводить различные льготные режимы для отдельных категорий субъектов. И в этом изначально благом начинании доходит до противоположной крайности – создает режимы не просто льготные, но и вообще выведенные из-под эффективного государственного контроля.

При этом часто льготы вводятся весьма специфическим образом – не путем отмены обременительной для граждан или бизнеса нормы, а путём запрета чиновникам контролировать её исполнение, при том что сама норма продолжает действовать.

Дачная Амнистия 2022 | Как работает программа? | Каковы условия?

Самый яркий пример – ограничение проверок бизнеса вместо корректировки массы устаревших и взаимно противоречивых ном, которым этот бизнес всё ещё должен соответствовать

Далее, рано или поздно, маятник имеет свойство качаться в обратную сторону.

В случае с «Дачной амнистией», данная акция, некогда позиционировавшаяся как разовая, продлена, в очередной раз, до 2018 г. Вероятно, будет продлена и далее.

Только вот действие ряда наиболее значимых её составляющих, касающихся объектов капитального строительства, либо уже прекратилось, либо прекратится с нового 2017 года. То есть в этой части «Амнистию» можно считать фактически свернутой

1. О необходимости разрешения на строительство для объектов ИЖС.

В период действия «Амнистии» объекты ИЖС не нужно вводить в эксплуатацию, разрешение на строительство для государственной регистрации права на них также не требуется. Но проблема получения для объектов ИЖС разрешения на строительство стала актуальной в связи с необходимость постановки таких объектов на кадастровый учет.

Так до конца 2018 г. при регистрации права собственности на вновь построенные объекты ИЖС не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию, права на такие объекты регистрируются только на основании правоустанавливающего документа на земельный участок. Более того, ч. 5 ст. 25.3. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» запрещает регистратору истребовать дополнительные документы и прямо упоминает среди запрещенных к истребованию разрешение на строительство объекта ИЖС.

Однако при этом для регистрации прав на объект недвижимости в ЕГРП его кадастровый учет обязателен. Исключений для ИЖС нет. Есть (до конца 2016 г.) исключения для садово-дачных объектов и иных, для которых не требуется разрешение на строительство (п. 9 ст. 25 Закона о кадастре).

ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ В СОЧИ 2022 | КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

При этом обязательным документом для кадастрового учета является разрешение на строительство.

Так с 1 января 2017 г., согласно ч. 7 ст. 75 новому Закону о регистрации недвижимости (от 13.07.2015 N 218-ФЗ), установлено, что в период действия «Амнистии» основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок.

При этом тот же пункт прямо указывает, что сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной п. 11 ст. 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Также согласно ч. 11 ст. 24 нового Закона о регистрации недвижимости, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.

Аналогично и сейчас, с 3 июля 2016 г., согласно ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ:

«Сведения о здании — объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации».

То есть для целей подготовки технического плана декларация может заменить разрешение на строительство только в случае, если такое разрешение не требуется по закону.

Теперь самое время вспомнить, что необходимость получения разрешения на строительство объектов ИЖС есть и никто ее с даты вступления в силу Градостроительного кодекса в 2004 г. по настоящий момент не отменял.

Так в силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС. Касательно разрешения на строительство аналогичной нормы нет.

В письме от 09.09.2016 N Д23и-4285 Минэкономразвития подтвердило, что с момента внесения вышеупомянутых изменений в Закон о кадастре отсутствие разрешения на строительство является для отказа в кадастровом учете. Во всяком случае в отношении объектов, которые возведены в период действия Градостроительного кодекса и не могут претендовать на статус ранее учтенных.

Отдельно в данном Письме рассмотрены различные ситуации с ранее созданными объектами.

То есть существует несколько абсурдная ситуация, когда разрешение на строительство объекта ИЖС в силу закона обязательно, только вот требовать его при регистрации права в силу другого закона строго запрещено и вводить объект в эксплуатацию не нужно.

А тот факт, что разрешение на строительство можно запрашивать только кадастровому инженеру при подготовке техплана фактически означает, что функция проверки соответствия построенного объекта указанным в разрешении параметрам возложена на кадастрового инженера.

Таким образом, вопрос о необходимости разрешения на строительство, во всяком случае в отношении вновь возводимых объектов ИЖС можно считать закрытым.

