Строительная лицензия — допуск к строительным работам
Если раньше лицензии на строительство были обязательными для тех компаний, чья деятельность распространялась именно на строительные виды работ и выдавались соответствующими органами, то сегодня лицензии на строительство отменены, а вместо них введены строительные допуски саморегулируемых организаций (СРО).
Данные документы могут быть выданы при условии, что в строительной фирме имеются работники с высшим или средне-профессиональным образованием соответствующего профиля, которые могут выполнять определенные виды работ, оказывающие влияние на безопасное строительство объектов.
При этом оговаривается, что:
• индивидуальный предприниматель, возглавляющий строительную фирму, должен иметь высшее или средне-специальное образование соответственно профилю деятельности своей фирмы для выполнения тех видов работ, влияющих на безопасность возведенных объектов капитального строительства. Кроме этого, индивидуальный предприниматель должен уметь самостоятельно выполнять строительные работы различного характера, и иметь стаж работы по профильной специальности не меньше, чем в 5 лет.
Где получить разрешение на капитальное строительство?
• количество работников, имеющих соответствующее образование должно быть не менее 3 – с высшим, и не менее 5 – со средне-специальным образованием, а стаж работы таких сотрудников должен составлять не менее 3 и 5 лет соответственно.
• индивидуальный предприниматель и его сотрудники обязаны повышать свою квалификацию хотя бы 1 раз в 5 лет.
Также необходимо отметить, что допуск СРО в строительстве (лицензия) на выдается только тем строительным компаниям, которые уже имеют членство в данной организации.
До 1 января 2010 года строительные компании могли работать на основании действующей лицензии на строительство, а также на основании свидетельства о допуске, полученного в СРО, членами которой они уже являются.
На сегодняшний момент, если деятельность строительной компании подпадает под установленные Правила о саморегулировании (см. Приказ Минрегиона РФ от 9 декабря 2008 г. № 274), то с 1 января 2010 года строительная лицензия будет выдаваться только тем фирмам, которые имеют членство в СРО. То есть, право на строительную деятельность будут иметь только те предприятия, у которых имеется свидетельство о допуске к работам. В противном случае, деятельность строительных фирм без свидетельства о допуске будет рассматриваться как незаконная.
В случае, если действие строительной лицензии приостановлено в связи с истечением срока, то фирме придется получить свидетельство о допуске – и как можно скорее, поскольку в этом случае ее деятельность также будет считаться незаконной.
Когда необходимо получение свидетельства о допуске (или лицензии на строительство)?
Свидетельство может быть получено в следующих случаях:
• На строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, подпадающих под определение сооружений капитального строительства, влияющих на безопасность объектов строительства
Как получить разрешение на строительство через МФЦ
• На работы по инженерным изысканиям, влияющим на безопасность капитального строительства объектов
• На подготовку проектной документации, где имеются такие виды работ, влияющие на безопасность возведения сооружений капитального строительства.
Как долго действует свидетельство о допуске к строительным работам?
Каков его срок действия, и имеется ли территориальное разграничение у Свидетельства, обозначено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ст. 55.8, п.9), в соответствии с которым лицензия на строительные работы, влияющие так или иначе на безопасность возведения объектов капитального строительства, должна выдаваться СРО без срока действия, и на всей территории РФ.
В каких случаях может быть прекращено действие свидетельства (лицензии)?
Сюда входят следующие причины:
• Если строительная компания выходит из состава СРО строителей;
• Если компания уже имеет свидетельство о допуске к строительным работам такого же характера, полученное в другой саморегулируемой организации;
• Если компания не устранила выявленные нарушения, а действие свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность сооружений капитального строительства, приостанавливается;
• В ходе судебных решений и в случае принятия мер по дисциплинарному взысканию по отношению к деятельности строительной компании.
Архитектурно-градостроительное решение (АГР). Подготовка и согласование
Архитектурно-градостроительное решение АГР объекта капитального строительства – это многосоставной документ в виде буклета, который разрабатывается с учетом особенностей градостроительной деятельности без которого невозможно получить разрешение на строительство или реконструкцию объекта недвижимости в Москве. Документ представляет собой буклет архитектурных решений, чертежей, планировочных решений, внешней и внутренней организации объекта недвижимости, а также внешнего вида и цвета объекта с целью сохранения архитектурно-художественного облика столицы.
Свяжитесь с нами через WhatsApp +7 (931) 111-31-33, позвоните +7 (499) 685-98-95. Мы сразу ответим на Ваши вопросы и бесплатно проконсультируем.
Архитектурно-градостроительное решение (АГР) объекта капитального строительства.
Данный документ разрабатывается и применяется в сфере градостроительства и архитектуры г. Москвы. Разработку, подготовку и согласование архитектурно-градостроительного решения АГР регламентирует Постановление Правительства Москвы №284 от от 30 апреля 2013 года «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в г. Москве» с соответствующими изменениями и дополнениями на сегодняшнюю дату. Аббревиатура АГР расшифровывается соответственно как архитектурно-градостроительное решение. Документ представляет из себя буклет включающий архитектурные чертежи, графические материалы внешнего вида и схему планировочной организации земельного участка (посадку здания на ЗУ в его границах) с учетом создания гармоничной, благоустроенной и комфортной городской среды.
Архитектурно-градостроительное решение (АГР). В каких случаях нужен этот документ?
