Получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения

Содержание

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

Как КУПИТЬ квартиру, если МАЛО денег? Мудрый совет миллиардера Игоря Рыбакова

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Комментарии к ст. 56 ЖК РФ

1. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., для получения жилья по договору социального найма снимаются с учета по основаниям п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 комментируемой статьи или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

50 кубов леса БЕСПЛАТНО # Как недорого ПОСТРОИТЬ ДОМ?!

В ч. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень конкретных обстоятельств, служащих основаниями для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку перечень, предусмотренный комментируемой статьей, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Под утратой гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма, может пониматься существенное улучшение материального положения семьи лица, состоящего на учет, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).

Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарии к ст. ст. 52 и 57 ЖК), поэтому его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в связи с особенностями организации местного самоуправления в этих городах, которые заключаются в том, что решение жилищных вопросов входит в компетенцию не органов местного самоуправления, а указанных субъектов Федерации.

Как было отмечено в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.), «временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ».

Неправомерные действия должностных лиц как основание для снятия с учета выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно комментируемому Кодексу постановке на учет для получения жилья (см. комментарий к ст. 54).

Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В некоторых регионах страны для решения жилищной проблемы очередникам выделяют земельные участки для строительства жилого дома. Обычно такие земельные участки дают людям, имеющим особые заслуги. Так, согласно п. 4 ст.

5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий. Предоставление подобных земельных участков по общему правилу влечет снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако исключение сделано для граждан, имеющих трех и более детей, которые не снимаются с учета. Очевидно, законодатель исходил из необходимости особого поощрения многодетных семей.

Читайте также:  Чем занимается инженерное строительство

Выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Причем не имеет значения, идет ли речь об умышленных действиях или же несоответствие явилось результатом ошибки.

2. Необходимо подчеркнуть, что снятие гражданина с учета — не право, а обязанность соответствующего органа местного самоуправления, поэтому вряд ли есть основания рассматривать 30-дневный срок для принятия такого решения, установленный п. 2 комментируемой статьи как пресекательный, то есть прекращающий право, и считать, что по истечении этого срока снятие с учета невозможно. Указанный срок установлен для того, чтобы обеспечить права иных лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

3. Возможны ситуации, когда граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан, изменили место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи это обстоятельство не влечет их снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

О жилых помещениях социального использования см. комментарий к разделу III.1 комментируемого Кодекса.

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник: rulaws.ru

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

  • Перейти на страницу:

Жилищная субсидия для приобретения и строительства жилья

Непрочитанное сообщение Знак » 30 дек 2013, 00:52

— Расчет жилищной субсидии (калькулятор) : Тыц
— Памятка выпускнику высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Тыц
— Истребование Жилищной субсидии в судебном порядке: Тыц
— Примерный образец заявления о перечислении жилищной субсидии Тыц
— Вариант доверенности от членов семьи: Тыц

10. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Источник: www.voensud.ru

Субсидия госслужащим на покупку жилья в 2021 году

Субсидия госслужащим на покупку жилья

На покупку жилья и ЖКХ

Из-за сложившейся неблагоприятной экономической ситуации расходы из бюджета страны тщательно пересматриваются, и остаются только наиболее важные статьи затрат. Одной из приоритетных государственных программ, которые финансируются по сей день, является субсидирование с целью улучшения жилищных условий государственных служащих. Данное направление бюджетных средств считается важным, поскольку госслужащие получают невысокую зарплату, но имеют при этом высокую должностную ответственность. С введением программы в действие наблюдается меньшая смена кадрового состава, так как сотрудники стремятся заработать продолжительный трудовой стаж — выплата стимулирует госслужащих на усердную работу. Разберёмся подробнее, что представляет собой субсидия госслужащим на покупку жилья в 2021 году.

С какой целью выплачивается субсидия госслужащим на покупку жилья

Главной целью утверждения государственной программы субсидирования было оказание финансовой помощи госслужащим за счёт федеральных и региональных бюджетов для приобретения ими жилья. Субсидия госслужащим на покупку жилья выдаётся лишь единожды. Она является безвозвратной и рассчитана на конкретный промежуток времени. Средства выдаются не в наличной форме, а в виде сертификата на выплату денег, который нельзя обналичивать и израсходовать на иные цели кроме приобретения квартиры или строительства дома.