При этом ранее Закон о кадастре хотя прямо и не запрещал требовать разрешение на строительство, но вопрос ребром также не ставил, фактически существовала возможность поставить объект ИЖС на кадастровый учет по декларации. Соответственно, сейчас имеется значительный массив объектов, которые зарегистрированы без разрешения на строительство, хотя оно на момент их создания являлось обязательным. На практике это трактовалось так, что декларация является достаточным документом для составления техплана и дальнейшего кадастрового учета.

В результате, у законодателя, который руководствовался благим стремлением оградить граждан от лишней бюрократии (и уполномоченные органы от лишней работы) получилось «как всегда». Фактически граждан спровоцировали на массовые нарушения закона, последствия которых могут проявиться спустя значительное время.

2. О необходимости технического плана для объектов на садовых и дачных участках.

Статья 14 нового Закона о регистрации недвижимости не допускает регистрацию прав на объекты капитального строительства без их кадастрового учета. При этом одним из обязательных документов для кадастрового учета для них является технический план. Исключений для объектов на садовых и дачных участках не установлено.

Соответственно для всех объектов капитального строительства на садовых и дачных участках потребуется подготовка технического плана. В этом случае, в отличие от объектов ИЖС, разрешение на строительство не требуется, достаточно декларации. Однако, по мнению Минэкономразвития, при возведении на дачном участке жилого дома на него распространяется режим объекта ИЖС и тогда разрешение на строительство уже требуется.

3. Последствия фактической отмены «Дачной амнистии» в отношении объектов капитального строительства.

В случае с объектами на дачных участках, по крайней мере регистрируемыми как жилые строения, правообладателей ждут в первую очередь, дополнительные расходы. Которые будут значительными, по сравнению со стоимостью объекта, только для объектов «сверхбюждетного» класса в регионах.

Однако могут быть и проблемы и нефинансового характера, если объект противоречит градостроительному регламенту, положениям нормативной документации и т.д. Для кадастрового инженера умолчание о подобных характеристиках объекта представляется определенным риском.

В случае же с ИЖС изменения носят принципиальный характер, полностью исключая возможность регистрации вновь возводимых объектов ИЖС без разрешения на строительство.

При этом основную сложность представляет получение не собственно разрешения на строительство, соответственно без получения ГПЗУ участка.

Так для получения разрешения на объект ИЖС при оформленных правах на землю достаточно ГПЗУ и схемы планировочной организации участка, проектная документация может не разрабатываться.

Аналогично, получать ГПЗУ придется и тем, кто планирует регистрировать объект на дачном участке как жилой дом.

Соответственно, можно было бы сказать, что сворачивание «Дачной амнистии» не слишком осложнит жизнь застройщикам. Можно было бы, если бы во всех муниципалитетах всех субъектов процедуры выдачи ГПЗУ и разрешения на строительство работали так, как должны. Ведь при наличии добросовестно подготовленных правила землепользования и застройки, и отсутствии злоупотреблений со стороны чиновника ГПЗУ фактически является выпиской из таких правил, а вариантов законного отказа в выдаче разрешения на объект ИЖС при надлежаще оформленном ГПЗУ не много.

Вопрос за правоприменением.

Что же касается режимов для дачных и садовых участков то, в нынешних условиях разделение на участки ИЖС с одной стороны, и садовые и дачные участки с другой само по себе представляется несколько искусственным. И данный вопрос, как и многие другие вопросы в области садовых и дачных земель, должен решаться путем корректировки законодательства, а не на уровне писем. Как один их вариантов – можно вообще отказаться от выделения дачных участков в населённых пунктах, заменив их включением в ПЗЗ разных типов зон ИЖС, в том числе с ограниченными параметрами по плотности и высотности застройки.

При этом существовавший ранее режим «дачной амнистии» особенно в отношении объектов ИЖС успел породить достаточно проблем. В первую очередь — создано большое количество объектов, зарегистрированных в ЕГРП, но построенных без разрешения на строительство или с серьезными отклонениями от параметров, указанных в разрешении. Формально указанные объекты являются самовольными, поскольку у них отсутствует разрешение на строительство (или построено не то, на что выдано разрешение).

Читайте также:  Магистратура строительство что это

При этом государственная регистрация не препятствует признанию объекта самовольной постройкой. То есть государственная регистрация прав в отношении объектов ИЖС не дает практически никаких гарантий законного введения объекта в гражданский оборот, что, соответственно, мешает стабильности этого оборота.

