Получить разрешение на строительство в водоохранной зоне

Содержание

Ширина водоохраной зоны напрямую зависит от протяженности водоема. Например, приобретая участок земли под строительство у ручья длиной не менее 10 км , учитывайте, что она составляет 50 метров , а более 50 км — 200 метров . Если протяженность водоема меньше 10 км , то водоохранная зона совпадает с защитной прибрежной полосой. Выбирая участок на берегу озера или водохранилища, рассчитывайте, что ее радиус составляет 50 метров , а у моря — уже 500 метров .

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Как бы ни был велик соблазн использовать в личных нуждах береговую линию, но делать это категорически запрещено. Любая территория, находящаяся на расстоянии 20 м от воды, является местом общего пользования. Доступ на них ограничивать нельзя, что четко регламентируется статьей 6 Водного кодекса РФ. Все, что находится дальше этого двадцатиметрового участка, можно взять в аренду в соответствии со статьями 30-32,34 Земельного кодекса РФ.

Особенности земельных участков в водоохранных зонах

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся соответствующими органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других, которые постоянно видоизменяются.

Как построить дом у воды, чтобы его не снесли?

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Конференция ЮрКлуба

Но, с другой стороны, если буквально исполнять ФЗ о приватизации, получается, что половина земельных участков какого-нибудь небольшого морского города не могут быть приватизирвоаны вообще! Бедные собственники зданий будут вынуждены платить арендную плату всю жизнь.

Если ваш участок у озера

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Для истока реки, ручья устанавливается радиус водоохранной зоны 50 м. Для водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера либо водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. м, устанавливается ширина 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. А ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м — для уклона до трех градусов и 50 м — для уклона три и более градуса. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особое рыбохозяйственное значение, устанавливается 200 м вне зависимости от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При их отсутствии ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану от загрязнения, засорения и истощения вод.

Правовой режим водоохранной зоны

Помимо запретов, установленных ч. 15 ст. 65 ВК РФ, в ч. 16 определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Аренда береговой полосы водного объекта

Управомочен распоряжаться таким земельными участками, как правило, муниципальный район, то есть районная Администрация. Поэтому если есть необходимость получить в аренду земельный участок, находящийся в границах береговой полосы водного объекта, то нужно посмотреть административный регламент Вашего муниципального образования.

Участок в водоохранной зоне: особенности и ограничения

В последнее время приобретает популярность покупка земельных участков за городом. И, конечно, многие мечтают не просто о загородном доме, а об участке на берегу реки, озера или другого водоема. Однако в этом случае можно столкнуться с вопросами по строительству дома в водоохранной зоне. Мы поможем с ответами и сорентируем, как лучше поступить.

Аренда земли в водоохранной зоне

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Аренда земли в водоохранной зоне

Рассматриваемая категория земельных участков, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию; факт резервирования земельных участков в соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Прокуратура разъясняет

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Аренда земли в водоохранной зоне

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Аренда береговой линии и леса: условия и особенности

Принципиально важным моментом является то, что право на заключение договора аренды лесного участка может быть предоставлено лицу только по итогам проведения аукциона по продаже такого права. Исключения из данного правила установлены лишь в отношении указанных выше видов использования лесных участков, а также в отношении использования лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аренда земли в водоохранной зоне

После вступления в силу нового Водного кодекса РФ с 1 января 2007 года произошел ряд существенных изменений. Главные из них заключаются в отмене запретов на строительство в водоохранной зоне и введении частной собственности на пруды и обводненные карьеры.

Источник: russianjurist.ru

Санитарно-защитная зона для очистных сооружений

Бытовые стоки несут опасность для источников водоснабжения и окружающей среды. Именно поэтому появилось такое понятие как — охранная зона сетей канализации. В СНиПе прописаны размеры охраняемой территории и параметры обозначения. Эта территория служит не только для защиты воды и почвы, но и для защиты канализационного трубопровода от повреждений.

Поэтому в охранной зоне запрещены: строительство, посадка деревьев и прочие работы. Иногда можно видеть табличку с надписью о том, что здесь расположена охранная зона, например электрокабеля. В этой зоне запрещен любой вид земельных работ.

Охранная зона канализации, в отличии от кабелей связи или электричества, почему то не имеет визуального обозначения. Возможно это следствие недоработки законодателей, однако законом предусмотрена ответственность за повреждение канализационных систем (статья 7.7 КоАПП) в виде солидных штрафов. А если повреждение канализационной системы приведет к заражению почвы или питьевой воды, то возможно и заведение уголовного дела на виновника аварии.