Программа субсидирования не рассчитана на семьи государственных служащих, проживающих в комфортных условиях в квартире или доме, отвечающем санитарным и техническим нормам, с достаточной площадью для каждого члена семьи.

Субсидия может быть потрачена на следующие цели:

  • приобретение квартиры или жилого дома;
  • строительство коттеджа и проведение коммуникаций;
  • оплата первого взноса по ипотечному займу на покупку жилья;
  • погашение основного долга и процентов по ипотеке (но не штрафов и пеней);
  • внесение паевого взноса для того, чтобы вступить в жилищно-строительный кооператив;
  • улучшение имеющейся квартиры для обеспечения приемлемых для проживания условий;
  • расширение площади жилья для соответствия нормам площади на одного члена семьи.

Кому положена субсидия госслужащим на покупку жилья

Программа субсидирования предназначена специально для государственных служащих, то есть для граждан, занимающихся профессиональной деятельностью на должностях, которые призваны обеспечивать бесперебойную работу федеральных и региональных государственных органов. При этом ставится одно условие — срок службы не должен оказаться менее 12 месяцев.

Законом утверждён закрытый перечень категорий госслужащих, которые могут рассчитывать на получение субсидии. К ним относятся:

  • сотрудники ЦИК, таможенной службы, органов прокуратуры, Счётной палаты;
  • сотрудники, состоящие на служебных должностях судов (юрисдикция суда значения не имеет);
  • сотрудники федеральных органов законодательной власти;
  • служащие Совета Безопасности;
  • служащие аппарата Администрации Главы государства;
  • госслужащие федеральных и региональных органов.

Условия, на которых предоставляется субсидия госслужащим на покупку жилья

Если госслужащий встал в очередь на получение субсидии, но в процессе ожидания улучшил жилищные условия, купил квартиру или по-иному решил жилищный вопрос, он будет снят с учёта.

Как уже было сказано, первым требованием для получения субсидии является служба в гос. органах на протяжении как минимум 12 месяцев. Но данное требование не является единственным условием участия в программе:

  1. Служащий должен жить в однокомнатной или не изолированной комнате с чужими людьми.
  2. Госслужащий проживает в общежитии или коммунальной квартире.
  3. Один из проживающих совместно с госслужащим членов семьи страдает от тяжёлой формы заразной болезни (перечень является закрытым), в связи с чем жить с ним становится небезопасно, а другого жилья у государственного служащего нет.
  4. Семья госслужащего имеет жильё, которое в скором времени пойдёт под снос, будет реконструировано или признаётся аварийным.
  5. Госслужащий снимает жильё по договору соцнайма или владеет квартирой на правах собственности, и при этом площадь жилого помещения оказывается меньше 15 кв.м. на каждого проживающего в нём члена семьи. В случае, если госслужащий владеет двумя и более квартирами, площади помещений складываются и делятся на число членов семьи.
  6. Госслужащий и его супруг, мать, отец, близкие родственники не имеют собственного жилья, а сам государственный служащий не заключал договора социального найма.

Если выяснилось, что госслужащий намеренно причинил вред недвижимому имуществу, чтобы заявить об ухудшении условий жилья и получить денежные средства, он теряет возможность участвовать в программе.

В том случае, если за время ожидания субсидии в очереди у госслужащего изменились условия проживания, состав семьи или рабочие данные, он обязан сообщить об этом. Даже если в будущем выяснится, что имели место изменения, которые повлияли бы на право получения субсидии, выплата не состоится.

Читайте также:  Участие в строительстве дома

Как встать на учёт для получения субсидии

Субсидия госслужащим на покупку жилья предоставляется в порядке очереди. Чтобы встать на учёт, необходимо собрать требуемый комплект документов и подать по месту службы заявление на предоставление жилищной субсидии (с указанием того, что ранее выплата не начислялась) на имя начальника коллегиального органа, уполномоченного на решение вопросов по выдаче сертификатов.

После того, как бумаги будут направлены в специальную комиссию, ждать её решения останется 60 дней, после чего сотрудник получит протокол. Если кандидат на получение сертификата не удовлетворяет требованиям программы, он получит письменный отказ с указанием причины такого решения. У госслужащего имеется возможность учесть замечания и подать заявление заново в течение полугода.