Соответственно, с одной стороны, под видом объекта ИЖС может скрываться целый многоквартирный дом, общежитие, турбаза и т.д. Или он может оказаться в охранной или иной зоне, где ему объективно не место. Ведь если нет разрешения на строительство, то и градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) скорее всего тоже нет. С другой стороны, подавляющее большинство объектов ИЖС таким зловредными свойствами не отличаются. Однако собственник земельного участка может сам не знать об ограничениях на строительство, поскольку выявить охранные и прочие зоны с особыми условиями использования задача часто нетривиальная даже для специалиста.

Всё перечисленное позволяет сделать вывод, что ограничение «дачной амнистии» в отношении объектов капитального строительства является вполне обоснованным. Но очень много в новых условиях зависит от правоприменения в конкретных муниципалитетах.

Источник: zakon.ru

Дачная амнистия

C 4 августа 2018 года для возведения объекта индивидуального жилого строительства (ИЖС) или садового дома не нужно получать разрешение на строительство и не требуется градостроительный план земельного участка. Вместо разрешений на строительство предлагается уведомительный порядок возведения частных домов: Разрешение на строительство жилого дома заменили на уведомления.

1. Суть дачной амнистии.

В сентябре 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Законом были внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и др. В народе этот закон получил название — Закон о «дачной амнистии».

Закон ввел упрощенную процедуру оформления гражданами прав собственности на земельные участки и построенные на них дома, хозяйственные постройки и гаражи. Он был принят в помощь всем тем, кто приобрел земельные участки до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001), но до сих не оформил свои права. Особенно много сложностей у тех кто получил земельный участок или приобрел дом в 90-е годы и ранее и у кого существуют проблемы с документами на земельный участок, кто построил дом без разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию и не может зарегистрировать свое право.

“Дачная амнистия” не применяется, если земельный участок предоставлен после введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть после 30.10.2001 года, или если земельный участок предоставлялся до введения в действие Земельного кодекса в аренду.

Закон предоставил право зарегистрировать за собой именно право собственности, независимо от права на каком был предоставлен земельный участок ранее: постоянное (бессрочное) пользование или пожизненно наследуемое владение или вообще без указания передаваемого права. Исключение составляют случаи, когда земельный участок в соответствии с федеральными законами вообще не может передаваться в частную собственность: ограниченные в обороте или изъятые из оборота участки, например, если окажется, что земельный участок относится к землям лесного фонда.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается. Принятия решения о предоставлении в собственность таких земельных участков не требуется — для регистрации собственности достаточно старого правоустанавливающего/правоудостоверяющего документа или выписки из похозяйственной книги.

Землевладельцы, построившие на своем участке индивидуальный жилой дом, не получив разрешения на ввод дома в эксплуатацию, до 1 марта 2015 года могут зарегистрировать право на дом предоставив только кадастровый паспорт дома. До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

На садовые домики, быни, кухни, гаражи, т.е. недвижимость, не требующую выдачи разрешения на строительство, право собственности может быть зарегистрировано по декларации, без осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на дом или иные строения вправе зарегистрировать права собственности на земельные участки на которых они расположены по «дачной амнистии», предоставив на государственную регистрацию прав собственности только документы на дом и документ, подтверждающий предоставление земельного участка правопредшественнику дома. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Как оформить дачную амнистию:

Процедура оформления прав собственника зависит от того, о какой именно недвижимости идет речь. Однако при любой ситуации следует помнить о том, что перечень документов, необходимых для такого оформления, установлен законом и является исчерпывающим. Регистрирующие органы не вправе запрашивать у вас по своему усмотрению дополнительные документы.

Дачная амнистия сроки:

Дачная амнистия сроками не ограничена, за исключением правил регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества — до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Регистрация права собственности для объектов, требующих разрешение на строительство, до 1 марта 2015 года осуществляется на основании кадастрового паспорта.

2. Регистрация права собственности на земельный участок по дачной амнистии.