Общее понятие — охранная зона сетей канализации

Охранной зоной называют территорию окружающую какие либо коммуникации, в нашем случае — наружная канализация. В пределах этой территории не стоит совершать такие действия как:

  • высадка зеленых насаждений;
  • складирование стройматериалов;
  • складирование мусора;
  • земляные работы — ямы, траншеи и т.п. ;
  • срез или подсыпка грунта;
  • строительство;
  • самовольное строительство дорожного полотна, даже временного из бетонных плит;
  • загромождение свободного проезда к коммуникациям.

Границу охранной зоны определяет министерство по защите окружающей среды, а точные данные можно узнать в местном отделе отвечающим за водоотведение.


Очистка стоков в водоохранной зоне: можно ли здесь устанавливать ЛОС и что говорит об этом закон?

Проще всего тем, кто купил домик у воды в коттеджном поселке. Как правило, там смонтирована общая канализационная сеть, имеющая выпуск в центральный коллектор. Владельцам же частных домов, построенных в водоохранной зоне, придется задуматься над тем, какую именно установку для очистки стоков использовать

Сегодня в России существует несколько моделей локальных очистных сооружений (ЛОС), производители которых заявляют о том, что после их установки допускается сброс очищенной воды в реки и водоемы. Это так называемые системы глубокой биологической очистки.

Однако, как показывает практика, использование ЛОС разрешено далеко не везде, и некоторые СЭС не дают добро на их применение. Так что прежде, чем покупать какую-либо систему очистки для эксплуатации в водоохранной зоне, следует обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора района), чтобы получить то или иное предписание СЭС.

Не будем забывать о том, что системы глубокой биологической очистки освобождают стоки от основной органики (согласно ст. 60 ВК РФ такой обработки недостаточно), но не от микроорганизмов типа колиформных бактерий, уничтожаемых только двумя способами: или хлорированием воды, или воздействием ультрафиолета.

Поэтому практически в 90% случаев строительства в зонах водных объектов сброс на рельеф стоков без дополнительного хлорирования и обработки ультрафиолетом запрещен. Хлораторы представляют собой емкости, куда впрыскивается хлор или его соединения. В системах с применением ультрафиолета используется мощная УФ-лампа, излучение которой убивает микроорганизмы, вызывающие ряд опасных заболеваний. Однако даже хлорирование и очистка УФ-лучами не всегда устраивают СЭС.

Наиболее жесткие санитарные требования предъявляются к ЛОС на участках, признанных особо охраняемыми водными объектами (имеющих важное природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение). На таких территориях разрешается установка септиков только закрытого типа, то есть все стоки должны поступать в герметичный отстойник и регулярно вывозиться ассенизационной машиной. Конечно, это крайне неудобно. Во-первых, надо иметь достаточно большой по объему септик (6–8 м3), а во-вторых, постоянно следить за его наполнением и своевременным вывозом стоков.

Бесспорно, полностью избежать неудобств не удастся, но зато можно их значительно снизить. Для этого следует сделать из дома не единый выпуск в канализацию, а разделить стоки на два потока («серый» и «черный»), поскольку СЭС в основном обращает внимание на очистку фекальных вод. От унитаза по отдельной трубе фекальные стоки будут отводиться в герметичный септик, а все остальные бытовые стоки (от мойки, ванны, умывальника и т. д.) будут поступать в ЛОС, что допускается в водоохранных зонах. Из унитаза за один раз выливается до 7 л воды, поэтому двух-четырехкубового септика (при постоянном проживании 3–4 человек) хватит на 2–3 недели, а не на 3–4 дня, если бы все стоки направлялись в септик

Размер охранной зоны

Знания нормативных требований потребуется при проведении монтажа канализационной системы. Владельцы частных домов чаще такие работы выполняют самостоятельно, однако это не освобождает их от соблюдения порядка и норм регулируемых в СНиП.

  1. СП 40 – 108 – 2006;
  2. СНиП 3.05.04-85;
  3. СНиП 2.05.06-86.

В СНиПе указаны общие правила и требования, для определения более точных границ следует обратиться в местную администрацию. Охранная зона любой канализации, будь то напорная или самотечная, ограничена пятью метрами с каждой стороны трубопровода.