Какие документы нужны для постановки в очередь

Государственный служащий, претендующий на получение сертификата, должен собрать сразу 2 комплекта документов — для направления в комиссию по делам выплаты субсидии (оригинал заявления, справки, выписки, нотариально заверенные бумаги и т.д.) и для того, чтобы оставить у себя набор документов с отметкой о том, что заявление было принято (ксерокопии бумаг). Дело о постановке на учёт госслужащего заводится сразу после приёма всех документов.

Собрать понадобится следующие бумаги (нужно также сделать ксерокопии и заверить их в установленном законом порядке):

Документ

Где получить

Паспорт РФ всех членов семьи старше 14 лет

Свидетельство о заключении брака, о расторжении брака (если супруги разведены)

Справка о составе семьи

Трудовая книжка с записью о трудоустройстве в гос. органах

Справка об отсутствии другой жилой недвижимости

Банковский лицевой счёт

Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалидов, находящихся на иждивении у госслужащего)

Региональными властями могут быть установлены дополнительные требования относительно предъявляемых документов. О соответствии информации, содержащейся в бумагах, фактическим данным о службе заявителя, комиссия вправе запрашивать сведения у государственных органов.

Как рассчитывается субсидия госслужащим на покупку жилья

Размер субсидии может быть повышен по решению начальника государственного органа, если на то есть основания и возможность, но увеличение суммы более чем на 30% от первоначальной величины не допускается.

Величину субсидии можно рассчитать, только имея данные о следующих показателях:

  • нормативах площади жилого помещения на каждого члена семьи;
  • размерах дополнительной площади жилья, предоставляемой некоторым льготным категориям госслужащих (если имеется сразу несколько оснований, дополнительная квадратура не складывается);
  • поправочном коэффициенте, связанном с регионом службы заявителя;
  • поправочном коэффициенте, увеличивающемся в зависимости от продолжительности трудового стажа сотрудника (равен 1,05 при трудовом стаже 3-5 лет — увеличивается на 0,05 при службе на протяжении 5-9 лет, 9-11, 11-15, 15-20 лет, при сроке службы более 20 лет за каждый сверхнормативный год коэффициент возрастает на 0,05);
  • коэффициенте, зависящем от рыночной стоимости 1 кв.м. жилой площади в регионе проживания госслужащего (в городе или сельской местности).

Первая величина является общеизвестной. Существуют следующие нормативы жилой площади:

  • 33 кв.м. на одинокого гражданина;
  • 42 кв.м. на 2 жильцов;
  • по 18 кв.м. на каждого члена семьи сверх двоих человек.

Площадь квартиры, полагающаяся конкретному госслужащему, рассчитывается по формуле:

ПЖП = Н + ДП — ОПНС,

где ПЖП — площадь жилого помещения, на покупку которой будет выделена субсидия;

Н — существующий норматив жилой площади на одного члена семьи;

ДП — дополнительная площадь, полагающаяся определённым категориям заявителей;

ОПНС — общая площадь всех жилых помещений, арендованных по договору соцнайма или находящихся в собственности у всех членов семьи госслужащего.

Сумма субсидии вычисляется по формуле, представленной ниже:

ВС = ПЖП * СЦК * ПКР * ПКС,

где ВС — величина субсидии;

ПЖП — площадь жилого помещения;

СЦК — средняя рыночная цена 1 кв.м. жилья;

ПКР — поправочный коэффициент, зависящий от расценок на жильё по регионам;

ПКС — коэффициент, зависящий от длительности трудового стажа.

Последствия умышленного ухудшения жилищных условий

ЖК РФ чётко определяет перечень действий, которые признаются намеренным ухудшение условий проживания с целью получения дотаций. Таковыми считаются:

  • безосновательное отчуждение долей в жилом помещении в пользу третьих лиц;
  • продажа или дарение квартиры (дома) целиком или частично;
  • выселение гражданина из квартиры, где он проживал ранее, через суд;
  • регистрация в жилом помещении третьих лиц, за исключением мужа, жены, несовершеннолетнего ребёнка, временных жильцов.

Одно из указанных выше случаев имело место перед постановкой на учёт для получения субсидии или в процессе ожидания очереди, выплаты не произойдёт. Более того, заявитель лишается права на подачу повторного заявления на ближайшие 5 лет.