Право собственности может быть зарегистрировано на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Оформление осуществляется по правилам статьи 25.2. Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Документы для дачной амнистии:

Для оформления права собственности в территориальный орган Федеральной регистрационной службы вам необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации права собственности;
  2. квитанцию об уплате государственной пошлины;
  3. документ, удостоверяющий личность заявителя, или нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
  4. любой документ о праве на земельный участок, который есть у вас на руках, в частности
  • акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на данный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам статьи 25.2. Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
  • один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

3. Межевание земельного участка при оформлении земельного участка по дачной амнистии.

На начальном этапе действия дачной амнистии для регистрации прав на земельный участок требовалось межевание земельного участка, постановка на кадастровый учет и предоставление кадастрового плана для регистрации права собственности на земельный участок.

Оказалось, что межевание земельного участка и его постановка на кадастровый учет довольно дороги, что начало тормозить проведение дачной амнистии, большинство граждан просто не имело средств для проведения межевания.

В связи с чем, были внесены изменения в ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Согласно этим изменениям право собственности на дачные, садовые участки и участки под личное хозяйство или жилищное строительство регистрируется за гражданами даже в том случае, если кадастровый план составлен не в полном объеме, в частности в нем отсутствует информация о границах данного земельного участка. Возникло понятие – ранее учтенный земельный участок, это земельный участок, учтенный в кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый номер, но границы его не установлены, кроме того, по таким участкам может отсутствовать информация о правообладателе, о виде разрешенного использования или категории земель, о кадастровой стоимости.

Так как в ходе дачной амнистии межевание большинства участков не проводилось, возникла другая проблема – в настоящее время в судах лежит множество дел, когда соседи спорят, где проходит граница между участками, не редки случаи захвата части участка. Это очень сложные споры, длительные и дорогостоящие, требующие привлечения юристов и экспертов.

Рекомендуем при регистрации земельного участка обязательно проводить межевание (установление границ) земельного участка, в процессе межевания согласовывать границы участка с соседями, внести сведения о границах земельного участка в Кадастр недвижимости.

Каждый добросовестный правообладатель может быть уверен, что его право на участок не будет оспорено, если границы участка определены, а права зарегистрированы.

4. Увеличение площади при дачной амнистии.

В соответствии с изменениями в ФЗ «О кадастровом учете» внесенными ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, но в пределах, установленных законом о кадастровом учете. Ведь за время эксплуатации земельного участка фактическая площадь земельного участка могла быть увеличена, забор перенесен, кроме того, необходимо учитывать погрешность приборов, которыми замерялись земельные участки в момент их предоставления.

Читайте также:  Технология укладки геотекстиля в дорожном строительстве

Дачная амнистия позволяет бесплатно узаконить добавленную к участку землю на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительного этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади.

Кроме того, в настоящее время при постановке на кадастровый учет, межевое дело должно содержать сведения, подтверждающие использование земельного участка в заявленных границах 15 лет и более, это могут быть графические материалы, справки госорганов и иные документы.

Бесплатно (по дачной амнистии) зарегистрировать земельный участок в фактических границах можно при условии, если участок был предоставлен до вступления в силу Земельного кодекса (до 29.10.01). В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.

Бесплатно увеличить земельный участок не получится, если участок увеличился за счет земель, например, лесного фонда, или водоохранных зон, и иных земель ограниченных в обороте или исключенных из оборота. Такие земли по закону не могут находиться в частной собственности, но можно оформить аренду.

Если межевание земельного участка проведено, а излишки не были учтены, воспользоваться дачной амнистией не получится, в этом случае необходимо обращаться за предоставлением земельного участка в целях присоединения к оформленному, или доказывать свое право в судебном порядке.

В определенных период в 90-х годах, при проведении земельной реформы, гражданам предоставлялись в собственность земельные участки, в пределах норм, установленных органами местного самоуправления, несмотря на то, что в фактическом пользовании участок был значительно большей площади. В связи с чем, возникли ситуации, когда гражданин и его правопредшественники с давних времен фактически владели 15 сотками, что могли подтвердить и документально, а получили в собственность только 10 соток. На оставшиеся неоформленные сотки сохранялось фактическое владение. Такие излишки считаются предоставленными на праве бессрочного пользования. Их можно оформить только в судебном порядке.

5. Вид разрешенного использования земельного участка.