Расстояние измеряют от боковых сторон трубы. В правилах прописаны и особые условия, при которых размер охранных зон увеличивается до 10 метров в каждую сторону.

К особым условиям относится:

  • сейсмически опасные районы;
  • регионы с низкими температурами воздуха и почвы;
  • районы с влажными и слабыми грунтами.

Расстояние до источников воды

При повреждении трубопровода наружной канализации вылившиеся стоки могут попасть не только в почву, но и в водные источники. Поэтому в СНиП предусмотрены не только ограничения по расположению канализационных систем от дорог, зданий и т.п., но и на каком расстоянии водоотвод должен находиться от рек, озер, водопровода.

Читайте также:  Нормы строительства газовой котельной для частного дома

Канализационные трубы должны проходить не ближе:

  1. 250 метров от рек;
  2. 100 м. от озера;
  3. 50 м от подземного источника;
  4. 10 метров от водопровода при диаметре трубы до 1 м, при диаметре больше метра — 20 м;
  5. 50 метров независимо от диаметра, если грунт на участке переувлажненный.

На заметку! Во избежание ошибок при определении охранной и санитарной зоны канализации, увеличивайте расстояние на 10 % от нормативных.

Что такое санитарно-защитная зона

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это участок территории, на которой построены локальные очистные сооружения (ЛОС). Их площадь рассчитывается по возможной степени распыления (рассеивания) вредных веществ, находящихся в канализационных стоках. Чем больше выбросы, тем шире зона. СЗЗ канализационных очистных сооружений по нормативам СанПиН определяется также из расчета типа ЛОС – открытого или закрытого. Дополнительно учитывается вид установленного оборудования.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, отделяющая жилую территорию от промышленных объектов. Введение разрыва вызвано необходимостью защиты места проживания от вредного воздействия промышленных предприятий. Факторами вредного влияния являются шум, пыль, вибрации, газообразные и жидкие выбросы.

Основная задача СЗЗ — это снижение негативного влияния физических, химических и биологических факторов, возникающих при работе предприятия, и доведение степени ПДК и ПДУ до требований, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В СЗЗ очистных сооружений не допускается размещать территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилую застройку, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ, а также др.).

В санитарно-защитной зоне промышленного типа нельзя организовывать производства пищевой и фармацевтической направленности, строить склады, где хранятся пищевые и лекарственные товары, сырье и полуфабрикаты. Нельзя сооружать водопроводные комплексы, где производится забор, очистка и хранение воды.

Как не повредить канализационную систему

Все земляные работы необходимо начинать с внимательного осмотра местности. Если вокруг нет запрещающих табличек, определить наличие канализационного трубопровода можно по наличию колодца на котором установлен люк с буквой «К».

Так же не стоит пренебрегать обращением в местную администрацию за планом коммуникаций проходящих в определенном районе. Для работы в охранной зоне необходимо обратиться в соответствующую эксплуатирующую компанию за письменным разрешением. Без такого разрешения любые действия в зоне прохождения канализационных систем незаконны.

Водоохранная зона

Это определенная территория, соответствующая 2-м критериям:

  • Во-первых, это место находится вблизи береговой линии реки, ручья, озера или водохранилища.
  • Во-вторых, в таком районе установлен специальной режим, цель которого – предотвратить загрязнение водных объектов.

Таким образом, во всех загородных домах и коттеджных поселках, находящихся на территории водоохранной зоны, должны быть установлены определенные очистные сооружения. Главные их функции:

  1. своевременное отведение хозяйственно-бытовых сточных вод;
  2. обеспечение благоприятной санитарной обстановки.

Рассмотрим, как этого добиться на территории водоохраной зоны.

Разновидности канализационных сооружений

Накопители

Если ваш участок находится на природоохранной территории, то самым простым решением будет установка накопителя для стоков:

  • Все сточные воды в этом случае поступают в герметичный резервуар, установленный ниже уровня грунта.
  • При наполнении резервуара вы вызываете ассенизационную машину, которая откачивает стоки и увозит их для утилизации промышленным способом.

Достоинство такого решения очевидно: у природоохранных организаций к вам не будет претензий, потому что стоки никак не контактируют с внешней средой. Но есть и минусы:

  • Для обустройства накопителя нужно купить полимерную емкость большого объема (оптимально – чуть больше, чем объем ассенизационной цистерны). Самодельные колодцы из бетона не обеспечивают нужную герметичность, а металлические баки ржавеют, и их приходится менять каждые 5-6 лет.
  • Услуги ассенизаторов стоят дорого. Если в доме постоянно просиживает 3-4 человека, то откачивать накопитель для стоков придется регулярно – раз в 4-6 дней. Так что затраты будут существенными.