Законодательные акты по теме

О том, кому выплачивается субсидия госслужащим на покупку жилья

Список заболеваний, при выявлении которых у человека, проживающего в одной квартире с другими людьми, его сожителям нужно будет искать другую квартиру

Типичные ошибки

Ошибка: Государственный служащий принадлежит к льготной категории граждан, имеющей право на выделение дополнительной жилплощади, и воспитывает ребёнка-инвалида, что также даёт ему право претендовать на дополнительные квадратные метры. Госслужащий требует выплаты ему субсидии с учётом сразу двух этих обстоятельств.

Комментарий: В том случае, если у заявителя на получение субсидии имеется сразу несколько оснований для предоставления ему жилья площадью больше стандартной, учитывается только одно из оснований на выбор госслужащего.

Ошибка: Госслужащий, желающий подать заявку на получение субсидии, подготовил один комплект документов.

Комментарий: Для подачи заявления на получение сертификата, необходимо принести сразу два комплекта документов, один и которых будет возвращён на руки заявителю с отметкой о заведении дела.

Ответы на распространённые вопросы о том, кому выплачивается субсидия госслужащим на покупку жилья

Вопрос №1: Может ли государственный служащий получить субсидию на приобретение жилого помещения, если он с семьёй проживает в квартире, занимаемой по договору социального найма?

Ответ: Нет, если условия проживания считаются комфортными и соответствующим всем нормам, включая нормативы площади.

Вопрос №2: Облагается ли сумма субсидии налогом на доходы физических лиц?

Ответ: Нет, субсидия будет использована госслужащим в полном объёме, из данной суммы не будет вычтен НДФЛ.

Видео-советы.Кто имеет право на жилищную субсидию?

В видео раскрывается информация о том, кто по закону может получить субсидию на приобретение жилья или улучшение жилищных условий⇓

Источник: kompensacii.ru

Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (действующая редакция)

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

Читайте также:  Долевое строительство это ипотека или нет

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Комментарий к ст. 56 ЖК РФ

1. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., для получения жилья по договору социального найма снимаются с учета по основаниям п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 комментируемой статьи или утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

В ч. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень конкретных обстоятельств, служащих основаниями для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку перечень, предусмотренный комментируемой статьей, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Под утратой гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма, может пониматься существенное улучшение материального положения семьи лица, состоящего на учет, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (см. комментарий к ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. комментарий к ст. 51 ЖК РФ).

Необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарии к ст. ст. 52 и 57 ЖК), поэтому его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в связи с особенностями организации местного самоуправления в этих городах, которые заключаются в том, что решение жилищных вопросов входит в компетенцию не органов местного самоуправления, а указанных субъектов Федерации.

Как было отмечено в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.), «временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ».

Неправомерные действия должностных лиц как основание для снятия с учета выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно комментируемому Кодексу постановке на учет для получения жилья (см. комментарий к ст. 54).

Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В некоторых регионах страны для решения жилищной проблемы очередникам выделяют земельные участки для строительства жилого дома. Обычно такие земельные участки дают людям, имеющим особые заслуги. Так, согласно п. 4 ст.

5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 (ред. от 29 декабря 2017 г.) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий. Предоставление подобных земельных участков по общему правилу влечет снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако исключение сделано для граждан, имеющих трех и более детей, которые не снимаются с учета. Очевидно, законодатель исходил из необходимости особого поощрения многодетных семей.

Выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Причем не имеет значения, идет ли речь об умышленных действиях или же несоответствие явилось результатом ошибки.

2. Необходимо подчеркнуть, что снятие гражданина с учета — не право, а обязанность соответствующего органа местного самоуправления, поэтому вряд ли есть основания рассматривать 30-дневный срок для принятия такого решения, установленный п. 2 комментируемой статьи как пресекательный, то есть прекращающий право, и считать, что по истечении этого срока снятие с учета невозможно. Указанный срок установлен для того, чтобы обеспечить права иных лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

3. Возможны ситуации, когда граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан, изменили место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи это обстоятельство не влечет их снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

О жилых помещениях социального использования см. комментарий к разделу III.1 комментируемого Кодекса.

Источник: www.zakonrf.info

Рейтинг
Загрузка ...