Многие старые документы о выделении (предоставлении) земельных участков не содержат информации не только о праве на котором предоставлен земельный участок, но и о категории и виде разрешенного использования земельного участка. В этом случае для оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности необходимо получить дополнительные документы об отнесении земельного участка к землям нужной категории и виду разрешенного использования в местной администрации, а по землям сельхозназначения (дачные и садовые участки) эти документы необходимо запрашивать у органов власти субъекта РФ.

Данную информацию так же необходимо внести в кадастр недвижимости.

6. Регистрация дома по дачной амнистии.

Дачная амнистия установила упрощенный порядок регистрации на создаваемые или созданные объекты недвижимости. Оформить дом по дачной амнистии можно до 1 марта 2015 года.

Можно выделить два вида построек, возводимых на земельном участке: требующие и не требующие получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. К первому виду можно отнести индивидуальные жилые дома, ко второму – хозяйственные строения и сооружения (гаражи, бани, сараи, беседки и тому подобное), а также дачные и садовые домики. Процедура регистрации права собственности для каждого из этих видов будет иметь свои особенности.

Основанием для государственной регистрации права собственности на такие объекты до 1 марта 2015 года являются:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект;
  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости и содержащие его описание.

Для объектов, требующих разрешение на строительство документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимости и содержащим его описание, является кадастровый паспорт на дом.

А для объектов, возведение которых не требует разрешения на строительство, достаточно измерить площади своих строений и заполнить декларацию. Документ «Декларация об объекте недвижимого имущества» подтверждает факт создания регистрируемого объекта недвижимости и является основанием для государственной регистрации этого права. Форма декларации об объекте недвижимости, утверждена Приказом Минэкономразвития РФ № 232 от 15.08.2006 года. В декларации приводится техническое описание объекта, а также указывается место его нахождения, назначение, кадастровый номер земельного участка

На каждую оформляемую постройку заполняется своя декларация. Заявленные в декларации данные по площади построек никем не оспариваются.

7. Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Федеральным законом № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

В соответствии с внесенными дополнениями, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Если земельный участок предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению до вступления в силу ФЗ от 15.04.1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, гражданин, являющийся членом данного объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

  • описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

  • сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
  • сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В двухнедельный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Отказ допускается, только если существует федеральный закон, устанавливающий запрет на предоставление категории рассматриваемого земельного участка в собственность.

Таким образом, теперь члены садоводческого, дачного или огороднического объединения свободны в регистрации права собственности на земельный участок в индивидуальном порядке и не зависят от других членов своего объединения и правления.

После получения решения о предоставлении земли в собственность можно обращаться в регистрационную службу для регистрации права собственности, предоставив общий пакет документов (заявление, кадастровый план, решение о предоставлении участка в собственность, квитанцию об уплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность).

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Ниже Вы можете заказать юридическую услугу, или задать вопрос. Наши специалисты свяжутся с Вами для уточнения Ваших требований и условий сотрудничества.

Источник: miaran.ru

Дачная амнистия

Мы уже рассказывали о том, что с марта 2019 года в России должны были появиться новые правила для дачного строительства, согласно которым упрощенный порядок регистрации садовых домиков автоматически отменялся. Все, кто не успел зарегистрировать постройки, мог это сделать только через суд. Согласно Федеральному Закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так называемая «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. Давайте рассмотрим, что это дает тем, кто собирается строиться или уже имеет дачный домик.

Что значит продление дачной амнистии?

Правительство РФ в очередной раз приняло решение о продолжении упрощенного порядка регистрации дачных домиков и участников. Гражданам это дает возможность спокойно оформить свои права, а государство, таким образом, увеличивает количество объектов налогообложения в стране. Справедливости ради отметим, что в полной мере упрощенный режим регистрации теперь применяется только на землю. Для оформления прав собственности необходимо обращаться в муниципальные органы с соответствующим заявлением-уведомлением и пакетом документов.

Обязательно ли оформлять разрешение?

  1. Суть дачной амнистии для потенциальных застройщиков в том, что не обязательно оформлять разрешение на индивидуальное строительство жилья. Достаточно оформить только уведомление и отправить его по инстанциям без лишних согласований. Документ подается официально в администрацию местного уровня. При этом важно помнить, что ФЗ о дачной амнистии касается только тех земель, которые отводятся под использование частными лицами, владельцами личных подсобных хозяйств, участков вблизи населенных пунктов. Отметим, что сейчас правила несколько ужесточились. Если раньше заявление о начале строительства разрешалось подавать даже задним числом, после начала работ, то после того, как дачная амнистия 2020 завершится, сделать это необходимо до того, как работы будут начаты.
  2. Согласно Федеральному Закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 марта 2020 года получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для инвентаризации, оформления и выдачи технического паспорта объекта не потребуется.