Локальные очистные станции

Очистные станции, такие как ТОПАС-С 4 отличаются от обычных септиков, потому в нашей ситуации они могу быть весьма полезны:

  • Для изделий такого типа характерно высокое качество очистки сточных вод. Задействование бактериальных культур и активного ила позволяет эффективно разлагать органические загрязнения, обеспечивая очистку до 96-98%.
  • Устройства отличаются компактными размерами и не требуют проведения большого объёма земляных работ при монтаже. В эксплуатации они тоже очень просты, потому использовать их можно без специальной подготовки – после минимального изучения инструкции.
  • Системы локальной очистки могут работать круглый год. Но если вы планируете использовать их и в зимний период, стоит позаботиться о теплоизоляции: так вы защитите от холода насосное оборудование и бактериальные культуры.

Увы, если дом находится в природоохранной зоне, установка ЛОС может не решить проблем:

  • Даже при использовании комплексной биологической очистки не всегда получается получить разрешение на утилизацию стоков в дренажные канавы или колодцы. С вас могут либо потребовать установить дополнительные очистные сооружения, либо просто запретить сброс стоков под угрозой штрафа.
  • Кроме того, не стоит забывать и об электропитании. Для работы ЛОС необходимо подключение к электрической сети, потому о наличии стабильного источника энергии стоит позаботиться заранее. Без электричества установки работают как обычные накопители стоков, но их небольшой объем здесь выступает ограничивающим фактором.

Требования Водного кодекса

Согласно Водному кодексу РФ (ВК) от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017), при строительстве жилых сооружений в водоохранной зоне необходимо учитывать их влияние на состояние водных объектов и соблюдать нормативы допустимого воздействия на них.

Статья 60 ВК РФ гласит: «При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций»

Источник: ventprofufa.ru

Можно ли бурить скважину в водоохранной зоне

Требования законодательства в области охраны вод при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах, границах водных объектов

Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км – в размере 50 м; от 10 до 50 км – в размере 100 м; от 50 км и более – в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 метров.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Проведение строительных и иных работ в водоохранных зонах в отсутствие согласований с Федеральным агентством по рыболовству на проведение данных работ, а также в отсутствие в конкурсной документации сведений о специальных условиях ведения таких работ не допустимо!

Осуществление деятельности в водоохраной зоне в отсутствие согласования влечет наступление администираивной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде штрафов на должностных лиц — от 8 000 до 12 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 15 000 рублей.

Можно ли бурить скважину в водоохранной зоне

До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 65 Водного кодекса РФ

— Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

— Организация (гражданин, должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта (его водоохранной зоны) с нарушением ограничений деятельности

— Организация (должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за невыполнение требований по оборудованию объектов в границах водоохранных зон сооружениями для охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции )

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 181-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции )

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции )

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Читайте также:  Обследовательские работы при строительстве это

(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

(часть 16 в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

(часть 16.1 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

(часть 16.3 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 416-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная кадастровая палата напомнила, в каких случаях надо оформлять лицензию на пользование подземными водами

Использование подземных вод регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее – Закон № 2395-I). Федеральная кадастровая палата разъяснила 1 , что следует знать владельцам земельных участков при обустройстве колодца или скважины. Физлица – собственники, правообладатели, арендаторы земельных участков могут добывать воду из расположенных на своих участках простых водозаборных сооружений (колодцев и скважин малого диаметра), если подземные воды извлекаются для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки. Лицензия в таких случаях не оформляется. Однако артезианскую скважину физлица не вправе обустраивать, поскольку добыча артезианских вод в обязательном порядке лицензируется.

Палата пояснила, что действующее законодательство не содержит определений понятий «колодец» и «скважина», поэтому данные сооружения рассматриваются как способы обустройства водозабора на участке. Физлицам разрешается строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом закон предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора, при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности (ст. 19 Закона № 2395-I).

Согласно законодательству получение лицензии необходимо, если:

  • объем извлекаемых подземных вод превышает 100 куб. м в сутки;
  • добыча воды ведется в коммерческих целях;
  • источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения.