Разработка АГР требуется, если вы собираетесь:
- строить новое здание за исключением строений до 1500 кв.м. и высотностью меньше 2 этажей, которые не предназначены для проживания или производственной деятельности и находящиеся за пределами ЦАО и вне зон расположения объектов культурного наследия, расположенных за пределами улиц городского или районного назначения;
- реконструировать объект недвижимости за исключением строений до 1500 кв.м. и высотностью меньше 2 этажей, которые не предназначены для проживания или производственной деятельности и находящиеся за пределами ЦАО и вне зон расположения объектов культурного наследия, расположенных за пределами улиц городского или районного назначения с учетом сохранения внешнего облика строения;
- начать строительство или реконструкцию с исключениями аналогично указанных выше, но с учетом изменения внешнего облика.
Без разработки АГР и АГО строительство объектов недвижимости в Москве и Московской области невозможно.
На федеральном уровне разработку и согласование АГР регламентирует статья 48 Градостроительного Кодекса РФ. На уровне субъектов могут быть приняты собственные градостроительные нормы и правила, дополняющие федеральный закон.
АРГ необходимо разрабатывать в первую очередь и само-собой перед подготовкой проектной документации и получению разрешения на строительство, т.к. в проекте уже должны быть отражены принятые и согласованные архитектурные решения, которые разрабатываются на основе утверждённого архитектурного облика.
В Москве требования, предъявляемые к архитектурному облику сооружений (по объектам Москвы документ называется Архитектурно-градостроительное решение объекта недвижимости), особенно строги, т.к. многие здания, улицы и даже целые районы столицы являются историческими или культурными памятниками. Строительство/реконструкция объектов капитального строительства разрешается после многочисленных согласований и получения, разработки большого количества документации, в частности после получения разрешения на реконструкцию или новое строительство .
Согласование АГР – архитектурно-градостроительного решения. Как происходит согласование буклета АГР?
Для получения свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства необходимо оформить заявку через сайт “Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы”. Состав заявки и самого Буклета АГР выглядит примерно так:
- заявление;
- пояснительная записка;
- сведения о параметрах и характеристиках объекта, а также о материалах, которые планируется использовать;
- схема фасадов, детальные планы здания с разрезами;
- ситуационный план и схема планировочной организации земельного участка с организацией транспортного сообщения;
- фотомонтаж и фотоврисовки в отношении будущего объекта;
- трёхмерная цифровая модель будущего здания;
- схема размещения объекта по отношению к другим объектам;
- сведения о количестве этажей, квартир/офисов в здании и др.
Заявка на согласование подаётся в электронном виде от собственника земельного участка. Участок должен стоять на кадастровом учете и иметь необходимые ВРИ и классификаторы целевого назначения использования.
Чтобы получить положительное решение, то есть Свидетельство об утверждении АГР, очень важно правильно подготовить документацию.
Архитектурно-градостроительное решение. Какие требования предъявляются к буклету АГР?
Полномочия по рассмотрению и согласованию архитектурно-градостроительных решений представлены Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы. В части реконструкции объектов культурного наследия или строительства в зоне расположения их подключается Департамент культурного наследия Москвы.
При рассмотрении документов обращают внимание на следующие пункты:
- учтены ли правила застройки и землепользования, действующие на территории города/области;
- соблюдаются ли требования об охране исторического и культурного наследия;
- корректно ли оформлена входящая документация, не содержится ли там сведений, не соответствующих действительности;
- соблюдаются ли нормы безопасности, учтена ли окружающая инфраструктура (дороги, коммуникации или возможность их прокладки);
- не нарушает ли будущий объект эстетическую целостность окружающей среды (вписывается или нет в застройку квартала);
- несоответствие ВРИ участка или целевого назначения использования, ТЭПам строения к которому готовили буклет АГР.
В законодательных и нормативных документах могут быть иные “нюансы” способные повлечь отказ в согласовании, особенно, что касается исторических, “культурных” районов Москвы.
Архитектурно-градостроительное решение. Сроки оформления и согласования АГР.
Подготовка документа занимает в среднем от трех недель до полутора месяца, в зависимости от объёма. Согласование АГР после оформления и подачи заявки занимает:
- 10 рабочих дней – для объектов окружного значения;
- 25 рабочих дней – для объектов городского значения.
Часто этот процесс затягивается на месяцы в связи с допущением ошибок и необходимостью корректировки документации до тех пор, пока она не будет составлена в соответствии со всеми нормами, правилами и требованиями законодательных актов. Срок согласования продлевается автоматически на срок приостановки согласования.
Архитектурно-градостроительное решение. Отказы при согласовании АГР.
Отказы возможны и на практике довольно часты. Основаниями для отказа в согласовании АГР являются:
- запрос и документы не соответствующие требованиям законодательных актов и норм России и Москвы и 284 ППМ;
- ошибки в документах, предоставление документов, утративших силу;
- подача документов неуполномоченным лицом (без нотариальной доверенности);
- несоответствие материалов АГР концепции и требованиям, прописанным в ППМ № 284;
- отрицательное заключение Департамента культурного наследия по материалам АГР;
- ряд других, не входящих в регламентный список причин.
Чтобы избежать отказа, обратитесь в нашу организацию еще на этапе зарождения идеи реконструкции или строительства. Мы поможем грамотно подготовить буклет архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства. Решим вопросы с согласованием, т.к. имеем большой опыт и необходимые административные ресурсы.
Звоните на номер указанный на сайте и запишитесь на бесплатную консультацию или оставьте заявку в форме обратной связи.
ИсточникРиски ведения строительных работ без разрешения на строительство
Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.
Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование, и кто является субъектом данного нарушения.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.
Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.
В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.
Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.
В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.
Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.
На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.
Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо.
Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.
Источник