Возникает вопрос: «Если разрешение не требуется, как встать на кадастровый учет?».

Ответ прост и приятен для тех, кто успеет воспользоваться преимуществами ФЗ о дачной амнистии.

До 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета, а также гос.регистрации прав на объект ИЖС, строящейся или уже имеющийся на земельном участке, являются только технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок. Следует отметить, что это правило действует в том случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты.

Читайте также:  Куда обращаться за разрешением на строительство

Как и куда отправлять уведомление о начале строительства?

Заявление на оформление дома по дачной амнистии можно подать на портале гос. услуг, в МФЦ или по почте, отправив письмо с уведомлением. Установлен и срок ответа местных администраций, который составляет 7 суток. В случае если ответ не пришел, разрешение считается полученным автоматически. Но лучше на всякий случай уточнить причину задержки. Начинать работы без одобрения не рекомендуем.

К заявлению, которое можно скачать в Интернете, нужно будет приложить следующие документы:

  • документ о полномочиях застройщика;
  • копии правоустанавливающих документов на собственность;
  • бумаги из ЕГРН на участок, если он уже зарегистрирован;
  • описание здания (если участок находится в «исторической зоне»).

Описание может быть графическим (рисунок, чертеж, визуализация) или текстовым. В нем нужно отразить расположение объекта относительно участка, его характеристики и параметры.

После получения разрешения на строительство начинать работу можно в течение последующих 10 лет, пока не истек срок его действия. Но с легализацией постройки следует поторопиться, ведь нет уверенности, что дачная амнистия будет продлена после 1 марта 2020 года.

Возможные причины запрета на строительство?

В соответствии с положениями ФЗ по дачной амнистии власти имеют право отказать в разрешении в следующих случаях:

  • если строение не соответствует заявленному типу землепользования (участок заявлен «огородничество», а на нем возводится жилой дом);
  • если проект, по сути, является многоквартирным таунхаусом;
  • если высота здания не вписывается в установленные пределы (более 3 этажей, считая цоколь и мансарду, или 20 метров в высоту);
  • если строение не является отдельно стоящим;
  • если в данной зоне запрещено возводить жилые дома;
  • если место будущего строительства находится в охранной зоне (вблизи газопровода);
  • если документация представлена не в полном объеме.

Нужно ли уведомлять о завершении работ?

Администрацию также необходимо уведомить о прекращении или окончании работ. Срок ответа в этом случае также составляет 7 дней. Срок подачи документов по дачной амнистии на садовый дом составляет один месяц после сдачи здания в эксплуатацию.

Пакет документов должен содержать:

  • техплан здания;
  • если здание в долевой собственности – соглашение о долях;
  • квитанции, подтверждающие оплату госпошлины.

Спустя 7 суток документы направляются в Росреестр для кадастрового учета. Регистрацию по дачной амнистии можно сделать через МФЦ самостоятельно, чтобы ускорить процесс.

Продлится ли дачная амнистия в 2020-м?

В настоящее время принят закон о продлении дачной амнистии до 1 марта 2020 года. Предложение некоторых депутатов, предлагающих сделать проект бессрочным, было почти единогласно отклонено. Будет ли в еще одно продление упрощенной регистрации по дачной амнистии сказать сложно.

За 14 лет её действия в России были оформлены в собственность более 7 000 000 земельных участков и 3 500 000 объектов недвижимости, эти цифры ежегодно увеличиваются. Напомним, что одним из плюсов дачной амнистии является экономия времени и средств по переводу земли и недвижимости в собственность по упрощенной схеме, что дает право на совершение дальнейших действий – продажу, дарение и так далее. Минус один – постановка на учет в Росреестре рождает обязанность платить налог.

Источник: topshouse.ru

Как в рамках дачной амнистии регистрируются земельные участки, жилые дома и другие постройки

Хотя дачная амнистия действует уже более десяти лет, но в отношении неё до сих пор существуют стереотипы и легенды, которыми руководствуются не только владельцы дач и частных домов, но даже риэлторы. Бывает, что они по старой памяти советуют дачнику ставить свой дом на учёт в БТИ или получить в мэрии разрешение на ввод дома в эксплуатацию. На самом деле пока действует дачная амнистия эти и многие другие «телодвижения» не нужны.