То есть, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Отмечается, что лицензию на право пользования подземными водами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юрлица (СНТ, ОНТ) и граждане – ИП. Между уполномоченным органом госвласти и пользователем недр заключается договор, на пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения, которое возможно только на платной основе.

Обращается внимание, что с 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, не получившие лицензию с 1 января, могут быть оштрафованы. Размер штрафа может достигать 1 млн руб.

Срок действия лицензии на право добычи подземных вод составляет 25 лет. Для лицензирования скважины в товариществе необходимо представить копию устава товарищества, схемы расположения участка и водозаборных скважин, результаты химического анализа воды, а также паспорт скважины. На лицензированную водозаборную станцию устанавливается счетчик. Налог подлежит взиманию за каждую тысячу кубометров воды. Размер ставки налога различается и зависит от экономического района расположения скважины и водного бассейна.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 3 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ часть 7 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 13 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 14 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

Информация об изменениях:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 3 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 16 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

Читайте также:  Журнал сейсмостойкое строительство безопасность

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

Информация об изменениях:

Часть 16 дополнена пунктом 5 с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Информация об изменениях:

Часть 16.1 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Информация об изменениях:

16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

Информация об изменениях:

Статья 65 дополнена частью 16.3 с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ

16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Информация об изменениях:

Часть 18 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами Статья 66. >>
Особо охраняемые водные объекты
Содержание
Водный кодекс (ВК РФ)

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Водоохранная зона: что можно и что нельзя

Знак водоохранной зоны

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

Схема водоохранной зоны

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Знак водоохранной зоны

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Размер водоохранной
зоны

Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км

50 м
100 м
200 м

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Строительство в водоохранной зоне

Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

Требования к участку

Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

Знак санитарной зоны

  • Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
  • В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
  • Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
  • За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).

Нормы строительства в водоохранной зоне

Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

  • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
  • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
  • устройство собственных очистных сооружений;
  • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Как узнать статус земельного участка

Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:

  1. на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
  2. земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
  3. в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
  4. строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.

Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.

Вот краткая инструкция:

Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.

Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).

Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.

Как изменить границы водоохранной зоны

Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

  • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
  • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
  • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
  • согласуют материалы с территориальным БВУ;
  • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

Штрафные санкции

Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

  • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
  • распашка земель вблизи водных объектов;
  • грунтовые отвалы;
  • выпас/водопой/купание скота и т. д.

В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

Требования и штрафы к колодцам на дачах — разъяснения Кадастровой палаты

Фото: Евгений Леонов/ТАСС

Российские дачники имеют право обустраивать на своих участках колодцы и скважины, глубина которых не превышает 5 м, лицензировать их не надо. Об этом рассказали в пресс-службе Федеральной кадастровой палаты.

Проблема отсутствия центрального водопровода на даче сейчас в большинстве случаев решается с помощью обустройства колодца или скважины на участках. Также дачники могут подключиться к коллективному водопроводу при наличии в садовых и огородных некоммерческих товариществах (СНТ или ОНТ) водозаборной скважины, предназначенной для общего пользования.

Само законодательство не дает определений понятий «колодец» и «скважина» (их можно рассматривать как способы обустройства водозабора на участке), но регламентирует допустимые значения глубины таких водозаборных сооружений.

«Закон устанавливает норму глубины колодца в 5 м, но также предоставляет возможность обустройства более глубокого водозабора при условии, что он не будет достигать месторасположения источника централизованного водоснабжения в данной местности», — пояснили в Кадастровой палате.

Еще одно условие — подземные воды извлекаются исключительно для собственных нужд в объеме не более 100 кубометров в сутки. Лицензия на право пользования недрами физлицам не нужна.

Артезианскую скважину физические лица обустраивать не имеют права. Но такие скважины могут обустраивать садовые и огородные некоммерческие товарищества. Централизованные скважины, включая артезианские, принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

В Кадастровой палате напомнили, что с 1 января 2020 года уплата налога на воду для садовых и огородных товариществ, имеющих водозаборную скважину общего пользования, стала обязательной. Товарищества, которые не получили лицензию, могут быть оштрафованы. Размер штрафа достигает 1 млн руб.

Ранее «РБК-Недвижимость» подробно рассказывала, за что могут оштрафовать дачников. Например, за то, что собственники дач в Московской области не удалили со своего земельного участка борщевик Сосновского, можно получить предупреждение, а затем административный штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Источник: stroitelstvo-gid.ru

Рейтинг
Загрузка ...