О реальных правилах дачной амнистии рассказывает начальник отдела госрегистрации недвижимости № 3 Управления Росреестра по Свердловской области Марина Казанцева.

– На какие объекты распространяется дачная амнистия?

– «Дачная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные физическим лицам:

  • до введения в действие Земельного кодекса РФ (29.10.2001);
  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;
  • на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если из правоустанавливающего документа невозможно определить вид права, на котором предоставлен земельный участок.

Упрощенный порядок также распространяется на созданные на таких участках объекты недвижимости, в том числе, объекты индивидуального жилищного строительства (ОИЖС: отдельно стоящие жилые дома не выше трёх этажей, предназначенные для проживания одной семьи).

– Что такое дачная амнистия и в чем суть упрощенного порядка оформления?

– Суть упрощенного порядка оформления прав заключается в том, что гражданин, обладающий указанным земельным участком, минуя орган местного самоуправления или орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, может обратиться в орган регистрации с заявлением о государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

В отношении объектов недвижимости упрощенный порядок заключается в том, что для оформления таких объектов в собственность не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

– Как в рамках дачной амнистии происходит регистрация земли под ИЖС и ЛПХ в границах населенного пункта?

– Основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрация права собственности на такие земельные участки являются акты (свидетельства) изданные (выданные) органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, действовавшим в месте издания и на момент издания данного акта, и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на указанный земельный участок.

В случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), основанием является также выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги.

– Как в рамках дачной амнистии регистрируется индивидуальный жилой дом?

– Такой жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства – ОИЖС) может быть создан на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), или на приусадебном земельном участке, то есть на участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на ОИЖС являются только технический план объекта и правоустанавливающий документ на земельный участок. При этом сведения об объекте указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

– Как осуществляется льготное оформление дач, гаражей, бань?

– В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  • строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • строительства на участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (1 января 2019 года вступает в силу 217-ФЗ, которым слова «на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства» заменяются словами «садового дома и хозяйственных построек… на садовом земельном участке»);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости (ч.10 ст.40 Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости (п.20 Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений).

– Когда завершается дачная амнистия?

– В отношении земельных участков, садовых домов, гаражей, бань и иных хозяйственных построек упрощенный порядок оформления права собственности по времени не ограничен.

В отношении ОИЖС дачная амнистия продлена до 01.03.2020 (Федеральный закон от 28.02.2018 № 36-ФЗ).

Это дает возможность правообладателям земельных участков, разрешенное использование которых позволяет возведение на них ОИЖС, оформить свои права на построенные жилые дома без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатации. При этом замечу, что получение разрешения на строительство ОИЖС обязательно.

– Сколько стоит регистрация прав собственности на объект недвижимости в рамках дачной амнистии?

– С заявлением о госрегистрации права собственности можно обратиться в любой пункт приема документов ГБУ СО «МФЦ».

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей (п.24 ч.1 ст. 333.33 НК РФ).

– Каковы преимущества и недостатки при оформлении недвижимого имущества по дачной амнистии?

– Безусловным преимуществом является сокращение количества административных барьеров для вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимости.

Вместе с тем, отсутствие административного контроля при вводе в эксплуатацию объектов недвижимости является «лазейкой» для недобросовестных застройщиков. Именно в процессе реализации «дачной амнистии» возникли случаи возведения фактически многоквартирных жилых домов и домов блокированной застройки на землях для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачных и садовых земельных участках, а также случаи возникновения прав на несуществующие объекты недвижимого имущества.

Основные положения и законодательная база дачной амнистии

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества был введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (вступил в силу 01.09.2006). Указанным законом были внесены изменения в следующие законодательные акты:

  • пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлен порядок оформления в собственность земельных участков;
  • частью 4 статьи 8 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отменено требование о получении разрешения на ввод в эксплуатацию ОИЖС.

В настоящее время порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимости, подпадающие под «дачную амнистию», регулируется статьями 40, 49 и 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Источник: www.metrtv.ru

Рейтинг
Загрузка ...